Авторское изображение. Права фотографа: всё что нужно знать о запрете на съёмку. Съемка в медицинских учреждениях

Я фотограф. Часто размещаю свои фотографии на сайте (интернет-альбом фотографий). Фотографии там в достаточно большом разрешении. Скажите, опасно ли это? Что мне сделать для защиты авторских прав , как защититься от того, что мои работы украдут и присвоят авторство на мои фотографии себе?

Юридическая консультация

Все зависит от того, в каком формате Вы фотографируете. Как правило, это формат RAW.

Формат RAW - является достаточно сильным доказательством того, что именно Вы являетесь автором фотографии, а соответственно, обладаете на нее авторскими правами.

Тем не менее, я бы все равно не рекомендовал размещать в Интернете фотографии в разрешении, которое бы позволяло печатать фотографию в хорошем качестве формата 10х15 и более. Здесь есть риск нарушения не Ваших неимущественных прав автора (присвоение авторства – плагиат ), а нарушение Ваших имущественных прав (использование фотографии без Вашего разрешения ). Сейчас достаточно популярно среди Интернет-периодики иллюстрирование статей чужими фотографиями без разрешения авторов.

  • Старайтесь никому не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW , а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.
  • Не забудьте занести в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).
  • По возможности делайте кроп исходного снимка.
  • Обязательно на фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе . Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Вадим Колосов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом.
    Обратите внимание, что © согласно ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права – т.н. исключительное право), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете наставить на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:».
    Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного "случая" каждую фотографию)!

    Ст. 1301 Гражданского кодекса предусматривает компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 р. за нарушение имущественных прав (исключительного права), т.е. за сам факт копирования и использования Вашей фотографии. А ст. 1300 Гражданского кодекса также предусматривает компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 р., но уже за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

  • Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав , как: распечатка фотографий в большом формате (20х30, например) – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др. Подробнее об общих способах защиты авторских прав (по аналогии они все применимы и к защите авторских прав на фотографии).

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией .

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию . Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии , т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

1. исключительное право на произведение;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии , то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии , то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии ;

6) сообщение в эфир или по кабелю , то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии . Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Право авторства и право автора на имя

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Право на неприкосновенность произведения и защита фотографии от искажений

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Право на обнародование фотографии

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Другие авторские права

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступ а — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение :

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

У любой картинки есть автор. Иногда автор оставляет за собой права на картинку, но чаще передает их другому правообладателю. Когда вы используете картинку не так, как договорились с правообладателем, вы нарушаете авторское право. Такое нарушение в России карается по статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав» . Наказание по статье - штраф до 1 млн рублей или тюремный срок до 2 лет.

Рассмотрим сперва спорные ситуации, где правообладатель неясен, а после расскажем о лицензиях на картинки и объясним, зачем это нужно.

Определяем авторские права на фанатские произведения, аватарки и скриншоты

Допустим, вы сделали скриншот игры для информационной статьи. Или нарисовали картинку с персонажем игры. Или ваша аватарка в социальной сети. Вас фотографировал другой человек. Кому вообще принадлежат такие изображения, и как можно их использовать?

Скриншоты и фанатское творчество признаны самостоятельными произведениями, использующими часть чужой интеллектуальной собственности. В подобных случаях использование чужой собственности признается цитированием. За цитирование наказаний нет.

Но допустимые размеры цитат и количество цитирований не урегулированы законом, поэтому по каждому подобному судебному делу проводят экспертизу, в ходе которой и решают, нарушило ли произведение закон или нет. То же самое касается книг, фильмов, сериалов и прочей интеллектуальной собственности.

Что такое лицензия на картинку и зачем она нужна

Правообладатель устанавливает на картинку лицензию - специальное разрешение на разрешенные правообладателем действия. Для установки достаточно рядом с картинкой или прямо на ней написать, по какой лицензии распространяется изображение. Чтобы не писать в договорах кучу раз одно и то же, выработали шаблоны лицензий.

Этих шаблонов много, поэтому мы выделим их в отдельные группы:

  • лицензии на продаваемых картинках
  • лицензии на картинки в бесплатном доступе

Лицензии на продаваемых картинках

На некоторых фотостоках не придерживаются существующих лицензий, а пишут свои условия, и указывают их на сайте. У Depositphotos, например, две лицензии : обычная и расширенная. Если на фотостоках не прописывают собственные условия, картинки продают по следующим лицензиям:

Лицензии на картинки в бесплатном доступе

Здесь мы рассмотрим три вида: лицензии Creative Commons, лицензия Public Domain и лицензия CC0.

1. Картинки с лицензией Creative Commons распространяют в бесплатных фотобанках. Их можно использовать, но есть нюансы. У Creative Commons есть «подвиды» лицензий. Для каждой картинки пишут специальную аббревиатуру из сокращений. Каждый подвид обозначается двумя буквами. Всего этих подвидов пять.

Даем расшифровку, чтобы вы могли взглянуть и определить, подойдет ли вам картинка с такой лицензией:

  • CC (Creative Commons) . Присутствует в аббревиатуре всегда. Если у правообладателя нет условий для использования картинки, то в лицензии указываются только эти две буквы.
  • NC (non-commercial) . Картинку можно использовать в некоммерческих целях. Идеальная ситуация - сайт, паблик или страница в социальных сетях без монетизации. Если вы будете использовать изображения для рекламы компании, услуги или продукта, вы нарушите права. В теории, если вы монетизируете сайт за счет своих услуг, но при этом картинка не используется для продажи услуги или продукта, суд вас оправдает. На практике все будет решать судебная экспертиза.
  • BY (attribution) . Картинку можно использовать, только если укажете имя и фамилию автора, а после приложите ссылку на сайт-источник. Если имя автора нигде не указано - хватит ссылки. Не указываете автора - нарушаете лицензию.
  • ND (no derivative works) . Картинку с этой лицензией нельзя изменять, но можно использовать в любых целях. Вы можете сделать из цветной картинки черно-белую, но выкладывать ее в интернет нельзя, даже в закрытый доступ. Распространяете измененное изображение - нарушаете лицензию.
  • SA (share-alike) . Если вы изменяете картинку, вы обязаны распространять ее с той же лицензией, что у оригинала. Распространяете по другой лицензии - нарушаете лицензию.

И все бы хорошо, но есть проблема с нашим законодательством. По идее, лицензии Creative Commons действительны во всем мире. Но в России ее нормы не прописаны, поэтому неизвестно, как пойдет дело, если в нем фигурирует лицензия CC или ее нарушения.

2. Картинки с маркой Public Domain - изображения, переданные в общественное достояние. Их можно использовать в любых целях, но вы обязаны указывать автора. В публичный доступ изображения переходят спустя 70 лет после смерти автора, но иногда авторы отказываются от авторских прав сами.

  • CC0 - одна из лицензий Creative Commons. Мы выделили ее в отдельный пункт, потому что по этой лицензии автор отказывается от авторских прав и дает разрешение на неограниченное использование изображения. Это не равно марке Public Domain - если автор захочет, он может поставить на картинку другую лицензию.

Но это не повод бояться суда и штрафов. Правообладатель не может поменять лицензию, а потом подать на вас в суд - по закону он обязан направить досудебную претензию. Если вы уберете изображение, когда получите претензию, то закон не нарушите.

Где покупать изображения

  • Shutterstock - 100 млн изображений для СМИ и бизнеса
  • Depositphotos - тут изображений поменьше и их можно использовать не так широко, как картинки с Shutterstock, зато и стоят они меньше
  • Photogenica - российский фотобанк с ценами от 33 рублей за подписку. Распространяет изображения только по лицензии Royalty-Free
  • Lori - российский фотобанк с 21 млн изображений

Не секрет, что в инфобизнесе часто нужно создавать какие-то графические элементы. Это и баннеры и 3D-коробки мини-курсов и обложки для DVD, различные кнопки, а иногда и дизайны сайтов.

При этом часто получается так, что мы должны задействовать в своей работе какие-то фотоснимки не собственного авторства.

И проблема здесь в том, что любой фотоснимок - это чья-то работа, чья-то собственность и по сути - это объект авторского права.

Поэтому, если просто найти в Интернете подходящую картинку и использовать ее в своем проекте, то можно нарваться на санкции со стороны правообладателя.

Я уже несколько раз наблюдал такие истории, и недавно даже сам стал участником подобного дела.

Началось все с того, что я заказал дизайнеру обложку для одного из курсов.

Он ее сделал, я ее утвердил, подготовил тираж и курс был успешно запущен в продажу.

Через некоторое время я получил письмо от автора фотографии, которую дизайнер задействовал в обложке. Автор интересовался, где мы взяли эту фотографию, потому что по ней у него уже давно не было продаж (многие фотографы продают фотографии на фотостоках, о них вы узнаете дальше).

Первым делом я написал дизайнеру, и оказалось, что он на самом деле не приобретал указанный снимок, а просто взял его на первом попавшемся пиратском сайте с клипартами.

Для меня этот момент стал неприятным сюрпризом, потому что мне казалось, что все профессиональные дизайнеры работают только с лицензионным контентом. У меня даже в мыслях не было спрашивать его о происхождении фотографий, использованных в обложке.

В итоге ситуацию удалось разрешить быстро и без больших потерь, но урок в тот день, я получил хороший.

С того времени я стараюсь использовать только два вида изображений в своих проектах:

1. Изображения из бесплатных фотобанков, где четко прописано, что картинки распространяются по лицензии, которая дает право использовать их в своих работах.

Пример таких фотобанков:

Чтобы получить возможность скачивать изображения с таких фотобанков, там обычно нужно зарегистрироваться.

2. Изображения из платных фотобанков, где обычно сосредоточены все самые качественные фотоснимки и права на использование каждой фотографии можно купить.

Примеры таких фотобанков:

Сам я использую в основном shutterstock.com

Процесс работы там простой. Регистрируетесь, оплачиваете пакет, например, из 20 картинок, которые вы сможете затем скачивать в течение года в любое время. Затем, когда у вас появляется необходимость в качественной фотографии, вы заходите на сайт, через поиск выбираете нужную фотографию и скачиваете ее в нужном размере. С вашего пакета списывается один пункт и в нем остается 19 штук.

Пример:

То же самое, кстати, относится и к иконкам. Для поиска иконок я советую вам использовать сервис iconfinder.com . Для каждой найденной через поиск иконки там можно увидеть по какой лицензии данная иконка распространяется.

Пример:

На этом все. Надеюсь эта информация помогла вам разобраться с тем, как обезопасить себя от проблем, связанных с нарушением авторских прав в области фотографий и иконок.

Объекты авторского права очень многогранны. Наверняка многие согласятся, что для создания романа или научной статьи нужен колоссальный творческий труд, а для фотографии его нужно в значительно меньшей степени. Но вместе со всем этим Гражданский кодекс называет фотографические произведения среди прочих объектов авторского права в пункте 1 статьи 1269 ГК РФ.

Правовая квалификация и особенности

Напомним, что в авторском праве действует так называемая презумпция авторства. Она означает, что создание произведения творческим трудом предполагается (эта позиция выражена Верховным и Высшим Арбитражным судами). Чтобы признать отсутствие у объекта творческого характера, нужно заключение суда на этот счет. Из этого следует, что, поскольку фотографии - также объекты авторского права, то даже фото плохого качества по умолчанию будут охраняться законом.

Таким образом, творческий характер - определяющий критерий, благодаря которому суды и будут отличать фотографии, являющиеся объектами авторского права, и фото, не обладающие признаками интеллектуальной собственности.

Понятие «творческий характер» мы почти всегда ассоциируем с интеллектуальным трудом писателя, художника или архитектора. Интересно, что относительно фотографий данное выражение имеет несколько иное значение, о чем высказался Суд по интеллектуальным правам, указав, что творчеством в деятельности фотографа является:

    Выбор освещения для фотосъемки;

    Оформление обстановки;

    Управление размещением объекта съемки;

    Обработка фото в соответствующих программах;

    Иные (см. Постановление СИП по делу А24-1669/2013).

Таким образом, если что-то из этих действий фотограф применял, то результат его деятельности в виде фото будет однозначно охраняться законом. Хотя опять же не следует забывать, что судебные акты в России обязательной силой не обладают. Для большей ясности приведем разные примеры из практики.

В 2011 году Хамовнический суд г. Москвы, рассматривая вопрос о признании фотографий в качестве объектов интеллектуальных прав, пришел к однозначному выводу о том, что они являются только лишь сообщениями информационного характера. Кроме того, суд постановил, что при их создании фотограф не приложил никакого творческого труда (более подробно - см. дело № 2-2383/11 ) . Следовательно, полагает суд, они не могут охраняться в качестве объектов авторских прав. И это видится вполне справедливо, ведь могут быть и другие случаи: например, когда фотография получена случайно - человек случайно нажал кнопку на фотоаппарате, в результате чего и получилось фото. Есть ли здесь хоть какая-то доля творческого характера? Очевидно, нет.

Однако сегодня практика идет по пути признания фотографий преимущественно как охраняемых авторским правом объектов. Так, в 2015 году Суд по интеллектуальным правам высказал свою правовую позицию таким образом: пользователи фотографий должны уплачивать правообладателям вознаграждения во всех случаях независимо от художественной ценности фотографических изображений (см. дело № А70-4971/2014 ).

В сети «Интернет» авторские фотографии незаконно размещаются очень часто, и правообладатели практически в каждом случае могут взыскать деньги с нарушителя. Интересно, что законодатель, устанавливая подсудность дел по защите авторских прав в Интернете, сделал оговорку: через Московский городской суд можно защитить исключительное право на любые произведения, кроме фотографий (и других, полученных таким же образом). Чем это вызвано? Единого мнения нет, но скорее всего, это вызвано широкой распространенностью нарушений прав на фотографии в глобальной сети. Если бы права на фотографии в Интернете можно было бы защищать упрощенным способом, то Мосгорсуд просто был бы завален подобными делами. Обычный же способ значительно труднее: правообладателю придется озаботиться поиском нарушителя, действуя через обычный районный суд, а не просто подать заявление в Мосгорсуд, на основании которого сайт мог бы быть заблокирован (более подробно об этом варианте защиты авторских прав — см. в ).

Копирайт на фото

Мы уже рассматривали назначение знака охраны авторского права - ©. По большому счету все его функции сводятся к одному - информированию потенциального нарушителя о том, что у объекта интеллектуальной собственности есть правообладатель - лицо, разрешение которого надо спрашивать, если предполагается использование этого объекта. Для фотографий упоминание значка копирайта очень целесообразно (особенно в Интернете). Впоследствии в суде можно будет однозначно доказать вину нарушителя, который был уведомлен о том, что у фото есть правообладатель, а также о том, кто конкретно им является. Такой способ используют многие владельцы фотографий: например, Интернет-ресурс «Схема-РФ» ставит оповещение об исключительном праве на каждую свою схему.

Если же нарушитель не только незаконно воспользуется фотографией, но и удалит копирайт, то за это правообладатель может взыскать дополнительную компенсацию на основании удаления информации об авторском праве, что не допускается.

Как видно, авторские права на фото имеют свои особенности. Простым пользователям Интернета следует быть крайне осторожными при использовании чужих фото, так как очень часто у правообладателя есть реальная юридическая возможность взыскать компенсацию в очень большом размере.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.