Кассационное представление прокурора по гражданским делам. Кассационная жалоба, представление прокурора по гражданскому делу Кассационное представление прокурора по гражданскому делу

  • 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
  • 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
  • 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
  • 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
  • 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
  • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
  • 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
  • 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
  • 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
  • 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
  • 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
  • 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
  • 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
  • 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
  • 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
  • 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
  • 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
  • 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  • 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
  • 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
  • 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
  • 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
  • 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
  • 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
  • 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
  • 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
  • 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
  • 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
  • 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  • 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
  • 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
  • 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
  • 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
  • 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.

    В кассационном порядке прокурор приносит представления на не вступившие в законную силу приговоры суда первой инстанции и приговоры (постановления) суда апелляционной инстанции. Принесение кассационного представления является не только правом, но и обязанностью прокурора. Представление может быть подано также на определение суда первой инстанции и постановление судьи по уголовному делу.

    При подготовке кассационного представления прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Кассационное представление прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Прокурор вправе приобщить к представлению дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведенных в нем доводов, однако они не должны быть подано следствием в период после постановления приговора.

    Кассационное представление подается в вышестоящий суд, что является вполне объяснимым. Объективную, а главное беспристрастную, оценку требований прокурора, очевидно, трудно ждать от суда, которым был вынесен незаконный, по мнению прокурора, приговор.

    Представление может быть отозвано до начала рассмотрения дела в кассационной инстанции.

    С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    3. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

    Статья 401.3. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.

    2. Кассационные жалоба, представление подаются на:

    1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

    2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, апелляционное определение окружного (флотского) военного суда - в президиум окружного (флотского) военного суда;

    На судебное постановление, вступившее в законную силу, за исключением судебных постановлений ВС РФ, прокурором, участвовавшим в деле, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу, при условии, что уже были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (апелляционное обжалование), может быть подано кассационное представление (ст. 376 ГПК РФ).

    С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции, а прокурор областного уровня, военного округа (флота) – соответственно в президиум областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ).

    Кассационное представление прокурора подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле (к которым, как мы знаем, согласно ст. 34 ГПК РФ относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений), непосредственно в суд кассационной инстанции и должно содержать:

    • 1) наименование суда, в который оно подается;
    • 2) наименование прокуратуры, должность, классный чин, фамилию, имя, отчество прокурора, подающего представление;
    • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    • 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    • 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    • 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
    • 7) просьбу лица, подающего представление (ст. 378 ГПК РФ).

    К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

    В связи с тем, что прокурор согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ не несет обязанности по уплате судебных расходов, кассационное представление прокурора, также, как и апелляционное представление, государственной пошлиной не оплачивается.

    Как справедливо отмечает О. В. Николайченко, в настоящий момент отсутствует легальное определение существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такие нарушения являются следствием неправильного применения и толкования норм материального права или норм процессуального права судами и, как следствие этого, – приводящие к неправильному разрешению дела .

    Кассационное представление прокурора согласно ст. 377 ГПК РФ подается:

    • 1) в президиум областного и приравненного к нему суда – на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • 2) в президиум окружного (флотского) военного суда – на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;
    • 3) в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ – на постановления президиумов областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум областного и приравненного к нему суда;
    • 4) в Военную коллегию ВС РФ – на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

    В случае если прокурор ходатайствует об отзыве кассационного представления, то согласно ст. 379.1 ГПК РФ оно должно быть возвращено без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд кассационной инстанции.

    В суде кассационной инстанции, по общему правилу, кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

    В ВС РФ кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационного представления, по не более чем на два месяца (ст. 382 ГПК РФ).

    В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ).

    Суд кассационной инстанции направляет прокурору, а также иным лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационного представления. Время рассмотрения кассационного представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационного представления с делом, не препятствует их рассмотрению (ст. 385 ГПК РФ).

    В судебном заседании суда кассационной инстанции принимают участие прокурор, подавший кассационное представление, лица, участвующие в деле, их представители, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Первым объяснение дает лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

    Если прокурор участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, то непосредственно в судебном заседании согласно ч. 4 ст. 386 ГПК РФ принимает участие:

    • 1) в президиуме областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда – прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель;
    • 2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ – должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

    При рассмотрении кассационного представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационное представление считается отклоненным (ч. 8 ст. 386 ГПК РФ).

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГИК РФ).

    При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2–3 ст. 390 ГПК РФ).

    Согласно ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе:

    • 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения;
    • 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела па новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
    • 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
    • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    • 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
    • 6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.
  • 33. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
  • 34. Задачи и направления деятельности коллегий, создаваемых в органах прокуратуры
  • Пример: Регламент коллегии прокуратуры Оренбургской области(он делан на основе Регламента ген. Прокуратуры)
  • 2.Планирование работы коллегии
  • 3.Подготовка материалов к заседанию
  • 4.Проведение заседаний коллегии
  • 5.Оформление документов коллегии
  • 6.Исполнение решений коллегии
  • 35. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
  • 36. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 37. Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля
  • 38. Основания и методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях
  • 39. Акты прокурорского наздора и требования, предъявляемые к ним.
  • 40. Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов
  • 41. Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении
  • 42. Инициирование прокурором возбуждения уголовного дела по результатам проверки, проведённой в рамках надзора за исполнением законов
  • 43. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона.
  • 44. Принятие прокурором мер по возмещению ущерба, причиненного нарушениями закона.
  • 45. Прокурорский надзор за законностью правовых актов: понятие и задачи.
  • 46. Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.
  • 47. Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке. Меры, применяемые прокурором по выявленным нарушениям закона.
  • 48. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предмет надзора.
  • 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и правовые средства.
  • 50. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  • 51. Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уго­ловных дел.
  • 52. Прокурорский надзор за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления. Меры, принимаемые прокурором по фактам выявленных нарушений законности.
  • 53. Надзор прокурора за законностью приостановления следствия по уголовным делам и окончанием предварительного следствия.?????????????????
  • 54. Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в ка­честве обвиняемого и применении мер пресечения.
  • 55.Основные средства прокурорского реагирования на выявленные факты неисполнения закона в ходе расследования уголовного дела. ??????????????????????
  • 56. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
  • 57. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 58. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности.
  • 59. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание.
  • 60. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
  • 61. Надзор прокурора за соблюдением требований режима и условий содержания осужденных и задержанных по подозрению в совершении преступлений.???
  • 62. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов исполняющих наказания не связанные с лишением свободы.
  • 63. Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением осужденных.
  • 64. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
  • 65. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнени­ем законов судебными приставами.
  • 66.Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Задачи и полномочия прокурора.
  • 67. Основания и порядок участия прокурора в предварительном слушании уголовного дела судом.
  • 68. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде. Структура обвинительной речи прокурора.
  • 70. Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных.
  • 71. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам.
  • 72. Обжалование прокурором незаконных и необоснованных решений суда по уголовным делам в надзорном порядке.
  • 73. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
  • 74. Процессуальное положение прокурора участвующего в рассмотрении судами гражданских дел.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.
  • 77. Формы участия прокурора в арбитражном процессе, его процессуальное положение и полномочия.
  • 78. Основания направления прокурором апелляционных и кассаци­онных жалоб на незаконные и необоснованные решения арбитражных судов.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.

    В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурор может принести представление в районных судах в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов Российской Федерации, принятые в первой инстанции, за исключением решений мировых судей прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

    Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебное постановление по этому делу путем принесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в гл. 39 и 40 ГПК РФ. Статья 350 предусматривает, что судебное заседание в суде кассационной инстанции проводится по правилам ГПК РФ, установленным для проведения судебного заседания в суде первой инстанции, и с учетом правил, изложенных в гл. 40 ГПК РФ. Из смысла норм гл. 40 ГПК РФ следует, что в су-

    дебном заседании в кассационной инстанции должен участвовать прокурор, участвующий в деле и принесший касса12.5. Участие прокурора в рассмотрении... гражданских дел 331 ционное представление. Однако к требованиям ст. 336, 357 и 359 ГПК РФ об участии прокурора в суде кассационной инстанции нужно подходить с учетом положений ст. 34, 35 и 45 ГПК РФ в их взаимосвязи. Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационной инстанции принимает участие:

    -≫ должностное лицо органов прокуратуры по поручению прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

    -> должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

    Из смысла ст. 359 ГПК РФ следует, что в случае, если в суде кассационной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший кассационное представление. Если прокурор участвует в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе других лиц, а сам он кассационное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу. Системное толкование ст. 350 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что, даже если прокурор не

    принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и судебном заседании кассационной инстанции.

    Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 371 и 372 ГПК РФ на определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей, в течение 10 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд кассационной инстанции. В целях выполнения установленных законом задач прокурорам, принимающим участие в судебных заседаниях, следует активно использовать возможности, предоставленные для этого ГПК РФ.__

    УДК 343.116

    АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ И КАССАЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

    APPEAL AND CASSATION REPRESENTATIONS AS THE ACTS OF PUBLIC PROSECUTOR"S REACTION

    А. А. ТЕРЁХИН (A. A. TERYOHIN)

    Рассматриваются особенности апелляционных и кассационных представлений прокурора в уголовном процессе, приводятся проблемы применения указанных актов прокурорского реагирования.

    Ключевые слова: апелляционное представление, кассационное представление, государственный обвинитель, прокурор, дополнение и отзыв представления.

    Features of appeal and cassation representations of the public prosecutor in criminal trial are considered, problems of application of the specified acts of public prosecutor"s reaction are resulted.

    Key words: appeal representation, cassation representation, the state accuser, the public prosecutor, addition and withdraw representation.

    Наиболее значимым и эффективным правовым средством, применяемым прокурором в судебных стадиях уголовного судопроизводства, является представление. Термин «представление» используется законодателем как при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами государственной власти и организациями, так и при осуществлении государственным обвинителем уголовного преследования на этапе судебного рассмотрения уголовного дела.

    В уголовно-процессуальном законе

    представление определяется как акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ.

    Вместе с тем УПК РСФСР содержал положения о том, что прокурор приносил кассационный протест на незаконный или необоснованный приговор. Апелляционный порядок рассмотрения судебных решений, не вступивших в законную силу, УПК РСФСР предусмотрен не был.

    Таким образом, на смену имевшему место в УПК РСФСР наименованию «кассационный протест» пришло наименование «кассационное (апелляционное) представление» в УПК РФ.

    Учёными советского периода, как правило, под кассационным протестом понимался акт прокурорского реагирования, составляемый должностным лицом, на которого возлагалась обязанность опротестования любого неправосудного приговора .

    По мнению М.С. Строговича, кассационный протест прокурора по своей природе представлял особый вид кассационной жалобы . Данная точка зрения подверглась резкой критике со стороны процессуалистов советского периода. Основной аргумент против такой позиции состоял в том, что участник процесса в своей жалобе ссылается на нарушения, затрагивающие его интересы или интересы представляемых им лиц, а прокурор обязан приносить протест на любой приговор, которым нарушены интересы государства, общества, права и законные интересы любого участника процесса, что прокурор добивается не только правильного разрешения дела, он стремится активно воздействовать на практику органов расследования, прокуратуры и суда, чтобы она в полной мере соответствовала требованиям закона .

    Е. Ергашев полагает, что основная причина замены одного акта прокурорского

    © Терёхин А. А., 2012 160

    реагирования другим определяется реализацией в обществе конституционного принципа независимости суда и, соответственно, упразднением прокурорского надзора за осуществлением правосудия .

    Анализ содержания норм Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» свидетельствует о том, что положения указанного закона до настоящего времени не приведены в соответствие с УПК РФ. Так, согласно ст. 36 указанного Федерального закона прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. Вместе с тем уголовнопроцессуальное законодательство дозволяет прокурору внести в вышестоящий суд только такой акт реагирования, как представление.

    В отличие от действующего уголовнопроцессуального закона, УПК РСФСР (ч. 3 ст. 478) прямо закреплял за государственным обвинителем или вышестоящим прокурором обязанность принести представление в апелляционную или кассационную инстанцию на приговор или иное судебное решение суда первой инстанции, если, по их убеждению, оно вынесено незаконно, необоснованно или несправедливо. Несмотря на отсутствие законодательного закрепления такой обязанности у прокурора в настоящее время, следует критически относиться к точке зрения отдельных авторов, согласно которой на прокуроров не возлагается обязанность приносить представление на каждый незаконный или необоснованный приговор .

    В соответствии с положениями применяемого в настоящее время закона, представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями, рассматриваются в апелляционном порядке. В кассационном порядке судом рассматриваются представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением судебных решений, вынесенных мировыми судьями.

    Вступающим в силу с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Уголов-

    но-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 433-ФЗ) в уголовное судопроизводство России по всем уголовным делам в качестве суда второй инстанции введён суд апелляционной инстанции.

    Функции кассационного суда по Федеральному закону № 433-ФЗ также кардинально изменились. Если раньше кассационная инстанция рассматривала жалобы и представления на приговоры и другие решения суда первой инстанции, которые не вступили в законную силу, то теперь по новому закону она будет рассматривать жалобы и представления на приговоры и другие решения суда первой инстанции, вступившие в законную силу.

    Поскольку представление отнесено законодателем к категории актов прокурорского реагирования, ему присущи общие признаки, характерные для родового понятия, а именно оно:

    1) выносится только уполномоченными на то должностными лицами органов прокуратуры в пределах их компетенции;

    2) выражает властное волеизъявление;

    3) изменяет уголовно-процессуальные отношения;

    4) принимается в установленном законом порядке;

    5) выражается в определённой законом форме.

    Остановимся отдельно на каждом из вышеуказанных признаков.

    1. В настоящее время право принесения апелляционного (кассационного) представления принадлежит государственному обвинителю, принимавшему участие в судебном разбирательстве уголовного дела, или вышестоящему прокурору.

    Пунктом 10.4 Приказа Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» установлено, что в случаях, если по каким-либо причинам государственным обвинителем не принесено апелляционное или кассационное представление на неправосудный приговор, определение или постановление суда, вышестояще-

    му прокурору, используя предоставленное законом право, надлежит своевременно приносить апелляционное или кассационное представление на не вступившее в законную силу судебное решение.

    Как нам представляется, вышестоящий прокурор обязан приносить апелляционное или кассационное представление в том случае, если он убежден, что судебное решение является незаконным, а государственный обвинитель не находит оснований к пересмотру судебного акта. Кроме того, вышестоящему прокурору надлежит реализовывать своё право на подачу апелляционного (кассационного) представления, когда имеются конкретные причины, препятствующие принесению государственным обвинителем представления: нахождение его в командировке, болезнь и т. п., что делает обжалование судебного решения собственно государственным обвинителем невозможным.

    При этом вышестоящим прокурором по отношению к государственному обвинителю может быть, во-первых, прокурор вышестоящего уровня прокуратуры в тех случаях, когда государственное обвинение в суде первой инстанции поддерживал прокурор - руководитель соответствующей прокуратуры. Во-вторых, в качестве вышестоящего прокурора может выступать прокурор - руководитель соответствующей прокуратуры в тех случаях, когда в качестве государственного обвинителя в суде первой инстанции выступало должностное лицо прокуратуры (например, помощник прокурора) по поручению соответствующего прокурора.

    В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2008 г. № 28 «О применении норм УПК РФ, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанции» дано разъяснение, согласно которому, «если судебное решение обжаловано и государственным обвинителем, и вышестоящим прокурором, то вне зависимости от содержания приведённых в них доводов (правовых оснований) рассмотрению подлежат оба представления при условии, что поданы они в срок, установленный законом».

    Таким образом, Верховный Суд РФ не исключает возможность одновременного принесения апелляционного или кассационного представления как государственным

    обвинителем, так и вышестоящим прокурором. В то же время, на наш взгляд, УПК РФ не допускает возможности одновременного принесения представлений на судебные решения государственным обвинителем и вышестоящим прокурором, поскольку между упоминаниями о данных лицах в ч. 4 ст. 354 УПК РФ содержится разделительный союз «или», дозволяющий осуществление названных полномочия либо государственным обвинителем, либо вышестоящим прокурором.

    Исходя из этого, должностным лицам органов прокуратуры следует вырабатывать единую позицию по уголовному делу, подлежащую отражению в представлении. В случае недостижения согласия по вопросу наличия оснований для принесения кассационного представления или его содержания между государственным обвинителем и вышестоящим прокурором по конкретному уголовному делу окончательное решение должно приниматься вышестоящим прокурором.

    Как отмечает В. О. Трофимов, в такой ситуации за вышестоящим прокурором следует признавать право отзывать апелляционное или кассационное представление либо изменять его содержание путём подачи дополнительного представления .

    Тем не менее уголовно-процессуальный закон сегодня предоставляет право отзыва представления либо его изменения только его автору (ч. 3, 4 ст. 359, ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ), из чего следует, что вышестоящий прокурор не вправе отозвать или дополнить представление, внесенное государственным обвинителем.

    Как показали результаты опроса работников органов прокуратуры, следователей, дознавателей и судей, 56 % респондентов выступают за предоставление вышестоящему прокурору полномочий по отзыву и изменению апелляционного (кассационного) представления, в то время как 44 % респондентов являются противниками предоставления вышестоящему прокурору таких полномочий.

    Данную ситуацию, на наш взгляд, можно оптимизировать, если в ч. 3 и 4 ст. 359 УПК РФ внести изменения, изложив их в следующих редакциях:

    «3. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать её до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Госу-

    дарственный обвинитель, внесший представление, либо вышестоящий прокурор вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции.

    4. Лицо, подавшее жалобу, до начала судебного заседания вправе изменить её либо дополнить новыми доводами. Государственный обвинитель, внесший представление, либо вышестоящий прокурор вправе изменить его либо дополнить новыми доводами».

    Подобные изменения также целесообразно внести в ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ, регламентирующей последствия подачи апелляционного представления в новой редакции уголовно-процессуального закона.

    2. Несмотря на то, что изложенные в апелляционном или кассационном представлении прокурора доводы подлежат рассмотрению вышестоящим судом, такое представление, по сути, содержит в себе предусмотренное законом властное предписание для суда, постановившего приговор или вынесшего иное обжалуемое решение, о необходимости направления уголовного дела в суд апелляционной или кассационной инстанции и приостановлении исполнения приговора.

    3. Процессуальное значение апелляционного (кассационного) представления состоит в том, что оно выступает поводом для возбуждения самостоятельной стадии уголовного процесса - производства в суде второй инстанции. Возбуждение апелляционного (кассационного) производства влечёт изменение уголовно-процессуальных отношений, заключающееся в возложении на участников судебного разбирательства определённых законом обязанностей и появлении у них дополнительных прав.

    В частности, суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, обязан известить о принесенном представлении и направить его копию осуждённому или оправданному, его защитнику, потерпевшему и его представителю, а также гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, если представление затрагивает их интересы. Указанные участники судебного разбирательства получают право на подачу возражений на представление в письменном виде. Помимо этого, подача представления приостанавливает приведение приговора в исполнение.

    Вышестоящий суд кассационной инстанции обязан принять кассационное представление прокурора, рассмотреть его, проверить постановленный приговор или иное обжалуемое судебное решение и вынести соответствующее решение.

    4. Представление на приговор или иное решение суда первой инстанции может быть подано прокурором в апелляционном или кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения приговора или вынесения иного решения суда. Федеральным законом № 433-ФЗ допустимый срок подачи кассационного представления установлен в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу.

    Сокращённый срок обжалования установлен для постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом. Согласно ч. 11 ст. 108 УПК РФ на данное постановление может быть внесено представление в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трёх суток со дня его вынесения.

    Из пункта 10 приказа Генерального прокурора РФ от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» следует, что пропуск по неуважительной причине установленного законом срока для принесения представления расценивается для соответствующего прокурора как дисциплинарный проступок.

    Статья 357 УПК РФ допускает восстановление пропущенного срока судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, в случае пропуска его по уважительной причине.

    Прокурорская практика показывает, что в качестве уважительной причины восстановления пропущенного срока принесения представления признается вручение копии обжалуемого судебного решения прокурору по истечении 5 суток со дня его провозглашения, а также несвоевременное изготовление протокола судебного заседания.

    Протокол судебного заседания фиксирует все действия и решения суда, а равно действия участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе судебного заседания (ст. 245 УПК РФ). Именно по протоколу судебного заседания прокурор, который

    будет участвовать в суде кассационной (апелляционной) инстанции, сможет судить о допущенных нарушениях, если он не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции. Протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан председательствующим и секретарём судебного заседания в течение 3 суток со дня окончания судебного заседания. Председательствующий обеспечивает сторонам возможность ознакомления с протоколом судебного заседания в течение 3 суток со дня получения ходатайства. Однако практические работники отмечают, что в большинстве случаев судьи не укладываются в 3-суточный срок изготовления окончательной редакции протокола судебного заседания.

    Учитывая, что внесение развёрнутых и мотивированных представлений нередко невозможно без ознакомления с протоколом судебного заседания, особенно в случае внесения представления по такому основанию, как несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, прокурор не по своей вине пропускает установленный законом срок для принесения представления или вынужденно ограничивается написанием неполного предварительного представления. В связи с этим полагаем, что несвоевременное изготовление протокола судебного заседания следует считать уважительной причиной пропуска срока обжалования и безусловным основанием для его восстановления.

    Государственным обвинителем может быть принесено апелляционное или кассационное представление не только на итоговое судебное решение (приговор, постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, постановление об освобождении лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера), но и на другие судебные решения.

    В частности, введённой Федеральным законом № 433-ФЗ ст. 389.2 УПК РФ предусмотрено, что до вынесения итогового судебного решения апелляционному обжалованию подлежат судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков её действия, о помещении лица в медицинский или психи-

    атрический стационар для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору, другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела, а также частные определения или постановления.

    К примеру, в качестве других судебных решений, подлежащих обжалованию, следует признавать: постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока, постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причинённого преступлением, либо возможной конфискации имущества, определение или постановление о проведении закрытого судебного разбирательства, определение или постановление о проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого, постановление о назначении судебной экспертизы и др.

    Исключение составляют определения или постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства:

    1) о порядке исследования доказательств;

    2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства;

    3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений или постановлений о наложении денежного взыскания.

    Данные решения суда в настоящее время не подлежат апелляционному или кассационному обжалованию. Однако в ч. 2 ст. 389.2 УПК РФ в редакции Федерального закона № 433-ФЗ указано, что такие судебные решения будут обжаловаться в апелляционном порядке одновременно с обжалованием итогового судебного решения по делу.

    5. В соответствии со ст. 363, 375 УПК РФ апелляционное и кассационное представления должны отвечать ряду обязательных требований, несоблюдение которых препятствует рассмотрению уголовного дела в суде второй инстанции.

    В качестве специфических признаков апелляционного (кассационного) представления можно выделить следующие:

    Наличие цели: восстановление нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, интересов общества и государства, устранение нарушений в деятельности нижестоящих судов;

    Государственный обвинитель (вышестоящий прокурор), как правило, подаёт апелляционное или кассационное представление в интересах иных представителей стороны обвинения (потерпевшего, гражданского истца). Однако возможны ситуации, когда государственный обвинитель будет защищать интересы подсудимого от незаконного, необоснованного или несправедливого судебного решения. Это может иметь место в случаях, когда суд в обвинительном приговоре указал на квалифицирующие признаки, которые не вменялись подсудимому в вину, когда было назначено наказание, превышающие предложение стороны обвинения, а также в случае неправильного применения судом уголовного закона.

    Как правильно отмечал М. И. Бажанов, кассационный протест прокурора считался одним из основных процессуальных средств исправления судебных ошибок и обеспечения прокурором в кассационной инстанции законности и обоснованности выносимых судами первой инстанции приговоров .

    С учётом изложенного, апелляционное (кассационное) представление прокурора можно определить как облеченное в установленную законом форму и содержащее властное волеизъявление процессуальное действие, в котором прокурор в определённом законом порядке даёт оценку законности

    деятельности суда первой инстанции по рассмотрению уголовного дела с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов участников уголовного процесса, интересов общества и государства, устранения нарушений в деятельности суда.

    1. Скорик Н. В. Прокурор в стадии кассационного производства в советском уголовном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

    Харьков, 1967. - С. 10-12 ; Бажанов М. И., Басков В. И., Гинцбург В. Т., КоршикМ. Г. Протест прокурора по уголовным делам. -М., 1966. - С. 128 ; Басков В. И., Темуш-кин О. П. Прокурор в суде второй инстанции по уголовным делам. - М., 1972. - С. 31-41.

    2. Строгович М. С. Проверка законности и обоснованности судебных приговоров. - М., 1956. - С. 148-149.

    3. Темушкин О. П. Организационно-правовые формы проверки законности и обоснованности приговоров. - М., 1978. - С. 145 ; Скорик Н. В. Указ. соч. - С. 11 ; Пономаренко Л. Г. О правовой природе кассационного протеста по уголовным делам // Проблемы правоведения. - 1989. - № 50. - С. 115-119.

    4. Ергашев Е. Представление как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. - 2007. - № 4. -С. 111.

    5. Крюков В. Ф. Уголовное преследование в судебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. - Курск, 2010. - С. 124. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    6. Трофимов В. О. Полномочия прокурора и их реализация в состязательном уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. -С. 135.

    7. Бажанов М. И. Протест прокурора по уголовным делам. - М., 1966. - С. 128.

    Статья 377. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

    2. Кассационные жалоба, представление подаются:

    1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

    2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;

    3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

    4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

    3. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного су

    Статья 378. Содержание кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

    1) наименование суда, в который они подаются;

    2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

    3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

    4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

    5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

    6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

    7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

    2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

    3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

    4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.

    5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

    6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

    7. К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины

    

    Copyright © 2024 Информационно-справочная система.