Верховный суд разрешил передавать объекты жкх в собственность без конкурса. Антимонопольное регулирование предоставления государственных и муниципальных преференций Муниципальные преференции для предприятий жкх

УФАС России
О правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, путем предоставления государственной или муниципальной преференции


В Федеральную антимонопольную службу поступают обращения юридических лиц, в том числе территориальных органов ФАС России, о разъяснении правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного, водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (далее - Объекты), путем предоставления, государственной или муниципальной преференции (далее - преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов. В целях единообразного применения антимонопольного законодательства ФАС России направляет настоящие разъяснения, одобренные Методическим советом ФАС России (протокол № 13 от 18.11.2013).

Анализ практики территориальных органов ФАС России по согласованию предоставления преференций в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), свидетельствует о широком распространении случаев предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; и органами, местного самоуправления (далее для целей настоящих разъяснений - органы власти, заявители) преференций в. виде передачи хозяйствующим субъектам прав владения и (или) пользования Объектами. При этом органы власти зачастую бездействуют в части проведения предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации процедур торгов и соответствующей оценки государственного или муниципального имущества.

Возможность предоставления указанных преференций мотивируется органами власти плохим техническим состоянием Объектов, что требует значительных финансовых вложений для обеспечения окупаемости вида деятельности, при котором они используются, а также временными и финансовыми затратами, связанными с процедурами оценки и регистрации имущества, необходимыми для проведения торгов на право заключения договоров владения и (или) пользования Объектами.

Вместе с тем, передача прав на указанные Объекты хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

Федеральным законом от 07.05.2013 № ЮЗ-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В частности, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 5 статьи 28.1 указанного Федерального закона установлено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

Частью 6 статьи 41.1 данного Федерального закона установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

В силу положений статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №. 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы власти обязаны осуществлять полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно положениям части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем предоставления государственного или муниципального имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Как правило, в заявлениях о даче согласия на предоставление преференций в качестве целей предоставления таких преференций органы власти указывают установленные частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции цели, в том числе: охраны здоровья граждан (п. 12 ч. 1 ст. 19), защиты окружающей среды (п. 4 ч. 1 ст. 19), поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19), обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ч. 1 ст. 19).

При рассмотрении таких заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольным органам необходимо оценить соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.

В случае если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление преференции, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе, на основании пункта 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, продлить срок рассмотрения заявления и запросить необходимую информацию, В частности, целесообразно запросить у заявителя документы и информацию об обосновании предоставления хозяйствующему субъекту указанного преимущества, о мероприятиях, проведенных органом власти по исполнению норм действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами, соответственно, теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также о периоде времени, необходимом для осуществления органом власти таких мероприятий.

В случае если по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции в виде передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (в том числе по итогам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган придет к выводу о том, что предоставление такой преференции соответствует целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и не может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции исключительно при установлении в соответствующем решении ограничений, предусмотренных положениями пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:

1) Предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года,

2) В течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и провести торги.

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, орган власти, по заявлению которого принято такое решение антимонопольного органа, обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в месячный срок с даты предоставления преференции.

В случае неисполнения органом власти указанных ограничений, введенных решением антимонопольного органа, необходимо применять меры антимонопольного реагирования, в том числе в соответствии со статьей 21 Закона о защите конкуренции.

Государственные и муниципальные преференции представляют собой способ вмешательства в конкурентные отношения. Такое вмешательство искажает конкурентные отношения и в подавляющем большинстве случаев приводит к ограничению конкуренции.

Впервые комплексное антимонопольное регулирование вопроса государственного вмешательства в конкурентные отношения было осуществлено в 2006 г. с введением института государственной и муниципальной помощи. С учетом негативного характера такой помощи для конкуренции в 2009 г. название института «государственная и муниципальная помощь» в законодательстве было заменено на название «государственная и муниципальная преференция».

Регулированию вопросов предоставления государственных и муниципальных преференций посвящена гл. 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Государственная или муниципальная преференция - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Таким образом, государственная или муниципальная преференция (далее также - преференция) характеризуется следующими признаками :

  • - это преимущество, предоставляемое органом власти отдельному хозяйствующему субъекту;
  • - данное преимущество обеспечивает такому хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
  • - преимущество обеспечивается путем имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Закон ограничивает круг органов государственной власти федерального уровня, которые могут предоставлять преференции, федеральными органами исполнительной власти. Поэтому решения органов федеральной законодательной власти (Федерального Собрания РФ), Президента РФ или Правительства РФ о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ не могут рассматриваться в качестве преференции.

На уровне субъектов РФ и местного самоуправления каких-либо исключений в отношении органов, предоставляющих преференции, Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит. Поэтому предусмотренные данным Законом ограничения на предоставление преференций в равной мере распространяются как на законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, так и на исполнительные органы.

Самой распространенной формой государственной или муниципальной преференции является передача хозяйствующему субъекту государственного или муниципального имущества или иных объектов гражданских прав. В ряде случаев преференция может быть выражена в денежной форме.

Вместе с тем преференция может выражаться и в иных формах, например в формах имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Имущественная льгота имеет место тогда, когда хозяйствующий субъект, например, освобождается от арендной платы или ее рыночный размер существенно снижается.

Государственная или муниципальная гарантия представляет собой разновидность долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета согласно условиям даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Учитывая, что наличие у хозяйствующего субъекта государственной или муниципальной гарантии предоставляет такому субъекту преимущество в предпринимательской деятельности, предоставление таких гарантий является отдельной формой преференций.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» определяются случаи, когда предоставленные органами власти преимущества не могут рассматриваться в качестве преференций.

Так, не являются государственной или муниципальной преференцией:

  • - предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством РФ, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ, контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • - передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
  • - закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • - предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • - предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Несмотря на то что прямого указания на это Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит, по общему правилу предоставление государственной или муниципальной преференции не допускается.

Данный Закон предусматривает исчерпывающий перечень целей, на достижение которых может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция.

Так, предоставление государственных или муниципальных преференций может осуществляться исключительно в целях:

  • - обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • - развития образования и науки;
  • - проведения научных исследований;
  • - защиты окружающей среды;
  • - сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • - развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
  • - развития физической культуры и спорта;
  • - обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • - производства сельскохозяйственной продукции;
  • - социального обеспечения населения;
  • - охраны труда;
  • - охраны здоровья граждан;
  • - поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Цели предоставления государственных или муниципальных преференций также могут определяться другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. При этом ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы государственной власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не имеют права расширять перечень целей, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление преференции, не допускается.

По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется органом власти с предварительного письменного согласия антимонопольного органа.

Не требует письменного согласия антимонопольного органа государственная или муниципальная преференция, предоставляемая:

  • - на основании федерального закона, правового акта Президента, правового акта Правительства РФ, законов субъектов РФ о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
  • - путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • - в размере, не превышающем установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (в соответствии с указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-у не более 100 тыс. руб.);
  • - в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон «О защите конкуренции» регламентирует процедуру дачи согласия антимонопольным органом на предоставление органом власти государственной или муниципальной преференции.

Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденному приказом ФАС России от 16 декабря 2009 г. № 841, Центральный аппарат ФАС России рассматривает заявления, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, а территориальные органы ФАС России рассматривают заявления, поступившие от находящихся на подведомственной территории территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов.

В случае поступления в антимонопольный орган заявления, подлежащего в соответствии с Административным регламентом рассмотрению в другом антимонопольном органе, данное заявление в течение семи рабочих дней направляется на рассмотрение в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением об этом заявителя.

Следует отметить, что Центральный аппарат ФАС России может запросить к своему рассмотрению заявление, подлежащее рассмотрению в территориальном органе. Поэтому Центральный аппарат ФАС России полномочен рассматривать любое заявление о предоставлении государственной или муниципальной преференции, поступившее от любого органа власти.

Заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции оформляется по форме, предусмотренной Административным регламентом, и в обязательном порядке должно содержать указание на цели и размер предоставляемой государственной или муниципальной преференции.

Одновременно с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в антимонопольный орган представляются:

  • - проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;
  • - перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее двух лет, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;
  • - наименования видов товаров, объемы товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее двух лет, с указанием кодов видов продукции;
  • - бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйст-вуюшии суоъект не представляет в налоговые органы Ьухгалтерскии баланс, иная предусмотренная законодательством РФ о налогах и сборах документация;
  • - перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания вхождения таких лиц в эту группу;
  • - нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Документы представляются на бумажном или электронном носителе. Документы, представленные на бумажном носителе, должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа (организации), имеющего (имеющей) намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, или уполномоченного им лица. К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов.

Коммерческая, служебная или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах, не может служить основанием для отказа в их представлении антимонопольному органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов, составляющих коммерческую тайну (за исключением документов, которые не могут являться коммерческой тайной в соответствии с законодательством РФ), служебную или иную охраняемую законом тайну.

Заявление, а также прилагаемые к нему документы должны быть составлены на русском языке. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

Заявление и документы считаются представленными со дня их регистрации в антимонопольном органе.

В случае представления неполного комплекта документов антимонопольный орган в течение 10 календарных дней со дня его получения принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) прилагаемых к нему документов установленным требованиям и возвращает заявление заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. В этом случае заявление считается непредставленным, а заявитель вправе истребовать представленные вместе с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции документы. Срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого их можно истребовать, составляет 14 дней с даты получения заявителем указанного уведомления.

Если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, антимонопольный орган принимает решение о том, что согласия антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется. Такое решение антимонопольный орган обязан принять не позднее 10 дней со дня поступления заявления, и в день принятия такого решения он обязан уведомить об этом заявителя.

Антимонопольный орган рассматривает заявление органа власти о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления.

По результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

  • - о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если она предоставляется в целях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
  • - о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует установленным названным Законом целям и необходимо получить дополнительную информацию. По указанному решению срок рассмотрения данного заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
  • - об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует установленным указанным Законом целям или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
  • - о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения на предоставление государственной или муниципальной преференции.

Решение антимонопольного органа, принимаемое по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, должно быть мотивированным.

Решение о даче согласия на предоставление преференции и введении ограничения на ее предоставление принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции указанным в рассматриваемом Законе целям и уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. При этом ограничения в отношении государственной или муниципальной преференции могут касаться:

  • - предельного срока предоставления государственной или муниципальной преференции;
  • - круга лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;
  • - размера государственной или муниципальной преференции;
  • - конкретных целей предоставления государственной или муниципальной преференции.

Антимонопольный орган может вводить и иные ограничения на предоставление государственной или муниципальной преференции, которые могут способствовать обеспечению конкуренции.

Заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных антимонопольным органом ограничений, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.

Если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган установит факты предоставления преференции в нарушение установленного порядка или несоответствия ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, органу власти, предоставившему такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите органы власти, на которые распространяются антимонопольные требования.
  • 2. Охарактеризуйте основные формы антиконкурентных действий и актов органов власти.
  • 3. В чем особенности антиконкурентных соглашений с участием органов власти?
  • 4. Что такое государственная или муниципальная преференция?
  • 5. Изложите порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
  • 6. Каковы правовые последствия нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных преференций?

Коллегия ВС по экономспорам определила, когда можно передать муниципальные объекты коммунального хозяйства в собственность унитарного предприятия, не проводя при этом конкурсных процедур. Вопрос решился при рассмотрении спора (дело № А24-1728/2016) между Управлением экономразвития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского округа, УФАС по Камчатскому краю и ПАО "Камчатскэнерго" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны госструктуры.

Управление передало ряд объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение унитарного предприятия "Управление механизации и автомобильного транспорта", издав соответствующий приказ. ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в антимонопольные органы, попросив проверить, насколько передача объектов без проведения конкурса соответствует антимонопольному законодательству. Результаты проверки показали, что нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях Управления есть, причем параллельно были выявлены другие аналогичные нарушения со стороны госоргана. ФАС увидела в этом предоставление муниципальной преференции в нарушение установленных правил - незаконную передачу муниципального имущества без торгов. Управлению предписали спорное муниципальное имущество вернуть.

Отстаивать свою позицию Управление отправилось в арбитраж. Позиции судов разошлись: две инстанции, АС Камчатского края и 5-й ААС , отказали в заявленных требованиях и пришли к выводу, что ФАС и "Камчатскэнерго" правы, и антимонопольное законодательство нарушено. Суды руководствовались положениями ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, по которым переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества осуществляется по результатам проведения конкурса или аукциона.

Кассация, АС Дальневосточного округа , судебные акты отменила. Суд сослался на положения ГК и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и обратила внимание, что к вопросам местного значения городского округа относится и организация электро- и теплоснабжения. При этом закрепление спорного имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия - предусмотренное действующим законодательством право собственника и согласно п. 3 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции действия Управления нельзя рассматривать как муниципальную преференцию.

ФАС и "Камчатскэнерго" оспорили кассационное определение в ВС. В ходе заседания коллегии под председательством судьи Татьяны Завьяловой представитель антимонопольного органа Лариса Вовкивская, замначальника правового управления ФАС , указала, что на сегодня есть три способа передачи объектов коммунального хозяйства, находящихся в государственной и муниципальной собственности - это аренда, концессионное соглашение или приватизация с определенными условиями. "Во всех этих способах налицо инвестиционная составляющая. Передача объектов коммунального хозяйства должна производиться на основе не общих, а специальных норм - в данном случае законом о теплоснабжении", - отметила представитель ФАС. Сослалась она и на текущие законодательные инициативы, которые свидетельствуют о попытках привлечь инвестиции в сферу коммунального хозяйства, что возможно лишь при создании конкурентного рынка. Закрепление спорных объектов за унитарным предприятием на праве хозведения без проведения конкурсных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает преимущества для определенных лиц. Представители "Камчатскэнерго" поддержали позицию ФАС.

Представители Управления и унитарного предприятия, в свою очередь, настаивали на возможности передачи объектов без конкурсных процедур.

Их правоту и признала коллегия, оставив постановление АС Дальневосточного округа без изменения, а жалобу УФАС и ПАО "Камчатскэнерго" без удовлетворения, подтвердив таким образом, что конкурс при передаче объектов коммунального хозяйства унитарным предприятиям необходим не всегда.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.