Методика для судебных экспертов. Судебная практика по

Действующий

Методическое руководство для судебных экспертов "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки" (утв. Научно-методическим советом РФЦСЭ от 24 октября 2007 г. N 14)

Настоящее Методическое руководство по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее - Руководство) устанавливает методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства Юстиции РФ. Руководство может быть также использовано другими экспертными организациями и частными экспертами при проведении автотехнических исследований.

За истекший период произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации - были приняты РФ, РФ, РФ, N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", издан Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 г. N 114 "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации";

За прошедшие 5 лет произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций транспортных средств;

Авторы приносят свою искреннюю признательность эксперту Сабирзянову Р.Ф. (РФЦСЭ), а также экспертам Приволжского и Южного региональных центров судебной экспертизы Министерства Юстиции РФ, способствовавших изданию Руководства за их вклад в эту работу.

Настоящее Методическое руководство разработано в целях актуализации и переработки Методического руководства и определяет общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических и товароведческих экспертиз (далее - экспертизы) по специальностям N 13.4 и N 19.3 соответственно: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки".

Методическое руководство разработано с учетом требований "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" , приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" , а также нормативной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.

Методическое руководство разработано на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования стоимостных характеристик товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Методического руководства учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.

Судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических и товароведческих экспертиз по специальностям: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки";

При профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов по специальностям: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки";

Применение данного руководства обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.

Агрегат Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно. Аналог При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня: - функциональное сходство (по области применения, назначению); - конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов, дизайну и эргономике); - параметрическое сходство (по значению параметров). При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах - об аналогичности. Вмятина Повреждения различной формы и размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации Восстановительный ремонт Комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения. Вспомогательный материал Материал, масса которого не входит в массу основного изделия (бумага наждачная, растворитель, смывка и т.д.). Грузоподъёмность Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства Демонтаж Снятие изделия или его составной части с места установки на АМТС. Деталь Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. Дефект существенный "существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки". В данном руководстве под недостатком товара (изделия) понимается дефект и (или) совокупность дефектов. Основные признаки, позволяющие отнести дефект агрегата, узла к существенному дефекту. 1) дефект, после устранения которого снижается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия; 2) неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией; 3) дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Дефект АМТС как сложного изделия является существенным дефектом, если: выявлен дефект несущей конструкции кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному условию п.п. 1-3; выявлены дефекты хотя бы 3 основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному условию п.п. 1-3. Дефект значительный Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на её долговечность, но не является критическим Дефект критический Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению, практически невозможно или недопустимо Дефект малозначительный Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и её долговечность Деформация Изменение формы или размеров тела или его части под действием внешних сил Диагностирование общее Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные) Дополнительное оборудование Оборудование, которое может быть установлено заводом-изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования Дорожно-транспортное происшествие Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинён иной материальный ущерб Задиры Следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности Идентификационный номер (VIN) Уникальный 17-значный номер, присваиваемый АМТС заводом-изготовителем Идентификация АМТС Комплексное исследование, включающее в себя: 1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию; 2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; 3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровождающей документации и свойствам АМТС. Идентификация установленного на АМТС оборудования Последовательность исследования, состоящая из этапов: 1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку; 2) определение модели и изготовителя оборудования. Идентичное АМТС см. Исправное состояние (исправность) Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. Качество выполненного ремонта Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС требованиям нормативной документации. Мелкие детали (крепёж) Болты, гайки, винты, стяжки, шайбы, шплинты, заклепки, пистоны, пластмассовые крепежные материалы, прокладки и т.д., заменяемые при проведении работ по замене поврежденных съемных элементов транспортного средства. В расчётах принимается, как 2% от стоимости заменяемых повреждённых элементов транспортного средства. Модельный год Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год. Монтаж Установка изделия или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС. Наружная окраска Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости - с окраской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника). Наслоение Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины, с одного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транспортного средства Недопробег АМТС Отрицательное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС. Неисправное состояние (неисправность) Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией. Неработоспособное состояние (неработоспособность) Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует установленным нормативно-технической документацией. Одометр Прибор для определения пройденного расстояния Осмотр АМТС Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления повреждений и дефектов, следов ремонта. При осмотре АМТС может производиться фото- или видеосъемка, составляться акт осмотра АМТС. Может выполняться общее и/или поэлементное диагностирование с использованием контрольно-измерительных средств. Основной материал Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.). Перепробег АМТС Положительное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС. Повреждение Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации. Полная окраска Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС Проверка Исследование элемента АМТС после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) с контролем рабочих параметров (характеристик). Работоспособное состояние (работоспособность) Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. Разборка Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы. Регулировка Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров функционирования системы. Ремонтные материалы Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте. Серийная комплектация АМТС (серийное оборудование) Оснащенность АМТС оборудованием, которое устанавливается заводом-изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке. Скрытый дефект Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата. Сопряжение Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризуемое соприкосновением их поверхностей и (или) зазором между ними, заданными в конструкторской документации. Тип транспортного средства Один из основных классификационных признаков транспортного средства, определяющий его назначение и общее конструктивное исполнение Транспортное средство Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством. Узел Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других составных частей изделия или от изделия в целом и которая может выполнять определенные функции в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями. Условия эксплуатации Факторы, оказывающие наибольшее влияние на ухудшение технического состояния АМТС (износ АМТС). К ним относятся: режим движения и нагрузка на АМТС, дорожные и климатические условия, качество топлива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения Ущерб Согласно ГК РФ под реальным ущербом "понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества". В настоящем Руководстве под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей: затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются), или сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить Экспертная организация Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.

Дата выпуска АМТС Дата завершения производства АМТС заводом-изготовителем (дата завершения всех технологических и административных процессов, связанных с производством единицы продукции "АМТС"). Дату выпуска следует отличать от модельного года. Дата начала эксплуатации АМТС Дата, с которой разрешена эксплуатация АМТС (АМТС получает допуск к эксплуатации, например: дата выдачи технического паспорта, паспорта транспортного средства или другого регистрационного документа). Затратный подход Один из подходов, применяемых при оценке рыночной стоимости АМТС. Основывается на принципе замещения, состоящем в том, что "покупатель не будет платить за объект собственности больше той суммы, которая требуется, чтобы заменить его другим объектом, ана-логичным по своим полезным характеристикам. При оценке производственных средств, машин и оборудования применение затратного ме-тода заключается в расчете затрат на воспроизводство оцениваемых активов за вычетом всех форм износа, обесценения и устаревания" Конъюнктура рынка Уровень спроса и предложения на аналогичные оцениваемому АМТС объекты. Полное уничтожение АМТС Под полным уничтожением АМТС в настоящей методике понимается такое состояние АМТС, при котором восстановление свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения, физически невозможно или экономически нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения технологии ремонта стоимость восстановления АМТС с учетом эксплуатационного износа составляет 85% и более его стоимости на момент повреждения) Потребительские свойства АМТС Полезность АМТС, способность его удовлетворять какую-либо потребность (техническую, экономическую, социальную, эстетическую). Остаточная стоимость Стоимость АМТС с учётом его износа и всех факторов, влияющих на величину стоимости Рынок Всеобщая форма связи, позволяющая сводить вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Автомобильный рынок (авторынок товаров и услуг) - один из сегментов рынка. Рыночная стоимость Наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства Снижение цены АМТС Показатель, характеризующий величину снижения цены АМТС (в процентах) в зависимости от эксплуатационного износа АМТС, его технического состояния, конъюнктуры рынка, условий реализации. Сравнительный подход Один из подходов, применяемых при оценке рыночной стоимости АМТС. Заключается в анализе цен на АМТС, аналогичные оцениваемому. При этом исходят из правила замещения, согласно которому рациональный покупатель не заплатит за данный объект больше, чем стоимость доступного к покупке аналогичного объекта, обладающего такой же полезностью, что и данный объект. Поэтому цены на аналогичные объекты служат отправной информацией для расчета стоимости данного объекта. Стоимость замещения Минимальная стоимость создания (приобретения) аналогичного нового АМТС, максимально близкого к оцениваемому по всем функциональным, конструктивным и параметрическим характеристикам, в текущих ценах (имеющего эквивалентную полезность (аналогичного) с объектом оценки, но созданного из современных материалов в соответствии с современными стандартами, дизайном). Остаточная стоимость замещения определяется как стоимость замещения за вычетом износа. Стоимость АМТС исходная Стоимость АМТС, являющаяся "точкой отсчета" при определении окончательной стоимости АМТС на момент его предъявления или на момент происшествия Стоимость АМТС окончательная Стоимость АМТС с учетом всех влияющих факторов (с учётом эксплуатационного износа, дополнительного оборудования, дефектов в результате ненадлежащей эксплуатации и хранения, неустранённых повреждений и т.д.). Таможенные платежи Таможенная пошлина, налоги, акцизы, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами при перемещении АМТС или его частей через таможенную границу. Таможенная пошлина Денежный сбор, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе АМТС на таможенную территорию РФ или вывозе с этой территории. Таможенная стоимость АМТС Цена АМТС (с учетом расходов по доставке до таможенной границы и расходов по страхованию), используемая для целей обложения пошлиной. Совокупный таможенный платеж Взимаемая без деления на источники сумма, состоящая из суммы сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акциза и налога на добавленную стоимость, рассчитанных по утвержденным правилам таможенного оформления. Среднегодовой пробег Среднестатистический пробег АМТС данной категории (данной марки и модели, либо аналогичных) за год. Стоимость восстановительного ремонта Наиболее вероятная величина затрат на работы, запчасти и материалы, которые необходимы для восстановления АМТС, в соответствии с требованиями действующих на дату оценки нормативов. Условия реализации Специфические условия, оказывающие влияние на цену АМТС (срочная продажа, срочная покупка, подозрение на скрытые дефекты и т.д.). Утилизационная стоимость Стоимость выработавших свой ресурс и списываемых транспортных средств или не подлежащих восстановлению после полученных повреждений Утрата товарной стоимости (УТС) Снижение стоимости АМТС из-за преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида, снижение прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, вследствие наличия повреждений, или их устранения с нарушением заводской сборки Цена предложения АМТС Рыночная цена в данном регионе, за которую продавцы предлагают покупателю приобрести АМТС Эксплуатационный износ Относительная утрата стоимости транспортного средства из-за изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, физического старения, приводящего к ухудшению функциональных, конструктивных и эксплуатационных характеристик транспортных средств. Основными причинами износа транспортного средства являются выработка, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств конструктивных материалов

Решение по гражданскому делу

Именем Российской Федерации

Мировой судья судебного участка судебного района районного суда, при секретаре, с участием представителя истца - , действующей на основании доверенности, представителя ответчика по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда материалы гражданского дела по исковому заявлению к Публичному акционерному обществу «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения по страховому случаю от с участием автомобиля Нисан Икс-Трэйл, г.н. Р 157 ВС 750, принадлежащего и под ее управлением, автомобиля Шкода Октавия, г.н. , принадлежащего и под управлением (страховой полис серии ССС),

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что в 14 часов 35 минут в области произошло дорожно-транспортное происшествие при следующих обстоятельствах: водитель, управляя автомобилем Nissan X-Trail, г.н. Р 157 ВС 750, не соблюдала скоростной режим, не приняла мер к снижению скорости, в результате чего совершила наезд на автомобиль Skoda Octavia, г.н. , под управлением обратилась в ООО «Росгосстрах», где данный случай был признан страховым, и ей была выплачена сумма в размере 56700 руб. Не согласившись с суммой ущерба, истец обратилась к ИП Согласно заключению и от стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила, с учетом износа, 92991 руб. 52 коп., УТС - 24837 руб. 93 коп. Стоимость работ по оценке составила 11000 руб. По результатам рассмотрения претензии ответчик выплатил 44291 руб. 52 коп. Не возмещенной осталась сумма в размере 16837 руб. 93 коп., а также расходы на экспертизу - 11000 руб. Просит взыскать с ответчика в свою пользу страховое возмещение в размере 16837 руб. 93 коп., расходы на экспертизу - 11000 руб., расходы на представителя - 15000 руб., компенсацию морального вреда - 10000 руб., штраф.

В судебном заседании представитель истца представила уточненное исковое заявление, просила взыскать с ответчика в пользу истца страховое возмещение - 24837 руб. 93 коп., неустойку - 21702 руб. 84 коп., расходы на экспертизу - 3000 руб., расходы на телеграмму - 359 руб., расходы на доверенность - 1000 руб., услуги представителя - 15000 руб., моральный вред - 10000 руб.

В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности, требования не признала, мотивируя тем, что после обращения истца с заявлением о прямом возмещении ущерба () ответчик выплатил 56700 руб. истец обратился к ответчику с претензией, по результатам рассмотрения которой произведена доплата страхового возмещения в сумме 44291 руб. 52 коп. (доплата страхового возмещения в размере 362991 руб. 52 коп., стоимость экспертизы - 8000 руб.). Таким образом, ущерб, определенный на основании досудебной экспертизы на расходы на экспертизу ущерба ответчиком возмещены. В части выплаты УТС, а также расходов на определение ее размера было отказано. Поскольку ответчик выплатил всю сумму, в требованиях просила отказать. В случае удовлетворения требований просила снизить компенсацию морального вреда и расходов на представителя.

Выслушав мнение участников, суд приходит к следующему.

Решил:

Исковые требования к Публичному акционерному обществу «Росгосстрах» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Росгосстрах» в пользу неустойку - 362 руб. 92 коп., компенсацию морального вреда - 500 руб., судебные издержки по оплате стоимости телеграммы - 2 руб. 80 коп., доверенности - 7 руб. 98 коп., услуг представителя - 2000 руб.

Взыскать с в пользу ООО «Час Пик Ассистанс» расходы на оплату судебной экспертизы - 4464 руб. 10 коп.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Росгосстрах» в пользу ООО «Час Пик Ассистанс» расходы на оплату судебной экспертизы - 35 руб. 90 коп.

Взыскать с расходы на оплату специалиста - 2976 руб. 076 коп.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Росгосстрах» в пользу специалиста расходы на оплату услуг специалиста - 23 руб. 93 коп.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Росгосстрах» госпошлину в доход местного бюджета - 700 руб.

Лица, участвующие в деле, их представителя, присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать мировому судье ходатайство о составлении мотивированного решения в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, лица, участвующие в деле и их представители, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать мировому судье ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в районный суд через мирового судью судебного участка судебного района районного суда.

Мировой судья - подпись.

Копия верна. Мировой судья

Мотивированное решение изготовлено

Мировой судья

Суд:

Судебный участок № 61 судебного района Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Судьи дела:

Кривцова Татьяна Николаевна (судья)

Судебная практика по:

Ответственность за причинение вреда, залив квартиры

Судебная практика по применению нормы ст. 1064 ГК РФ



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.