Голосеменные растения получили такое название потому что. Почему голосеменные относятся к высшим семенным растениям. Знаете ли вы, что

Голосеменные растения появились на земле задолго до появления покрытосеменных. Они отличаются наличием семязачатков, из которых формируется семя. Последнее не защищено плодом, а в процессе развития не окружено цветком. Отсюда понятно, почему голосеменные получили такое название.

Происхождение

В позднем девоне от папоротников отделилась группа растений, которые стали самыми простыми представителями нового отдела. К концу палеозоя они пережили свой расцвет, вытеснив с лидирующих позиций споровые.

Со временем лидирующие позиции на планете стали занимать покрытосеменные. Сохранившиеся голосеменные - лишь незначительная часть существовавшего ранее видового разнообразия.

Отличительные особенности

У покрытосеменных растений семена развиваются из завязи, а у голосеменных - из семяпочки. Последние покрыты тончайшими чешуйками и присоединены к стержню. Из строения репродуктивной системы видно, почему отдел голосеменных получил такое название.

  • Представлены только древесными формами: лианы, кусты и деревья. Посмотрев на распиленный ствол, можно увидеть зоны: сердцевину, древесину и кору.
  • Разнообразие форм и строения листовых пластин: от иголок до пальмоподобных.
  • Развитая корневая система. Некоторые виды имеют микоризу.
  • Размножаются семенами, состоящими из зародыша и большого запаса питательных веществ.
  • Спорофит - господствующая форма. Гаметофиты развиваются на нем.

Структура отдела

  • Класс Саговниковые.
  • Класс Гинкговые.
  • Класс Гнетовые.
  • Класс Хвойные.

Если первые три класса представлены единичными представителями, сохранившимися до наших дней, то последний является самым распространенным и известным. К нему относятся такие растения, как сосна, можжевельник, ель, пихта, лиственница и пр.
Отличительные черты хвойных деревьев:

  • Корневая система - стержневая с боковыми ответвлениями. Помимо длинных есть и небольшие. Последние разветвляются на множество придатков и содержат микоризу.
  • Структура ствола на срезе: сердцевина - внутри, снаружи - кора, а между ними - древесина.
  • Наличие смоляных ходов в коре и древесном слое. Они выстланы секретирующими клетками, выделяющими в просвет эфирные масла и смолы.
  • Годовые кольца прироста образуются в результате разной интенсивности прироста древесины зимой и летом. Количество колец соответствует возрасту растения.
  • Листовые пластинки могут быть разными. У листопадных деревьев - плоской формы и мягкие. У остальных - жесткие, в форме иголок различной длины.
  • Североамериканская болотная сосна имеет иголки длиной 0,45 м. Сохранить форму им помогают несколько слоев толстостенных клеток, выполняющих роль экзоскелета. Для уменьшения транспирации устьица находятся в глубине листовой пластинки.

Размножение

  • Мужской гаметофит у голосеменных представлен пыльцой, а женский - яйцеклеткой и эндоспермом.
  • Пыльца переносится ветром на шишку и прилипает к ней благодаря смоле.
  • Мужской гаметофит прорастает, и спермий по пыльцевой трубке попадает в яйцеклетку. Этот процесс может длиться до 14 месяцев.
  • Запечатанная смолой оплодотворенная шишка растет, зеленеет, а затем становится твердой коричневой.
  • Зигота - результат соединения яйцеклетки и спермия. У нее диплоидный хромосомный набор.
  • Из семязачатка развивается семя, у которого есть запас питательных веществ. Все это окружено оболочками, выполняющими защитную функцию.
  • Созревание семян происходит в течение 18 месяцев, а высыпание еще через полгода. Таким образом, с момента оплодотворения до переноса семени на новое место проходит около двух лет.

Семя предназначено для защиты зародыша от внешних воздействий (холода, засухи и пр.) и обеспечения питанием в самом начале развития до формирования корневой системы.

Спора состоит из одной клетки, а семя - из множества. Последнее имеет разную природу своих частей:

  • Гаплоидный эндосперм из гаметофита женского организма.
  • Диплоидный зародыш.
  • Диплоидная кожура из материнского спорофита.

Роль в природе

Не менее важная роль и в питании ряда животных: от мелких грызунов до птиц. Семена хвойных служат в зимнее время составной частью рациона мелких таежных животных.

Хозяйственное значение

  • Производство бумаги из хвойных пород.
  • Скипидар, канифоль и ацетатное волокно из сосны.
  • Кораблестроение. В настоящее время не так актуально, но раньше из длинных стволов сосен делали корпуса судов.
  • Лиственница - устойчивый к действию влаги строительный и отделочный материал.
  • Тис и кипарис - материал, в котором нет смоляных каналов.
  • Из секвойи получают очень долговечный строительный и отделочный материал. Возраст деревьев достигает нескольких тысяч лет, а высота - сотни метров. Известна она под названием "красное дерево".
  • Из кедровых орешков производят масло. Они пригодны и для непосредственного употребления в пищу.
  • Сердцевина стволов саговниковых является основой для приготовления саго. Известны эти деревья и под другим названием - "хлебное дерево", поскольку центральная часть ствола богата крахмалом. Семена саговниковых съедобны и являются компонентом некоторых блюд.
  • Шишки можжевельника используются для приготовления лекарственных средств. Используются они и в народной медицине.
  • Эфирное масло можжевельника обладает бактерицидными свойствами и используется для очищения воздуха.

Изучив строение и размножение данного отряда, можно ответить, почему голосеменные получили такое название.

Голосеменные относятся к семенным растениям. В отличие от покрытосеменных они не образуют цветков и плодов, а их семена лежат «голо» на внутренних сторонах чешуек шишек. Шишка является видоизмененным побегом с чешуевидными листьями.

Для хвойных характерны особенные листья, которые называют хвоей. Они похожи на иголки, покрыты кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Всё это служит приспособлением для уменьшения испарения. В среднем каждая хвоинка живет несколько лет.

Ткани стебля голосеменных лучше дифференцированы, чем у папоротников. Есть кора и древесина, однако сердцевина слабо выражена, а проводящая ткань состоит из трахеид. У голосеменных развит камбий и вторичная древесина, поэтому их стволы достигают существенных размеров.

У хвойных деревьев в стволах есть смоляные ходы. Это межклеточные полости, в которые выстилающими их клетками выделяются смолы и эфирные масла. Эти вещества препятствуют проникновению насекомых и бактерий.

В отличие от высших споров растений, высшие семенные растения (голосеменные и покрытосеменные) в процессе эволюции дальше зашли на сушу. Их процесс размножения не зависти от наличия воды. Так пыльца голосеменных растений переносится ветром, а оплодотворение происходит при помощи пыльцевой трубки.

Сосна

Сосна широко распространена в Северном полушарии, особенно в умеренном климате. Это нетребовательное к почве дерево, но требовательное к свету (является светолюбивым). Сосну можно встретить не только в хвойных лесах, но и на болотах, скалах, песках. При этом в зависимости от условий произрастания, сосна выглядит по-разному. Так в лесу у сосны сильно развивается главный корень, он уходит вглубь. На открытой местности развиваются боковые корни, занимая большую площадь у поверхности. Сосны, растущие в лесу, выше, чем растущие на открытой местности, они достигают высоты около 40 метров. Однако в лесу у сосен нижние ветви отмирают из-за недостатка света. Сосна, растущая на открытой местности, имеет более раскидистую форму, ее ветви начинаются в нижней части ствола.

Длительность жизни сосны около 300 лет.

Размножение сосны

На побегах сосны весной образуются мужские и женские шишки.

Мужские шишки собраны в группы, напоминающие соцветия, имеют желтовато-зеленый цвет и вырастают у основания побегов. В группе мужские шишки находятся близко рядом друг с другом. На нижней стороне каждой чешуйки развивается 2 пыльцевых мешка. В них происходит созревание пыльцы. Пыльца голосеменных гаплоидная, т. е. имеет одинарный набор хромосом. У пыльцевого зерна сосны есть два воздушных мешка. Это является приспособлением для переноса пыльцы ветром.

Женские шишки сосны более крупные, имеют красноватый цвет, растут по отдельности, а не группами. Женские шишки вырастают на верхушках побегов. На каждой чешуйке шишки развивается по 2 семяпочки. Семяпочки по-другому называют семязачатками .

В конце весны или начале лета происходит опыление. Пыльца высыпает из мужских шишек и разносится ветром. При этом некоторые из пыльцевых зерен попадают на чешуйки женских шишек. После этого чешуйки смыкаются и склеиваются смолой.

После опыления женская шишка растет и одревесневает. При этом оплодотворения не происходит. Лишь через год пыльца прорастает и дает начало мужскому гаметофиту. Одна его клетка называется вегетативной , она развивается в пыльцевую трубку. Другая клетка называется генеративной , из нее образуются два спермия. Пыльцу называют микроспорой .

Семяпочка представляет собой макроспору , которая развивается в женский гаметофит, состоящий из яйцеклетки и эндосперма.

По пыльцевой трубке один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, в результате образуется зигота. В дальнейшем из нее развивается зародыш, имеющий корешок, стебелек, несколько семядолей и почечку. Из семязачатка формируется семя.

К концу созревания семени шишки сосны становятся темно-коричневыми. Семена созревают только к осени следующего года. Зимой чешуи шишек расходятся и семена выпадают из них.

Семена сосны имеют крыловидные отростки. Благодаря этому они легко разносятся ветром на большие расстояния.

Ель

В отличие от сосны, ель является теневыносливым растением. Ее крона растет от самого низа ствола и имеет пирамидальную форму. Поэтому еловые леса темные, травы в них почти не растут из-за недостатка света у поверхности земли.

Ель растет на плодородны почвах, в местах с достаточной влажностью.

Корневая система ели располагается ближе к поверхности почвы, хуже развита, чем у сосны. Поэтому ели не выносят сильных ветров, которые могут вырывать из почвы целые еловые посадки.

Если у сосен каждая хвоинка живет несколько лет, то у елей они живут до 9 лет. Хвоинки ели располагаются по одиночке.

Шишки ели более крупные, чем у сосны. Достигают 15 см в длину. Кроме того, от начала появления шишки до ее созревания проходит один год.

Ели живут до 500 лет.

Значение хвойных

Там, где много хвойных и смешанных лесов, существенна их роль в образовании кислорода и органического вещества.

Задерживая таяние снега, хвойные леса обогащают почву влагой.

Сосна выделяет особые летучие вещества, обладающие антибактериальным свойством, - фитонциды.

Велико значение хвойных и в жизни человека. С древних времен человек использует их древесину как строительный материал. Из древесины сосны изготавливали корабли. Древесину секвойи (красное дерево) используют как отделочный материал. Древесина лиственницы отличается устойчивостью к гниению. Из древесины ели изготавливают бумагу.

Хвойные используются в химической промышленности. Так из них получают скипидар, пластмассы, канифоль, лаки, спирты.

Семена сибирской кедровой сосны похожи на орешки. Они употребляются в пищу и из них изготавливают масло.

Шишки можжевельника похожи на ягоды. Их используют как лекарственное средство.

Среди хвойных есть декоративные растения.

Голо-семенные растения (Gymnospermae) — это наземные вечнозеленые растения, реже листо-падные деревья, кустарники, лианы. Голо-семенные растения широко распространены по всему земно-му шару.

Голосеменные растения образуют семена. Семя — это зародышевое растение, снабженное запа-сом питательных веществ и защищенное семенной кожу-рой. Голосеменные имеют хорошо развитые стебли , кор-ни и листья. Стебель (ствол) древесных растений мощ-ный, в основном образован древесиной и лубом. Листья игольчатые или чешуйчатые. Хорошо развитая корневая система прочно удерживает растение в почве.

Ствол (сте-бель)

У большинства хвойных расте-ний есть мощный многолетний сте-бель — ствол, который может очень высоко вынести листья к свету, чтобы не оказаться в тени соседних деревьев.

Внутреннее строение стебля со-ответствует его функциям. В центре стебля расположена сердцеви-на. Снаружи от сердцевины зале-гает древесина. Вокруг древеси-ны в виде цилиндра располагается образовательная ткань камбий.

Камбий

Клетки камбия делятся парал-лельно поверхности ствола. Внутрь ствола (в сторону цен-тра) камбий образует элементы древесины, ближе к перифе-рии — клетки луба (рис. 91).

Древесина

На поперечном срезе ствола видны сменяющие друг друга более темные и более светлые кольца древесины. Темные кольца — это клетки древеси-ны, образовавшиеся в конце лета и осенью, с толстой стенкой и узким просветом. Светлые кольца — участки рыхлой древесины с крупными клетками и широким просветом. Они образуются весной, когда по ра-стущему стеблю идет обильный восходящий ток воды с рас-творенными минеральными веществами. Ежегодно образует-ся по одному светлому и темному кольцу, которые называют-ся годичными кольцами древесины.

Кора

Снаружи стебель покрыт корой, в состав которой входит пробка и луб. Пробка состоит из мертвых клеток, заполнен-ных воздухом. Оболочки клеток пробки пропитаны веще-ствами, отталкивающими влагу и препятствующими размно-жению микроорганизмов.

В коре и древесине хвойных много смоляных ходов — пространств между клетками, заполненных смолой и масла-ми. При повреждении дерева жидкая смола подтекает к ран-ке и загустевает. Так смола защищает внутренние ткани де-ревьев от бактерий и грибов .

Корни

У хвойных хорошо развита корневая система, которая по-зволяет надежно закрепиться в грунте и всасывать из почвы значительное количество воды с растворенными минераль-ными веществами.

Листья

У большинства голосеменных листья игло-видные или чешуевидные (рис. 90). Снаружи листья хвой-ных покрыты покровной тканью. У многих видов покровная ткань листа защищена тонким слоем прозрачного водонепро-ницаемого вещества — кутикулой. Поэтому листья остают-ся зелеными и в зимний период.

Только некоторые хвойные явля-ются листопадными (например, лиственница). У остальных хвоя живет от 3 до 7 лет, опадая и за-меняясь постепенно.

Шишки

Большинство голосеменных растений име-ет шишки. На удлиненной оси шиш-ки расположены чешуи. В пазухах чешуй формируются семена. На чешуях раскрывшихся шишек семена ле-жат открыто, отсюда и название этой группы растений — голосеменные.

У можжевельников чешуи шишки мясистые и срастаются между собой. Такие шишки неточно называют «шишкоягодами». У тисса семена формируются не в шишках, а поодиночке и окружены мясистым чешуевид-ным образованием, по внешне-му виду напоминающим ягоду. Материал с сайта

Под пологом сосновых лесов произрастает можжевельник обыкновенный. В зеленых насаждени-ях городов часто встречаются туя западная, тисс ягодный, разные виды лиственниц.

Цель: познакомить обучающихся с голосеменными растениями.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. Показать значение голосеменных в природе и жизни человека, изучить представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности; на примере сосны и ели рассмотреть условия жизни голосеменных;
  • продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с объектами; продолжить развитие умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Оборудование: рисунки растений разных отделов, коллекции голосеменных растений и их шишек, карточки для деления на группы, ватманы, фломастеры, презентация по теме урока. (проектор один на всю школу, поэтому на урок мне не достался, пришлось по ноутбуку показывать)

Дополнительная информация (для раздачи по командам)

«Разрезанные карточки» для объединения в команды (по 3-4 чел)

Организационный момент:

Создаём рабочие гнёзда, перед уроком [ ?! – В.Б. ] , чтобы сразу начать урок.
Садятся все на свои места.

Изучение нового материала

– Итак. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдела Голосеменные.

Задача нашего урока сегодня – на примере местных видов голосеменных растений познакомиться с особенностями строения и условиями их жизни, выявить черты более сложной организации голосеменных по сравнению со споровыми растениями.

Для того, чтобы начать урок, делимся на группы по карточкам (рисунки сосны, ели, можжевельника, лиственницы). Разделились быстро. Расселись в свои уже подготовленные рабочие гнёзда (сами организовали, кому, куда – фото 6-10).

На столах лежат ватманы, фломастеры. Даю задание назвать свои команды. Почему-то все по рисункам и назвали свои команды «Ель», «Сосна», «Лиственница», «Можжевельник» (последняя у нас не произрастает, поэтому спросили, что это). Записали на ватманах.

Теперь моё вводное слово . Параллельно по ноутбуку шла презентация иллюстраций-слайдов, специально мною подготовленных по теме урока.


Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн лет назад. Расцвет голосеменных пришелся на триасовый период. Судя по ряду признаков в это время на Земле был сухой и холодный период. Именно поэтому голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений. Современные голосеменные растения произошли, возможно, от ныне вымерших голосеменных папоротников. Скорее всего их полностью вытеснили более приспособленные к жизни предки современных голосеменных растений.

Отдел голосеменные растения насчитывает около 700 видов. Несмотря на их небольшое число, современные голосеменные широко распространены по всему земному шару. Среди них наибольшие площади заняты сосной и елью

Высшие наземные растения. Вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники или лианы. Вы все хорошо знаете эти растения и многие из них неоднократно встречали в нашей местности. Это ель, сосна, лиственница, пихта, кедр, можжевельник, кипарис, туя и многие другие. Имеют органы: корень, стебель и листья. Образуют семена, с помощью которых размножаются и распространяются. Свое название получили потому, что их семена лежат открыто (голо) на поверхности чешуи шишек.

Общая характеристика.

Как уже было сказано, отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Жизненная форма голосеменных, в основном, деревья, реже – кустарники и стелющиеся формы растений. Трав среди голосеменных нет. Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода. Голосеменные имеют большое количество черт, характерных для засухоустойчивых растений:

1) небольшая площадь листьев и видоизменение их в хвою,
2) небольшое количество заглубленных устьиц,
3) восковой налет на поверхности хвои –

все это способствует уменьшению испарения влаги.

— Как вы думаете, в чем преимущество голосеменных по сравнению с папоротниками? (наличие семян)

В названии отдела «голосеменные» заключена важная отличительная особенность.
— Ребята, кто может сказать, в чем заключается принципиальное отличие этой группы растений от высших споровых?
(В способе размножения, они размножаются семенами) (слайд 4-6)

Появление семени – важнейший этап в эволюции растений :

1) в отличие от спор в семенах есть запас питательных веществ, необходимый зародышу в первое время его развития
2) внутри семени зародыш защищен от неблагоприятных воздействий
3) оплодотворение не зависит от воды.

А что же такого имеет семя, чего нет у споры?
— спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование
— запас питательных веществ
— зародыш надежно защищен.

Листья у этих растений узкие, игольчатые, так называемая хвоя. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому голосеменные мало испаряют воды.

По форме, размерам, окраске хвои и шишек голосеменные растения различаются между собой.

Все это послужило причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Многообразие голосеменных (слайд 7-12)
Голосеменные включают в себя несколько групп, но по численности и распространению превосходят все другие голосеменные растения хвойные . Их насчитывается около 600 видов.

О бщие признаки хвойных растений

1. Лист – хвоинка.
2. Органы — лист, стебель, корень, семя.
3. Шишка – видоизмененный побег.
4. Нет плода, нет цветка.

Голосеменные растения – это, в основном. древесные формы, имеющие все вегетативные органы – корни, стебли, листья. В их строении имеются приспособления для уменьшения испарения воды (хвоя покрыта толстостенной кожицей, устьиц немного и они находятся в углублении). Корневые системы зависят от условий произрастания растений. И ель, и сосна в своем строении приспособлены к конкретным условиям обитания.

Секвойя из Калифорнии имеет возраст 4900 лет
и высоту 100 м, диаметр ствола — 11 м.

Первое задание : На столе лежат рисунки растений разных отделов:
– Найдите среди них голосеменные, прикрепите на доску.
Вместе проверили, убрали лишние, а на обратной стороне были названия растений, их прикрепили (фото 2,4,5,11,12,14).





Второе задание : Прочитайте в учебнике страницы:
1 группа — с.75-76, сосна,
2 группа — с.76-77, ель,
3 группа — с. 78, лиственница,
4 группа — с.78, можжевельник.



После чтения начинаем игру-загадку «Сколько букв в незнакомом слове». Записали на большом листе несколько вариантов (справились за 5 минут) . Например, в команде «Сосна» было записано: 7, 5 и 10 б [ укв ] .

Теперь команды по очереди отгадывают слова другой команды (фото 16-19). Для этого читают уже и незнакомый текст.





После того, как на большом листе окажутся вписанными все отгадки, выбегают и закрепляют готовый лист с найденными словами (фото 20-22).

Когда все закончили, вместе проверяем, исправляем ошибки. Объясняю незнакомые слова.

Третье задание :Каждой команде через посыльного даю задание – вы должны продолжить предложения.

Вопросы команде «СОСНА»

  1. Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
  2. По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
  3. Хвоинки расположены по две на …(укороченных побегах)
  4. Хвоинки покрыты..(кутикулой)
  5. На песчаных почвах у сосны хорошо развивается… (главный корень)

Вопросы команде «ЕЛЬ»

  1. Ель принадлежит к классу… (хвойные)
  2. У ели шишки кожистые… (висячие)
  3. Латинское название «пицеа», что значит …(смола)
  4. Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
  5. У ели одиночные хвоинки обычно… (четырехгранной) формы.

Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА» и «МОЖЖЕВЕЛЬНИК»

  1. Лиственница переносит городские условия… (хорошо)
  2. Осенью ее хвоя … (опадает)
  3. На укороченных побегах хвоинки …(мягкие) расположены … (пучками)
  4. Шишки мелкие созревают … (в течение года), а держатся на ветках… (несколько лет)
  5. По отношению к освещенности лиственница растение светолюбивое. (Да)

Объясняю по слайдам значение и применение голосеменных (слайд 13-17)

Четвёртое задание : Делю командам вопросы, на минуту, сама проверяю предыдущее, через посыльных отдаю, просматривают свои ошибки, записываем на большом листе количество правильных ответов.

  1. Какой класс голосеменных имеет наибольшее число видов (хвойные)
  2. Чем представлены листья хвойных (иглы, хвоя)
  3. Из чего развиваются семена хвойных (семязачатков)
  4. Сколько лет живут листья лиственницы (до зимы)
  5. Что получают из древесины сосны (спирт, искус, шелк, бумагу)
  6. Как называются летучие вещества хвойных деревьев (фитонциды)
  7. Как называется смола хвойных (живица)
  8. Что такое смола?

Пятое задание : Загадочная гавань (берут на столе загадки, перевёрнутые вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают и прикрепляют к доске к правильному ответу.

  1. Ты – растение-кустарник,
    Синь в осенней желтизне.
    Дай мне ягодок растение,
    Подари колючку мне.
  2. Высока, стройна, душиста
    В небо тянется она.
    Вся одежда золотиста,
    Только шапка зелена.
  3. На берегах Тавриды
    Мы увидели пирамиды.
    Не простые – каменистые,
    А зеленые – деревянистые
    Стоят на страже
    И нет их краше.
    Шишки треснут. Семя разлетится.
    На земле Тавриды… родится.
  4. Иголки у него, а не елка
    «Ягоды» красные, а не вишня.
    Что же это вышло?
  5. Весною цвету,
    Летом плод приношу,
    Осенью не увядаю,
    Зимой не умираю.
  6. Два листа у нее, два листа.
    Почему же живет столько лет?
    Очень жаркие там места
    И дождей то все нет и нет.

(Ответы: 1.Можжевельник; 2. Сосна; 3. Кипарис; 4. Ель; 5. Тис; 6. Вельвичия; см. фото – 1, 2, 23, 24, 25, 26, 27)



Молодцы! И последнее задание.

Шестое задание : Ответить: верно или неверно утверждение.
По пять заданий каждой команде.

Одной команде :
1. Гинкго появилось 250млн лет назад [+]
2. Во время бури сосны ломаются, а ели выкорчевываются [+]
3. У голосеменных в плодах образуются семена [-]
4. Среди голосеменных есть растение внешне похожее на пальму [+]
5. У ели хвоя опадает каждый год [–]

Второй команде :
1. Если у пихты прижать нижние ветки, то они укореняться и образуют новые побеги. [+]
2. У гинкго шишки называют серебряным абрикосом. [+]
3. В народе её называют «степной малиной», из неё делают лекарство эфедрин [+]
4. У лиственниц хвоинки собраны по две штуки на побеге. [-]
5. Шишки у можжевельника созревают в первый год [+]

Третьей и четвёртой командам :
1. У ели хвоя живет 7-9 лет и даже по 13 лет [+]
2. Ель, сосна, пихта живут 10-3- лет [-]
3. Вельвичия живет в пустыне и берет влагу из туманов [+]
4. Для оплодотворения голосеменным нужна вода [-]
5. У сосны шишки созревают в тот же год как опылились [-]

Так как новая тема, то у каждой команды была ещё и дополнительная информация , по которой они могли найти ответы на вопросы.
Проверяем и проставляем оценки.

Домашнее задание : (задала в начале урока) параграф 16, сообщение о об одном представителе голосеменных.

хохохохохохохохохохохохохохохохохох

Плюсы:
интересный урок, понравилось всем, не заметили, как прозвенел звонок, последнее задание доделывали на перемене, урок закончился, а ученики всё продолжали искать ответы.

Минусы:
опять не уложилась за урок, пятёрок за урок никому не было, в основном 4 и 3. Допускали много ошибок.

Не успевала засекать время. Всё делали быстро, но всё равно не успели чуточку.

Сидеть на уроке мне не пришлось. Класс маленький, тесный – сядешь, мешаю для выхода к доске.

В начале спорили по делению (никак не хотелось некоторым быть с мальчиками в команде). Хотели только мальчики отдельно, но всё таки решили по картинкам разделится.

хохохохохохохохохох

Для просмотра
нажать на выбранный ярлычок или






Дополнительная информация (для раздачи по командам)

а) ЕЛЬ
¨Ель, может быть первое дерево, с которым знакомится каждый из нас. Каждый Новый год мы ждем ее появления с радостью надеждой. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна. Издали она похожа на наконечник огромной, нацеленной в небо пики – так прям ее ствол. Но такой высокой и стройной она вырастет лишь в том случае, если самая верхняя почка развивается нормально. Ель растет всю жизнь. Каждый год отрастает прямой однолетний побег. Он словно ведет ель, указывая путь ввысь. Если у молодого дерева эта почка была повреждена, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют и изгибаются. Но каждый год отрастает не только вертикальный побег, под ним на стволе отрастают боковые побеги.
1¨ Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 (в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).
2¨ У ели есть еще одна неожиданность. У такого прямоствольного дерева и корень должен как будто бы уходить отвесно вглубь. Так оно и есть. Но только до 10-15 лет жизни дерева. Потом вертикальный корень отмирает, и остаются лишь боковые корни, горизонтальные, как бы звездой расходящиеся в разные стороны. Во время бури они нередко подводят дерево: они не в силах противостоять ветру. Даже большие деревья часто наклоняются и падают.
3¨ Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.
4¨ Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.
5 ¨ Крона у ели пирамидальной формы. Короткие хвоинки сидят поодиночке. Каждые 5-7 лет хвоинки опадают. Но не все сразу, примерно 7-ю часть хвои ель сбрасывает каждую осень.
6¨ Весной побеги ели становятся изумрудные и рубиново-красные. Это появляются молодые шишки, которые потом темнеют, становятся коричневыми, а через несколько месяцев превращаются в красивые еловые шишки, в которых зреют семена. Пока семена не созреют, чешуйки плотно прижаты и для верности склеены смолой. Но вот созрели семена, и чешуйки отогнулись, выпуская их на свободу. Семена имеют по одному крылышку и с помощью ветра переносятся довольно далеко.
7¨ Многих животных выручают еловые шишки: большого пестрого дятла, мышевидных грызунов, белку, клеста и др.
8 ¨Щедра ель и к людям. Из нее изготавливают:
-строительный материал — высокосортная бумага и картон
— целлофан — кинопленка
— автомобильные покрышки — кормовые дрожжи
— глицерин — лекарства
— искусственная кожа — музыкальные инструменты.
б) ЛИСТВЕННИЦА
¨ Почти половину наших лесов занимает это дерево. Она очень долговечна. Живет 400-500 лет, а некоторые деревья и до 700- 900 лет. Хорошо сохраняется она и после смерти. При раскопках курганов на Алтае было найдено множество изделий из лиственницы: колоды-саркофаги, боевые колесницы с колесами, сплетенных из корней лиственниц. Все это было сработано более25 веков назад топорами кочевников. Но древние изделия не тронуло время. Они лишь потемнели и приобрели твердость камня. Теперь эти находки хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
1¨ Зная о стойкости лиственницы, во время строительства Петербурга, который предстояло возвести на болоте, Петр 1 приказал вбивать в землю лиственничные бревна. Древесина лиственницы к тому же никогда не коробится, поэтому в Зимнем дворце рамы сделаны из лиственницы.
2¨ Во времена парусного флота лиственница считалась лучшим материалом для постройки кораблей.
3¨ Телеграфные столбы и шпалы из лиственницы без дополнительной обработки служат десятки лет.
4¨ из 1 м 3 древесины изготовляют:
2 тыс. пар чулок или 1,5 тыс. метров искусственного шелка;
200 кг целлюлозы или 6 тыс. метров целлофана.

сахар, скипидар, различные кислоты и серу, канифоль и краски.
5¨ Лиственница даёт ценнейшую смолу – живицу, которую используют в лакокрасочной промышленности.
6¨ Почему же ботаники назвали ее лиственницей? Они подметили очень важное свойство этого дерева: в отличие от других хвойных, лиственница осенью сбрасывает все свои иголки и зиму стоит голая, как осина или береза.
7¨ Есть у лиственницы еще одна особенность. Ее хвоинки не колются, они мягкие, шелковистые.
Лиственница особенно хороша ранней весной, когда за 1-2 теплых дня расцвечивается щеточками яко-зеленых хвоинок. На их фоне огоньками загораются красноватые, розоватые или зеленые шишечки и жёлтые колосочки.
8 ¨ Это очень светолюбивая и холодостойкая порода. Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

в) СОСНА
¨ Это величавое дерево, достигающее порой 40-метровой высоты (а бывают и 80-метровые сосны!) встречается повсюду. И северный ветер обдувает сосны, и южное солнце золотит, и на солончаковых почвах они растут, и на болотистых, и на песчаных. А иногда и взбираются на голые скалы. Налетит ветер, а сосна непоколебимо стоит: ее корни прочно держатся в расщелинах камней.

1¨ Латинское название сонны «пинус», что означает – скала. Может быть, она названа так потому, что поражала людей своей способностью расти на голых скалах, а может быть потому, что считали ее твердой и неуязвимой, как скала.
2¨ У сосны действительно твердый «характер». Это дерево способно выдержать испытания, которые другим не под силу. Сухо? Сосна старается как можно меньше испарять влаги. И действительно, испаряет ее в 3 раза меньше, чем дуб, и в 5 раз меньше, чем ель. Голодно? Сосна пошире раскинет корни, найдет пищу где-нибудь по соседству. Налетел ветер? И тут корни не подведут: они в 12 раз длиннее, чем у ели, и в 24 раза длиннее, чем у пихты.
3¨ Только одно пугает сосну – темнота. Ей надо много света и солнца. Как и других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый, приветливый.
4¨ Хотя сосна – дерево вечнозеленое, у нее каждую весну появляются новые побеги. Настоящей хвои на них еще нет, вместо нее – беловатые отростки. Каждый отросток – пара молодых хвоинок, еще не успевших вырасти. Хвоинки-двойняшки плотно прижаты друг к другу и одеты снаружи пленчатым чехлом. Подрастут, прорвут чехол, но по-прежнему будут держаться парой. А через 2-3 года вместе и опадут.
5¨Весной сосна начинает «пылить», и в сухую погоду над деревьями поднимаются целые облака золотистой пыльцы. Пыльца летает над бором, тонкой пленкой покрывает окрестные водоемы: озера, пруды. У каждой пылинки по бокам два микроскопических мешочка, заполненных воздухом. Это приспособление дает возможность и летать, и плавать. Правда, плавает пыльца недолго: в эту пору рыбьи мальки переходят на «сосновую» диету и быстро очищают воду.
6¨ Шишечки поначалу и не заметишь среди хвоинок, они чуть больше булавочной головки. К осени становятся примерно с горошину. Зато на второй год наверстывают упущенное и к зиме превращаются во всем знакомую коричневатую сосновую шишку.
7¨Дерево-скала на многое способно. Благодаря мощным, длинным, разветвленным корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не дает весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны – хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
8¨ Как говорили в старину: «Где сосна выросла, там и в дело пошла». А дел для нее всегда хватало. Столетиями она служила корабелам. Мачты из сосны держали наполненные ветром паруса.
9¨Из сосновых бревен строили и стены сибирских крепостей, и крестьянские избы.
10¨ Сейчас из сосны получают тысячи различных материалов. В том числе и целлюлозу, искусственный шелк и кожу, пластмассы.
11¨ А из смолы получают скипидар – основу всевозможных лаков, красок, лекарств, а также канифоль, без которой и мыла не сваришь, и бумага перестанет держать чернила, превратится в промокашку.
12¨ Из семян сосны получают ценное иммерсионное масло. Хвоя сосны служит источником витаминов, всевозможных экстрактов и настоев.
13¨У сосны есть замечательная способность очищать воздух от бактерий, поэтому санатории для легочных больных чаще всего строят в сосновых борах.

____________________________________

___ Напомним , что этот материал получен от того, кто интересуясь социо/игровой «режиссурой урока», ждёт разборов и обсуждений своего рассказа, как от «знатоков» и «начинающих», так и от всех остальных посетителей нашего сайта.
___ Ваши деловые

  • Продолжить углубление представлений учащихся об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия.
  • Формирование знаний о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений.
  • Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
  • Оборудование: таблицы, рисунки, слайды о разнообразии и размножении хвойных голосеменных, гербарные экземпляры побегов и шишек сосны, ели; оборудование для лабораторных работ.

    I. Домашнее задание. П. 42, завершить лабораторную работу.

    П. Актуальность

    • Органы растения.
    • Отделы растений.
    • Характерные черты водорослей . Представители.
    • Характерные черты мхов . Представители.
    • Характерные черты папоротникообразных . Представители.

    Ш. Изучение нового матеериала

    Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения .

    Как происходит размножение папоротников, мхов ?

    Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений.

    Отдел голосеменных насчитывает около 700 видов. Все современные голосеменные – это деревья и кустарники, редко – лианы. Многие из них образуют обширные леса и распространены почти на всех материках. Травянистых форм среди голосеменных нет.

    Самостоятельная работа учащихся с учебником.

    Пользуясь текстом учебника (п.42), выпишите основные признаки голосеменных.

    1. Размножение посредством семян.
    2. Не образуют плодов.
    3. Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.
    4. Листья чаще игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.
    5. Чаще всего вечнозеленые растения.
    6. Настоящие сосуды отсутствуют.
    7. Разнополые растения.
    8. Оплодотворение происходит без участия воды.

    Наличие семян является большим эволюционным шагом , дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

    В чем заключается это преимущество?

    (В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание).

    Преимущество семян.

    1. В семенах имеется запас питательных веществ для зародыша.
    2. Внутри семени зародыш защищен.

    Назовите хвойные растения.

    Закрепление знаний и умений.

    Лабораторная работа

    Тема. “Изучение внешнего вида хвойных растений”.

    Цель: изучение внешнего вида побегов, шишек и семян хвойных.

    Оборудование: лупа ручная, побеги сосны и ели, шишки сосны и ели, семена сосны и ели.

    Ход работы

    1. Рассмотрите внешний вид небольших веточек (побегов) сосны и ели. Укажите их основные отличия.

    2. Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько их на этих побегах?

    3. Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, размер. Зарисуйте хвоинки в их натуральную величину. Отметьте особенности хвоинок.

    4. Рассмотрите шишки сосны и ели. Укажите их различия.

    5. Найдите на чешуйках следы, оставшиеся от семян.

    8. Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.

    1 вариант описывает сосну.

    2 вариант - ель.

    Сравнительная характеристика сосны и ели.

    Закрепление.

    Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На верхушках молодых побегов сосны в конце весны – начале лета можно увидеть небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки . Шишки представляют собой видоизменнный побег . У шишки можно выделить стержень (или ось), на которой расположены чешуи – видоизменные листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка , в каждом из них образуется яйцеклетка.

    Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы . Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка , в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии . Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька , наполненных воздухом . Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.

    В чем биологический смысл расположения мужских шишек ниже, чем женских? (Приспособление к перекрестному опылению).

    Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой: начинается подготовка к оплодотворению. Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления.

    Слайд цикл развития сосны (Приложение)

    После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.

    При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.

    Закрепление знаний и умений.

    1. В чем заключается отличие семян голосеменных растений от семян покрытосеменных?
    2. Каково строение женской и мужской шишек сосны?
    3. Чем отличается строение женской шишки от мужской?
    4. Какую особенность строения имеет пылинка сосны?
    5. Как происходит опыление и оплодотворение у сосны?
    6. Какими способами распространяются семена сосны?
    7. В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?
    • Использование древесины в строительстве и как поделочный материал.
    • Получение бумаги (древесина ели).
    • Сырье для промышленности (получение спирта, пластмасс, лаков).
    • Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины сосны).
    • Получение витаминов (витамин С, каротин).
    • Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование ее семян в пищу.
    • Изготовление мебели, музыкальных инструментов.
    • Получение смолы и ее производных: скипидара, канифоли.
    • Использование для закрепления почв и прекращения эрозии (сосна).
    • Озеленение дворов и улиц.
    • Декоративное значение.

    Знакомство с некоторыми представителями хвойных.

    (Это интересно – сообщения учащихся)

    IV. Выводы

    • Голосеменные – в основном древесные растения, реже кустарники.
    • Размножаются с помощью семян, которые развиваются в семязачатках, лежащих открыто на чешуях женских шишек.
    • Оплодотворение происходит без помощи воды.
    • Мужские гаметы – неподвижные спермии.
    

    Copyright © 2024 Информационно-справочная система.