Денежный ритуал на семь свечей. Еврейский подсвечник: и стиль, и верность иудейским традициям Семисвечник в христианстве

Что такое менора , что она означает и чем отличается от девятисвечника Ханукии?

Иудаизм , как одна из первых религий на земле, способна похвастаться не только богатой историей и традициями, но и, пожалуй, самым обширным набором религиозной атрибутики. Одним из самых узнаваемых иудейских аксессуаров является менора или как его еще называют – семисвечник еврейский . С иврита слово «менора» означает не что иное, как канделябр (светильник).

Распространенное же название семисвечник еврейский появилось благодаря внешнему виду данного светильника: он состоит из семи подсвечников, расположенных в один ряд.

Если вы ищете место, где можно купить семисвечник еврейский , произведенный непосредственно израильскими мастерами, тогда интернет магазин «Красная нить» к вашим услугам! У нас вы можете приобрести любые товары иудаики и еврейской атрибутики , произведенные на Святой земле, и поставляемые покупателям прямой посылкой из Израиля.

Подсвечник еврейский (семисвечник минора) служит главным атрибутом иудаизма, и свои корни берет еще от момента мироздания. Как гласит предание, пояснения по обустройству меноры и ее использованию были переданы Моисею на Синайской горе самим Богом. По значимости древних реликвий менора уступает лишь Ковчегу и Скрижалям Завета. Однако эти важнейшие реликвии всегда были скрыты от посторонних глаз, а любоваться менорой может каждый желающий. С этих пор, семисвечник принято считать не только основным символом иудейского народа, но и эмблемой государства Израиль.

Изначально менору изготавливали исключительно из золота. Но с момента разрушения Храма место расположения главной меноры определить не удалось, и подсвечник стали отливать из меди или серебра. Сегодня, подсвечник еврейский (семисвечник минора), изготовленный из серебра, способен поразить любого своим богатством, великолепием и духовной чистотой. К слову сказать, за многие века устройство меноры и ее внешний вид не поменялись ни на йоту. Современные семисвечники ничем не отличаются от древних экземпляров и могут разниться, разве что, размером и материалом изготовления. Сейчас принято использовать серебро.

Сила меноры и ее значение для еврейского народа определяется, во многом, цифрой семь, которая лежит в ее основе. Еврейская философия утверждает, что именно семерка несет гармонию, ведь как раз из семи дней состоял цикл мироздания, последним из которых была священная Суббота. Кроме того, менора напоминает своим внешним видом Древо Жизни , которое возрастало в Раю. В каббалистическом учении менора является символом продления жизни и сильным оберегом.

Наряду с храмовой менорой широкое распространение получила ханукальная менора или ханукия. Ханукия состоит не из семи, а из девяти подсвечников, один из которых необходим для зажигания восьми оставшихся, которые олицетворяют восьмидневное чудо, которое произошло при строении второго Иерусалимского Храма.

Устройство ханукии не имеет строгой регламентации, однако необходимо следить чтобы восемь светильников располагались на одном уровне деаятисвечника а девятая свеча слуга "Шамаш" была чуть выше ряда.
Материалы для ханукии могут быть самыми разными например дерево, медь или серебро. Очень часто ханукии украшаются драгоценными камнями и минералами, что повышает их эстетическую привлекательность.

Если вам необходимо купить еврейский семисвечник менору , выполненный по всем канонам иудаизмаопытными мастерами из высокопробных материалов как серебро тогда сделайте заказ в интернет магазине «Красная нить» .

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).

Подсвечник - источник радости, потому что в нем будут стоять свечи, несущие огонь. Это не коптящие масляные лампы, а живое пламя, олицетворяющее то, что мир не умер. У евреев подсвечники особой формы, поэтому еврейский подсвечник на 7 рожков, прежде всего, символ особого духовного совершенства. Называется он менорой: о нем еще в библии написано, что тоже символично.

Сам Моисей преподал урок изготовления такого чуда:

  1. Сделай золотой светильник чеканным методом.
  2. Он должен напоминать стебель ветвистого дерева.
  3. Верхушка – чашечки.
  4. Украшения – яблоки и цветы.
  5. Шесть ветвей – из боков, по три из каждого, а седьмой – ствол.

Еврейский светильник: табу-атрибуты

Шесть чашечек подсвечника должны напоминать цвет миндального дерева. На стебле – миндальный цветок. Все цветки украшать яблоками и другими бутонами. Яблоко располагается под двумя цветками.

Это табу-атрибуты, но ничего страшного, если еще кое-какие украшения дополнят то, что будет освещать путь иудею.

Менора: история жизни древнего подсвечника

Сначала такие подсвечники использовались при богослужениях: на их ветвях размещались лампады, но вскоре их заменили на восковые свечи. Возможно, что древообразная Менора и ее украшение-растительность символизировали сотворение мира и 7 планет, которые на момент образования еврейского государства уже были знакомы иудейскому народу. Простояла Менора внутри Иерусалимского храма довольно долго, но после победы Римской империи храм был разграблен, а подсвечник похищен.

Правда, рельефная арка, воздвигнутая в честь Тита-императора выдает нам, кто был тем вором, не стыдящимся хвалиться добычей на заседании римского Форума. Средние века Менору не изменили, однако, перевели в разряд символов еврейского народа. Так она стала эмблемой тех, кто принимал иудейскую веру. Существует предание: маккавеи, боровшиеся за свою свободу, зажгли свою менору, так горела ровно 8 дней в иудейском храме.

Ханука – еврейский подсвечник наших дней

У хануки 8 свечей, причем ствол его без свечи, так как заканчивается какой-то фигурой, например женской, но с головой божества или еврейской шестиконечной звездой.

Есть и девятиголовая ханука, на ней находится свеча шаммаш, то есть слуга солнца. Это она зажигается первой, а затем от нее зажигают другие свечи. Такое подобие встречается в православной церкви, вот только свечи располагаются по кругу, а не в ряд, как у иудеев.

Семисвечник - Менора - золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» - на иврите «светильник» ). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три - с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9 ). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме , семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня - точно не известно, однако, согласно мидрашу , еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже ). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

История семисвечника - Меноры

Согласно книге Шмот (Исход) , золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы - Менора - был создан во время строительства Переносного Храма - Мишкана (он же Скиния Завета ). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон , каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило . Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей (Млахим I, 7:29 ), в Первом Храме - Храме царя Шломо - было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу - незадолго до разрушения Первого Храма - Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем - и золотую Менору.

В Мишне (трактат Хагига, 3:8 ) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира» ), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена?

Приведем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40 ).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях - указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» - это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям - крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» - «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре - с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог , например, изготавливают светильники с другим количеством лампад - большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами - Ханукию .

Символическое значение Меноры

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине - Земля Израиля - Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная - ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота - стоит как бы отдельно, обособленно, она - цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней - будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир , мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, - испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

На многих старинных зданиях Израиля и археологических находках можно встретить символ еврейского народа. Менора - это золотой подсвечник на семь свечей, который был важнейшей принадлежностью Скинии, а со временем и Иерусалимского храма. Символизировал присутствие Господа среди людей. Сегодня изображение знака является распространенной эмблемой.

История семисвечника

Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:

  • ствол по центру с основанием;
  • от него отходило по 3 ветви в две стороны - каждая членилась двумя и завершалась своеобразными емкостями, которые называются гвиим;
  • эти чашечки в виде бокалов - скульптурные изображения завязей плода и цветка;
  • горелки снимались;
  • лампады направлены к центру.

Всего реликвия имела гвиим, завязей и цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:

  • высота - ладоней, что составляет 1,33-1,73 м;
  • ножки в качестве основания длиною в 3 ладони;
  • ширина - 9 ладоней.

В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.

Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа - цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.

Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Ее история неоднозначна.

Период Первого Храма

В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.

Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами. Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища.

В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.

Времена Второго Храма

Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна - другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.

За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.

Зажигание лампад

В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.

  1. С вечера в чашечки наливали масло, количество которого было всегда одним и тем же - половина лога. Его хватало на наиболее длинные ночи. Если они были короткими, то масло оставалось на утро.
  2. Семисвечник должен был гореть целую ночь, поэтому первосвященник зажигал его в сумерки, а утром чистил горелки.
  3. Две крайних лампады с запада должны гореть до завершения утренней службы. Во Втором Храме 3 свечи были зажженными и днем.

Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».

Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.

Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим

Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.

Использование символа

После развала храма семисвечник потерял свое практическое значение. Запрещалось делать точные его копии в качестве других храмовых принадлежностей. Поэтому позднее появились другие виды светильников - без сложных элементов декора, с 4, 6 или 9 ветвями.

Наиболее точное изображение меноры, которое сохранилось до теперешнего времени, можно встретить на знаменитой арке Тита, которая находится в Риме. Она была сооружена при царе Домициане. По центру на барельефе изображены пленные, несущие семисвечник. Это изображение - основа символа, присутствующего на гербе Израиля.

Описание меноры в Библии

Некоторые исследователи находят в знаке отличия от меноры, которая описана в Библии. Ими выдвинуто предположение, что римляне заполучили не известный семисвечник, а другой светильник храма. Критики этой версии говорят о таких возможных причинах происхождения отличий:

  • основание реликвии было повреждено и заменено;
  • художник изображал ее по памяти.

Еврейские корни знака

Евреи выбрали символ, чтобы отметить свою религиозную и национальную принадлежность. Менору используют в качестве опознавательного знака иудаизма, как крест у христиан. Исследователи указывают на разные причины выбора изображения семисвечника как символа евреев.

  1. Менора - единая храмовая принадлежность, изготовлена из одного куска золота.
  2. Предмет имеет большое символическое значение. Уступает только Ковчегу, предназначенному для хранения Скрижалей Завета. Его скрывали от посторонних глаз. А семисвечник могли видеть все.
  3. Реликвию создал сам Всевышний. Это единственное храмовое имущество, полученное в результате чуда.
  4. Светильник не использовали в языческих ритуалах.
  5. Свечам в этой религии отводится особое место.

Применение в давний период

На давних захоронениях еврейского народа всегда встречается знак Меноры. Такие подсвечники найдены при раскопках храмов древней Сирии и Ханаана. Они принадлежат к периоду, который датируется XVIII-XV веками до н. э. Но предметы были из глины, имели 7 чаш и в большинстве случаев у них отсутствовала ножка.

Подтверждением того, что меноры появилась очень давно, являются ассирийские печати родом из Каппадокии с нанесенным символом. До этого многие поддавали сомнению утверждение о том, что семисвечник принадлежит периоду не ранее V или IV веков. Изображения символа встречаются также на таких предметах:

  • Антигона - 37 год до н. э.;
  • часть штукатурки 37-4 года до н. э. - найдена в Верхнем иерусалимском городе;
  • солнечные часы I века н. э. - раскопаны около Храмовой горы;
  • лампы из глины 70-130 годов до н. э. - найдены в результате археологического исследования Древнего Хеврона.

Детали изображений отличаются. Общими являются три элемента - ствол, основание, 6 ветвей. Ранние символы имеют бокалы, расположенные на одном уровне или в виде дуги. Поздние - планку, которая соединяет ветви и предназначена для горелок.

Со II века еврейский народ использовал символ для украшения стен гробниц, саркофагов. Его также изображали на полах синагог, фресках, росписях. Из-за своего мистического значения рисунок наносили на емкости из стекла, талисманы, печатки и т. д.

В Средние века семисвечник используют в качестве элемента рукописей, окладов. Позднее символ использовали, как рисунок для Мизрах. Его применяли для декорирования Ковчега. На талисманы наносят 7 слов или столько же стихов в виде подсвечника.

Настоящее время

Изображение меноры сегодня наиболее распространенный символ евреев. Он встречается на синагогах, в витражах, разных архитектурных зданиях. Им украшают футляр Торы, Ковчега. Знак наносят на монеты, марки, сувениры. Семисвечник является основным элементом израильского герба, потому что он истинно отражает принадлежность к еврейскому народу.

В 1956 году парламент Британии подарил скульптуру в виде меноры. Она имеет 5 м в высоту, отлита из бронзы. Размещена возле входа в Кнессета в Иерусалиме. В этом здании также есть мозаика на стене, элементом которой является светильник.

Значение меноры

Исследователи указывают на символичность каждого элемента реликвии. Некоторые говорят только о его эстетическом значении. На этот счет существуют разные мнения.

  1. Семисвечник - олицетворение науки, корни которой стоит искать в Торе.
  2. Менора указывает на человека, который может принимать Божественный свет, используя Тору. Поэтому высота этой храмовой принадлежности достигала его роста.
  3. Реликвия символизировала веру в приход Мессии.
  4. Светильник означает многообразность человеческой природы. Все люди имеют общие истоки и цели, но для их достижения выбирают разные пути.
  5. Ветви символизируют Иногда менору трактуют как перевернутое дерево, которое питается с помощью небес.
  6. Огонь меноры указывает на нужду человечества в свете не только сверху, но и снизу. Каждый должен вносить свою мудрость в окружающий мир.

Части меноры с названиями

Основное значение семисвечника в иудаизме - божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Число 7 у евреев - это гармония сил мироздания. Означает полноту и завершенность дней творения мира.

У каббалистов семисвечник имеет мистическое значение. Они считают, что символ обеспечивает надежную защиту от нечистых сил.

Ханукия

Светильник, имеющий 9 ветвей, называется Ханукия. Ее зажигают на протяжении 8 дней праздника Ханука. В давние времена чаши наполняли маслом, теперь используют свечи. Восемь светильников символизируют чудо, когда Маккавеи одержали победу над греками. Девятый – используется для зажигания других.

Первые экземпляры Ханукии были выполнены так, что их подвешивали на стену. Светильники находились на одном уровне. Сегодня встречаются разные формы. Появилась традиция зажигать Ханукии в синагоге. Евреи считают, что делают они это в пользу бедных или тех, кто не смог прийти. Со временем такие светильники появились в домах.

Светильник в христианстве

В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:

  • символ меноры Скинии и Храма;
  • Дух Святой.

Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.

Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.

Большая менора в храме

Соединение знаков имеет два объяснения:

  • предметы принадлежали обращенным евреям;
  • христиане перенесли символику на новую веру.

Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.