Что такое чтение и письмо. Отличия письма и письменной речи. Смотреть что такое "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в других словарях

Чтение и письмо - особые формы речевой деятельности. Чтение - это импрессивная форма речи, письмо - это экспрессивная форма речи. При письме идет процесс от мысли к слову, при чтении - от слова к мысли, от графемы - к мысли.

Нарушение письма - аграфия. Нарушение чтения - это алексия.

Первичные аграфии и алексии.

Первичные нарушения возникают непосредственно вследствие поражения определенного участка мозга и выступают как определенное расстройство.

Аграфия (греч. а - отрицательная частица и лат. propho - пишу) - нарушение письма, возникающее при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.Аграфия у детей - одно из проявлений алалии - следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко Аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов.

Аграфия у взрослых - одно из проявлений афазии. В этих случаях форма аграфии зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области аграфия связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомы слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонетическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным.При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга аграфия бывает связана с нарушением кинестетической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (например, д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо.

При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга аграфия возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая "кинетическая мелодия" письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога на другой, что нарушает весь процесс письма.

При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга аграфия входит в синдром зрительно-гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются и в самостоятельном письме, и в письме под диктовку, и при списывании текста.

Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической аграфии.

Специальную форму аграфии составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.

Аграфия входит в различные нейропсихологические синдромы как один из симптомов афазических и неафазических нарушений речевой деятельности.

Алексия при локальных поражениях коры головного мозга

Алексия (от греч. а - отриц. частица и лат. lego - читаю) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария, или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексий.

При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая алексия, которая может проявляться в неузнавании отдельных букв (литеральная оптическая алексия), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая алексия). В основе данной формы алексии лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Возможна односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта. Подобная форма алексии, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария мозга.

При поражении коры височной области левого полушария возникает слуховая алексия как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма алексии является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих подобной формой алексии, наблюдается "угадывающее чтение".

При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария возникает кинестетическая моторная алексия (или афферентная моторная алексия) как проявление афферентной моторной афазии, связанная с нарушениями кинестетической основы речевого акта. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы.

Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария приводит к возникновению кинетической моторной алексии (или эфферентной моторной алексии), входящей в синдром эфферентной моторной афазии. Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к другому, возникают речевые персеверации.

При поражении коры лобных долей мозга возникает особая "лобная" форма алексии, связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в том числе и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.

Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму алексии, которая является одним из проявлений алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма алексии обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст). В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получении информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.

Письмо, система долговременных условных знаков, обычно визуальной природы, предназначенных для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия.

В приведенном определении оговорен ряд существенных признаков письма. Самый главный признак - это долговременность письма, противопоставленная сиюминутности как человеческой речи, так и многих других видов сообщений, использующих жесты, позы, запахи и т.п. Второй необходимый признак письма - использование устойчивых условных символов. Письмо - это семиотическая система, его элементы – это знаки, имеющие устойчивое означающее (обычно какую-то графическую конфигурацию – иероглиф, слоговой знак, букву) и связанное с ним относительно постоянной связью означаемое.

Третий существенный признак заключается в том, что письмо фиксирует не просто какие-то мысли, идеи или понятия или даже сообщения, а конкретные речевые произведения на конкретных языках - тексты, иногда состоящие из нескольких или даже одного слова, но обычно имеющих некоторую протяженность и достаточно сложную внутреннюю структуру. Собственно говоря, под текстом чаще всего имеют в виду письменный текст. Систему дорожных знаков или других обычно используемых в изолированном виде пиктограмм (например, значков, указывающих на выход, пункт питания и т.п. в аэропортах, на стадионах и в иных публичных сооружениях), хотя и могущих в ограниченных пределах сочетаться друг с другом, письмом никто не называет. Такие знаки люди воспринимают и понимают, тогда как письменные тексты могут быть прочитаны, пусть даже про себя; о чтении же дорожных знаков говорят лишь в переносном смысле.

Письмо обычно является визуальным, т.е. использует иной, чем звучащая речь, сенсорный канал - зрение. Визуальной природой письма напрямую обусловлены многие его важнейшие особенности, однако существуют и уже были названы визуальные семиотические системы, ни одна из которых не соответствует представлению о письме.

1. Письменная речь – более широкое понятие, чем письмо, которое является первой составляющей письменной речи (вторая составляющая – чтение)

2. Различные виды письменной продукции (списывание, поддиктовка, изложение, сочинение).

3. Письменная речь и письмо формируется в различные сроки. Письмо – начальная школа. Письменная речь – всю жизнь

4. Письмо и письменная речь имеют различные предметы осознания. Письменная речь – замысел и его воплощение в тексте, при письме пишущим осознаются только технические действия по обозначению звуков речи, а также соединение букв во время письма и их слияние в целое слово.

5. В письменной речи 2 формы: естественная письменная речь (личное письмо, дневниковые записи, рассуждения) и искусственная форма (сообщение или доклад на конкретную тему).

6. Письмо в отличие от письменной речи нельзя называть коммуникативной функции, т.к. на первых этапах письмо – это учебный навык. Письменная речь выполняет коммуникативную функцию, которая может реализовываться с задержкой во времени.

7. Письменная речь оказывает воздействие на формирование мышления пишущего, чем не обладает письмо, т.к. представляет в определённом смысле работу над способом и формой высказывания. Письмо реализуется основными усвоенными орфографическими принципами.

8. Различные ошибки, которые допускаются при письме и письменной речи. Нарушения письменной речи – неспособность усвоения построения и функционирования письменного высказывания. Встречаются отсутствие цельности и слитности текста, уменьшение длинны предложения и изменения порядка слов. Пропуски значимых частей и частые аграмматизмы. Ошибками письма считаются замены, смешение, пропуски, вставки, перестановки букв, ошибки начертания сходных по написанию букв и букв, имеющих различное зрительно-пространственное расположение, ошибки орфографического характера. Письмо следует рассматривать, как предварительную, подготовительную ступень появления письменной речи, связанную с овладением элементарными навыками фонетического транскрибирования устной речи в соответствии с принципами русской орфографии, а также техникой освоения графических операций. Анализируя процесс овладения и нарушения устной речи, не стоит подменять два близких, но разных понятия.



Чтение.

Чтение – это вторая форма письменной речи. Является сложным процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменном виде, которым ребёнок овладевает в процессе обучения. На первых этапах, чтение само является предметом изучения ребёнка. В первом классе школьник сначала приобретает умение опознавать буквы, потом слоги, затем слова и целые предложения. Постепенно эти умения закрепляются и переходят в автоматизированный навык, который становится средством получения академических знаний. В процессе школьного обучения ребёнок должен освоить когнитивные умения :

1. Понимать тексты различных видов и жанров

2. Находить в них необходимую для себя информацию, которая задана в тексте в явном и неявном виде

3. Осмысливать содержание прочитанного текста

4. Осмысливать значение текстов

5. Интерпретировать текст, высказывая свои мысли о прочитанном. Чтение в школьном обучение получает ведущую роль.

При чтении вслух осуществляется работа мозга :

1. Затылочная доля (переработка зрительной информации)

2. Теменно-затылочная доля

3. Серийная организация движений артикуляции и глаз (кинетический компонент)

4. Переработка слуховой информации

5. Переработка кинестетической информации

6. Контроль (зрительный и речеслуховой) и регуляция действия

7. Тонус (избирательная активация мозга)

При чтении про себя осуществляется работа мозга (когда у ребёнка сформировалось полноценное чтение вслух):

Движение глаз остается, а артикуляционная система работает в свернутом режиме – мы ничего не произносим, но мы делаем микродвижения приближенные к внутренние речи.

Слуховой компонент практически полностью выключается. Переработка кинестетической информации идет минимальная. Контроль в основном зрительный. + энергия.

1 – переработка зрительной информации в зрительно-гностических отделах затылочной области;

2 – переработка зрительно-пространственной информации (полимодальные зрительно-пространственные отделы в теменно-затылочной области);

3 – серийная организация движений глаз, а артикуляции в свернутом виде;

4 – компонент переработки слуховой информации на определенных этапах выключается из работы;

5 – обработка кинестетической информации в минимальном виде;

6 – контроль с помощью зрительного анализатора;

7 – энергетический блок (избирательная активизация в коре головного мозга).

В процессе чтения выделяют 2 стороны : техническую сторону и понятийную сторону чтения:

1. Техническая сторона чтения. Подразумевает операции:

1) Узнавание букв, слогов и слов

2) Соотнесение зрительного образа с его звуковой формой

3) Слитное произнесение слов

4) Соотнесение звучания с эталонами ментального лексикона

Параметрами анализа технической стороны чтения является:

1. Скорость чтения

2. Способ чтения

3. Правильность чтения

4. Выразительность чтения (спорный)

Скорость чтения

На скорость чтения оказывает влияние знакомство слова, частотность употребления слова. Лучший вариант: стандартизированные тексты.

Ориентиры скорости:

1 класс 1 полугодие: послоговое чтение, скорость чтения не замеряется, т.к. скорость чтения оказывается очень быстрым

1 класс 2 полугодие: 20-25 слов в минуту

2 класс 1 полугодие: 25-30 слов в минуту

2 класс 2 полугодие: 40-50 слов в минуту

3 класс 1 полугодие: 50-60 слов в минуту

3 класс 2 полугодие: 60-70 слов в минуту

4 класс 1 полугодие: 70-80 слов в минуту

4 класс 2 полугодие: 80-90 слов в минуту

Способы чтения

Обучение чтению начинается с восприятия текста, где значительную роль играют движения глаз. Текст для начинающего читать является сложным визуальным полем, которое насыщенно массой сходных изображений букв. Эти буквы необходимо воспринимать и анализировать в строгом порядке, добиваясь узнавания каждого отдельного элемента буквы, фрагмента слова или отдельных слов. Последовательность основных зрительных операций чтения можно представить так:

1. Бинокулярное слияние и бификсация цели (если оси двух глаз не сходятся в одной точке, то изображение предмета или буквы, которое передается в зрительную кору, начинает двоиться. В результате этого чтение становится невозможным. Правильная бификсация требует предварительного бинокулярного слияния за счет схождения глаз)

2. Зрительный поиск начала строки

3. Движение глаз при сканировании текста, направление слева направо (глаз во время чтения совершает движения вдоль строки, они носят особый характер и называются саккады, завершается точкой фиксации. Глаз может останавливаться в начале, середине и конце слова. Сами саккады (прыжки) занимают 5% времени, 95% - опознание того, что было загружено. После опознавания иконическая память должна очиститься. Чаще всего мы останавливаемся во время чтения в начале строки и чаще и больше остановок мы совершаем в конце строки. Движения глаз вперед по строке носят названия прогрессивных движений. Помимо этих движений существуют движения глаз, которые рассматриваются как нормативные, но они осуществляются в обратном направлении. У плохо читающего возвратов много. Если слова незнакомые со сложной слоговой структурой, то тоже будут возвраты. Движения называются регрессивными. Информация, которая оказывается загруженной в иконическую память обрабатывается в коре головного мозга с помощью двух каналов, они занимаются обработкой зрительной информации (пи-канал и м-канал))

Т. Егоров (1953 г.) – побуквенный способ чтения. Искусственно разделил усвоение навыка чтения на 4 ступени:

1 ступень : буквенно-звуковое чтение.

2 ступень : послоговое чтение.

3 ступень : формирования синтетических приемов чтения.

4 ступень : синтетическое чтение.

1 ступень : овладение буквенно-звуковым чтением

У ребенка формируется в добукварном и букварном периодах обучения. Психологическая структура чтения за эти два периода развивается и оказывается совершенной иной, нежели мы фиксируем в начале обучения. На этом этапе дети усваивают и учатся слушать звучащую речь, учатся определять слов в предложении, которое они выделяют из текста, они учатся делить слова на слоги, а слоги на звуки. Затем в процессе чтения они учатся осуществлять синтез букв в слоге, слове. Эти слова соотносятся со словами устной речи. Для чтения главным моментом считается овладение звуковой стороной устной речи.

Условия для правильного овладения чтением

1. Дифференциация звуков речи

2. Сформированность у ребенка представлений об обобщенном звуке речи или фонеме

3. Если сам графический образ буквы оказался прочно усвоен

… и 3 хорошо сформированная зрительная память. Единица чтения здесь – буква. Понимание практически несформированно. Ребенок может понимать смысл: д-о-м = дом.

2 ступень : формирование слогового чтения

По мнению Егорова ребенок сразу переходит к чтению слогами. Но существует промежуточный вариант: белка – ребенок прочитает так бе-л-ка. Это чтение слияниями и звуками, находящимися вне слияния. Чтение по слогам сложнее, т.к. зрительно охватывается большее количество знаков. Это продуктивное чтение, позволяет быстрее прочитывать слова, позволяет прочитанные слоги сливать в короткие и длинные слова. Слоги на этой ступени быстро опознаются читающим. На этой ступени единицей чтения становится слог. Ребенок прочитывает слог, соотносит с ментальным лексиконом, запоминает, та же операция со следующим слогом, далее в памяти происходит объединение слогов, их синтез и полученное слово должно соотнестись с существующим эталоном слова. У детей на этой ступени начинает формироваться смысловая догадка. Чаще всего она возникает на конце читаемого слова. Если на этом этапе не обратить внимание на наличие этой догадки, то на следующем этапе можно обнаружить угадывающее чтение. На этой ступени у детей остаются трудности синтеза слогов в целое слово, это будет касаться сложных слов. Этот этап в одном случае будет указывать на то, что формирование идет хорошо, в другом случае будет указывать на дислексию. Если слоговое чтение длительно время остается отрывистым слоговым и ребенок не улучшает своих показателей, то ребенок в дальнейшем может показать дислексию. Если ребенок медленно читает слоги, но слитно – то, это будет говорить о том, что ребенок не будет страдать дислексией. Продуктивное чтение – слитное, плавное, непродуктивное чтение – отрывистое, неплавное чтение. Частые повторы при чтении сложных незнакомых слов, трудности становления грамматических связей между словами в предложении. Т.к. техника чтения несовершенна.

3 ступень : становление целостных приемов чтения.

Здесь хорошо заметны разные способы чтения. Если слово частотное, то оно прочитывается целиком. Длинные и сложные слова читаются на этой ступени по слогам. При появлении длинных слов в текстах у детей появляется смысловая догадка, что в чтении обычно выражается в появлении аграмматизмов. Если он появился, то это обычно вызывает регрессивные движения глаза по строке, перечитывание и скорость чтения из-за этого не увеличивается. Относительно сформированным на этом этапе является синтез слов в предложении – ребенок может объединять слова в целые предложения.

4 ступень : синтетических приемов чтения.

Наблюдается чтение текста, которое будет осуществляется целыми словами, словосочетаниями и короткими предложениями. Основной акцент при чтении не будет делаться на распознавание букв. Чтение в основном будет связанно с осмысливанием содержания прочитанного. Здесь редко будем встречать ошибки чтения, т.к. догадка во время чтения будет контролироваться развитым целостным восприятием. На этой ступени может наблюдаться особенность понимания прочитанного текста. Она будет вызвана следующими причинами: 1. У разных детей будет разный уровень познавательной деятельности. 2. У разных детей будет различный объем словаря и грамматического строя речи. Чем более развит ребенок в речевом плане, тем более лучше он будет понимать прочитанный текст.

Есть еще один вариант чтения – целостное = просмотровое чтение. Это быстрое чтение. Это особое чтение, глаз идет по странице S-образно (слева направо). В поле зрения попадает сюжет, герои и какие-то небольшие вещи еще.

Для технической стороны чтения важным моментом считается правильность чтения – на сколько правильно читаемый текст передается ребенку. Часто встречаются пропуски, смешения, замены окончания, повторы слов при чтении.

Чтение про себя.

Основное количество информации осваивают с помощью «молчаливого чтения»/чтения глазами/чтения про себя. Оно существует только для себя. Осваивается детьми только после того, как освоено чтение вслух (обычно, первый год обучения). В конце первого года обучения дети обучаются жужжащему чтению.

1. формирования чтение про себя. Во время жужжащего чтения учащиеся.. слухового анализатора.

2. Тихое шепотное чтение. Наблюдается активность речедвигательного и слухового анализатора.

3. Беззвучное чтение. Сопровождается буззвучной артикуляцией. Работа голосовой системы и слухового восприятия полностью скрыты от наблюдателя, однако активность речедвигательного анализатора отмечается

4. Молчаливое чтение. Полностью невидимый или скрытый режим речедвигательного анализатора

5. Автоматизированное чтение. Чтение про себя, при котором дети читают не только молча, но и имеют высокую скорость, превышающую скорость громкого чтения в несколько раз. Индивидуально у каждого.

Автор: Екатерина Алексеевна Матвеева (Ерохина), логопед, специальный психолог ДЦДЛ им. Семашко. Источник статьи. Pedsovet.su
Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет "лапма" или "рампа" вместо "лампа", просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас
большинство специалистов уверены, что в основе подобных "промахов" лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия).

Что это такое?

Не вдаваясь в научные дебри, можно сказать, что дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.

При дислексии малыш делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют "специфическими нарушениями письменной речи".


Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.
Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
Неблагоприятные факторы , негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!
Социальные причины . Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.


Пусть меня научат.

Диагноз "дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который "поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.

Нарушения письма и чтения часто связаны со сбоями в работе головного мозга. Поэтому помимо занятий с логопедом детям часто необходимы специальные препараты, регулирующие мозговую деятельность (их назначает невролог). Бояться не надо — во-первых, сильнодействующих лекарств из-за дислексии никто не пропишет, а во-вторых, правильно подобранные медикаменты помогут малышу быстрее справиться с трудностями.


Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?

Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!

Нарушения письма


1. Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки. Чаще всего дети путают:

  • глухие и звонкие звуки:
  • "год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
  • твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
  • свистящие и щипящие звуки: "зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
  • в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".
3. "Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:
  • лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
  • недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
  • "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арруз" вместо "арбуз".
4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы, визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
  • писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
  • неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
  • строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.

Нарушения чтения

  • Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
  • Неправильное прочтение окончаний слов.
  • Замена слов по зрительному сходству.
  • "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
  • Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
  • "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
  • Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
  • Неправильное направление чтения.
Также могут нарушаться:


Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.


Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).


Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.


Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.


Программа-максимум: как организовать обучение


Выбрать хорошую школу. Насколько престижно заведение, сделан ли там евроремонт и оснащены ли классы в соответствии с новейшими технологиями — в вашем случае вопрос десятый. Решающее значение имеет квалификация как минимум двух людей — логопеда и учителя начальных классов. Расспросите знакомых, пройдитесь по школам самостоятельно и поговорите с этими специалистами — вам ведь важно, кто будет заниматься вашим ребенком? Заодно и продемонстрируете педагогам свое неравнодушие к проблеме и готовность к совместной работе.


Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!


Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.


Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.


А что у них? В Европе и США одним словом — "дислексия" — называют специфические нарушения и чтения, и письма, и даже счета (у нас это — дискалькулия). Хотя западные ученые и отмечают необходимость исправления этих нарушений, основное внимание уделяется не столько коррекции, сколько созданию благоприятных условий для обучения и жизни дислексиков (разрабатываются специальные приспособления, облегчающие зрительное восприятие, компьютерные программы и т.п.).
В США существуют клубы дислексиков—там они общаются, делятся переживаниями и находят поддержку. Кстати, в нашей стране в последнее время тоже начали создаваться организации, цель которых — дать таким "особым" детям возможность почувствовать себя полноценными членами общества.

Гудименко Елена Эдуардовна

Психологическая структура процессов письма и чтения.

Письмо - «психическая функция, в
психологическое содержание которой входят разные
психические процессы в их взаимодействии, и формирующаяся
только путём обучения».

Выделено три уровня письма, каждый из которых подразделяется на ряд звеньев. Первый уровень - психологический. Любое письмо начинается с возникновения намерения, мотива. Затем формируется замысел, т.е. то, о чём писать. Изначально замысел ограничивается определённой мыслью, которая затем формируется во фразу, а из последней выделяются ключевые слова. Таким образом, на основе замысла создаётся общий смысл содержания, т.е. то, что именно писать. Заключительным звеном психологического уровня является регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Следующий уровень - психолингвистический . Он обеспечивает операциональную сторону реализации программы и состоит из ряда звеньев. Первое звено - это процесс звукоразличения. Происходит анализ звукового состава слова, выделение отдельных звучаний и превращение звуковых вариантов в четкие последовательные фонемы.

Второе звено - объём акустического восприятия и слухо-речевая память - обеспечивает восприятие определённого объёма информации и удержание её в оперативной памяти. Третьим звеном психолингвистического уровня является актуализация образов-представлений графемы. Выделенные фонемы должны быть переведены в зрительную графическую схему, т.е. перешифрованны в соответствующую букву. После чего происходит актуализация моторного образа буквы (четвёртое звено) и её перешифровка в серию тонких движений руки. Заключительным звеном является написание букв, слов, фраз.

Третий уровень - психофизиологический . Он обеспечивает реализацию всех указанных выше операций и действий. Так, процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов. Объём восприятия акустических речевых сигналов определяется акустическим анализатором (и, возможно, совместно с кинетическим). Перешифровка с одного психического процесса на другой (со звука на букву) осуществляется благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем (за их деятельность отвечает височно-теменно-затылочная зона). Перешифровка оптического образа в двигательный и в написание буквы осуществляется в результате сложной совместной работы зрительной и двигательной анализаторных систем.


Очевидно, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых выполняет свою специфичную функцию. На данный момент известно, что письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон левого полушария мозга. Для овладения навыком письма необходима сохранность как общей организации совместной деятельности этих зон, так и каждой из них.

Психологическое содержание процесса письма достаточно хорошо известно психологии, но роль, которую играет каждый из психологических компонентов письма, и те способы, с помощью которых учащемуся удается с наиболь-шим успехом выполнить все условия, обеспечивающие правиль-ное письмо, изучены не в полной мере.

Чтение в настоящее время рассматривается как одна из высших психических функций, как целенаправленная деятельность, в процессе овладения которой совершается огромный перелом во всём культурном развитии ребёнка.

Чтение является процессом смыслового восприятия письменной речи, её понимания. Сложность этого процесса обусловливается его неоднородностью: с одной стороны, чтение - процесс непосредственного чувственного познания (в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы), а с другой - представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтение - это сложная деятельность, которая включает такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

Чтение является одним из видов письменной речи, который представляет собой процесс, во многом противоположный процессу письма. Но вместе с этим они имею и общие черты. Так, например, чтение, как и письмо, является аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов речи.

Особенно ярко аналитико-синтетическое чтение проявляется на начальных этапах его развития, когда ребёнок анализирует буквы, переводит их в звуки, объединяет их в слоги, а из слогов синтезирует слово. На поздних же этапах этот процесс носит более сложный характер. Опытный чтец, как показали исследования движения глаз, не анализирует каждый элемент слова, он схватывает ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию (чаще корневую часть слова), и по этому комплексу звукобукв восстанавливает значение целого слова. При этом читающий нередко возвращается к уже прочитанному слову и сверяет возникшую «гипотезу» с реальным словом. При чтении достаточно знакомых слов, наиболее упроченных в прошлом опыте, читающий узнаёт слово сразу.

Такая стратегия чтения, заключающаяся в забегании вперёд (антиципация) и возвращении назад (сличение), обеспечивается сложным актом движения глаз. При этом единицей чтения является слово, а буквы играют роль ориентиров в нём. В процессе беглого чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь некоторые, несущие наибольшую информацию о слове. Эти буквы получили название доминирующих.

Движение глаз является одним из необходимых условий осуществления чтения, но лишь условием. Если говорить непосредственно про строение процесса чтения, то оно характеризуется взаимодействием двух уровней - сенсомоторного и семантического. Сенсомоторный уровень включает в себя звуко-буквенный анализ, удержание получаемой информации, смысловые догадки, возникающие на основе этой информации, и сличение, т.е. контроль гипотез с данным материалом. Сенсомоторный уровень обеспечивает понимание значения и смысла информации. Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает быстроту и точность восприятия знаков, адекватное понимание значения информации. Безошибочное восприятие - основное условие понимания читаемого.

С самого начала основное значение чтения - понимание письменного сообщения. Развитие понимания читаемого в процессе формирования чтения у детей идёт в тесной связи с развитием процесса восприятия. На начальном этапе овладения чтением понимание идёт вслед за восприятием. Но по мере автоматизации навыка чтения, понимание опережать восприятие, что проявляется в возникновении смысловых догадок, угадывании смысла слов. На поздних этапах чтение опирается на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся уже к целому абзацу или всему тексту. У взрослого человека акт чтения протекает в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания прочитанного.

Понимание, согласно Л. С. Выготскому, «не заключается в том, чтобы при чтении каждой фразы возникали образы всех тех предметов, которые в ней упоминаются. Понимание не сводится к образному воскрешению предмета или даже к называнию соответствующего звукового слова, оно, скорее, заключается в оперировании самим знаком, в отнесении его к значению, к быстрому передвижению внимания и выделению различных пунктов, которые становятся в центре нашего внимания» .

Понимание слова, фразы при чтении обеспечивается и влияние контекста. Высокая степень контекста слов и полное использование контекстных догадок приводит к повышению скорости чтения, точности восприятия, к увеличению объёма охвата материала.

Чтение - сложный психический процесс, который не может осуществлять на основе работы какой-либо одной зоны мозга. Современная нейропсихология рассматривает в качестве мозговой основы совместную работу нескольких участков головного мозга (заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры левого полушария), которые выполняют свои специфические функции. Кроме того, для осуществления процесса чтения необходимы сохранность зрительного акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых является психофизиологической основой процесса чтения.

Письменная речь является для ребёнка новой знаковой системой. Трудность её усвоения обусловлена сложностью структурной организации процессов чтения и письма, а так же высокими требованиями к уровню сформированности различных мыслительных операций, сенсомоторного развития, языковых функций. Сложность и многообразие структуры дефекта у детей с ОНР ограничивает спонтанное формирование предпосылок к овладению грамотным письмом и чтением. В результате чего, дошкольники с данным видом расстройства речи, оказываются неподготовлены к началу школьного обучения, а конкретно - к овладению навыками чтения и письма.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.