Национальные символы боливии. Современный ламаизм: традиции и новшества

Обитающий в плоскогорьях Анд.

Испанские вельможи держали лам как экзотику в своих дворцах

Впервые лам в Европу, ко двору испанского короля Карла Пятого, привез сам Франсиско Писарро – как одно из доказательств существования тогда еще не найденного государства Перу. Судя по всему, появление лам при королевском дворе произвело настоящий фурор. В последующие десятилетия многие испанские вельможи держали лам как экзотику в своих дворцах. В знаменитом романе Александра Дюма «Учитель фехтования» один из героев отправляется путешествовать в Южную Америку и в том числе, чтобы полюбоваться этими диковинными животными.

Лучшие перевозчики грузов в Перу

С ламами связан еще один малоизвестный интересный факт – ученые считают, что привычку жевать листья коки перуанские индейцы переняли именно от лам, которые до сих пор никогда не упустят случая пожевать «бодрящих» листочков. В Перу ламы, прирученные еще тысячелетия назад, являются обычным домашним скотом, на котором перевозят грузы. Ламы так же дают густое и жирное целебное молоко, которое иногда может служить единственным источником пропитания индейцев, живущих высоко в горах.


Шерсть из ламы

Особо ценится одежда из ламы. Поскольку ламы живут в холодном климате, они отличаются плотным, мягким и тёплым волосяным покровом. Шерсть ламы, имеющая длинные волокна и многочисленные естественные оттенки называется «альпака». Эта шерсть считается одной из лучших в мире, потому что она не сваливается и носится очень долго. Она может поглощать большое количество влаги, порой спасая от дождя и согревая тело при многих болезнях. В Перу до сих пор из этой великолепной шерсти вручную производят куртки, свитера, шапки, перчатки. Обычно на этих изделиях есть изображение самой ламы – как некий торговый знак самой лучшей и экзотической шерсти мира.

За пределами Латинской Америки лама, как и столетия назад, является экзотикой. Небольшая по размерам лама стоит дороже огромного индийского слона – так одна из российских фирм, удовлетворяющая запросы российских миллионеров, привозит лам на заказ – официально, но стоят они при этом от 20 до 40 тысяч долларов. Ведь симпатичные ламы есть даже не во всех зоопарках мира.

Туристы, приезжающие в Перу, обычно не могут сдержаться, чтобы не погладить ламу, ласково потрепать ее светлую гриву, заглянуть в ее печальные глаза… Поэтому теперь лам используют и в туризме – ламы сопровождают туристические маршруты, придавая им неповторимый колорит экзотики.
Лам держат и многие фермеры Европы (например, Дании) – среди обычных коров и овечек. Это дань моде – чтобы среди обычного домашнего скота жил кто-то из экзотических животных. Для души…

Далай-лама XIV является духовным лидером буддистов Тибета и территорий, находящихся в зоне тибетской цивилизации (Монголия, Бурятия, Тува, Калмыкия, Бутан и т.д.). День рождения Далай-ламы - единственный буддийский праздник, который отмечается по европейскому календарю 6 июля ежегодно. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

Буддисты почитают Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) - Будды Сострадания. День рождения Далай-ламы празднуется буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером.

Его Святейшество Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 г. в бедной крестьянской семье на северо-востоке Тибета в провинции Амдо в маленькой деревне Такцер, недалеко от озера Кукунор.

При рождении он получил имя Лхамо Дхондруп, которое в буквальном переводе означает "Богиня, исполняющая желания".

В 1937 г. в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая новое воплощение Далай-ламы. Последний на тот момент Далай-лама XIII скончался в 1933 г. Согласно традиции, его тело забальзамировали и посадили на трон. Через какое-то время голова умершего повернулась на северо-восток - туда, где монахам надлежало искать его реинкарнацию.

По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Обычно новые воплощения Далай-ламы рождаются на территории Тибета, Китая или Монголии.

После соответствующих испытаний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией Его Святейшества Далай-ламы XIII. Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось 22 февраля 1940 г. в столице Тибета Лхасе. Лхамо Дхондруп получил новое имя - Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тенцзин Гьятсо.

Затем последовали годы учебы. Он обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, своих зимней и летней резиденциях. У Далай-ламы XIV были два официальных наставника - Йонгзин Линг Ринпоче и Йонгзин Тричанг Ринпоче. В программу его обучения входили "пять больших наук" - логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия и "пять малых" - поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность.

В возрасте 24 лет Его Святейшество сдал предварительные экзамены на степень доктора богословия в трех крупных монастырских университетах: Дрепунг, Сэра, Ганн-дэн. Завершающие экзамены он сдавал в присутствии 20 000 ученых монахов в Джокханге - первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году, и получил звание доктора богословия (Геше Лхарамба).

17 ноября 1950 г., еще в процессе обучения, Далай‑лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство. Причиной этому послужило вступление в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая. В 1951 году было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая.

В 1950-1959 гг. Далай-лама XIV предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями. Занимал государственные посты: был членом Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951-1959), депутатом Всекитайского собрания народных представителей (1954-1959), председателем подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетным председателем Китайского общества буддистов (1953-1959).

В середине 1950-х гг. в Тибете началось движение против китайских властей, вылившееся в 1959 году в открытое восстание, которое было подавлено. 17 марта 1959 г. Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в небольшом городке Дхармасала на севере Индии (шт. Химачал-Прадеш). За ним в изгнание последовала элита тибетского буддизма ‑ ученые ламы, главы философских школ и монастырей, большинство из которых поселились в той же области, что и Далай-лама.

В Индии Далай-лама сформировал и возглавил правительство Тибета в изгнании. Он руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований.

В 1960 г. была избрана первая комиссия тибетских народных депутатов, а в 1963 г. обнародован проект Конституции для будущего Тибета.

В 1991 г. 11-я Ассамблея тибетских народных депутатов (АТНД) официально утвердила "Хартию тибетцев в эмиграции" и приняла на себя всю законодательную власть.

В марте 2011 г. Далай-лама заявил о намерении передать все имевшиеся у него административные полномочия избранному лидеру, оставить политическую деятельность и сосредоточиться на духовных делах.

Депутаты парламента в изгнании одобрили решение, и в апреле тибетская диаспора избрала нового калон-трипу - премьера в изгнании, которым стал юрист из Гарварда Лобсанг Сангей.

Согласно измененной 1-й статье Хартии тибетцев, 75-летний Далай-лама объявляется "защитником и символом Тибета", ответственным за поддержку "физического, духовного, этического и культурного благополучия тибетского народа". Помимо духовной деятельности, он наделяется правом консультировать депутатов и министров, назначать своих представителей за рубежом, встречаться с иностранными официальными лицами.

Далай-лама ХIV много путешествует по странам Востока и Запада. Он посетил множество стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами, поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий.

Несколько раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов. В 1994 г., находясь в Москве, выступал в Госдуме.

Китайские власти обвиняют его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР, Далай-лама эти обвинения отвергает.

В 1989 г. Нобелевский комитет удостоил Далай-ламу ХIV премии мира, высоко оценив его усилия по "поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа".

Среди многочисленных премий и наград, присужденных Его Святейшеству за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека, - филиппинская премия Магсейсея (известная как "Нобелевская премия Азии"), гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США), премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия), "Премия памяти" (фонд Даниэля Миттерана, Франция), "Награда за лидерство в области миротворческой деятельности" (фонд "Ядерный век", США), награда "За мир и объединение" (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия), Первая премия Фонда Сарториуса (Германия), Золотая медаль конгресса США.

В 2006 г. Далай-лама XIV получил почетное гражданство Канады.

Лама является государственным символом Перу, ее изображение находится даже на гербе страны. Огромная часть экспорта государства базируется на продаже шерсти ламы, альпаки, викуньи. Любая модница желает иметь в своем гардеробе кардиган, шарф или пальто из этой волшебной шерсти.

Как живут ламы и чем они питаются? Лама, по сути, водится повсеместно в Перу, это неотъемлемая часть жизни, культуры, животноводства. Когда приезжаешь в Перу, то не встретить лам невозможно, особенно если вы предприняли тур в высокогорье. Именно там мирно пасутся эти забавные млекопитающие, самая высокая плотность лам на квадратных метр гор - на Альтиплано. Езжайте непременно туда, путешествовать по горам Перу безопасно и очень интересно. Именно там встречаешь простых людей, которые хранят традиции, знают фольклор и все-все о жизни лам.

Ламы как вид обильно дополнены своими собратьями - альпаки и викуньи. И если альпак еще как-то можно приручить, то викуньи дикие до сих пор. Всё, что перуанцы могут сделать с ними - согнать в стадо, остричь богатую теплую шерсть да отпустить на все четыре стороны. Альпаки более покладистые и поддаются кое-какой дрессуре (построились, подстриглись, попаслись, ушли за пастухом). Поскольку альпаки меньше ростом, их не используют как вьючное животное - обычно эту функцию выполняют исключительно ламы. Такие вот полезные четвероногие друзья у перуанцев.

Ламы и горы - визитная карточка Перу

Лама как символ Перу притягивает туристов со всего мира, это спокойное и красивое животное используется для переездов. Вам гарантированы яркие впечатления от этой страны, если подниметесь к расположенному высоко в горах древнему городу инков Мачу-Пикчу верхом на ламе: флегматичным и покладистым животным управлять легко.

Кроме шерсти, ламы и альпаки дают и мясо, особенно ценится мясо детеныша альпаки, его можно заказать в любом ресторане, придорожном кафе и закусочной. Некоторые семьи в горах и городах держат альпаку в качестве домашнего животного, как собак или котов.

Мед в Перу исключительно правильный и вкусный

Пчеловодство в Южной Америке до недавнего времени было слабеньким, первой очнулась Колумбия, за ней Перу. Государственные дотации за двадцать лет смогли оживить пчеловодство, ведь пчелы - это не только мед, но и природный опылитель. Кофе и экзотические растения остро нуждаются в такой опылительной поддержке. А мед перуанских пчел стал настоящим прорывом: в условиях тропиков и субтропиков пчела дает на 70% больше меда своих европейских собратьев.

Научное руководство проектами по развитию пчеловодства возложено на университеты и НИИ, там же пчеловоды проходят курсы повышения квалификации. Соседи колумбийцы не отстают: в стране зародилась мелипонокультура - разведение и содержание безжальных пчел Trigona angustula , которую называют angelita (ангелочек) за ее миролюбивый характер. Мед этой пчелы ценится в 10 раз дороже, чем мед Apis mellifera.

Мед от этих пчел по-научному «правильный» и очень вкусный, будете в Перу - непременно увезите с собой баночку.

2Герб Боливии имеет центральный овал, окруженный национальным флагом, мушкетами, лавровыми ветвями и парящим сверху андским кондором. Десять звезд в нижней части символизируют девять департаментов Боливии и десятую бывшую провинцию Litoral (захваченную Чили в 1879 году и переименованную в Антофагаста). В центре герба изображена гора Серро-Рико в Потоси и альпака рядом с хлебным деревом и снопом пшеницы. Альпака (национальное животное Боливии) стоит на равнине на фоне горы. Гора и равнина напоминают о географии Боливии, хлебное дерево и сноп пшеницы символизируют природные богатства страны.

Вокруг щита три боливийских флага с каждой стороны. Две пары скрещенных мушкетов символизируют борьбу за независимость, топор и красный фригийский колпак - свободу, лавровые ветви - мир, андский кондор на щите - готовность защищать независимость страны.

Флаг

Государственный флаг Боливии имеет вид прямоугольника с тремя горизонтальными полосами: красным, желтым и зеленым. Девять маленьких звезд символизируют девять департаментов Боливии, а большая звезда - право нации на доступ к морю (который она потеряла в 1884 году после войны на Тихом океане).

Но национальный флаг Боливии не всегда выглядел так, как сегодня. 17 августа 1825 года, спустя 11 дней после объявления Боливией независимости от Испании, создается первый боливийский флаг и герб. Флаг отображал две зеленые полосы и одну красную (более широкую) посредине. На красной полосе отображались пять звезд – символ пяти провинций страны, существовавших в то время: Ла-Пас , Потоси , Кочабамба, Чукисака и Санта-Крус. Говорят, Симон Боливар сам поднял этот флаг на вершину горы Серро-Рико в Потоси . 17 августа отмечается в Боливии как День прапора (Día de la Bandera).

Версию нового флага приняли 26 июля 1826 года, цвет верхней зеленой полосы изменили на желтый, сделав его желто-красно-зеленым. Пять звезд на красной полосе заменили национальным гербом. Красный олицетворял собой кровь, пролитую во время войны за независимость, желтый - огромное богатство подземных недр страны, зеленый - территорию и пышную растительность.

6 ноября 1851 года, президент Мануэль Бельсу изменил порядок цветных полос, чтобы они соответствовали цвету кантута - боливийского национального цветка: красный, желтый и зеленый (большое фото сверху).

Внесенные в 2009 году поправки в Конституцию учредили радужный флаг (whipala) в качестве второго государственного флага Боливии. Президент Боливии Эво Моралес издал указ, предписывающий поднимать whipala с левой стороны от красно-желто-зеленого боливийского национального флага во всех общественных помещениях, учебных и государственных учреждениях.

Каждый из девяти департаментов Боливии также имеет свой собственный флаг.

Национальный цветок

Растущая в долинах Юнгаса кантута (сantuta) является национальным цветком Перу и одним из двух национальных цветов Боливии. Красные лепестки, желтые цветочные трубки и зеленые чашечки цветка отражают цвета национального флага.

Геликония ростральная (heliconia rostrata) – второй национальный цветок Боливии (также называют patujú). Цветки этого растения обращены вниз, их нектар привлекает птиц, особенно колибри. Благодаря своим уникальным характеристикам ее часто выращивают в тропических садах. Второй цветок также красного, желтого и зеленого цвета. Почему же Боливия имеет два национальных цветка?

Наверное, два национальных цветка возникли по тем же самым причинам, что и две столицы, два флага и тридцать официальных языков. Боливия является родиной многих культур коренных народов. В Западной Боливии расположены Анды и высокое Альтиплано, в этом регионе, в основном, доминирует культура аймара и кечуа. Восток Боливии занимают равнины с тропическим климатом. В этой части страны доминируют совершенно разные группы коренного населения: мохос, айорео, гуарайос, гуарани.

В силу многих исторических и других причин, жители Запада Боливии (их называют kolla) и население Востока страны (местное название сamba) конфликтовали друг с другом. Они слабо связанны между собой культурными связями, разве что общими границами. Когда южноамериканские колонии обрели независимости от Испании, линии границ Боливии очертили произвольно, во многом не обращая внимания на культурные особенности жителей различных регионов. Поэтому исторически сложившиеся отношения между двумя регионами страны трудно назвать дружественными.

Какое это имеет отношение к обоим национальным цветам Боливии? Самое непосредственное. Кантута растет в Западной Боливии, геликония ростральная - в восточных тропических регионах страны. Оба красно-желто-зеленого цвета, как и флаг Боливии. Правительство страны решило, что два национальных цветка будут способствовать укреплению чувств национального единства и гармонии между регионами. 27-го апреля 1990 года правительство приняло закон, объявляющий кантуту и геликонию ростральную национальными цветами Боливии (до 1990 года национальным цветком являлась только кантута).

Лама

Лама - национальное животное Боливии. Коренные народы Анд в течение тысяч лет использовали выносливых лам в качестве вьючных животных. Шерсть ламы очень мягкая и хорошо сохраняет тепло, но практической ценности не имеет. Изготовленная из нее одежда при намокании издает очень неприятный запах, а после стирки сильно садится. Мясо лам используют в некоторых традиционных блюдах боливийской кухни.

Ламы были частью культуры аймара и кечуа в течение тысяч лет. Высушенный плод ламы используют в своих ритуалах целители и предсказатели. Когда строят новый дом, в фундаменте здания хоронят высушенный плод ламы. Считается, что такое пожертвование матери-природе принесет здоровье, богатство, счастье и обезопасит новый дом от несчастных случаев.

Ламы бывают капризны, могут ударить, укусить, а если их разозлить, плюются отвратительно клейким материалом, поэтому будьте осторожны, подходя к ним слишком близко.

Андский кондор

Андский кондор - самая крупная летающая птица в мире (размах крыльев может достигать 3 м в ширину) и один из самых важных национальных символов Боливии. Андский кондор является национальным символом не только Боливии, но и Аргентины, Чили, Колумбии, Эквадора и Перу. Он занимает важное место в фольклоре, мифологии и религии коренных народов Анд, изображен на марках, монетах и банкнотах многих стран Южной Америки, считается символом силы и здоровья.

Национальный камень Боливии

Официально, Боливия не имеет камня в качестве национального символа. Но в этой стране добывают уникальный, и практически не встречаемый больше нигде в мире полудрагоценный камень. Его называют боливианит (bolivianitе) или аметрин.

Боливианит являет собой комбинацию аметрина (фиолетовый цвет) и цитрина (желтый или золотистый). Отдельно их находят во многих местах по всему миру. Но в "сплавленном" состоянии их добывают, в основном, только в Боливии на шахте Анахаи (недалеко от города Пуэрто-Суарес). Ювелирные изделия из боливианита в настоящее время экспортируются и продаются по всему миру. И если Боливия выберет драгоценный камень в качестве нового национального символа, скорее всего, выбор остановят на боливианите.

Национальное дерево

Боливия не имеет национального дерева, но на государственном гербе изображено хлебное дерево.

Тибетский ламаизм обычно называют буддизмом. Но исходная миролюбивая концепция, созданная Буддой Шакьямуни, на самом деле не имеет с тибетской версией ничего общего. В тибетском ламаизме присутствуют элементы шаманизма и даже символика кровавых жертвоприношений. Тибетских лам можно увидеть молящимися перед барельефом, изображающим индуистского кровавого бога войны Ханумана в окружении человеческих черепов.

Тибетские ламы не гнушаются секса и физического труда, считая, что и то и другое необходимо делать очень хорошо.

Основоположник ламаизма: «возникший в лотосе»

В VII веке в Тибете на должность ценпо (правителя) жрецы религии бон и их союзники - аристократы - призвали табгачского принца Туфа Фань Ни. Однако последний не получил никакой реальной власти. Тогда его потомок ценпо Тисонг Децэн в 755 году пригласил учёного буддиста Шантаракшиту и поручил ему создать такую духовную систему взглядов, которая помогла бы Децэну завоевать преданность населения, сделав его опорой правителя. Первая попытка провалилась: народ охотников и скотоводов не понял теорию колеса Сансары, не оценил жизнь в кольце страданий и запрет на любые убийства. Тогда был призван новый лидер: Падмасамбхава, он же гуру Ринпоче. Этот неординарный человек, как сейчас бы сказали, был большим мастером пиара.

По легенде, гуру Падмасамбхава в 8-летнем возрасте материализовался в цветке лотоса. Ребёнок проявлял незаурядные способности, его усыновил бездетный царь и впоследствии женил на своей дочери. Как и царевич Шакьямуни, Падмасамбхава пришёл к выводу, что должен оставить мирскую жизнь ради исполнения своей религиозной миссии. Царь, который воспитывал его в надежде передать ему власть, возражал против такого решения. Тогда юноша убил сына одного из вельмож, и за это преступление был изгнан из страны. Он пустился в странствия, получив тантрическое посвящение от двух дакини - древних богинь.

Первые шаги ламаизма в Тибете: убийства и мистика

Оказавшись в Тибете, Падмасамбхава перешел к воплощению своей миссии. В основу собственного учения он положил древнее тибетское поклонение духам предков и женским божествам, добавил эффектных мистических приёмов, облачил своих последователей в красные плащи, основал монастырь, занялся переводом на тибетский язык религиозной литературы и женился на принцессе. Он построил стройную и оптимистичную концепцию, согласно которой его приверженцы могли достичь многого при жизни, после смерти и в последующих реинкарнациях. Ему удалось не только заинтересовать народ, но и привлечь адептов религии бон. Таким образом, ценпо Тисонг Децэн приобрел в Тибете настоящую власть, подкрепленную религиозными верованиями.

Аристократы и жрецы религии бон поначалу не очень беспокоились, считая, что догматы буддистов недостаточно убедительны по сравнению с их постулатами. Но они недооценили репутацию и широту взглядов гуру Ринпоче.

К примеру, главу оппозиции Машанга, который занимал должность премьер-министра, буддисты заманили в гробницу и замуровали там, оправдав свои действия тем, что они никого не убивали. В то же время устранение предводителя подкосило оппозицию и тибетский вариант буддизма в альянсе с властью ценпо стал могущественной силой в Тибете.

Далай-лама - ставленник монголов

К XIII веку течение тибетского ламаизма разветвилось. Образовались четыре довольно враждебных друг другу ордена: шакья, кагью, ньинма и гелуг. В этот период Тибет уже был вассалом Китая, а Китай был захвачен монгольским ханом Хубилаем, основавшим династию Юань. Монголы проводили политику налаживания сотрудничества с местными властями. Благодаря монголам возвысилась школа Гелуг, из её среды и был выбран религиозный лидер - Далай-лама. Первый Далай-лама получил обозначение III, для эффекта преемственности. Согласно учению, после смерти Далай-лама перевоплощается в ребёнка, которого надо отыскать, а потом воспитать в соответствующем духе, чтобы он мог достойно занять свое место.

Наиболее знаменитые Далай-ламы и их значение для Тибета

Наиболее выдающимся был Далай-лама V - Нгаванг Лобсанг Гьяцо, живший в XVII веке. За огромную работу, проделанную им в течение жизни, его назвали Великий Пятый. Он активно занимался внешней и внутренней политикой, вёл успешные войны, создавал монастыри, систематизировал религиозную литературу, и именно он начал грандиозное строительство знаменитого дворца в Лхасе, пригласив отовсюду мастеров и художников. Личность Далай-ламы V имела такое значение для Тибета, что факт его смерти скрывался 15 лет: во время официальных приемов Великий Пятый не появлялся перед гостями под предлогом того, что он находится в глубокой медитации. Когда же в Лхасу прибывали посольства, их принимал в полумраке комнаты похожий на Далай-ламу монах, лицо которого почти полностью скрывал капюшон.

Следующим, VI, Далай-ламой стал Цан-Ян-Гья-Цо, который меньше всего думал о власти, аскезе и религии, предпочитая носить длинные волосы, наряжаться в голубой шёлковый костюм и предаваться стрельбе из лука вместе с друзьями – молодыми аристократами. Этот юноша был большим любителем женщин, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своим знанием тантры и тибетской сексуальной техники. В одном из своих стихов он писал:

«Я никогда не спал без возлюбленной,

И не пролил при этом ни капли спермы».

Согласно тибетскому учению тантры, удержание спермы способствует мужскому долголетию и свидетельствует о высоком духовном уровне.

Тибетцы были в восторге от своего юного лидера, но монголы и вездесущие иезуиты их восхищения не разделяли. Цан-Ян-Гья-Цо был схвачен и, по-видимому, отравлен по дороге в Китай. Ему было всего 23 года.

Судьба Далай-лам и Тибета

В XX веке в Китае обрушилась императорская династия Цинь. Воспользовавшись британским присутствием в регионе, Непал и Бутан сумели отделиться и получить независимость, но судьба Тибета сложилась иначе.

В конце 1950 года в Тибет вторглась китайская армия. Власти Лхасы не сумели организовать ни военное, ни политическое сопротивление. Началось затяжное противостояние тибетской теократии и китайского режима. В ночь на 17 марта 1959 года Далай-лама XIV бежал в Индию. Спустя два дня народ Тибета поднял восстание против китайцев, но оно было потоплено в крови. Ко всему прочему китайцы вырубили леса, тем самым подорвав основу тибетского хозяйства.

Из Тибета бежали десятки тысяч людей, большинство – в Непал и Северную Индию.

Современный ламаизм: традиции и новшества

В настоящее время ламаизм фактически объединился с тибетской религией бон. Внутреннее убранство монастырей не имеет никаких различий: и в буддистских, и в бонских монастырях выставлены портреты лам и фигурки торма, символизирующие кровавые жертвоприношения (реформированная бонская традиция), скульптуры дакини и великого гуру Падмасамбхавы.

Тибетский ламаизм – и в наше время почитаемая религия, особенно у народа шерпа. Среди молодёжи считается очень престижным пройти обучение в монастыре. В одежде лам можно увидеть даже 7-8 летних детей. Стоимость учебы довольно высока, но родители охотно идут на эти расходы, поскольку «свой» лама улучшает карму семьи.

Молодые послушники-ламы ведут довольно строгий образ жизни. Они несколько раз в сутки читают молитвы в общем зале, медитируют, изучают традиционную медицину, приёмы энергетического воздействия, ряд общеобразовательных предметов, а также обязаны трудиться на благо общества. После землетрясения весной 2015 года тибетские ламы работали на разборе завалов наравне с армией. Они восстанавливали дороги, развозили мешки риса и палатки по разрушенным деревням, оказывали медицинскую помощь, утешали тех, кто потерял родных.

Современные молодые ламы – весёлые и общительные люди, хорошо говорящие по-английски и имеющие аккаунт в "Фейсбуке".



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.