Задания части 2 по истории егэ. Алгоритм выполнения С7. Задания на работу с исторической картой и изображениями в ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ по истории становится более эффективной не только при тщательном изучении материала, но и при предварительном знакомстве с типичными тестами и заданиями части С. Данный раздел сайта поможет будущим выпускникам понять структуру заданий ЕГЭ и подготовить алгоритм решения самых сложных пунктов экзамена. Часть С предполагает ответ в свободной письменной форме, что достаточно сложно для учеников. Формат ЕГЭ включает вопросы по наиболее важным периодам истории России – каждое задание имеет закреплённую за собой научную область. Именно поэтому заранее ознакомленный с несколькими вариантами теста ученик способен выполнить задания на экзамене корректно.

  • - Чаще всего в части А встречаются вопросы о ключевых датах отечественной и всемирной истории, об основных положениях важнейших исторических документов и об общей направленности общественных движений. Практически все вопросы касаются истории ХХ в.
  • - Представлены тезисы ответов на задания уровня С-7 по истории. Для получения высокого балла во время экзамена необходимо взять эти тезисы за основу и на их базе составить подробное изложение событий и обосновать собственное отношение к ним.
  • - Работа с заданиями уровня С-6 предполагает, что экзаменуемый не только опишет действительный ход событий, но и объяснит, какие варианты действий существовали и почему из множества возможностей был выбран именно данный сценарий действий.
  • - Вопросы из части С-5 требуют лаконичных ответов, содержащих сравнение двух исторических явлений. Для удобства подготовки абитуриента ответы представлены в виде таблиц, однако на самом экзамене ответ следует давать в виде связного текста.
  • - Вопросы из раздела С-4 требуют кратких ответов. Абитуриент должен перечислить характерные черты общественного движения, результаты исторического события, партии, сформировавшие правительство и т. п. Ответы должны быть чёткими и исчерпывающими.
Анализ сложных заданий ЕГЭ по истории

Ковалевский Станислав Александрович

Задания части 2 ЕГЭ по истории традиционно считаются самыми сложными для выпускников, получивших среднее общее образование. Почему? Здесь стоит выявить несколько причин:

    Предъявление определенного уровня требований к индивидуальной подготовке учащегося, степени владения историческим материалом.

    Повышенная сложность заданий, требующих не только применения знаний для решения практических задач, но и понимания требований, предъявляемых к отдельным заданиям.

Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. Полное правильное выполнение заданий 20, 21, 22 оценивается 2 баллами; задания 23 – 3 баллами, задания 24 – 4 баллами; задания 25 – 11 баллами.

Задания 20 – 22 требуют от выпускника провести комплексный анализ исторического источника.

Задание № 20 требует от выпускника, как правило, либо установить принадлежность отрывка к ее автору, либо установить личность (правителя) с кем органически связан данный исторический источник. Задание № 21 предполагает непосредственный анализ источника, выявление позиции автора. Задание № 22 связывает представленный текст с историческими событиями и персоналиями.

Наш пример:

Из записок иностранца

«____________ был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони и, заставив побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и Тверское;

в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.

Ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые] стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был преграждён.

Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии ордынцев больным».

20. Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его «гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.

Ответ:

Для построения предложений на задания части 2 ЕГЭ по истории стоит использовать для конструирования ответа непосредственно вопросы, содержащиеся в заданиях. Выстраивая ответ таким образом вы всегда сможете верно указать на какую часть вопроса вы отвечаете.

- В тексте дважды пропущено имя Ивана III Васильевича.

- Большая часть его правления приходится на XV век.

- Упоминаемая в тексте «гречанка-супруга» - Софья Палеолог.

Стоит учитывать тот факт, что отвечая только на часть вопроса, вы сможете рассчитывать на 1 балл из 2 возможных, только если правильно укажите два его элемента.

21. Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор? Приведите любые три примера его успешной деятельности.

Ответ:

Стоит учитывать, что выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста.

Победа московского войска в битве при р. Шелони

Признание со стороны новгородцев Ивана III Васильевича как господина и государя, в результате чего Новгородская республика вошла в состав Московского княжества

Строительство (ремонт) новых укреплений в Москве, возведение построек на территории Москвы

Внешнеполитическое влияние на политику, проводимую Казанским ханством (установление правителей Казани, угодных Ивану III Васильевичу).

22. Следствием какого события стало освобождение Московского государства от зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял Московскому государству.

Ответ:

Освобождение Московского государства от зависимости стало следствием победы над ханом Большой Орды Ахматом в результате событий, известных нам как «Стояние на р. Угре».

Это событие относится к 1480 г.

В ходе данного события Московскому государству противостоял хан Большой Орды Ахмат.

Задание № 23 предполагает анализ выпускником представленной исторической проблемы, установление причинно-следственных связей событий, оказавших значительное влияние на историческое развитие отечественной истории.

Наш пример:

23. В первые годы царствования Александра II большинство помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права
и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания.

Ответ:

Крепостное право, как форма феодальной зависимости крестьян, тормозило экономическое развитие России. Потребность промышленности в рабочих, стало сдерживающим фактором ее развития, что и стало одной из причин отставания Росси на пути промышленного переворота от передовых стран Европы.

Значительное влияние на проведение «великих реформ» Александром II оказала и внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия в связи с поражением в Крымской войне (1853 – 1856 гг.). Рассчитывать на пересмотр итогов Крымской войны могла только сильная Россия, обладающая дееспособной, технически перевооруженной армией и флотом.

Ухудшение экономического положения крестьян, увеличение крестьянских бунтов и революционных настроений в обществе.

При решении заданий стоит учитывать, что 3 первичных балла вы сможете получить только при условии правильного ответа на каждый оцениваемый элемент ответа. При частичном решении задания – 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание № 24

Задание № 24 предполагает аргументацию собственного мнения в рамках исторической проблемы. Дискуссионная проблема требует от выпускника представить полярные точки зрения, как подтверждающие, так и отрицающие представленное в задании высказывание. Обозначенная выпускником позиция должна содержать не только оценочное суждение, но и доказательства в виде факта (фактов). Причем, и это касается всех заданий части 2 ЕГЭ по истории, выпускником может быть приведено более двух (требуемых) позиций, что не является недостатком ответа и создает определенную возможность получить максимальный балл, даже если один из аргументов не будет зачтен как верный. Стоит учитывать, что, приводя аргументы только в подтверждение или опровержение позиции, вы можете рассчитывать только на 1 первичный балл из 4 возможных.

Наш пример:

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Советско-финляндская война имела благоприятные для СССР последствия».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1) СССР получил опыт боевых действий в зимнее время, опыт прорыва глубокоэшелонированных укреплений, находящихся на лесисто-болотистой местности. Эффективность использования финскими войсками пистолетов-пулеметов в условиях боевых действий привела к возвращению данного типа вооружений в ВС СССР.

2) СССР в рамках советско-финской войны 1939 – 1940 гг. смог приобрести ряд территорий, сыгравших немаловажное значение в ходе Великой Отечественной войны. Так, контроль над акваторией Ладожского озера смог обезопасить Мурманск, находившийся вблизи советско-финской границы; установление контроля над Калерией и рядом островов Финского залива обезопасили Ленинград, являвшийся крупным промышленным центром СССР.

Аргументы в опровержение:

1) Одним из результатов советско-финской войны стало ухудшение международного положения СССР, его исключение из Лиги Наций в 1939 г. как агрессора, уменьшение внешнеторговых связей с капиталистическими странами мира (США).

2) Огромные потери советских войск в ходе советско-финской войны стало одной из причин формирования представлений о слабости советской армии, ее неспособности эффективно вести боевые действия, преодолевать линии укреплений противника, что стало следствием укрепления мнений сторонников войны с СССР в Германии (22.06.1941 – 09.05.1945 гг.).

3) Советско-финская война и ее итоги стали причиной сближения Германии и Финляндии, ее участие в ВОВ на стороне стран оси, с возвращением в 1941 году территорий, потерянных в ходе войны 1939 – 1940 гг. (до 1944 года). Карельский вопрос и на сегодняшний день является камнем преткновения во взаимоотношениях России и Финляндии.

Задание № 25

Задание № 25 – историческое сочинение. Не выполняя задание, выпускник теряет возможность получить 11 первичных баллов. Написание исторического сочинения предполагает вариативность выбора со стороны выпускника. Для успешного написания исторического сочинения обязательно стоит учитывать критерии оценивания задания:

    Указание событий (два события, явления, процесса). Это могут быть как важнейшие события данного исторического периода, так и даты текущего исторического процесса. Но, даже владея историческим материалом, не стоит перенасыщать историческое сочинение датами, т.к. в условиях экзамена (сильного волнения) вы можете совершить ошибку и лишить себя 2 первичных баллов по критерию К6 (наличие фактических событий). Т.е., указывать стоит только те даты, в которых вы не сомневаетесь.

    Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории (требуется привести две исторические личности, раскрыть их роль в указанном историческом периоде на конкретных фактах). Вместо указания в историческом сочинении десятка имен, стоит сосредоточится на подробной характеристике двух-трех ключевых персоналий, занимающих центральное место в рамках выбранного исторического периода, с указанием конкретных действий личности.

    Причинно-следственные связи (стоит указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий). Здесь вы можете указать причины событий, их влияние на дальнейшее развитие исторического процесса.

    Оценка влияния событий (оценка событий на дальнейшее историческое развитие России выпускником опирается на конкретные факты и (или) мнения историков). Например, по мнению доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова данный период …

    Использование терминологии (корректное применение понятийного аппарата со стороны выпускника).

    Наличие/ отсутствие фактических ошибок

    Форма изложения (последовательное изложение выбранного исторического периода, отдельные части сочинения логически связаны между собой).

Наш пример:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 862–– 945 гг.; 2) июнь 1762 г. –– ноябрь 1796 г.; 3) июнь 1945 г. –– март 1953 г.

В сочинении необходимо:

–– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

–– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

–– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших
в данный период;

–– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

862 – 945 гг.

В исторической науке существует несколько точек зрения о дате возникновения Древнерусского государства.

Часть ученых придерживается точки зрения, что датой возникновения Древнерусского государства является 862 год – год призвания варягов на Русь.

Это событие положено в основание Норманской теории возникновения государственности у восточных славян (основатели – Миллер, Байер). Историки считают, что только призвание варягов-руси (Рюрика, Синеуса и Трувора), т.е. внешний фактор, содействовали объединению славян. В противовес им антинорманнисты (основатель теории – М.В. Ломоносов) придерживаются мнения, что без формирования внутренних предпосылок (культурное и экономическое единство региона, социальное расслоение древнерусского общества и выделение власти) формирование государства не представляется возможным.

Часть ученых считает, что единое государство у Восточных славян возникло в 882 году в результате похода новгородского князя Олега Вещего на Киев. Причем ему пришлось убить правителей Киева – Аскольда и Дира. (Аскольд и Дир являлись дружинниками князя Рюрика, покинувшими его в 864 году, в надежде пойти на службу к Византийскому императору, но утвердившимися в Киеве в качестве князей. В истории Аскольд и Дир – первые князья, принявшие христианство после неудачного похода на Царьград в 866 году ). Будет неверным не отметить участие в походе 882 года Игоря Рюриковича. Ведь именно на Игоря и его право на власть в силу принадлежности к княжескому роду опирался Олег Вещий в споре с Аскольдом и Диром.

Создание ядра государственности привело впоследствии к тому, что и иные территории восточнославянских племен были включены в состав Киевской Руси. Так, в 843 году к Древнерусскому государству были присоединены земли древлян, в 844 г. – северян, в 845 г. – радимичей.

Кроме того, создание объединенного восточнославянского союза повлекло к усилению его международного авторитета. В 907 г. Олег Вещий смог осуществить успешный поход на Царьград, что привело Русь к заключению выгодного торгового и военного договора с одной из крупнейших империй Средневековья – Византией.

Однако не стоит и идеализировать историю Киевской Руси. При смене правителей отдельные территории в данный исторический период осуществляли попытки возвращения к независимости. Так, при переходе власти к Игорю Рюриковичу, относится попытка обособления древлян. Напряженные отношения, а также требования большей дани стали причиной гибели князя в 945 году в древлянских землях.

Объединение восточнославянских племен в единый союз позволило противостоять и внешней угрозе со стороны кочевых племен (в 965 – 967 гг. Святослав Игоревич разгромил хазар, в 1037 г. Ярослав Мудрый разгромил под стенами Киева печенегов).

В противовес объединенной Руси раздробленные княжества не смогли противостоять угрозе со стороны степи в 1237 – 1242 гг., оказавшись на долгое время порабощенными монгольскими завоевателями.

Дискуссии о времени (дате) возникновения государства у восточных славян в исторической науке не утихают и сегодня. Но, на мой взгляд, более правдивой является точка зрения члена-корреспондента АН РАН А.Н. Сахарова о том, что возникновению Восточнославянского государства способствовали как внешние (призвание варягов), так и внутренние факторы (социальное расслоение, выделение знати, развитие экономических связей в рамках торговых путей («из варяг в гречи», волжского пути).

К 1 – 2 балла - Правильно указаны два события (явления, процесса)

К2 – 2 балла - Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей

К3 – 2 балла - Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий

К4 – 2 балла - Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

К5 – 1 балл - При изложении корректно использована историческая терминология

К6 – 2 балла - В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

К7 – 1 балл - Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89&theme_guid=aa61729c7341e311a91f001fc68344c9&groupno=103&groupno=102

Http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89&theme_guid=d06ff6d27541e311b6f4001fc68344c9&groupno=154&groupno=155

«Методика работы и подготовка учащихся 11 классов к успешной сдаче ЕГЭ по истории: часть С»

Учитель истории и обществознанияЛясенко Л.А.

Наиболее трудной является третья часть теста (часть С) , включающая 7 заданий . К каждому из этих заданий необходимо написать развернутый ответ в свободной форме на специально предназначенном для этого бланке. Уровень сложности заданий, содержащихся в этой части теста, можно сопоставить уровню предметных олимпиад.

1. При подготовке к ЕГЭ особое внимание надо уделить заданиям на группировку, классификацию событий и явлений, определение хронологической последовательности.

2. Зубрежка не приветствуется, но даты учить надо.

3. Больше всего ошибок в ответах на вопросы по развитию культуры и быта, истории общественной мысли, политических партий и движений, периоду после 1945 года. Учите!

4. Продолжительность ЕГЭ по истории - 3,5 часа (210 минут). Правильно рассчитывайте силы и время!

Многие западные историки считают Советский Союз виновником развязывания «холодной войны» во второй половине 1940-х гг.

Какие другие оценки причин возникновения «холодной войны» вы знаете? Какую из оценок вы считаете наиболее убедительной? Приведите не менее трех фактов, положе-ний, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

Словарь задания С5

Альтернатива - каждая из исключающих друг друга возможностей.

Аргументация - приведение доводов, аргументов; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

Версия - одно из нескольких, отличных друг от друга изложений или объяснений ка-кого-либо факта, события.

Оценка - мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-нибудь.

Точка зрения - чье-нибудь мнение, взгляд на что-нибудь.

ЕГЭ по истории в рамках заданий С5 от-части можно рассматривать как научную дискуссию , целью которой не является «же-лезное» доказательство «правильной» идеи или демонстрация «твердости своих убеждений». Дискуссия ценится за умения обоснованно совершать выбор сре-ди различных, часто альтернативных, точек зрения, терпимо относиться к факту сущес-твования разных идей, представлений и оценок.

Алгоритм решения С5

1. Внимательно прочитать задание.

2. Переструктурировать текст задания в опорную схему:

2.1. Уточнить проблему дискуссии (проб-лемный вопрос), по возможности конкретизировать ее признаки: время обсуждения, участники, ключевые понятия («холодная война, «Великие реформы», «нэп» и т.д.);

2.2. Проверить точность сформулиро-ванной проблемы в перекрестном «дозна-нии» первого вопроса С5;

2.3. Указать, сколько других точек зре-ния требуется привести(одну или две) по данной проблеме;

2.4. По аналогии сформулировать дру-гую (две другие) точку зрения (первый этап работы);

Будьте внимательны! Носителями аль-тернативного мнения выступают предста-вители противоположных идейных тече-ний, социальных групп, враждующие сто-роны конфликтов, крайние политические партии и т.п.

Компромиссная позиция в спорном вопросе возможна в примире-нии крайних взглядов.

2.5.Проанализироватьвариативные (альтернативные) версии и выбрать одну из них для обоснования(на схеме нужную версию можно подчеркнуть или указать стрелкой - второй этап работы);

2.7. Указать, сколько аргументов требу-ется привести для аргументации выбран-ной точки зрения;

2.8. Сформулировать положения, обос-новывающиевыбраннуюточкузрения (третий этап работы).

Будьте внимательны! Аргументы в за-щиту той или иной точки зрения не долж-ны сводиться к конкретным (частным) ис-торическим примерам (фактам-событиям). В лучшем случае они должны быть проана-лизированы, обобщены и представлены с вытекающими из них следствиями, имею-щими прямое отношение к существу аргу-ментируемой позиции.

3. Познакомиться с критериями оцени-вания заданий с развернутым ответом. Сравнить эталон ответа со своим вариан-том по следующим линиям:

3.1. Элементы ответа в пункте «другие версии, альтернативные приведенной в за-дании». Возможно, что вы указали те же по-ложения, только другими словами. Важно, чтобы смысл вашего варианта ответа строго соответствовалзаданию,т.е.относился к указанной в нем проблеме дискуссии;

3.2. Наличие в вашем ответе четкого указания на выбранную для аргументации точку зрения;

3.3. Элементы ответа в пункте «привести аргументы...». Возможно, что приведены другие доводы, не указанные в эталоне от-вета. Проверьте, действительно ли все ваши аргументы относятся к данной точке зрения, убедительно защищают ее, связаны с нею объективными причинно-следственными отношениями;

3.4.Формулировкиответов впункте «другие версии...». Постарайтесь формули-ровать иные версии кратко, лаконично (суть идеи), без объяснения причин и мотивов подобных суждений, без оценок последних;

3.5. Формулировкиаргументов.Они формулируются в виде простых разверну-тых предложений:

а) на основе обобщения совокупности конкретных исторических событий, с указанием вытекающих из них следствий («От-каз СССР и под его давлением стран Вос-точной Европы от принятия плана Мар-шалла еще более углубил противостояние двух групп государств»);

б) в виде тенденций, характерных для политики: деятельности сторон с точки зрения дискутируемого вопроса («Послево-енная внешняя политика США и их союз-ников была направлена на установление своего лидерства в мире»).

С5 . Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы считаете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное вами суждение.

Версия 1 «дворянская»:

1)дворяне применяли труд временно-обязанных крестьян

2) дворяне получили высокие выкупные платежи (обобщение фактов или теорети-ческий вывод на основе анализа Положений об освобождении крестьян);

3) значительная часть дворян получили отрезки крестьянской земли(обобщение фактов или теоретический вывод на основе анализа Положений об освобождении крес-тьян);

4) дворяне остались привилегирован-ным сословием (вывод-обобщение).

Версия 2 «крестьянская»:

1) крестьяне были освобождены от кре-постной зависимости

2) крестьяне получили право распоря-жаться своим имуществом (факт, зафикси-рованный в Положении 1861 г.);

3) крестьяне получили право заключать сделки (выступать как юридическое лицо)

4) крестьяне получили право перехо-дить в другие сословия (мещан, купцов) (факт,зафиксированныйвПоложении 1861 г.);

5) в некоторых губерниях крестьяне по-лучили часть помещичьей земли (обобще-ние фактов-событий, ситуаций в отдель-ных регионах страны)

Версия 3 «компромиссная»:

1) крестьяне были освобождены от кре-постной зависимости (теоретический вы-вод-обобщение);

2)но крестьяне вынуждены были вы-плачивать выкупные платежи и нести по-винности в пользу помещиков (факт, за-фиксированный в Положении 1861 г.);

3) дворяне лишились возможности ис-пользовать даровой труд крепостных крес-тьян (теоретический вывод-обобщение);

4) дворяне получили возможность на-править выкупные платежи на перестройку собственного хозяйства (обобщений фак-тов-событий, моделируемых на основе Поло-жения 1861 г. ситуаций).

1) для боярства Романовы - потомки старинного боярского рода;

2) для казачества Михаил Романов - сын патриарха Филарета, долгое время находив-шегося в тушинском лагере и связанного с казаками;

3) для крестьянства,посадских людей Михаил Романов был «природным царем», символомнациональнойнезависимости и православной веры.

С5 . Некоторые историки утверждают, что в результате вхождения в состав Россий-ской империи среднеазиатских земель в 1860-1880-х гг. были законсервированы тради-ционные устои жизни народов, населявших эти государства.

Какие другие суждения по вопросу о последствиях вхождения Средней Азии в состав Российской империи вам известны?

Какое суждение вы считаете более убедительным? Назовите факты, положения, кото-рые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.

Ответ.

Вхождение Средней Азии в со-став Российской империи имело положи-тельные аспекты.

Во-первых, происходит обмен опытом между русскими и среднеа-зиатским населением. А это и слияние тра-диций, приобретение чего-то нового для российской культуры.

Во-вторых , меняет-ся демографическая ситуация: население растет, происходят смешанные браки.

В-третьих , это и территориальное рас-ширение Российской империи, освоение новых земель, природных богатств, что, несомненно, пополняет кладовую ресурсов (кстати, и людских ресурсов тоже). Поэто-му я придерживаюсь данной точки зрения.

Может быть приведено другое суждение, например:

В результате вхождения государствСредней Азии в состав Российской империи были проведены преобразования, менявшие традиционные устои жизни.

При выборе суждения, изложенного в задании

Сохранились существовавшие ранее государственные образования Бухарский эмират и Хивинское ханство (над ними установился протекторат России);

По-прежнему в жизни среднеазиатских обществ большое значение сохраняла местная знать;

Социальный состав местного населения мало изменился;

Сохранились многие традиционные религиозные верования;

Сохранились привычные нормы жизни, быта

При выборе другого суждения:

Отменено рабство;

Прекратились междоусобные войны;

Началось строительство путей сообщения;

Началось строительство современных оросительных систем;

Были открыты школы;

Созданы возможности для приобщения к достижениям российской и мировой культуры, взаимного культурного влияния народов Средней Азии и России;

Были проведены прогрессивные преобразования при сохранении ряда традиционных устоев жизни.

Свободные, открытые задания части С , безусловно, лучшая и перспективная форма итоговой аттестации учащихся по истории. Но разработчикам КИМов предстоит еще серьезная работа над формулированием за-даний и критериев эталонных ответов, что-бы работы выпускников представляли собой яркие индивидуальные размышления, а не добротные «статистические отчеты» или «расписания поездов» (А. Аверченко).

Спасибо за внимание!

Желаю творческих успехов и учителям, и их ученикам!

Для начала, стоит сразу развеять все иллюзии по поводу “простой” второй части. По собственному опыту сдачи ЕГЭ 2017 года могу с уверенностью сказать, что это действительно самая сложная и самая важная часть экзамена по истории, прежде всего из-за того,что единой и универсальной техники для ее успешной сдачи просто не существует. Помимо этого, нет и каких-либо клише или фраз для оформления заданий,которыми вы сможете зацепить эксперта - всё внимание будет обращено лишь на исторические факты,которые вы представите в ответе.

По поводу критериев можно сказать только то,что в данном задании они не играют такой огромной роли, как в случае с эссе, например. Это связано с тем, что в этих заданиях задействуется практически весь объем ваших исторических знаний. Подразумевается, что в определенном контексте можно подобрать такой факт или аргумент, которого может и не быть в критериях, но правильным он от этого быть не перестанет и самое главное - вы не потеряете балл.

Фактически этот раздел экзамена можно разделить на две части:

    Задания 20-22: работа с историческим текстом/документом.

    Задания 23-24: универсальные(ниже объясню почему я их так назвал).

Теперь о каждом из них поподробнее.

Работа с историческим документом

Задания 20-22 в целом не такие сложные, но их успешное написание прежде всего зависит от вашей внимательности и объема знаний.

Основное правило для 20 и 21 задания - это внимательное чтение самого задания и представленного текста. Это может быть всё что угодно в любом временном промежутке: от отрывка из берестяной грамоты X века до постановлений ЦК КПСС середины/конца XX века. Поэтому готовым надо быть ко всему. В этих заданиях вас попросят поработать с текстом и выписать оттуда нужную информацию. Лучшим советом здесь будет - подчёркивать ключевые слова: имена,годы,страны,договоры,термины. В противном случае, можно увязнуть в огромном количестве информации и не разобраться в задании,ведь представленный текст/документ всегда достаточно объемный,а ключевые слова помогут выделить основные моменты и дадут вам возможность быстро в нём ориентироваться. 22 задание также связано с текстом,но отсылается к нему лишь отчасти. В нём будет задан вопрос исключительно по тематике текста. Однако, ответ на него в тексте вы не найдете - тут от вас потребуется знание периода. Важный момент! В 50% процентах случаев в 20-м задании также могут запросить ключевую информацию по событиям и личностям из текста(годы правления,должность,названия организаций и тп), которой в нём самом не будет.

Универсальные задания

Задания 23-24 без шуток являются самыми сложными в ЕГЭ по истории,и многие люди тратят на их написание даже больше времени и сил,чем на эссе и 1 часть вместе взятые. Но все-таки так ли страшны эти задания?

Прежде всего: почему универсальные? В первую очередь из-за того,что для их успешного написания вы должны использовать все ваши навыки и знания, вашу логику(!) и умения оформить факты таким образом,чтобы они подошли под суть задания.

На первый взгляд, 23-е задание может показаться довольно простым, но это лишь “первое впечатление”. В основном в нем задается конкретная ситуация и типичные вопросы к ней: ”Перечислите три причины/назовите три личности/объясните, почему так произошло” и тп. Оно по праву считается самым коварным на экзамене, потому что зачастую заданный вопрос можно истолковать по разному.

Например: “Перечислите 3 причины легитимности установления власти Лжедмитрием I”. Казалось бы, все просто - признание его власти боярами, казаками и польскими шляхтичами. Но под этой простотой кроется особый подвох: признание Лжедмитрия со стороны польских шляхтичей с точки зрения бояр не является легитимным и наоборот, польские шляхтичи не признали бы легитимность со стороны бояр,потому что в этом историческом промежутке они были политическими соперниками. То есть, даже при наличии правильных фактов, вы рискуете вступить в противоречие с самим собой при ответе и просто потерять свой балл из-за того, что эксперт засчитает вам один ложный факт. Не рискуйте и всегда рассматривайте условия задания с конкретной стороны и позиции, потому что таких коварных уловок от составителей ЕГЭ в 23 задании встречается немало.

24-е задание

При его упоминании даже у олимпиадников и стобалльников начинают дрожать коленки. Самое времязатратное и непредсказуемое задание, на котором учащиеся теряют больше всего баллов. На первый взгляд не такое сложное - вам необходимо перечислить по 2 аргумента за и против к какой-либо ситуации. Сложность состоит в самой формулировке задания, которая может сбить с толку и повести не в том направлении. Тут основополагающим методом борьбы является ваша логика, так как каждый раз предоставленная вам ситуация будет уникальной и набить руку на похожих примерах у вас просто не получится. Вот несколько рекомендаций,как справиться с 24 заданием:

    Несколько раз перечитайте задание и разберитесь, чего от вас хотят составители

    Всегда пишите больше аргументов,чем просто 2. Вы можете написать и 5,и 8, баллы за это снижать не будут,а вероятность попадания “в яблочко” увеличится.

    При изучении материала до экзамена всегда выделяйте для себя “плюсы и минусы” важных событий и явлений. Например: в задании попросят привести аргументы за и против того, что аграрная реформа Столыпина была антикрестьянской. Соответственно,в аргументы “за” это утверждение пойдут минусы реформы,а “против” - её плюсы. Сложно будет это выделять в сплошном тексте,поэтому советую использовать таблицы и схемы.

    Факты,факты и ещё раз факты! В задании не требуется написать как можно больше слов, поэтому чем конкретнее и короче будут ваши ответы, основанные на фактах(датах,событиях,личностях) - тем лучше.

    Используйте логику! Иногда под аргументацию попадают события не столь важные и по началу кажется, что они совершенно не связаны,но помните:в истории взаимосвязано все, поэтому проводите логические цепочки от явления к явлению, от личности к личности и тогда даже в культурной сфере вы сможете найти аргумент под политическое или экономическое утверждение.

Эта статья только начинает наш цикл по подготовке к тонкостям ЕГЭ по истории. И уже в следующей статье мы поговорим о сложностях в написании эссе.

Практикум по истории России ориентирован на подготовку учащихся старших классов и выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, типичных ошибок при их выполнении и комментарии к ним. Пособие также предлагает задания для самостоятельной отработки каждого типа заданий, ответы и критерии оценивания. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ. Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе.
Что нужно знать об этих заданиях? Дадим им краткую характеристику. Задания с открытым развернутым ответом являются обязательной составной частью контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории. Они включены в последнюю часть экзаменационной работы - часть 2. Эти задания носят комплексный характер и позволяют проверить наиболее широкий круг элементов подготовки по истории выпускников средней школы. Они играют важную роль в выявлении уровней индивидуальной подготовки экзаменуемых, степени их владения историческим материалом, умения применять знания для решения поставленных задач. Такого рода задания дают возможность увидеть сильные и слабые стороны подготовки выпускников, их умений анализировать и систематизировать историческую информацию, рассуждать, обосновывать свою точку зрения и т.д.

Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе определяются на основе общего перечня требований к подготовке по истории выпускников средней школы (этот перечень является частью образовательного стандарта). Эти требования предполагают владение следующими знаниями, видами деятельности и связанными с ними умениями:
знание дат и периодизации отечественной истории
знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса;
знание исторических понятий, терминов;
знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов;
установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов;
соотнесение единых фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов;
группировка исторической информации.
систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.

Содержание
Предисловие
Раздел I. Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе
Раздел II. Задания 20-22
Примеры выполнения заданий 20-22 и комментарии к ответам
Задания 20-22 для самостоятельной работы
Раздел III. Задание 23
Примеры выполнения задания 23 и комментарии к ответам
Задания 23 для самостоятельной работы
Раздел IV. Задание 24
Примеры выполнения задания 24 и комментарии к ответам
Задания 24 для самостоятельной работы
Раздел V. Задание 25
Пример задания 25
Примеры выполнения задания 25 и комментарии к ответам
Ответы к заданиям для самостоятельной работы
Задания 20-22
Задания 23
Задания 24.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Практикум по истории, Подготовка к выполнению заданий части 2, Гевуркова Е.А., Соловьёв Я.В., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.