Кого из сыновей обнимали отцы в детстве. Процедура тестирования - Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. А) грусть, б) злость, в) нежность, г) уныние, д) отчаяние

И Н С Т Р У К Ц И Я

Различные профессии требуют различных способностей.

Настоящая методика определяет некоторые из них: Речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и другие.

Методика состоит из 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, составлено из нескольких задач, равных по трудности. Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.

не беспокойтесь, если за отведенное время вы не успеете решить все задачи данной группы.

Все задачи решайте в предъявленной очередности. не задерживайтесь слишком долго при решении каждой задачи. Все ваши ответы вносите в бланк ответов.

В данной брошюре вы не должны делать каких-либо отметок и подписей.

А теперь запишите на бланке ответов свою фамилию, возраст и другие данные.


ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПЕРВОЙ ГРУППЫ

Задачи этой группы составлены из фраз, в которых отсутствует одно слово. Вы должны выбрать из пяти возможных слов то, которое данную фразу правильно дополняет.

Приведем пример записи правильного решения на бланке ответов.

Пример 01:

Кролик больше похож на...

а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.

Правильный ответ: в) зайца, поэтому в бланке ответов для примера 01 перечеркнута буква “в”.

Другой пример:

Противоположностью надежды является...

а) печаль, б) отчаяние, в) нужда, г) любовь, д) ненависть.

В этом случае в бланке ответов должна бы быть вычеркнута буква “о”, потому что правильным ответом в этом примере является слово “отчаяние”.

В вашем бланке ответов перечеркивайте каждый раз за соответствующим номером задачи ту букву, которая обозначает правильное решение. На каждую задачу можно обозначать только одно решение. Если ошибетесь, то подчеркните ошибочно обозначенную букву еще раз так, чтобы получился крест, а одной чертой перечеркните правильную букву. Помните, что писать Вы можете только на бланке ответов.

Пожалуйста, не переворачивайте лист,

Пока не получите на это указаний!


С У Б Т Е С Т 1

Задачи 1 - 20

1. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...

а) либералом, б) анархистом, в) радикалом, г) консерватором, д) демократом.

2. Сознательное присвоение чужой идеи и выдавание ее за свою называется...

а) макетом, б) пародией, в) компиляцией, г) плагиатом, д) издевкой.

3. Сторублевая купюра имеет... см длины

а) 10 б) 15 в) 19 г) 13 д) 18

4. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов - это...

а) договор, б) обязательство, в) утверждение, г) постановление, д) компромисс.

5. Дядя... старше своего племянника

а) редко, б) чаще всего, в) всегда, г) никогда, д) иногда

6. Крамской - это...

а) поэт, б) художник, в) ученый, г) врач, д) композитор.

7. Конь всегда имеет...

а) узду, б) подковы, в) сбрую, г) копыта, д) гриву.

8. Утверждение, что “чужая душа - потемки”...

а) неправильно, б) верно отчасти, в) научно доказано, г) сомнительно, д) гипотетично.

9. Отец... опытнее своих сыновей

а) всегда, б) обычно, в) немного, г) изредка, д) принципиально.

10. Из указанных городов самый южный...

а) Саратов, б) Харьков, в) Новороссийск, г) Самара, д) Ростов-на-Дону.

11. ... не предохраняет от несчастных случаев

а) задняя фара, б) защитные очки, в) аптечка, г) предупреждающий сигнал, д) железнодорожный шлагбаум.

12. Столкновение между спорящими несогласными сторонами это - ...

а) ссора, б) конфликт, в) нарушение, г) вражда, д) противоречие.

13. Наивысшую калорийность (питательность) имеет при равном количестве...

а) рыба, б) мясо, в) жир, д) овощи.

14. Аллегория - это...

а) намеренное преувеличение, б) сочетание реального и фантастического, в) игра слов, в) иносказание, д) легкая комедия.

15. Высказывание, в котором не уверены полностью, называется...

а) парадоксальным, б) поспешным, в) двусмысленным, г) ошибочным, д) гипотетическим.

16. Влияние человека на его окружающих в большей степени зависит от его...

а) силы, б) умения убеждать, в) положения, г) репутации, д) мудрости.

17. Рокотов - это...

а) поэт, б) композитор, в) художник, г) ученый, д) изобретатель.

18. Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом... км.

а) 500 б) 1050 в) 630 д) 100

19. При равном весе... имеет большее содержание белка

а) молоко, б) яблоко, в) сыр, г) картофель, д) рыба.

20. Если мы знаем процент проигрышных лотерейных билетов, то мы можем высчитать:

а) число выигрышей, б) доход государства, в) возможность выигрыша, г) число участников, д) размеры выигрыша.

Проверьте правильность решения задач

Краткое содержание: Мужское воспитание. Роль отца в воспитании сына. Воспитание из сына мужчины. Мужской характер. Мужской мир социальных отношений. Передача отцом сыну форм мужского поведения. Отец как модель отношений с противоположным полом.

Отец как проводник в мир социальных отношений.

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации. Неслучайно в обыденном сознании существует система двойных стандартов по отношению к поведению мальчиков и девочек. Часто не только от отца, но и от мамы мальчик слышит: "Будь мужчиной!", "Ну что ты расплакался, как девчонка!", "Терпи, ты же мужчина!", "Вот посмотри на папу!" и т.д. Таким образом практически с первых дней жизни ребенок начинает усваивать набор определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать мальчик.

Упоминание отца в этом контексте не случайно, ведь именно отец вводит сына в мир социальных отношений. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения - все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических "мужских" увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, - подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых ранних лет ребенка отец должен участвовать в процессе его воспитания. В обыденном сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и полностью принадлежит матери, а отец приступает к воспитанию уже подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.

Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем - как общечеловеческих, "философских" , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика - но не единственная.

Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности.

Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Так ли важен отец?

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни.

Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.

Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

Он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык "маменькиного сынка", только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;

Мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;

Его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи - и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более - в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни мальчика. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его сына зависит не столько от тех материальных средств, которые отец вложил в своего ребенка, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.

Роль отца в воспитании сыновей и дочерей ничуть не проще, а порой даже сложнее и ответственнее, чем роль матери. Семейный и детский психолог Людмила Овсяник ранее объяснила читателям портала , каким должен быть глава семейства, чтобы . В продолжение темы – разговор о причинах и последствиях отцовских ошибок в воспитании детей.

1. Авторитарный отец воспринимает детей как маленьких взрослых, поэтому не может найти с ними общего языка. Так, он искренне недоумевает, как сущий пустяк способен довести маленького человека до слез (например, лопнувший воздушный шарик) или, наоборот, стать причиной его бурных восторгов (например, обнаруженное в дереве дупло), и поэтому не в состоянии разделить печаль и радость своего ребенка. Внутренний мир сына или дочери для такого родителя не представляет интереса.

Воспитание в «исполнении» авторитарного отца сводится к неусыпному контролю поведения ребенка, нотациям, вразумлениям и жестким требованиям: «Не ходи!», «Не трогай!», «Поставь на место!» и т.д. Идеальный родитель в его представлении – это агрессивный моралист, который на протяжении всей жизни учит уму-разуму свое бестолковое дитя, используя исключительно метод кнута. Угодить такому отцу невозможно: он легко находит, к чему придраться, а успехи и достижения ребенка оставляет без внимания, тем самым обесценивая их.

Чрезмерно опасаясь утратить свой родительский авторитет, такой взрослый постоянно внушает ребенку: «Ты должен (должна) меня слушаться по той простой причине, что я твой отец!». В редких случаях авторитарный отец способен признать, что он был неправ, несправедлив по отношению к ребенку, но мысли извиниться перед сыном или дочерью у него не возникает никогда.

У дочери авторитарного отца, которая не понимает своих желаний и потребностей и поэтому не умеет считаться с ними, велики шансы создать семью с мужчиной, склонным к физическому и психологическому насилию – домашним тираном. А сын, скорее всего, вырастет чрезмерно педантичным и исполнительным, ему будет недоставать творческой смелости и гибкости мышления. Еще одна проблема сыновей властных отцов – неумение выражать свои эмоции, чреватое психосоматическими болезнями.

2. Отстраненный отец крайне презрительно относится к «телячьим нежностям», поэтому никогда не обнимает, не целует, не ласкает ни детей, ни жену в их присутствии. Тактильная «черствость» отца особенно пагубна для девочек. Так, неудовлетворенная в детстве потребность в телесном контакте с отцом приводит к тому, что взрослая дочь испытывает затруднения в проявлении сексуальности и часто оказывается в постели с едва знакомыми мужчинами.

Отчужденность между отцом и сыном зарождается в период беременности, если взрослый воспринимает еще не появившегося на свет мальчика как соперника или переживает чувство обиды. Такой отец эмоционально недоступен для ребенка, закрыт, придирчив, враждебен, иногда даже жесток, и эта манера поведения, увы, наследуется сыном.

3. Мягкий отец из-за низкой самооценки не уверен в себе и не способен на решительные действия. Ему трудно отстаивать свои интересы, поэтому он часто жертвует ими, без «боя» соглашаясь на невыгодные для себя уступки. Считает, что худой мир лучше доброй ссоры и избегает конфликтов. Мягкий отец обычно неприспособлен в быту: даже вбить гвоздь в стену для него мудреная задача.

Если властная мать постоянно унижает супруга, держит под пятой, не считается с его мнением и интересами, она тем самым обесценивает образ мужчины в глазах детей, объясняет психолог Людмила Овсяник. В детстве дети могут стесняться своего доброго, тонкого родителя и лишь со временем, повзрослев, начинают ценить его по достоинству. Выросшую дочь мягкого отца привлекают феминные мужчины, т.е. использующие женскую модель поведения. В спутники жизни она выбирает тех мужчин, кого общество считает неудачниками. Сын с ранних лет уподобляется отцу и вырастает с убеждением, что «женщина всегда права».

4. Зависимый от алкоголя, наркотиков, азартных игр отец полностью поглощает внимание матери, которая, как правило, страдает от невротических расстройств и часто бывает раздраженной и агрессивной. В такой семье детям остро недостает родительской любви, они чувствуют себя нежеланными и ненужными. Будучи вынужденными выбирать, на чьей они стороне – зависимого отца или созависимой матери, дети нередко поддерживают непутевого родителя, потому что с ним спокойнее и комфортнее.

Начав самостоятельную жизнь, дочь отца-алкоголика, или наркомана, или игромана подсознательно будет искать зависимых партнеров. Сын может пристраститься к алкоголю или наркотикам в подростковом возрасте. Если этого не произойдет, он все равно едва ли создаст счастливую семью и станет эффективным родителем: дети алкоголиков и наркоманов убеждены, что физическое, психологическое и эмоциональное насилие по отношению к близким – естественно и нормально, иначе и быть не может.

5. Отец-трудоголик имеет глубокие проблемы в эмоциональной сфере личности: работа заменяет ему любовь, привязанность, развлечения и другие виды родственных коммуникаций. Бесконечные и безоглядные трудовые подвиги – такой же способ бегства от реальности, как алкоголь и наркотики.

Дети трудоголика горько страдают от эмоциональной недоступности и недостатка внимания родителя. Простые и естественные желания сыновей и дочерей поиграть с отцом после трудового дня, развлечься в его компании в выходной, даже поговорить о чем-то обыденном удовлетворяются в исключительных случаях. Рано или поздно дети приходят к заключению, что они попросту недостойны своего отца – не добились его любви, не оправдали возложенных на них надежд. Редкое внимание и ласку отца они начинают воспринимать как незаслуженное счастье.

Боязнь быть отвергнутыми и брошенными, зарожденная в детстве, не исчезает в зрелом возрасте. Так, дочери отцов-трудоголиков испытывают болезненную привязанность к своим избранникам, терпят всяческие унижения с их стороны (оскорбления, измены, побои) и находят оправдания самым жестоким поступкам своих партнеров. Если отец откупается от близких дорогими подарками, а его отсутствие дочери объясняют тем, что «папа зарабатывает деньги», в будущем она будет воспринимать представителей сильного пола исключительно как источник благосостояния. Построить доверительные отношения с мужчинами ей будет очень непросто.

Сыновья трудоголиков, в свою очередь, долго ищут свое предназначение и часто вырастают «непутевыми».

6. Воскресный папа должен помнить: отношение ребенка к самому себе и окружающим во многом зависит от того, какой образ приходящего отца – позитивный или негативный – будет создан матерью. Так, если женщина серьезно травмирована ситуацией развода и переживает глубокие обиды на бывшего мужа, высока вероятность того, что у дочери сформируется негативистское отношение к мужчинам, предупреждает психолог Людмила Овсяник. Сын может вырасти недостаточно эмоциональным, столкнуться с проблемой сексуальной ориентации. Поэтому ради благополучия детей бывшим супругам следует сохранять теплые отношения, говорить друг о друге только хорошее и обязательно согласовывать методы и приемы воспитания.

7. Разочарованный полом ребенка отец может нанести урон психическому развитию маленького человека. Психологи и психотерапевты убеждены: принципиально важно, чтобы родители уже в первые минуты жизни ребенка безусловно любили и принимали его таким, какой он есть, просто по праву рождения.

Чаще всего мужчины чувствуют себя обманутыми в ожиданиях, когда рождается девочка. Если отец начинает отвергать ребенка как девочку и относиться как к мальчику, поощряя мужскую модель поведения, дочери трудно понять, какова ее гендерная роль, она мучается вопросом: «Кем и какой я должна быть?» и не находит ответа. Такая растерянность опасна, ведь осознание своего пола – важная часть самопринятия и самоуважения. Также у дочери могут возникнуть проблемы с сексуальной ориентацией.

То, что отцы относятся к своим детям не по-отцовски и видят в сыновьях соперников, верно не только в отношении персонажей греческой мифологии. За годы психиатрической практики мне пришлось выслушать многих мужчин, и нередко они рассказывали мне, что не знали отеческой заботы в детстве, ибо их отцы были эмоционально недоступны, закрыты, отчуждены, придирчивы, враждебны и даже жестоки. Сколько печали, боли и гнева это пробуждает в сыновьях (и в семьях в целом)... а ведь такая манера поведения передается из поколения в поколение. И еще нередко бывает, что отец искренне стремится эмоционально сблизиться с сыном и оказывать ему поддержку во всем, но все же случаются моменты, когда он вдруг выплескивает на ребенка заряд враждебности, а затем чувствует себя виноватым и удивляется тому, сколько гнева пробудил в нем сын.

Отчужденность между отцом и сыном начинается с того, что отец испытывает обиду или чувство соперничества еще до рождения ребенка. Беременность жены может возродить негативные чувства, испытанные им в детстве. Возможно, мужчина даже заведет непродолжительный роман на стороне, чтобы подавить депрессию или ощущение бессилия. Образ беременной жены может пробудить воспоминания из детства о беременности матери и об огорчениях, которые принесла ему та беременность и новорожденный младенец.

Теперь в качестве мужа ему пришлось вновь пережить то же самое, что прежде пережил в качестве сына: он стал занимать намного меньшее место в жизни женщины, которая дарит ему тепло и заботу. Уже во время беременности она становится менее доступной: замыкается в себе, легче устает, отказывается от некоторых совместных занятий. Она все больше внимания уделяет себе и меньше ему, возможно, теряет интерес к сексу, который был для него главным средством самоутверждения и проявлением близости.

Беременность жены оживляет в мужчине испытанные в детстве и подавленные тогда гнев, враждебность и чувство соперничества по отношению к младенцу. Для будущего отца такие чувства еще более неприемлемы, а поэтому их как и прежде, необходимо скрывать. Подобно богам-отцам из греческих мифов, он боится, что этот соперник оттеснит его на задний план.

Рождение ребенка, особенно первенца, знаменует новый этап в жизни мужчины. Многих мужчин пугает ответственность за семью. Будущий отец начинает сомневаться, сможет ли он обеспечить жену и ребенка, - особенно если он не уверен в стабильности своей работы или в перспективах роста. Ощущение неадекватности в этом очередном испытании его мужественности может пробудить в мужчине иррациональные сомнения в том, что ребенок вообще от него.

Более того, его может охватить паника, чувство, что он попал в ловушку. В прежние времена уже сам брак у многих ассоциировался с "каторгой", но теперь вступление в брак и рождение детей являются независимыми решениями и отдельными этапами в жизни человека. Теперь самое сильное ощущение, что ты угодил в ловушку, ассоциируется не с самим вступлением в брак, но с рождением ребенка. Отцовство нередко влечет за собой необходимость брать ссуду в банке, оформлять страховки и на некоторое время оставаться единственным кормильцем, - и мужчине нередко приходится цепляться за нелюбимую работу или работать по совместительству, чтобы как-то сводить концы с концами. И вот, пока окружающие поздравляют супругов и суетятся вокруг беременной жены, муж нередко чувствует по поводу предстоящего пополнения семьи не столько радость, сколько ужас и тревогу.

Затем новорожденный становится центром всеобщего внимания, и во многих мужчинах снова побуждаются болезненные переживания детства. Супруга становится в большей степени матерью новорожденного, чем его женой. Как и боялся муж, ребенок оттеснил его на задний план - по меньшей мере, на время. Вскрывая посредством анализа затаенные чувства мужчин, мы обнаруживаем, что нередко они испытывают зависть к жене из-за ее способности родить ребенка и заниматься некоторое время только им или зависть к ребенку из-за его близости к телу жены - особенно если в этот период пара не живет половой жизнью. Груди, которые он так любил, теперь "принадлежат" маленькому сыну. И с появлением этого младенца пришел конец временам, когда они жили только друг для друга.

Патриархальная культура дает мало возможностей для развития крепких связей между отцами и детьми. Некогда предметом гордости мужчин было то, что они "с пеленками не возятся". Дети - в особенности сыновья - служили свидетельством мужественности отца и способом увеличить свой авторитет или реализовать амбиции, однако лично ему радости доставляли мало. Небесный Отец сам не ухаживает за ребенком, и поэтому данный архетип не может служить образцом отеческой заботы или эмоциональной близости с ребенком.

Сейчас уже достаточно многие мужчины лично присутствовали при многочасовых родовых потугах и самих родах. После общения с ними у меня сложилось впечатление, что в эти моменты у отца устанавливается глубокая связь с ребенком. Однако если эта связь все-таки не возникает и в отце не пробуждается нежность и стремление защищать младенца и жену, то этот мужчина, как правило, испытывает гнев и глубокую обиду, ибо воспринимает беременность жены и рождение ребенка как ряд лишений. Гнев по отношению к "захватчику" (особенно если это сын) и гнев по отношению к жене, которая "бросила" его ради ребенка, - эти чувства могут достигать сознания мужчины, а могут и не достигать. Когда мы обнаруживаем этот гнев во время сеансов психотерапии, обычно оказывается, что под ним лежит еще более глубокий слой: страх быть брошенным и чувство собственной незначительности.

Впоследствии отец мстит сыну, подвергая его телесным наказаниям, допуская враждебные высказывания в его адрес, высмеивая - причем обосновывается все это необходимостью приучить ребенка к дисциплине или "помочь ему стать настоящим мужчиной". Нередко отец стремится победить сына в каждой игре. Шумные забавы начинаются с веселой возни, а заканчиваются почти всегда слезами ребенка, которого потом еще и высмеивают за то, что он плачет. Когда четырех- или шестилетний малыш говорит: "Я хочу, чтобы папа не вернулся с работы", - это не обязательно является подтверждением присутствия у него эдипова комплекса. Возможно, малыш просто боится гневливого отца, постоянно вызывающего сына на состязание.

Сын, отнявший у отца часть внимания женщины и ставший объектом ревности, станет взрослым и обретет силу, а силы отца тем временем пойдут на убыль. Если отец каким-то образом не поглотит сына, -подобно тому, как это делали боги-Отцы в греческих мифах, - тот обязательно однажды станет достаточно силен, чтобы бросить отцу вызов и низвергнуть его власть.

Доктрина о первородном грехе и утверждение психоаналитического учения о том, что все сыновья хотят убить отца и жениться на матери, суть теории, оправдывающие враждебность, испытываемую обиженными Небесными Отцами по отношению к сыновьям. Представление о "необходимости" наказаний подтверждается поговорками вроде "пожалеть розгу - испортить ребенка".

Вначале сын перестает доверять, затем начинает бояться и наконец испытывает враждебность по отношению к отцу, который с самого младенчества считает своего ребенка испорченным и обращается с ним соответственно. Однако если отец заботится о сыне, играет с ним, учит его и служит для него положительным примером, дело обстоит совершенно иначе. Тогда ребенок иногда даже больше привязан к отцу, чем к матери, или иногда предпочитает бывать с матерью, а иногда - с отцом.

Нередко встречаются отстраненные Небесные Отцы. Они не жестоки по отношению к сыновьям, но эмоционально и физически недоступны. Среди моих пациентов не редкость мужчины, рассказывающие, что в детстве они жаждали внимания и одобрения со стороны отстраненного отца (вместо того, чтобы испытывать по отношению к нему враждебность, как предполагает теория эдипова комплекса). В детстве такие сыновья идеализируют своего отца и испытывают недостаток общения с ним.

Пока сын надеется, что отец по-настоящему заметит и признает его, доминирующие чувства ребенка - тоска и печаль. Гнев по отношению к отцу придет позже, когда сын оставит все ожидания и надежды на то, что отец будет относиться к нему по-отечески, и уже не будет мечтать об отцовской любви. Источником гнева может послужить также разочарование тем, что этот отстраненный отец оказался недостоин идеализированного образа, сложившегося в сознании ребенка.

Между эмоционально закрытым Небесным Отцом и его юным или взрослым сыном нередко складываются поверхностные, сугубо ритуальные взаимоотношения. Когда отец и сын оказываются вместе, между ними происходит совершенно предсказуемая беседа из серии вопросов и ответов типа "Как дела?", где не раскрывается ничего по-настоящему личного. С психологической точки зрения, такие взаимоотношения между Небесным Отцом и его сыном создают впечатление вполне комфортного отчуждения. Однако за этим фасадом может скрываться разочарование.

Когда сын чувствует, что отец видит в нем только очередной повод гордиться собой, у него может возникнуть открытая враждебность по отношению к родителю. Если ребенок чувствует, что папа совершенно не интересуется его личностью, но с удовольствием купается в лучах достижений и побед сына, отчужденность растет. Такие чувства особенно свойственны юношам, занимающимся спортом.

Брюс Огилви, автор книги "Проблемные спортсмены", первопроходец в области психологии спортсменов, описывает следующий случай. Однажды к нему обратился молодой человек, блестящий бейсболист, потенциальный кандидат в высшую лигу. Однако во время отбора игроков в высшую лигу парень вдруг сплоховал.

Он демонстрировал комиссии свое искусство. Некоторое время все шло гладко, но вдруг неожиданно для себя он отправил десяток мячей мимо цели. Я сказал ему: "Стоп. Я хочу, чтобы ты заново во всех подробностях пережил все это событие вместе со мной..." Парень стал в деталях рассказывать о каждом мяче, который он направил точно в цель, и вдруг воскликнул: "О Боже, вдруг я увидел этого сукина сына! На трибунах с правой стороны появился мой папаша". Единственное, о чем беседовал с ним отец, - это спортивные успехи. Подробно проанализировав со мной ситуацию, парень понял, что, удовлетворив свои амбиции в данной ситуации, он заодно удовлетворил бы и амбиции отца. А это было для молодого человека неприемлемо. Я могу привести тысячи таких случаев. У меня есть подобная история об отце и сыне из каждого американского города6.

Этому конкретному спортсмену не нравилось, что отца интересовали только его спортивные достижения, и юноша не захотел удовлетворять амбиции отца или его потребность разделить славу сына. Отцы очень часто ожидают, что сыновья -особенно первенцы -будут играть эту роль. Именно поэтому так приветствуется рождение мальчика (больше, чем рождение девочки). Мужчина, угощая гостей сигарами, с гордостью объявляет, что теперь у него есть "сын и наследник", который будет носить имя отца (и удовлетворять его амбиции) и который, уже в силу того, что он оказался мальчиком, доказывает мужественность родителя. Сам факт рождения мальчика удовлетворяет патриархальную потребность отца в сыне. Далее следует потребность в том, чтобы сын оправдал отцовские ожидания, - при этом никто не учитывает, что ребенок приходит в мир со своими способностями и талантами, эмоциональными потребностями, недостатками, личностными чертами и, возможно, особыми жизненными целями.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.