Понятие и правовое регулирование договора контрактации. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве в рамках договора контрактации в российской федерации. Понятие и признаки договора контрактации

Договор контрактации регулирует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья. Договор контрактации - один из видов купли-продажи, тесно связанный с договором поставки. К отношениям по контрактации применяются нормы о договорах поставки (п.

2 ст. 478 ГК). Наряду с ГК отношения по контрактации регулируются рядом отдельных нормативных актов, применяемых чаще к поставке конкретной сельскохозяйственной продукции. Следует отметить, что такого рода нормативные акты чаще регулируют отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции для нужд государства. Особенностью этих договоров контрактации является участие государства в лице уполномоченных органов в качестве стороны-заготовителя. Это, например: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 апреля 1993 г. N 279 "О закупке сортовых и гибридных семян зерновых, зернобобовых, масличных культур и трав в государственные ресурсы из урожая 1993 года"; Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке заготовок зерна для государственных нужд урожая 1994 года"; Распоряжение Премьер-Министра Кабинета Министров Казахской ССР от 19 апреля 1991 года N 62-Р " О сдаче племенного скота" и др.

Договор контрактации является возмездным, консенсуальным и взаимным.

Отличие же от других видов купли-продажи, в том числе и от договора поставки, состоит в субъектном составе и предмете.

В соответствии со ст. 478 ГК в договоре контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Следовательно, сторонами договора контрактации продавцом является производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель-контрактант. В качестве поставщиков выступают сельскохозяйственные организации - фермы, товарищества и т.п., в качестве - покупателей предпринимателизаготовители. По мнению некоторых авторов, государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации.1 Данное мнение, на наш взгляд, является спорным, так как возможны случаи закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, тогда стороной выступает государство, интересы которого представляют специальные лица - государственные заказчики уполномоченные органы.

В качестве продавца в договоре контрактации может выступать субъект, который непосредственно занимается производством сельскохозяйственной продукции. Обычно это индивидуальные предприниматели, главы крестьянских или фермерских хозяйств, или коммерческие организации, уставная деятельность которых есть сельскохозяйственное производство. Поэтому, если реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной кем-либо другим, будет осуществляться в форме договора поставки или купли-продажи, но не контрактации. Заготовителем, контрактантом также является своеобразный субъект, специализирующийся на переработке, заготовке именно сельскохозяйственной продукции.

Предметом договора контрактации может быть любая продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства и т.д.).

Предметом ("продукцией") являются вещи, определяемые родовыми признаками, причем не все, а только произведенные или выращенные поставщиком (например, не арбузы вообще, а лишь выращенные данным хозяйством).

Особенности данного договора состоят в том, что продукция, являющаяся предметом договора контрактации, закупается для последующей переработки или продажи (п. 1 ст. 478 ГК). Объектом договора контрактации может быть не только сельскохозяйственная продукция или сырье (к примеру, мясо), но и продукты их переработки (например колбасные изделия). В большинстве случаев контрактуются будущие товары урожай, приплод, которых еще не существует на момент заключения договора. Однако в отношении продажи продуктов переработки сельскохозяйственного сырья моменты заключения и исполнения договора контрактации иногда могут и совпадать. Определение предмета договора контрактации производится с помощью двух критериев: во-первых, это продукция, полученная в такой отрасли экономики, как сельское хозяйство. Во-вторых, это продукция, полученная методами агро- и зоотехники, обычно применяемыми в сельском хозяйстве, т.е. путем выращивания или сбора с использованием природы (земли, флоры, фауны) как важнейшего фактора производства. Лишь совокупность двух указанных критериев позволяет более или менее четко обрисовать предмет договора контрактации.

Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и поставки. Ее определение производится по общим правилам, предусмотренным для купли-продажи.

Определение срока договора контрактации для контрактации не столь важно, ибо часто сроки заключения и исполнения договора контрактации не совпадают: продукцию необходимо произвести (вырастить), кроме того, следует учитывать такую важную особенность сельского хозяйства, что производство, выращивание его продукции находятся в прямой зависимости от естественно-природных факторов. Так, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 8 сентября 1994 г. N 1013 "О порядке заготовок зерна для государственных нужд урожая 1994 года" поставка зерна хлебоприемным предприятиям в целях обеспечения его подработки и сохранности должна быть осуществлена в период уборочных работ, либо непосредственно после их завершения, независимо от состояния расчетов за него.

Обязанности производителя сельскохозяйственной продукции заключаются в передаче заготовителю произведенной продукции. Единственная особенность условия о передаче товара в договоре контрактации связана с необходимостью передать его в согласованном ассортименте.

Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. В отличие от общих норм, применяемых к купле-продаже, заготовитель, как правило, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, и обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя (п. 1 ст. 479 ГК). Если договором предусмотрено принятие сельскохозяйственной продукции в месте нахождения заготовителя (или ином указанном им месте), он не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок (п. 2 ст.479 ГК). Дополнительные обязанности заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, могут предусматривать возврат производителю отходов такой переработки за соответствующую плату.

Обязанность оплаты приобретаемой сельскохозяйственной продукции определяется по общим нормам § 3 главы 25 ГК о поставке и § 1 той же главы о купле-продаже. На практике оплата обычно осуществляется авансом (полностью или частично), что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

Особенностью договора контрактации в отличие от других договоров поставки является наступление ответственности. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т.е. независимо от вины, ГК предусматривается для производителя сельскохозяйственной продукции ответственность только за вину. Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины (ст. 481 ГК). В то же время заготовитель отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска. Исключением из этого правила является наступление ответственности при участии государства в качестве заготовителя. Заготовитель - госорган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

Правовое регулирование договорных отношений по контрактации сельскохозяйственной продукции строится по общему принципу регламентации отдельных видов договора купли-продажи с одной существенной особенностью. Суть общего принципа состоит в том, что к отдельным видам договора купли-продажи общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК) применяются, если иное не предусмотрено специальными правилами ГК об этих видах договоров (п. 5 ст. 454 ГК).

Специфическая особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным специальными правилами по этому договору (содержатся в § 5 гл. 30 ГК), при отсутствии в тексте договора соответствующих условий сначала подлежат применению правила о договоре поставки (п. 2 ст. 535 ГК) и лишь при отсутствии там соответствующих правил - общие положения о купле-продаже.

Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи. По договору контрактации производитель сельхозпродукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК). Производство сельскохозяйственной продукции обладает рядом специфических особенностей. Это сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат, а также сезонный характер процесса; причем качество и объем выращенной продукции не всегда зависят от воли производителя. Названные факторы делают производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора. Если контрагентом сельскохозяйственного производителя, продающего выращенную им продукцию, выступает предприниматель, закупающий ее для переработки или продажи, то экономическое неравенство достигает той степени, при которой требуется дополнительное юридическое регулирование в виде специальных норм института контрактации. Из данного обстоятельства вытекает необходимость формулирования норм, которые позволили бы путем повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя устранить экономическое неравенство в его отношениях с заготовителем. Договор контрактации призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных организаций, крестьянских и фермерских хозяйств выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

В частности, специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, то есть независимо от вины, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину (ст.538 ГК). Таким образом, производитель, доказавший отсутствие своей вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности.

Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, то есть его ответственность строится на началах риска. И лишь заготовитель – государственный или муниципальный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных (муниципальных) нужд, так же как и производитель, отвечает только за вину.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи и призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных производителей выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях — о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 535 ГК РФ). Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Договор контрактации является возмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.

Во-первых, в качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

Во-вторых, в качестве покупателя выступает заготовитель, т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.). Поэтому по договору контрактации не могут реал и зовы ват ься товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.

Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.

В-четвертых, при заключении договора правовое значение имеет цель приобретения заготовителем продукции: для ее последующей переработки или продажи. Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для се потребления либо для иных целей, не связанных с ее последующей переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

В-пятых, ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

Характеристика договора контрактации

По договору контрактации (разновидность договора купли-продажи) одна сторона, производящая сельхозпродукцию, обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки сельхозпродукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Характеристика договора : консенсуальный, взаимный, возмездный.

Специальный субъектный состав с обеих сторон. Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора.

Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  • зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  • в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:

  • последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
  • помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.

Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.

Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).

К сельхозпродукции относится и животноводческая продукция.

Обязанности заготовителя регулируются особо. По общему правилу заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

В случае принятия сельхозпродукции в месте нахождения заготовителя он не вправе отказаться от принятия продукции, соответствующей по качеству и доставленной ему в срок.

По общему правилу заготовитель обязан возвращать производителю отходы от переработки сельхозпродукции с оплатой этих отходов по согласованной цене.

Ответственность производителя. Производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательства или исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины (так как риски в сельском хозяйстве очень велики: плохая погода, неурожай и т.д.).

Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйственной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, если докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанностей по договору.

Производитель сельскохозяйственной продукции не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору контрактации не только в тех случаях, когда это было вызвано чрезвычайными и неотвратимыми обстоятельствами (например, засухой, наводнением, градобитием), но и в других случаях нарушения им этих обязанностей. В частности, производитель сельскохозяйственной продукции должен признаваться невиновным за неисполнение своих обязанностей по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязанностей со стороны заготовителя, например невыплатой аванса, если выплата была предусмотрена договором.

Заготовитель , не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.

Отличие договора контрактации от договора поставки

Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Тем не менее он выделен законодателем в самостоятельный вид договора. являющийся разновидностью договора купли-продажи.

Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:

  • специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
  • субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю:
  • особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
  • на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
  • особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
  • законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

Особенности правового регулирования договора контрактации не столь велики. Это всего четыре статьи. Договор контрактации -- один из видов купли-продажи . В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки , а потому договор контрактации является разновидностью поставки. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535--538 ГК РФ. Далее, к отношениям по договору контрактации применяются нормы о договорах поставки. И, наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже. Показателен в связи с этим следующий пример. Между сельскохозяйственным кооперативом и заготовителем заключен договор, согласно которому кооператив обязался поставить заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки покупного сырья (производством собственного сырья, необходимого для выработки консервов, кооператив не занимался). Поскольку поставка была просрочена, заготовитель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании убытков. Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную ответственность лишь при наличии вины; из материалов дела следует, что нарушение обязательства со стороны кооператива было невиновным. Суд кассационной инстанции решение отменил и иск удовлетворил, исходя из следующего. Предметом настоящего договора действительно была продукция, которую должен был произвести сельскохозяйственный кооператив, занимающийся выращиванием и переработкой сельхозпродукции. Поэтому, если бы кооператив обязался поставить консервы, произведенные в результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать "чужое" сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины. Согласно избранной законодателем конструкции нормы о контрактации распространяются лишь на такие отношения, в которых на стороне покупателя выступает предприниматель, приобретающий сельскохозяйственную продукцию с целью ее последующей переработки или продажи. Следовательно, если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления либо для иных целей, не связанных с последующей переработкой или продажей, обязательство не может регулироваться институтом контрактации Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам связанным с исполнением договора контрактации. //Адвокатская практика//№1 - 2010 - (32-34).

С точки зрения общей характеристики гражданско-правового обязательства, вытекающего из данного договора, договор контрактации относится к обязательствам консенсуальным (т. е. для его совершения достаточно соглашения сторон, а не реальная передача товара), возмездным (основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение покупной цены - и наоборот), взаимным (т. е. права и обязанности есть у обеих сторон). Договор контрактации регулируется § 5 гл. 30 ГК РФ. (ст. 535-538) и федеральными законами: от 29 декабря 2006 года № 264 - ФЗ «О развитии сельского хозяйства» , от 8 февраля 1998 года № 14- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 26 декабря 1995 года № 208 - ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», от 8 декабря 1995 года № 193- ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» , от 8 мая 1996 года № 41 - ФЗ «О производственных кооперативах», от 19 июня 1992 г № 3085 - 1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзов) в Российской Федерации», от 11 июня 2003 года № 74 - ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве, от 7 июля 2003 г № 112 - ФЗ "О личном подсобном хозяйстве " и др. К отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным этими нормами, применяются правила § 3 главы 30 ГК РФ о договоре поставки (ст. 506-524) , а при отсутствии соответствующих норм - общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30). При закупках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд применяются правила § 4 гл. 30 ГК РФ и специальные федеральные законы, например от 2 декабря 1994 года № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 21 июля 2005 года № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Гражданское право. Учебник. В 3-х частях. Часть 3 / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова - 2-е издание перераб. и до. - М.: Эксмо -2010 -с.121 . Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 535 ГК РФ к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных нужд. При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, применению подлежат общие положения о купле-продаже. Таким образом, с одной стороны, договор контрактации -- вид договора купли-продажи, с другой -- разновидность договора поставки, в свою очередь являющегося видом договора купли-продажи Гончаров А.А. Указанное издание. - с.131 . Договор на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд - это договор, заключаемый в целях формирования государственных продовольственных фондов на основе заказа государственного заказчика, по которому сельскохозяйственный производитель обязуется произвести сельскохозяйственную продукцию и передать ее государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется оплатить поставляемую продукцию, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, виновная сторона возмещает другой стороне убытки и несет иную ответственность Гражданское право. Учебник. В 3-х частях. Часть 3 / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова - 2-е издание перераб. и до. - М.: Эксмо -2010 -с.123

В то же время существует как минимум еще один тип договора, к которому применимы положения, обусловленные экономическим неравенством сельскохозяйственного производителя. Это - договор подряда. Если он заключается между заказчиком - предпринимателем и подрядчиком - сельскохозяйственным производителем по поводу выращивания сельскохозяйственной продукции, налицо те же составляющие и, следовательно, аналогичная степень экономического неравенства. Таким образом, нормообразующие факторы, породившие институт контрактации (субъектный состав и предмет), могут присутствовать и в отношениях купли - продажи, и в подрядном обязательстве. Более того, особенности направленности данных обязательств не влияют на некоторые положения, обусловленные признаком экономического неравенства. Это касается, в частности, статьи 536 ГК РФ, регламентирующей обязанности заготовителя, и статьи 538 ГК РФ, устанавливающей принцип виновной ответственности сельскохозяйственного производителя. Такие нормы должны распространяться и на куплю - продажу, и на подряд. Поскольку субъектный состав и предмет отношений, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, порождают необходимость специального правового регулирования и это правовое регулирование является общим для купли - продажи и подряда, в ГК РФ, по мнению, А.П. Фриева, следовало либо сформировать из таких норм раздел, который являлся бы общим для купли - продажи и подряда, либо создать в главе о подряде специальный параграф, регламентирующий особенности подрядных отношений, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. Однако значимость для подряда данного нормообразующего признака осталась за рамками правового регулирования Фриев.А.П. Договор контрактации как разновидность купли-продажи. //Арбитражная практика//. 2001.- №6 с. 56.

Недооценка рассматриваемого аспекта построения системы договоров чревата неэффективным правовым регулированием договорных отношений. Она приводит либо к неприменению правил, пригодных для регулирования обязательства, либо к применению тех норм, которые не должны применяться к конкретному типу (виду) договора. Частично подобные законодательные пробелы могут быть восполнены на практике путем применения соответствующих норм по аналогии. Вопросы дифференциации и унификации правовых норм слишком сложны, чтобы решать их на правоприменительной стадии, минуя законодательный уровень. Этот путь чреват судебными ошибками.Так, между акционерным обществом и крестьянским фермерским хозяйством был заключен договор, согласно которому акционерное общество обязалось поставить хозяйству семенной картофель, а хозяйство - вырастить из него товарный картофель и передать его акционерному обществу из расчета пять тонн товарного картофеля за каждую тонну полученного семенного картофеля. Акционерное общество свою обязанность выполнило. Хозяйство передало обществу только половину товарного картофеля. В связи с этим акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании стоимости не переданного ему товарного картофеля и предусмотренной договором неустойки за просрочку исполнения хозяйством договорных обязательств. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Кассационная инстанция решение отменила и в иске отказала, мотивировав постановление следующим. В материалах дела имеются доказательства того, что хозяйство не исполнило своих обязательств вследствие неблагоприятных погодных условий. Поскольку поведение хозяйства было невиновным, а в соответствии со статьей 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность лишь при наличии вины, возложение на него ответственности в виде штрафных санкций и взыскания стоимости непереданной продукции является незаконным. Описанная выше проблема высветилась со всех сторон при рассмотрении данного судебного спора. Отношения по выращиванию товарного картофеля из семенного материала, полученного от контрагента, являются подрядными. В главе 37 ГК РФ, регламентирующей договор подряда, не предусмотрены нормы, отражающие особенности выполнения сельскохозяйственных работ. Суд первой инстанции на этом основании ограничился применением к спорным правоотношениям подрядных норм. В результате он не применил к обязательству те правила, которые отражают его вторичную специфику. Суд кассационной инстанции подошел к рассмотрению спора менее формально и более глубоко. Установив наличие в спорных правоотношениях специфики, обусловленной сельскохозяйственным производством, и удостоверившись, что данная специфика адекватно отражена нормами о контрактации, кассационная инстанция применила к договору подряда эти нормы, несмотря на то что они размещены в главе, посвященной другому типу договора Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам связанным с исполнением договора контрактации. //Адвокатская практика//№1 - 2010 - с. 34-35 .

Прогрессивный и достаточно привлекательный договор контрактации на практике применяется довольно редко. Для того, чтобы разобраться в причинах непопулярности данного вида договора необходимо изучить его особенности и практику применения.

Договор контрактации является особой разновидностью договора купли-продажи. Несмотря на то, что определение договора контрактации, закрепленное в статье 535 Гражданского Кодекса РФ (Далее - ГК РФ) , широко распространено в учебной литературе (например, в учебниках Садикова О.Н.; Сергеева А.П.), на наш взгляд оно является неполным, поскольку в нем не отражены существенные черты данного вида договора.Точнее было бы определять договор контрактации каксоглашение, в силу которого одна сторона (производитель сельскохозяйственной продукции) обязуется передать выращенную (произведенную)сельскохозяйственную продукцию другой стороне (заготовителю), который может выступать в статусе физического или юридического лица, осуществляющего закупки с целью переработки или дальнейшей реализации товара.

Отношения в рамках договора контрактации регулируются статьями 535-538 ГК РФ и общими положениями о договоре купли-продажи, если в нормах параграфа пятого не предусмотрено иное. На отношения, не урегулированные ст. 535-538, возни кающие по договору контрактации, применяются правила договора поставки или поставки для государственных нужд. Кроме того, к договору контрактации применяются требования, предусмотренные ФЗ от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ «О закупах и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ред. от19 июля 2011 г.).

Заключенным договор контрактации считается с момента согласования существенных условий, то есть предмета (наименования, количества, ассортимента) и срока сдачи выращенной (произведенной) продукции.

В науке актуальным остается вопрос о том, что понимать под сельскохозяйственной продукцией. Положения ГК РФ не содержат норм, которые бы раскрывали суть данного понятия. Перечень видов продукции, которую необходимо относить к сельскохозяйственной определен в Постановлении Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 . Однако данное постановление не разрешает вопрос о том, что относить к сельхозпродукции именно в отношении рассматриваемого вида договора. Н.И. Клейн , говоря об экономическом неравенстве между сторонами договора, существующими лишь в определенной специфике производства конкретной сельскохозяйственной продукции отмечает, что предметом данного договора может быть лишь та продукция, которую производителю необходимо вырастить. Однако некоторые ученые (З.И. Носова , В.В. Витрянский , И.В. Елисеев ) считают, что предметом договора контрактации может выступать не только будущая продукция, но и имеющаяся на момент заключения договора. Аргументация данной точки зрения исходит из экономически зависимого положения производителя, поэтому нормы института контрактации должны распространяться независимо от того, является ли предметом уже существующая продукция или продукция, которую необходимо произвести в будущем. Мы придерживаемся мнения, что говоря о предмете договора контрактации необходимо рассматривать его исключительно как результат будущего производства. На наш взгляд законодатель установил льготное положение производителя именно исходя из чрезмерной рискованности данного вида договора, связанной с зависимостью от факторов внешней среды. В свою очередь сама рискованность возможна лишь в контексте будущего времени, если же рассматривать в качестве предмета договора уже готовую продукцию, правовые гарантии производителя, как слабой стороны, данные ему для обеспечения равенства сторон договора, обеспечат его привилегированное положение относительно заготовителя.

Кроме того, говоря об особенностях договора контрактации, необходимо заметить, что они заключаются в самой специфике сельскохозяйственной деятельности, поскольку продукция данного рода подвержена воздействию различных факторов окружающей среды, которые могут повлиять на результат производственного процесса. Исходя из этого, можно говорить о том, что производитель сельскохозяйственной продукции экономически слабее заказчика. Вот, почему ГК РФ закрепляет положение о том, что ответственность производителя наступает лишь при наличии его вины, тем самым уравнивая права и возможности обеих сторон договора.

На сегодняшний день арбитражная правоприменительная практика по вопросам освобождения от ответственности производителя сельскохозяйственной продукции является достаточно противоречивой. Некоторые суды не рассматривают факт наличия природных условий в качестве причины гибели урожая, делая невозможным ссылку на них в качестве доказательств . В тоже время кажется справедливой позиция суда относительно возложения ответственности на производителя в случаях, когда на момент заключения договора было известно об ожидаемых неблагоприятных погодных условиях.

Так, например, в Арбитражный суд Московской области Министерством внутренних дел РФ был подан иск в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Племзавод Раменское» о взыскании штрафа за недопоставку сельскохозяйственной продукции по договору от 29 августа 2002 года № 219. Истец указал, что в ходе претензионного порядка урегулирования спора ответчик не представил документов, которые подтверждали бы обстоятельства, с наступлением которых виновная сторона освобождается от ответственности в соответствии с п. 8.4. договора (неблагоприятные природные условия). Решением Арбитражного суда иск удовлетворен в связи с тем, что договорные обязательства ответчик выполнил не в полном объеме, а возражения ответчика в части применения п. 8.1 договора об освобождении от ответственности отклонены арбитражным судом со ссылкой на осведомленность ответчика о неизбежном снижении урожая картофеля в связи с неблагоприятными погодными условиями в период, предшествовавший заключению договора (июль-август 2002 года) . Суд кассационной инстанции оставил вынесенное решение без изменений.

Подводя итоги, следует отметить, что договор контрактации - один из самых урегулированных видов договора купли-продажи, в нем выделяется большое количество специальных условий, а правовая база направлена в первую очередь на развитие и поддержку целой сферы экономики, связанной с сельским хозяйством. Однако острой остается проблема механизма защиты экономически слабой стороны, несмотря на то, что основной задачей договора контрактации является повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями заготовителя - покупателя. В связи с тем, что РФ ставит своим приоритетом развитие сельскохозяйственной отрасли, представляется необходимым формирование единой судебной практики по данной категории дел, с целью повышения заинтересованности в заключении договоров контрактации.

Список литературы:

  1. Васев А.Ю. Соотношение понятий «контрактация» и «поставка товаров для государственных нужд» // Закон и право. - № 9. - 2009. - с.77-80.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.05.2016) // СЗ РФ. - 1996ю - № - 5. - ст. 410; 2016. - № 22. - ст.3094.
  3. Гражданское право: Учеб. : В 2 т. Т. 2.. / Н.Д. Егоров, / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. с. 608.
  4. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. – 4-е изд., перераб. и доп. / А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой и др.; Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – М.: Изд-во Велби, - 2003. - с. 88.
  5. Гражданское право России: Обязательственное право. Курс лекций. В 2 ч. Ч. 2. / М.И. Брагинский, Н.И. Клейн, Т.Л. Левшина, В.Н. Литовкин, и др.; Отв. ред.: О.Н. Садиков. – М., - 1997. - с. 119-124.
  6. Гражданское право: Учеб. В 2т.Т.2.- 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.К. Толстого, Н.Ю. Рассказовой. – М.,- 2012. - с. 106 (автор параграфа - И.В. Елисеев) .
  7. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд./ М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. – М.: Изд-во Статут, - 2011. - с. 122-129.
  8. Носова З.И. Сельскохозяйственная продукция как объект договора контрактации// Юрист. - 2002. - №11. - С.-24.
  9. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2003 г. N КГ-А41/8319-03 . Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» [Электронный ресурс ].- Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/3918332/свободный – (дата обращения: 27.02.2016 г.).
  10. Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведённой из сельскохозяйственного сырья собственного производства» (ред. от 30.12.2016 г.) (с изм. и доп. вступ. в силу от 01.01.2017 г.) // СЗ РФ. - 2006. - N 31 (часть II), - ст. 3500; Российская газета. - N 171. - 2006.


Copyright © 2024 Информационно-справочная система.