Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны Правонарушением является разглашение государственной тайны

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. РАЗГЛАШЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ЛИЦОМ, КОТОРОМУ ОНА БЫЛА ДОВЕРЕНА ИЛИ СТАЛА ИЗВЕСТНА ПО СЛУЖБЕ ИЛИ РАБОТЕ, ЕСЛИ ЭТИ СВЕДЕНИЯ СТАЛИ ДОСТОЯНИЕМ ДРУГИХ ЛИЦ, ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ -

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

Комментарий к статье 283

1. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ "О государственной тайне".

2. ПРЕДМЕТОМ преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК).

3. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.).

4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа .

5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны.

6. ПО СВОЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЕ разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор).

7. Умышленное совершение преступления может иметь различные МОТИВЫ : стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.

8. СУБЪЕКТ преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.).

9. КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛУЧЕНИЯ, ДАЧИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВА ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ (СТ. 290, 291, 291.1 УК РФ).

Статья 290. Получение взятки

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 290

1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Деньги как предмет получения взятки могут быть российскими рублями и иностранной валютой. Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК. Формулировкой закона "иное имущество" охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг (все вещи, а также имущественные права).

Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), оплачиваемые третьим лицом нелегальные услуги (например, в сфере сексуальных отношений), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами). Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю (БВС РФ. 1997. N 12. С. 10).

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (например, положительный отзыв в печати), получением взятки это не является.

2. С ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим должностным лицом; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"); в) фактическое принятие взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицам, указанным в пп. "а" или "б".

3. Взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем :

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально - в отрыве от факта получения за них взятки - являются правомерными;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. В настоящее время судебная практика, основываясь на буквальном толковании закона, исходит из того, что таким третьим лицом является также именно должностное лицо (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Ранее в судебной практике встречались случаи, когда должностные лица за взятку способствовали совершению действий с использованием занимаемого лицом, выполняющим управленческие функции, служебного положения (БВС РФ. 1996. N 7. С. 12).

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3) общее покровительство - действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

4) попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

4. Пленум Верховного Суда РФ исходит из необходимости наличия отношений подчиненности между взяткодателем и должностным лицом при общем покровительстве и попустительстве. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отношениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство, как форма поведения должностного лица, может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебном подчинении у виновного, в отношении которых он наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимателям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике встречаются дела, по которым общее покровительство обоснованно констатировалось вне сферы служебной подчиненности (БВС РФ. 1999. N 7. С. 9).

5. Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

6. Если должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется - должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок либо полученное им вознаграждение не выходит за рамки правомерного дарения. Поэтому предусмотренная ст. 575 ГК допустимая величина подарка публичным служащим, лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, служащим Банка России - 3 тыс. руб. - является границей между правомерным поведением и дисциплинарным проступком, но не получением взятки, минимальный размер которой вообще не установлен законом.

7. В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК. Таким образом, в отсутствие самостоятельной нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве действия посредника в получении (равно как и в даче) взятки квалифицируются как соучастие (чаще всего пособничество) в совершении, соответственно, получении или даче взятки.

8. Если лицо (так называемый "мнимый посредник") получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь делать этого, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены.
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

Государственная тайна – свод особо важной для государства информации, составляющую особую ценность для нее.

Такое деяние, как разглашение государственной тайны (гостайны) относится к преступлениям против государства. За разглашение государственной тайны предусмотрена ответственность по ст. 283 УК РФ .

Какие сведения относятся к гостайне, а что не является секретно важной информацией? Какое максимальное наказание грозит человеку в 2020 году за обнародование сведений, относящихся к гостайне?

Что такое государственная тайна?

Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» к государственное тайне относятся сведения в различных областях: военной, экономической, разведывательной, в случае распространения которых может быть подорвана безопасность России.

То есть это важные сведения, представляющие интересы государства, в основных сферах деятельности страны.

Не относятся к государственной тайне сведения о следующих событиях:

Отнесение вышеперечисленных сведений к государственной тайне означало бы прямое нарушение жизненно важных интересов личности и общества. Именно поэтому законодатель и запрещает засекречивание таких сведений.

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

В ст. 283 УК РФ четко прописано, в каких случаях человеку грозит уголовная ответственность .

Так, если доверенное лицо разгласило сведения и они стали достоянием других лиц, однако признаков таких преступлений, как шпионаж или государственная измена, не было отмечено, тогда виновному может грозить такое наказание:

  • заключение виновного под стражу сроком 4-6 месяцев;
  • изоляция осужденного в колонии-поселении, в колонии строгого режима или в тюрьме сроком до 4 лет.

При этом лицо, обвиняемое в совершении преступления по ч. 1 ст. 283 УК РФ, помимо основного наказания также может лишиться права осуществлять свою прежнюю деятельность на определенный срок (ограничение на выполнение служебных обязанностей накладывается сроком не больше 3 лет).

Если человек, имеющий доступ к государственной тайне, обнародовал какие-то сведения, и это привело к тяжким последствиям*, тогда его может ждать такое наказание, как изоляция в исправительном учреждении сроком 3-7 лет.

К тому же суд может постановить временно лишить осужденного права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

*Под тяжкими последствиями понимаются такие действия, которые привели к крупным затратам, аресту работника спецслужбы, срыву заключения государственных договоров и т. п.

Защита государственной тайны

Все сведения, относящиеся к государственной тайне, защищают федеральные органы исполнительной власти, межведомственные комиссии по защите государственной тайны, учреждения, предприятия, действие которых направлено на защиту подобных сведений.

Уголовная ответственность по данной статье наступает тогда, когда данные, которые составляют государственную тайну, становятся известными другим людям, которые не должны ничего были знать о таких сведениях.

Преступление по ст. 283 УК является оконченным, когда сведения, являющиеся гостайной, стали публичными, в результате чего появилась опасность их применения во вред интересам государства.

Субъективной стороной противоправного деяния может быть как умышленная, так и неосторожная форма вины.

Субъектом преступления по ст. 283 является лицо, которое располагает сведениями или работник, которого ознакомили с данными гостайны при выполнении им своих обязанностей.

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.

Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.

Форма разглашения гостайны может быть разной:

  • письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  • устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  • при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену . Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.

Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность. Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.

Для выяснения обстоятельств, при которых произошло разглашение государственной тайны, следственные органы и суд пытаются найти ответы на такие важные вопросы:

  • Разглашение гостайны было намеренным или случайным?
  • Вступало ли обвиняемое лицо в сговор с другими лицами?
  • Вмешивались ли в преступление другие лица?
  • Какими мотивами руководствовался обвиняемый человек, разгласивший секретные сведения?

Когда человеку предоставляют доступ к сведениям государственной тайны или знакомят его с отдельными положениями, в тот момент определяется его ответственность. Она закрепляется в письменном виде.

Как это происходит? Зачастую это делается во время трудоустройства человека . Ему дается документ – соглашение о неразглашении сведений, относящихся к гостайне.

Положения из этого соглашения подробно разъясняются человеку. Изучив эти сведения, он ставит свою подпись. Этим он уведомляет начальника о том, что понимается свою ответственность и не имеет на этот счет никаких возражений.

Если у человека, подавшего иск в суд на другого человека за разглашение гостайны, не будет на руках доказательств того, что ответчик знал о своей ответственности, тогда судья не сможет удовлетворить его просьбу и наказать ответчика.

В качестве доказательства о том, что человек был проинформирован об ответственности, можно предъявить в суд подписку о неразглашении, ранее написанную подозреваемым.

Ответы на вопросы

Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства. К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства.

Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?

Ответ: Да, это тоже является нарушением закона. Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.

Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет.

Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?

Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал.

Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст. 283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная.

Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет. При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.

Сведения, государственного значения, подлежат обязательной охране и недоступны для большинства граждан нашей страны и для иностранных государств и организаций. По вполне понятным причинам разглашение подобной информации может привести к ужасающим последствиям колеблющихся от значительного экономического ущерба до полномасштабной войны. Именно поэтому рассматриваемое в настоящей статье преступление и относится к категории тяжких преступлений, направленных против конституционных основ России, как суверенной страны.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны.

Общие понятия

Основным объектом и предметом данной темы, а, следовательно, и самого преступления, является обеспечение защиты и сохранности сведений, составляющих . А это в свою очередь составляет одну из основ обеспечения безопасности любой суверенной страны.

Для того чтобы понимать, о какой именно информации пойдёт речь, следует обратиться к положениям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Положения данных нормативно-правовых актов объёмные и насчитывают не один десяток различных видов, разделённых по сфере использования и степени важности. Основные категории государственной тайны выглядят следующим образом:

  • Сведения в военной области;
  • Сведения в области экономики, науки и техники;
  • Сведения в области внешней политики и экономики;
  • Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Как видно из данного списка, все эти категории регулируют важнейшие составляющие обороноспособности страны и её экономической независимости и безопасности.


Уголовный Кодекс

Тяжесть ответственности и наказания за разглашение рассматриваемых сведений устанавливается с учётом положений статьи 283 Уголовного Кодекса РФ. Следует отметить, что данное преступление во многих аспектах схоже со шпионажем и , и при наличии признаков состава этих деяний в разглашение государственной тайны, квалификация будет исходить уже из положений статьи 275 или 276 УК РФ. А для того чтобы определить, в чём заключается принципиальная разница между этими преступлениями, следует обратиться к статье 283 УК РФ:

  1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Итак, в приведённой части первой идёт прямое упоминания о вариантах получения доступа к государственной тайне, это служебная или трудовая деятельность или учёба.

Иные случаи, ссылка на которых прописана здесь же, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», а также другими нормативно-правовыми актами, имеющими более узкий локальной-правой характер.

Стоит отметить, что процедура получения допуска носит невероятно сложную форму, которая требует прохождения множества проверок и предоставления различных разрешающих приказов, постановлений и справок. В том числе, в зависимости от закрытости и важности информации, требуется подпись о неразглашении со стороны самого просителя допуска, а также со стороны его близких родственников.


Принимая во внимание вышеописанное, объект преступления специальный - это лицо, которое в обязательном порядке достигло шестнадцатилетнего возраста и получило оформленный в соответствии с действующим законодательством допуск. Субъектами могут стать и иные лица, которым государственная тайна не была доверена законным допуском, например, охранники или обслуживающий персонал, но в силу своей профессиональной деятельности имеющие возможность услышать или увидеть закрытые для них сведения. Ещё одним важным моментом состава рассматриваемого преступления является фактическое умышленное донесение государственной тайны до других лиц.

Например, предположим две ситуации:

Гражданка «А» по долгу службы получила доступ к особо важным сведениям, для последующей работы с ними. Получение данного доступа создало для «А» множество обязанностей по обращению и хранению информации государственного значения, соблюдение которых было обязательным. Но гражданка «А» пренебрегла своими обязанностями и скопировала часть сведений на свой личный компьютер, допуск к которому имелся ещё у троих людей.

Если рассматривать ситуацию через призму статьи 283 УК РФ, то гражданка «А» разгласила закрытые для других лиц сведения, но в силу того обстоятельства, что они не стали известны третьим лицам, квалификация содеянного как преступление отсутствует. Эта же ситуация, но с небольшими изменениями.

Скопированные гражданкой «А» сведения были умышленно продемонстрированы гражданину «Б», с целью повышения в его глазах своей значимости и демонстрации социального положения. После завершения «самоутверждения» копия была удалена.

Цели разглашения - это личные мотивы, не преследующие корысти. Но факт разглашения был зафиксирован, а также информация стала известна третьим лицам, что и позволяет квалифицировать содеянное гражданкой «А» по статье 283 УК РФ.


  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Тяжкие последствия, являющиеся главным признаком части второй, могут носить различный характер, но определяются только с учётом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Во внимание берутся все возможные детали: должность виновного лица, важность разглашённых сведений, как и каким образом они были использованы, какой реальный ущерб был причинён, какие могут быть дальнейшие последствия. Если подобные тяжкие последствия были желанными и все предшествующие действия умышленно совершались с целью их достижения, то образуется квалификация по совокупности преступлений с учётом положений Уголовного Кодекса РФ.

Заключение

В заключение стоит ещё раз повторить о важности отграничения рассмотренного преступления со схожими деяниями в виде государственной измены и шпионажа. Главное отличие - это направленность действий. В измене и шпионаже - это понимание того факта, что полученные сведения и организациям, а в разглашении государственной тайны - целью является лишь донесение этой информации до третьих лиц, в том числе совершаемое в неумышленной форме.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.