Экологическое правонарушение и его состав. Понятие и состав экологического правонарушения. В связи с этим представляется что уже в ближайшее время представляется необходимым проведение большой работы по совершенствовании регламента ряда статей и в целом у

Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризующие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Объект экологического правонарушения

Объектом экологического правонарушения в широком смысле его понимания являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания. Экологическое право России. Учебник. / Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. - М.: Триада, ЛТД, 2006. С.92.

Объектом экологического правонарушения являются публичные дела по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти дела по собственному содержанию касаются принадлежности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных действий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство, 2007, № 11. С. 83.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. № 14.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.

Именно он позволяет определить, в орбиту, каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, -- хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.

В экологических правонарушениях их предмет всегда следует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.

Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (например, лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб).

Под объектом правонарушения в узкой трактовке экологического правонарушения понимается то, на что направлено посягательство, т.е. определенная группа общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.

  • - общий - вся совокупность административных правоотношений в сфере экологии;
  • - родовой - 1) отношения собственности на природные ресурсы; 2) отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов, сохранению окружающей среды и обеспечению экологических прав граждан; 3) отношения, складывающиеся в процессе управления охраной природы;
  • - непосредственный - отношения в области конкретных объектов природы и экологических прав граждан. Деревянко Л. А. Экологическое преступление и проступок: сравнительный анализ законода-тельства об ответственности за кологические правонарушения // Право и окружающая среда: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2001.С.54.

Предмет экологического правонарушения в узком понимании не ограничивается только вышеуказанными элементами. В отдельных случаях информация является непосредственным предметом правонарушения. Например, предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, - сокрытие или искажение экологической информации является полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

Важной является взаимосвязь предмета и объекта эколого-административного правонарушения, игнорирование которой может вызвать ошибки в правоприменительной практике.

Экологическое (эколого-правовое) правонарушение это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. В его состав входят: субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона, последствия правонарушения и причинная связь между нарушением закона и наступившим ре­зультатом.

Субъектами экологического правонарушения являются: предприятия, учреждения, организации - государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные, а также должностные лица и граждане. Развитие приватизации приводит к значительному сокращению доли государственных предприятий и увели­чению числа кооперативных предприятий и организаций, арендных коллективов, со­вместных с иностранным капиталом предприятий. В правоотношении эколого-правовой ответственности им противостоят органы государственного экологического контроля, правоохранительные органы государства.

По отношению к природным объектам субъекты правонарушения могут высту­пать как собственники природных ресурсов или владельцами, пользователями, арендаторами. Они могут вообще не состоять в каких-либо конкретных правоот­ношениях. Таким образом, правовые режимы участников отношений здесь разнооб­разны. Но требования охраны природной среды едины вне зависимости от формы собственности или пользования природными объектами.

Объектами эколого-правового нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье че­ловека, материальные ценности, состояние которых зависит от качества; окружаю­щей природной среды. Этим экологическое правонарушения отличается от наруше­ний права собственности на природные объекты и ресурсы, где непосредственным объектом посягательства выступают полномочия собственника, его право владения. пользования, распоряжения соответствующим объектом природы, находящимся, в собственности.

Субъективной стороной состава экологического правонарушения является ви­на причинителя вреда. Она олицетворяет субъективное отношение нарушителя к совершенному им деянию (в данном случае нарушению), его мотивы, цели, интересы, которые он преследовал, совершая свой противоправный поступок.

Природоохранительное законодательство воспринимает обе формы вины, известные уголовному и гражданскому законодательству: умысел и неосторожность, небрежность. При умышленном нарушении законов об охране природной среды, ви­новный сознает, что своими действиями нарушает закон и причиняет вред природ­ной среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел). Мотивы и цели здесь разнообразны: обогащение и иные формы корыстной заинтересованности.

Основная масса умышленных правонарушений в области природы совершается с косвенным умыслом, ибо, удовлетворяя свои экономические интересы, нарушители вовсе не ставили своей непосредственной задачей причинение вреда природе (в противном случае это было бы государственным преступлением типа диверсии, террористического акта, вредительства); они лишь его сознательно допускали, решая свои проблемы.

Неосторожная форма вины в нарушениях природоохранительного законодательства проявляется в виде халатного, небрежного, порой самонадеянного поведения, совершаемого чаще всего в форме бездействия. Виновный должен понимать, что нарушает правила охраны природы, причиняет вред природной среде, но относится к этому безразлично либо надеется, не имея к тому достаточных оснований, каким-то образом избежать вредных последствий: несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, невыполнение обязательных требований в эксплуатации очи­стных сооружений, нарушение требований об охране почв от эрозии, правил исполь­зования химических веществ в сельском и лесном хозяйстве.

Вина (в той или другой форме) является обязательным условием юридиче­ской ответственности за экологическое нарушение. Этим эколого-правовая ответст­венность принципиально отличается от экономической, где нет, и не может быть по­добной субъективной категории, поскольку такая ответственность наступает при со­вершении правомерных действий по факту возникновения вреда. В то же время, дан­ное правило знает два исключения, свойственные всей деликтной ответственности (влекущей лишь обязанность возмещения причиненного ущерба). Первое касается источника повышенной опасности и распространяется на гражданскую и материальную, т.е. на компенсационные виды юридической ответственности. Второе исключение относится ко всем видам ответственности. Это состояние «крайней необходимости», когда вред природной среде причиняется сознательно, чтобы избежать болеезначительный вред природе или человеку. Такое состояние может возникать при авариях, стихийных бедствиях, иных экстремальных ситуациях.

По-разному распределяется бремя доказывания вины. В уголовном право­отношении, где главенствует принцип презумпции невиновности, бремя доказывания вины лежит на органах следствия и суда. В деликтных отношениях, наоборот, гос­подствует принцип презумпции виновности правонарушителя, согласно которому он должен доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.

По мере развития рыночной экономики принятие вины в экологическом право­отношении переживает определенную трансформацию. Прежде всего, все большее число предприятий в практике народных и арбитражных судов стали относиться к источникам повышенной опасности, где не требуется вина причинителя вреда. Уг­лубление рыночных отношений, приватизация государственных предприятий и вве­дение порядка признания их несостоятельными, повышает роль экономических ме­тодов охраны окружающей природной среды, усиливая материальную. Заинтересо­ванность предприятия в принятии мер по охране окружающей среды.

С объективной стороны, поведение субъекта экологического правонарушения должно носить противоправный характер. Противоправность проявляется в двухформах: активной - нарушение природоохранительного законодательства, и пассивной - несоблюдение, невыполнение его требований.

Вред - причина отрицательных процессов, которые происходят в природной среде и здоровье человека. Вместе с тем он сам есть следствие других негативных явлений, в данном случае - противоправного поведения.

Состав экологического правонарушения признает лишь причинно - необходимые связи. Они продиктованы действием естественных закономерностей. Разумеется, закон отвергает причинно-случайные связи, обусловленные либо совпа­дением во времени и пространстве с действиями сил, не связанных причинно с состоявшимся нарушением, либо экстремальными событиями типа стихийных бедствий, аварий, катастроф.

Под причинно-необходимыми связями понимают прежде всего экологические связи. Иногда они доказывают наличием самого факта причинения вреда, а в других обстоятельствах требуют привлечения специалистов.

Так, по распоряжению районных органов власти десятки косцов пришли на территорию заповедника, расположенного в Задонском районе и накосили травы для заготовки кормов скоту местных предприятий. Здесь причинно-необходимая связь между дей­ствиями органов власти и возникшим ущербом природе заповедника очевидна. Иная ситуация возникла при строительстве Нурекской ГЭС. За 200 км от плотины на тер­ритории заповедника «Тигровая балка» пересохли мелкие речки и родники. Иссле­дования специалистов показали, что причиной нарушения водного баланса явилось строительство водохранилища.

Известная сложность есть в определении причинной связи при так называе­мом «групповом» причинении вреда в различных вариантах. В первом варианте вред наносится несколькими загрязнителями одновременно и причинная связь выявляет­ся на основе методик исчисления ущерба. Во- втором варианте причинная связь вы­страивается в цепочку, где причина порождает следствие, а следствие - новую при­чину: проектант, предприятие-изготовитель, строитель, предприятие-загрязнитель.

Классификация проводится по нескольким признакам: предмету правонару­шения, объекту, санкциям, способам причинения вреда, общественной опасности. По предмету все правонарушения, связанные с охраной и использованием окру­жающей природной среды, подразделяются на три группы:

нарушающие право собственности, владения, пользования природными ресурсами; 1

противоречащие экологическим требованиям охраны природной среды;

препятствующие хозяйственной эксплуатации природных ресурсов (уничтожение межевых знаков, повреждение гидротехнических сооружений и т.д.).

По объектам охраны экологические правонарушения делятся сообразно отраслевым признакам. Различаются земельные, водные, лесные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха (иногда их называют неблагозвучным термином «воздухоохранные»), об охране и использова­нии животного мира. Разумеется, не все из названных относятся к экологическим. Опять-таки здесь действует общий критерий экологических составом - причинение вреда природной среде. По данной причине к экологическим не относятся все, например, земельные правонарушения. Одно дело, когда вопрос ставится об охране земель от загрязнения, истощения, от бездейственного использования, другое, когда нарушаются права землепользователей на предоставление земельного участка во владение, в собственность, в аренду и т.п. В данном случае возникают земельно-хозяйственные отношения, связанные с использованием земель в сельском хозяйст­ве.

По санкциям среди экологических правонарушений выделяются уголов­ные, административные, гражданские, дисциплинарные. Санкция выражает те не­благоприятные последствия, которые должны наступить для нарушителя. В зависи­мости от вида санкции, ее размера, вида наказания определяется и степень общест­венной опасности совершенного деяния. В этом смысле все экологические правона­рушения можно развить на две большие группы: экологические преступления и экологические проступки. Если к преступлениям относятся все общественно опас­ные деяния, предусмотренные уголовными кодексами, то к проступкам - вся осталь­ная масса правонарушений, не подпадающих под признаки состава экологического преступления.

Наконец, по способу причинения вреда экологические правонарушения подразделяются на пять групп: загрязнение природной среды; нерациональное использование природных ресурсов; порча, повреждение, уничтожение природных объектов; истощение; разрушение природной среды, ее экологических свойств. Эти группы тесно связаны между собой, что не исключает их взаимопроникновения. Например, разрушение природной среды может быть следствием самостоятельных хозяйст­венных действий и в то же время результатом систематического загрязнения, порчи, уничтожения природной среды. Порча, повреждение, уничтожение природных объ­ектов есть следствие нерационального использования со стороны природопользователя. Но оно способно выступать самостоятельно, когда ущерб природе причиняется браконьерами, которые, как известно, не рассматриваются законом в качестве природопользователей.

Существование правонарушений, в том числе экологических, является резуль­татом проявления противоречий общественного развития.

Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует на­звать недостатки действующего законодательства. Эту причину называют в первую очередь потому, что без совершенных норм. регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства.

Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, про­являются в трех видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы, противо­речивость эколого-правовой нормы.

Наличие пробела в правовом регулировании свидетельствует об отсутствии правовой нормы или группы норм, нормативно-правового акта. Процесс обновления российского законодательства, проведенный после суверенизации России, во мно­гом способствовал устранению этого недостатка в экологическом законодательстве. Вместе с тем он далек от завершения. Наряду с принятием новых законов (например, об экологической экспертизе, об отходах, о государственном экологическом контроле и т.д.) в обновлении еще нуждаются отдельные, нормы.

Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

– общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

по принадлежности субъекта , управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.).

Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

Состав экологического правонарушения :

· объект;

· субъект;

· объективная сторона;

· субъективная сторона.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются:

· собственности на природные ресурсы;

· природопользования;

· охраны окружающей среды от вредных воздействий;

· экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. противоправность поведения;

2. причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины:

1. умысел (прямой или косвенный);

2. неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

35. Виды юридической ответственности за нарушение правовых экологических требований. Общая характеристика

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· противоправность поведения;

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

36. Юридическая ответственность за экологические преступления.

Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Предмет является одним из важнейших признаков экологического правонарушения. Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный объект, какова его социально-экономическая сущность, и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Объективную сторону экологических правонарушений составляют: действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды; вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда; причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом. В предусмотренных законом случаях в объективную сторону включаются место, время, обстановка, орудия, способы совершения правонарушения. Например, состав незаконной охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, запрещенными орудиями и способами.

Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Субъектами уголовной, дисциплинарной материальной ответственности могут быть только физические лица (в том числе должностные), субъектами административной и гражданско-правовой ответственности могут быть также и юридические лица.

Что касается субъективной стороны экологического правонарушения, то могут иметь место обе формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (небрежность и самонадеянность). Мотивы и цели могут быть различными, и, как правило, в качестве обязательного признака состава экологического правонарушения не указываются, хотя и могут учитываться при назначении наказания.

Экологические правонарушения делятся на преступления и проступки, среди последних различают административные проступки, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Соответственно, совершение правонарушения может повлечь наступление уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

37. Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков отсутствует.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием дня применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющем дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности - административной, уголовной, гражданской.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административной взыскания за совершение административного экологической правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Крассов О.И. Экологическое право. - М.: Норма, 2004.с. 394

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это -- повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

38. Понятие и виды экологического вреда. Порядок возмещения экологического вреда.

Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

1. Природоресурсовый экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам и в первую очередь экономически значимой их части.

В силу этого юридически значимые признаки экологического вреда, причиненного каждому из этих объектов, предусмотрены в специальных природоресурсовых законах: кодексах (Земельном, Водном, Лесном) и иных законах (в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха),

2. Гуманитарный экологический вред (от лат. «гомо сапиенс» – человек разумный) – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность.

Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина. Например, нарушение экологического благополучия на территориях лечебно-оздоровительных местностей лишает человека его прав на отдых и полноценное восстановление сил в данной местности.

Особенностью этого вида экологичекого вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законодательством.

3. Имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т.д.

Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера. Например, вытаптывание и поедание урожая сельскохозяйственных культур дикой фауной; задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями и т.д.

В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда. Например, нарушение противопожарных правил при выполнении уборки зерновых, повлекшее за собой пожар, перекинувшийся на соседний лесной массив, повлекло за собой возникновение как экологического, так и обычного имущественного вреда.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

39. Порядок обращения с отходами производства и потребления.

Общие требования к обращению с отходами

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другими индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными требованиями, правилами и нормами в области обращения с отходами.

Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Пункт 1 статьи 12 утратил силу с 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пункт 8 статьи 12 вступает в силу с 1 января 2017 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Роль экологической ответственности – выступает одним из инструментов охраны окружающей среды Экологическое правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред отношениям в области охраны окружающей среды

Объект – общественные отношения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В частности, объектами могут выступать окружающая среда в целом, здоровье человека

Субъекты – граждане и юридические лица

Объективная сторона – совершение деяние (действие или бездействие), нарушающего нормы экологического права, наличие вреда окружающей среде либо угроза его причинения, причинная связь между совершенным противоправным деянием и наступившими последствиями

Субъективная сторона – наличие вины причинителя вреда. Вред причиненный источником повышенной опасности возмещается независимо от наличия вины владельца источника повышенной опасности

Способы совершения экологического правонарушения:

Загрязнение окружающей среды

нерациональное использование природных ресурсов

порча, уничтожение природных объектов

истощение природных ресурсов

Предмет экологического правонарушения – отдельные объекты окружающей среды – воды, земля, леса, животный мир, недра, атмосферный воздух


Понятие и виды юр. Ответ-ти за эколог.-е правонаруш-я и условия ее применения.

Ответственность за экологические правонарушения – совокупность правовых норм, закрепляющих виды, средства, порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к нарушителю природоохранного законодательства в целях обеспечения законности и правопорядка

Установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовная

2. Административная

3. Дисциплинарная

4. Имущественная (включающая в себя гражданско-правовую и материальную)

Функции ответственности:

1. Охрана общественных отношений в области природопользования

2. Наказание правонарушителей

3. Предупреждение совершения новых правонарушений в области охраны окружающей среды

4. Воспитание у населения уважения к сложившемуся порядку в области природопользования

Общеправовые признаки:

1. Дифференциация по степени общественной опасности деяния

2. Своевременность применения

3. Соразмерность санкций

4. Необходимость доказательства факта нарушения

5. Применение только к лицам, способным понимать значение своих действий и опасность возможных последствий

6. Применение мер ответственности исключительно уполномоченными на то органами

7. Соблюдение установленной законом процедуры применения

Особенности:

1. Все экологические правонарушения совершаются в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами

2. Объектами экологических правонарушений являются именно природные объекты или тесно связанные с окружающей средой

3. В большинстве случаев экологические правонарушения посягают одновременно и на окружающую среды и на здоровье человека


Общие положения об административной ответственности за экологические правонарушения

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершенное экологическое правонарушение и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ

КоАП устанавливает следующие административные взыскания:

1. Предупреждение

3. возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения

4. лишение специального права (например, права охоты)

5. исправительные работы

6. административный арест

Штрафявляется самой распространенной мерой административной ответственности. Размер налагаемого штрафа зависит от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, а также от полномочий, предоставленных соответствующему органу, налагающему штраф

Субъектами эколого-административных правонарушений являются граждане и должностные лица

Объектом экологических проступков является экологическая безопасность. КоАП в качестве одного из условия возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении состава преступления

Административная ответственность предусмотрена за следующие правонарушения:

1. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

2. нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде

3. невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы

4. сокрытие или искажение экологической информации

5. нарушение правил лесопользования

6. нарушение правил пожарной безопасности в лесах

7. нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных

8. уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений

9. нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

10. нарушение правил охраны рыбных запасов

11. нарушение правил пользования объектами животного мира

12. эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

13. нарушение правил охраны атмосферного воздуха

14. нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов

15. нарушение требований по охране недр

16. использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению Земель и охране почв


Дисциплинарная ответственность и лишение премий за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении администрацией предприятия, организации или вышестоящей организацией на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыполнение им его обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды

Субъективной стороной дисциплинарного экологического поступка чаще всего является неосторожность

К нарушителям могут применены следующие дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. строгий выговор

4. увольнение

5. перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный срок или понижение в должности

Одной из разновидностей дисциплинарной меры ответственности является депремирование – полное или частичное лишение премии по итогам года. Основанием решения о депремировании служит справка территориальных органов по охране окружающей среды о состоянии выполнения природоохранных мероприятий и соблюдения экологического законодательства за определенный период

При наложении взыскания должны быть учтены:

1. тяжесть совершенного проступка

2. служебная характеристика

3. поведение работника

За каждое правонарушение налагается только одно взыскание

Дисциплинарное взыскание может быть применено к нарушителю не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности применения более строгих видов ответственности: уголовной, административной, гражданской


Общие положения об уголовной ответственности за экологические правонарушения

Задачей уголовной ответственности, наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка, является охрана окружающей среды

Все составы преступлений, сформулированных в УК РФ, можно разделить на три категории: специальные, смежные, дополнительные составы

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические правонарушения». Здесь предусматривается уголовная ответственность за следующие уголовные правонарушения:

1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

3. Нарушение правил охраны и использования недр

4. Загрязнение вод

5. Загрязнение атмосферы

6. Загрязнение морской среды

7. Порча земли

8. Незаконная добыча водных животных и растений

9. Нарушение правил охраны рыбных запасов

10. Незаконная охота

11. Уничтожение местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

12. Незаконная порубка деревьев и кустарников

13. Уничтожение или повреждение лесов

14. Нарушение режима особо охраняемых территорий

15. Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне

Смежными экологическими составами следует считать те нормы, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах:

1. Отказ от предоставления гражданину информации

2. Регистрация незаконных сделок с землей

3. Терроризм

4. нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах

5. нарушение правил безопасности при ведении строительных работ

6. нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий

7. нарушение правил пожарной безопасности

8. нарушение санитарно-эпидемиологических правил

9. производство и распространение оружия массового поражения

10. хищение либо вымогательство радиоактивных материалов

11. незаконное обращение с радиоактивными материалами

Эти составы приобретают значение лишь тогда, когда в результате совершаемых противоправных действий нарушаются правила природопользования и причиняется вред окружающей среде

К дополнительным составам относят ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах МСУ. Сюда относятся:

1. злоупотребление должностными полномочиями

2. превышение должностных полномочий

3. халатность

Предусмотренные этими нормами преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде

УК предусматривает следующие виды наказаний за совершение экологических правонарушений:

2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

3. обязательные работы

4. исправительные работы

5. ограничение свободы

7. лишение свободы на определенный срок


51. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств, например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производства в предназначенное для их захоронения или утилизации место и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

52. Говоря о понятии экологического вреда , следует иметь в виду, что объектом посягательства в данном случае являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

Под последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч.1 ст.247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Виды объектов экологического вреда:

антропогенный вред - окружающая среда;

физиологический вред - здоровье человека;

генетический вред - будущее поколение человечества.

Способы (случаи) возникновения вреда:

негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;

негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

53. Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы: судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);

добровольный и принудительный;

установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);

смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб - это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:

ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;

потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;

упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оценивается и остается тем грузом, который несет общество.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда - общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко применяемый на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованными. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда "выгоднее" компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда, в частности если вред причинен источником повышенной опасности.

54. Экологические требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

В результате градостроительного зонирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию - это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов.

Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

56. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов.

Различают непосредственные, перспективные и конечные цели охраны окружающей среды в промышленности.

Непосредственная цель заключается в сохранении и оздоровлении окружающей среды в процессе экономического развития, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. Перспективная цель - организация безотходного производства в промышленности. Конечная цель - обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, принцип сочетания экономических и экологических интересов.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для осуществления застройщиком права строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также для их капитального ремонта, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, необходимо наличие разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В законе отмечается, что одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности является лицензирование деятельности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида промышленной деятельности. Для выдачи лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на производственном объекте.

2. Состав экологического правонарушения

В состав любого экологического правонарушения включаются такие элементы, как объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При этом следует отличать юридический состав экологического правонарушения от признаков последнего. При наличии всех признаков экологического правонарушения, таких как: 1) деяние; 2) противоправность; 3) виновность (в случае совершения деяния физическим или должностным лицом), 4) предметность; 5) ответственность -- может отсутствовать состав самого правонарушения. Слесарева Е.А. К вопросу об эколого-правовой ответственности. // Аграрное и земельное право. - 2006г. №10. - с.138;

На наш взгляд, под составом экологического правонарушения можно понимать совокупность юридически значимых компонентов, закреплённых в законе, наличие которых позволяет говорить о том, что деяние является экологическим правонарушением.

Объектом экологических правонарушений являются отношения в области окружающей среды, урегулированные нормами экологического права. В науке различают общий, родовой и непосредственный объекты экологического деяния. Так, по мнению А.П. Анисимова, А.Й. Рыженкова, А.Е. Черноморца, родовым объектом экологических правонарушений являются отношения по поводу конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду. При этом учёные не поддерживают позицию о том, что объектом экологических правонарушений (преступлений) являются отношения собственности на природные ресурсы либо отношения по их хозяйственному использованию. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения. // Право и государство: теория и практика. - 2007г. №11. - с.85;

По мнению исследователей, непосредственными объектами экологических правонарушений являются конкретные общественные отношения по охране, рациональному использованию отдельных видов природных богатств, а также соблюдению требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Журавский И.М. Составы экологических правонарушений и ответственность юридических лиц. // Право и государство: теория и практика. - 2007г. №3. - с. 82. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию отдельных видов диких зверей и птиц, а объектом загрязнения водоёмов и воздуха - отношения по охране вод и атмосферы. Для отнесения правонарушения к числу экологических, подчёркивают ученые-экологи, необходимо, чтобы объект посягательства в момент его совершения состоял в системе экологических связей с окружающей средой. Этим экологическое правонарушение отличается, например, от нарушения права собственности на природные объекты, где объектом посягательства являются полномочия собственника по поводу использования природного ресурса, находящегося в его собственности. По мнению О.Л, Дубовик, объектом экологических правонарушений являются охраняемые законом правовые блага (общественные отношения), в том числе окружающая среда в целом или отдельные её свойства, качества; средообразующие элементы; экологическая безопасность населения и территорий; экологический правопорядок; жизнь, здоровье и имущество людей. Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. - М.: Юристъ,2002г. - 155с.;

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой действие или бездействие, посягающее на окружающую природную среду, защита которой осуществляется соответствующими правовыми актами.

Субъектами экологических правонарушений являются физические, должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Например, последние несут административную ответственность за совершение экологических правонарушений, предусмотренных ст. 8.2-8.3, 8.6, 8.12-8.14 КоАП РФ. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения. // Право и государство: теория и практика. - 2007г. №11. - с.86. Говоря о субъектах экологических правонарушений, следует также заметить, что в ряде стран, субъектами, например, экологических преступлений могут являться и юридические лица. По российскому законодательству юридические лица могут привлекаться только к административной и гражданско-правовой ответственности.

Субъективную сторону экологических правонарушений составляют вина в форме умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст.258 УК РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст. 261 УК РФ). В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель. Они могут учитываться при назначении наказания и квалификации деяния.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Экологическое правонарушение - это виновное, противоправное деяние, нарушающее установленный природоохранительным...

Административные экологические правонарушения

Понятие административного экологического правонарушения представляет собой своеобразный теоретический фундамент, основу нормативного и практического аспектов изучения данной темы...

Виды правонарушений

Для понимания сущности правонарушения недостаточно определить его юридические признаки. Необходимо еще установить совокупность обязательных элементов самого правонарушения. В теории права элементы правонарушения, взятые в единстве...

Криминологическая характеристика экологической преступности

Согласно теории права совершенное деяние - объективное основание юридической ответственности, формальным основанием выступает правовая норма, закрепляющая состав и признаки данного преступления, а вина служит субъективным основанием...

Понятие экологического правонарушения и его виды

Легитимное определение понятия экологического правонарушения, отмечает профессор О.Л. Дубовик, впервые в отечественной законодательной практике было дано в ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»...

Правовое поведение. Правонарушение.

Состав правонарушения нужен для более четкого разделения правомерного поведения и неправомерного; для «конкретизации, привлечения дополнительных, уточняющих их содержательных признаков...

Правовой анализ положений об основаниях применения административной ответственности

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица...

Правонарушение

Названные в предыдущем параграфе курсовой работы признаки правонарушения основные, но отнюдь не исчерпывающие. Кроме них существуют другие, хотя и менее важные признаки и черты...

Правонарушение и юридическая ответственность

Правонарушение - это причиняющее вред общественным или личным интересам противоправное деяние (в форме действия или бездействия), которое совершено виновным деликтоспособным лицом...

Правоотношения

К составу правонарушения отнесены: 1. Субъект, т.е. физическое или юридическое лицо, способное согласно закону отвечать за свои действия; - индивидуальный субъект - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом...

Система экологических преступлений и ответственность за их совершение

Объект экологических преступлений выделяется из определения, и опирается на размещение указанной главы в Уголовном кодексе: общественные отношения, которым причиняется вред или создается угроза причинения такого вреда...

Способы и формы возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями

В современном понимании экологического правонарушения нет единой точки зрения. При этом токование понятия "экологическое правонарушение" дается в широком и узком плане...

Сущность правонарушений

Общая теория права в разработке состава правонарушения не проявила большой оригинальности. Современные ее положения о правонарушении...

Экологические преступления и ответственность за их совершение

К уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения. Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста...

Экологическое право

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду...



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.