Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. Сроки составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении: требования к оформлению, основания для признания его недопустимым доказа

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Рассматриваются содержание и порядок составления протокола об административном правонарушении; анализируются нарушения, допущенные при его составлении, и правовые последствия указанных нарушений.

Протокол об административном правонарушении является основным документом предшествующей подготовки к рассмотрению дела стадии административного процесса, который должен содержать сведения, позволяющие рассмотреть дело об административном правонарушении. Поэтому содержанию протокола об административном правонарушении уделяется пристальное внимание как органом или должностным лицом, рассматривающим дело по существу, так и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его защитником. Особое значение указанного протокола связано с тем, что при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу либо производство по делу подлежит прекращению в ходе рассмотрения по существу или в процессе обжалования, опротестования.


Остановимся детально на процессе составления протокола об административном правонарушении и требованиях, предъявляемых к его содержанию.

С учетом того, какой перечень сведений, необходимых для рассмотрения дела, известен должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, на момент выявления правонарушения, законодателем предусмотрены следующие сроки составления протокола:

  1. известны все данные, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, - протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  1. отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела либо сведения о физическом лице или сведения о юридическом лице, совершившем административное правонарушение, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.

К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, с учетом письма ГТК РФ от 17.05.2002 N 01-06/19136 "О применении статей 28.5, 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" можно отнести следующие:

  • - информация о некоторых обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу документа, имеющего значение для правильного разрешения дела);
  • - сведения о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность, место жительства, паспортные данные, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии - указанные сведения в случае признания лица виновным в совершении административного правонарушения в ходе рассмотрения дела позволят своевременно исполнить о назначении административного наказания). Особое внимание следует уделить правильности написания сведений об иностранном физическом лице - информация, указанная на русском языке в доверенностях, документах, заполняемых им при въезде на территорию Российской Федерации, может не соответствовать фамилии и имени, указанным в иностранном паспорте, или быть искаженной в связи с незнанием особенностей произношения иностранных фамилий и имен. В иностранных паспортах обычно отсутствует информация об отчестве лица, которое уточняется непосредственно у нарушителя, при этом в протоколе об административном правонарушении данные об отчестве правонарушителя, полученные исключительно в ходе беседы с ним и ничем документально не подтвержденные, указывать оснований нет. Представляется целесообразным указывать в протоколе об административном правонарушении установочные сведения о совершившем правонарушение иностранном физическом лице (фамилия, имя, место жительства) как на русском языке, так и рядом в скобках на иностранном языке, на котором заполнен паспорт лица (буквами латинского алфавита);
  • - данные о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, ОГРН, полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных), сведения о руководителе, организационно-правовая форма юридического лица);
  • - сведения о статусе лица, в отношении которого возбуждается дело (является ли субъект юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Указанные положения актуальны при привлечении к ответственности иностранных лиц, осуществляющих коммерческую деятельность. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении их целесообразно в тексте указывать наименование лица и адрес как на русском языке, так и на иностранном языке, на котором заполнены регистрационные документы (буквами латинского алфавита). Следует помнить, что неправильное установление субъекта административного правонарушения влечет прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
  1. отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела, либо сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, существует необходимость в производстве экспертизы - протокол составляется по окончании административного расследования.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которые должны быть достоверны, соответствовать имеющимся в деле материалам (копии паспорта и т.д.) и позволять идентифицировать лицо. Также в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства имеющихся свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отсутствие указанных данных является существенным недостатком протокола. Также существенным недостатком протокола является отсутствие в нем иных сведений, имеющих значение для данного дела об административном правонарушении (например, отсутствие сведений о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также информации о предоставлении указанному лицу переводчика при составлении протокола и т.п.).
Соответственно, перед составлением протокола об административном правонарушении в отношении иностранного лица представляется целесообразным получить от иностранного гражданина или законного представителя иностранного юридического лица собственноручно написанное и подписанное им объяснение об обстоятельствах правонарушения на языке, которым он владеет. В случае, если лицо находится за пределами Российской Федерации, указанную информацию можно получить от них с использованием факсимильных средств связи или электронной почты. При привлечении к административной ответственности иностранного юридического лица желательно получить письмо на официальном бланке, скрепленное оттиском печати юридического лица при ее наличии. Указанное объяснение или письмо, написанное на русском языке, будет подтверждением того, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, владеет языком, на котором ведется производство по делу (особенно, если лицо укажет, что русским языком владеет и согласится на осуществление переписки с ним на русском языке).

Если же от иностранного лица получены лишь подписи в графах протокола об административном правонарушении о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и о том, что составленный на русском языке протокол им прочитан, то в ходе обжалования постановления по делу об административном правонарушении о признании его виновным существует вероятность того, что иностранное лицо укажет, что русским языком оно не владеет и подписи в протоколе об административном правонарушении оно поставило по указанию должностного лица, составившего протокол. Доказательством того, что иностранное лицо владеет русским языком, могут, например, быть документы, свидетельствующие о его обучении в высших и средних учебных заведениях на территории Российской Федерации, наличие у него ранее российского гражданства и т.д.

Если до составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствуют сведения о том, что нарушитель владеет языком, на котором ведется производство по делу, то следует заблаговременно позаботиться о переводе уведомлений о необходимости явки к должностному лицу для участия в составлении протокола об административном правонарушении на родной язык иностранного лица. В случае, если установить, какой язык является для него родным, не представляется возможным, то уведомление направляется на официальном языке государства, чьим гражданином является нарушитель. Если нарушителем является лицо без гражданства, следует проверить у него наличие предыдущего гражданства, установить адрес его проживания на территории иностранного государства. Исходя из полученных сведений определить язык, на котором будет осуществляться общение с лицом.

Не являются существенными такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу (например, протокол об административном правонарушении содержит сведения об экспертизе, проведенной с нарушением установленного порядка, в ходе рассмотрения должностное лицо, рассматривающее дело, вправе назначить повторную экспертизу), а также несоблюдение установленных сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения должностному лицу, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пресекательным является срок давности привлечения к административной ответственности, истечение которого влечет прекращение возбужденного производства по делу), либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Сложившаяся практика показывает, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о дате, времени и месте его составления является грубым нарушением процессуальных прав лица, влекущим в ходе рассмотрения дела прекращение по нему производства, так, при его составлении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе.

При проведении административного расследования в случае получения от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ходатайства с просьбой перенести дату составления протокола об административном правонарушении в связи с невозможностью прибытия к должностному лицу и дать объяснения по существу нарушения в связи с болезнью, командировкой (т.е. по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами), представляется целесообразным перенести срок составления протокола на более позднюю дату в пределах срока проведения административного расследования. В противном случае судебные органы в ходе рассмотрения жалобы лица на вынесенное по делу об административном правонарушении признают отказ в удовлетворении ходатайства лица как существенное нарушение административным органом порядка привлечения лица к административной ответственности, т.к. у него отсутствовала возможность реализовать свое на защиту в полном объеме.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. При установлении в процессе рассмотрения дела факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суды в обязательном порядке устанавливают, было ли указанное лицо надлежащим образом извещено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым был составлен протокол, известило ли оно административный орган о невозможности явки, являются ли причины отсутствия при составлении протокола уважительными. Подобные положения содержатся и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Необходимо помнить и о том, что протокол об административном правонарушении обязательно должен быть подписан должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (в случае отказа последних от подписи отметка об этом делается в протоколе, при этом факт отказа лучше оформить в присутствии понятых (при их наличии), которые и распишутся в протоколе). Также в случае отказа лица от дачи объяснений при составлении протокола об административном правонарушении, в случае отказа в получении копии данного протокола указанные факты целесообразно отразить в протоколе в присутствии понятых.

В случае отсутствия подписи должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, он не может быть признан надлежащим документом по административному делу, т.к. указанное нарушение носит существенный характер.
Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело, при подготовке к рассмотрению в случае выявления существенных недостатков протокола об административном правонарушении возвращает его в орган или должностному лицу, составившему протокол. Возвращение протокола не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. В случае выявления существенных недостатков протокола об административном правонарушении в ходе рассмотрения арбитражными судами выносятся решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности; в ходе обжалования арбитражными судами выносятся решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа полностью или в части либо об изменении решения (например, при отсутствии подписи должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении; при отсутствии в протоколе об административном правонарушении события вменяемого лицу административного правонарушения; при отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений, позволяющих установить субъекта административной ответственности).

Если по делу проводилось административное расследование, то путем составления протокола об административном правонарушении по иной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем указанная в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, можно изменить квалификацию совершенного лицом правонарушения; при этом должны быть соблюдены полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Переквалификация возможна и на стадии рассмотрения дела.

Протокол обадминистративном правонарушении является процессуальным документом, служащимоснованием для возбуждения производства по делу об административномправонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершениясоответствующего нарушения.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28. 2Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – Кодекс) в протоколе об административном правонарушении указываютсяследующие сведения:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительствасвидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья Кодексаили закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административнуюответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица илизаконного представителя юридического лица, в отношении которых возбужденодело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол составляетсяпрактически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установленыисключения из этого общего правила. Во - первых, дела онекоторых категориях административных правонарушений возбуждаются прокурором, который выносит соответствующие постановления (ст. 28. 4 Кодекса). Во - вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказаниев виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальноеоформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (ст. 28. 6 Кодекса). В - третьих. Федеральным законом от 24. 07. 2007 N 210 - ФЗ в ст. 28. 6Кодекса введена часть 3, которая устанавливает, что протокол не составляетсяпри выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих вавтоматическом режиме специальных технических средств или средств фото - икиносъемки, видеозаписи.

В протокол заносятсясведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно кфизическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксироватьдату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16 - летнего возраста, а к лицамв возрасте от 16 до 18 лет применяются мерывоздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите правнесовершеннолетних.

В протоколе об административномправонарушении указываются фамилии. имена, отчества, адреса потерпевших исвидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличиесвидетелей не является обязательным условием при составлении протокола.

Подробное описаниесобытия совершенного правонарушения необходимо для его правильнойквалификации, т. е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи законасубъекта Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность заподобные действия (бездействие).

В протоколе указывается статья Особеннойчасти Кодекса или статья закона субъектаРоссийской Федерации, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Этокасается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Важной гарантиейполноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законномупредставителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможностьознакомления с протоколом. При этом указанныелица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержаниюпротокола, которые затем прилагаются кпротоколу в качестве материалов дела.

После составленияпротокола об административном правонарушении его копия вручается подрасписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело, а также потерпевшему.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФот 24 марта 2005 г. N5 «О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протоколаследует считать существенными или несущественными.

К существеннымнедостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28. 2 Кодекса, а также отсутствиеиных сведений в зависимости от их значимостидля данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на которомведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся:

Те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;

Составление протокола в отсутствие лица, в отношениикоторого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или этипричины были признаны неуважительными.

Добрый день, уважаемый читатель.

Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, который может быть составлен сотрудником ГИБДД при выявлении нарушения правил дорожного движения.

142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

  • выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
  • оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
  • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
  • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Протокол должен быть составлен в следующих случаях:

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим , рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

2. Несогласие водителя с нарушением . Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

Важное отличие протокола от - наличие поля "объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело". В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле "объяснение лица".

3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами М или подкатегории А1.

4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе должны быть указаны:

  • Дата и место составления.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • Данные водителя.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • Объяснение водителя.

Текст протокола заполняется сотрудником ГИБДД (кроме поля "объяснение водителя"). После составления документа водитель должен получить возможность с ним ознакомиться:

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение , а затем подписать протокол . Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

После составления документа водитель получает его копию (статья 28.2 КоАП):

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно . Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Обжалование протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

Однако, если Вы собираетесь обжаловать документ, беритесь за дело сразу же:

Во-вторых , заполните поле "Объяснения водителя". В первую очередь напишите в нем фразу "Не согласен". После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

В-третьих , подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты , относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

Если Вы чувствуете, что самостоятельно обжаловать протокол не получится, то обратитесь за помощью к грамотному юристу или опишите ситуацию на форуме pddclub.ru . Возможно опытные люди смогут обратить внимание на те моменты, которые были упущены водителем.

В завершение хочу отметить, что протокол не так уж и сложно оспорить. Главное быть готовым к такому развитию событий и своевременно начать сбор доказательств в свою защиту.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте 25.06.16 был составлен протокол за управление в не трезвом виде я все подписал и дал обяснение что выпивал но в протоколе не указана фамилия сотрудника дпс можно ли его обжаловать

Удачи на дорогах!

здравствуйте.подскажите пожалуйста 04.06.2016 был составлен протокол по ст 12.8.ч2 а слушание по делу назначили только на 01.11.2016 ведь срок давности уже прошел возможно ли постановление о лишении прав

Срок давности по этой статье - один год.

владимир-200

Подскажите у меня статья 12.26 ч 1. было 2 суда, на суде при допросе сотрудников дпс был задан вопрос от судьи. Дышал ли я в трубку на месте? они отвечали что да дышал но плохо. Вопрос вот в чём у меня в протоколе в пункте К ПРОТОКОЛУ ПРИЛаГАЕТСЯ нет акта освидетельствования на месте и его нет вообще оно не заводилось, нет номера акта медосвидетельствования хотя этот акт в деле есть но там где должен быть номер в акте написано БЕЗ НОМЕРА. и в той же графе номер протокола о задержании транспортного средства, но протокол об административном правонарушении составлен в 21-45мин а протокол о задержании транспортного средства составлен в 22-20мин. И ещё в пунктах свидетели и потерпевшие НЕТ понятых. Подскажите какую выгоду можно извлечь из этих недостатков или они незначительные?

Удачи на дорогах!

Здравствуйте - если с протоколом не согласен - надо потом идти на разбор или в суд? А если протокол, с которым не согласен, составлен далеко от дома? Не будешь же потом специально ехать за сотни километров?

Алексей-240

Пишетется Ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительств на отдельном листе.

В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол.

а на имя кого писать ходатайство - если не знаешь кто судья как его зовут и так далее? И если направят даже по месту жительства - гаишник должен будет приезжать уже ко мне на разбор?

Игорь , попробуйте позвонить в указанный суд и узнать, на чье имя писать ходатайство.

Вероятность того, что сотрудник ГИБДД будет приезжать по месту Вашего жительства, довольно мала. Именно поэтому дела обычно переносят по месту жительства, т.к. выиграть получается проще.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте!помогите рашить проблему. После составления протокола то вождение в нетрезвом виде употребив 250 граммов водки, сотрудники ДПС не арестовали машину а посоветовали посидеть ада часа и продолжить движение. Это нарушение

Роман , здравствуйте.

По какой причине полицейские отказались эвакуировать автомобиль? При указанном нарушении автомобиль должны отправить на спецстоянку.

У Вас возникли какие-то трудности из-за того, что машину не забрали?

Инспектор дпс при составлении протокола не спросил работаю ли я, и сам указал, что я не работаю. Является ли это основанием, признать протокол не правильно составленным.

здравствуйте.была остановлена ДПС За временный знак обгон запрещен с выездом на встречную полосу (была пунктиром разделена).вышла из машины отдала документы и через минуту мне их обратно отдали со словами "До свидание".Вопрос:1.не могут ли они потом заочно составить,написать понятых и типа "от подписи отказалась"?2.если б протокол все таки составили,должны ли были в отделе ГИБДД мне сказать об этом?была в ГИБДД дали только справку что штрафов нет и прав не лишена,по поводу этого нарушения ничего не сказали.

Роман , вероятность оспорить штраф по указанной Вами причине крайне маленькая.

Удачи на дорогах!

Александр-601

Здравствуйте вопрос такой я отказался от медосвидетельствования. была назначена дата суда..но не дождавшись суда поймали пьяного в итоге два нарушения и два протокола.поскажите какое наказание меня ждет?

Александр , здравствуйте.

Будет 2 независимых наказания: по части 1 статьи 12.26 и по части 1 статьи 12.8. В сумме 60 000 рублей штрафа и от 3 до 4 лет лишения прав.

Удачи на дорогах!

Станислав-38

Ситуация такая: я отказался от освидетельствования. В последующем я заснул на видео как сотрудник ГИБДД заполняет чистый протокол в котором уже стоят подписи понятым, которые на тот момент уже уехали. В последующем с оригиналом данного протокола меня не ознакомили. Согласно копии я в протоколе от всего отказался. Может это стать поводом для отмены данного протокола и возврата мне прав.

Станислав-38

Выше в тексте ЗАСНЯЛ

Удачи на дорогах!

Добрый день! Начала обгон на прерывистой линии, выехала на полосу встречного движения через прерывистую, а заканчивать маневр пришлось уже через сплошную. Так утверждает сотрудник ГИБДД, сама точно не помню, знаю только что начинала маневр именно на прерывистой. Сотрудник показывал мне запись регистратора с машины ГИБДД (мне там ничего не понятно). Сотрудник также составил схему, которую я подписать отказалась, т. к. не уверена в ее точности. Сотрудник ДПС сразу не представился, документы не предъявил. Остановил понятых, засвидетельствовал что я отказалась подписать схему. Составил протокол, где я в объяснениях указала что линия была прерывистая, и был сильный туман. Сказал что будет суд и вопрос о лишении прав от 4 до 6 месяцев. Недовольный тем что я не подписала схему громко при моих свидетелях говорил, что адекватных людей, которые признают нарушение, он отправляет к дежурному части, который имеет право выписать только штраф, а раз я неадекватная - не признаю нарушение, то меня отправит ходить пешком. Я говорила что с нарушением согласна если это действительно подтверждается на видео, но в схеме не уверена, раз у них есть видео, то пусть суд опирается на видео. Протокол составил, в протоколе НЕ указал номер регистратора и дату поверки регистратора. Но в разделе "к протоколу прилагается" написано что прилагается схема и видео. В разделе "место и время рассмотрения правонарушения" написано: МОИ.... района, деревня... , ... батальон ДПС, дата, время. Что делать, чего ждать, в какой форме будет вызов в суд, или я должна ехать в этот батальон ДПС в указанное время?? На сайте ГИБДД никаких штрафов по номеру моей машины/прав не нахожу - как скоро там должна появиться какая-либо информация??? Заранее спасибо за любые советы и консультацию. Нарушаю редко, чего ждать - не знаю.

Ольга , здравствуйте.

Насколько я понимаю, у Вас нет никакого подтверждения того, что обгон был закончен именно через прерывистую.

В этом случае имеет смысл сходить в суд и раскаяться там в нарушении. Это будет и судья сможет выбрать наказание в виде штрафа вместо лишения прав.

Удачи на дорогах!

Дмитрий-420

Здравствуйте! Меня остановил сотрудник ГИБДД, куда-то позвонив он предложил мне проехать на мед освидетельстаование, но я отказался. Он составил протокол как положено с понятыми, на камеру, я везде расписался...но он допустил ошибку в месте моего рождения, но с низу заставил меня преписать что я с этими исправлениями ознакомлен и согласен, плюс росписи. Вроде всё, жду суда. Начинаются звонки с требованием приехать в ГАИ переделать протокол, якобы они не могут передать дело в суд из-за этой ошибки...Вопрос.

Об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке , протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.