Дипломатический корпус. Иммунитет и привилегии дипломатических представительств. Назначение главы дипломатического представительства. Характеристика дипломатического представительства Назначению главы дипломатического представительства предшествует запрос

Дипломатическое представительство - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.

Здесь можно заметить, что существуют два вида представительств :

· посольства;

· миссии.

Посольства - это представительства первого, высшего класса (у Ватикана - нунциатуры).

Миссии - представительства второго класса (у Ватикана - интернунциатуры). За последние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами.

В Украине действует Закон Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 года .

Правовой статус дипломатических представительств и консульских учреждений в Украине определен положением, которое утверждено Указом Президента Украины от 10 июня 1993 г.

Правовой статус дипломатических представительств Украины за границей определен положением , утвержденным Распоряжением Президента Украины от 22 октября 1992 года.

Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Украины в иностранном государстве аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД Украины структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Персонал дипломатического представительства делится на дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. В Венской конвенции 1961 г. они называются членами дипломатического представительства.



Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах неодинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколько советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, несколько атташе. А если это небольшое посольство, то число дипломатов здесь может ограничиваться послом и одним либо двумя дипломатическими работниками.

К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.

К обслуживающему персоналу относятся водители, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.

Частные домашние работники , о которых упоминает Венская конвенция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства. Они не являются служащими аккредитующего государства.

Относительно численности персонала представительства, аккредитующие и принимающие государства, договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными.

Необходимо различать классы и ранги дипломатов . Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства. Можно отметить, что почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла. Существует ряд традиций этих рангов.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. основными функциями дипломатического представительства являются:

· представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

· защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

· ведение переговоров с правительством государства пребывания;

· выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству;

· поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Наряду с указанными функциями дипломатические представительства выполняют и консульские функции . Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы .

Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса:

· послы и папские нунции;

· посланники и папские интернунции;

· поверенные в делах.

Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соответствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).

Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государства, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.

В дипломатическом праве есть понятие «дипломатический корпус» - совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

В широком смысле в понятие "дипломатический корпус", кроме глав дипломатических представительств, включаются также дипломатические работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией.

Главой дипломатического корпуса (дуайен, старшина) считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель . В католических странах обычно главой дипломатического корпуса является папский нунций.

Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.

Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.

После получения агремана глава аккредитующего государства принимает решение о назначении главы дипломатического представительства, которое обычно публикуется в печати.

Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота , подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве. Однако практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.

В международной практике государств бывает, что глава дипломатического представительства в одном государстве одновременно является главой дипломатического представительства, в другом или даже в нескольких государствах, если последние не возражают. Такая практика имеет название кумуляции (совмещения) дипломатического представительства.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в следующих случаях:

· отозвания представителя аккредитующим государством;

· объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие (persona nоn grata);

· разрыва дипломатических отношений;

· войны между этими двумя государствами;

· прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.

Необходимо отметить, что самым распространенным случаем прекращения функций главы дипломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства своего государства. В таком случае главе государства пребывания направляется отзывная грамота , которую вручает ему либо сам отъезжающий дипломатический представитель либо его преемник.

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами и привилегиями.

Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания, а привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей .

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания максимально благоприятных условий для осуществления функций дипломатического представительства.

Юридической природой таких иммунитетов и льгот является суверенное равенство государств ; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представительство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на две категории, а именно:

1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства;

2) личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

I. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г., под "помещениями представительства" понимаются здания или его части, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, а также обслуживающий данное здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений. Оно должно соблюдаться даже в случае пожара в дипломатическом представительстве или захвата последнего террористами. На практике при чрезвычайных обстоятельствах главы дипломатических представительств нередко дают согласие местным властям на вступление в помещения представительства.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции ).

Вместе с тем неприкосновенность помещения дипломатического представительства не дает права использовать его в качестве убежища для лиц, которые преследуются властями государства пребывания. Лишь в практике латиноамериканских государств право убежища в представительствах общепризнано.

В ст. 24 Венского конвенции 1961 г. установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.

Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом , т. е. они, как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.

Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные (ad hoc) дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.

Венская конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий.

Первая из них относится к таможенным привилегиям. В соответствии со ст. 36 государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства.

Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения (ст. 29).

К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах . В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.

В соответствии со ст. 1 Венской конвенции « о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961 года «глава представительства» есть лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве.

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в стране пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства. В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов: I класс - посол и папский легат или нунций; II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства; III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

11. Начало миссии главы дипломатического представительства.

Установление дипломатических отношений и представительств учреждение осуществляется с согласия государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства. Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитации. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, то есть согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально - желательным лицом). Члены представительства в принципе должны быть гражданами представляемого государства. После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписаны главой его государства верительные грамоты, то есть полномочия общего характера. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения, чего после представитель может приступить к выполнению его функций. 12. Окончание миссии главы дипломатического представительства.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, нового назначения, болезнь) или по инициативе страны пребывания в случае признания этого лица persona non grata (нежелательным лицом), для чего должны быть достаточно серьезные основания. Такими для прекращения деятельности всего представительства прекращении дипломатических отношений, состояние войны, существование прекращения одной из сторон в таких отношениях.

13. Персонал дипломатического представительства.

Венская конвенция о дипломатических сношениях разделяет сотрудников дипломатических представительств зависимости от функций, которые они выполняют, на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал (ст. 1). К дипломатическому персоналу относятся лица, имеющие дипломатический ранг. Венская конвенция называет их дипломатическими агентами. Они выполняют функции политического и дипломатического характера, т.е. осуществляют непосредственные сношения с органами иностранного государства и лицами, которые есть в составе дипломатического корпуса. Глава дипломатического представительства, согласно Положению "О дипломатическом представительстве Украины за границей", является главным представителем Украины в дерясави пребывания. Он осуществляет общее руководство, координацию и контроль за деятельностью всех учреждений нашего государства, специалистов, делегаций, должностных и других лиц, находящихся в ней. Дипломатическое представительство Украины может быть посол, посланник или поверенный в делах. Аналогичная практика есть и в других зарубежных странах. Сегодня большинство государств (а в Украине - все государства, имеющие с ней дипломатические отношения) назначается-ют в страну пребывания глав своих представительств в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла. Руководители всех украинских организаций и делегаций, представители различных предприятий и организаций, а также граждане Украины, которые находятся на территории иностранного государства, обязаны неукоснительно выполнять указания посла в этом государстве и оказывать ему необходимую помощь, содействие в выполнении возложенных на него задач. Согласно действующему законодательству Украины, посол или посланник назначается указом Президента Украины по представлению министра иностранных дел Украины в случае получения согласия а греману на это назначение иностранного государства, в которое его направляют. Поверенный в делах, а также другие члены дипломатического персонала назначаются приказом министра иностранных дел Украины. Дипломатическое представительство Украины, а также членами дипломатического персонала Украины в иностранном государстве могут быть только граждане Украины. Класс, к которому должен принадлежать глава дипломатического представительства Украины в иностранном государстве, устанавливается соглашением Украины с этим государством. Независимо от количественного состава персонала дипломатического представительства существует перечень вопросов, которым глава представительства уделяет личное внимание: разработка дипломатической политики; доведение до правительства государства пребывания мысли своего правительства по важнейшим вопросам, касающимся общих интересов и общей политики; доклад своем министерству о событиях политического и экономического характера, независимо от того, имеют ли они непосредственное (например, вопросы налоговой или бюджетной политики, изменения в правительстве), или опосредованное значение в дипломатической работе (например, изменения и тенденции в социально-экономических условиях) , и о комментариях третьих сторон (статьи из газет, мнения дипломатов); В своей деятельности посол (посланник) опирается на членов дипломатического персонала. По своему правовому статусу они, как и глава представительства, наделенные полномочиями по осуществлению официальных сношений от имени своего государства с иностранными государствами и имеют для этого необходимую специальную подготовку. Согласно п. "си" ст. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., "членами дипломатического персонала" являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг. Он присваивается в соответствии с существующими в каждом государстве законов и правил о порядке прохождения дипломатической службы. Правовой основой дипломатической службы в нашем государстве является Закон Украины "О дипломатической службе" от 20 сентября 2001 г. В Законе отмечается, что дипломатическая служба направлена ​​на практическую реализацию внешней политики Украины, защиту национальных интересов Украины в сфере международных отношений, а также прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом. По закону дипломатическими служащими считаются лица, которые выполняют дипломатические или консульские функции в Украине или за границей и имеют соответствующий дипломатический ранг. Дипломатические представители проходят дипломатическую службу на должности министра иностранных дел Украины и на дипломатических должностях системы органов дипломатической службы. Дипломатические работники проходят дипломатическую службу также на ответственных должностях структурных подразделений Секретариата Президента Украины, которые обеспечивают осуществление Президентом Украины полномочий во внешнеполитической сфере, и на ответственных должностях структурных подразделений Аппарата Верховной Рады Украины в отношениях с органами власти других государств и обеспечивают осуществление мероприятий по международному сотрудничеству Верховной Рады Украины при условии, что на момент назначения на такие должности они имели соответствующий дипломатический ранг. Согласно ст. 16 Закона Украины "О дипломатической службе", дипломатическим работникам присваиваются следующие дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол; Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса; советник первого класса;

советник второго класса; первый секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; второй секретарь первого класса; второй секретарь второго класса; третий секретарь; атташе. Дипломатический работник, которому присвоен дипломатический ранг, находится в нем пожизненно и может быть лишен дипломатического ранга только по приговору суда. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваивает Президент Украины по представлению министра иностранных дел Украины. Другие дипломатические ранги присваивает МИД Украины на основании рекомендаций аттестации-ной комиссии Министерства иностранных дел Украины. им выдается соответствующая грамота, удостоверяющий их статус, за подписью Президента. По этой категории лиц сохраняется право на пользование дипломатическим паспортом пожизненно. Закон дифференцированно подходит к вопросу о сроке пребывания дипломатических работников в дипломатических рангах: атташе, третьего секретаря, второго секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, первого секретаря второго класса - два года; первого секретаря первого класса, советника второго класса - три года. Учитывая это надо отметить, что срок пребывания дипломатического работника на одной должности и в одной стране имеет важное значение. Основным недостатком длительного пребывания дипломата за рубежом может быть то, что он переходит в состояние эмоционального вхождения в проблемы государства, в котором живет и работает, и соответственно не будет способен действовать и консультировать свое государство беспристрастно. Кроме этого, он будет склонен к потере эмоциональной связи и отрыва от событий в своей стране. Закон не устанавливает срок пребывания в дипломатических рангах советника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго и первого класса. В отдельных случаях за значительные успехи в работе и особые заслуги дипломатическим работникам может быть присвоен очередной ранг до завершения предусмотренного выше срока (долгосрочное присвоении дипломатического ранга) и без соблюдения очередности присвоения рангов (внеочередное присвоение дипломатического ранга). В органах дипломатической службы осуществляется ротация работников дипломатической службы. Работников дипломатической службы могут отправлять в долгосрочную командировку с учетом их профессиональной подготовки и специализации. После завершения предварительного долгосрочной командировки их отправляют в следующий долгосрочную командировку не раньше чем через полтора года. Долгосрочную командировку дипломатических работников длится, как правило, до четырех лет в государствах с нормальными климатическими условиями и стабильной политической ситуацией и до трех лет в государствах с тяжелыми климатическими условиями или сложной политической ситуацией.

После установления дипломатических отношений перед приездом посла в страну его аккредитации туда направляется небольшая группа дипломатических и административно-технических работников для подготовки посольства к открытию.

Старший по рангу дипломат привозит с собой письмо министра иностранных дел своей страны на имя главы внешнеполитического ведомства страны пребывания. В письме содержится просьба принять указанного дипломата в качестве временного поверенного в делах и по мере возможности оказать содействие в решении организационно-технических вопросов на первом этапе функционирования посольства. Названная группа работников готовит помещения для размещения посольства и жилье для его персонала, открывает валютный счет в одном из банков страны, определяет условия аренды транспортных средств и т.д. Одновременно с местными дипломатами согласовывается протокол встречи посла.

Об официальном открытии посольства сообщается нотой в адрес МИДа и дипломатического корпуса. В ноте указывается адрес посольства, телефоны его сотрудников, время работы. Могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия – церемония поднятия государственного флага над зданием посольства, исполнение гимнов своей страны и страны пребывания, коктейль. На торжественное открытие посольства приглашаются представители МИДа и других органов местной власти, коллеги-дипломаты, работники средств массовой информации.

Аналогичные мероприятия проводятся при переезде посольства в новое здание.

Международной практикой принято согласовывать кандидатуру будущего главы дипломатического представительства с местными властями посредством запроса агремана.

Агреман (agreement – от фр. согласие) – согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя аккредитующего государства.

Обычно агреман запрашивается направляемой МИДом или посольством вербальной нотой, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком кандидатуры предполагаемого посла. Если посол въезжает в страну впервые после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольство в третьей стране. В редких случаях на лиц, широко известных, назначаемых на должность посла, агреман может запрашиваться по телефону.



Ответ на запрос дается в адекватной форме (письменно или устно) обычно в течение месяца. Срок ответа является своего рода показателем состояния отношений между государствами, поэтому принимается во внимание и принцип взаимности, т.е. время получения правительством страны аккредитации агремана на своего посла в аккредитующей стране.

Факт запроса агремана разглашать не принято, поскольку это обязало бы стороны комментировать возможный отказ в агремане. Не принято и напоминать о запрошенном агремане или просить ускорить ответ. Отрицательный ответ в форме официального отказа на запрос не дается. Сама задержка с ответом расценивается как нежелание правительства принять данную кандидатуру в качестве посла, и эта кандидатура, как правило, снимается.

К слову, в XIX в. существовала практика, когда на пост посла предлагалось одновременно несколько кандидатур на выбор правительства страны аккредитации. При этом предпочтение аккредитующего государства выражалось в очередности имен дипломатов, представленных в списке.

После получения агремана дипломатический представитель, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы),считается персоной грата (от лат. Persona grata – желательное лицо).

Суверенным правом любого государства является отказ в агремане и предотвращение таким образом назначения дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания.

Дипломат, не получивший агреман, считается персоной нон грата (от лат persona non grata – нежелательное лицо).

Персоной нон грата может быть признан любой другой дипломатический работник, которому правительством страны не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Это соответствует ст. 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая гласит: «Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания».

«Обиженная сторона» может в порядке реторсии (от лат retorsio – обратное действие) – меры, принимаемой государством в ответ на нанесенный ему моральный или материальный ущерб, недружественный, но не нарушающий норм международного права оставить пост посла вакантным на длительный срок. Посольство в этом случае будет возглавлять временный поверенный в делах, что воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. Словом, процедура получения агремана весьма деликатна. Поэтому случаи отказа в агремане достаточно редки. Они, как правило, не разглашаются, хотя в дипломатических кругах такие сведения – «секрет полишинеля». Известно, например, что после обвинения в участии в антипартийной группировке Министр иностранных дел СССР В. Молотов лишь с третьего раза был назначен послом в Монголию. До этого в агремане на него отказала одна западно-европейская и одна латиноамериканская страна.

На назначение временного поверенного в делах агреман не запрашивается.

При выезде из страны (временном или постоянном) глава диппредставительства нотой информирует МИД о своем отъезде и сообщает, кто во время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. Протокол отдельных стран предполагает направление аналогичных нот (личных или вербальных) в адрес дипломатического корпуса (каждому посольству или миссии государств, с которыми страна посла имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса). Прерогатива назначать временного поверенного в делах при окончательном отъезде посла принадлежит МИДу аккредитующей страны.

После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующей страны, о чем сообщается в печати. Обычно одновременно соответствующим актом его предшественник освобождается от обязанностей.

До отъезда посла протокольная служба МИДа готовит верительные грамоты ему и отзывные грамоты предшественнику.

Верительные грамоты – документ, удостоверяющий полномочия дипломатического представителя (посла, посланника); подписывается и выдается от имени главы государства, направляющего диппредставителя, и адресуется главе государства, его принимающего.

Грамоты скрепляются подписью министра иностранных дел.

Хотя эти грамоты обычно называются во множественном числе, они представляют собой один отдельный документ. Множественное число в их названии, как и многое другое в протоколе – по-видимому, дань традиции. Во времена абсолютных монархий верительные грамоты отличались многословием и витиеватостью языка. В частности, в грамотах русских государей только воспроизведение полного титула царя требовало перечисления 55 территорий, которыми он владел. Как следствие, документ представлял собой довольно внушительный свиток.

Современные верительные грамоты – достаточно лаконичное письмо со сложившейся примерно однотипной структурой. Оно начинается с официального конституционного наименования главы государства, который направляет посла. Затем следует полный титул главы принимающего государства. Выражается желание назначением посла способствовать дальнейшему развитию и углублению отношений между странами. Далее сообщается имя (отчество, если имеется), фамилия, а также класс дипломатического представителя, соответствующий уровню, на котором страны обмениваются дипломатическими представителями. Выражается просьба верить (отсюда название документа – верительные грамоты) всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства или от имени правительства.

В других языках название данного документа имеет примерно то же значение. Например, английский вариант названия верительных грамот – «credentials», т.е. мандат, удостоверение личности. В свою очередь, это название – производное от другого английского слова – «credence», что в переводе означает вера, доверие.

Язык верительных грамот менее стандартизирован, чем их структура и зависит от национальных протокольных традиций, состояния двусторонних отношений. Так, каждая из верительных грамот, вручаемых послами США, начинается со стандартного обращения «Великий и добрый друг». Последующий текст варьируется в зависимости от степени теплоты или холодности отношений Вашингтона с тем или иным правительством.

Дипломатическому представителю 3-го класса – постоянному поверенному в делах – выдаются не верительные грамоты, а письмо министра иностранных дел на имя главы внешнеполитического ведомства принимающей страны.

Верительные грамоты иногда выдаются делегациям, направляющимся в ту или иную страну со специальной миссией – на празднование провозглашения независимости, вступления в должность главы государства, для участия в траурных мероприятиях и т.д.

Если посол прибывает на смену главы диппредставительства, протокольная служба МИДа готовит на его предшественника отзывные грамоты документ, сообщающий об отзыве дипломатического представителя с занимаемого поста . Подобно верительным, отзывные грамоты адресуются главе государства аккредитации, подписываются главой государства и скрепляются подписью министра иностранных дел страны, направляющей посла. В отзывных грамотах сообщается о факте отзыва дипломатического представителя, выражается надежда, что он содействовал поддержанию и развитию отношений между странами. Обычно отзывные грамоты вручаются главе государства вновь назначенным послом вместе с его верительными грамотами.

Уходит в прошлое достаточно распространенная ранее практика направленияотпускных грамот . По форме они мало отличаются от отзывных, но содержат просьбу «отпустить» дипломатического представителя (отсюда название). Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и ответа не требуют.

Все три вида грамот (верительные, отзывные, отпускные) печатаются на специальных бланках с государственным гербом. Печати на них не ставятся.

Первым контактом посла с официальным представителем государства назначения может стать нанесение еще до отъезда протокольного визита главе дипломатического представительства этого государства в своей стране.

За несколько дней до прибытия посла по месту назначения в дипломатическое представительство направляется телеграмма о дате и времени его приезда, виде транспорта для уточнения порядка подобающих такому случаю протокольных мероприятий.

Современная процедура встречи иностранного посла в большинстве государств достаточно скромна. Обычно в аэропорту (на вокзале) дипломатического представителя приветствуют представитель местного протокола, а также сотрудники (нередко лишь старшие дипломатические работники) представительства во главе с временным поверенным в делах. Лишь в протоколе отдельных стран сохранилась традиция участия во встрече посла всего дипломатического корпуса.

В газетах публикуется информация о прибытии посла, иногда приводятся краткие биографические сведения о нем.

Посол в день приезда или на следующий день направляет личное письмо министру иностранных дел с сообщением о своем прибытии и о желании нанести ему визит. До визита министру наносится визит главе протокольной службы МИДа, в ходе которого выясняется порядок вручения верительных грамот и уточняется перечень официальных лиц, которым, согласно местной практике, необходимо будет нанести визиты вежливости после вручения верительных грамот.

Во время визита главе МИДа посол вручает ему копии верительных и отзывных грамот, а также текст своей речи на церемонии вручения, если обмен речами предусмотрен протоколом принимающей страны. Одновременно официально согласовывается вопрос о визите главе государства для вручения верительных грамот.

Если посол прибывает в страну в открывающееся посольство, до вручения верительных грамот практикуется визит дуайену дипломатического корпуса для получения дополнительной информации об особенностях местного протокола.

Глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в принимающем государстве. Он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства в государстве пребывания.

В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей (агентов). До XIX в. стройной классификации дипломатических агентов не существовало, что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. Во избежание этого Венский протокол 1815г. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1) посол и папский легат или нунций; 2) посланник; 3) поверенный в делах. Аахенский протокол 1818г. дополнил эту классификацию классом министра-резидента, который занял позицию между посланником и поверенным в делах. Однако данный класс не прижился, и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. использует трехзвенную классификацию. В соответствии со ст.14 этой Конвенции главы дипломатических представительств делятся на следующие классы: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Различия в классе глав дипломатических представительств не должны проводиться иначе как в отношении старшинства и этикета.

Класс поверенных в делах не следует путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Классы глав дипломатических представительств – сфера регулирования нормами МП. Кроме классов, существуют также и дипломатические ранги , которые имеют главы дипломатических представительств и дипломатический персонал посольств, консульств и представительств государств при международных организациях. Дипломатические ранги – сфера внутригосударственного права, ибо эти служебные звания старшинства дипломатов. Каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов, устанавливаемую во внутреннем праве. В Украине имеются следующие дипломатические ранги, установленные в соответствии с Постановлением ВС Украины «О дипломатических рангах» 1992г.: атташе, третий секретарь, второй секретарь I и II классов, первый секретарь I и II классов, чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов, чрезвычайный и полномочный посол.

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) обычно присваиваются главой государства, остальные – министром иностранных дел. Ранг атташе присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений. Данный ранг не следует путать с должностью военного, морского и воздушного атташе. Указанные сотрудники являются представителями военного ведомства назначившего их государства, и аккредитацию они получают при военном ведомстве государства пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируется как нормами международного, так и внутригосударственного права.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. аккредитующее государство должно направить принимающему государству запрос о его согласии на назначение лица, указанного в запросе, на должность главы дипломатического представительства. В запросе излагаются биографические данные такого лица, его должностное и семейное положение, причем информация должна быть абсолютно точной и лаконичной. Положительный ответ принимающего государства означает дачу агремана (от фр.agrement – согласие) на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata – желательным лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, о кандидат признается persona non grata (нежелательным лицом). При этом принимающее государство имеет право не мотивировать свой отказ. Вся процедура, связанная с получением агремана, носит конфиденциальный характер.

После получения агремана в правительственной прессе обычно печатается объявление о назначении главы дипломатического правительства.

Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту , подписанную главой государства и адресованную главе принимающего государства. Текст этого документа свидетельствует о том, что ее обладателю надлежит «верить» как официальному лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания.

Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от существующей в этом государстве практики, которая должна применяться единообразно. Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к исполнению своих функций с момента вручения главе принимающего государства или лицу его заменяющему своих верительных грамот. Второй вид практики сводится к тому, что глава дипломатического представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот в министерство иностранных дел государства пребывания.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (совмещения) дипломатического представительства, т.е. аккредитования одного и того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при согласии на это принимающих государств. Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляции выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Часто практику кумуляции государства используют в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какого-то государства во Франции одновременно назначается и официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, т.к. местопребывания этой организации – Париж.

Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. Последнее имеет место в следующих случаях:

1) отозвания его аккредитующим государством (большинство государств широко используют практику ротации глав дипломатических представительств);

2) объявления его persona non grata (происходит это чаще всего за деятельность, несовместимую со статусом дипломата);

3) разрыва дипломатических отношений между государствами;

4) войны между аккредитующим и принимающим государствами;

5) прекращения существования аккредитующего и принимающего государства (или одного из них) как субъектов МП.

Документ, с помощью которого оформляется прекращение функций главы дипломатического представительства, - отзывная грамота , вручаемая главе принимающего государства отзываемым дипломатом или его преемником.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. В соответствии со ст.11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. при отсутствии соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить численность персонала, которую оно считает разумной и нормальной, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Оптимальным вариантом решения проблемы численности дипломатического персонала является заключение соглашения между аккредитующим и принимающим государствами. Обычно численность персонала зависит от уровня отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Весь состав сотрудников дипломатического представительства делится на три группы: 1) дипломатический персонал; 2) административно-технический персонал; 3) обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал – это лица, имеющие дипломатические ранги. Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. В некоторых случаях граждане государства пребывания или третьего государства могут быть назначены на дипломатическую должность, но только с согласия принимающего государства.

К административно-техническому персоналу относятся экономисты, бухгалтеры, заведующие канцеляриями, делопроизводители, машинистки, переводчики и др. сотрудники, выполняющие административную или техническую работу.

Обслуживающий персонал состоит из шоферов, лифтеров, дворников, садовников, курьеров и др. лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Административно-технический и обслуживающий персонал может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан.

МИД принимающего государства должно своевременно получать информацию обо всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

Государство пребывания в любое время может признать главу дипломатического представительства или иного сотрудника нежелательным лицом, причем это государство не обязано аргументировать свое решение. Если данный сотрудник не покинет в установленный срок государство пребывания, то он будет рассматриваться как частное лицо, а не член персонала дипломатического представительства.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:

  • 1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.
  • 2. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),
  • 3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,
  • 4. посол отправляется в страну пребывания,
  • 5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.
  • 6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.