Федеральные органы власти. Органы исполнительной власти Перечень государственных органов управления

Название документа:
Номер документа: 943/788
Вид документа:
Принявший орган:

Администрация Президента РФ

Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 16 июля 2008
Дата начала действия: 16 июля 2008
Дата редакции: 23 сентября 2010

О Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АППАРАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

[О Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти]


Документ с изменениями, внесенными:
;
;
совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N П41-2338 ;
;
;
.
____________________________________________________________________

1. Подразделениям Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации при подготовке проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных официальных документов (международных договоров и других) использовать полные наименования федеральных органов исполнительной власти.

Сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти использовать только при подготовке проектов распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, протоколов заседаний и совещаний, служебных писем, документов справочного характера и приложений (нетекстовых) к указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации, а также при подготовке проектов положений о федеральных органах исполнительной власти, утверждаемых актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти прилагается.

2. Поручить начальнику Управления информационного и документационного обеспечения Президента Российской Федерации совместно с директором Департамента делопроизводства и архива Правительства Российской Федерации вносить в указанный в пункте 1 настоящего распоряжения перечень необходимые изменения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу распоряжение Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 1576/954 .

Руководитель
Администрации Президента
Российской Федерации
С.Нарышкин

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Руководитель
Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин

Приложение. Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти

Приложение

Полное наименование

Сокращенное наименование

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации

МВД России

Федеральная миграционная служба

ФМС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

МЧС России

Министерство иностранных дел Российской Федерации

МИД России

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Россотрудничество

совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N П41-29274)

Министерство обороны Российской Федерации

Минобороны России

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

ФСВТС России

Федеральная служба по оборонному заказу

Рособоронзаказ

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

ФСТЭК России

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Рособоронпоставка

(позиция дополнительно включена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594)

Федеральное агентство специального строительства

Спецстрой России

Министерство юстиции Российской Федерации

Минюст России

Федеральная служба исполнения наказаний

ФСИН России

Федеральная служба судебных приставов

ФССП России

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

ГФС России

Служба внешней разведки Российской Федерации

СВР России

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

ФСБ России

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

ФСКН России

Федеральная служба охраны Российской Федерации

ФСО России

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации

Управление делами Президента Российской Федерации

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Минздравсоцразвития России

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Роспотребнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Росздравнадзор

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральное медико-биологическое агентство

ФМБА России

Министерство культуры Российской Федерации

Минкультуры России

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия

Росохранкультура

Федеральное архивное агентство

Росархив

Министерство образования и науки Российской Федерации

Минобрнауки России

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Роспатент

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Рособрнадзор

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Минприроды России

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Росгидромет

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Росприроднадзор

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Федеральное агентство водных ресурсов

Росводресурсы

Федеральное агентство по недропользованию

Роснедра

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Минпромторг России

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Росстандарт

Министерство регионального развития Российской Федерации

Минрегион России

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Минкомсвязь России

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Роскомнадзор

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Роспечать

Федеральное агентство связи

Россвязь

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Минсельхоз России

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Россельхознадзор

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Минспорттуризм России

Федеральное агентство по делам молодежи

Росмолодежь

Федеральное агентство по туризму

Ростуризм

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 21 октября 2008 года N П41-33510 ..

Министерство транспорта Российской Федерации

Минтранс России

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Ространснадзор

Федеральное агентство воздушного транспорта

Росавиация

Федеральное дорожное агентство

Росавтодор

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Росжелдор

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Росморречфлот

Министерство финансов Российской Федерации

Минфин России

Федеральная налоговая служба

ФНС России

Федеральная служба страхового надзора

Росстрахнадзор

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Росфиннадзор

Федеральное казначейство

Казначейство России

Министерство экономического развития Российской Федерации

Минэкономразвития России

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Росреестр

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 2 марта 2009 года N П41-6596 ..

Федеральное агентство по государственным резервам

Росрезерв

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 2 марта 2009 года N П41-6596 ..

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Росимущество

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Министерство энергетики Российской Федерации

Минэнерго России

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

ФАС России

Федеральная таможенная служба

ФТС России

Федеральная служба по тарифам

ФСТ России

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Росфинмониторинг

Федеральная служба по финансовым рынкам

ФСФР России

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Росалкогольрегулирование

(позиция дополнительно включена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года N П41-7286)

Федеральное космическое агентство

Роскосмос

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Росграница

Позиция исключена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594 ..

Федеральное агентство по рыболовству

Росрыболовство

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Ростехнадзор

(позиция дополнительно включена совместным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N П41-33594)

Федеральное агентство лесного хозяйства

Название документа: О Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 23 сентября 2010 года)
Номер документа: 943/788
Вид документа: Распоряжение аппарата Правительства Российской Федерации

Распоряжение Администрации Президента России

Принявший орган: Аппарат Правительства Российской Федерации

Администрация Президента РФ

Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 163, 01.08.2008
Дата принятия: 16 июля 2008
Дата начала действия: 16 июля 2008
Дата редакции: 23 сентября 2010
Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.

Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно - право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.

Понятие власти

Следует отметить, что практически все федеральные органы существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть - это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.

Признаки государственной власти

Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
  2. В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
  3. На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
  4. В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
  5. В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.

Особенности принципа разделения управления в стране

Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу

Как это ни парадоксально, но эта правовая категория была разработана в эпоху Просвещения философами и мыслителями: Шарлем Луи Де Монтескье и Джоном Локком. Согласно этому принципу, власть в любой стране делится на законодательную, судебную и исполнительную ветвь. Такой подход позволяет наиболее полно и грамотно разделить сферы государственного управления между ключевыми органами державы. В этом случае исполнительная власть имеет свою структуру и особенности, о чём будет сказано далее.

Исполнительная ветвь

Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.

Понятие структур исполнительной ветви

Федеральные органы исполнительной власти РФ - это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.

Признаки ведомств

Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:


Функции федеральных органов исполнительной власти

Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:

  • Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
  • Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
  • Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
  • Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.

Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.

Центральный исполнительный орган

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.

Полномочия Правительства России

Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:

  1. Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
  2. Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
  3. Реализовать
  4. Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.

В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.

Структура органов исполнительной власти

Федеральные власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.

Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:

  1. Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
  2. Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
  3. Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
  4. В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.

Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.

Федеральной службой считается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по контролю и надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции, например, осуществляя лицензионные и юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Президента и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2006. - с. 156.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации. Такими службами являются: Государственная фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Интернет-портал Правительства Российской Федерации: http:// www.government.ru. Или федеральная служба может находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Такими службами являются: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам. Интернет-портал Правительства Российской Федерации: http:// www.government.ru

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что федеральная служба (служба):

  • а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
  • б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
  • в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Делая вывод, считаю необходимым кратко охарактеризовать федеральную службу как одну из форм федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба не обладает такой широкой компетенцией как федеральное министерство, но тем не менее выполняет очень важные и незаменимые функции в системе органов исполнительной власти. Оно осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, что является неотъемлемым элементом в управленческой функции какой либо структуры, потому как только бездумные управленцы приказывают и не контролируют свои приказы.

Федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение высших нормативно-правовых актов Российской Федерации, тем самым ей делегируют свои полномочия органы законодательной власти, точно также, как и федеральному министерству.

Федеральная служба выполняет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Данные функции играют весьма важную роль в построении правового государства, в котором каждый гражданин может чувствовать себя в безопасности и быть спокойным за сохранение суверенитета Российской Федерации.

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.