Полномочия и организация деятельности конституционного суда российской федерации. Судебная система России: Конституционный Суд Российской Федерации Конституционный суд структура и организация деятельности

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда РФ с проведением слушаний, а в случаях, указанных в Законе о Конституционном Суде, также без проведения слушаний.

Конституционный Суд РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного Суда РФ, установленные Конституцией РФ, Законом о Конституционном Суде, а также:

  • 1) принимает послания Конституционного Суда РФ;
  • 2) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
  • 3) принимает решения о представлении судьи Конституционного Суда РФ к награждению государственной наградой РФ, в том числе присвоению ему почетного звания РФ, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей Конституционного Суда РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
  • 4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда РФ.

Разрешение дела без проведения слушаний осуществляется в заседании Конституционного Суда РФ.

В частности, Конституционный Суд РФ может проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу что:

  • 1) оспариваемые положения закона аналогичны нормам, ранее признанными несоответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ;
  • 2) подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Производство в Конституционном Суде РФ осуществляется на основе принципов независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, непрерывности судебного заседания, государственного языка судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде.

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченными лицами.

Участниками процесса в Конституционном Суде РФ считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

  • 1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
  • 2) органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
  • 3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон но должности могут выступать: руководитель органа, подписавшего обращение в Конституционный Суд; органа, издавшего оспариваемый акт; любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом, а также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи.

Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя не препятствует рассмотрению дела, кроме случаев, указанных в законе.

Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.

Решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей.

В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ именуется постановлением.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно и не подлежит обжалованию. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральными законами.

Решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, а также органов и лиц, которым оно было направлено.

Официальным изданием Конституционного Суда РФ является "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации".

Местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ является город Санкт-Петербург.

Конституционный Суд РФ может провести заседания в другом месте, когда сочтет это необходимым.

В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда РФ с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, содействия в осуществлении Конституционным Судом РФ своих полномочий создается представительство Конституционного Суда РФ в городе Москве.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г.)

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

Толкование Конституции Российской Федерации;

Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

Утверждение посланий Конституционного суда;

Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

Федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

Договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

Вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

Представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.

КС РФ – судебный орган конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены КРФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О КС РФ». Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. КС РФ вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.

Предложения о кандидатах на должности судей КС РФ могут вноситься Президенту РФ членами СФ и депутатами ГД, законодательными органами субъектов РФ, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. СФ рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента РФ. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом РФ в СФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья КС РФ назначается на должность сроком на 15 лет (назначение на второй срок не допускается). Он считается вступившим в должность с момента принесения присяги. Судья КС РФ не может занимать государственные или общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Гарантии независимости судьи КС РФ обеспечиваются его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, обязательностью процедуры судопроизводства, запретом вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантией безопасности.

Полномочия судьи КС РФ могут быть приостановлены: если в отношении него возбуждено уголовное дело; если он по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. КС РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению.

Полномочия судьи КС РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность; истечения срока полномочий; личного заявления об отставке; утраты гражданства РФ; вынесения в отношении него обвинительного приговора, совершении проступка, порочащего честь и достоинство судьи; неучастия его в заседаниях; неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности в течение длительного времени (не менее 10 месяцев).



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Организационными формами деятельности КС РФ по разрешению споров отнесенных к его ведению являются пленарные заседания и рассмотрения дел палатами Суда. Организация деятельности Конституционного суда тесно связана с его внутренней структурой.

Организация деятельности суда и его пленарных заседаний

Как известно, на пленарных заседаниях рассматриваются исключительно важнейшие вопросы, отнесенные к ведению КС РФ. На пленарных заседаниях КС РФ присутствуют все судьи независимо от того, в какой палате суда они служат. Рассматриваются вопросы о Конституциях и уставах республик РФ, о назначении Председателя суда, его непосредственного заместителя и судьи-секретаря. Более полный перечень вопросов, отнесенных к рассмотрению Пленумом, указаны в ФКЗ о Конституционном Суде РФ. На Председателя и его заместителя возлагаются управленческие и организационные функции: подготовка к пленарным заседаниям, представление КС в отношениях с органами госвласти, общественными организациями и иными объединениями, выступает от имени суда, руководит аппаратом суда.

Правила и организация конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство основывается на нерушимых принципах:
  1. коллегиальности;
  2. гласности;
  3. независимости;
  4. устности в процессе разбирательства;
  5. непрерывности в процессе судебного разбирательства;
  6. состязательности сторон;
  7. равноправия сторон;
  8. использования русского языка.
Конституционный Суд принимает к производству исключительно те дела, которые могут быть им рассмотрена от субъектов, имеющих на это право. Суд не имеет право на свое усмотрение начать какие-либо разбирательство. Суд начинает процесс судопроизводства исключительно на основании:
  1. запроса;
  2. жалобы;
  3. ходатайства.
Основанием для подачи какого-либо из вышеперечисленных документов в КС РФ может быть вопрос о конституционности какого-либо нормативного акта, о возможном нарушении конкретного гражданина его прямых конституционных прав и т.д.

Все обращения, которые направляются в КС РФ тщательно проверяются на соответствие требованиям буквы закона о КС РФ и регистрируются непосредственно Секретариатом КС. Далее, Председатель назначает одного или несколько судей, которые изучают обращение и готовят доклад по нему на пленарное заседание. На пленуме дается заключение. В результате Суд принимает решение о дальнейшей судьбе обращения: принять к рассмотрению или же отказать в нем. Если обращение принято к рассмотрению, то первое слушание не может быть назначено позднее одного месяца от момента принятия.

В заседании КС в качестве участников процесса могут быть привлечены непосредственно стороны, их представители, квалифицированные эксперты, осведомленные свидетели и даже переводчики. Стороны обладают абсолютно равными процессуальными правами.


Что рассматривает конституционный суд? Вопрос, который возникает у людей, готовых обратиться в КС по поводу нарушения конституционных норм и законов. В принципе, одно название с123

Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда. Персональный состав не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. В планерных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда РФ, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель Конституционного суда РФ исполняет следующие обязанности:

1. Руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда РФ, созывает их и председательствует на них;

2. Вносит на обсуждение Конституционного суда РФ вопросы, надлежащие рассмотрению в пленарном заседаниях и заседаниях палат;

3. Представляет Конституционный суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по умолчанию Конституционного суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

4. Осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда;

5. Осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным Конституционным законом и Регламентом Конституционного суда РФ.

В регламенте на основе Конституции РФ и Федерального Конституционного закона устанавливается: определения персонального состава палат Конституционного суда РФ; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; некоторые правила процедуры и этики в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном суде РФ; требования к работникам аппарата Конституционного суда РФ.

Полномочия Конституционного суда РФ

В соответствии со ст. 128 Конституции, на всей территории России Конституционный суд РФ уполномочен:

  1. Разрешать дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; Конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  2. Разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ;
  3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или надлежащего применению в конкретном деле;
  4. Давать толкование Конституции РФ;
  5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;
  6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ Федеральным договором, Федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении Конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Судебная власть: понятие и основные функции.

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть - это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти - разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Одна из важнейших функций судебной власти осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

· рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

· проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

· рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

· проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

· обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений;

· разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

· разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

· реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.