Реализация фз в образовании рф. Федеральный закон о бюджетных учреждениях Фз 83 о бюджетных учреждениях типы

Для реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) всем органам государственной власти и местного самоуправления предстоит провести огромную подготовительную работу. Какие вопросы могут возникнуть в ходе подготовительного этапа и как их решить, читайте в статье.
Марина Александровна КЛИШИНА, первый заместитель генерального директора ЦИБО,
Светлана Александровна ЛАНОВАЯ, старший аналитик ЦИБО

Закон № 83-ФЗ нормативно закрепляет существование трех типов учреждений: бюджетных, автономных и казенных. При этом предусматривает изменения правового положения большинства существующих государственных и муниципальных учреждений. В связи с этим перед всеми органами государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся государственные (муниципальные) учреждения, встает ряд вопросов:

  • чем отличаются новые учреждения (бюджетные, казенные, автономные) от ныне действующих;
  • какие меры и насколько оперативно следует предпринять в связи с принятием данного закона;
  • как правильно распределить существующие учреждения между типами;
  • какие правовые акты следует принять в субъектах РФ и муниципальных образованиях для того, чтобы выполнить нормы Закона № 83-ФЗ;
  • как грамотно организовать взаимодействие с бюджетными и автономными учреждениями в условиях минимизации предварительного контроля за расходованием ими бюджетных средств и т. д.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо особенно внимательно изучить некоторые наиболее существенные положения российского законодательства, а именно:
  • новую редакцию Федерального закона «О некоммерческих организациях», который теперь распространяется на бюджетные и казенные учреждения, а частично и на автономные;
  • новую редакцию Бюджетного кодекса;
  • новую редакцию Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ);
  • для органов местного самоуправления — новую редакцию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • статьи 30, 31 и 33 Закона № 83-ФЗ.

Найди отличия

Итак, вопрос первый: чем отличаются автономные, казенные и бюджетные учреждения нового типа от существующих учреждений (см. табл. 1)

Таблица 1. Сравнение казенных, бюджетных и автономных учреждений

Позиции для сравнения

Казенные учреждения

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Состав закрепляемого имущества

Недвижимое, движимое

Недвижимое, движимое, особо ценное движимое

Пределы ответственности учреждения

Отвечает по своим обязательствам денежными средствами

Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением закрепленных на праве оперативного управления недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

Ответственность собственника

Субсидиарная (в случае недостаточности у учреждения денежных средств по обязательствам учреждения отвечает собственник)

Собственник не несет ответственности по обязательствам учреждения

Применение Закона № 94-ФЗ

Применяется

Не применяется

Документы о планах деятельности

Смета, государственное задание

План финансово-хозяйственной деятельности, государственное задание

Источники финансирования

Сметное финансирование из бюджета

Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю), субсидии на иные цели, средства из бюджета на исполнение публичных обязательств, доходы от оказания платных услуг

Субсидии из бюджета на выполнение государственного задания (включая оплату налогов на недвижимое имущество и землю) с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем, доходы от оказания платных услуг

Объемы бюджетного финансирования

Объем финансового обеспечения задания не зависит от типа учреждения (ст. 20 Закона № 174-ФЗ)

Счета по учету средств бюджета и доходов от предпринимательской деятельности

Лицевые счета в казначействе

Счет в кредитной организации или лицевые счета в казначействе

Контроль

Предварительный, текущий, последующий

Предварительный и текущий в части субсидий на иные цели и исполнения публичных обязательств, последующий

Последующий

Независимый аудит

Не проводится

Проводится ежегодно

Органы управления

Руководитель

Руководитель, коллегиальные органы (худсовет и т. д.)

Руководитель, наблюдательный совет, коллегиальные органы

Бюджетный учет

Бюджетный учет по кодам КОСГУ

Бухгалтерский учет

Отчетность

Бюджетная отчетность, статистическая отчетность

Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность

Отчет о деятельности и об использовании имущества

Банкротство

Невозможно

Последствия ликвидации

В случае недостаточности денежных средств учреждения собственник исполняет обязательства перед кредиторами

Обязательства исполняются только за счет имущества, которым учреждение отвечает по обязательствам. Собственник по неисполненным обязательствам учреждения не отвечает


Казенные учреждения по своему правовому статусу, ответственности по обязательствам, механизмам бюджетного финансирования представляют собой бюджетные учреждения, лишенные права на получение доходов от приносящей доход деятельности.
Бюджетные учреждения нового типа в свою очередь приобрели значительное число черт автономных учреждений:

  • они будут получать субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, расходование которых не будет подвергаться предварительному контролю, а остатки — изыматься в конце финансового года;
  • объем субсидии на выполнение задание учредителя будет определяться на основе нормативных затрат;
  • для бюджетных учреждений будет составляться не смета, а план финансово-хозяйственной деятельности;
  • в составе движимого имущества бюджетных учреждений будет выделяться особо ценное движимое имущество;
  • отвечать по своим обязательствам бюджетные учреждения будут всем имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником;
  • собственник по обязательствам бюджетных учреждений ответственности нести не будет;
  • в особом порядке — по согласованию с учредителем — бюджетные учреждения будут осуществлять крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
В то же время у бюджетных учреждений нового типа сохраняются и черты ныне существующих бюджетных учреждений:
  • счета бюджетных учреждений будут открываться в органах казначейства или финансовых органах;
  • бюджетные учреждения сохранят возможность получения средств от приносящей доход деятельности;
  • как и в настоящее время, учредители будут утверждать для учреждений государственные (муниципальные) задания;
  • приобретение товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ);
  • бюджетным учреждениям не потребуется создавать дополнительных органов управления (аналогичных наблюдательному совету автономного учреждения);
  • в отношении бюджетных учреждений не установлено требование о проведении ежегодного аудита.
Все учреждения независимо от типа будут подготавливать и размещать в сети Интернет отчет о результатах деятельности и об использовании имущества.

Какой тип учреждения выбрать?

Хотя формально подп. 1 п. 2 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предписывает органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления утвердить к 1 декабря 2010 года перечень казенных учреждений, более правильным представляется уже сейчас продумать, как учреждения будут распределены между всеми тремя типами: автономными, бюджетными и казенными. При решении о распределении учреждений между типами в первую очередь необходимо обеспечить соблюдение требований законодательства, а именно определений бюджетных, казенных и автономных учреждений, обращая внимание на следующие особенности:
  • бюджетные и автономные учреждения по определению выполняют работы и оказывают услуги, тогда как казенные учреждения также могут выполнять функции, например, проводить экспертизы, осуществлять иные юридически значимые действия, заниматься контрольно-надзорной деятельностью (следовательно, если учреждение выполняет функции, его следует отнести к казенному);
  • состав сфер деятельности бюджетных учреждений не является закрытым, тогда как для автономных учреждений в новой редакции Закона № 174-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень сфер, а деятельность автономных учреждений в иных сферах возможна лишь в случае, если это предусмотрено федеральным законодательством (в настоящее время такая возможность предусмотрена в Градостроительном кодексе).
Далее стоит принять во внимание следующее обстоятельство: получает ли учреждение доходы от приносящей доход деятельности. То есть следует иметь в виду, что автономным и бюджетным учреждениям данные средства будут зачисляться на их собственные счета и расходоваться на правах самостоятельного распоряжения. В свою очередь доходы, полученные казенными учреждениями, будут зачисляться в доход бюджета, а главные распорядители бюджетных средств на основе п. 22 ст. 30 Закона № 83-ФЗ будут иметь право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными казенными учреждениями, осуществляющими приносящую доход деятельность, с учетом объемов доходов от такой деятельности, зачисляемой в соответствующий бюджет. Таким образом, если важное значение имеют объемы поступления средств от приносящей доход деятельности и оперативность их последующего расходования, а также персонификация источников доходов и учреждений (например, при получении родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях), то учреждения не стоит переводить в казенные. Аналогичная рекомендация может быть дана в случае, если учреждение получает благотворительные взносы, особенно целевого характера: поступление таких взносов в доходы бюджета (что произойдет в случае с казенным учреждением), лишит благотворителя заинтересованности в передаче средств, а учреждение — важного дополнительного источника поступлений.
Следует иметь в виду, что в новой редакции Закона № 174-ФЗ отменен запрет на создание путем изменения типа автономных учреждений в сфере здравоохранения. Вероятно, для некоторых учреждений здравоохранения открывшаяся возможность будет представлять интерес.
С учетом вышеизложенных подходов наиболее целесо­образным будет сохранение большинства бюджетных учреждений в статусе бюджетных или перевод их в автономные. Лишь в единичных случаях учреждения целесообразно переводить в казенные. При этом если со временем будет определено, что выбранный тип учреждения не является оптимальным, данный тип может быть изменен в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти (местной администрацией), с сохранением всех имеющихся у учреждения лицензий и иных разрешительных документов.

О контроле

Опасения, связанные с тем, что контроль за расходованием бюджетных средств и в целом деятельностью бюджетных и автономных учреждений существенно сократится и собственники лишатся прежнего влияния на учреждения, несколько преувеличены. Во-первых, в отношении расходования бюджетными учреждениями иных субсидий предварительный контроль за их целевым использованием сохраняется. Отсутствие сметы компенсируется наличием плана финансово-хозяйственной деятельности, в рамках которого можно сформировать своего рода кассовый план учреждения с описанием в нужной степени детализации финансовых потоков учреждения не только в целом на год (три года), но и на промежуточные периоды (например, кварталы). Отчетность о выполнении государственного (муниципального) задания, отчетность о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, бюджетная отчетность для бюджетного учреждения и бухгалтерская для автономного в совокупности могут обеспечить учредителя информацией относительно того, как учреждение расходует бюджетные средства и не возникает ли просроченной кредиторской задолженности. Следует заметить: просроченная кредиторская задолженность является косвенным свидетельством того, что полученные бюджетные средства были израсходованы нерационально или направлены учреждением на цели, не предусмотренные в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Также необходимо принимать в расчет и следующий факт. В п. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ установлено, что орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем помимо прочего:
  • показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
  • условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Следовательно, ответственность за экономически грамотную организацию работы учреждения возлагается на его руководителя и это обеспечит более ответственное расходование учреждением бюджетных средств.

Меры для реализации положений Закона № 83-ФЗ

Некоторые меры, необходимые для реализации нового закона на региональном и муниципальном уровне, предусмотрены в п. 2 ст. 31 Закона № 83-ФЗ. Однако это далеко не все действия, которые необходимо предпринять для правового обеспечения реализации реформы. На основе анализа норм Закона № 83-ФЗ можно выделить следующие основные вопросы, которые потребуется урегулировать решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации):
  • порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, а также утверждения их уставов и внесения в них изменений;
  • порядок определения видов особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения;
  • порядок осуществления органами государственной власти (местного самоуправления) функций и полномочий учредителя;
  • порядок осуществления бюджетным учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений;
  • порядок предоставления бюджетных инвестиций автономным и бюджетным учреждениям.
Решения финансовых органов потребуются для установления процедур ведения лицевых счетов бюджетных учреждений нового типа, порядка санкционирования расходования субсидий бюджетным учреждениям на иные цели, порядка учета и хранения исполнительных документов. Кроме того, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, потребуется урегулировать:
  • порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (в соответствии с установленными Минфином России требованиями);
  • порядок отчетности о деятельности и об использовании имущества учреждения (в соответствии с установленными Минфином России требованиями);
  • предельно допустимый уровень просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, подлежащий включению в трудовой договор с руководителем учреждения.
Помимо этого, с учетом сроков вступления Закона № 83-ФЗ в силу (1 января 2011 г.) и установленного переходного периода (до 1 июля 2012 г.) целесообразно продумать, с какого момента новые положения будут применяться в отношении бюджетных учреждений. Представляется, что оптимальным является полномасштабное применение норм закона с начала финансового года (например, с 2012 г.). Все обозначенные меры целесообразно закрепить в утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо местной администрацией плане мероприятий.

Справка "Бюджета"

Центр исследования бюджетных отношений — это российская негосударственная консалтинговая компания, специализирующаяся на исследованиях в области управления общественными финансами, аккумулирующая лучший международный опыт и сочетающая перспективные теоретические разработки с примерами лучшей практики.
Центр оказывает услуги федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ
и органам местного самоуправления по подготовке методологической и правовой базы, а также обучению (проведение семинаров в Москве и на территории заказчика)
по следующим направлениям:
  • создание и деятельность бюджетных учреждений нового типа, автономных и казенных учреждений;
  • повышение качества и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг, формирование государственных и муниципальных заданий, нормирование бюджетных расходов;
  • программы повышения энергоэффективности; механизмы финансирования мероприятий по энергосбережению из бюджета и внебюджетных источников; энергосервисные контракты;
  • мониторинг качества управления бюджетными средствами (финансовый менеджмент);
  • системное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат

Развитие законодательства РФ, регулирующего правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Пуляева Елена Валерьевна


Пуляева Елена Валерьевна

канд. юрид. наук., старший научный сотрудник

отдела социального законодательства Института

законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве РФ

Развитие законодательства РФ, регулирующего правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования

Аннотация: В статье в сравнительно-правовом аспекте рассматривается правовое положение учреждений образования до и после принятияФедеральногозакона от 08.05.2010 г.№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Предлагаются рекомендации учреждениям дошкольного, общего и дополнительного образования по повышению эффективности их функционирования и обеспечению качества дошкольного, общего и дополнительного образования.

Ключевые слова: дошкольное образование; общее образование; дополнительное образование; бюджетное учреждение; автономное учреждение; казенное учреждение.

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 08 мая 2010 г.№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), в соответствии с которым принципиально изменены подходы к определению правового статуса автономных, бюджетных и казенных государственных и муниципальных учреждений. Однако следует отметить, что установлен переходный период до 1 июля 2012 г., который позволяет нам перейти на новую систему, подготовить для этого необходимые нормативные акты. Следует оговориться, что перечень федеральных законов, составляющих основу нормативной правовой базы деятельности государственных и муниципальных учреждений, остался прежним, значительно изменившись по своему внутреннему содержанию.

Цель Закона № 83-ФЗ – повысить уровень финансовой обеспеченности, в частности образовательных учреждений, повысить качество образовательных услуг. Знакомое нам прежде автономное учреждение теперь «стало значительно ближе». Теперь бюджетное учреждение при осуществлении приносящей доходы деятельности наделяется правом самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от ее осуществления, что, кстати сказать, требует установления в уставе образовательной организации порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности. То есть, необходимо определить, какие органы управления образовательным учреждением и в какой форме полномочны участвовать в распоряжении данным имуществом. Самостоятельность определения направлений и порядка использования средств означает, в том числе, самостоятельность в формировании доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.

Единственным ограничением в рамках осуществляемой ими приносящей доходы деятельности является закрепление обязанности распоряжения такими средствами в соответствии с уставными целями деятельности учреждения. Учредитель вправе приостановить приносящую доходы деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Однако указанное ограничение выглядит вполне закономерным, ввиду, во-первых, социо-культурного назначения образовательной организации, во-вторых, наделения ее собственником недвижимым и особо ценным движимым имуществом, в-третьих, также предоставления бюджетных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, более того, в-четвертых, предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с п. 5 ст. 79 БК РФ .

«Плюсом» автономного учреждения на этом фоне выглядит право размещения средств на счетах кредитных организаций и распоряжение недвижимым имуществом, не выделенным ему собственником и не приобретенным за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Из указанных обстоятельств вытекает логичный вывод о соответственно более высоком уровне ответственности автономного учреждения – по своим долгам оно отвечает всем имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного, выделенного ему собственником, тогда как бюджетное учреждение не может быть признано банкротом и не может отвечать по долгам особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимым имуществом. Следует сказать о том, что понимается под особо ценным движимым имуществом – это движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации и местной администрацией - в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни же особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Но, возвращаясь к уставным целям, следует отметить, что если образовательная организация в соответствии со своим уставом реализует определенный круг образовательных программ, то заявленным кругом программ очерчивается и приносящая доходы деятельность, связанная с предоставлением платных образовательных услуг.

В данном случае «разрешенный» для реализации круг программ предоставляет возможность оказания платных образовательных услуг связанных с:

1) углубленным изучением, т. е. изучением дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

2) репетиторство с обучающимися из других образовательных учреждений;

3) курсы по подготовке к поступлению в учебное заведение; изучению иностранных языков;

4) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение) – если это касается основных общеобразовательных программ.

Однако при этом следует строго помнить, что не могут быть реализованы как платные такие услуги, как:

· реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

· факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

· снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

· платными услугами не могут быть также дополнительные занятия с неуспевающими и сдача экзаменов при реализации образовательной программы в форме экстерната.

Необходимо отметить, что законопроект «Об образовании в Российской Федерации» способствует в этом плане расширению возможностей образовательной организации. Имеется в виду сетевая форма реализации образовательных программ, согласно которой реализация образовательных программ осуществляется образовательной организацией совместно с учреждениями науки, культуры, здравоохранения, физкультурно-спортивными, религиозными и иными организациями, обладающими ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения практик. Это могут быть совместно разрабатываемые образовательные программы и учебные планы либо зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Поскольку образовательное учреждение не может осуществлять деятельность, противоречащую своему уставу, то в уставы образовательных учреждений в обязательном порядке должны быть включены перечень платных образовательных услуг и по­рядок их предоставления. Таким образом, приносящая доход деятельность должна быть указана в учредительных документах. По каждому виду платных дополнительных услуг в образовательном учреждении должны быть разработаны и утверждены образовательная программа и учебные планы. При этом количество часов, продолжительность занятий, предлагаемых в качестве дополнительной образовательной услуги, определены требованиями санитарных правил и норм с учетом возрастных и индивидуальных особенностей потребителя.

Кроме того, образовательное учреждение обязано:

· на основании заключенных договоров издать приказ об организации в учреждении платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных услуг, учебные планы и штаты;

· заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных дополнительных услуг.

В то же время следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании» «платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате осуществления такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Новым является механизм финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений. Оказываемые ими государственные (муниципальные) услуги, выполняемые работы осуществляются в рамках реализации государственного (муниципального) задания на основе субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации . Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Деятельность сверх задания может осуществляться образовательным учреждением и она именуется приносящей доходы деятельностью.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципальным образовательным учреждениям осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания, то есть, если меняется задание – меняется и объем его финансирования.

Естественным выглядит на этом фоне вопрос: в каком случае возможно изменение государственного (муниципального) задания? Ответ: изменение может осуществляться в результате изменения нормативных затрат (на оказание услуги, содержание имущества и т. п.), на основе которых и ведутся расчеты объема бюджетных субсидий. В свою очередь изменение нормативных затрат может быть вызвано внесением изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие требования к оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ). Второй вариант –основа для изменения задания – изменение объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете субъекта Российской Федерации и нормативного правового акта муниципального образования о бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.

В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

· оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда,

· затраты на приобретение расходных материалов,

· техническое обслуживание,

· оплата коммунальных услуг,

· содержание здания,

· сигнализация, охрана и т. п.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации и местной администрацией – в отношении муниципальных бюджетных учреждений. В качестве определенного аналога, чтобы обеспечить единое понимание механизма определения порядка формирования государственного (муниципального) задания, может выступать постановление Правительства РФ от 02 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», действующее в отношении федеральных государственных учреждений. В нем за основу для формирования задания во внимание берутся основные виды деятельности учреждения, предусмотренные учредительными документами, и качество оказываемых ими услуг (работ) – они утверждаются учредителем.

Однако следует учитывать, что есть и обязательная норма БК РФ, которая четко оговаривает, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением – это и есть показатели выполнения задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным образовательным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду указанного недвижимого и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» ). Сдавать же в аренду, отдавать в безвозмездное пользование, продавать указанное имущество, и недвижимое в целом можно только с согласия собственника этого имущества.

Выше упоминалось, что помимо бюджетных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются и субсидии на иные цели . Это также новшество в механизме финансового обеспечения. Нормативный правовой акт на уровне РФ – для федеральных учреждений, закрепляющий закрытый перечень затрат, финансируемых путем предоставления субсидий на иные цели в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, на настоящий момент отсутствует. В отношении учреждений субъектов и муниципальных учреждений такой порядок утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией соответственно. В Московской области, например, такой документ уже принят.

К числу обозначенных затрат можно отнести:

РФ допускает возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений. При этом предоставление бюджетных инвестиций автономному (бюджетному) учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления автономного (бюджетного) учреждения. Бюджетные инвестиции не входят в состав субсидий на иные цели, т. е. представляют собой особую форму финансового обеспечения.

Что бы был ясен механизм предоставления таких инвестиций, поясним, что порядок их предоставления в отношении образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений определяется соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией. Опять-таки, принимая как образец федеральный уровень, можно сказать, что они предоставляются на основе так называемого проекта решения, подготовленного учредителем либо учреждением, которое согласовывает его с соответствующим субъектом бюджетного планирования, которому оно подведомственно. Для этого требуется произвести отбор объектов капитального строительства, в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение которых необходимо осуществлять инвестиции на основе установленных критериев. В таком проекте решения подлежат указанию:

1)наименование объекта капитального строительства;

3) наименования главного распорядителя и государственного заказчика»

4) наименование застройщика или заказчика;

5) мощность (прирост мощности) объекта капитального строительства, подлежащая вводу в эксплуатацию;

6) срок ввода в эксплуатацию;

7) сметная стоимость объекта;

8) распределение сметной стоимости по годам реализации инвестиционного проекта.

В соответствии с ч. 15 ст. 30 Закона № 83-ФЗ расходы бюджетных образовательных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления по месту открытия соответствующего лицевого счета документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. А местом предоставления является территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Это значит, что само государственное задание является документом, подтверждающим право расходовать денежные средства, находящиеся на лицевом счете и предоставление дополнительных документов для произведения расходов с лицевого счета не требуется.

Однако порядок формирования государственного (муниципального) задания, который должен действовать в отношении бюджетного учреждения предполагает и контроль за выполнением задания, достижения определенных показателей, установленных им. В случае не достижения установленных показателей в текущем финансовом году, на следующий год задание может быть предоставлено в меньшем объеме, ввиду оценки таких негативных показателей при его формировании.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (остатки субсидий на возмещение нормативных затрат), используются в очередном финансовом году на те же цели (п. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ ).

Что же касаетсярасходов бюджетных образовательных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии (т. е. имеющие строгое назначение), то они уже осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, а также соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Закона № 83-ФЗ ). Таким образом, устанавливаются объем, направление денежных средств, соответствие целям их предоставления и т. п.

Территориальные органы Федерального казначейства также могут осуществлять предварительное санкционирование оплаты расходов бюджетных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) за счет поступивших им иных субсидий, если это предусматривает соглашение об открытии и ведении лицевых счетов для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений), заключенное органом Федерального казначейства с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования). То есть, возможно при наличии соглашения разрешение оплатить бюджетным учреждением произведенных расходов из других денежных средств, чем изначально предоставлявшихся для этого.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели, предоставленных из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, подлежат перечислению бюджетными образовательными учреждениями в соответствующий бюджет.

Важно отметить, что остатки средств, перечисленные в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным образовательным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ ) – учредителя.

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям».

Порядок предоставления и использования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, правовой режим таких неиспользованных остатков бюджетных учреждений аналогичен вышеприведенному правовому режиму в отношении субсидий на иные цели.

В продолжении сопоставительного анализа бюджетных учреждений прежних и настоящих – в соответствии с Законом № 83-ФЗ, отметим следующее.

Отношения с учредителем теперь строятся исключительно на основе государственного (муниципального) задания, а не на основе договора.

С принятием Федерального закона №83-ФЗ бюджетные учреждения прибрели непосредственное право выступать в качестве так называемого «иного заказчика» при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Отметим, что на автономные учреждения вышеприведенный механизм не распространяется.

В результате размещения заказа определяются поставщик (исполнитель, подрядчик) в целях заключения с ним гражданско-правового договора бюджетным учреждением на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд. Под указанными нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет.

Кроме того, теперь бюджетные учреждения могут быть учредителем иных некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. При этом бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Закон №83-ФЗ предусматривает, что в отдельных случаях бюджетное учреждение вправе вносить указанное имущество в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника. Эти случаи должны быть установлены законом.

Возможность проводить операции по своим лицевым счетам позволяет осуществлять оплату образовательных услуг как в самом образовательном учреждении при наличии кассового аппарата, так и в учреждениях банковских или отделении связи. Статья 30 Закона № 83-ФЗрегулирует отношения, связанные с открытием лицевых счетов бюджетными учреждениями (нормы вступают в силу с 1 января 2014 г.).

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым оно вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением этого требования может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Государственное (муниципальное) учреждение наделяется обязанностью обеспечивать открытость и доступность следующих документов:

1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями , установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном учредителем, и в соответствии с общими требованиями (ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Все вышеуказанные изменения должны быть отражены в учредительных документах образовательных учреждений. Наряду с этим, как и прежде образовательное учреждение, оказывающее платные услуги, обязано довести до потребителя следующую информацию:

а) наименование и место нахождения (адрес) образовательного учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефоны органов, их выдавших;

б) уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

в) перечень образовательных услуг, стоимость которых включена
в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

г) стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

д) порядок приема и требования к поступающим;

е) форму документа, выдаваемого по окончании обучения.

Кроме того, согласно приказу от 20 июля 2010 г. № 255 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования» результаты оказания образовательными учреждениями платных дополнительных услуг должны быть отражены в формах федерального статистического наблюдения.

Таким образом, мы представили сравнительный анализ статуса автономных и бюджетных учреждений, что же касается казенных, то следует сказать несколько слов, поскольку правовой режим казенного учреждения схож, за рядом исключений, с ранее существовавшим бюджетным учреждением.

На фоне такого сравнительного анализа очень ярко видны преимущества нового правового положения бюджетных учреждений. Во-первых, это оказание образовательных услуг. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Механизм распоряжения имуществом также разнится. Если автономное и бюджетное наделены правом распоряжаться имуществом с определенными изъятиями, о которых мы уже говорили выше, то казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться каким-либо имуществом без согласия собственника имущества. Доходы, полученные от осуществляемой деятельности, а казенное учреждение наделяется правом на осуществление приносящей доходы деятельности, поступают в бюджет, а не в самостоятельное распоряжение, как в автономных или бюджетных учреждениях. Также бюджетное учреждение в отличие от прежнего сметного финансирования, которое сохраняется теперь для казенных, финансируется в объеме государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели. К таким затратам можно отнести:

· затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,

· затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,

· затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,

· иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.

Также предусмотрен еще один «источник финансирования» – бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений.

Таким образом, механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений многоаспектен, зависит от показателей работы образовательных учреждений, от качества выполнения государственного (муниципального) задания, а это значит – напрямую зависит от качества оказываемых образовательных услуг. Приносящая доходы деятельность, которая дает возможность развиваться учреждению, также напрямую зависит от качества оказываемых им услуг.

К общим показателям качества предоставления услуги по обучению, воспитанию и содержанию деятельности в образовательных учреждениях, независимо от их типа и вида могут быть отнесены:укомплектованность кадрами; наличие качественного (с точки зрения образования) педагогического состава;доля педагогического состава, повысившего квалификацию; наличие оснащенной библиотеки (методического кабинета) образовательного учреждения; наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение ; наличие свободного доступа к ресурсам сети Интернет; охват детей горячим питанием; материально-техническое обеспечение; применение и использование различных методик и технологий обучения (в том числе и инновационных); отсутствие обоснованных жалоб обучающихся (воспитанников) и их родителей (законных представителей) на действия работников учреждения; уровень освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; полноту реализации указанных программ; уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования и т. д.

К специальным показателям качества могут быть отнесены:

а) для дошкольных образовательных учреждений – качество присмотра и ухода за детьми, обеспечение их безопасности, сохранения и укрепления физического и психического здоровья; создание условий для различных видов деятельности детей – физической, познавательно-речевой, художественно-речевой – совместной со взрослым или самостоятельной; обеспечение социально-личностного развития каждого ребенка; укомплектованность кадрами, в том числе наличие логопеда и психолога; удовлетворенность родителей качеством образования; посещение детьми групп полного пребывания; соблюдения рациона питания; заболеваемость;

б) для общеобразовательных учреждений – качество знаний (ГИА, ЕГЭ, промежуточная аттестация, результаты плановых и внеплановых проверок в рамках контроля качества подготовки), наличие органа самоуправления;

в) для учреждений дополнительного образования – количество детей, участвующих в кружках, секциях, в различных конкурсах, смотрах и фестивалях в рамках реализации программ дополнительного образования.

В качестве показателя объема (содержания государственной услуги) необходимо рассматривать количество обучающихся (воспитанников) общеобразовательных учреждений, количество детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также количество детей, посещающих кружки и секции в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования, доля обучающихся в современных условиях.

В зависимости от количества реализуемых образовательных программ определяется объем недвижимого, особо ценного движимого имущества, которым учреждение наделяет собственник. Наличие большего количества образовательных программ, которые образовательное учреждение вправе реализовывать означает больший объем образовательных услуг, которые могут быть закреплены в государственном задании и соответственно способствуют увеличению финансового обеспечения. Оптимальным способом развития в этом направлении является специализация оказываемых образовательных услуг, расширение их спектра внутри организации или в результате объединения образовательных организаций, а также образовательных организаций и учреждений культуры, науки, спорта. Повышение квалификации педагогического состава располагает к увеличению числа образовательных программ, на которые образовательное учреждение вправе претендовать в их реализации. Этому же способствует развитие собственной материальной базы за счет приносящей доходы деятельности, бюджетных инвестиций и иных «рычагов», также являющихся необходимой составляющей для разрешения на реализацию определенных образовательных программ.


Приложение

Правовой статус бюджетных учреждений до и после принятия Федерального закона № 83-ФЗ

Критерии для сравнения Бюджетное учреждение до принятия Закона № 83-ФЗ Бюджетное учреждение после принятия Закона № 83-ФЗ
Финансовое обеспечение Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации
Открытие лицевых счетов Для учета операций по исполнению бюджета бюджетными учреждениями открываются лицевые счета в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципальном образовании) Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования)
Право распоряжения имуществом Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества – необходимо согласие собственника.
Право использования средств, полученных от приносящей доход деятельности Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, после уплаты налогов учитываются в доходах бюджета. При этом бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности средства Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения
Ответственность по обязательствам Учредитель несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств Бюджетное учреждение не может быть признано банкротом и не может отвечать по долгам особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенным бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимым имуществом.
Распоряжение денежными средствами Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами Ранее у бюджетного учреждения отсутствовал запрет на размещение денежных средств на депозитах
Возможность выступать учредителем, участником иных юридических лиц Ранее не имело право. Вправе быть учредителем и участником некоммерческих организаций и
хозяйственных обществ. При этом бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.
Распространение действия Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ на бюджетные учреждения Ранее бюджетное учреждение являлось заказчиком. Бюджетные учреждения прибрели непосредственное право выступать в качестве так называемого «иного заказчика» при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В результате размещения такого заказа определяются поставщик (исполнитель, подрядчик) в целях заключения с ним гражданско-правового договора.

Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет.

Аналитическая информация по положениям Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)учреждений

Краткая характеристика принятого Федерального закона:

Государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности.

Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е.реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.

Установлены также особенности правового положения казенного учреждения,в т.ч. особенности его ликвидации.

В соответствии с указанными новыми нормами, регулирующими правовой статус учреждений, внесены многочисленные изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность банковской и бюджетной систем,сферы государственных и муниципальных заказов, защиты конкуренции, а также местное самоуправление образование, оборону, архивное и музейное дело.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки. Установлены многочисленные переходные положения, касающиеся, в частности, порядка исполнения действующими бюджетными учреждениями своих обязательств, порядка финансирования бюджетных учреждений, их создания, преобразования и ликвидации. С 1 января 2010 года до 1июля 2012 года установлен переходный период по реализации Закона. Основные нормативные акты, направленные на реализацию Закона должны быть приняты до 01 декабря 2010 года.

Отдельно статьей 31 Федерального закона № 83-ФЗ установлено следующее:

органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления необходимо:

1) принять до 1 декабря 2010 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;

2) утвердить до 1 января 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества,закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

3) обеспечить до 1 марта 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;

4) обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.


Цели принятия данного федерального закона:

Усиление имущественной самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений;

Повышение качества предоставления услуг, реализуемых государственными (муниципальными)учреждениями путем повышения требований к качеству услуг и создание конкурентной среды в сфере их оказания;

Переход на принцип финансирования государственных услуг в соответствии с государственным заданием учредители государственного (муниципального) учреждения.

Аналитическая информация по положениям Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)учреждений

Краткая характеристика принятого Федерального закона:

Государственные (муниципальные) учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности.

Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности (т.е.реализации полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры,социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и в иных сферах), для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.

Установлены также особенности правового положения казенного учреждения,в т.ч. особенности его ликвидации.

В соответствии с указанными новыми нормами, регулирующими правовой статус учреждений, внесены многочисленные изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность банковской и бюджетной систем,сферы государственных и муниципальных заказов, защиты конкуренции, а также местное самоуправление образование, оборону, архивное и музейное дело.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки. Установлены многочисленные переходные положения, касающиеся, в частности, порядка исполнения действующими бюджетными учреждениями своих обязательств, порядка финансирования бюджетных учреждений, их создания, преобразования и ликвидации. С 1 января 2010 года до 1июля 2012 года установлен переходный период по реализации Закона. Основные нормативные акты, направленные на реализацию Закона должны быть приняты до 01 декабря 2010 года.

Отдельно статьей 31 Федерального закона № 83-ФЗ установлено следующее:

органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления необходимо:

1) принять до 1 декабря 2010 года нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;

2) утвердить до 1 января 2011 года в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества,закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;

3) обеспечить до 1 марта 2011 года принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;

4) обеспечить до 1 декабря 2011 года внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.


Цели принятия данного федерального закона:

Усиление имущественной самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений;

Повышение качества предоставления услуг, реализуемых государственными (муниципальными)учреждениями путем повышения требований к качеству услуг и создание конкурентной среды в сфере их оказания;

Переход на принцип финансирования государственных услуг в соответствии с государственным заданием учредители государственного (муниципального) учреждения.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.