Участки недр федерального значения. Участки недр: категории и сроки использования Полезные ископаемые федерального значения

Ключевым элементом регулирования отношений по использованию и охране недр являются отношения собственности на них. Закрепление в праве экономических конструкций недропользования начинает занимать все большее место и привлекать пристальное внимание российских и зарубежных природопользователей, что обусловливается рядом факторов.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах".

Добытые из недр полезные ископаемые (они при этом перестают быть объектом природопользования и охраны окружающей среды, поскольку теряют связь с ней, а становятся предметом гражданского оборота) по условиям выданной государством лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По ГК РФ государственная собственность имеет две формы – собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ. Указанная законодательная формула успешно развивается в виде четкого разграничения полномочий в области управления государственной собственностью на недра и недропользования между Российской Федерацией и субъектами РФ.

В связи с муниципальной реформой увеличивается компетенция муниципальных образований и органов местного самоуправления в области использования подземного пространства городов и иных поселений, их прав владения, распоряжения добытыми общераспространенными полезными ископаемыми (песок, глина, торф, гравий).

Поэтому необходимо и органы местного самоуправления считать важными элементами правового механизма – участниками использования и охраны недр, субъектами управления публичной собственностью на них.

Таким образом, в России провозглашена исключительная государственная собственность на недра с предоставлением прав частной, муниципальной, государственной собственности на добытые из недр минеральные и иные природные ресурсы.

Историческая справка

Вопрос принадлежности недр государству, физическим и юридическим лицам всегда находился на повестке дня – при освоении новых земель при Петре I в России в XVIII в. и при "золотой лихорадке" в США в XIX в. Принятый на стыке XIX и XX вв. Устав горный Российской империи уже содержал частноправовые и публично-правовые принципы с тенденцией усиления вторых, что и получило отражение в законодательстве последующего столетия.

В связи с обострением на планете минерально-сырьевых проблем возрастает значение допуска иностранных физических и юридических лиц к владению, пользованию и распоряжению недрами, обособления крупных национальных месторождений, имеющих стратегическое значение для развития страны.

В большинстве развитых государств законодательством досконально регулируется участие иностранных юридических лиц (иностранного капитала) в проектах по освоению месторождений, расположенных как на суше, так и на континентальном шельфе.

Это обусловливается конечностью и невозобновляемостью минеральных ресурсов, стремлением государства обеспечить указанными ресурсами будущие поколения, функциями контроля за объектами, обеспечивающими публичный интерес в долгосрочной перспективе .

Участки недр федерального значения

Отдельные участки недр могут получать статус объектов федерального значения на основании решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и требованиями национального права.

Это делается в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России и обеспечивает ее суверенитет. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

К участкам недр федерального значения относятся, в частности:

  • 1) месторождения и проявления урана, алмазов, никеля, кобальта, платины;
  • 2) извлекаемые запасы нефти от 70 млн т, газа от 50 млрд куб. м, золота от 50 т, меди от 500 тыс. т и т.д.

После принятия Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" были установлены критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения и ограничения доступа иностранных инвесторов к пользованию этими участками.

Принятие Европейской энергетической хартии, обострение проблем проектирования и строительства нефтепроводов в обход России, перекрытие в некоторых странах российских газонефтепроводов обусловливают принятие на основе международного права мер, направленных на обеспечение независимости российского ТЭК от необоснованного вмешательства кого-либо.

В этих направлениях осуществляется деятельность Правительства РФ по управлению собственностью России на недра на основании федеральных законов, в том числе Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Приняты постановления Правительства РФ:

  • – от 16.09.2008 № 697 "Об утверждении Положения о принятии решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии" (недропользователем, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства);
  • – от 07.11.2008 № 823 "О Порядке официального опубликования перечня участков недр федерального значения в официальном издании Российской Федерации";
  • – от 27.11.2008 № 897 "Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения";
  • – от 12.05.2005 № 293 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр".

В 2008г были внесены поправки в Закон РФ «О недрах», которые установили правовой режим участков недр федерального значения (УНФЗ ).

Были установлены:

· Критерии (статья 2.1) отнесения участков УНФЗ;

· Особенности субъектов состава (статья 9) пользователей участков недр;

· Особые основания возникновения права пользования этими участками (статья 10.1)

Правовой режим установлен статьей 2.1 Закона РФ «О недрах».

1. Цель создания: для обеспечения обороны и безопасности государства.

2. Критерии отнесения:

все участки, содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

2) По объемам определенных ПИ:

месторождения, содержащие на основании сведений Государственного баланса начиная с 01.01.2006г:

· извлекаемые запасы нефти от 70 млн.т;

· запасы газа от 50 млрд.куб.м ;

· запасы коренного золота от 50т ;

· запасы меди от 500 тыс.т ;

3) По месторасположению:

a) Участки недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;

b) Участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

3. Перечни участков недр:

Перечень участков недр федерального значения должен публиковаться в официальном издании РФ (например, в Российской газете).

Участки недр федерального значения, перечень которых был официально опубликован, сохраняют свой статус участков недр федерального значения независимо от изменения указанных критериев .

4. Особенности субъектного состава пользователей:

1) Пользователями участков недр федерального значения (УНФЗ) континентального шельфа РФ могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ , которые:

a) имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем 5 лет ;

b) в которых доля РФ в уставных капиталах составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо ил косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящих на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

2) Пользователями недр УНФЗ , за исключением УНФЗ континентального шельфа, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

При этом Правительство РФ может установить дополнительные ограничения доступа к участию в конкурсах или аукционах на право пользования такими участками недр юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ с участием иностранных инвесторов.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

все участки, содержащие месторождения и проявления

2. По объемам определенных ПИ:

извлекаемые запасы нефти от 70 млн.т;

запасы газа от 50 млрд.куб.м;

запасы коренного золота от 50т;

запасы меди от 500 тыс.т;

3. По месторасположению:

a. Участки недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;

b. Участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Перечни участков недр:

Перечень участков недр федерального значения должен публиковаться в официальном издании РФ (например, в Российской газете).

Участки недр федерального значения, перечень которых был официально опубликован, сохраняют свой статус участков недр федерального значения независимо от изменения указанных критериев.

Особенности субъектного состава пользователей:

Пользователями недр УНФЗ

Особенности предоставления права пользования участками недр федерального значения:

Право пользования участками недр федерального значения предоставляются по решению правительства по итогам конкурса или аукциона или при установлении факта открытия (суша) или без аукциона (шельфы, участки, содержащие газ)

При проведении работ по совмещенной лицензии правительство может отозвать лицензию при обнаружении месторождения, подпадающего под критерии участка недр федерального значения

Если в результате геологического изучения недропользователь открыл месторождение, подпадающее под критерий участка недр федерального значения, правительство может отказать в выдаче лицензии на разведку и добычу.

Особенности недропользования на участках недр федерального значения, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, или участках недр, содержащих газ

Конт. Шельф

Пользователями участков недр федерального значения (УНФЗ) континентального шельфа РФ могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, которые:

имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем 5 лет;

в которых доля РФ в уставных капиталах составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо ил косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящих на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр УНФЗ , за исключением УНФЗ континентального шельфа, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

При этом Правительство РФ может установить дополнительные ограничения доступа к участию в конкурсах или аукционах.

Правительство Российской Федерации принимает решения о предоставлении права разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) на участках недр федерального значения, содержащих газ.

Они предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами согласно отдельному перечню, в который вносятся изменения и дополнения. Пользователем недр на таких участках может быть только собственник Единой системы газоснабжения или региональной системы газоснабжения.

Закон Российской Федерации «О недрах» предполагает предоставление участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и содержащих газ, неопределенному кругу лиц, отвечающих установленным требованиям.

Любой участок недр федерального значения, содержащий газ, может быть предоставлен монополисту. Например, открыто месторождение нефти с извлекаемыми запасами более семидесяти миллионов тонн, содержащее попутный нефтяной газ. В этом случае первооткрыватель не имеет права продолжить разведку добычу газа на данном участке, они могут осуществляться только монополистом после внесения сведений об участке в соответствующий перечень и принятия Правительством Российской Федерации необходимого решения. Данное обстоятельство свидетельствует о неизбежности прекращения права владельца совмещенной лицензии на осуществление разведки и добычи открытого им полезного ископаемого. В подобных случаях недропользователь может сам досрочно прекратить свое право пользования недрами, либо оно прекратится по окончании срока действия лицензии, так как иных оснований прекращения лицензионных прав первооткрывателя, в том числе досрочного, законодательство не предусматривает.

28. Особенности установления факта открытия месторождения полезных ископаемых по участкам недр федерального значения

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства . Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Свидетельства о факте открытия выдает Роснедра. (если опи-органы субъектов)

Установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.

участкам недр федерального значения.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

все участки, содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;

3. По объемам определенных ПИ:

месторождения, содержащие на основании сведений Государственного баланса начиная с 01.01.2006г:

извлекаемые запасы нефти от 70 млн.т;

запасы газа от 50 млрд.куб.м;

запасы коренного золота от 50т;

запасы меди от 500 тыс.т;

3. По месторасположению:

c. Участки недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа РФ;

d. Участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Права и обязанности пользователей недр возникают с момента регистрации лицензии.

Лицензия считается зарегистрированной с момента внесения записи о государственной регистрации в государственный реестр лицензий на пользование недрами.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.