Баобаб символ какой страны. Баобаб - необычное дерево африки. Африканские народы почитают баобаб как символ изобилия. Местные жители используют баобаб

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении.

Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности . Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу . Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. ).

См. также

Примечания

  1. Целомудрие // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
  2. Что такое целомудрие? Архивная копия от 22 сентября 2009 на Wayback Machine // Душепопечительная беседа с молодежью, Меноннистская христианская библиотека
  3. «В помощь кающимся», из творений святителя Игнатия Брянчанинова. - Сретенский монастырь, 1999.
  4. Св. Амвросий Медиоланский, О вдовах 23
  5. Катехизис Католической Церкви. Разные виды целомудрия (недоступная ссылка с 11-05-2013 )

В прошлый раз я писала о впечатляющем своими размерами и возрастом дереве – . На другом полушарии есть не менее внушительный аналог – африканский баобаб.

Как известно, Маленький принц – герой всеми любимого литературного произведения Антуана де Сент-Экзюпери ежедневно боролся с ростками баобабов, чтобы те не дай бог не выросли и не разорвали планету на части. Баобабы на самом деле производят столь устрашающее впечатление своими гигантскими размерами, своей невероятной толщиной и причудливой кроной.

По поводу необычного внешнего вида баобабов даже существует легенда, гласящая о том, что однажды между баобабом и богом развернулся какой-то спор, в результате которого, рассерженное божество вырвало дерево из земли и воткнуло обратно вверх корнями. Так за баобабами закрепилась слава дерева, растущего корнями вверх.

Ещё одна особенность баобабов – невероятно толстый ствол, который может достигать в диаметре 4,5 метров. Из-за необычного процесса роста баобабы не имеют годичных колец, поэтому вычислить их возраст затруднительно. Но радиоуглеродный анализ показывает, что баобабы живут тысячелетиями.

И это при том, что растут баобабы в крайне неблагоприятных условиях Африки – здесь засушливые периоды сменяются периодами дождей, поэтому деревья то затопляются, то высыхают. Здесь баобабы подвергаются массовому нашествию микроорганизмов, разрушающих их кору и ствол, а листьями и плодами баобабов кто только не питается – от обезьян и летучих мышей вплоть до человека.

Но баобабы крайне живучие деревья – их кора быстро восстанавливается, они способны расти и цвести даже с практически сгнившей сердцевиной ствола, и даже поваленный или срубленный баобаб способен снова пустить корни и практически восстать из мёртвых. Когда же дерево всё-таки умирает, оно не лежит годами иссохшим бревном, а просто рассыпается на мельчайшие волокна оставляя после себя лишь груду иссохшей древесины. По-моему очень своеобразная и благородная смерть.

Баобабы – это ценнейшее дерево Африки. Мало того, что его плодами, цветками и листьями питается многочисленная местная фауна, местные жители придумали употребление почти всем частям баобаба. Его употребляют в пищу, из него строят жильё, из его волокон плетут циновки и сети, из его коры делают лекарства, клей, мыло, посуду, средство от комаров и ещё много чего.

Также баобабы изображены на гербах нескольких африканских стран.

С борта самолета, летящего по маршруту Москва-Конакри, Африканский континент выглядит весьма многолико. Видишь пески Сахары, среди которых на территории Алжира неожиданно возникают обширные черные пятна - следы французских ядерных испытаний. Затем - Мавритания и живописное атлантическое побережье Сенегала, вызывающие воспоминания об Антуане Сент-Экзюпери с его "Южным почтовым". Остановка в Дакаре, "Маленьком Париже", как называют сенегальскую столицу "белые африканцы" - местные французы. Потом экзотика Гвинеи-Бисау, побережье которой усеяно бесконечными пляжами. И, наконец, Конакри, столица Гвинейской Республики, когда-то прозванная французскими колонистами "Африканской Тулузой". Пролетая над лесами и саваннами можно заметить как красуются гигантские баобабы, древесные символы, оставившие особый след в самосознании африканцев.

В истории и мифологии многих стран Черного континента баобаб олицетворяет жизнь и предстает хранителем земли. Самые старые его экземпляры насчитывают 800 и более лет и достигают почти 25 метров в окружности. Баобаб - единственное дерево в Африке, в котором устраивались склепы для усопших вождей. На другом конце континента, в бассейне реки Замбези, считается, что самое большое в тех местах дерево - "баобаб Чидзере" - это эпический герой, первый местный государственник, собиратель земель нынешних Замбии, Зимбабве и Мозамбика, преобразившийся в древесного богатыря. По легенде Чидзере превратился в дерево с глубокими корнями, так как не хотел покидать свою страну под напором сильного врага.

В Гвинее автору этих строк не раз доводилось слушать рассказы сельских старожилов о том, как от баобаба зависит благополучие племени, которому он "служит", что с этими деревьями связана судьба урожаев, поскольку их стволы могут хранить большие запасы воды. Ислам и христианство не поколебали веры африканцев в мистическую силу баобаба. В Лесной Гвинее (западная часть Гвинейской Республики) местные священники-христиане нередко вырезают на стволах баобабов лики Иисуса, которые затем служат иконами, у которых собираются прихожане. Зрелище, надо сказать, очень впечатляющее. При этом Христос, безусловно, считается чернокожим, ведь в эпоху работорговли именно он не допустил гибели десятков миллионов африканцев, позволив части из них выжить на новых землях по ту сторону Атлантики.

Многие марабуты (исламские духовные наставники) также почитают баобаб. Со сбором урожая целые кланы во главе с марабутами устраивают торжественные церемонии, посвященные лесному исполину. Мусульманские иерархи (имамы) обычно относятся к этому весьма толерантно. В трудах историков из дакарского Института фундаментальных исследований Черной Африки сообщается о том, что исламские миссионеры, начавшие проникать на африканский запад с середины VIII века, специально отмечали свои маршруты посадкой баобабов возле деревень, жители которых признавали верховенство Аллаха над традиционными духами.

Местные религиозные культы были столь сильны, что соединившись с каноническим христианством или исламом дали искомый синтез, служащий ныне фундаментом межконфессионального мира. Здесь надо заметить, что для Западной Африки многонациональная Нигерия, раздираемая межрелигиозными распрями, - скорее исключение, подтверждающее правило. Противоборство там все-таки носит в первую очередь межэтнический характер, просто вражда между этносами, исповедующими одну религию, менее заметна для мирового сообщества, чем столкновения мусульман-хауса и христиан-игбо, происходящие в непосредственной близости от крупнейших в Африке районов нефтедобычи.

Однажды гвинейские девушки рассказали мне о колдовской деревне Гранд-Попо в Бенине, пользующейся популярностью и за пределами этой страны, в том числе в соседней Нигерии. За исцелением от самых различных недугов, снятием порчи, "приворотами" и "отворотами" туда приезжают как мусульмане, так и христиане, не говоря уже об ортодоксальных адептах местных культов. Колдуны Гранд-Попо якобы могут исчезать на глазах, перемещаться в другие измерения и т.д. Методики решения личных проблем предлагаются достаточно бесхитростные. Существует, например, весьма любопытный способ "отворота" - надо посадить в два разных сосуда хамелеона и скорпиона и закопать их в одной ямке рядом с домом вашего соперника (соперницы). По законам саванны эти обитатели африканских просторов никогда не должны соприкасаться, они вообще обычно обходят друг друга за километры. Их соединение должно внести полную дисгармонию в жизнь хозяев близлежащего жилища и повернуть на 180 градусов все их личные симпатии и антипатии. Говорят, этот метод многократно успешно испытан на практике.

Особо стоит сказать о бунду, женщинах-колдуньях. Традиция бунду сохранилась в Западной Африке с далекого Средневековья. Эти добрые колдуньи противостоят злым духам и всякой прочей мистической нечисти, которой немало бродит по африканским саваннам. Лично меня вид бунду несколько шокировал. Деревянная маска с изящными чертами лица сочетается с утонченной прической, чем-то напоминающей последние изыски парижских кутюрье. При этом большая коса над головой поддерживается на макушке устремленным ввысь фалоссообразным штырем. Маска необходима, чтобы люди не узнали в колдуньях своих знакомых, ставших посредницами в общении между ними и скрытыми от человеческих глаз и ушей силами добра. Невидимые духи способны донести до бунду идеи и мысли высшего существа в мифологии малинке (этот народ составляет около 20% населения Гвинеи), Маа Ндала, который создал человека именно как своего собеседника. Посвященный Творцом в тайны бытия, Маа передал позднее своим потомкам, людям, а также духам все, что он знал. Человеческая память скоротечна, духи же способны донести через столетия самые сакральные вещи. Бунду предстают как символ женского превосходства, способности материнского начала управлять миром. Поэтому современные гвинейки, при всей своей верности пророку Мухаммаду или Христу, охотно поддерживают эту давнюю традицию. С белыми, правда, о колдовстве предпочитают не говорить. Ведь речь является активным началом магии, и кто знает, как она может повлиять на поведение чужестранцев. Тем более что мифология бунду затрагивает самые сокровенные, самые интимные и романтичные душевные струны.

Символом Африки и ее саванн, баобабы стали в самую загадочную пору ее геологической истории. Лишь 16 процентов территории Африки занимают в наши дни леса. На пустыни приходится 39%, на саванны - 37%. Но так было не всегда. Раскопки показывают, что некогда всю ее территорию покрывали леса. В них обитали древнейшие приматы - общие предки обезьян и людей.

Палеонтологические данные свидетельствуют, что леса Черного континента погибли от огня: по восточной части Африканского кристаллического щита, от низовьев реки Замбези до Аденского залива на Красном , прошел тектонический разлом - Великий Восточно-Африканский рифт. Эта катастрофа планетарного масштаба сопровождалась мощной сейсмической активностью, продолжающейся до современной эпохи. Проходили века, бесплодные лавовые глыбы покрывал скудный почвенный слой, в который вцеплялась корнями трава нарождающихся саванн, ажурные акации и кряжистые баобабы, осваивали новую экосистему. И отряд приматов разделился на предков обезьян и предков людей.

По предположению палеоантрополога Г.П.Матюшина, африканские вулканы в эпоху антропогенеза извергали радиоактивный пепел, что способствовало резкому усилению мутационного процесса.

Несомненно одно: прародина человечества - , ее Великая рифтовая зона, ее саванны. Здесь выявлены наиболее древние костные остатки испопаемых предков человека, наиболее архаичные изделия из камня. Это подтверждается текстами Священного Писания. Место сотворения мира и человека в Библии (судя по современному научному ее переводу) - «поле»: степь, саванна.

Палеонтологические раскопки выявили поразительный факт: первые гоминиды, эти существа, по внешности еще напоминавшие обезьян, были уже людьми по внутренней, духовной своей сути. Им было свойственно чувство прекрасного, они имели представление о геометрических абстракциях. В Олдувайском ущелье (Танзания) раскопан ранний тип жилища - основание ветрового заслона - камни, выложенные в круг (ок. 2 млн. до н.э.). «Когда-то темный и косматый очнулся человеком», - написал Максимилиан Волошин.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.