Успехи современного естествознания. Зачем решили засекретить данные об имуществе высших чиновников? Создается реестр коррупционеров

Госдума в четверг приняла во втором чтении пакет поправок в закон о государственной охране, которые позволяют засекречивать персональные данные охраняемых лиц и информацию о членах их семей.

Законопроект был внесен в Госдуму президентом в феврале и изначально ничего подобного не предусматривал. Но ко второму чтению в документе появился пункт 14.1: обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию по федеральным законам. Автор этой поправки – председатель комитета по безопасности Василий Пискарев – считает, что в ней нет ничего принципиально нового: просто предусмотрели стандартные меры госзащиты для судей, у которых до сих пор таких гарантий не было.

Поправки означают, что из всех публичных реестров – ГИБДД, Росреестра, ЕГРЮЛ, ФССП, ФНС и т. п. – может быть исключена любая информация о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, председателях Следственного комитета, обеих палат парламента, Верховного и Конституционного судов и членах их семей, говорит замдиректора «Трансперенси интернешнл Россия» Илья Шуманов. На законодательном уровне нет определения члена семьи, констатирует он, а значит, закон могут применять произвольно, исключая из публичных реестров информацию хоть о двоюродных племянниках высокопоставленных чиновников.

И это сильно сокращает возможности для антикоррупционного мониторинга высокопоставленных лиц, предупреждает Шуманов.

Под государственной охраной находятся отнюдь не только чиновники – по закону президент вправе своим решением предоставить ее другим должностным лицам и иным гражданам. Госохраной пользуется, например, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напоминает Шуманов. Полный перечень находящихся под охраной лиц – тайна.

Это не первая попытка засекретить данные, находящиеся в публичных реестрах. В 2015 г. ФСБ разместила на портале проектов нормативных правовых актов законопроект, предлагающий закрыть информацию о персональных данных владельцев недвижимости в ЕГРП, а также о владельцах водного и воздушного транспорта. Доступность таких сведений негативно отражается на применении отдельных мер по государственной защите, объясняли авторы законопроекта. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу, но в Госдуму она так и не была внесена: инициативу решили «притормозить» как минимум до избрания нового созыва Думы, говорили тогда «Ведомостям» два федеральных чиновника. К тому же законопроект ФСБ раскритиковал Минюст, настаивавший, что такое нововведение ставит под угрозу сложившуюся систему защиты права собственности.

Распространенный прием, когда в виде поправок ко второму чтению в законопроекты вносятся концептуально новые положения, говорит бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Происходит все стремительно, буквально в режиме спецоперации, иногда законопроект вносится в повестку уже в ходе пленарного заседания, прямо с голоса, вспоминает он: выясняется, что заключение профильного комитета было получено накануне путем письменного опроса депутатов. Смысл такого приема – в том, чтобы не оставить времени на обсуждение инициативы, ее и изучить-то толком не успевают, говорит Гудков, именно таким образом появился закон о запрете усыновления российских детей гражданами США.

На самом деле данные об имуществе крупных чиновников уже давно вымарывают из реестров, сетует Георгий Албуров из Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Например, из документов Росреестра исчезли имена сыновей генпрокурора Юрия Чайки, дочери министра обороны Сергея Шойгу, данные о владельцах имения секретаря Совета безопасности Николая Патрушева в Серебряном бору. Даже несчастная квартира в 50 кв. м, которая была записана за Кириллом Шамаловым (СМИ называли его зятем Путина. – «Ведомости»), теперь принадлежит «физическому лицу».

Никаких законных оснований удалять данные о собственниках из базы Росреестра нет, но во всех исковых заявлениях к нему с требованием предоставить информацию суды ФБК отказывали, вспоминает Албуров, со ссылкой на то, что интересы заявителей не затронуты. Данные о квартирах высокопоставленных чиновников у ФБК уже собраны, продолжает он, а новые крупные объекты недвижимости на рынке заметны, их нетрудно отследить и сравнить метраж проданной квартиры с данными, которые появляются в декларациях чиновников.

Поправки в закон о госохране в феврале предложил президент Владимир Путин и сегодня они были одобрены депутатами в третьем окончательном чтении.

У ФСО появятся дополнительные полномочия по защите персональных данных находящихся под охраной лиц. Формулировки закона дают возможность фактически засекретить информацию об имуществе представителей властной верхушки. Эксперты полагают, что это приведет к исчезновению из общедоступных реестров информации о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, руководителе СК, спикерах парламента и председателях судов, а также сведений об их близких. Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Василий Пискарев ранее пояснял, что под запретом окажется только информация о местах проживания VIP-ов. Так их якобы хотят защитить от возможных угроз, например терактов. Со слов депутата, декларировать объекты, находящиеся под охраной первые лица будут по-прежнему.

Кроме того, ФСО предоставляется право «временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на трассах проезда объектов государственной охраны». Тем не менее, антикорррупционные расследования – с использованием открытых данных, дронов с фотокамерами и прочими устройствами, видимо будут затруднены. Кстати, самим сотрудникам госохраны после подписи документа президентом предстоит поголовно пройти дактилоскопическую регистрацию. Всем работникам службы запретят сообщать в прессе и в соцсетях о принадлежности к ведомству, постить фотографии и видео со своими изображениями и изображениями сослуживцев. ФСО также сможет бесплатно использовать аэропорты, посадочные площадки для вертолетов, морские и речные порты.

Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан главой государства. В марте Владимир Путин уже наделил ФСО правом изымать земельные участки для нужд службы. О таких полномочиях ранее просила и Федеральная служба безопасности.

В Трансперенси Интернэшнл пока не знают, как будут справляться с ограничениями, которые вводит новый закон, - рассказал «Эху"юрист организации Дмитрий Утукин.

Принятый ГД в третьем чтении закон о полномочиях ФСО, предусматривающий защиту персональных данных охраняемых службой лиц, позволит скрывать от граждан доходы и активы наиболее высокопоставленных чиновников страны. Такое мнение в эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказал редактор отдела расследований «Новой Газеты», лауреат Пулитцеровской премии этого года за расследование на основе «Панамского архива» Роман Анин.

«У нас под охраной ФСО находятся первые лица государства. Это направлено не на то, чтобы этих людей защитить, а на то, чтобы общество не узнало об их коррупционных нарушениях», - считает журналист.

«Безусловно, мы теперь не узнаем чем владеет семья президента, чем владеет семья премьер-министра, чем владеют охранники президента и прочие лица, которых охраняет Федеральная служба охраны», - пояснил он. «Если жена какого-то высокопоставленного чиновника занимается бизнесом и владеет недвижимостью стоимостью в сотни миллионов долларов, то мы об этом просто не узнаем и не узнает об этом общество».

Р.Анин подчеркнул, что достать подобные засекреченные сведения для журналистов занимающихся расследованиями будет по-прежнему возможно. Однако освобождение чиновников от необходимости отчитываться перед гражданами, по его мнению, отсылает к прошлым векам, а государственных лиц превращает в «касту неприкасаемых, про которых нельзя ничего говорить, нельзя ничего знать и нельзя ничего писать».

1

Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции в государственной сфере является ужесточение мер финансового и иного контроля к лицам, уполномоченным на выполнение государственных и других, приравненных к ним функций. В настоящее время такие меры хоть и в недостаточной степени, но все же предусмотрены в рамках действующего законодательства.

Госслужащие в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в обязательном порядке должны подавать декларацию о своих доходах имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей .

Установление такой обязанности для государственных служащих имеет целью воспрепятствовать занятию государственными служащими предпринимательской и иной, несовместимой с государственной службой деятельностью. Государство обязано знать о доходах своих чиновников и, если доходы эти несоизмеримы с реальным заработком государственного служащего, то есть все основания предполагать об их незаконном происхождении. Декларирование доходов, кроме того, способствуют своевременному и правильному налогообложению государственных служащих.

Впервые положение о декларировании доходов государственного служащего и членов его семьи, в целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, было закреплено в указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществ» .

Со временем, это положение, а также порядок предоставления указанных сведений изменился, что связано с усилением антикоррупционной деятельности государства и проблемами практического характера, не позволяющими эффективно проконтролировать предоставляемые сведения. Этому не способствовало и то, что такая информация носила служебный характер, что значительно снижало потенциал данного инструмента воздействия на служащих, так как не обеспечивало обществу возможности участвовать в данном виде контроля. В печати публиковались декларации только некоторых должностных лиц государства. Однако, на сегодняшний день декларирование доходов как инструмент противодействия коррупции требует своего дальнейшего совершенствования, так как существующие правила о предоставлении декларации и механизм проверки достоверности указанных в ней сведений по - прежнему не позволяет реализовать потенциал данной меры в полном объеме.

Так, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, на которых распространяется действие статьи 8 указанного закона, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

На наш взгляд, такой контроль должен осуществляться независимым органом, а не представителем нанимателя. Таким органом может быть, например, Ассоциация юристов России, общественная палата Российской Федерации, которая создана в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти, или представители гражданского общества, специально привлекаемые для осуществления выборочной проверки представленных государственными служащими сведений, вызывающие сомнение.

Норма закона, обязывающая предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах несовершеннолетних детей государственного служащего представляется нам несовершенной, так как исключает из этого перечня совершеннолетних детей государственного служащего, тем самым оставляя достаточно широкие возможности сокрытия доходов и перевода имущества и имущественных обязательств на ближайших родственников, каковыми являются совершеннолетние дети. Целесообразно расширить этот круг и за счет таких ближайших родственников как родители, братья и сестры. Обосновывается это тем, что обязанные декларировать доходы лица стремятся перевести на своих ближайших родственников фактически принадлежащее им имущество либо источники доходов. Кроме того, они протежируют своим родственникам, создают им благоприятные условия для коммерческой и иной деятельности, а отсутствие возможности осуществить проверку доходов ближайшего окружения лиц, представляющих сведения о доходах, не позволяет выявить незаконность характера такого содействия в продвижении бизнеса в силу латентного характера таких действий.

Следует обратить внимание, что в законе появилась норма о необходимости предоставления сведений о доходах не только действующими чиновниками, но и претендентами на эти должности. Однако, было бы правильным распространить данные нормы и на госчиновников, ушедших со службы. Такая обязанность должна быть увеличена до 5 лет. Повод для этого есть. Многие чиновники, едва заканчивается двухгодичный срок, с момента ухода со службы и прекращается действие требования о представлении сведений о доходах, тут же без всякого опасения обнаруживают свои припрятанные накопления, переоформляют принадлежащее им и оформленное на подставных лиц имущество. Безусловно, что информация эта не должна получить широкой огласке, и введение законодателем положения об ограничительном характере указанных сведений является справедливой. Однако при проведении проверки достоверности представляемых сведений в декларации должна быть легко доступной для проверяющих и представляться им по первому требованию в порядке, установленном законодателем.

По-прежнему остается не проработанным вопрос о взаимодействии с зарубежными организациями, в частности банковскими и кредитными учреждениями относительно счетов российских государственных служащих, а также имуществе, находящемся за границей.

Организация контроля над доходами и расходами должностных лиц должна составить одну из первоочередных и ближайших задач в организации системы общесоциального предупреждения коррупции в органах государственной и муниципальной власти, а соответственно необходимо использовать любой способ предупреждения и устранения коррупционных рисков. Следует заметить, что во всем цивилизованном мире контроль над доходами и расходами является общепринятой нормой.

Список литературы

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21 .11.11 г. N 329-ФЗ) // Парламентская газета от 31 декабря. - 2008. - №90.

2. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 12.01.2010) // Российская газета. - 20.05.2009. - №89, (утр. силу).

Библиографическая ссылка

Дорогова Ю.А., Лоткова Е.Г. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 210-211;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30008 (дата обращения: 02.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Согласно закону, теперь органы госохраны имеют право «принимать меры по защите персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей». Обработка таких данных осуществляется с согласия чиновников и (или) с согласия органов государственной охраны «за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами».

Кроме того, сотрудники ФСО получили право «на безвозмездной основе использовать аэропорты, аэродромы, вертодромы, посадочные площадки, морские, речные порты независимо от их организационно-правовых форм собственности, а также получать на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения».

Если ранее служба госохраны могла для своих нужд перекрывать улицы и дороги, то теперь в этот перечень добавились трассы.

Также закон описывает правила демонстрации и применения сотрудниками ФСО физической силы, специальных средств и оружия.

«В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники органов государственной охраны при отсутствии либо невозможности (нецелесообразности) применения специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства (в том числе транспортные)», - отмечается в новом законе.

При этом работников ФСО ограничили в возможности присутствия в соцсетях. В частности им запрещено «размещать в СМИ, в сети «Интернет» информацию (в том числе фото-, видеоматериалы и другие материалы) о себе, других сотрудников (…), позволяющую раскрыть принадлежность к органам государственной охраны, о своей служебной деятельности».

Напомним, ранее глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев разъяснял, что по закону секретной станет информация о местах проживания и временного пребывания чиновников и их родственников для их безопасности. На декларации о доходах запрет не распространяется. В то же время, по мнению депутата ГД от фракции КПРФ Алексея Куринного, принятый законопроект позволит скрывать имущество чиновников от общественного и журналистского контроля. Коммунист также замечал, что перечень лиц, на которых распространяется действие закона, не определен.

Недавно антикоррупционная организация Transparency International опубликовала расследование об обнаружении незадекларированной квартиры в Донецке. Жилье, судя по сопоставлениям фактов из открытых источников, проведенных агентством, может принадлежать Наталье Поклонской. Депутат в ответ заявила, что намерена направить запрос в Генеральную прокуратуру для проверки антикоррупционного агентства по фактам клеветы и злоупотребления полномочиями. Публичный конфликт между депутатом и Transparency произошел после того, как Поклонская предложила провести проверку Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального и российского отделения Transparency International, потому что «на воре и шапка горит».

В апреле прошлого года Transparency International опубликовала расследование о квартире вице-премьера Дмитрия Рогозина. Активисты заподозрили, что в результате сделки по обмену десятикомнатной квартиры на Староволынской улице в Москве на квартиру в Большом Тишинском переулке от государства были скрыты около 37 миллионов рублей налогов. После того, как его адрес был обнародован в публикации TI, вице-премьер Рогозин принял решение переехать на съемное жилье «по соображениям безопасности».

В начале марта этого года Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал фильм и расследование о премьер-министре Дмитрии Медведеве. В 50-минутном видео рассказывается о «секретных активах» бывшего президента России и сети некоммерческих фондов, которые владеют многомиллиардными объектами недвижимости. Официального расследования по фактам, изложенным в видеоролике, инициировано не было. Спустя месяц Медведев назвал «чушью» содержание фильма Навального. Затем Генпрокуратура заявила, что не обладает полномочиями по проверке изложенных в фильме сведений. В России было проведено две оппозиционные акции «Димон ответит», на которых граждане требовали ответов по фактам, изложенным в ролике ФБК. На обеих акциях - 26 марта и 12 июня - по всей России были задержаны сотни человек.

В апреле телеканал «Дождь» и портал «Медуза» опубликовали расследования, согласно которым, спикер Госдумы Вячеслав Володин и депутат Николай Панков построили себе усадьбы в Смоленской области.

Безусловно, надо охранять тех, кто осуществляет государственную власть и имел или имеет доступ к государственной тайне, но какие есть основания скрывать от единственного источника власти в стране, многонационального народа, то, чем обладает чиновник, согласившийся служить народу?

Дела с губернаторами, что под следствием или уже осуждены, доказывают, что при «чистых, как слеза» декларациях, они обладают имуществом, которое не смогли бы приобрести на свои зарплаты и за сто лет службы.

А от кого скрывать собираются то, чем похваляются друг перед другом большинство чиновников, депутатов их жёны и родственники?

Народ видит, в каких квартирах чиновники живут, какие дома и дачи имеют за рубежом, какие яхты чиновников заходят в иностранные порты.

Каждый день россияне видят, что на работу служащие полиции и иных силовых ведомств, приезжают на авто, что выше их годового заработка.

Интернет сегодня позволяет узнать почти всё об имуществе чиновника.

А сотрудники оперативных служб сегодня наделены такими мерами, которые без особых усилий, обойдут все секреты и узнают не только о том, чем обладает чиновник, но и на что тратит «заработанное».

Однако эта информация пятый год остаётся невостребованной.

Только к губернатору Хорошавину, был применён п.п. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, позволивший вернуть государству, всё то, что у него губернатор сумел похитить.

Остальные осужденные, что похитили миллионы и миллиарды, получили только наказания, иногда и условные.

И при таких обстоятельствах Госдума расширила полномочия Федеральной службы охраны (ФСО), приняв закон в третьем чтении.

Спецслужбы смогут скрыть персональную информацию о первых лицах, находящихся под их защитой. Речь идет о банковских счетах, недвижимости, включая зарубежную, и месте проживания членов семьи чиновника.

Некоторых депутатов такой закон удивил. - Фактически, принимая этот закон, мы исключаем из-под общественного, журналистского контроля имущество, - воспротивился коммунист Алексей Куренный.

Но зампред думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный дал пояснения. - Вся информация, указанная в антикоррупционном законодательстве, будет публиковаться. В открытом доступе будут сведения о доходах, транспорте, домах и квадратных метрах.

Действительно, чего испугались? Применение пп. 8.п.2 ст. 235 ГК РФ напрямую зависит от того, найдёт ли в декларациях чиновника Администрация В. Путина обман и направит ли материалы Генеральному прокурору. Пять лет действия в стране названной нормы доказывают, отыскивают обман в декларациях с большим трудом. К вороватым чиновникам данная норма применялась не более 20 раз. Щадит своих назначенцев глава государства. Но при таком государственном управлении жить становится грустно, несмотря на все усилия В. Путина заказать в России праздник.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.