Что такое мимика и пантомимика. Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении. Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении.

  • познакомить детей с языком жестов, движений, чувств;
  • развивать у детей подвижность, выразительность в движениях и жестах;
  • научить понимать эмоциональное состояние людей;
  • научить раскрывать эмоциональное состояние с помощью цвета;
  • прививать умение сдерживаться, научить контролировать себя (самоконтроль), и слушать.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение: класс, в котором возможно быстро переставлять столы и стулья для рабочих групп, доска, мультимедиапроектор, листы бумаги А4, цветные карандаши, пиктограммы, таблицы со словами эмоции, чувства, мимика, чувства, презентация, заданиями с учетом индивидуальных особенностей учащихся, иллюстрация картин где передается эмоциональное состояние

Орг. момент. Учащиеся входят, я, у двери жестом приглашаю их войти в класс. Поздоровались. Жестом показываю сесть.

Постановка проблемы.

Скажите пожалуйста, как Вы поняли, что надо сесть.

Вы показали рукой.

А как можнопоказать движением тела или рукой, что болит голова.

А как называется эти движения рукой?

Да, это жесты.

Люди в повседневной жизни довольно часто жестикулирует, и иногда достаточно увидеть его несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека,

А теперь вспомним какими жестами в жизни пользуетесь Вы, и подумаем, почему человек делает различныежесты?

Чтобы лучше поняли,

А нельзя ли обойтись без них?

Нельзя, они идут (непроизвольно) независимо от человека.

действительно жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения.

Объяснение нового материала. Организация работы.

И оказывается как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, не вербальное общение , а потом звуковой язык, т.е. вербальное общение.

А сейчас послушаем Иру. Она сообщит нам о некоторых жестах, которые были на Руси, а Аня с Димой покажут их нам, поэтому я прошу Вас очень внимательно слушать и смотреть, даже если Вам может быть будет и смешно.

Когда - то на Руси гостей приветствовали хлебом и солью, и при этом кланялись, разводя руки в разные стороны, этим самым показывали свое радушие.

Офицеры звонко щелкали каблуками и роняли словно подрубленную голову на грудь, когда здоровались с дамой, а дамы ь свою очередь приседали в глубоком реверансе.

В аристократических кругах существовал язык жестов, который осуществлялся с помощью веера,

Так же было и в Европе.

А как было в других странах нам сообщит Ира.

Китайцы в прежние времена встречая друга или знакового пожимали руку самому себе,

  • У японцев для приветствия используются 3вида поклона: самый низкий” средний и легкий.
  • Латиноамериканцы обнимаются.
  • Французы целуют друг друга.

Кристина расскажет о том, что не во всех странах одинакова культура жестов.

Если в нашей культуре, т.е. в России, хорошо, показывают большой палец вверх, то в Болгарии наоборот, так же движения головой при согласии в Болгарии так же наоборот.

Так же надо быть очень осторожными с жестами в Восточных странах, в Средней Азии и в Закавказье. Например, при выходе из автобуса, если незнакомый мужчина подаёт женщине руку, тем самым оказывая ей помощь, в перечисленных странах это воспринимается как неуважение к женщине,

А теперь пусть каждый из Вас подумает и вспомнит, приходилось ли Вам самим пользоваться жестами в жизни?

Здороваемся рукопожатием.

В транспорте если встречаемся и оказываемся в разных концах, здороваемся кивком головы.

После операции в ротовой полости очень долго больно говорить, и на помощь приходит мимика и жесты,

А нашей повседневной жизни, вспомним, где используют язык жестов?

Дирижеры, автоинспекторы в балете.

Люди глухонемые общаются жестами и этот язык называется дактиль,

Существуют спортивные жесты, и Костя нам их покажет.

А теперь покажем друг другу жестом до свидания.

Молодцы! У Вас очень хорошо получилось, а теперь попробуем сформулировать, что такое жест.

Движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающие, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называется жестом.

Как мы выяснили, что все пользуются жестами, но тем не менее при пользовании жестами следует проявлять сдержанность, спокойствие, соблюдать дистанцию, уметь приносить извинения за неосторожное движение, ориентированность в выборе места.

А теперь каждый из Вас посмотрит на свою фотографию, которую Вы заранее подготовили к сегодняшнему уроку. И вспомнит свое настроениекоторое было во время фотографирования

Находимся на уроке математики я у Вас не получается решить задачу, покажите как Выдумаете над решением.

У Вас неприятности.

Вы получили плохую оценку.

Я даю на выбор ситуацию, а желающий поднимает руку.

1. Выразить удивление. (Увидели друга, которого давно не видели)

2. Я чувствую не вкусно, не приятно. (Соленый чай)

3. Выражение боли. (Болит живот)

4. Выражение радости. (Вам предлагают Ваши любимые конфеты)

А сейчас Стас с группой учащихся организует игру "Скульптор", а мы попробуем

определить эмоциональное состояние каждого из них.

Уч-ся поднимают руку и называют эмоциональное состояние одной фигуры.

А что такое эмоции?

Эмоции - внутренние, душевное переживание чувства.

А как Вы считаете по мимике можно понять мысли и чувства собеседника.

А как Вы определяете радость, грусть.

По глазам, губам, бровям, лбу и телодвижениям.

А что происходит с глазами, губами, бровями и лбом,

Они двигаются за счет мышц.

Правильно, а сейчас попробуем сформулировать, что же такое мимика?

Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие душевное состояние человека.

Душевное переживание, чувства - эмоции.

А отсюда Вам следует вспомнить, а жесты и мимика взаимосвязаны или нет, дополняют друг друга,

Действительна так.

Жесты идут параллельно с мимикой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, где участвуют группы мышц лица, которое регулируют движение глаз, губ, лба, бровей.

Работа с пиктограммами

Цель: выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать эмоциональный образ с помощью цвета.

А сейчас каждый очень внимательно посмотрит в свои листочки, (весь материал заранее разложен на краю парт) где схематические рисунки эмоциональных состояний людей. Эти же состояния есть на плакате, который на доске (плакат можно вывести и с помощью мультимедиапроектора слад 1, 2, 3) но они черно-белые. Я специально подобрала в черно - белом цвете, а как Вы думаете почему не цветные плакаты?

По цвету лица тоже можно определить состояние человека.

Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам плохо, страшно, то бледнеем.

Эмоции связаны с изменениями в органах: в деятельности сердца, кровеносных сосудов, дыхания.

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте схематические лица, а так же подпишем, что выражает каждое лицо напротив цифры. Например: 1-радость.

Все выполняем задание, а отвечать будут те, кого я вызову.

Если кто выполнил задание могут подойти ко мне и взять ещё задание (определить и подписать эмоциональное состояние по цветным иллюстрациям, слайды 4, 5, 6, 7)

После того как выполнили задание.

Итог урока.

А сейчас после всего что мы сегодня узнали на уроке попытаемся выяснить какую же функцию выполняют мимика, жесты и пантомимика.

1. Подаем окружающим определенные сигналы.

Значит выполняет – сигнальную функцию .

2. Обмениваемся сведениями (информацией) между собеседниками -

обещающими (индивидами)

По другому называется - коммуникативную.

3. Очень выразительное средство общения.

И называется - экспрессивно - выразительную .

В заключение урока я хотела бы узнать, что нового Вы узнали о мимики жестах и пантомимике.

Это тоже язык общения.

Не вербальный вид общения.

Надо чаще вглядываться в лица людей.

Пользоваться ими, и никого не обижать.

После сегодняшнего урока я думаю, что мы будем более внимательно присматриваться к своим близким, родителям, братьям, сестрам, подругам, друзьям и конечно же к учителям.

Мимика, жесты и пантомимика - это действительно форма общения.

Сегодня на уроке все работали очень замечательно и получают оценку “отлично”.

И вот домашние задание. Пронаблюдаете за мимикой и жестами своей мамы и своими близкими в течении недели, а так же в тетради отметьте положительные и отрицательное действие от использования мимики к жеста.

Использованная литература.

  1. М. И. Гамезо И. А. Домашенко. Атлас по психологии. Москва “Просвещение”1986.
  2. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. ТЦ “Сфера” 1986.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

Мимика лица служит чрезвычайно содержательным каналом информации об эмоциональных состояниях и характере клиента. Чтение эмоций по выражению лица происходит во многом бессознательно, и способности к этому заложены в каждом из нас, но психологу стоило бы обращать на это особое внимание. Если психолог не уверен в своих выводах, он имеет право спросить: «Мне кажется, вы чем-то подавлены?» или «На вашем лице написано разочарование, я прав?».

Всем известно, как выражается на человеческом лице радость, злость или горе, поэтому мы не будем приводить банальных примеров. Важнее описать некоторые нетривиальные случаи.

Например, терапевт затрагивает какие-то эмоционально значимые для клиента вопросы, а на его лице не отражается никакой реакции, что может ставить в тупик. При этом клиент вовсе не аутист и не психотик. Оказывается, он с детства гордился тем, что непроницаем в смысле эмоций для других людей, он систематически тренировался, чтобы его эмоциональная реакция ни для кого не была доступна. Это говорит о сильном недоверии к людям, о закрытости, может быть, о родительском предписании «не доверяй», но это вовсе не патология. Следует обсудить с клиентом причины этого явления и помочь ему разблокировать свои эмоциональные реакции.

Эмоциональные реакции показывают важность для клиента тех или иных обсуждаемых тем. Если клиент избегает проявлять эмоции, то это может означать, что они как раз очень сильны и он боится их затрагивать. Терапевт следит за теми реакциями, которые сопровождают рассказ клиента или ответы на вопросы, и по задержке реакции или другим проявлениям, иногда мельчайшим, иногда сильным, судит об истинных переживаниях последнего. Особенно важны моменты неконгруэнт- ности смысла слов и сопровождающей их эмоциональной реакции. Например, клиент может с унылым видом говорить о том, как у него все хорошо. Слова лгут, непосредственные телесные реакции - никогда. Иногда бывает, что клиент подделывает свою первичную эмоциональную реакцию, выдавая вместо нее вторичную фальшивую. Это заметно, и его следует спросить, зачем он скрывает правду, если пришел к психологу решать свою проблему.

Пантомимика включает в себя целостное телесное поведение, позы и движения. Обычно студентам говорят о типичных проявлениях пантомимики на сеансе: закрытой позе (скрещенные руки и ноги, поворот боком к терапевту) и открытой позе. Также достаточно очевидны такие проявления пантомимики, как робость или решительность, мягкость или порывистость. Общая скованность, дисгармоничность движений могут говорить о депрессивном состоянии, застенчивости или чувстве вины.

Важнее другое. Когда между клиентом и терапевтом создается прочная доверительная связь, клиент невольно копирует позу терапевта, меняет ее непроизвольно при перемене позы терапевта. Когда клиент настроен против терапевта, не доверяет ему, он своей позой как бы противоречит терапевту, не реагирует синтонно на изменения его позы. Психологи научились подстраиваться к клиенту для нахождения общего языка с ним, они незаметно принимают позу, похожую на позу клиента, и даже стараются дышать в одном ритме с ним, что создает ощущение близости. Принятие позы клиента, копирование его жестов позволяют лучше понять его эмоциональное состояние, истинный смысл того, что он говорит, развивают способность проникновения в его внутренний мир. Поэтому основным подходом к анализу пантомимики является не формальный анализ тех или иных движений или поз, а внешнее или внутреннее подражание поведению или позе клиента, как бы моделирование движений или позы на себе.

Актерское мастерство базируется на определенных навыках и умениях. Это искусство перевоплощения, творческий подход, четкая дикция. Но более важную роль играет мимика и пантомимика. Что это такое, и нужно ли развивать эти качества? Попробуем разобраться.

Под мимикой и пантомимикой подразумевается совокупная выразительная работа мышц лица, а также – всего тела. В отличие от простой речи – это универсальный язык общения. Мы можем передавать эмоции с помощью выражения лица. Как говорится: «Глаза – зеркало души». Для актера важно не только выучить текст, но и прожить его. Прочувствовать того героя, которого нужно изображать.

Каждый актер театра знает, что если просто стараться подделать эмоции – ничего хорошего не выйдет. Зрители подсознательно поймут, что их обманывают. Герой спектакля должен быть честен с публикой. А значит – начинающему актеру предстоит обучение основам мимики и пантомимики. Это позволит общаться со зрителями при помощи одного лишь взмаха руки.

Развитие мимики и пантомимики у детей и взрослых

С первых дней мы понимаем своих детей, лишь взглянув на них. Их глаза и жесты, движения мышц лица показывают нам, хорошо ли они себя чувствуют, чего хотят и пр. Однако развитие мимики и пантомимики важно не только для понимания. Почему нужно заниматься с ребенком? Все очень просто:

  1. Упражнения развивают память и снимают напряжение в речедвигательном аппарате. Благодаря этому ребенок воспитает волевую саморегуляцию.
  2. Малыш чаще улыбается и радуется, что позитивно скажется на его развитии.
  3. Он научится контролировать свои эмоции, и делать так, чтобы они не проявлялись мимически. Очевидно, что это благотворно скажется на его будущем.

Для взрослых это отличный шанс построить карьеру актера. Развитая мимика и пантомимика дадут свои плоды при поступлении в театральный ВУЗ. Преподаватели обязательно оценят умения студента.
Где же лучше научиться этому искусству?
Развивать мимику можно в домашних условиях. Для этого разработан целый ряд комплексных занятий, которые, безусловно, приведут к успеху. Занимаясь по несколько часов достичь хорошего результата вполне можно. Но что делать, если вы даже не знаете с чего начать? В таком случае – лучше обратиться в театральную студию или в нашу Школу Телевидения. Здесь работают профессионалы, которые способны лишь за несколько занятий показать вам значительные перемены в мимике и пантомимике. Такого результата добиться дома самостоятельно будет тяжело. К тому же – скучно. Успехов в начинаниях!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Мимика человека

2. Пантомимика

4. Роль и значение невербальной коммуникации

Заключение

Глоссарий

Список использованной литературы

Введение

Возрастание интереса представителей самых разных направлений психологии, поведенческих и социальных наук к изучению проблемы коммуникации в целом, невербальной коммуникации в частности обусловлено несколькими причинами. Первая из них состоит в том, что сфера общения занимает все больше места в жизни общества. Эта ситуация и определяет вторую часть - прагматическую причину роста интереса к проблеме коммуникации, приводящую к появлению практических руководств по эффективному использованию знания, навыков и приемов невербального общения в межличностных отношениях.

Невербальные компоненты общения являются частью ориентировочной основы общения для коммуникатора (говорящего). Иными словами, характер общения с самого начала частично задается пространственными и некоторыми иными визуальными “ключами”, причем в этом звене совершенно несущественно, какое место невербальные компоненты будут занимать в самом процесс общения.

Однако невербальные компоненты общения могут рассматриваться и с точки зрения реципиента как часть ориентировочной основы для его коммуникативной деятельности. Под этим углом зрения невербальные “ключи” могут быть общими для коммуникатора и реципиента, а могут быть значимыми лишь для последнего; это часть таких “ключей”, которая с точки зрения коммуникатора входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная для современных исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, т.е. неинтенциональных и интернациональных компонентов коммуникативной деятельности коммуникатора. Изучив позы, жесты, мимику, можно лучше понять окружающих людей, узнать об их истинном отношении к вам, их скрытых склонностях и подлинных намерениях.

Цель исследования: изучить особенности мимики, позы и жестов как ведущих компонентов невербального общения.

Объектом исследования выступают: мимика, позы и жесты.

Предмет исследования: способности эффективного общения посредством невербальной коммуникации, а также умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей.

Задачи исследования:

1. изучить особенности невербального общения;

2. рассмотреть значение невербальных коммуникаций;

3. проанализировать формы невербального общения - мимику, позы и жесты.

Методы исследования:

- обработка и анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, психодиагностики, невербальным коммуникациям и др.;

1. Мимика человека

Чаще всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения - мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния.

Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение - возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке.

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование: чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении; кривая улыбка - знак контролируемой нервозности; улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться; улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства; улыбка без подъема нижних век - неискренность; улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины. В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога. Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Следует обращать внимание и на то, какое общее впечатление производит мимика того или иного человека. Очень подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. Малоподвижная мимика отражает постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, характеризует человека как спокойного, постоянного, рассудительного, надежного, уравновешенного.

Монотонность мимики и редкая смена ее форм при медлительности поведения и слабой напряженности говорит о психическом однообразии и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться: монотонные душевные состояния, скука, печаль, равнодушие, отупение, эмоциональная бедность, меланхолия, депрессивный ступор. Когда мимические процессы состоят из множества отдельных выражений, типа "холодные глаза и смеющийся рот", то анализ возможен только при наблюдении за каждым отдельным выражением и его сочетаемостью с другими.

2. Пантомимика

коммуникация вербальный мимика жест

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Позы - статические и динамические элементы, выполняемые туловищем, головой и задними конечностями.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

· корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

· стояние, опираясь руками о стол или стул, - ощущение неполноты контакта с партнером;

· не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;

· сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;

· закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак "отключения" от разговора;

· забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;

· положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, - явное желание прекратить разговор и уйти;

· частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность;

· вставание - сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;

· сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);

· кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не, соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;

· руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;

· поддерживание головы ладонью - скука;

· пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;

На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы. В результате будет нарушена атмосфера общения. Позы участников беседы отражают их субординацию.

Очень важна психологическая субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство.

Опишем характерное положение. Собеседников двое: один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой - развалился, небрежно перекинув ногу на ногу.

Взаимоотношения этих людей легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, первый - подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций).

О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии.

Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым "я такой же, как ты".

Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию.

3. Жесты

Жест есть не движение тела, а движение души. Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты: 1) активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности; 2) чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем - жесты-знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки - преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-Сигналы - они непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя).

Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы.

Жесты-символы - очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения.

Жесты-иллюстраторы - используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы - играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов - рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения.

Жесты-адапторы - сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенциональным жестовым системам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др.

Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только ситуацией и общением, отношениями между партнерами по общению (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и пр.

Каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она оценивается по формально-динамическим особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество) и по содержанию (индивидуальный жестовый тезаурус, особенно показательны типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут изменяться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости, жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции.

При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов - они увеличиваются. При неформальном общении гораздо больше проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном - жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу.

По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные делятся также на подгруппы жестов, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жестов, различающихся по активно используемой части руки: кистевых, локтевых, пальцевых, плечевых, смешанных.

По характеру воздействия на собеседника жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически-тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты. Дело в том, что реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.

В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, выбираются одни жесты, если отчитать - другие. В одном случае важна мимика, в другом - жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе - обнимают за плечи.

Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определенное направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных “полужестов”.

4. Роль и зна чение невербальной коммуникации

Жесты, пантомимика, мимика, - невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации.

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые "читаются" вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения - жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем.

Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

· национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);

· состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

· профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);

· уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;

· статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);

· принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);

· возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);

· сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);

· возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения - все это примеры невербальной коммуникации.

Заключение

В современных условиях роста интереса к экспрессивным проявлениям человека и интерпретации так называемого языка тела запросы практики к исследователям в области невербальной коммуникации являются как никогда высокими. В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы человека. Невербальная коммуникация, это оригинальный язык чувств. К средствам невербальной коммуникации относятся: жесты, мимика, пауза поза и т.д. Они образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной (языковой) коммуникации. "Читая" жесты мы осуществляем обратную связь, которая играет важную роль в процессе взаимодействия. У людей язык жестов играет очень важную роль во взаимопонимании, чаще всего язык жестов является вспомогательным явлением для взаимопонимания при общении.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Изучение различных средств невербального общения (позы, жестов, мимики, временно-пространственной организации общения) поможет понять не только окружающих людей, но и себя. Зная и умея применять эти навыки в невербальном общении, можно легко и приятно общаться с другими людьми.

Глоссарий

Жесты - телодвижения, используемые как коммуникативные средства. Чаще всего под жестикуляцией подразумевается движение рук или головы.

Ми м мика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека или движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого "общения" становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или "язык тела". Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Пантом и мика, выразительные движения человеческого тела. Наряду с мимикой, жестом, интонацией речи. Пантомимика является средством выражения психических состояний человека, его чувств.

Список использованной литературы

1. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. - СПб., 2001.

2. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения//Вопросы психологии. - М.: 2000, № 3.

3. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. - СПб., 2001.

4. Межличностное общение: Учебник. - СПб., 2001.

5. Межличностное общение: Хрестоматия. - Пб., 2001.

6. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. - М.: 2001, № 1.

7. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. - М.: АСТ. - 2007, 352 с.

8. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. - М.: Прайм-Еврознак. - 2007, 512 с.

9. Пиз А. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. - М.: Ай - Кью, 1992.

10. Пиз Аллан. Язык телодвижений. - Нижний Новгород: “Ай кью”. - 2002, 237 с.

11. Равенский Н.Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. - М.: Рипол Классик. - 2007, 672 с.

12. Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. - М.: 2002, № 6.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2013

    Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. "Фишки" управленческой деятельности или способы приспособления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Эффективность использования невербальных средств в процессе общения. Значение мимики как главного показателя истинных чувств и мыслей собеседника. Функции и правила жестикуляции. Особенности ритмических, эмоциональных, указательных, символических жестов.

    реферат , добавлен 06.03.2012

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Сущность невербальных средств общения. Особенности и функции невербальных сообщений. Социальное и психологическое значение выражения лица (мимики). Характеристика поз, жестов и допустимого расстояния между собеседниками, т.е. межличностного пространства.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Роль невербального компонента общения в акте коммуникации, структурное своеобразие его составляющих. Особенности межличностной дистанции и пространственного расположения. Психология невербального общения в деятельности юриста. Контакт глаз, поза и жесты.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2014

    Роль и значение общения в жизни человека. Сущность и содержание вербального и невербального общения. Жесты и позы защиты. Непроизвольные реакции и их значение. Нормы приближения двух людей друг к другу. Предметные, контактные и тактильные действия.

    презентация , добавлен 02.04.2015

    Невербальная коммуникация как взаимодействие между индивидами без использования слов. Система символов, знаков, жестов, используемых для передачи и понимания сообщения. Зависимость невербального общения от социально-психологических качеств личности.

    презентация , добавлен 17.11.2016

    Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция. Невербальные средства повышения делового статуса. Особенности невербального общения в разных странах.

Пантомимика

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Пантомимика

Движения выразительные индивида (изменения в походке, осанке, жестах), посредством коих передается сообщение о его психическом состоянии или переживаниях. Мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты, с помощью коих дополняется речевое сообщение.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Пантомимика Этимология.

Происходит от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием.

Категория.

Выразительные движения.

Специфика.

Изменения в походке, жестах, осанке и т.д. С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Пантомимика мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПАНТОМИМИКА

(англ. pantomime ; от греч. pantomimos - все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).

1. Искусство пантомимы.

2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах , которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важный компонент П. - - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные , поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные , выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "пантомимика" в других словарях:

    пантомимика - пантомимика … Орфографический словарь-справочник

    ПАНТОМИМИКА - (греч.). Искусство говорить жестами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМИКА греч.; этимологию см. Пантомима. Искусство говорить знаками. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пантомимика - выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. Мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное… … Психологический словарь

    пантомимика - сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пантомимика - (панто + мимика) совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции … Большой медицинский словарь

    Пантомимика - выразительные движения человеческого тела. Наряду с мимикой, жестом, интонацией речи П. является средством выражения психических состояний человека, его чувств. См. Выразительные движения и литература при этой статье … Большая советская энциклопедия

    Пантомимика - ж. Выразительные движения человеческого тела, служащие наряду с мимикой формой выражения внутренних переживаний. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ПАНТОМИМИКА - Pantomīmus, Παντόμιμoς, искусство представлять на сцене целую роль или даже целую пьесу посредством танцев, игривых телодвижений и жестов, без слов, вроде наших балетов. Это искусство принадлежит всецело римлянам; образовалось оно… … Реальный словарь классических древностей

    Пантомимика - (пан(то) + греч. mimikos – подражательный). Совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Ассоциативная связь П. с мышлением и аффективностью лежит и основе использования мимико жестовой… … Толковый словарь психиатрических терминов

    пантомимика - пантом имика, и … Русский орфографический словарь



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.