Проблемы назначения наказания. Принудительные меры уголовно правового характера Принудительная мера уголовно правового характера

В-третьих, наличие у лица, совершившего преступление, психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Эти лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера применяются к указанным лицам наряду с уголовным наказанием .

В-четвертых, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-го возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Часть 2 ст. 97 УК РФ предусматривает, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо опасностью для себя или других лиц.

Статья 99 УК РФ в качестве таких мер предусматривает принудительное помещение в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

Принудительные меры медицинского характера имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания, являются мерами государственного принуждения и назначаются судом. В том числе лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимися в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. «д» части 1 ст. 97 УК РФ. Суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. В то же время эти меры нельзя считать наказаниями, так как они не содержат элемента кары, т. е. не имеют своим содержанием причинение страданий, лишений, а применяются, прежде всего, в интересах самого правонарушителя. Эти меры назначаются не приговором , а определением суда. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства действий душевнобольного, не влекут судимости , не преследуют цель исправительного воздействия, а направлены на излечение и социальную адаптацию душевнобольных, защиту их правоохраняемых интересов, предупреждение общественно опасных действий с их стороны.

В части 4 ст. 97 УК РФ предусмотрена возможность направления лиц, не представляющих опасности для окружающих в психоневрологические учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

УК РФ не предусматривает применения принудительных мер медицинского характера к наркоманам и алкоголикам, совершившим преступление и отбывающим наказание, однако по решению медицинской комиссии к ним применяется обязательное лечение (ст. 18 УИК РФ).

Основными принципами психиатрической помощи при применении принудительных мер медицинского характера являются: законность , гуманность, соблюдение прав человека и гражданина . В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам реабилитации, социализации и правовой защищенности душевнобольных.

Принудительные меры медицинского характера применяются на основании и в соответствии с законом (законодательством о здравоохранении,

Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (в ред. федерального закона от 03.07.2016 г.).

Согласно указанному закону, лицам, страдающим психиатрическими расстройствами, в том числе и тем, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, гарантируется в частности:

  • уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
  • получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
  • психиатрическая помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства ;
  • содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока , необходимого для обследования и лечения;
  • помощь адвоката , законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

Важно отметить, что в УК РФ 1996г. впервые четко сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера, которыми являются излечение лиц, указанных в ст. 97, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего кодекса (ст. 98 УК РФ).

Таким образом, принудительные меры медицинского характера отличаются от наказания по основаниям и целями их применения, содержанию и юридическим последствиям.

Категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера

В российском законодательстве формула невменяемости изложена в ст. 21 УК РФ и сформулирована следующим образом.

Под понятие «слабоумие» медицинского критерия (четвертый признак) подпадают все психические заболевания, которые протекают с нарушением интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера.

Для решения вопроса о вменяемости или невменяемости недостаточно одного медицинского критерия. Медицинский критерий указывает лишь на необходимость распознать заболевание и квалифицировать его применительно к медицинскому критерию. Многие психические заболевания вызывают различные по выраженности психические расстройства - от легких, нарушающих у лиц способность осмысления ситуации, до тяжелых расстройств, выключающих больного из социальной жизни. Поэтому ведущим критерием является юридический критерий.

Юридический критерий в ст. 21 УК РФ формулируется так: «Лицо … не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Юридический критерий состоит из двух признаков: интеллектуального - нарушения возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и волевого - возможности руководить ими. Наличие двух указанных признаков юридического критерия позволяет анализировать различные стороны психической деятельности испытуемого - его мыслительную, эмоционально-волевую, интеллектуальную функции.

Альтернативность понятий вменяемости, невменяемости позволяет определить деяния, совершенные во вменяемом состоянии как преступления , а в невменяемом состоянии - как общественно опасные деяния психики больного. В связи с этим возникает вопрос о судебно-психиатрическом значении психических аномалий, не исключающих вменяемости.

Психические расстройства у них диагностируются как нарушение личности и поведения в результате последствия черепно-мозговых травм, резидуальные состояния перенесенных ранее органических заболеваний мозга, начальные стадии церебрального атеросклероза и другие сосудистые заболевания головного мозга, неглубокие степени умственной отсталости (олигофрении) и т. д.

Таким образом, понятие «психические аномалии» объединяет широкий круг психических нарушений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности, которые имеют ряд общих признаков, например, личностный уровень поражения, неглубокие интеллектуальные и афористичные нарушения. Пограничный характер указанных расстройств, отсутствие признаков юридического критерия невменяемости не исключают у таких лиц возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Поэтому они признаются вменяемыми.

Вместе с тем, некоторые особенности личности, наличие неглубоких нарушений интеллектуальных и эмоционально волевых функций таких лиц могут накладывать отпечаток на мотивацию их противоправного поведения, способов реализации преступных намерений, ограниченных в возможностях воздержаться от преступного поведения. Экспертная оценка таких обвиняемых предусмотрена ст. 22 УК РФ, которая сформулирована следующим образом.

1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Данная статья УК РФ вводит в практику судебно-следственных органов и судебно-психиатрических экспертиз понятие «ограниченной» (уменьшенной) вменяемости.

Уменьшенная вменяемость подразумевает наличие медицинского критерия, констатирующего пограничные нервно-психические расстройства у обвиняемого и частично нарушенную психическую возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (волевой признак).

Отечественное законодательство никогда не содержало понятия ограниченной вменяемости. Однако близкое определение, касающееся экспертизы несовершеннолетних , содержится в ст. 421 УПК РФ, оно гласит: «При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетних, не связанных с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Исходя из содержания ст. 21 и 22 УК РФ только невменяемость является обстоятельством, полностью устраняющим ответственность. Однако суду необходимо учитывать особое психическое состояние лица в момент совершения преступления, что может служить основанием для смягчения наказания . При этом суд должен учесть характер и степень общественной опасности совершенного преступления, степень психического расстройства лица, совершившего преступление, и все другие обстоятельства дела.

В этих случаях суд может наряду с наказанием, назначить принудительные меры медицинского характера или их не назначать. Ограниченно вменяемому субъекту в соответствии с законом (ст.100 УК РФ) может быть назначена только принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в период отбывания наказания.

Статья 81 УК РФ предусматривает освобождение от наказания в связи с болезнью. Ч. 1 этой статьи гласит: «Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера».

Часть 4 этой статьи указывает на возможность уголовной ответственности и наказания в случаях выздоровления таких лиц.

Таким образом, ст. 81 УК РФ подразумевает несколько вариантов ситуаций, которые могут возникнуть в случаях психического заболевания обвиняемых после совершения преступления:

1. Психическое расстройство у обвиняемого, психическое состояние которого на момент совершения преступления психиатры-эксперты расценили, как не исключающее вменяемости, возникло до вынесения приговора .

Психическое расстройство в данном случае носит временный характер.

2. Психическое заболевание развилось у обвиняемого в тех же условиях, но приобрело хронический, необратимый характер и течение.

3. Психическое расстройство возникло у обвиняемого, как до вынесения приговора, так и до определения его психического состояния на момент преступления психиатрами-экспертами.

Принципы применения принудительных мер медицинского характера, в случаях, предусмотренных ст. 81 УК РФ уточняются в разделе 6 УК РФ.

П. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ предусматривает, что если у лица после совершения правонарушения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

Включенные в п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ положения о «невозможности назначения и исполнения наказания» в случаях возникновения психического расстройства после преступления позволяет назначить в этих случаях принудительное лечение и, по существу, прекратить уголовное преследование обвиняемого, который совершил преступление в состоянии вменяемости, если в дальнейшем психическое расстройство, возникшее у него, приняло хронический характер.

Принципы выбора вида принудительного лечения в таких случаях с учетом хронического течения болезни, ее прогноза и характера совершенного опасного действия, как правило, совпадают с подходами к этому вопросу в отношении признанных невменяемыми.

В соответствии со ст. 81 и 97 УК РФ принудительное лечение может быть рекомендовано осужденным, которые заболели хроническим психическим расстройством (или оно значительно обострилось) во время отбывания наказания, если это расстройство препятствует исполнению наказания. Суд по представлению начальника органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии, вправе вынести определение об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, применить принудительные меры медицинского характера или передать его на попечение органов здравоохранения. Выбор вида принудительного лечения при этом зависит, главным образом, от особенностей психического состояния лица, его прогноза, связях с клиническими показаниями.

Применение принудительных мер медицинского характера возможно и в отношении лиц, осужденных к видам наказания не связанным с изоляцией от общества . В ч. 4 ст. 97 УК РФ предусматривается возможность передачи необходимых материалов органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Основу такого законодательства составляет федеральный закон от 02.07.1992 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 4-П). Речь здесь, по-видимому, идет об оказании амбулаторной психиатрической помощи, предусмотренной ст. 26 Закона и в случае возникновения необходимости, помещении в стационар. При наличии оснований помещения в стационар, при отсутствии добровольного согласия помещаемого, необходимо постановление судьи (ст. 35).

Хотя в УК РФ не предусматривается в настоящее время применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, совершившим преступление, отчасти этот пробел восполняет Уголовно-исполнительный кодекс. Статья 18 УИК РФ гласит, что к осужденным к аресту , лишению свободы , страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

Часть 3 ст. 18 УИК РФ закрепляет положение, согласно которому к осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

Виды принудительных мер медицинского характера. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера

В соответствии со ст.1041 УК РФ конфискации подлежат пять категорий имущества:

Подобную норму содержал УК РСФСР 1960 г. в ст. 501 «Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности ». Обязательным условием для применения этой нормы являлось совершение преступления, максимальным наказанием за которое назначалось лишение свободы сроком до одного года.

Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер уголовно-правового характера

В УК РФ есть легальное определение наказания:

1) Мера государственного принуждения

2) Назначаемая по приговору суда

3) Лицу, признанному виновным в совершении преступления

4) Заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица

Цели:1)восстановление соц справедливости; 2)исправления осужденного; 3)предупреждение совершения новых преступлений.

Наказание должно отвечать всем принципам уголовного права:

1) Законности – нет наказания без закона. Основание наказание – состав преступления.

2) Равенства – то есть пенализация – установление санкций за преступления независимо от пола, расы…

3) Вины – не допускается наказание за невиновные деяния. Наказание носит личный характер.

4) Справедливость – наказание должно быть соразмерным характеру деяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Нет двойного наказания за 1 преступление.

5) Гуманизм наказания – рациональное экономия репрессий. Более строгое наказание (в рамках предусмотренных санкции) возможно только, если менее строгий вид не смоет достижения целей наказания.

Признаки наказания:

1) Наказание – мера государственного принуждения. Никакие другие органы, кроме государства (в лице судебной власти) не могут выносить наказание. Приговоры – «Именем Российской Федерации….»

2) Наказание – принуждение. Его назначение и осуществление осуществляется вопреки воле осужденного.

Лишение свободы – лишение свободы и арест

Ограничение свободы – ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части.

Ограничение прав – исполнительные работы, ограничения по военной службе.

4) Основание назначения наказание – совершение преступление, то ест наказание является следствием преступления.

5) Наказанию подвергается только то лицо, которое признано судом виновным в совершении преступления

В УК предусмотрены помимо наказаний меры уголовно-правового характера. К ним относятся:

а) Принудительные меры воспитательного воздействия

Назначаются судом взамен наказания несовершеннолетнему лицу, виновному в совершении преступлении небольшой и средней тяжести

Не носят карательного характера

Адресатом этих мер – лица в возрасте от 14 до 18 лет

Не влекут судимости

б) Принудительные меры медицинского характера.

Это амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, а также принудительное лечение в психиатрическом стационаре (3 типа).

Невменяемые не совершают преступления

Цель – излечение или улучшение психического состояния лица, совершившего общественно опсаное деяния, а также для предупреждения совершения им нового опасного деяния.

ПММХ определяются судом в отношении лиц, которые после совершения преступления «тронулись» а так же к ограниченно вменяемым наркоманам и алкоголикам

Основания назначения :

1) Совершение деяния

2) Наличие псих. Расстройства, алкоголизма или наркомании

3) наличие опасности для себя и других лиц

ПММХ назначаются на неопределенный срок, который зависит от достижения цели излечения.

Наказание следует отличать также от иных правовых санкций - административных, гражданских, дисциплинарных. Различие проходит по основаниям ответственности, содержанию и последствиям. Имеются также процессуальные отличия.

Наказание следует отличать и от так называемых мер безопасности.

Общим между двумя видами уголовно-правового воздействия является то, что они представляют собой официальную (правовую) реакцию государства на совершение уголовно наказумого деяния и применяются в рамках уголовно-процессуальной деятельности с соблюдением всех предусмотренных для нее конституционных гарантий.

Формальное различие состоит в том, что основанием для применения иных мер уголовно-правового характера может служить совершение не только преступления, но и иных общественно опасных деяний (невменяемым лицом). При этом, если применение наказаний всегда является формой реализации уголовной ответственности, иные меры уголовно-правового характера могут применяться:

как форма реализации уголовной ответственности (конфискация орудия преступления, ограничение некоторых прав);

как форма освобождения от уголовной ответственности (например, применение воспитательных мер к несовершеннолетним);

к лицам, не подлежащим уголовной ответственности (невменяемым);

В отдельных случаях иные уголовные меры могут применяться к лицам, не совершившим преступления или общественно опасного деяния (например, конфискация преступно добытого имущества у третьих лиц, которым оно было передано виновным).

Далее, у иных мер уголовно-правового характера существуют собственные цели, которые лишь частично совпадают с целями наказания. Точкой этого совпадения является превенция (как правило, частная). В отличие от наказания, иные уголовные меры не преследуют целей воздаяния (кары) за совершенное преступление или устрашения.

Для некоторых из них целью является также устранение последствий преступной деятельности (например, для такой меры, как конфискация преступных доходов). Целью иных уголовных мер может быть также перевоспитание и социальная защита лица (это касается принудительных мер воспитательного характера, применяемых в отношении несовершеннолетних).

Правовое регулирование иных мер уголовно-правового характера в действующем уголовном законодательстве

Понятие «иные меры уголовно-правового характера», используемое в тексте ряда статей (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7) и в названии раздела VI УК, восходит к ч. 2 ст. 2 УК. В ней сформулировано важнейшее положение, согласно которому задачи уголовного законодательства, упомянутые в ч. 1 данной статьи, должны обеспечиваться при помощи не только , но и «иных мер уголовно-правового характера». То есть такие меры предусматриваются в законе «для осуществления» указанных в ч. 1 ст. 2 УК задач в качестве альтернативы уголовному наказанию и имеют, следовательно, не менее важное значение, чем последнее. Однако это их значение не нашло, к сожалению, своего достойного отражения в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. изначально не было предусмотрено ни единого перечня «иных мер уголовно- правового характера», ни указания на то, какие меры следует относить к их числу, ни регламентации условий и порядка их применения. По этой причине в теории уголовного права по-разному определялась юридическая природа этих мер, их сущность, виды и значение, а на практике возникали трудности с их эффективным применением.

«Вспомнил» законодатель о нерешенности данного вопроса лишь впоследствии и лишь в связи с необходимостью решить другой острый вопрос — о возврате в уголовное законодательство такой необдуманно исключенной в 2003 г. из системы уголовных наказаний меры, как конфискация имущества. Было признано целесообразным вернуть эту меру в УК, но не в качестве уголовного наказания, а как «иную меру уголовно-правового характера».

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ раздел VI УК, называвшийся, как и гл. 15 УК, «Принудительные меры медицинского характера», был дополнен гл. 15 1 « » и переименован, теперь он носит название «Иные меры уголовно-правового характера». Таким образом, «иными мерами уголовно-правового характера» законодатель признает такие разные меры, как и конфискация имущества.

Такое решение проблемы вряд ли можно признать удачным. Ситуацию в рассматриваемом аспекте оно не только не улучшило, но и существенно усугубило.

Во-первых, законодатель как в названии раздела, так и по существу не учел («просмотрел» или проигнорировал) то обстоятельство, что согласно формулировкам действующего закона (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 УК) «иные меры уголовно-правового характера», как и меры уголовного наказания, должны применяться «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление», и, следовательно, должны «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч. I ст. 6 УК). Между тем как принудительные меры медицинского характера имеют иную природу, иные предназначение, основание, цели и порядок применения и потому к указанным карательным мерам отнесены быть не могут. Равно как и конфискация имущества, цели применения которой в законе не определены, но, по смыслу соответствующих статей УК, основания, цели и порядок применения этой меры также не предполагают ее применение в качестве кары «за то, что» человек совершил преступление и «соразмерно тому, что» он совершил.

Во-вторых, непонятно, почему к числу «иных мер» не отнесена другая, весьма представительная группа мер, имеющих важное значение для реализации уголовно-правовых задач, которые предусмотрены действующим УК как раз в качестве альтернативы уголовному наказанию «за совершение преступлений», «к лицу, совершившему преступление». Они не только юридически, но и фактически составляют реальную (причем предпочтительную) альтернативу уголовному наказанию. Речь идет о различных видах освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, включая относящиеся к ним условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 73-85, 90, 92, ряд статей Особенной части УК). Учитывая, что согласно закону (ст. 2, 6, 7 УК) все предусмотренные им меры уголовно-правового характера могут быть отнесены либо к наказанию, либо к «иным мерам уголовно-правового характера» и (т.е. «третьего не дано»), принадлежность перечисленных мер к числу «иных мер» представляется очевидной.

В-трстьих, критической оценки заслуживает название раздела VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», по отмеченным выше причинам диссонирующее как с важнейшими, устанавливающими принципы уголовного законодательства статьями 2, 6, 7 УК, так и с содержанием гл. 15 УК и с ее названием «Принудительные меры медицинского характера» (в обоих случаях курсив мой. — В.Д.). Из сравнения этих названий возникает вопрос — каков же характер у последних: уголовно-правовой или медицинский?

Недостатком ст. 2 УК является и то, что в ней не упоминается уголовно-правовая задача регулирования общественных отношений (см. об этом § 1 гл. 1 учебника) и, соответственно, отсутствуют указания на средства решения этой задачи.

Отмеченные недостатки в своей совокупности показывают, что законодательство, имеющее системный характер, не может изменяться бессистемно, по принципу починки «тришкина кафтана», как это нередко происходит; что решение вопросов правового регулирования требует высокого профессионализма творцов права, подкрепляемого обязательной квалифицированной научной экспертизой, а в особо сложных случаях и широким общественным обсуждением законопроектов.

Понятие иных мер уголовно-правового характера и проблемы совершенствования их правового регулирования

Проведенное исследование показывает, что правовое регулирование уголовно-правовых средств, призванных обеспечивать реализацию задач уголовного права, весь комплекс уголовно-право- вых норм, регулирующих соответствующие вопросы, нуждается в принципиально иной регламентации. В уголовном законодательстве должна получить более четкое закрепление система разнообразных, наиболее эффективных уголовно-правовых мер, которые призваны и способны служить средствами решения задач уголовного права - система уголовно-правовых мер противодействия преступности.

Преступление порой сравнивают с заболеванием, а средства реагирования на его совершение — с лекарствами. Как и больному, лицу, совершившему преступление, должно быть выписано именно то лекарство, которое способно его излечить. И общество в обоих случаях должно располагать для этого всеми необходимыми средствами и уметь грамотно их применять. В уголовном праве, как и в здравоохранении, необходим полный набор наиболее эффективных средств, и каждому в том нуждающемуся должно быть выписано именно ему необходимое «лечение». Для этих целей нужна полноценная, стройная система наиболее эффективных мер уголовно-правового противодействия преступности. Как следует из изложенного, на сегодняшний день такой системы еще не создано.

По мнению автора этих строк, все многообразие предусмотренных законом уголовно-правовых мер следует делить не по сомнительной линии «наказание и иные меры», а в зависимости от сущности и предназначения соответствующих видов мер — на карательные и некарательные («иные меры», или меры безопасности).

Структурно система уголовно-правовых мер противодействия преступности должна включать две группы мер. Первая из них — система мер уголовно-правового воздействия (система карательных мер), включающая в себя уголовное наказание и различные виды освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, в том числе относящиеся к ним условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия. Перечисленные меры объединяет единая карательная сущность, все они представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления, применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления во имя уголовно- правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Вторая группа мер - система мер безопасности в уголовном праве, или иначе - «иные меры уголовно-правового характера» (система некарательных мер), включающая медицинские и иные меры безопасности, имеющие некарательную сущность, которые применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п. Кроме мер медицинского характера, к указанной группе могут быть отнесены нынешняя конфискация имущества и конфискация предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств совершения преступления, административный надзор или иное ограничение прав и свобод рецидивоопасного лица из «зоны риска» (например, ссылка, высылка), обсуждаемая ныне возможная кастрация «педофилов» и другие меры, которые появятся в будущем.

При таком подходе под «иными мерами уголовно-правового характера» («мерами безопасности в уголовном праве») предлагается понимать совокупность различных предусмотренных уголовным законом некарательных мер, которые призваны и способны участвовать в решении задач уголовного права: охранительно-регулятивной и регулятивно-охранительной.

Своеобразие таких мер как мер уголовно- правового характера проявляется в их специфических признаках:

  • основная их особенность — некарательная сущность, они применяются не в качестве реакции на совершение преступления (т.е. не «за то, что» лицо совершило преступление); не требуется соответствие (соразмерность) такой меры характеру и степени общественной опасности преступления; восстановление социальной справедливости (кара) не является их целью; соответственно, «иные меры» не указываются в санкциях;
  • предусматриваются они в Уголовном кодексе именно в таком качестве; основания, цели и принципы их применения регламентированы нормами УК; реализуются они в рамках специфических уголовно-правовых отношений;
  • такие меры имеют своими целями обеспечение безопасности самоголица и других лиц, предупреждение совершения правонарушений, оказание необходимой помощи в рамках реализации соответствующего уголовно-правового отношения;
  • их содержание состоит в минимально необходимом для достижения указанных целей ограничении некоторых прав и свободлица;
  • юридическим основанием применения таких мер служит законное и обоснованное решение суда, выносимое от имени государства;
  • их применение является принудительным — независимо от желания лиц, к которым они применяются, и их законных представителей;
  • это меры, альтернативные не только наказанию, но и всем иным мерам уголовно-правового воздействия (карательным), однако при необходимости они могут применяться наряду с последними в качестве «иных мер».

Справедливость требует оговориться, что совокупность приведенных признаков характеризует систему «иных мер уголовно-правово- го характера» скорее со стороны должного, чем сущего. Значение их представления в данном учебнике — способствовать становлению анализируемого важного уголовно-правового института и совершенствованию его правового регулирования.

УК РФ в гл. VI «Иные меры уголовно-правового характера» предусматривает возможность применения, помимо наказания, принудительных мер медицинского характера (далее - ПММХ). Таким образом, ПММХ являются одной из разновидностей мер уголовно-правового воздействия и выступают в роли формы реализации уголовной ответственности. При этом данным мерам присущи свойства, как указывающие на их сходство с наказанием, так и позволяющие говорить об их принципиальной нетождественное™.

Принудительными мерами медицинского характера являются, регламентированные УК РФ меры, назначаемые судом в целях излечения (улучшение психического состояния), а так же изоляции лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, либо совершивших преступления и при этом страдающих психическими расстройствами не исключающими вменяемости и нуждающихся в психиатрической помощи.

ПММХ, предусматривают ряд правоограничений (ограничение свободы, необходимость прохождения медицинского обследования и лечения и т.д.), носят принудительный характер. Применение ПММХ возможно за совершение общественно опасного деяния, указанного в качестве преступления в Особенной части УК РФ. ПММХ, как и наказание, применяются в целях предупреждения совершения новых преступлений.

В то же время, в отличие от наказания, ПММХ не влекут за собой судимости, не содержат выражения от имени государства отрицательной оценки действий лиц, страдающих психическим расстройством, не содержат элементов кары, не преследуют цели исправления. Кроме того, суд, назначая ПММХ, не устанавливает их продолжительности. Немаловажное отличие ПММХ наблюдается в целях применения и средствах их достижения. Так, согласно ст. 98 УК РФ ближайшие цели ПММХ заключаются в излечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, или улучшении их психического состояния. Основная цель состоит в предупреждении совершения ими новых общественно опасных деяний, предусмотренных в Особенной части УК РФ. В связи с этим принудительность ПММХ и установленные законодательством правоограничения носят лишь вынужденный характер, обусловленный необходимостью обеспечения лечебного процесса.

Рассматривая социально-правовую природу принудительных мер медицинского характера, можно выделить два взаимообусловленных критерия (признака) - юридический и медицинский.

Юридический критерий выражается в том, что правовое регулирование оснований и целей применения, порядка назначения, изменения и прекращения ПММХ осуществляется в рамках уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Так, УК РФ в разд. VI закрепляет основания, цели, виды и порядок назначения ПММХ (ст. 97-104 УК РФ). УПК РФ устанавливает процессуальный порядок принятия судебного решения о назначении, изменении и прекращении ПММХ (гл. 51), а также процессуальное положение, круг нрав и обязанностей лиц, к которым применяются данные меры, и организаций, осуществляющих принудительное лечение. Кроме того, правовую основу применения данных мер составляет Закон РФ от 12 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который предусматривает порядок и условия лечения больных, а также ведомственные подзаконные акты, регулирующие порядок функционирования медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь. Разъяснения применения принудительных мер медицинского характера содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6 «О практике применения принудительных мер медицинского характера».

Необоснованное применение ПММХ, как и любой другой меры государственного принуждения, влечет существенное нарушение законных прав и интересов граждан. В целях недопущения указанных фактов в настоящее время в Российской Федерации созданы правовые гарантии для законного применения ПММХ. Одним из средств предупреждения необоснованного применения ПММХ выступает возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ).

Медицинский критерий ПММХ выражается в оказании медицинской помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями, режимом прохождения лечения и медицинскими показаниями к его изменению, продлению, прекращению. Официальное заключение комиссии врачей- психиатров, в котором содержатся диагноз заболевания и конкретные рекомендации по проведению лечения, является фактической основой для выбора судом конкретного вида ПММХ, его изменения, продления либо отмены. Так, содержание конкретной меры, т.е. характер лечения, назначаемые процедуры, применяемые медикаменты, частота их применения, основываются исключительно на медицинских показаниях и находятся в ведении медицинского персонала лечебного заведения.

В зависимости от режима прохождения лечения ПММХ делятся на две группы:

  • - принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях;
  • - принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Иные меры уголовно-правового характера , иные меры уголовно-правового воздействия - общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния , которые не являются наказанием .

В законодательстве многих стран иные меры уголовно-правового характера (часто именуемые «меры безопасности») и наказание сосуществуют. Образующаяся система принудительных мер получила название «двухколейной» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Прекращение уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

    ✪ Принцип гуманизма. Статья 7 УК РФ

    ✪ Принцип справедливости. Статья 6 УК РФ

    ✪ 303 Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья

    Субтитры

История

Институт иных мер уголовно-правового характера появился в уголовном праве относительно недавно (конец XIX - начало XX века). Его становление связано с идеями социологической школы уголовного права и возникшей на её основе школы новой социальной защиты. Представители данных школ выделяли особую категорию лиц, находящихся в «опасном состоянии», к которым относили, например, психически нездоровых лиц, рецидивистов, и лиц, относящихся к маргинальным слоям населения (бродяги, нищие). Поскольку данные лица склонны к совершению преступлений, они являются опасными для общества и, согласно воззрениям данной школы, их необходимо было обезвреживать ещё до соверешния преступления путём применения к ним так называемых «мер безопасности», например, принудительного лечения, высылки и т. д.

Под влиянием идей социологической школы в первой половине XX века институт иных мер уголовно-правового характера был включён в законодательство Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Франции и её колоний, стран Латинской Америки. В изначальном виде он просуществовал довольно недолго, поскольку становление международного института прав человека привело к возврату к идеям законности и недопустимости применения репрессии к лицам, не совершившим преступления, присущим классической школе уголовного права. В настоящее время меры безопасности применяются к лицам, не совершавшим преступлений, лишь в отдельных странах (Гватемала, Испания, Италия, Куба, Никарагуа, Сан-Марино). В остальных странах меры безопасности применяются в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с совершением общественно опасного деяния .

Современные меры уголовно-правового характера дают возможность более гибкого применения уголовно-правовых норм, позволяют избежать применения карательных мер (уголовного наказания) в тех ситуациях, когда оно является излишним для достижения целей уголовно-правового воздействия. Такие меры носят некарательный характер: лечебный, воспитательный, защитный, и способствуют в основном предупреждению преступлений .

Сущность

Чёткого определения иных мер уголовно-правового характера не существует. Иные меры уголовно-правового характера, в отличие от наказания, не образуют однородной системы, имеют существенные различия между собой по основаниям применения и юридической сущности. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе , как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия .

Ф. Б. Гребёнкин даёт следующее определение иных мер уголовно-правового характера: «под иными мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственного принуждения, не входящие в систему наказаний и санкции уголовно-правовых норм, применяемые к лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления по усмотрению суда и ограничивающие их права, интересы и свободы с целью предупреждения совершения ими новых деяний или преступлений» .

В различных странах для обозначения иных мер уголовно-правового характера используются разные термины :

  • меры безопасности (бывшие югославские республики, Алжир, Афганистан, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Исландия, Испания, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Котд’Ивуар, Куба, Ливан, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Турция, Уругвай, Чили);
  • меры исправления и безопасности (Германия, Греция);
  • административные меры безопасности (Италия);
  • меры (Венгрия, Нидерланды, Парагвай, Швейцария, Эфиопия);
  • предупредительные меры (Австрия);
  • уголовные меры (Польша);
  • иные правовые последствия (наказуемого деяния) - Дания и Норвегия;
  • меры надзора и исправления (Судан);
  • иные меры воздействия (Эстония);
  • иные меры уголовно-правового характера (Азербайджан, Россия, Таджикистан);
  • иные меры уголовно-правового воздействия (Армения, Казахстан, Туркменистан);
  • другие меры правового воздействия (Узбекистан);
  • уголовные меры иного вида (Грузия);
  • иные меры уголовной ответственности (Монголия).

Наказание и иные меры уголовно-правового характера

Иные меры уголовно-правового характера являются сходными с наказанием в том, что они являются формой правового реагирования государства в лице его правоохранительных органов на совершение общественно опасных деяний, применяются в строго определённых законах формах и по строго определённой уголовно-процессуальным законодательством процедуре, и предусматривают предоставление лицу, являющемуся адресатом данных мер, определённых гарантий его прав и свобод .

  • Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговором суда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда)
  • Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние , которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам).
  • Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия , как предупреждение или передача под надзор родителей).
  • Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости , исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений. Обычно принудительные меры, как и наказание, преследуют цель частного предупреждения преступлений, но выделяют и иные цели: так, принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица; конфискация - возмещение ущерба, причинённого преступлением; принудительные меры воспитательного воздействия - перевоспитание и социальную защиту лица.
  • Иные меры могут применяться к лицам, не совершавшим преступного деяния - конфискация имущества у третьих лиц, получивших его от преступника; наложение штрафа на родителей несовершеннолетнего, освобождённого от уголовной ответственности (Таиланд).

Однозначной границы между наказанием и иными мерами уголовно-правового характера нет. В разных правовых системах такие меры, как специальная конфискация, выдворение иностранцев, ограничение специальных прав могут относиться как к мерам наказания, так и к иным мерам уголовно-правового характера. Меры уголовно-правового характера могут использоваться в качестве суррогатных наказаний для лиц, не являющихся субъектами уголовного права (например, в отношении юридических лиц) . Во многом различие между наказаниями и иными мерами уголовно-правового характера носит не содержательный, а юридико-технический характер.

Виды иных мер уголовно-правового характера

Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности (конфискация), формой освобождения от уголовной ответственности (принудительные меры воспитательного воздействия), а также применяться к лицам, не подлежащим ответственности (принудительные меры медицинского характера) . В зависимости от этого может проводиться их классификация. В Парагвае все иные меры уголовно-правового характера делятся на меры надзора, лечения и безопасности, а также на меры, связанные и не связанные с лишением свободы. В Эфиопии выделяются меры, применяемые к невменяемым и частично вменяемым лицам и меры превенции и защиты. В Белоруссии выделяют иные меры уголовной ответственности (применяемые к лицам, совершившим преступления) и принудительные меры безопасности и лечения (применяемые к лицам, которые совершили общественно опасные деяния, но не могут привлекаться к ответственности) .

Система иных мер уголовно-правового характера, как правило, закрепляется в законодательстве путём фиксации исчерпывающего перечня таких мер. Однако в большинстве государств СНГ чёткий перечень иных мер уголовно-правового характера отсутствует. Даже в России, несмотря на выделенеие в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», содержащего положения о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества, к иным мерам относят также как минимум принудительные меры воспитательного воздействия, регламентация которых осуществляется в другом разделе УК .

Законодательство различных государств выделяет следующие меры уголовно-правового характера :

  • принудительные меры медицинского характера (бывшие югославские республики, Австрия, Алжир, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, США, Судан, Таиланд, Турция, Уругвай, Чехия, Швейцария, Эстония);
  • запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью (бывшие югославские республики, Алжир, Боливия, Германия, Испания, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция);
  • специальная конфискация (бывшие югославские республики, Алжир, Венгрия, Кот д’Ивуар, Молдова, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Чехия, Эстония);
  • установление надзора (Боливия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Италия, Колумбия, Кот д’Ивуар, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Марино, США, Турция, Уругвай);
  • поручительство о хорошем поведении (Боливия, Великобритания, Гватемала, Гондурас, Кот д’Ивуар, США, Таиланд, Уругвай);
  • лишение водительских прав (бывшие югославские республики, Германия, Испания, Панама, Парагвай, Польша, Португалия);
  • выдворение иностранцев из страны (бывшие югославские республики, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Молдова, Румыния, Сан-Марино, Турция);
  • высылка (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Норвегия, Румыния, Таиланд);
  • запрещение посещения определенных мест (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Кот д’Ивуар, Панама, Парагвай, Швейцария);
  • воспитательные меры в отношении несовершеннолетних (страны СНГ, Бразилия, Гондурас, Испания, Италия, Коста-Рика, Куба, Молдова, Никарагуа, Сан-Марино, Судан, Турция, Уругвай, Чехия, Эстония);
  • помещение в сельскохозяйственную колонию или иное исправительно-трудовое учреждение (Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Колумбия, Сан-Марино);
  • превентивное или продленное заключение (Австралия, Боливия, Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, США);
  • запрет потребления спиртных напитков (Ирак, Ливан, Норвегия, Панама);
  • закрытие учреждения (Алжир, Кот д’Ивуар).

Иные меры уголовно-правового характера в законодательстве России

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК.

Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния , и нуждающимся в лечении психических расстройств , а также к лицам, страдающим расстройствами сексуального предпочтения. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

  • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа
  • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением

В настоящее время в РФ не существует каких-либо принудительных мер медицинского характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам . Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

Конфискация имущества

Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление . Конфискация имущества может быть полной или частичной.

В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний , однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ . Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в уголовном законодательстве (этот перечень включает террористический акт , деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д. Конфискованы могут быть



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.