Интересные темы для санпросвет работы. Санитарно-просветительская работа. Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры

Каждая медсестра принимает участие в санитарно просветительной работе с больными. Наиболее распространенной формой санитарной пропаганды являются беседы и выпуск санбюллетней. В отчетном периоде мной проводились беседы с пациентами на темы:

1. ВИЧ инфекция и её профилактика.

2. Профилактика туберкулеза.

3. Меры защиты и профилактики свиного гриппа.

4. Влияние вредных привычек на заболевания ССС.

5. Профилактика постинъекционных осложнений.

Главная задача моих бесед с пациентами - здоровый образ жизни. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление.

На медсестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике, что требует постоянного повышения профессионального уровня знаний. Еженедельно на планерках проводятся занятия и семинары на различные актуальные темы. Также занимаюсь самоподготовкой – чтением литературы на медицинские темы:

· медицинская сестра;

· сестринское дело;

· фельдшер и акушерка;

· сестра милосердия.

Знакомлюсь с новыми разработками и приказами Министерства Здравоохранения РФ. Довожу до сведения коллег те новые достижения в медицине, которые узнаю из дополнительных источников информации по развитию здравоохранения и сестринского дела.

Успешно сдаю экзамены по ВИЧ-инфекции и парентеральным гепатитам, санитарно и противоэпидемическому режиму.

Выводы:

на медсестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике и постоянное повышение квалификации. Я стараюсь выполнять свою работу на самом высоком уровне, возможной в данной ситуации, так, чтобы не подорвать доверие к профессии.

Гуманность, чуткость, сострадание, самоотверженность – все это характеризует личность медицинской сестры. Общаясь с больными, я всегда помню о первой заповеди медицинской этики; «Относись к больному так, как бы ты хотела, чтобы относились к тебе».

Задачами

на будущее являются:

· безупречное выполнение своих служебных обязанностей и дальнейшее совершенствование в выбранной специальности;

· овладение смежными профессиями, чтобы администрация с/п «Газовик» могла рассчитывать на меня в случае замены временно отсутствующих работников;

· не реже, чем в 5 лет, обучение на курсах повышения квалификации.

Предложения по улучшению работы процедурного кабинета:

1. Во время вспышек ОРВИ и гриппа обеспечивать кабинет в полном объеме противовирусными средствами, поливитаминами, гомеопатическими препаратами.

2. Оборудовать дополнительный кабинет для в/в капельных вливаний.

Смотрите также

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека
ВИЧ -- вирус иммунодефицита человека, вызывающий вирусное заболевание -- ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) -- в отличие от вро...

Направление массажных движений
Массаж – это комплекс научно обоснованных и практически проверенных приемов механического воздействия на организм человека с целью развития, укрепления и восстановления его функций. Механ...

Острый панкреатит
Острый панкреатит - ферментативное поражение поджелудочной железы. Этот процесс носит автокаталитический характер и зачастую заканчивается самоперевариванием органа. Поражение поджелудочно...

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее, анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

Санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

Санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

Агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;

Наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

Разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

Демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов.

Цель данной работы -- выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями .

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно вылеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

Индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;

Групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

Выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний .

В детской поликлинике очень важным разделом работы является са-нитарно-просветительная работа с семьей ребенка, эффективность ко­торой во многом определяет качество профилактической работы в це­лом. Совместные усилия работников детской поликлиники и семьи должны содействовать в первую очередь развитию и воспитанию здоро­вого ребенка. В тех случаях, когда санитарная культура родителей низ­кая, и они не могут обеспечить должного уровня гигиенического воспи­тания детей, эту функцию берут на себя участковые врачи и средние ме­дицинские работники.

Санитарно-просветительные мероприятия с родителями проводят как во время патронажа на дому, так и в других устных и наглядных формах. Основным помощником участкового врача в проведении сани-


тарного просвещения является сотрудник кабинета здорового ребенка. Санитарно-просветительные мероприятия включаются в профилакти­ческую работу на участке и проводятся по плану (конкретному и перс­пективному). План, стоящий перед участковым врачом, должен соотве­тствовать задачам по улучшению качества медицинского обслуживания детей и формированию здорового образа жизни каждой семьи. Перс­пективный план строится на основании анализа данных о состоянии здоровья, смертности, заболеваемости детей, проживающих на участке. Учитываются и указания вышестоящих органов здравоохранения. Ис­ходя из общих задач перспективного плана, строится конкретный еже­месячный план мероприятий, предусматривающий тематику, исполни­телей, сроки и место их проведения. Санитарно-просветительная рабо­та учитывается по форме № 039-о/у (журнал учета санитарно-просве-тительной работы).

Основные формы и средства санитарно-просветительной работы включают индивидуальные и трупповые беседы; лектории или «уни­верситеты здоровья» при крупных жилых массивах; школы матерей, от­цов, дедушек и бабушек; конференции, встречи врачей с населением; использование современных технических информационных техноло­гий (телевидения, современных информационных носителей). Эффек­тивность санитарного просвещения значительно возрастает при ис­пользовании наглядных пособий (бюллетеней, плакатов, буклетов, стендов, витражей, выставок и др.). Удобной формой просветительной работы является обеспечение родителей подобранной медицинской ли­тературой, рекомендациями, памятками и буклетами, которые выдают­ся врачами на приемах, или распространяются участковыми сестрами на патронажах. В детских поликлиниках в удобных для обозрения мес­тах (кабинеты участковых врачей, коридоры, холлы) вывешивают кра­сочно оформленные стенды, таблицы, плакаты, содержащие сведения и рекомендации по уходу и воспитанию здорового ребенка. Эстетическое оформление всех помещений детской поликлиники создает у малень­ких пациентов и их родителей положительное настроение, снимает нап­ряжение, повышает доверие к медицине вообще.

В содержании санитарно-просветительной работы участкового пе­диатра должны быть освещены конкретные вопросы: рационального вскармливания детей раннего возраста, режимные и воспитательные моменты, физическое воспитание и закаливание ребенка, организация возрастных гигиенических условий среды, профилактика заболеваний, вопросы подготовки детей к организованным коллективам. Примерные темы для санитарно-просветительной работы участкового врача-педи­атра или участковой сестры: «Уход за новорожденным ребенком», «Ор-


ганизация рационального вскармливания здоровых детей первого года жизни», «Режим дня и его значение в воспитании ребенка», «Принци­пы проведения физических упражнений и закаливания», «Значение здорового образа жизни, воспитание гигиенических навыков у ребен­ка», «Предупреждение простудных заболеваний в детском возрасте», «Как правильно подготовить ребенка к поступлению в дошкольные уч­реждения». Формы санитарно-просветительной работы должны соот­ветствовать в каждом конкретном случае местным особенностям воспи­тания детей, их необходимо постоянно модифицировать в зависимости от местных и языковых условий, контингента и количества обучаемых. Очень важно своевременно научить родителей правилам ухода за ре­бенком с рождения

Воспитание детей. При выборе средства воспитания исходят из воз­раста детей. В развитии умственной деятельности важную роль играет постоянный контакт ребенка с взрослыми, а также другими детьми. Ре­бенок должен слышать обращенную к нему речь, иначе i рудно ожидать больших успехов в овладении родным языком.

Мебель и игрушки подбирают с учетом возраста детей. Разнообразие создается не столько количеством игрушек, сколько наличием как прос­тых, так и сложных игрушек. Набор игрушек для детей первого года жизни: погремушка с ручкой, шар, резиновая игрушка, неваляшка, мяч, кастрюлька с крышкой, коробочка, миска полиэтиленовая с мелкой иг­рушкой, пирамида, пенал с палочками. Набор игрушек для детей 2-3 лет: мозаика, пирамида, матрешка, грибок (раскладной), бочонок с «мелочью».

Помимо игрушек можно использовать наборы картинок для органи­зации игр, в которых дети должны называть предметы, изображенные на рисунке, действия, выполняемые персонажем на картинке, цвет одежды, форму предметов и т.д. Необходимо также иметь детские кни­ги, конструкторы, альбомы для рисования, наборы для детского творче­ства.

Для каждого возраста существует свой набор игрушек, игр-занятий. Так, примерный перечень игр-занятий для детей в возрасте 10-12 мес может быть следующим: игры с сюжетными игрушками (собаки, кошки и др.), игры-занятия с мячом, кубиками для развития движений; игры-развлечения типа «прятки», «ладушки»; показ заводных игрушек. С детьми в возрасте от 1 года до 2 лет нужно заниматься с картинками, «строительным» материалом в целях развития речи и координации движений, им можно давать задания различить предметы по их величи­не, форме. С детьми от 2 до 3 лет можно проводить беседы, читать им книги, формировать у них первичные числовые представления и т.д.


Следует организовывать игры на внимание, развитие мелкой моторики пальцев рук, умение различать предметы и игрушки не только по вели­чине и форме, но и цвету. Для детей от 3 до 5 лет рекомендуют игры для обучения элементарному счету, занятия рисованием, лепкой, апплика­цией, музыкой, гимнастикой или физкультурой, подвижные и настоль­ные игры.

Следует помнить, что для детей дошкольного возраста игра являет­ся своеобразной формой общественной жизни. Жизненный опыт ребен­ка, особенно раннего возраста, еще невелик, и поэтому в играх дети от­ражают то, что они умеют и чему их научили взрослые. Элементы игры нужны и для развития гигиенических навыков. Их нужно использовать во время кормления, туалета, перед сном. Игра должна также быть ос­новой познавательной деятельности. Именно в игре ребенок с увлече­нием самостоятельно рисует, лепит из пластилина, вырезает и клеит ап­пликации, конструирует, делает игрушки-самоделки, поет песенки, рас­сказывает и придумывает сказки. Необходимо помнить, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь то1да, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества Без этого он - засушенный цве­ток» (Сухомлинский В.А.).

Воспитание - сложный, многосторонний процесс. Однако при про­ведении коллективной и индивидуальной воспитательной работы с детьми следует учитывать несколько основополагающих педагогичес­ких концепций: при изложении материала простое должно предшество­вать сложному, легкое - трудному, конкретные сведения о предметах и событиях опережать их абстрактную символику.

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня, необходимо вызы­вать у детей положительные эмоции, стимулировать у них желание помогать старшим и своим товарищам, выполнять каждое задание до его логического завершения, развивать у ребенка самостоя1ель-ность

Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма заключа­ется в проведении санитарно-просветительной работы: лекций и бесед со школьниками и их родителями, выпуске санитарных бюллетеней на эти темы.

Основные формы санитарно-просветительной работы со школьни­ками и их семьями:

Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной за­щите и поддержке;


Оказание медико-психологической помощи на основе индивиду­
ального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путем
анонимного приема;

Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репро­
дуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей);

Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероп­
риятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ори­
ентация на создание здоровой семьи;

Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети-
тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на фор­
мирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих мо­
лодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так на­
зываемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и разви­
тия (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсико­
мания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершен­
нолетних, бродяжничество и т.д.);

Оказание индивидуальной или опосредованной социально-право­
вой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных ин­
тересов в соответствии с действующим законодательством;

Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) пот­
ребности обслуживаемого детско-подросткового кошпмгента и их се­
мей в конкретных видах медико-социальной помощи.

Санитарно-просветительная работа - это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Санитарно-просветительная работа, как отрасль медицины, формируется с учетом достижений и опыта социологии, педагогики, а также психологии. Практическое воплощение задач реализуется доступными способами, охватывающими максимальное количество граждан - СМИ, созданные на базе клиник «школы здоровья», народные университеты, печатные материалы, лекции и устное просвещение в каждом медицинском учреждении.

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы - это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Делят на формы охвата - массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма - личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация - это адресное обращение к конкретной целевой аудитории - подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание - рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции - возникновение, профилактика.
  • Витамины - их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение - возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс - последствия и способы профилактики.
  • Основы и прочие.

Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов. Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у). Фиксируются виды работ, количество часов, ответственное лицо, тема лекции, беседы, дискуссии.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами - памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия - лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, - гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Санитарно-просветительная
работа является важной составной частью
работы женской консультации. Используются
ее различные формы: индивидуальные и
групповые беседы, лекции, вечера вопросов
и ответов, стенные газеты, выставки,
демонстрации фильмов, научно-популярная
литература (брошюры, заметки, плакаты),
в которых освещаются санитарно-гигиенические
навыки, вопросы половой жизни, беременности,
родов, послеродового и климактерического
периода, труда и отдыха, рационального
питания беременных.

Особое
внимание следует уделять профилактике
гинекологических заболеваний, пропаганде
профилактических осмотрах для
предупреждения и раннего выявления
злокачественных новообразований женских
половых органов, разъяснительной работе
о вреде абортов, о заболеваниях,
передающихся половым путем, профилактике
СПИДа.

Широкое
распространение получили «Школы
материнства»,
в программу которых входит освещение
вопросов гигиены, беременности,
послеродового периода и ухода за
новорожденными.

Социально-правовая
помощь
осуществляется юристами ЖК. В структуре
консультаций предусматриваются кабинеты
социально-правовой помощи. Юристы
работают в тесной связи с участковыми
акушерами-гинекологами и патронажными
сестрами, проводят лекции и беседы по
основам законодательства о браке и
семье, о жилищно-бытовых условиях, охране
труда, получении государственного
пособия многодетными и одинокими
матерями, пособий и пенсий по социальному
страхованию.

17.1. Внематочная беременность

При внематочной (эктопической) беременности
оплодотворенная яйцеклетка развивается
вне полости матки.

За последнее десятилетие частота
внематочной беременности возросла в
2-3 раза и составляет в индустриально
развитых странах в среднем 12-14

на 1000 беременностей. Эктопическая
беременность представляет серьезную
опасность для здоровья и жизни женщины,
так как в связи с отсутствием условий
для развития она чаще всего прерывается
на ранних сроках, сопровождаясь
внутрибрюшинным кровотечением, и
становится причиной «острого живота».
При несвоевременной диагностике, без
оказания неотложной помощи, внематочная
беременность может стать одной из причин
материнской смертности.

Классификация. По локализации
плодного яйца внематочная беременность
подразделяется на трубную, яичниковую,
брюшную и шеечную. Наиболее часто
(98,5-99%) плодное яйцо имплантируется в
различных отделах маточной трубы —
ампулярном (60-95%; рис. 17.1), истмическом
(15%; рис. 17.2), реже (1-3%) — интерстициальном
(интрамуральном; рис. 17.3).

Очень редко
встречается беременность яичниковая
(0,1-0,7%), брюшная (0,3-0,4%), в шейке матки
(0,01%) и в рудиментарном роге матки (0,5%).
К казуистическим наблюдениям относятся
многоплодная и двусторонняя трубная
беременность, сочетание маточной и
внематочной беременности, беременность
в культе удаленной ранее трубы.

Рис. 17.1. Локализация плодного
яйца в ампулярном отделе маточной трубы.
Лапароскопия

Рис. 17.2. Локализация плодного
яйца в истмическом отделе маточной
трубы. Лапароскопия

Рис. 17.3. Разрыв угла матки при
локализации плодного яйца в интрамуральном
отделе. Лапароскопия

По клиническому течению эктопическая
беременность подразделяется на
прогрессирующую и нарушенную.

Этиология и патогенез. К причинам
внематочной беременности относят
замедление продвижения яйцеклетки или
плодного яйца по маточной трубе и
повышение активности трофобласта.

В норме оплодотворение происходит в
ампулярном отделе маточной трубы, после
чего делящееся плодное яйцо движется
в сторону полости матки под влиянием
сокращений маточной трубы и направленных
колебаний ресничек трубного эпителия.
Имплантация бластоцисты наступает на
20-21-й день менструального цикла.

Изменению нормальной миграции яйцеклетки
по маточной трубе способствуют
воспалительные процессы в придатках
матки, перенесенные в прошлом операции
на органах брюшной полости и прежде
всего реконструктивные операции на
маточных трубах, следствием которых
становятся структурные (образование
спаек) и функциональные (изменение
сократительной способности) нарушения
в маточных трубах.

Довольно часто встречающаяся внематочная
беременность после ЭКО может
свидетельствовать о значимости
гормональных нарушений в патогенезе
этого заболевания. Введение препаратов,
содержащих прогестерон, замедляет
перистальтику маточных труб и способствует
имплантации плодного яйца до его
попадания в полость матки.

Одной из причин внематочной беременности
считается генитальный инфантилизм
(длинные извитые маточные трубы с
замедленной перистальтикой).

Риск эктопической беременности повышается
при опухолях и опухолевидных образованиях
в малом тазу (миома матки, опухоли и
кисты яичника и др.), вызывающих
механическое сдавление маточных труб.
Описаны


случаи наружной миграции яйцеклетки,
при которой женская гамета из яичника
попадает в маточную трубу противоположной
стороны, проходя при этом более длинный
путь. Доказательством этому служит
желтое тело в яичнике со стороны,
противоположной трубной беременности.

Некоторые исследователи связывают
возникновение эктопической беременности
с преждевременным проявлением
протеолитической активности трофобласта,
которая приводит к нидации плодного
яйца в стенку трубы.

Ворсины хориона, внедряясь в стенку
маточной трубы и вырабатывая
протеолитические ферменты, вызывают
ее расплавление, истончение, а затем и
разрушение со вскрытием стенок кровеносных
сосудов. В результате роста и развития
плодного яйца в трубе прогрессирующая
трубная беременность прерывается чаще
на 6-8-й нед по типу трубного аборта, когда
плодное яйцо отслаивается от стенки
трубы.

Антиперистальтические движения
трубы изгоняют кровь и элементы плодного
яйца в брюшную полость. При скоплении
крови в области воронки маточной трубы
может образоваться перитубарная
гематома. Реже наблюдается разрыв трубы
(рис. 17.4). Довольно редким исходом трубной
беременности являются ранняя гибель и
резорбция зародыша с образованием
гематоили гидросальпинкса.

Яичниковая или брюшная беременность
развивается при оплодотворении яйцеклетки
сразу после ее выхода из яичника. Однако
чаще возникновение брюшной и яичниковой
беременности связывают с вторичной

Рис. 17.4. Правосторонняя трубная
беременность — разрыв трубы. Лапароскопия


имплантацией жизнеспособного зародыша,
попавшего из трубы вследствие трубного
аборта (рис. 17.5), на поверхности яичника,
печени, сальника, брюшине малого таза.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.