Конспект урока согласные звуки л. Конспект открытого урока "Согласные звуки (л),(л),буква Л,л. II. Введение в урок

Конспект урока по обучению грамоте

Учитель ГБОУ СОШ № 69 им. Б.Ш. Окуджавы Потешнова Н.Б.

Тема: Согласные звуки [ л ], [ л" ]. Буквы Л, л.

ЦЕЛЬ : - научить выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [ л ],

[ л" ] ;

Узнавать графический образ букв;

Формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;

Научить правильно писать строчную букву - л -;

Развивать внимание, речь, логическое мышление;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийное оборудование, ноутбук;

Лента букв;

Слова и слоги с буквой – л -;

Выставка книг К. И. Чуковского;

ХОД УРОКА:

    ОРГМОМЕНТ .

Какая сегодня на дворе погода?

В такую погоду люди простужаются и начинают болеть.

Как надо беречь своё здоровье?

Кто нас лечит?

Сегодня на урок я пригласила зверушек, но по пути к нам они простудились и заболели. И поэтому к нам пришёл доктор. (слайд 1)

Кто это?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И зайчишка и волчица…

Из какого произведения строки?

Вспомните, кто всегда мешал Айболиту? (слайд 2)

Бармалей пришёл с заданиями. Чтобы доктор быстрее вылечил зверей, надо правильно выполнять задания.

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Работа с лентой букв. (слайд 3)

Сильно зайка загрустил

Ушки зайка опустил…

Не грусти, не печалься, зайка, мы поможем тебя вылечить.

Чтобы вылечить зайку, надо поработать по ленте букв.

Сколько знаем букв? Сколько из них гласных? Согласных? В чём отличие? Что образуют гласные?

Чтение слогов:

на со та ка

но са то ки

ну си ти ко

ни сы ты ку

ны су ту

Молодцы, помогли вылечить зайку. Теперь он здоров и говорит нам и доктору « спасибо».

Работа со словами.

А у нашего доктора снова больной. (слайд 4)

И пришёл к Айболиту медведь

Да как начал, как начал реветь.

Не плачь, не реви, медведь, мы поможем тебя вылечить.

На этот раз Бармалей приготовил нам слова. Прочитайте их.

СОН КИТ

СОК КОТ

Чем похожи слова?

В чём отличие?

Звуковой анализ слова КИТ.

Сколько звуков?

Что представляет слог –ки-?

Какой первый звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук? Он гласный или согласный? Ударный или безударный? Какую роль в слове играет?

Какой третий звук? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Молодцы, ребята, медведю вы тоже помогли.

    ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Выделение звуков [ л ], [ л "] .

А теперь Бармалей решил загадать загадки, проверить, умеете ли вы их разгадывать.

Заставит плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун а …(лук) (слайд 5)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? …(лиса) (слайд 6)

1.Выделение нового звука в словах. Артикуляция звука.

Вывод: воздух задерживается - звук согласный, произносится с голосом – звонкий, может быть твёрдым и мягким.

2.Звуковой анализ слова –лук.

Сколько в слове слогов? Почему?

Какой 1-й? Он согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук? Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Что образует слог?

Какой третий звук? Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

Сколько всего звуков? Из них гласных? Согласных?

3.Звуковой анализ слова – лиса. Сравнение слов по звукам и буквам.

Чем похожи? В чём отличие?

Отгадав загадки, мы познакомились с новыми звуками и выполнили задание Бармалея.

Сегодня вы познакомитесь и с буквой, которая обозначает эти звуки, научитесь читать и писать новые слова.

Показ буквы. Название.

На что похожа буква?

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

А теперь Бармалей хочет послушать, как мы прочитаем слоги с новой буквой.

ЛА ЛО ЛИ ЛЫ ЛУ

В каком слоге согласный мягкий? Почему?

4. Работа с учебником. Чтение слогов и слов на стр. 59.

А теперь отдохнём.

5.Физкультминутка:

Буквой Л расставив ноги,

Словно в пляске, руки в боки.

Наклонились вправо, влево,

Влево, вправо…

Получается на славу.

Наклонились и присели,

Встали и тихонько сели.

6.Работа в прописи. Письмо строчной буквы л .

У нашего доктора снова больной. (слайд 7)

Что случилось? Что стряслось?

Но молчит красавец-лось.

Заболело у лося горлышко.

Не беспокойся, милый лось, мы поможем тебе. А чтобы помочь лосю, нам надо научиться правильно писать букву л.

Сравнивание печатной и прописной буквы.

Объяснение написания.

Посадка. Положение прописи.

Письмо элементов.Письмо буквы в прописи.

Но лечение нелёгкое, поэтому надо помочь зверю долечиться.

Надо красиво и правильно написать слоги.

7. Письмо слогов с объяснением.

8.Пальчиковая физкультминутка:

9. Работа с учебником (стр. 58-59)

Снова к Айболиту пришёл больной. (слайд 8)

Волк по лесу тихо шёл,

Лапу волк там наколол.

Надо помочь волку. А для этого надо правильно прочитать слова в учебнике.

Чтение слов. Сравнивание (чем похожи и в чём отличие).

Чтение текста. (шёпотом)

Что прочитали? Почему это предложения?

Какие предложения по интонации?

Из скольких слов состоит 1-е, 2-е, 3-е предложения?

Чтение предложений по порядку.

Что составляют предложения? Почему это текст? Сколько предложений в тексте?

Молодцы, ребята, помогли и волчишку вылечить.

10. Беседа о животных.

Сколько сегодня животных мы помогли вылечить Айболиту?

Все они живут в лесах нашего края. (картина с животными Тамбовской области)

Каких ещё животных наших лесов вы знаете?

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1 .- Горе, горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!

На небе теперь луна

Ходит жёлтая одна!

Из какого произведения эти строки? (« Краденое солнце»)

Выставка книг К.И.Чуковского.

А без солнца жить нельзя,

Очень трудно всем, друзья.

И снова на помощь спешит Айболит. Чего больше всего бояться дети?

И Бармалей тоже очень боиться уколов. (слайд 9)

Испугался крокодил,

Солнце в небо отпустил!

А о том, почему крокодил отпустил солнце в небо, вы прочитаете дома с мамами в стихотворении К.И.Чуковского « Краденое солнце».

2.Работа по иллюстрации (стр.58)

Рады, рады, рады,звери,

Рады солнышку!

Рассмотрите иллюстрацию и назовите все слова с буквой –л-.

3.Чтение текста.(выразительно) (стр. 59)

4.Игры. Ребусы.

Работа с учебником (стр.61) Ребусы. Многозначность слова –лук-.

    ИТОГ УРОКА.

С какой буквой познакомились?

Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их.

Что больше всего вызвало затруднение? А понравилось?

Работу с буквой мы продолжим на следующих уроках, а сейчас…

Айболиту пора собираться в дорогу на гору Лимпопо. Там тоже его ждут. Он благодарит нас за хорошую работу, желает, чтобы мы с вами не болели, и нам и зверушкам, которые были у нас на уроке для укрепления здоровья он выписал рецепт.

РЕЦЕПТ

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит (печать)

Подпись.

    ОЦЕНИВАНИЕ.

За отличную работу на уроке вы сегодня получаете призы.

(детям раздаются вырезанные овощи и фрукты из цветного картона)

Ну а что же Бармалей?

Бармалей стал веселей,веселее и добрей,

Потому что Бармалей любит умненьких детей.

А мы его сегодня порадовали своей работой.

За хорошие задания на уроке мы дарим ему морковку!

Кушай, кушай, Бармалей, на здоровье!

ПРИЛОЖЕНИЕ

РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.

(Лук на вкус не так уж вкусен,

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

___________________________________________________________

РЕЦЕПТ

Выписывается всем детям и зверушкам города Москвы

« Есть морковь, редиску, лук.

(Лук на вкус не так уж вкусен,

Но зато полезен, нужен.)

И капусту и салат

Каждый скушать будет рад.

А ещё лимон, банан,

На ночь – молока стакан.»

Употреблять ежедневно!

Доктор Айболит

Литература:

    В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Н.А. Федосова. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Москва «Просвещение» 2001.

1. Чтение слогов на с.66.

Прочитаем слоги на странице 66 в «Букваре».

Задание для девочек:

Прочитайте все строки слогов хором. А мальчики слушают.

Задание для мальчиков:

Прочитайте все столбики слогов хором.

Девочки слушают.

На волшебной ёлочке висят вместо игрушек слоги, из которых можно составить слова. Давайте попробуем

Какие слова у вас получились?

2. Работа в тетради для печатания.

Следующее задание, которое вам нужно сделать: допечатать слова.

Какое первое слово?

Аналогично все слова: лампа, молоко, малина.

3.Работа в «Букваре». Чтение слов.

1-й столбик (Вслух по цепочке):

- Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м].

Какой звук: твёрдый или мягкий?

2-й столбик: Чтение слов громко - тихо .

Мыл (громко), мил (тихо) и т.д.

- Что интересного заметили?

- Что значит слово мил ? А как ещё можно сказать?

Кто такой мул?

(Показ изображения животного, объяснение значения слова)

3-й столбик:

Прочитайте слова.

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Поче-му?

4. Чтение текста «Гном» на с. 66.

Рассмотрите иллюстрацию.

Кто на ней изображен?

Прочитайте заглавие.

Кто такой гном?

Чем гном отличается от всех волшебных человечков?

Прочитайте текст вслух. Читаем по предложениям.

1-е предложение.

Что мы узнали о гноме?

- Какое самое маленькое слово в предложе-нии? Это союз. Он соединяет слова мал и мил .

2-е предложение.

Прочитайте предложение.

Какие цветы растут у гнома?

Какой предлог встретился в этом предложении?

Прочитайте слово с предлогом.

3-е предложение.

- Прочитаем третье предложение.

Что есть у гнома?

Что такое гамак? (Объяснение значения слова)

Найдите в предложении предлог. Прочитайте слово с предлогом.

В каких словах в тексте встретились буквы м и л ?

3. Работа с текстом после чтения.

Какой же был гном?

Что мы сейчас с вами читали?

Почему вы так думаете?

Из чего состоит текст?

Сколько их в тексте?

Физкультминутка для глаз.

Смотря на свой нос закрываем глаза. Начинаем считать до 10, представляя, что нос увеличивается в длину.

Смотрим слева направо и сверху вниз.

Обведите глазами всю комнату

закрываем глаза ладонями так, что бы не проходил свет.

5. Чтение рассказа Ю. Мориц «Дом для гнома, гном - дома!»

1. Работа с текстом до чтения.

Прочитайте название стихотворения.

- Прочитайте, кто автор?

Знаком ли вам этот автор?

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

Понятно ли по иллюстрации, из чего по-строен дом гнома?

- Может, из текста поймём?

2. Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение стихотворения учителем с комментированием.

Дом гнома, гном - дома!

Стоит в лесу тесовый дом,

Дом гнома! (Вот из чего, из тёса. Тесовый дом - это дом, у

которого на брёвнах нет коры. Её сняли, стесали.)

А в нём живёт весёлый гном,

Гном - дома! (Хозяин!)

Он кормит белок шишками, (Заботливый!)

За стол садитcя с мишками,

С пушистыми зайчишками

Да с мышками-норушками! (Гостеприимный.)

Он делится игрушками

С кукушками-болтушками,

С енотами и с дятлами,

С совой, обросшей патлами! (То есть длинными седыми волосами.)

(Запомнили, кто гости гнома?)

Он делится орешками

С косулями, с олешками, (То есть с оленями.)

С кротами кропотливыми, (А что они кропотливо -

то есть очень старательно - делают?)

С бобрятами смешливыми.

Последним зимним яблоком

Он поделился с маленьким,

Совсем озябшим зябликом! (Это птица такая.

Почему так много разных лесных друзей

у гнома? А если бы он жил в городе, кто

были бы его друзья?)

Но сказками-побасками,

Книжками-раскрасками,

Длинными былинами,

Шутками-малютками,

Сладкими загадками

Он делится с детишками,

С девчонками, с мальчишками. (А почему не со зверушками, а с

ребятишками этим делится гном?)

Откройся, дом тесовый,

Пусть выйдет гном весёлый!

б) Проверка первичного восприятия.

- Захотелось подружиться с таким гномом?

- Какая картинка у вас встаёт перед глазами во время чтения? На-рисуйте словами. А какой представили сову?

- Какие слова Ю. Мориц находит для описания зверюшек?

- Как Ю. Мориц называет кротов? А что любят бобрята?

- Что удалось узнать о гноме?

Работа с текстом после чтения .

- Какие строчки можно подписать под картинками?

- Похожи ли гномы из двух текстов? Чем?

в 1 А классе.

Программа: «Школа России»

Тема: Согласные звуки [л] [л, ]. Буквы Л,л.

Цель: познакомить с согласными звуками [л] [л, ], буквами Л, л.

Задачи:

1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, познакомить

с буквами т, Т, формировать навык чтения слогов, слов, предложений.

2. Работать над развитием речи, памяти, фонематического слуха.

3. Воспитывать культуру учебного труда, любовь к природе .

Оборудование:

Мультимедииный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, CD -диск приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Азбука» для 1 класса, карточки с буквами.

Учебно-методическое обеспечение:

В. Г. Горецкий. Азбука. Учебник для 1 класса четырёхлетней нач. школы, 1 часть, М., Просвещение, 2014.

Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.

Тип урока: открытие нового знания.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Формирование самооценки готовности к уроку

Прозвенел уже звонок –

Начинается урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно.

Слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать!

Если спросят, надо встать,

Чётко, громко отвечать.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Самооценка готовности к уроку.

Усвоение правил поведения на уроке.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой

Создание положительного эмоционального фона.

Ребята, прежде чем мы начнем урок, я хочу, чтобы вы вспомнили притчу о добром и злом гномике. Какому из гномиков вы сегодня решили помогать?

Сегодня такой чудесный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь и подарите хорошее настроение соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками друг к другу.

Ребята, а сейчас я попрошу вас закрыть глазки, навострить ушки и прислушаться.

Какие картины нарисовал в вашем воображении Мастер Изображения?

Какое время года изобразил Мастер на своих картинах?

Что услышали? Кого увидели?

Какое теперь у вас настроение?

Сегодня мы с вами будем путешествовать по осеннему лесу.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

Затерялось где - то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто - розовый кленовый.

О каких приметах осени говорится в стихотворении?

Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу.

Закрывают глаза и слушают мелодию «Осень. Вальс дождя»

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение.

Называют приметы осени.

Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Повторение изученного

Повторение изученных букв, закрепление понятий «гласные» и «согласные» буквы.

Ребята, пока я шла к вам на урок, у меня буквы рассыпались. Помогите их разобрать.

Давайте поиграем.

Игра «Буква заблудилась».

Жили-были буквы…

Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик, и буквы побежали прятаться в домики.

Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик?

Какая буква заблудилась? Почему?

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

Дети берут буквы.

Дети называют буквы а, о, у, ы, и, н, с, к, т.

Прикрепляют магнитные буквы в домики.

Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания.

Учебно-познавательный интерес к материалу урока.

Контроль и оценка результата деятельности.

Фиксирование понятий «гласные» и «согласные» буквы.

Актуализация знаний

Актуализация и закрепление знаний детей о звуках речи

А чем различаются звуки и буквы?

Какие бывают звуки?

Что вы можете сказать про буквы?

Ребята, как вы думаете, а гласные и согласные буквы могут дружить между собой?

А почему в Буквограде есть домики с зелеными крышами?

Попробуем подружить буквы.

Что при этом образуется?

Как на схеме показать слог ТА?

А слог ТИ?

Почему выбрали разные карточки?

Что мы знаем о звуках?

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

Буквы бывают гласные и согласные, печатные и письменные.

Чтение слогов.

Слог-слияние.

Дети выбирают карточки.

На схеме твёрдый согласный обозначаем синим цветом, а мягкий – зелёным.

Вывод: звуки бывают гласные и согласные. Согласные – мягкие и твердые.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Введение в тему урока и постановка учебной проблемы

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

Ребята, кто помнит, в чем осень промочила ножки?

Посмотрите на доску и назовите предметы. Что объединяет эти картинки?

Сравните первые звуки в словах.

Назовите предметы на этом слайде. Что общего?

Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся на уроке?

Позже вы мне скажете, в каком из домиков будет жить новая буква.

Звуки [ л ], [ л, ]

С буквами Л, л.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Открытие нового

Развитие фонематического слуха внимания и связной речи детей. Организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Познакомить с образом печатной буквы Т.

В нашем осеннем лесу не пасмурно. Солнышко хоть и не такое яркое, а все же светит, улыбается нам и всем лесным обитателям.

Кого мы встретили в нашем лесу? Отгадайте загадки.

Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это... (Лось)

В нашем лесу живут два лося.

Посмотрите на схему этого слова.

Что вы можете рассказать о слове по его схеме?

Назовите первый звук в слове.

Как мы его произносим?

Значит, какой это звук?

Каким цветом в схеме обозначается твёрдый согласный звук?

Убегайте поскорей!

Ходит, рыщет царь зверей.

Рычащий, жёлтый сыщик,

С хвостом и гривой хищник.

Все сидят, присмирев,

Потому что бродит …(Лев)

Вот схема этого слова.

Назовите первый звук в слове.

Как мы его произносим?

При произнесении [л, ] губы полуоткрыты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается нёба. Воздух встречает преграду. Голос не участвует, только шум.

Это значит, что [л, ] – согласный, звонкий, мягкий.

Как в схеме обозначают мягкий согласный звук?

Вот мы и познакомились с двумя новыми звуками.

Что вы можете о них рассказать?

Согласные звуки [л] и [л, ] на письме обозначаются одной буквой – Л.

На что похожа буква Л?

Клоун с бантом

Стал гигантом.

Он в толпе ходил и пел.

Мы взглянули на ходули –

Увидали букву Л.

В какой домик мы поселим новую букву? Почему?

Отгадывают загадки.

Слого-звуковой анализ слов: лоси, лев.

В этом слове два слога. Звук [ л ].

Твёрдый согласный, звонкий.

Звук [ л, ].

Зелёным цветом.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

Вывод: буква Л согласная, потому что она обозначает два согласных звука [л] и [л, ].

Знакомство со звуками.

Умение определять местоположение звуков в слове, давать им характеристику с опорой на схему.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Знакомство с буквой.

Первичное закрепление

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых.

Игра «Твёрдый - мягкий»

Сейчас мы разделимся на две команды. Мальчики называют слова, в которых слышится твердый согласный звук [л], а девочки – мягкий согласный звук [л, ]..

Внимание на доску!

Слова: ландыш, коляска, лук, карусель, кукла, лейка, клоун, лиса, стул, малина, лягушка, лапти.

Физминутка.

Музыкальная физминутка.

Индивидуальная работа.

Пока вы делали зарядку, в нашем лесу еще объявились обитатели.

Отгадайте, кто это:

Не любит семечки из шишек,

А ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она – краса!

Плутовка рыжая… (Лиса)

Сидит на ветке, а не птица..

Есть рыжий хвост, а не лисица...

(Белка)

Составьте схемы этих слов.

Учитель шепчет на ухо каждому ученику своё слово.

Ребята, к какому слову составил схему…?

Почему?

А эта схема какого слова?

Почему вы так думаете?

Ребята, заскучала наша буква. Давайте попробуем её подружить с другими буквами.

Дифференцируют звуки [л] и [л, ].

Дети слушают песенку и выполняют упражнения.

Два ученика выполняют задание самостоятельно у доски.

Составляют схемы слов: ЛИСА, БЕЛКА.

Взаимопроверка.

Соотнесение схемы и слова.

Чтение слогов: ал, ол, ул, ыл, ил, ла, ло, лу, лы, ли.

Умение действовать согласно инструкции, сравнивать звуки, делать выводы.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

Самоопределение. Умение выполнять звуковой анализ слова.

Чтение слогов

Применение нового знания

Организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности

Откройте учебник на стр.59.

Прочитаем слова с новой буквой.

Разделим слова на слоги.

Назовите ударный слог в каждом слове.

Прочитаем текст.

Рассмотрите рисунок на стр. 58.

К какому произведению К.И. Чуковского он подходит?

Прочитаем отрывок из произведения.

А сейчас проверим, кто из вас лучше запомнил букву Лл.

Возьмите простой карандаш и подчеркните в прочитанном тексте букву Лл.

Сколько раз вы подчеркнули букву Лл?

Проверим?!

Почему буквы выделены разным цветом?

А какие буквы мы с вами уже знаем? Назовите.

Ребята, а зачем нужны две буквы Лл: маленькая и большая?

А какие слова надо писать с большой буквы?

Игра «Собери слово».

Чтение слов: КУКЛА, КУКЛЫ, КАТАЛА, КАТАЛ, УСНУЛИ, УСНУЛ, СТОЛ, СТУЛ.

Деление слов на слоги.

Читающие дети читают текст по предложению.

Работа в «Азбуке» на стр. 58.

Читающий ученик читает стих.

Дети находят в тексте и выделяют букву Лл.

В одном случае буква Лл дает твердый согласный звук [л], а в другом - [л, ].

Работа с интерактивной доской.

Успешное применение новых знаний. Чтение слов, предложений с новой буквой.

Запоминание образа печатной буквы Лл.

Создание ситуации успеха.

Правило написания имен собственных.

Итог урока

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

Мини-проект «Веселые буквы».

Ребята, у К.И. Чуковского есть произведение «Путаница». Так вот в моей голове тоже путаница. Мне кажется, что буквы надо мной смеются. Они так развеселились, что я не могу с ними справиться. Они меня не слушаются и постоянно разбегаются. Вот и на этот раз сбежали из книжек.

Вы их узнаёте?

Давайте сделаем портреты озорных букв, чтобы они остались в нашей памяти навсегда.

Рамки для портретов уже готовы, осталось рассадить буквы. Как это сделать?

Что нового узнали на уроке?

С какой буквой познакомились?

Какие звуки обозначает буква Л?

Всегда ли буква Л обозначает мягкие согласные звуки?

Какой еще звук обозначает буква Л?

Какой цветом на схеме обозначим твердый согласный звук?

В каком случае буква Л обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

Какой цветом обозначим мягкий согласный звук?

Высказывания детей.

Дети распределяют буквы на портретах: «Гласные», «Согласные»

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

Рефлексия

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности.

Развитие рефлексивных умений

Ребята, а сегодня на уроке мы с вами выучили десятую букву. Это событие!

Как вы думаете, буква Л осталась довольна сегодняшним уроком? Что ей больше всего запомнилось? А что вам показалось трудным?

В честь юбилея буква Л испекла торт и пригласила на чай своих подруг.

К сожалению, мы не сможем к ним присоединиться, а вот наши гномики смогут. Как вы думаете, каких гномиков будет на чаепитии больше добрых или злых? А почему?

А с каким настроением вы заканчиваете урок?

Проговаривание критериев оценки. Самооценка.

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


Урок обучения грамоте на тему "Звук и буква Э э"
Цели урока:
Познакомить учащихся с новыми буквами и новым гласным звуком.
Формировать навык правильного, выразительного чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, речь учащихся.
Обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к чтению.
Оборудование:
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Доска.
Пластилин.
Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1.
Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем добрый день!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадки.
Слайд 2.
2. Повторение.
– Вы пришли сегодня на урок, чтобы узнать чего-нибудь новенького?! Проверим, что вы помните с прошлых уроков?
Что такое речь?
– Какая бывает речь? Слайд 3.
– Что значит письменная речь?
– Что значит устная речь?
– Из чего состоит наша речь?
Вывод: Наша речь состоит из предложений.
– Прочитайте, что говорит нам девочка. Что вы поняли из этой пословицы?
– Сколько слов в этом предложении?
– Кто составит схему предложения?!
– Из чего состоят предложения?
Вывод: Предложения состоят из слов.
– Это слова? Слайд 4.
Дополним слоги до слов.
Вывод: Слова состоят из слогов.
– А из чего же состоят слоги?
– Что такое буква?
– Что такое звук?
Слайд 5.
– Найди лишнее слово. (Пальцы.)
– Почему?
Откройте учебники и в таблице найдите букву ц. Слайд 6.
– Что мы знаем о букве ц?
– Дайте характеристику звука ц.
3. Проверка домашнего задания. Слайд 7.
Читаем текст правильно, выразительно.
4. Физминутка. Слайд 8.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
5. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной буквой русского алфавита, звуком, который она обозначает.
6. Работа над новым материалом.
– Что это за дом? Кто в нем живет? Слайд 9.
Это – эскимосы. Они живут на севере.
Выделим первый звук в слове эскимос.
Сейчас мы поиграем с новым звуком э.
1) Слайд 10. Посмотри на картинку и найди предметы с нужным звуком.
2) Аукцион.
– Кто последний назовет слово, в котором есть звук э.
3) Знакомство с печатной и письменной буквой
Слайд 11.
– На что похожа буква э? Слайд 12.
4) Работа с пластилином. Слайд 13.
– Возьмите пластилин и слепите букву э.
5) Характеристика звука.
– В каком же домике будет жить наша буква? Где ее место в алфавите?
Слайд 14.
– Она смягчает согласные звуки? Проверим, а как? Что нужно сделать? Слайд 15.
Составить открытые слоги. Читаем.
Слайд 16–17.
Вывод: буква э не влияет на мягкость впереди стоящего согласного.
6) Задание на внимание. Слайд 18.
– Найди все слова с буквой э и подчеркни их красным карандашом, а синим все другие слова.
Выпиши все слова с новой буквой в тетрадь. Подчеркнуть букву э красным карандашом.
слчэхоьсбвэтажеркааопрехцзкугшлютиквроаскрипкажфжызхгъцхузукюябсмларкенкедятелэкранвнкеъезушкьчтморегевэ
хцзушкьсьмирплыжиолесаопрпэкипажшкгпроплыдыддлвядв7) Звукобуквенный анализ слова – экран. Слайд 19.
2-я часть. Слайд 20.
1. Сравнение печатной и письменной букв э. Слайд 21.
– Похожи ли элементы печатной и письменной букв э?
– Для чего нам нужно уметь писать заглавную, а еще и маленькую букву э?
2. Разминка для рук и пальчиков “Три пингвина”.
Слайд 22.
Жили-были три пингвина (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Хорошо и дружно жили (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Как-то утром на рыбалку (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Зашагали вперевалку (хлопки руками, наклоны туловища вправо влево)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Наловили много рыбы (вращение рук к себе)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
И еще поймать могли бы (вращение рук от себя)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Съели дружно все до крошки (хлопки руками)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Кроме маленькой рыбешки (показ длины рыбы)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Дружно бросилися в драку (удар кулачков друг об друга, имитация драки)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Учинив большую свалку (удар кулачков по парте)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Чтобы жить все время дружно (имитация моем руки)
Пик, Пак, Пок, (по парте)
Уступать друг другу нужно(имитация моем руки)
Пик, Пак, Пок. (по парте)
3. Работа в прописи. Слайд 23.
– Открываем прописи. Закрашиваем букву э.
Просмотр написания буквы. Проговаривание. Слайд 24.
Письмо детей в воздухе.
Слайд 25.
Письмо на доске. Работа над ошибками.
Слайд 26.
Самостоятельное письмо буквы э в прописи.
Самостоятельно закрасить схему эхо.
Составить предложение из слов.
4. Физминутка. Слайд 27.
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
5. Работа с учебником.
– Человек всегда хотел летать. Слайд 28.
Что же он придумал? Слайд 29–31.
– Рассмотрите страницы учебника и скажите, с чего началась история полетов, что существует для полетов в наши дни?
Чтение текстов.
6. Подведение итогов. Слайд 32.
– С какой буквой познакомились?
– Чему научились на уроке?
– Что особенно запомнилось?
– Что понравилось делать?
7. Домашнее задание. Слайд 33–35.Молодцы! Спасибо за урок!



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.