Хасидская притча: видеть или верить. Притчи Вам так же могут понравиться эти притчи

Хасидская мудрость

Право быть одиноким является наиболее значительньным и ценным среди цивилизованных людей. Брэндис

Пари

хасидская притча

Когда ребе Ицхак Меир был ещё ребёнком, мама повела однажды его к ребе Исраэлю, маггиду из Козница. В приёмной ребе собралось немало хасидим, ждавших встречи с наставником, и мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из учеников маггида обратился к мальчугану:

Твоя мама говорила нам, что ты очень умный мальчик и уже вполне достоин быть представленным святому маггиду. Но меня берут сомнения. И я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живёт Бог!

Все засмеялись. Когда же смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

А я тебе дам целых два, если скажешь, где он не живёт!

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.

Комментарий Рами Шапиро

В основе учения хасидов лежит осознание того, что Бог - Исток и Суть всей реальности. Он - Айн Соф, Беспредельный. Не существует ничего, что не есть Бог, иначе он был бы ограничен, а значит, он бы не был Богом. Нелегко осознать подобное. Мы настолько привыкли мыслить в терминах двойственности - да/нет, субъект/объект, я/он, - что по привычке воспринимаем Бога как абсолютного другого. Но в таком случае человек стал бы равен Богу, будучи абсолютно другим по отношению к нему. Если захотеть всё-таки понять то, что Ицхак Меир знал ещё в детстве, потребуется новая метафора в описании Бога. Быть может, подойдёт следующая:

В психологии широко применяется концепция соотношения фигуры и фона. Самая распространённая графическая иллюстрация этой идеи - изображение, воспринимаемое либо как два женских профиля, обращённых друг к другу, либо как кубок. Все зависит от того, на чём сосредоточить внимание. Видимый образ называют фигурой, незримый - фоном. Так вот, многие полагают, будто Бог - это фон, а творение - фигура. Но Меир Ицхак видел иначе. И фигура, и фон суть проявления чего-то третьего, безымянной и непознаваемой реальности. Это образ в тот самый миг, когда на него никто не смотрит. Он не есть нечто другое, чем кубок и женские профили, - но не сводится ни к одному из них, ни к ним обоим, вместе взятым. Он незрим - но абсолютно необходим для самой возможности видеть и быть видимым. Это - Бог. «Фигура», «фон» и то, что их объемлет.

Вам так же могут понравиться эти притчи:

Необходимый атрибут
В одной хасидской общине провожали субботу, и у главного ребе разбился стакан. Его жена принесла метёлку и смела осколки. …

Приди со Мной
Ребе Мотль из Кальшин был успешным предпринимателем. Он свободно говорил по-польски и общался с влиятельными людьми из польского правительства. Однажды власти в Варшаве собирались принять закон, вынуж…

Присутствие Господа
Ребе Исраэль, Магид(1) из Козница, ежегодно посещал Апту. Во время одного из таких посещений старейшины попросили ребе прочесть во время празднования шаббос(2) проповедь в шуле(3). Ребе Исраэль отк…

Ребе в Америке

Это время, о котором писать – перо ломается. Вторая мировая война началась резко и страшно. Гитлер и Сталин, примеряясь, как половчее напасть друг на друга, рвали на куски Европу. Над евреями встала тень крематориев. В это время в Нью-Йорк приехали два необычных человека.

Первым из них был глава ХаБаДа Ребе Иосеф-Ицхак, который чудом вырвался из захваченной немцами Польши. (Одна из его дочерей осталась там с семьей и погибла.)

Любавичский Ребе приобрел здание в еврейском районе – Бруклине – по адресу: Истерн Паркуэй, 770. Этому месту предстояло стать штабом любавичских хасидов. Там размещались секретариат, синагога, йешива.

Со временем это место, этот дом, во всем мире стали называть просто Севен Севенти. Это название навевает ассоциации, связанные с многолюдием, чудесами, упорным трудом и – с Ребе.

Правда, поначалу не так уж много людей знало дорогу в это место. Несколько десятков человек приходило молиться и учиться каждый день, несколько сотен – по праздникам. Американское еврейство было озабочено войной, бизнесом, а также ловлей воздушных слонов.

Обращаясь к этим людям, рабби Иосеф-Ицхак повторял то, что было им сказано во время первого визита в эту страну: Америка ничем не отличается от остальных мест. Приказы Торы здесь надо соблюдать так же строго, без скидок на то, что ты проживаешь «в нижней части земного шара».

Скоро к нему присоединился зять, Менахем-Мендл, вместе с женой. Они бежали из оккупированной фашистами Франции. Ребе поставил его во главе издательства, во главе организации «Мерказ Хинух», распространявшей знание о Торе среди молодежи, во главе организации «Махане Исраэль», призванной возродить соблюдение мицвот и еврейские ценности.

Менахем-Мендл Шнеерсон был больше, чем правая рука своего Ребе. Он стал поверенным его тайн. Он, кого через пятьдесят лет многие будут называть Машиахом, по поручению тестя стал во главе поразившей многих кампании -«Немедленное раскаяние – немедленное избавление». То есть: Машиах на пороге и от нас зависит, когда произойдет его раскрытие.

Евреям напоминали, что, кроме денег, диктаторов и бомбардировщиков, есть Творец и его посланник, еврейский царь, который должен привести в мир Геулу – Избавление.

Тогда, в разгар мировой войны, на этот призыв еврейство реагировало высоко поднятыми бровями, упреками, скрытой надеждой и тайной молитвой, чтобы Машиах, наконец, пришел...

Удары пульса

Приехав в Америку, рабби Менахем-Мендл поселился на улице Нью-Йорк, в доме 346. Сосед, живший ниже этажом, рассказывал, что большую часть ночи из квартиры зятя Ребе раздавался еле слышный стук: покачивание «штандера» – высокого узкого столика, за которым стоя учат Тору. Этот звук напоминал размеренный стук пульса.

Рабби Иосеф-Ицхак говорил хасидам про своего зятя: – Муж моей дочери в четыре часа утра всегда на ногах. Или он уже встал, или еще не ложился...

Три доллара

Рабби Менахем-Мендл оказался очень скромным человеком. Его не раз просили возглавить хасидскую вечеринку – фарбренген, где принято петь, делать лехаим, делиться мудрым словом. Но он неизменно отвечал нет, а твердый взгляд голубых глаз отрезал всякую возможность дальнейшей дискуссии. Староста синагоги, реб Меир Рот решил не мытьем, так катаньем, добиться его согласия провести фарбренген. Однажды он и еще несколько хасидов навещали рабби Иосефа-Ицхака, который находился в санатории. Реб Меир поведал Ребе о своей заботе: хасидам очень хочется, чтобы зять Ребе возглавил фарбренген, а тот – ни в какую. Рабби Иосеф-Ицхак сказал:

– Вот тебе три доллара на покупку еды для фарбренгена. Передай об этом моему зятю. Я думаю, теперь он согласиться...

Когда об этом стало известно другим хасидам, то один из них, реб Берл Хаскинд, захотел за большую сумму выкупить у старосты «доллары Ребе». Но староста сказал:

– Нет, я решил иначе. Один доллар я возьму себе с условием, что буду покупать вино для фарбренгенов в течение целого года. Второй – дам тебе, если ты согласишься весь год снабжать нас пирогами. А третий достанется тому, кто будет обеспечивать нас посудой...

Доллары поделили, а рабби Менахем-Мендл стал руководить фарбренгенами.

Железное правило

Был праздник Шавуот. В комнате главы хабадников толпилось много народу. Шум, толчея. Тесть пожаловался зятю, что это ему мешает.

Рабби Менахем-Мендл ответил:

– Есть такая поговорка: «Ойф а ребн от мен нит кейн рахмонес» – «Ребе не жалеют». Тесть улыбнулся:

– Не жалеть тоже можно по-разному. Эти не жалеют так, как будто для них это самая важная заповедь на свете...

Годы прошли. Один Ребе ушел, другой занял его место. Но правило осталось в силе. Множество евреев со всех концов мира кричали ему по телефонам и факсам:

– Ребе, помоги!

В любое время дня и ночи.

Хрустальная прозрачность высоты

Рамбам пишет, что еврейский пророк должен обладать «сознанием широким и точным до крайности..». Если вдуматься, широта кругозора и глубина анализа – вещи противоположные, почти несовместимые. «Почти», потому что у пророка это, да, получается. И – без мистики. До мистики. Как тот, кто живет в горах, над туманом, может видеть за десятки километров вдаль через хрустальную прозрачность высоты зеленую чашу моря.

Пророк лишен близорукости, что мешает ему принимать участие в привычных спорах. Особенно, когда речь идет о судьбе Израиля, о судьбе евреев. Сколько было сломано картонных копий сионистами и антисионистами! Могут ли грешники создать свое государство или нужно сначала, чтобы они исправились? Размахивать израильским паспортом, крича, что Избавление уже наступило, или требовать какое-нибудь иорданское подданство в ожидании прихода Машиаха? Любая из этих позиций уязвима, однако, она позволяет, спать спокойно, видя грезы сионистские или «анти».

Всех волнует, с каждым годом все больше, позиция Ребе по этому вопросу.

Вот она в своем истоке.

В 1948 году после голосования в ООН, где большинство решило дать евреям нечто миниатюрное и со своим флагом в Палестине, еврейский мир охватил пожар споров. Государство Израиль, стоящее у порога, – это ловушка или счастливый билет?

Реб Шмуэль Залманов, зайдя в субботу в хабадскую синагогу, увидел рабби Менахема-Мендла, которого тогда называли просто «зять Ребе», ходящего по залу быстрыми шагами и держащего в руках Пятикнижие. Лицо его горело от волнения.

Реб Шмуэль был удивлен до крайности, так как зять Ребе считался человеком сдержанным. Каждый шаг и слово взвешены и рассчитаны. Теперь же этот углубленный в себя человек как будто держал в руке провод высокого напряжения. Разряды сыпались...

Зять Ребе подошел к реб Шмуэлю и прочел ему несколько строк, где говорится о начале Избавления.

«И обратишься ты к Б-гу твоему, и послушаешь гласа Его во всем. Тогда возвратит Г-сподь изгнанников твоих и сжалится над тобою».

После этого будущий глава ХаБаДа воскликнул:– Реб Шмуэль! Неужели уже наступила пора «И обратишься ты..». Нет, пока этого нет и в помине...

Вот еще один эпизод. Рабби Шолом Познер рассказал зятю Ребе о бесконечных спорах по поводу еврейского государства, которые ведутся среди его соседей. Быть или не быть, что Вы об этом думаете? Зять Ребе ответил в своей обычной манере, коротко и спокойно:

– Все просто и ясно. Предположим, что есть страна, в которой евреев мучают и уничтожают. И вдруг власть меняется, во главе государства теперь стоят евреи. Мучение евреев прекращается – значит, это полезный шаг...

Простая формула, которую тяжело переварить:
– нееврейское государство
– с еврейскими гражданами
– на Святой земле...

Впоследствие Ребе, уже став Ребе, сказал на собрании хасидов:
– Что изменилось сейчас в Эрец Исраэль? Эта земля стала убежищем для изгнанников? Да! Местом, где можно спокойно учить Тору и выполнять заповеди? Да! Стало ли к нам ближе Избавление? Нет и еще раз нет! Ведь сказано: «За грехи наши мы изгнаны из земли нашей. До тех пор, пока остается причина изгнания, не может исчезнуть его следствие – галут... Евреи должны сделать тшуву –

В основе учения хасидов лежит осознание того, что Бог - Исток и Суть всей реальности. Он - Айн Соф, Беспредельный. Не существует ничего, что не есть Бог, иначе он был бы ограничен, а значит, он бы не был Богом. Нелегко осознать подобное. Мы настолько привыкли мыслить в терминах двойственности - да/нет, субъект/объект, я/он, - что по привычке воспринимаем Бога как абсолютного другого. Но в таком случае человек стал бы равен Богу, будучи абсолютно другим по отношению к нему. Если захотеть всё-таки понять то, что Ицхак Меир знал ещё в детстве, потребуется новая метафора в описании Бога. Быть может, подойдёт следующая:

В психологии широко применяется концепция соотношения фигуры и фона. Самая распространённая графическая иллюстрация этой идеи - изображение, воспринимаемое либо как два женских профиля, обращённых друг к другу, либо как кубок. Все зависит от того, на чём сосредоточить внимание. Видимый образ называют фигурой, незримый - фоном. Так вот, многие полагают, будто Бог - это фон, а творение - фигура. Но Меир Ицхак видел иначе. И фигура, и фон суть проявления чего-то третьего, безымянной и непознаваемой реальности. Это образ в тот самый миг, когда на него никто не смотрит. Он не есть нечто другое, чем кубок и женские профили, - но не сводится ни к одному из них, ни к ним обоим, вместе взятым. Он незрим - но абсолютно необходим для самой возможности видеть и быть видимым. Это - Бог. «Фигура», «фон» и то, что их объемлет.

"ПРЕДОТВРАЩАЯ МНОГИЕ ОГОРЧЕНИЯ":
Александру Македонскому были преподнесены в дар великолепные стеклянные сосуды. Они ему очень понравились, но он приказал их разбить. Когда его спросили, почему он так странно распорядился, Александр ответил:
– Я знаю, что со временем эти стеклянные сосуды были бы неизбежно разбиты, один за другим, руками моих слуг. И каждый раз после такой потери я бы огорчался и гневался. Так не лучше ли одним сильным огорчением сейчас устранить повод для многих огорчений в будущем?

- Для просветленного человека, - сказал Мастер, - мир совершенен в том виде, каков он есть.
- А садовник? - спросил кто-то. - Он тоже совершенен?
Монастырский садовник был горбуном.
- Если таково его предназначение в жизни, то садовник - совершенный горбун.

"Пари":
Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела однажды его к ребе Исраэлю, Маггиду из Козница. В приемной ребе собралось немало хасидим, ждавших встречи с наставником, и мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из учеников Маггида обратился к мальчугану:
- Твоя мама говорила нам, что ты очень умный мальчик и уже вполне достоин быть представленным святому Маггиду. Но меня берут сомнения. И я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог!
Все засмеялись. Когда же смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:
- А я тебе дам целых два, если скажешь, где Он не живет!
Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.
В основе учения хасидов лежит осознание того, что Бог - Исток и Суть всей реальности. Он - Айн Соф, Беспредельный. Не существует ничего, что не есть Бог, иначе Он был бы ограничен, а значит, Он бы не был Богом.
Нелегко осознать подобное. Мы настолько привыкли мыслить в терминах двойственности - да/нет, субъект/объект, я/он, - что по привычке воспринимаем Бога как абсолютного Другого. Но в таком случае человек стал бы равен Богу, будучи Абсолютно Другим по отношению к Нему. Если захотеть все-таки понять то, что Ицхак Меир знал еще в детстве, потребуется новая метафора в описании Бога. Быть может, подойдет следующая: В психологии широко применяется концепция соотношения фигуры и фона. Самая распространенная графическая иллюстрация этой идеи - изображение, воспринимаемое либо как два женских профиля, обращенных друг к другу, либо как кубок. Все зависит от того, на чем сосредоточить внимание. Видимый образ называют фигурой, незримый - фоном. Так вот, многие полагают, будто Бог - это фон, а творение - фигура. Но Меир Ицхак видел иначе. И фигура, и фон суть проявления чего-то третьего, безымянной и непознаваемой реальности. Это образ в тот самый миг, когда на него никто не смотрит. Он не есть нечто другое, чем кубок и женские профили, - но не сводится ни к одному из них, ни к ним обоим, вместе взятым. Он незрим - но абсолютно необходим для самой возможности видеть и быть видимым. Это - Бог. «Фигура», «фон» и То, что их объемлет.

Представление о всеобщей норме отношений между людьми, выражающее определенное понимание цели жизни, можно охарактеризовать как моральный идеал. Моральный идеал не подвержен изменениям соответственно временам и эпохам. Однако, французские материалисты XVIII века (Гельвеций, Гольбах) рассматривали нравственный идеал как основанный на жизненных потребностях людей. Нормой поведения они считали правильно понятый личный интерес, но направленный к достижению общественного блага. Выступая против этики французских материалистов, Кант объявлял источником нравственного идеала абстрактный разум, диктующий нравственный закон. Маркс рассматривал идеал как идею, воплощенную в действительность и показал наличие в идеале субъективного и объективного. Экзистенциализм рассматривает идеал как реализацию индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе. Совесть – категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Совесть – лично воспитуемая способность человека, так как человек сам создает себя на основе свободы выбора нормы поведения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Только в идеалистических концепциях нравственный идеал рассматривался как абсолютный, вечный закон поведения, определяемый Богом или как произвольная, индивидуальная норма поведения личности.

2. Понимание идеала как идеи, воплощенной в действительность и открытие наличия в идеале субъективного и объективного принадлежит Гегелю, а не К. Марксу.

3. Понимание идеала как реализации индивидуальных возможностей, заложенных в человеческой природе свойственно теории «самореализации».

4. Совесть – общественно, а не лично воспитуемая способность человека, так как включает самооценку уже совершенных действий на основе понимания своей ответственности перед обществом.

6. Решите задачи. Дайте обоснование (приведите вариант) решения.



6.1 . Встретились два знакомых дипломата, которые не виделись много лет.

Как жизнь?

Хорошо. Женат. Трое сыновей.

А сколько лет сыновьям?

Произведение их возрастов равно числу штатов США.

Что-то маловато информации.

Ну, я могу добавить, что старший очень похож на мать, а младший – вылитый я. Такой же лысый и несносный?

Как ты догадался?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.2. Гражданину Федорову 1 февраля 2014 года исполнилось 14 лет, за получением паспорта в Федеральную миграционную службу он обратился лишь 15 апреля 2014 года, за что был привлечен к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ за проживание по месту пребывания в жилом помещении без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Поскольку Федоров не имел источников дохода, уплата штрафа была возложена на родителей Федорова. Законны ли были предпринятые меры в отношении Федорова и его родителей? Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6.1. Ответ: 1 год .

Обоснование: В США 50 штатов. Из диалога следует, что все трое сыновей разновозрастные. Из четырех вариантов разложения числа «50» (2х5х5/ 1х5х25/1х1х50/ подходят только второй и третий. В любом случае, младшему только 1 год. Он по видимому, лысый и несносный (это не основание, а следствие умозаключений). – 1 балл

6.2. Ответ:

Федоров не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку не достиг к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. (1 балл)

Так как состава административного правонарушения нет, то и родители не должны платить штраф. (1 балл)

Всего за задания 6.1 и 6.2 - 4 балла.

7. Хасидская притча. По 1 баллу за задание.

Когда ребе Ицхак Меир был еще ребенком, мама повела его к ребе Исраэлю. В приемной ребе собралось немало учеников, ждавших встречи с наставником. И мать с сыном заняли очередь. Вдруг один из ожидавших обратился к мальчику.

Твоя мама говорила нам, что ты очень смышленый мальчик, но меня берут сомнения. Я хочу испытать тебя. Дам тебе целый гульден, если скажешь мне, где живет Бог! Все засмеялись. А когда смех утих, Ицхак поднял взгляд на шутника и сказал:

А я тебе дам целых два, если скажешь, где ….

Хасиды засмеялись пуще прежнего и пропустили Ицхака с мамой в самое начало очереди.

7.1. Как Вы думаете, что спросил Ицхак?

7.2. Обоснуйте свой ответ.

7.3. С какой религиозно-философской идеей связан возможный вопрос Ицхака?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ответы: по 1 баллу за задание, всего 3 балла:

7.1. «А я тебе дам целых два, если скажешь, где ОН НЕ ЖИВЕТ».

7.2. Ицхак перевернул предпосылку вопроса. У Бога отсутствует конкретный адрес не потому, что его нигде нет в мире, а потому, что он есть везде.

7.3. С идеей пантеизма.

8. Перед вами таблица. Проанализируйте и оцените сделанные выводы.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.