Закон о банкротстве физических лиц (127 ФЗ). Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке Федеральный закон 127 ф3

Банкротство подразумевает неспособность или отказ физического либо юридического лица производить выплаты по долгам, по причине отсутствия денежных средств. Представленный процесс регулируется нормами закона. Основополагающим правовым актом, раскрывающим права и обязанности кредиторов и должников, выступает 127-ФЗ. Рассмотреть содержание закона и его последние изменения поможет представленная статья.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в октябре 2002 года. Основополагающей целью 127-ФЗ является осуществление контроля и регулирование процесса банкротства отдельных граждан или предприятий. Закон регламентирует порядок и условия выплаты задолженности перед кредитными организациями, государственными учреждениями.

Действие настоящего закона распространяется на юридические лица и на отдельных граждан, в том числе на индивидуальных предпринимателей. В отношении иностранных компаний и инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, также действуют положения 127-ФЗ «О банкротстве».

  • Продажи собственности должника;
  • Предоставления денежных средств кредиторам;
  • Оформления и признания юридического или физического лица несостоятельным.

Последние изменения текущий закон претерпел 18.06.10, которые вступили в законную силу с 01.07.2017.

Текст закона

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» состоит из 12 глав и 233 статей.

Структура представленного нормативного акта:

Общие положения . В содержании главы представлены основные понятие, которые используются в тексте 127-ФЗ; предмет регулирования закона; права и обязанности участников кредитных отношений; порядок рассмотрения дела о банкротстве в суде.

Предупреждение о банкротстве. Глава раскрывает информацию о способах уведомления о несостоятельности организации или физического лица.

Рассмотрение дела в судебном порядке . Глава содержит сведения об инициировании и порядке проведения разбирательства по вопросу банкротства в арбитражном суде.

Наблюдение. Положения главы 4 Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)» раскрывают права и обязанности должника, а также обязанности лица, назначенного в качестве временного руководителя.

Финансовое оздоровление . В пунктах главы отмечена информация, согласно которой участники судебного разбирательства вправе инициировать процесс финансового оздоровления компании. В правовом акте раскрывается порядок введения мер, график погашения долга, процедура преждевременного возврата долговых средств.

Внешнее управление . В главе Федерального закона «О банкротстве» представлена информация о порядке, последствиях, мерах регулирования внешнего управления. Также отмечены права и обязанности внешнего руководителя, план осуществления мероприятий по выплате денежных средств.

Конкурсное производство . Положения главы 127-ФЗ раскрывают порядок признания должника банкротом, выбор управляющего на конкурсной основе, очередность удовлетворения претензий кредитных организаций, отчетность, полномочия и отстранение конкурсного руководителя.

Мировое соглашение. В содержании главы 8 Федерального Закона «О банкротстве» отмечается информация о порядке и правилах оформления мирового соглашения, условия его признания, обжалования арбитражным судом, расторжения и последствия отмены.

Особенности признания несостоятельности отдельных юридических лиц.

Особенности признания несостоятельности физических лиц.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве заемщика — в главе 127-ФЗ представлены положения об особенностях оформления и признания несостоятельности ликвидируемых организаций — банкротов, отсутствующих должников.

Заключительные положения.

Для более детального ознакомления с законом, можно последнюю редакцию 127-ФЗ «О банкротстве».

Последние изменения ФЗ «О банкротстве»

В конце прошлого года, были проанализированы законопроекты, направленные на улучшение Федерального Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Изменения коснулись вопроса о привлечении к ответственности руководителей компаний-банкротов. Поправки вступили в силу в 2017 году.

В ходе последней редакции были внесены изменения, согласно которым кредитные учреждения и государственные структуры располагают правом взыскать имущество заемщика-банкрота.

Направить заявление о взыскание в суд вправе следующие лица:

  • Управляющий компанией;
  • Сотрудники компании-банкрота;
  • Уполномоченный орган.

Согласно новой редакции, должник не сможет прекратить дело на основании ст. 57 127-ФЗ. Статья гласит, что из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств, дело может быть приостановлено или прекращено.

Банкротство физических лиц

Если банкротство физическому лицу не избежать, ему следует направить исковое заявление в судебное учреждение, в котором указать следующую информацию:

  • Обозначить сумму долга, с указанием ее составляющих;
  • Отметить, что физическое лицо не является ИП. Это необходимо подтвердить справкой, которая выдается в налоговой;
  • Обозначить, что деньги брались не для предпринимательских целей;
  • Описать имеющуюся собственность. При этом следует приложить документы, подтверждающие, что гражданин владеет правами собственности;
  • Информацию о детях, если таковые имеются;
  • Также надлежит указать данные о доходах и неизбежных затратах должника.

Отрицательные последствия для должника:

  • По закону запрещается приобретать новую собственность;
  • Нельзя оформлять договоры по отчуждению;
  • Все банковские счета должника закрываются;
  • Невозможно самостоятельно открыть новый банковский счет;
  • Физическое лицо не может быть гарантом или поручителем;
  • Согласно Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» налагается запрет на выезд из страны;
  • Если будет введен этап реализации решения суда, гражданин может потерять все свое имущество.

Положительные последствия по закону «О банкротстве»:

  • Во время оформления процесса, на размер долга не начисляются проценты;
  • Гражданину оставят необходимую собственность и денежные средства.

Банкротство юридических лиц

Направить иск праве следующие лица:

  • Должник;
  • Представители кредиторской организации;
  • Представители уполномоченных органов.

Чтобы заявление приняли и возбудили дело, необходимы следующие основания:

  • Задолженность свыше 100 000 рублей;
  • Должник не оплачивал долг свыше трех месяцев.

Процедура банкротства юридического лица разделена на следующие стадии:

  • Наблюдение . Анализируется и изучается финансовая ситуация в компании;
  • Назначение и работа внешнего арбитражного управляющего . Он контролирует порядок провидения процедур и отвечает за сохранность собственности на время судебного процесса;
  • Оздоровление . Во время представленного этапа изучается возможность спасения компании;
  • Внешнее управление делами. Компанией управляет гражданин, назначенный судом;
  • Конкурсное производство . Продажа имущества компании для погашения задолженности осуществляется на основании положений настоящего закона.

Если арбитражное судебное учреждение признало юридическое лицо банкротом, наступают следующие последствия:

  • Увольняются все сотрудники;
  • Руководители компании отстраняются от управления организацией. На их место направляется представитель, назначенный судом, который занимается реализацией активов компании;
  • На основании Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», на задолженность не начисляются пени и проценты;
  • Списывается сумма долга по налоговым платежам;

Сведения о компании исключаются из Единого правительственного реестра юридических лиц.

Принятие закона о банкротстве вызвано необходимостью регулировать порядок того, как признать ЮЛ банкротом. Содержание закона включает в себя порядок обращения в суд Разберемся подробнее с положениями этого НПА.

Основные положения и понятия ФЗ 127

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) вступил в силу в Российской Федерации в октябре 2002 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Им регулируются правоотношения по признанию несостоятельными юридических лиц. Говоря доступным языком, здесь установлены отдельные аспекты осуществления денежных расчетов, меры по предупреждению банкротства и др.

Отдельными главами в законе регулируется порядок признания лица банкротом, последствия этого, порядок и очередность погашения долговых обязательств и др.

О несостоятельности банкротстве физических лиц

Законодательство устанавливает отдельные положения, касающиеся признания банкротом физического лица. В федеральном законе 127 этому посвящена глава 10. Здесь также обозначен порядок признания несостоятельным индивидуального предпринимателя и крестьянского фермерского хозяйства.

Более детально данный вопрос закреплен в гражданском кодексе РФ. Именно там установлены основные принципы, по которым в отношении гражданина может быть начата процедура банкротства, как она проводится и др.


О несостоятельности (банкротстве) юридических лиц

Банкротству юр. лиц посвящены как положения гражданского законодательства, так и непосредственно нормативный правовой акт номер 127. Для того чтобы признать юридическое лицо должником, необходимо вынести специальный акт.

Стоит отметить, что инициатором данного процесса может стать как сам генеральный директор фирмы или правящий совет, так и любое другое заинтересованное лицо. Например, это может быть работник, которому более трех месяцев не выплачивают положенную ему заработную плату.

Дела подобного рода могут быть рассмотрены исключительно органами арбитражного суда. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции не допускается в соответствие с законодательством.

ЕФРСБ объявления о несостоятельности

ЕФРСБ – это единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Именно там можно узнать, какое юрлицо находится в данной процедуре, на какой стадии процесс банкротства, кто конкурсный управляющий и др.

Данный интернет ресурс является очень полезным. Прежде всего, с помощью него можно проверить своего контрагента. Это необходимо для того, чтобы избежать в будущем нарушений по исполнению обязательств, вытекающих из договоров.

Сайт полезен и для кредиторов, которые имеют те или иные претензии к юридическому лицу, находящемуся в процедуре банкротства.

ФЗ о банкротстве организация торгов

Данному вопросу посвящена статья 139 ФЗ 127.

Там указано, что после того, как данные об организации были внесены в соответствующий реестр, проводится полная и комплексная оценка всего имущества юридического лица.

После этого организовываются торги . Информация о их проведении должна быть размещена таким образом, чтобы любой желающий смог ознакомиться с ней. Это может происходить с помощью средств массовой информации, с помощью сети интернет и др.

Представить и подать необходимые документы покупатель должен в течение срока, указанного в сообщении о проведении торгов. В данной ситуации торги проводятся в форме аукциона. Это означает, что выбор падет на такого покупателя, который предложит наивысшую цену.

Любой из участников имеет право потребовать признать аукциона недействительным.

Это может происходить по следующим основаниям:

  • участвовало только одно лицо;
  • необоснованный выбор покупателя;
  • проведение торгов раньше положенного срока и др.

На основании проведения аукциона заключается договор купли-продажи.

Последние изменения в федеральном законе 127

Ранее при продаже имущества юридическим лицом, в особенности, если это жилые помещения, в полной мере применялось законодательство о долевом строительстве. Теперь же в соответствие с последними изменениями данные нормы не применяются. Используется только жилищный и гражданский кодекс, а также ФЗ 127.

Нововведения коснулись и порядка осуществления контроля за восстановлением платежеспособности. Теперь все основные полномочия, в том числе и по разработке планов и требований, переданы в компетенцию контрольных органов.

Закон о банкротстве и ипотека для юридических лиц

Ипотека – это заем на приобретение жилого помещения. Ипотекой могут воспользоваться как физические так и юрлица.

Если у физического лица, который приобрел квартиру в ипотеку, она является единственным жильем, при процедуре банкротства ее не отнимут. Иные положения установлены в отношении юридических лиц. В целях удовлетворения требований кредитора, такое жилое помещение может быть изъято и тем самым долг по ипотеке будет погашен.

Важнейшие статьи в кратком изложении

⇒ Скачать закон полностью со всеми частями можно в нижней части страницы.

Статья 3 ФЗ 127

Эта статья устанавливает признаки банкротства.

Заявить о проведении дела о банкротстве юрлица могут в таких ситуациях:

  1. Когда имеется задолженность по выплате заработной платы.
  2. Когда имеется определённая сума долговых обязательств.

В отношении отдельных категорий организаций, например, ООО, АО и др. могут быть установлены и другие основания.

Статья 5 текущие платежи закон о банкротстве

Тут говориться о том, что под текущими платежами понимаются любые денежные обязательства, направленные на оплату труда, аренду, газ, свет, коммунальные платежи и др.

Текущими могут быть признаны и такие платежи, которые юридическим лицом вносятся стабильно и ежемесячно.

Статья 6 ФЗ 127

Здесь установлен порядок рассмотрения дел о банкротстве. Указано, что это находится в компетенции арбитражного суда. Именно он имеет право на возбуждение дел о банкротстве.

Ст. 8 ФЗ 127

Здесь указано, каким образом лицо имеет возможность применять свое право и предоставить в суд в соответствие с законом требования о признании должника банкротом.
Это может происходить в ситуациях, когда имеется хотя бы один из вышеуказанных признаков банкротства.

Ст. 9

Здесь указано, что сам должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением в тех ситуациях, когда явно прослеживаются признаки несостоятельности.

Производство о финансовой несостоятельности предприятий, банков и др. может быть начато и в принудительном порядке.

Ста. 10 закона о банкротстве

На сегодняшний день эта правовая норма утратила свою силу. Ранее она закрепляла ответственность должника.

Ст.11 ФЗ 127

Здесь закреплены права кредиторов. В них входят: право на подачу заявления, право на удовлетворение требований и др (это распространяется и на конкурсных управляющих).

Ст. 13 ФЗ 127

Здесь закреплен порядок проведения собрания кредиторов.

Перед проведением такого рода собрания обязательно должно быть направлено уведомление. Если уведомление одним из кредиторов не было получено, собрание может быть признано несостоявшимся.

Ст. 31 ФЗ 127

Здесь закреплено такое понятие, как санация.

Под ней понимается предоставление специальной финансовой помощи для восстановления платежеспособности и предотвращения проведения дальнейшей процедуры банкротства.

Ст. 39 ФЗ 127

Этой статьей установлено, каким именно образом подается заявление в арбитражный суд. Оно должно быть выполнено в письменном виде и содержат данные об организации, о причинах признания его банкротом и другие сведения, прописанные в арбитражном процессуальном кодексе.

Статья 63 ФЗ 127

Описывается такая процедура банкротства, как наблюдение. Здесь отслеживаются все финансовые потоки юр. лица, все долговые обязательства. Никаких других действий в рамках данной процедуры не применяется.

Статья 71 ФЗ 127

Здесь речь идет об установлении размеров требований кредиторов. Любые требования могут быть предъявлены в срок, не превышающий одного месяца. При пропуске такого срока он может быть восстановлен не иначе как в судебном порядке.

Статья 100 закона о банкротстве

Здесь речь идет о процедуре внешнего управления. Одной из существенных ее особенностей является то, что кредиторские требования могут быть заявлены уже в любое время.

Статья 126 ФЗ 127

В данной статье регулируется процедура конкурсного производства. Здесь управленческие органы юридического лица слагают все свои полномочия. Управлять ЮЛ может только конкурсный управляющий.

Статья 129 ФЗ 127

Здесь раскрываются полномочия конкурсного управляющего, в том числе и погашение долгов, удовлетворение требований, распределение финансовых потоков.

Статья 134 ФЗ о банкротстве

Установлена очередность удовлетворения требований:

  1. В отношении лиц, которым причинен вред их жизни и здоровью.
  2. Заработная плата.
  3. Иные требования.

Скачать текст ФЗ 127 в последней редакции, с комментариями

Скачать ФЗ в действующей новой редакции с последними изменениями можно . ⇐

Основополагающим правовым актом, раскрывающим права и обязанности кредиторов и должников, выступает 127-ФЗ. Рассмотреть содержание закона и его последние изменения поможет представленная статья.

Описание ФЗ «О банкротстве»

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в октябре 2002 года. Основополагающей целью 127-ФЗ является осуществление контроля и регулирование процесса банкротства отдельных граждан или предприятий. Закон регламентирует порядок и условия выплаты задолженности перед кредитными организациями, государственными учреждениями.

Действие настоящего закона распространяется на юридические лица и на отдельных граждан, в том числе на индивидуальных предпринимателей. В отношении иностранных компаний и инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в РФ, также действуют положения 127-ФЗ «О банкротстве».


  • Продажи собственности должника;
  • Предоставления денежных средств кредиторам;
  • Оформления и признания юридического или физического лица несостоятельным.

Последние изменения текущий закон претерпел 18.06.10, которые вступили в законную силу с 01.07.2017.

Текст закона

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» состоит из 12 глав и 233 статей.

Структура представленного нормативного акта:

Общие положения. В содержании главы представлены основные понятие, которые используются в тексте 127-ФЗ; предмет регулирования закона; права и обязанности участников кредитных отношений; порядок рассмотрения дела о банкротстве в суде.

Предупреждение о банкротстве. Глава раскрывает информацию о способах уведомления о несостоятельности организации или физического лица.

Рассмотрение дела в судебном порядке. Глава содержит сведения об инициировании и порядке проведения разбирательства по вопросу банкротства в арбитражном суде.

Бесплатная юридическая консультация:


Наблюдение. Положения главы 4 Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)» раскрывают права и обязанности должника, а также обязанности лица, назначенного в качестве временного руководителя.

Финансовое оздоровление. В пунктах главы отмечена информация, согласно которой участники судебного разбирательства вправе инициировать процесс финансового оздоровления компании. В правовом акте раскрывается порядок введения мер, график погашения долга, процедура преждевременного возврата долговых средств.

Внешнее управление. В главе Федерального закона «О банкротстве» представлена информация о порядке, последствиях, мерах регулирования внешнего управления. Также отмечены права и обязанности внешнего руководителя, план осуществления мероприятий по выплате денежных средств.

Конкурсное производство. Положения главы 127-ФЗ раскрывают порядок признания должника банкротом, выбор управляющего на конкурсной основе, очередность удовлетворения претензий кредитных организаций, отчетность, полномочия и отстранение конкурсного руководителя.

Мировое соглашение. В содержании главы 8 Федерального Закона «О банкротстве» отмечается информация о порядке и правилах оформления мирового соглашения, условия его признания, обжалования арбитражным судом, расторжения и последствия отмены.

Бесплатная юридическая консультация:


Особенности признания несостоятельности отдельных юридических лиц.

Особенности признания несостоятельности физических лиц.

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве заемщика - в главе 127-ФЗ представлены положения об особенностях оформления и признания несостоятельности ликвидируемых организаций - банкротов, отсутствующих должников.

Для более детального ознакомления с законом, можно скачать последнюю редакцию 127-ФЗ «О банкротстве».

Последние изменения ФЗ «О банкротстве»

В конце прошлого года, были проанализированы законопроекты, направленные на улучшение Федерального Закона под номером 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Изменения коснулись вопроса о привлечении к ответственности руководителей компаний-банкротов. Поправки вступили в силу в 2017 году.

Бесплатная юридическая консультация:


В ходе последней редакции были внесены изменения, согласно которым кредитные учреждения и государственные структуры располагают правом взыскать имущество заемщика-банкрота.

Направить заявление о взыскание в суд вправе следующие лица:

  • Управляющий компанией;
  • Сотрудники компании-банкрота;
  • Уполномоченный орган.

Согласно новой редакции, должник не сможет прекратить дело на основании ст.ФЗ. Статья гласит, что из-за отсутствия или недостаточности финансовых средств, дело может быть приостановлено или прекращено.

Банкротство физических лиц

Если банкротство физическому лицу не избежать, ему следует направить исковое заявление в судебное учреждение, в котором указать следующую информацию:

  • Обозначить сумму долга, с указанием ее составляющих;
  • Отметить, что физическое лицо не является ИП. Это необходимо подтвердить справкой, которая выдается в налоговой;
  • Обозначить, что деньги брались не для предпринимательских целей;
  • Описать имеющуюся собственность. При этом следует приложить документы, подтверждающие, что гражданин владеет правами собственности;
  • Информацию о детях, если таковые имеются;
  • Также надлежит указать данные о доходах и неизбежных затратах должника.

Отрицательные последствия для должника:

Бесплатная юридическая консультация:


  • По закону запрещается приобретать новую собственность;
  • Нельзя оформлять договоры по отчуждению;
  • Все банковские счета должника закрываются;
  • Невозможно самостоятельно открыть новый банковский счет;
  • Физическое лицо не может быть гарантом или поручителем;
  • Согласно Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» налагается запрет на выезд из страны;
  • Если будет введен этап реализации решения суда, гражданин может потерять все свое имущество.

Положительные последствия по закону «О банкротстве»:

  • Во время оформления процесса, на размер долга не начисляются проценты;
  • Гражданину оставят необходимую собственность и денежные средства.

Банкротство юридических лиц

  • Должник;
  • Представители кредиторской организации;
  • Представители уполномоченных органов.

Чтобы заявление приняли и возбудили дело, необходимы следующие основания:

  • Задолженность свышерублей;
  • Должник не оплачивал долг свыше трех месяцев.

Процедура банкротства юридического лица разделена на следующие стадии:

  • Наблюдение. Анализируется и изучается финансовая ситуация в компании;
  • Назначение и работа внешнего арбитражного управляющего. Он контролирует порядок провидения процедур и отвечает за сохранность собственности на время судебного процесса;
  • Оздоровление. Во время представленного этапа изучается возможность спасения компании;
  • Внешнее управление делами. Компанией управляет гражданин, назначенный судом;
  • Конкурсное производство. Продажа имущества компании для погашения задолженности осуществляется на основании положений настоящего закона.

Если арбитражное судебное учреждение признало юридическое лицо банкротом, наступают следующие последствия:

  • Увольняются все сотрудники;
  • Руководители компании отстраняются от управления организацией. На их место направляется представитель, назначенный судом, который занимается реализацией активов компании;
  • На основании Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», на задолженность не начисляются пени и проценты;
  • Списывается сумма долга по налоговым платежам;

Сведения о компании исключаются из Единого правительственного реестра юридических лиц.

Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

«О несостоятельности (банкротстве)»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 мая, 1, 12, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля, 29, 30 декабря 2012 г., 7, 28 июня, 2, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 26, 29 июля, 25 ноября, 29 декабря 2017 г.

Бесплатная юридическая консультация:


ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 1 января 2018 г.

См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.

Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59

Бесплатная юридическая консультация:


О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58

О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N 130

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Новый Федеральный закон содержит ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства, касающихся:

Обеспечения прав и законных интересов кредиторов;

Защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации - должника;

Изменения статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего;

Бесплатная юридическая консультация:


Установления необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников.

Расширен круг юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Увеличиваются размеры денежных требований к должникам, при наличии которых может быть возбуждено дело о банкротстве (к должнику - юридическому лицу в совокупности - не менее ста тысяч руб., к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч руб.).

Решен вопрос об очередности удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, при этом соблюдаются права работников и социально уязвимых категорий граждан. Кредиторы, требования которых обеспечены залогом, наделяются преимущественным правом на получение средств при реализации предмета залога. При этом требования не удовлетворенные за счет реализации предмета залога удовлетворяется в общем порядке наравне с другими кредиторами третьей очереди.

Установлена возможность досрочных расчетов с кредиторами в ходе внешнего управления.

Усовершенствована процедура заключения мирового соглашения: установлена возможность расторжения мирового соглашения, в случае, если оно предусматривает худшие условия для кредиторов по сравнению с установленными законом, детализирован порядок и последствия обжалования мирового соглашения, а также его расторжения.

Бесплатная юридическая консультация:


Усовершенствован порядок продажи имущества должника. Предусмотрена обязательность проведения открытых торгов по продаже имущества должника, при этом начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.

Законом вводится новая реорганизационная процедура - финансовое оздоровление, что должно позволить при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Предусмотрена возможность возврата из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, проведение дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника.

Предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников: организаций оборонной промышленности, градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций и субъектов естественных монополий. В отношении организаций - субъектов естественных монополий изменения вступят в силу с 1 января 2005 года.

Со дня вступления в силу Федерального закона признается утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года N6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а с 1 января 2005 года Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

Бесплатная юридическая консультация:


Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 231, положения которого вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и параграфа 6 главы IX настоящего Федерального закона, положения которого вступают в силу с 1 июля 2009 года. Положение абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи 29 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Бесплатная юридическая консультация:


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Бесплатная юридическая консультация:


Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением пунктовстатьи 1 изменений, которые вступают в силу с 29 октября 2017 г.

Бесплатная юридическая консультация:


См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Бесплатная юридическая консультация:


И с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Бесплатная юридическая консультация:


Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Бесплатная юридическая консультация:


Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением:

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением дел о банкротстве застройщиков, в которых начались расчеты с кредиторами третьей очереди

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Бесплатная юридическая консультация:


Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

За исключением пункта 1 статьи 2, вступающего в силу с 1 января 2022 г., и пунктов 39, 43, 45 статьи 2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 октября 2015 г.

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 4 статьи 139, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Об особенностях применения названных изменений см. пп.статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 28, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 4.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Об особенностях применения названных изменений см. статью 3 Федерального закона от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 12 предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Изменения в статьи 4.1, 63, 102, 134, 137 и 142 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статьи 61.6, 180, 185..7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 5 Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 5 Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "О несостоятельности (банкротстве)"

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Судебная практика и законодательство - 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)

1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, регулирующими вопросы деятельности временных администраций финансовых организаций.

2.2. Процедура принятия решения о реализации акций (долей) банков, в случае поступления Предложения о покупке, включает следующие этапы: получение Предложения о покупке; подготовка заключения о соответствии такого Предложения Федеральному закону (в том числе о соответствии предложенной цены установленным требованиям); рассмотрение Предложения о покупке Правлением Агентства; информирование лица, направившего Предложение о покупке, об итогах его рассмотрения.

1) сведения о размере предлагаемых к передаче обязательств и их структуре с разбивкой по обязательствам перед кредиторами каждой из очередей в соответствии с Законом о банкротстве;

2) перечень имущества, которое может быть передано Приобретателю (Приобретателям), с указанием его балансовой и оценочной стоимости;

выполняет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

1.6. В аккредитационное дело кандидата (аккредитованного лица) помещаются поступающие в Банк России документы кандидата (аккредитованного лица) и копии документов, направленных ему Банком России, по вопросам, связанным с аккредитацией, отказом в аккредитации, аннулированием аккредитации, продлением аккредитации, отказом в продлении аккредитации, выдачей свидетельства об аккредитации, а также документы, относящиеся к деятельности кандидата (аккредитованного лица) в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего, ликвидатора.

Вместе с тем федеральными законами, регулирующими деятельность саморегулируемых организаций и особенности осуществления в отношении таких организаций государственного контроля (надзора) (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон о банкротстве), Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности), Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»), установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом указанными нормативными правовыми актами истечение срока исполнения предписания саморегулируемыми организациями ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований не отнесено к основаниям для проведения внеплановой проверки.

4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).

«В случаях, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»), полномочия единоличного исполнительного органа банка могут осуществляться обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора». При этом положения частей шестой и седьмой настоящей статьи не применяются.»;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <1> в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;

Денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

(c) Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

В декабре прошлого года в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующая редакция которого вступила в силу в 2019 году, были внесены изменения. Многие из них будут интересны не только кредиторам, но и должникам, ведь им отстаивать свои права ввиду новшеств становится всё более сложно. Мы рассмотрим ключевые поправки и их значение в разрезе практического применения.

Общие положения

Первая редакция Федерального закона «О банкротстве» была принята в октябре 2002 года и действует по сей день с существенным рядом изменений по многим статьям. Для реализации проекта и создания новых действенных норм права были привлечены отдельные положения из других отраслей законодательной базы.

Главной целью ФЗ №127 является регулирование процессов процедуры банкротства юридических и физических лиц с целью погашения долговых обязательств перед кредиторами, уполномоченными государственными органами и другими представителями пострадавшей стороны.

В частности, закон предусматривает порядок процессов реализации имущества должника на электронных аукционах, очерёдность распределения полученных средств между кредиторами, получившими убытки вследствие взаимодействия с заёмщиком, и саму процедуру признания несостоятельности юридического лица.

ФЗ №127 «О банкротстве»структурно сложный документ, разграничивающий права и обязанности всех участников отношений в данной сфере. В зависимости от обстоятельств дела, их может быть несколько:

  • Должник – юридическое или физическое лицо, нарушившее сроки долговых обязательств (3 месяца с момента неуплаты) в результате несостоятельности.
  • Кредиторы – лица, участвующие в процессе в качестве пострадавшей стороны и предъявляющие имущественные претензии к должнику.
  • Конкурсные кредиторы – лица, внесённые в реестр саморегулируемыми органами арбитражных управляющих, участвующие в деле и имеющие возможность влиять на ход разбирательства.
  • Арбитражный управляющий – лицо, берущее на себя обязательства по управлению активами должника на момент протекания разбирательства и во время конкурсного производства.
  • Уполномоченные государственные органы в виде Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда и других организаций, взаимодействующих с должником на момент его профессиональной деятельности.
  • Представители от рабочего комитета пострадавшей стороны, профильные организации и другие лица-наблюдатели процесса.

Деятельность арбитражных управляющих в соответствии с ФЗ №127

Множество изменений в последней редакции закона коснулись ключевых лиц, которые берут на себя ответственность за управление активами должника в процессе разбирательства – арбитражных управляющих. Они и ранее имели массу полномочий и отвечали практически за все процедуры во время разбирательства.

А с последними изменениями появился дополнительный круг обязанностей, связанных, в частности, со своевременным уведомлением в соответствующие интернет-ресурсы об объявлении банкротства, отправкой оповещений должникам об остатках имущества после погашения долгов вследствие реализации активов на аукционе и т.д.

Кроме того, назначение управляющих теперь неподконтрольно должникам, что вносит существенные коррективы в сам процесс управления активами. Если ранее предприятие, а точнее, его руководство, могло повлиять на ход событий и в свою пользу повернуть банкротство организации, получив с этого выгоду, сегодня такие действия невозможны.

И, напротив, привилегия назначения арбитражных управляющих, равно как и саморегулируемого органа арбитражных управляющих, теперь находится в руках конкурсных кредиторов. На первом собрании они могут назначить исполнителя по своему усмотрению.

Более того, в процессе разбирательства они также могут ходатайствовать о смене арбитражного управляющего, если его действия вызывают сомнения в предвзятости или уровень компетентности не соответствует требованиям пострадавшей стороны. Таким образом, ФЗ «О банкротстве юридических лиц» в 2019 году «перепрофилировался» и теперь действует в интересах кредиторов.

О пострадавшей стороне

Целый ряд изменений затронул самих кредиторов. В положениях закона появилось разграничение между участниками:

  • Кредиторы.
  • Конкурсные кредиторы.

Неопытным людям разница между этими понятиями не ясна. ФЗ «О банкротстве» №127 предусматривает разграничение прав и обязанностей между двумя этими группами участников. Кредиторы – лица, участвующие в процессе, но не внесённые в единый реестр, ведение которого осуществляет арбитражный управляющий.

Другими словами, такие кредиторы являются лишь наблюдателями и по окончании разбирательств и погашении долгов за счёт реализованного имущества ответчика обязательства перед ними автоматически аннулируются.

Конкурсные кредиторы являются полноправными фигурантами дела и могут не только претендовать на материальную компенсацию, но и выбирать процедуры банкротства, арбитражного управляющего и вносить изменения во время протекания процесса. Пострадавшее лицо с наибольшими убытками имеет самый существенный вес на собраниях кредиторов.

Уровень просроченной задолженности России неустанно растет с каждым годом. Так, чтобы помочь простым гражданам выбраться из «долговой ямы», избавить их от жесткого «сотрудничества» с коллекторами был разработан специальный закон о банкротстве физических лиц. На территории РФ он действует с 1 октября 2015 года под номером 127-ФЗ и по-прежнему актуален на 2020 год.

Главные нормы

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности. Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Необходимые требования к гражданину

Закон о банкротстве физических лиц разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Планка долга банкрота — особенности

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества. Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше. Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2020 год.

Подсудность — место отправки заявления

Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.

Отметим, что опираясь на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.

К заявлению потребуется приложить множество других документов, список которых содержит п. 3 ст. 213.4 закона № 127. Образец заявления смотрите у нас на .

Выбор арбитражного управляющего

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е. сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве. Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Важные статьи закона о банкротстве физических лиц

Напомним, что документ № 154 Федеральный закон о банкротстве физических лиц, принятый 29.06.2015 года утратил силу с 01.10.2015 года, поэтому, рассматривая наиболее важные пункты процедуры, продолжим ссылаться на ФЗ № 127. Итак, потенциальному банкроту следует знать, какого вида процедуры применяются в деле. Их список изложен в ст. 213.2 действующего закона, а именно:

  1. Реструктуризация долга.
  2. Реализация имущества.
  3. Мировое соглашение.

Не менее важной статьей в документе является ст. 213.9, где прописаны определение и особенности работы финансового управляющего. Согласно п.1 его участие в деле является обязательным, но работать он будет не бесплатно, а за вознаграждение (фиксированная сумма – 25 000 рублей и сумма процентов – устанавливается в зависимости от требований кредиторов), оплачиваемое должником.

Далее следует обратить внимание на ст. 213.11 закона, в которой указаны последствия введения плана о реструктуризации долга и заодно детально изучить ст. 213.14, где прописано содержание этого плана. Ст. 213.25 и ст. 213.26 подробно освещают вопросы, связанные с имуществом должника, подлежащее реализации.

Также, пролистывая страницы ФЗ № 127, внимательно прочитайте ст. 213.30 закона о банкротстве физических лиц. Она расскажет, каковы последствия признания физилица несостоятельным человеком – банкротом.

Процедура банкротства на практике. Пошаговый инструктаж.

Пожалуй, наиболее распространенным в юридической практике вопросом в отношении является, как проводится данная процедура, каковы особенности, этапы, сроки? Давайте разбираться. Вы приняли взвешенное решение начать судебный процесс для получения статуса «банкрот». Вам потребуется следовать определенной схеме, но прежде, вспомните, имеете ли вы отношение к следующим действиям:

  1. Заключение брачного соглашения о разделе имущества, алиментах и пр.
  2. Оформление договора купли-продажи, дарения личного имущества за последние 3 года.
  3. Назначение должника учредителем в той или иной компании когда-либо.

Вышеизложенное окажет серьезное влияние на ход процедуры банкротства при наличии. Теперь конкретно, как проходит процесс на практике:

Действие должника Краткое описание
Сбор документов Процесс занимает примерно 1 неделю, если ответственно подойти к вопросу. Скорость сбора необходимых бумаг сыграет в пользу должника
Подача заявления Содержание закреплено ст. 213. 4 ФЗ № 127. Писать требуется кратко, не освещая подробности обстоятельств, приведших к банкротству
Суд До назначения даты первого заседания, возможно, потребуется донести какие-либо документы. В суде главное доказать, что у вас действительно отсутствуют средства и возможности для выполнения обязательств кредиторов. Если вы не желаете обращаться к адвокату, то следует тщательно подготовиться к решающему дню
Процедура банкротства Реструктуризация долга или реализация имущества назначенная по решению суда происходит на основе сотрудничества с финансовым управляющим, который согласно п. 7 ст. 213.9 закона имеет право получать информацию об имуществе физлица, его депозитах и пр. По факту, этот человек имеет доступ ко всем банковским счетам должника. Не уклоняйтесь от контакта с управляющим, предоставляйте все требуемые от вас документы и сведенья.

Что касается сроков, то многое зависит от назначенной судом процедуры. Если речь идет о реструктуризации – до 6 месяцев. Реализация имущества предполагает период от 4 до 6 месяцев. Немаловажную роль во времени всего процесса играют финансовый управляющий и судья, т.е., если вам попался ответственный, исполнительный управляющий, то все пройдет максимально быстро для вас и ваших кредиторов.

Стоимость процедуры

Выше мы указали, что оплата услуг финансового управляющего возлагается на должника и составляет 25 000 рублей плюс 2% от размера требований кредиторов (при реструктуризации долга), 2% от размера выручки при реализации имущества. Помимо этого с банкрота взимаются следующие платежи:

  1. Госпошлина – 6 000 рублей.
  2. Почтовые расходы – 1 000 — 4 000 рублей.
  3. Иные возможные траты: суммы, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам (при необходимости), специалистам, адвокатам и пр.

Можно обратиться в специализированные юридические компании, где предоставляются специальные пакеты обслуживания, например: «Подготовка к банкротству», «Банкротство под ключ» и пр. Цена услуг рассматривается в индивидуальном порядке.

После банкротства

Итак, должник банков, МФО и пр. возможных органов объявлен банкротом. Теперь кредиторы потребуют возместить долг согласно судебному решению по максимуму. Стадия реализации имущества банкрота (если имеется) происходит в несколько этапов. Отметим, в ст. 213.25 описано, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия судебного решения, входит в конкурсную массу за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственная квартира должника, земельный участок, на котором расположен его единственный дом или доля жилья .

После признания гражданина банкротом все вопросы по реализации его имущества будет решать финансовый управляющий. Звонки от коллекторов, рост долговых обязательств прекращаются еще на стадии объявления процедуры согласно п. 5 ст. 213.25 ФЗ.

Особенности продажи имущества должника

Имущество должника или его части после объявления гражданина банкротом реализуется на специальных торгах, аукционах, что указано в п. 3 ст. 213.26 ФЗ, если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов. Драгоценности, различные предметы роскоши (движимое или недвижимое имущество) по стоимости от 100 000 рублей также подлежат продаже на открытых торгах. Порядок продажи залога описан в ст. 110, в п.3 ст. 111, а также в ст. 134 ФЗ. Примечательно, что согласно п.5 ст. 213.26 имущество, которое финансовый управляющий не смог реализовать возвращается к банкроту по акту приема-передачи.

Процесс описи, оценки и реализации имущества должника должен быть отмечен управляющим в отчетах перед кредиторами, гражданином и другими уполномоченными органами (п. 6 ст. 213.26).

Если при продаже, например, квартиры должника затрагивается доля его супруги, которая ей принадлежит согласно СК РФ (50%), то деньги, вырученные от сделки, в соответствующем доли размере передаются жене банкрота.

Ограничения к гражданину-банкроту

Признание физического лица банкротом несет определенные для него последствия, освещенные в ст. 213.30 ФЗ, а именно:

  1. В течение 5 лет нельзя оформлять кредиты, займы, не указав факт своего банкротства.
  2. В течение 5 лет подать гражданином повторное заявление на процедуру банкротства не разрешается.
  3. В течение 3-х лет не допустимо занимать руководящие должности в органах управления юрлица или участвовать иным образом в управлении юрлица.

Также суд вправе запретить банкроту выезд за границу на определенный промежуток времени (срок устанавливается в индивидуальном порядке).

Плюсы и минусы закона

Принятие закона о банкротстве физических лиц стало скорее необходимостью в нашей стране в связи с наступившим кризисом. Он позволил многим простым людям избавиться от долгового бремени. Естественно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но шанс полного списания долга на стадии процедуры все же есть. Да, долг возвращать придется, однако его размеры могут быть гораздо меньшими, ранее установленных кредиторами обязательств. Кроме того, закон не предусматривает лишение должника его единственного имущества, предметов первой необходимости, выигранных призов, наград, учитывает долевое разделение (супруги, дети, родственники).

Не обойтись и без минусов в законе, например:

  1. Дороговизна процедуры — все траты судебного процесса возлагаются на банкрота, который, по сути, уже является безденежным и несостоятельным человеком.
  2. Ограничения к гражданину, описанные в разделе выше.
  3. Длительность всего процесса (до 6 месяцев).
  4. Абсолютный контроль за финансами должника переходит в руки финансового управляющего.

В целом же преимуществ в законе № 127-ФЗ для должника больше, главное грамотно подойти к процессу, изучить все особенности и нюансы.

Судебная практика на текущий момент

Сегодня закон о банкротстве физических лиц работает в реальных условиях. В период его принятия у многих (депутатов, банковских учреждений) были некоторые опасения, но процесс реализации закона пошел благополучно.

Количество документов, необходимое для начала проведения процедуры достаточно громоздкое, но собрать его вполне возможно при желании. Заявление подается должником по месту регистрации, а не прописки, что довольно удобно для населения.

Если у потенциального банкрота есть хоть какой-то источник дохода, то суд назначает процедуру реструктуризации долгов перед кредиторами, и дальнейшее разбирательство будет проходить, опираясь на ст. 213.11-213.23 ФЗ. Судебная практика показывает, что пункт реструктуризации можно миновать и перейти к реализации имущества должника, т.е. начать его продажу.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.