История азартных игр. Первые казино. Виды азартных игр

Китай, Индия, Древняя Греция, Рим и Египет - нет такой древней цивилизации, которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения азартными играми. Игры в кости, домино карты.

Родоначальником костей можно считать и астрагалы - путовые суставы животных, и четырёхгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, чёрной и белой (как в древнерусской игре «зернь»), даже орехи дерева вибхидака (Индия).Существовали кости и пирамидальной формы - древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетия до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней!

Среди игр в кости были распространены игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костям благоговейно и даже и даже с некоторым страхом - как к живым существам или властительным духом. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями.

В «Махабхарате» эпизод игры в кости включён в основную сюжетную линию поэмы - повествование о борьбе двоюродных братьев пандавов и кауравов (отображение ведийского мифа о борьбе богов, представляющих верхнюю часть Космоса, и асуров - демонов нижнего мира):Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает карувавам царство братьев, себя и Драупади - общую жену пандавов. В самом знаменитом эпизоде «Махабхарате» - сказании о Нале и Дамаянти, весь сюжет строиться вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали,

проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости превратившиеся в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. (Впоследствии Наль, обучившись тайнам игры, возвращается к жене и отыгрывает царство.)

Наряду с игрой в кости в древней Индии была распространена практика предсказывания будущего на костях, - так называемая рамала: кубической формы кости нанизывались в ряд на ось; вращая кости во-круг оси, получали магические числа, соотносящиеся со страницами гадальных книг.

В Древней Греции изобретение костей приписывалось греку Паламеду, участнику Троянской войны (Со-фокл). По другой версии (Геродот), кости, наряду с другими древнегреческими играми, изобрели лидий-цы (народ, населявший Малую Азию) в эпоху правле-ния Атиса, чтобы отвлечься во время великого голода («один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на другой день ели, прекращая игры»).

В Древней Греции существовало два типа костей: кубы, идентичные современным костям (назывались «бочонки», играли тремя, позднее - двумя), и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, б; играли четырьмя ас-трагалами). Были известны игры: чет и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг. Бросок кости называли ударом.

Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных кос-тях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых мужей (наихудший бросок назывался «собакой», наилучший - «Афродитой»), могли считаться счастливы-ми и несчастливыми. Во время пира победителя в игре в кости обычно избирали симпосиархом. Существовали и специальные игорные дома для игры в кости.

В Древнем Риме играли аналогичным способом (броски носили сходные названия). Хотя игра в кости была официально запрещена в Древнем Риме и разре-шалась лишь во время праздника Сатурналий, она приобрела исключительную популярность: ею увлека-лись римские писатели и императоры (император Клав-дий даже написал руководство по игре в кости, кото-рое, к сожалению, не сохранилось). Первый извест-ный закон против азартных игр - Lex aleatoria (аlеа -игральная кость) был утвержден в Риме в III веке до Н. Э. Он запрещал кости - азартные игры и разре-шал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские.

В Древней Греции и Риме кости использовались также для гадания: их бросали в воду, а также на особые таблицы с пронумерованными советами и из-речениями (номера соответствовали выброшенным оч-кам). Гадающий мог брать в одну руку кость «за себя», другую - «за бога», соотношение очков позволяло установить, утвердительно или отрицательно ответил бог на поставленный вопрос. Гадальные кости посвя-щались Гермесу (Меркурию).

О распространении игры в кости у древних герман-цев свидетельствует Тацит (в книге «О происхожде-нии германцев и местоположении Германии »), отмечая при этом крайнюю азартность игры и жесткость правил: «...потеряв все свое достояние и бросая в по-следний раз кости, назначают ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в раб-ство и, сколько бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу».

Многие древние народы, включая североамерикан-ских индейцев, ацтеков, майя, островное население юго-тихоокеанского региона, эскимосов и африканцев, играли в кости, сделанные из разнообразных матери-алов и обладающие различной формой и маркировкой. Кости изготовлялись из сливовых и персиковых кос-точек, семян, костей овец, бизонов, карибу, лосей, из оленьих рогов, гальки, керамики, скорлупы грецких орехов, из зубов бобров и сурков. Позднее (в Древней Греции и Риме) кости обычно делали из слоновой ко-сти или костей других животных, а также из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, черного янтаря, але-бастра, мрамора, фарфора и т.д.

Кости кубической формы с маркировкой, практически идентичной современной, были обнаружены при археологических раскопках в Китае (относятся к 600 году до н. э.) и в египетских гробницах, датиро-ванных примерно 2000 году до н. э.

В эпоху средневековья кости практически постоян-но находились под официальным запретом: Оттон Великий в 952 год запретил играть в кости духовенству, Генрих II Английский в 1188 г. - крестоносцам. Запретительные акты неоднократно издавались в тече-ние. XII-XIV вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие сведения об ис-тории игры в кости в средние века: 414з указа Людовика Святого, 1255 года, видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников.

Указы 1291, 1319 и 1369 годов запрещают игру в кос-ти, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 году появился указ против распространившихся под-дельных костей (которые, видимо, существовали во множестве: так, поэт Франсуа Вийон в своем «Боль-шом завещании» завещает приятелю шулерские кос-ти, неравномерно залитые изнутри свинцом). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других игр, принад-лежностью которых были кости: Иоанн Салисбюринс-кий насчитывает десять таких игр. В основной исто-рии игральные кости значительно теряют свою попу-лярность, хотя во время Тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили» .

Запреты не мешали играм в кости оставаться люби-мым времяпрепровождением в замках и городских домах: играли обычно тремя костями (согласно Иси-дору Севильскому, три кости обозначают настоящее, прошлое и будущее), которые бросались на деревян-ную или мраморную доску. Употреблялись и кости без меток на гранях, которые выбрасывались на дос-ку, разделенную на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки от 1 до 6. Особенно часто играли в кости (и гадали) на Рождество и Новый год (французская рождественская «играв гуся» - на специаль-ной доске с изображением гуся).

Попытки средневековой идеологии истолковать игры в кости в духе христианской символики также несут на себе печать двойственности. В игре, изобретенной епископом Вибальдом из Камбре (Х в.) с це-лью отучить монахов от азартной игры на деньги, ком-бинации величин на костях обозначают христианские добродетели: 1. 1. 1 -любовь, 1. 1. 2 - вера, 1. 2. 4 -целомудрие и Т. д. Монах, «выигравший» высшие доб-родетели, облекался правом обучать им остальных мо-нахов. Епископ Герберт, впоследствии папа римский Сильвестр II, изобрел ритмомахию - игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками. В то же время в целом ряде текстов изобре-тение костей приписывается дьяволу, который при их помощи выигрывает души. Согласно некоторым тек-стам, очки на гранях кости символизируют «злонаме-рения» дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом про-тив Бога, двойка - против Бога и Богородицы, трой-ка - против Троицы и Т.Д. Однако играв кости мо-жет служить и спасению души: святой Петр, спуска-ясь в Ад, берет с собой кости, чтобы обыграть жонг-лера, стерегущего грешников, и тем самым спасти их души.

О бытовании игр с костями животных (игры в «ло-дыжки», «костыги», «козули») у славян и на языческой Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки на обширной территории, включа-ющей как славянскую прародину (Польша, отроги Карпат и БеСкид, Волынь), таки районы более по-зднего расселения славян (Новгород, Восточная Украина). Кости сохранили популярность в низших слоях общества и после христианизации славян, о чем свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками. В России чаще всего упот-ребляется простейший вариант игры в кости - зернь. Небольшие косточки с белой и черной сторонами бро-сали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали ус-ловной стороной. Игра в зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали нака-занию. Однако в 1667 году при царе Алексее Михайло-виче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп (правда, через год этот указ был отменен). В зернь играли в основном в корчмах и кабаках, где для этого отводились тайные кабацкие бани. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулера. В XIX начале ХХ века игры в кости (лодыги, лодыжки) фиксировались этнографами в районах русского Севера. Играли в основном во время святок; кости раскраши-вались в разные цвета (красный, черный, желтый); передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятки лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты).

В острогах играли парой костяных кубиков с очка-ми на гранях («быками»). Каждая комбинация очков носила свое название, например: 1-1 - голь, 1-2 -тройка, 2-2 - чиква, 2-3 - петух, 5-6 - с пудом, 6-6 - полняк. Кости, а также окрашенные и меченые дощечки служили у русских крестьян для бросания жребия при разделе земли, определения равенства в гельхозра6отах или при разрешении тяжб.

Игра в домино, которую частенько еще пренебре-жительно именуют «козлом» или «забиванием козла», так прочно и уютно прижилась в наших дворах, что с трудом верится в ее древнюю и благородную историю.

Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей. Согласно китайским легендам эту игру изобрели приблизительно в XII веке. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти кос-тяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Ведь азарт и божественное откровение - две вещи несовместные». На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино. Существуют домино с цветными костяшками, где цвет обозначает достоинство. Названия игр чрезвычайно поэтичны: «гвоздики в тумане», «войти в погоду», «прыжок газели».

Есть версия, что игру в домино создали монахи-доминиканцы. Во-первых, так называлась одежда ду-ховных лиц - преимущественно черный плащ с ка-пюшоном. Во-вторых, само название игры в домино происходит от латинского корня «dominans», что оз-начает - господствующий, главный и является нача-лом обращение в католической мессе: «Dominus vobis-сит» (Господь, да пребудет с вами). Выдвинуто пред-положение, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания - универсальный за-кон Гармонии макро- и микрокосмоса: игра в домино имеет семь цифровых знаков (от 0 до 6), что символи-зирует, в частности, семь планов бытия и семеричное строение Вселенной.

Люди очень давно играют в рулетку. С тех самых пор, когда в Монте-Карло появились европейские ка-зино. Нам известны два варианта происхождения ко-леса фортуны. Согласно версии номер один, колесо изобрел математик Блез Паскаль в 1655 году. Правда, его задачей было придумать приспособление не для проведения времени за азартными играми, а для изу-чения вероятностей. По второй теории рулетка при-шла к нам из древнего Китая. Существует версия, что китайцы имели обыкновение играть на досуге в игру под названием «Магическая площадь», используя при этом фигурки 37 животных. В Китай приехал фран-цузский проповедник, увидел игру и придумал зак-репить статуэтки на колесе, а потом и вовсе заменить их цифрами.

Сегодня уже никто не играет в «Магическую пло-щадь», зато изобретение французского проповедника снискало всемирную известность.

Карты также имеют древнюю историю. Происхож-дение их точно не установлено.

По одному из предположений, первые карты с фи-гурами появились в Индии. Они изготовлялись из китайской лакированной клеенки в виде маленьких кружков. В старинных индийских картах было во-семь мастей, или армий, которые отличались одна от другой различными эмблемами и цветом. В каждой масти - 12 карт. Вся колода - 96 карт. Из фигур известны король и визирь. Игра состояла в защите ко-роля остальными фигурами и простыми солдатами -пешками или нумерованными картами. Однако Ин-дия, как считают некоторые исследователи, не явля-ется родиной карт: рисунок этих карт персидского, а не индийского стиля, а принцип игры больше напо-минает шахматы.

Другая версия говорит о возникновении карт в Китае в VII-VIII веках. Изготавливались они с помо-щью гравировки изображения на хлопчатой бумаге.

Карты делились на две неравные части: вверху - ци-тата из какой-либо пьесы, внизу - сценка, иллюстри-рующая цитату. Следовало верно соединить текст и иллюстрации. В XII веке в Китае появились и игральные карты, где фоски отсутствовали: в колоде из 36 карт существовало 4 масти. Девять карт каждой масти имели свой титул (по восходящей) согласно ти-тулам государственных чиновников в Китае. Эти кар-ты уже использовались и для игры, и для гадания.

Японские карты VII-IX веков были предназначены для обучения, а также для утонченных литератур-ных забав образованных людей. Изысканными нео-бычным был материал, из которого изготавливались карты: перламутровые створки раковин, на которых были изображены строчки стихотворений. Нужно было правильно собрать стихотворение так как первые карты попалив Италию «из стра-ны Сарацин», т.е. от арабов после первых крестовых походов, то считалось также, что карты изобретены арабами.

Наиболее полно и последовательно (на русском язы-ке) история карт изложена в Энциклопедическом сло-варе Врокгауза и Ефрона: ввсего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сде-лавшемся известным в Европе в 1678 году, говорится, что карты изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении.

В Европе игральные карты появляются не раньше эпохи крестовых походов. Одно из первых докумен-тальных известии о картах относится к 1379 году. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо вносит под этим годом в хронику своего родного города следующее известие: введена в Витербо игра в кар-ты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб» (карты также упоминаются в датирован-ной 1377 годом хронике немецкого монаха Йоганнеса, жившего в Швейцарии. Хроника, хранящаяся в Бри-танском музеев Лондоне, называет карты 4мудрой и нравоучительной игрой»). Едва ли, однако, карты были изобретены арабами: закон Магомета запрещает пра-воверным изображать человеческие фигуры. Древней-шая карточная игра - тарок - была изобретена в Ита-лии. Общепринятого типа для карт здесь долгое вре-мя не было.

Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1845 году; их приписывают резцу известных граверов - Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонкими красивым рисунком, прекрасною гравиров-кою, отчетливого, хотя несколько бледною печатью. Ве-личиною они 9 дм в длину и 3,5 в ширину (китайские карты не превышают 3,5 дм в длину и 3,5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не достигала такого художественного исполнения, как в Италии. Там была изобретена своя национальная игра - hombre, появившаяся в измененном виде во Франции и Рос-сии, где при Екатерине II от игры в ломбер произош-ло и название столов для карточной игры. Испанцы пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники Колумба, устроив первое европей-ское поселение на острове Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых листьев...

Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в половине XV века появились в Германии и наци-ональные масти.

Господствовали масти, принятые в современных немецких картах: сердца (Herzen, Rot), зелень (Grun), желуди (Eicheln, Eckern) и бубенчики (Schellen). Одна из самых старинных игр, изобретенных в Германии, -- ландскнехт. В Германии (как и в других странах) игральные карты применялись к пе-дагогическим и тому подобным целям; явились карты географические, исторические, хронологические и про-чие. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мернер в своем сочинении н Chartilu-dium logicae» учил логике по картам, разделив ее по-ложения по мастям. Были и политические (первона-чально появились во Франции), и сатирические кар-ты. После войны за освобождение явились в Германии портретами ее деятелей» .

Существует легенда о том, что карты современного вида введены в употребление французским живописцем XIV века, королевским шутом Сакменом Грэн_гоннером, будто бы придумавшим их для забавы сла-боумного короля Карла VI и усовершенствовавшим их при Карле VII. Но и эта версия неудовлетворительна, так как существует документальное упоминание о по-явлении карт в Италии еще раньше.

Однако в ХV веке во французских картах устанав-ливается тот тип, который ныне находится в повсеме-стном употреблении: четыре масти -- черви (coeur), бубны (car-reau), трефы (trefle) и пики (pique). Труд-но решить первоначальные формы этих мастей: серд-ца, бубенчики, желуди и листья плюща -- в Германии или Франции; несомненно, что формы эти являются во многих готических орнаментах. По одному из пред-положений четыре масти французских карт изобра-жают собой четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы -- эмблема меча, пики - копья, бубны - знамена или гербы, червы - щиты.

Так как против карточных игр постоянно издава-лись строгие законы, ремесло выделки карт во Фран-ции было только терпимо, фабриканты их причисля-лись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 году образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 года. В XVII столетии законы против игроков были особенно строги.

Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную «академию», объявлялись лишен-ными гражданских прав и изгонялись из города; кар-точные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавли-валась еще пеняв 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апо-гея страсть к игре достигла во Франции при Людови-ке XIV. Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. Уже при Генрихе II оборотная сторона карт делалась крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли делать на ней знаков.

История возникновения азартных игр

В отдельных фрагментах материальной культуры древности археологи обнаруживают сохранившиеся остатки предметов, использовавшихся, по-видимому, в азартных играх в Египте еще за 3500 лет до н. э. Часто фигурки, рисунки на камнях или керамике изображают людей или богов, кидающими бабки (таранная кость или межфаланговый сустав мелких животных) и применяющими счетные доски для подсчетов результатов игры. Возможно, еще 40 000 лет назад древние люди кидали эти предметы в азартных играх, но невозможно установить, как именно данные игры проводились и что им сопутствовало. В Греции и Риме ими увлекались все независимо от пола и возраста и даже изготовляли их копии из камня и металла, украшенные вырезанными фигурками. В бабки все еще играют некоторые арабские племена и некоторые племена американских индейцев. При раскопках были найдены и метательные палочки, которые также могли использоваться в играх. Эти палочки изготовлялись либо из слоновой кости, либо из различных пород дерева длиной около трех дюймов (1 д = 25,4 мм) с квадратными либо закругленными краями, со всевозможными специальными отметками. Подобные палочки обнаруживались при раскопках в Британии, Греции, Риме, Египте и в Америке у племени майя.

Шестигранные кости появились задолго до нашей эры. Некоторые кости вырезались из бабок, но более стандартные кубики изготавливались из керамики и различных пород древесины. Наиболее древние игральные кости, обнаруженные в Ираке и Индии, датируются 3000 г. до н. э. Приблизительно в 1400 г. до н. э. была изобретена современная разметка шестигранных игровых костей, где сумма точек на противоположных гранях всегда была равна семи. Ни одно из обличений в грехах израильтян их пророками не содержит упоминания об азартных играх.

Нет также никаких свидетельств о том, что евреи играли в азартные игры, пока не попали под влияние греко-римской цивилизации в IV в. до н. э. Важно, что в Талмуде для обозначения азартных игр употребляется слово «gubbiyya», позаимствованное из греческого «kybeia» – «игра в кости». В Индии игра в кости посредством орехов (вибхи даха) была популярна среди всех аналогичных игр. Но очень религиозные люди были настроены против этой игры. В индийском эпосе Махабхарата, написанном, вероятно, в I в. до н. э., часто и подробно приводится в качестве примера игра в кости – азартная игра. Тацит рассказывает об азартных играх на право собственности и на раба либо независимого человека. У древних германцев, например, исход междоусобных войн прямо зависел от конечного результата такой игры. Еще один континент, богатый народными преданиями об азартных играх, – Северная Америка. Из всех достаточно исследованных мировых культур, играющих в азартные игры, половина – североамериканские индейцы.

В истории возникновения азартных игр на протяжении многих веков для осуществления полноценного процесса игры требовалось несколько игроков. И только в XXI в. в этом вопросе произошла без преувеличения грандиозная революция: автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», дошла до прогрессивных игровых систем, дающих не виданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения.

Практически все созданные за тысячи лет игры были за последние десятилетия переписаны на компьютеры и стали доступными как в виде особых игровых приставок, работающих при условии наличия телевизора, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер. Основы новых игровых технологий были разработаны и воплощены в жизнь с помощью профессионалов технического плана.

Хотя на момент их создания никто не предполагал, что эти открытия будут когда-нибудь использованы для создания игрушек.

Разработки ученых были изначально рассчитаны на оказание помощи в военных и производственных сферах, но в связи с тем, что все мы немного дети и игрушки никому не чужды, компьютеры превратились в инструменты для игры.

Существует информация, что первая компьютерная игра была запущена в 1953 г. на компьютере UNIVAC (Universal Automatic Computer). В данный момент невозможно представить, каким образом осуществлялись действия на той громадине размером со шкаф, передающей сигналы человеку только с помощью перфокарт и магнитной ленты. Так или иначе, но толчок был дан. И в 1961 г. сразу же после появления настольных компьютеров PDP-1 (устройство существенно меньшего размера – величиной с холодильник и стоимостью 120 тыс. долларов) в Массачусетском технологическом университете была создана первая компьютерная игра, которая впоследствии стала аналогом вновь создаваемых игр, воспроизводящая боевые действия и именуемая «Space War» (космическая война). В ней по экрану дисплея быстро двигались два атакующих друг друга боевыми орудиями космических объекта, наделенных ограниченным резервом топлива.

Но о возникновении этой игры практически никто не знал. Лишь спустя 10 лет будущий первооткрыватель компании «Atari» Нолан Башнелл придумал и пустил в продажу разработанную на основе «Space War» первую коммерческую игру – «Computer Space». Но, несмотря на то что тогдашние компьютеры существенно «поскромнели» как в размерах, так и в стоимости, на конвейер это открытие поставить так и не удалось – мир был явно не готов к такому развитию событий. Но опускать руки Н. Башнелл был не намерен – уже в 1972 г. ему удалось осуществить задуманное: игра «Pong» стала-таки той самой первой действительно коммерческой компьютерной игрой.

В 1979 г. появились видеоигры и компьютерные приставки для них. В 1983 г. Commodore выпустил портативный компьютер с цветным дисплеем, а в 1986 г. после разработки технологии мультимедиа был выпущен первый компьютерный мультипликационный клип со звуковыми эффектами. Затем уже все персональные компьютеры (и Apple в 1977 г., и IBM PC в 1981 г.) появились в магазинах с обязательным дополнением в виде всевозможных интерактивных игрушек, созданных для помощи в работе с машинами нового поколения.

На тот момент программисты по собственному желанию и даже без последующей оплаты создавали все новые и новые программы и забавные игрушки, прежде всего для своих коллег и друзей. Собственно, таким образом и появился новый вид развлечений – компьютерные игры.

Поначалу возможности электронных вычислителей значительно отличались от современных аналогов, но постепенно прогрессивное развитие и улучшающиеся компьютерные технологии позволили максимально разнообразить пространство игры. На экранах распространились виртуальные просторы, разлились океаны, выстроились замки, появились герои и принцессы. В 1989 г., в год рождения стандарта Super-VGA с разрешением 800 Ч 600 точек и поддержкой 16 тыс. цветов, экран компьютера начал переливаться всевозможными оттенками света и цвета. В 1991 г. появилась первая стереофоническая музыкальная карта – 8-битный Sound Blaster, компьютер заговорил человеческим голосом, передавая малейшие звуковые изменения и варианты воспроизведения музыки жизни и игры.

В 1995 г. вместо 3Ddx был разработан набор микросхем Voodoo, который стал аналогом будущих ускорителей трехмерной графики для домашних компьютеров. Игровые движения, впрочем, как и пространство вокруг, сделались объемными, а компьютерные персонажи приобрели способность выполнять совершенно новые действия, т. е. не только совершать простейшие действия, такие как бежать, прыгать, но и залезать в щели, отсеки, прятаться от врагов. В 1998 г. «трехмерная революция» закончилась и на протяжении 12 месяцев выпуск видеокарт без 3D-ускорителей совершенно завершился.

Разработчики, не теряя времени даром, создавали виртуальный мир, ежесекундно рисуя на экране то, что должен видеть игрок. Таким образом, начиная с 1960-х гг. и по настоящий момент компьютерные игровые технологии создали прогрессивную по скорости развития систему – от каменного века до индустриальной эры с миллиардными оборотами и многомиллионной армией преданных поклонников. И теперь эволюция продолжается – виртуальные игры, достигнув небывалого расцвета, захватывают все новые ниши, поставив себе на службу кино, музыку и мобильную связь.

Около 1995 г. в России стала продаваться первооткрывательница из многопользовательских игр – Play By EMaiL, или PBEM Galaxy, бесплатная некоммерческая игра. Для реализации ее была открыта сеть особых серверов, каждый из которых функционировал в одной галактике, состоящей из многочисленных звездных систем. Победить можно, очищая себе путь методом устранения всех мешающих объектов, сноровкой и переговорами, обводя вокруг пальца недругов и оказывая поддержку сподвижникам. Основная суть игровых маневров в Galaxy – экономика, война и дипломатия. И везде нужно добиваться благоприятного для себя исхода. На сервере в один и тот же момент могут присутствовать более тысячи пользователей – огромное количество новых товарищей. В гигантских компьютерных сообществах за год персональный состав обновляется как минимум на 50-60%. Средний срок участия одного игрока составляет примерно 1,5-2 года. Использование электронной почты и долгое размышление над каждым ходом, конечно, тормозят игровое действие, и уже в 1997 г. возникла действительная ролевая игра – Ultima online. В данный момент творение компании Origin появилось и в России. По разным данным на серверах VO зарегистрировано от 200 до 300 тыс. пользователей, играющих по 10-20 ч в неделю, и это немало, учитывая то обстоятельство, что такое пользование приносит разработчикам несколько сотен млн долларов в год. Игр такого типа становится все больше. Разработчики MMORG не без оснований считают, что компьютерные игры, участие в которых принимают сразу несколько человек, вскоре вытеснят с рынка все остальные игры, ведь одерживать верх над себе подобными намного занимательнее, нежели над каким-то «железным устройством».

Что ждет человечество на пути постоянного воспроизводства параллельной реальности? Гороскопические театры, где виртуальные актеры повинуются малейшим движениям игроков? Мгновенное осуществление мысли? Самое поразительное, что все это возможно.

История казино

Самыми азартными игроками в мире считаются преимущественно китайцы и другие народы Юго-Восточной Азии. До Первой мировой войны большая часть годового дохода государства в Таиланде поступала из игорных заведений, имевших государственные лицензии. Игра в казино запрещена в Швейцарии, Испании, Скандинавии. В 1960 г. в Англии насчитывалось не более дюжины казино, но к 1968 г. примерно 1000 владельцев игровых клубов умудрились отыскать скрытый маневр в законодательной системе, что в конце концов стало причиной появления системы лицензирования и контроля. К началу 1970-х гг. количество казино уменьшилось до 120. В других странах Европы в 1980 г. было около 180 казино. Некоторые из них очень большие и знаменитые (в Монте-Карло, Бад-Хамбурге, Баден-Бадене), другие – маленькие и непритязательные. До 80% из них находились во Франции, около 7% – в Германии и менее 5% – в Италии. Некоторые из стран Восточной Европы также экспериментировали с казино, часть из которых финансировалась иностранными инвесторами.

В большинстве стран Европы, имеющих игровые заведения, местным жителям посещать их строго запрещено; приезжим из отдаленных городов как внутри данной страны, так и за рубежом не только разрешают посещать игровые заведения, но и всячески их туда завлекают. Исходом подобной политики, с одной стороны, считается защита людей от влияния казино, а с другой – предотвращение утечки валюты в другие страны. Такая система имеет место в Монако, где азартные игры в казино Монте-Карло являются основной индустрией туризма и обеспечивают значительную долю национального дохода.

В некоторых странах Карибского бассейна казино также является основной индустрией туризма и также представляет собой основной источник валюты и национального дохода. Среди игр, в которые играют посетители, особым спросом пользуется рулетка (одна из главных азартных игр во Франции), которая очень популярна во всем мире. В Америке большой процент посетителей казино играют в кости, крэпс, а некогда популярные игры в кости по всей Северной и Центральной Америке начиная с 1940 г. стали постепенно сходить на нет. Игральные автоматы – обязательная принадлежность казино США и других стран. На них играют также в тысячах частных клубов, ресторанах и других заведениях. Игровые автоматы распространены в разных странах, включая Австралию, где их называют «покерными машинами», и в Великобритании, где им дали имя «фруктовые машины». Из карточных игр, распространенных в казино французского города Баккара, наиболее популярна игра «де фер», или «девятка», которая считается основной азартной игрой в Великобритании, в казино на европейском континенте и на курортах Ривьеры. Фаро, некогда главная азартная игра в США, с восхождением крэпса стала почти устаревшей. Почти во всех игровых домах играют в покер, но главной карточной игрой в США считается конечно же блек Джек. В Монте-Карло и в других европейских казино популярна французская карточная игра «трант» – «е-карант» (или «Руж – Е-Нуар»). Точное происхождение игры никто сейчас установить не сможет, но предполагают, что она зародилась во Франции.

Популярность рулетки в США и в странах Карибского бассейна затмила другие игры. Некоторые специалисты считают, что рулетка была изобретена в 1655 г. известным французским ученым Блезом Паскалем в момент его ухода в монастырь и впервые в нее начали играть в подпольном казино в Париже. Если верить другим предположениям, то рулетку придумал французский монах, чтобы оживить монотонность монастырской жизни. Существуют данные, что рулетка является аналогом старинной китайской игры, суть которой заключалась в правильном расположении 37 имитаций животных на магическом квадрате, разделенном на 666 долей. Позже этой игрой увлеклись на Тибете, откуда ее и позаимствовали французские доминиканские монахи. Есть сведения, что один из монахов трансформировал фигурки в номера (от 0 до 36) и разместил их по краю движущейся окружности хаотично и бессистемно. Но в настоящий момент уже неважно, кто, когда и при каких обстоятельствах впервые применил данное развлечение, а факт остается фактом – рулетка стала общепризнанной игрой и в конце XVIII – начале XIX вв. стала центральным развлечением в казино Европы, где вообще принято считать ее неотъемлемой принадлежностью игорных залов Монте-Карло.

Игра крэпс американского происхождения. В начале XIX в. негры, обитающие недалеко от Нью-Орлеана, попытались играть в хэзард, который англичане называли крэпс (он известен как приватный крэпс). В 1907 г. нью-йоркский мастер по изготовлению игральных костей Джон Х. Уини стал первым в истории букмекером, или банкометом, в крэпс. Уини изобрел открытый крэпс, в котором игрокам разрешается совершать сделки друг с другом либо с букмекером, снимающим за оказание такой услуги некоторую сумму. Ставки делаются на вероятность удачного либо неудачного броска костей любого из участников. Оплата производится в зависимости от размера исходных ставок: 5 долларов – 1/4 часть, 10 долларов – 1/2 часть. Вскоре после этого Дж. Уини ввел крэпс с банком, в котором все ставки уже делались против игорного заведения с оплатой 5% от суммы любой ставки. Крэпс не только вытеснил Фаро в качестве любимейшей американской игры с банком, но и намного превзошел по популярности все другие игры в казино. Когда азартные игры в Неваде в 1931 г. были узаконены, лас-вегасская разновидность крэпс с банком распространилась во всевозможных казино по всему миру: на островах Карибского моря, в Европе, Южной Америке, Африке и Азии. Его распространению, несомненно, помогла уверенность правительств разных стран в том, что лас-вегасский крэпс является главной фишкой для слета американских туристов. Популярность приватной игры в крэпс среди американских военных во время Первой и Второй мировых войн способствовала распространению этой игры по всему миру.

Игральные кости представляют собой небольшие кубики, являющиеся основной принадлежностью ряда игр, в которые играют как в игорных домах, так и во время раутов, проходящих в домашних условиях, и на мероприятиях светского характера. Кость сама по себе имеет форму кубика, на сторонах которого выбиты от одного до шести делений. Эти деления обычно круглой формы и выбиты строго определенным образом, причем так, чтобы сумма чисел точек, расположенных на противоположных гранях, равнялась семи: один и шесть, два и пять, три и четыре. В большинстве игр кости бросаются (выкатываются, подбрасываются) с руки или из специальной емкости, называемой стаканом, таким образом, чтобы они упали произвольно. Решающими считаются грани, которые находятся наверху после полной остановки кости. Комбинация точек на верхних гранях костей указывает в зависимости от вида игры, выиграл ли бросивший кости, проиграл ли, продолжит ли бросать или вообще полностью потерял право играть.

Софокл утверждал, что игральные кости изобрел грек по имени Маламед во время осады Трои. Однако это утверждение опровергается многочисленными археологическими раскопками, доказывающими, что игральные кости использовались даже в более древних цивилизациях. Раньше кости еще не являлись атрибутом азартных игр, а считались магическими составляющими, которые применялись первобытными людьми для гадания. Существует предположение, что прародителями игральных костей являлись бабки (таранные кости, надкопытный сустав ноги животного), имеющие различную форму своих четырех поверхностей.

Древнейшие народы всего земного шара – североамериканские индейцы, ацтеки и майя, жители островов южных морей, эскимосы и африканцы – играли в азартные игры с костями, изготовленными из всевозможных материалов, отличающихся многообразием размеров, цветов, форм. Они использовали кости, сделанные из сливовых и персиковых косточек, из семян, из костей быков, карибу, лосей, из оленьих рогов, из гальки, керамики, скорлупы ореха, зубов бобра или сурка.

Впоследствии в Греции и Риме, несмотря на то что преимущественно кости изготавливались из обычной или слоновой кости, они делались из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, гагата (черного янтаря), гипса, фарфора и других материалов. Памятники письменности разных стран и народов содержат не только упоминания об игральных костях, но и о намеренном мошенничестве при игре в кости.

Игральные кости кубической формы с точечной разметкой, аналогичные общеизвестным и используемым в наши дни, находят в Китае при раскопках, датируемых 600 г. до н. э., и на египетских камнях, относящихся, вероятно, к 2000 г. до н. э. и ранее. Даже в древнейшем санскритском эпосе Махабхарата, созданном в Индии более 2000 лет тому назад, можно было найти упоминание об игральных костях. Кости всевозможных разновидностей, применяемые людьми с незапамятных времен, считаются древнейшим атрибутом азартных игр. Благодаря им человек играл и играет в нескончаемое множество игр.

Происхождение игральных карт

Легенда, которую в качестве доказательства приводит автор «Трактата о турнирах, забавах, каруселях и других публичных зрелищах» иезуит Клод Франсуа Менестрие (1631-1705), гласит, что родиной карт является Франция.

1392 г. стал запоминающейся датой истории начала душевной болезни Карла VI и возникновения карточных игр, созданных для него в качестве утешения и развлечения. Гипотеза восточного происхождения карт опирается на более конкретные данные. В самом деле, китайцы придумали игру в домино. Они трансформировали из домино карточную игру путем перерисовки на листы бумаги значков. Затем добавились фигуры по образцу, как полагают, бумажных денег, имевших распространение в Китае.

Происхождение самых старых дошедших до нас карт относят к XV в.; они аналогичны картам X в., упоминания о которых были обнаружены только в старинных манускриптах. Историки полагают, что использование карт на Западе является результатом колонизации итальянцев, в частности Марко Поло. Италия позаимствовала у Азии как сам вид карт, их применение, так и созданные ими способы проведения досуга. В 1397 г. парижский прево констатировал: «Многие горожане во время рабочего дня бросают свои занятия и жилища ради игры в лапту, шар, кости, карты и защищают лиц, занимающихся этим в будни». На первых картах были изображены такие непривычные нам эмблемы и масти, как жезлы, монеты, кубки и мечи, которые существуют в так называемых испанских картах, до сих пор известных в Италии, Испании и на юго-западе Франции. Немецкие же карты имели другую символику: сердца, бубенцы, листья и желуди. Пики, черви, бубны и трефы появились во Франции в конце XV в. Они были экспортированы в Англию, где трефы и пики обозначались словами «clubs» и «spades»; соответствующими французским «жезлы» и «мечи». Значение карточных символов (фигур) приводит иезуит Менестрье: «Карты служат не только средством развлечения, но и символизируют общественное и государственное устройство с его королями, королевами и вассалами. Черви представляются нам священнослужителями, пики, которые являются оружием офицерства, – дворянами, бубны символизируют буржуа, их каменные дома, а трефы – крестьян, валеты же называются „земледельцами“.

Вплоть до Великой французской революции (1789– 1794 гг.) прошлое карт – это история многочисленных вопросов о налогообложении на карточную игру и на содержателей игровых домов. После революции сбор косвенных налогов был сведен на нет, что способствовало бурному распространению игры в карты. В это время с карт исчезают все монархические символы: короны, скипетры, королевские лилии и т. д. В связи с этим возникла проблема: а что же изобразить на головах свергнутых королей? Художники теперь стараются наделить карты символами нового общества.

Однако с 1813 г. короли, дамы и валеты все же возвращаются. В 1827 г. правительство решает возвратить на карты изображение двух рисунков: короля и дамы, которые изображались ранее обезглавленными в качестве напоминания о казни Людовика XV и Марии Антуанетты. Лишь 31 декабря 1945 г. косвенный налог на игральные карты во Франции был отменен.

Наряду с карточной игрой развивались ставки на бегах, которые всегда были неотъемлемой составляющей соревнований на лошадях. Уже в древнейших положениях об организации бегов (скачек) принималась во внимание азартная составляющая такого вида состязаний. Так, в одном из правил категорически запрещалось «шпионить за лошадьми» во время тренировочных заездов, что резко контрастирует с новейшим мнением о том, что местопребывание лошадей должно быть не скрытым, а наоборот, доступным для всех участников. Неотъемлемая часть подобных соревнований – ставки на лошадей. Непосредственные их хозяева имели естественные условия выигрыша: равные шансы при забеге двух лошадей, 2: 1 при забеге трех лошадей и т. п. Однако вскоре заключение пари между зрителями претерпело значительные усовершенствования, при которых вероятность благоприятного результата целиком и полностью зависела от предположения большинства зрителей о возможностях той или иной лошади прийти первой. В то время ставки делались методом перехлестного заключения пари между зрителями. Но заключение таких ставок обязательно должно происходить между людьми с противоположными мнениями и одинаковыми возможностями. Такое условие стало причиной появления в местах, где производятся ставки, человека, осуществляющего все эти функции, т. е. принимающего сделанные ставки независимо от их размера от всех желающих. По мере того как усложнялись условия проведения забегов лошадей, а сами состязания становились все более популярными, ставки на бега становились все более замысловатыми. Это способствовало появлению нового вида служащих – букмекеров.

Букмекерство может создавать впечатление незамысловатого вида деятельности. Букмекеры занимаются группированием ставок в зависимости от их размера и делают это из расчета собственного дохода. Хотя на деле все происходит несколько сложнее. Создать условия, в которых букмекер теряет интерес к результатам забега (ведь прибыль все равно за ним), фактически не представляется возможным. В 1872 г. некий парижский лавочник по имени Пьер Олер придумал модификацию аукционного пула, где билеты ставок были четко зафиксированы, их приобретение было ограничено разве что финансовыми возможностями зрителей. По окончании забега производился подсчет выигравших ставок и общая сумма банка делилась на это количество. Полученная сумма выдавалась за каждый победивший билет, а их у участников было иногда огромное количество. Система П. Олера, которую он назвал «пари мютюэль», оказалась крайне привлекательной и стала очень популярной. Несмотря на то что вначале правительство Франции с неодобрением отнеслось к этой идее, система пари мютюэль (или ставок между собой) считалась допустимым методом заключения пари и внесения ставок с точки зрения закона во Франции. В 1891 г. официальным распоряжением предписывалось, что сумма сборов из пула должна составлять 7%, из которых 4% предназначалось обществам, занимающимся конным состязанием (ипподрому и тотализатору), 2% шли на благотворительные нужды и 1% поступал в распоряжение министерства сельского хозяйства на развитие коневодства. Хотя прошло немало лет, в течение которых ставки подверглись законному налогообложению, пул стал получать значительно больше прибыли от проведения подобных мероприятий, но все же во Франции сохранилась традиция существенных денежных поступлений в этот вид игрового спора, который приносит значительные доходы в бюджет.

Тотализатор

Впервые тотализатор Экберга, механический аппарат для заключения ставок, появился в 1880 г. в Новой Зеландии. Аналогичный механизм, известный под названием «австралийский тоут», получил широкое распространение в Америке.

Однако букмекерство не стремится полностью уступить свои позиции. Обычно участники скептически настроены при осуществлении собственных вкладов в тотализатор, функционирующий при помощи какого-то аппарата, хотя изначально многие опасались обмана первого тотализатора, и нередко на то было предостаточно оснований. Размеры выплат неизвестны до тех пор, пока не закончится процесс регистрации ставок. Распространились слухи, что хозяева ипподромов осуществляли собственные ставки в тот момент, когда исход состязания был уже общеизвестен, и таким образом гарантировали себе выигрыш. Подобные жалобы были сведены на нет в тот момент, когда у людей появилась уверенность, что государственные службы и налоговые инспекторы строго следят за ходом проведения подобных мероприятий. Для последних это тоже было немаловажно, так как тотализатор приносил значительные пополнения в государственную казну. В ХIХ в. систему пари мютюэль неоднократно пытались опробовать в США. Однако лишь в 1908 г. в штате Кентукки она была окончательно введена на постоянной основе.

В 1940 г. Нью-Йорк стал последним штатом, который не разрешал букмекерства, и само пари мютюэль стало единственной легальной формой ставок на бегах. В некоторых странах, например в Англии, присутствуют как букмекеры, так и ставки в системе пари мютюэль, однако букмекерство считается наилучшей формой заключения пари. Те, кто ставят на скачках значительные суммы, сетуют на то, что в тотализаторе сделка происходит без присутствия третьего лица, ведь когда они вносят больше, выигрыш соответственно меньше. Некредитоспособные участники пари предпочитают также иметь дело с букмекерами, размещающимися не на самом поле. Только таким образом получается делать незначительные ставки, ведь тотализатор принимает лишь крупные.

Помимо этого, все участники независимо от их финансовых возможностей с помощью букмекеров имеют право на осуществление собственной ставки, позвонив по телефону, даже не имея при этом денег, т. е. в кредит. В некоторых странах осуществление подобного вида деятельности преследуется законом, но даже там процветает служба нелегальных букмекеров.

Лотерея

Лотерея представляет собой систему, методику раздачи чего-либо (чаще денег или выигрышей) определенным людям путем случайного выбора либо при непосредственном участии. Каждая форма лотереи считается банальной азартной игрой, при участии в которой нередко значительное число счастливцев имеет возможность получить выигрыш, указанный в условиях розыгрыша, а номера выигрышных билетов извлекаются из совокупности номеров, называемой пулом и состоящей либо из всех купленных купонов, либо из всех представленных для розыгрыша. Сумма выплачиваемых выигрышей складывается из общего числа, оставшегося от выплат налогов, сборов, выручки хозяина, общего дохода и других затрат. Обычно, если лотерейный розыгрыш рассчитан на участие большого количества людей, то в нем присутствует только один большой выигрыш и множество незначительных. Подобные розыгрыши имеют огромную выгоду для их организаторов, ведь денежные поступления с них немаленькие, а проведение розыгрыша не представляет затруднений.

Практика определения способов разделения имущества с помощью случайного выбора наблюдалась даже в древние времена. Библия – прямое тому подтверждение, ведь подобные мероприятия там не раз упоминаются. В Ветхом Завете (стих 26: 55-56) Господь Бог учил Моисея, как пересчитать сынов Израиля и разделить между ними землю по жребию. Римские императоры Нерон и Август с помощью выбора методом лотереи распределяли ценности, недвижимость и рабов в момент сатурналий и аналогичных мероприятий.

На сегодняшний день сходные виды лотереи используются для призыва на военную службу, при подборе присяжных заседателей и прочее – все это осуществляется способом непредвиденного изначально результата.

Если подходить с более точным определением азартного вида лотереи, то необходимо выделить следующие подвиды, где при благоприятном результате победитель может рассчитывать на соответствующее вознаграждение в форме имущества, произведения искусства или денег.

Изначальные сведения о лотереях в Европе зарегистрированы в Бургундии и Бельгии в V в., чьи города хотели таким способом субсидировать средства для развития собственной системы безопасности либо для помощи нуждающимся.

В 1520-1530-е гг. король Франции Франциск I одобрил розыгрыши лотереи во многих районах страны с целью приобретения личных и общественных доходов. Первой известной широкомасштабной лотереей, где выигрыш выплачивался деньгами, считается «De Lotto de Firenze», которая проводилась во Флоренции в 1530 г. Исход ее был благоприятным, что поспособствовало впоследствии введению во многих городах Италии подобных мероприятий.

После объединения Италии первая национальная лотерея была осуществлена в 1863 г. с еженедельно повторяющимися розыгрышами. Государственная идея пополнения бюджета за счет сбора средств населения таким образом благоприятно осуществлялась. Национальная итальянская лотерея «Lotto» является основой таких современных азартных игр, как полиси (policy), игра в номера (humblers game), лото (lotto), кено (keno) и бинго (bingo). В 1566 г. королева Елизавета I своим указом утвердила применение в Англии общей лотереи, осуществляемой главным образом для увеличения бюджетных средств на усовершенствование портов и на другие подобные цели. В 1612 г. разрешение на проведение лотереи для сбора денег и выплаты материальной помощи поселению колонистов Джеймстаун в Новом Свете было одобрено Виргинской компанией от короля Якова I.

Несмотря на то что проведенные компанией лотереи не смогли удовлетворить всех нужд поселенцев, их организация доказала, что они являются самым простым и максимально эффективным методом получения денег. Так, к 1621 г. выручка от лотерей составляла почти 50% среднегодовых прибылей компании.

Но в итоге Палата общин британского парламента прикрыла успешную компанию по причине невозможности прийти к взаимовыгодному сотрудничеству.

В 1627 г. лотерея была запущена вновь для возможности накоплений необходимых средств для строительства лондонского акведука. Вообще в Англии, кроме момента гонений с 1699 по 1709 г., лотереи проводились до 1826 г. В дальнейшем появились серьезные проблемы в вопросе проведения лотерей, но впоследствии все нормализовалось и в течение большей части того времени лотереи были легализованным видом азартных игр, известных широкой публике.

Петушиные бои

Петушиные бои представляют собой поединок между боевыми петухами, специально доводимыми до точки кипения, чтобы они набрасывались друг на друга. Для воспитания подобного темперамента петухов подвергают особой дрессировке. Бойцовский петух скорее всего был вывезен из жарких стран, и его можно считать правнуком красных кур индийских джунглей. Бои между петухами считались популярным зрелищем в прошлые века в Индии, Китае, Персии и других странах Востока. В Греции момент их появления приписывают эпохе Фемистокла (524-460 гг. до н. э.). Затем этот вид состязаний получил распространение в Азии и на Сицилии. Лучшие боевые петухи выращивались в Александрии и Танагре, на островах Делос и Родос. Длительное время римляне делали вид, что презирают это греческое развлечение, но видя, что любители нередко выигрывали или проигрывали целые состояния, делали ставки у края арены.

Из Рима эти азартные состязания стали перекочевывать на север. Хотя имело место неодобрение и запрет со стороны церковников, это не помешало петушиным поединкам распространиться в городах и колониях Голландии, Бельгии, Люксембурга, Италии, Германии, Испании, а также в Англии, Уэльсе, Шотландии. Время от времени власти пытались запретить подобные развлечения, но организаторы петушиных боев всегда находили лазейки для возможности их организации как при английском королевском дворе, так и для поместного дворянства с начала XVI и до XIX вв. Известный английский поэт Марихэм в своей работе «Развлечения» (1614 г.) писал о методах отбора, дрессировки, воспитания и кормления бойцовых петухов и об их подготовке к боям. Площадки для петушиных сражений делались круглой формы с настилом из циновок диаметром около 6 м. Окружалась площадка оградой, способствующей нахождению петухов непосредственно во время боя в пределах поля. Соревнование (матч) обычно состояло из заранее обговоренного числа боев между участвующими птицами, исход поединка определялся из расчета максимального количества выигрышей.

Но существовали и другие методы, вызывавшие особое осуждение моралистов. Одним из них была королевская битва, в которой определенное количество птиц запускалось на арену для осуществления одного общего поединка, в завершение которого оставался только один победитель. Судьба проигравших – либо смерть, либо травмы. Был еще и уэльский бой, в котором стравливались восемь пар. Затем происходил поединок среди выигравших во всех предыдущих боях, после чего бой вели сначала четыре победителя, а затем оставшаяся в живых пара.

В североамериканских колониях петушиные бои появились очень давно, но впоследствии их перестали проводить в некоторых штатах: в штате Массачусетс в 1836 г. вышел закон, направленный против жестокого обращения с животными; в Великобритании в 1849 г. был введен закон, запрещающий осуществление петушиных поединков. Подобный тип состязаний категорически запрещен в Канаде. Хотя в США, Канаде и на Британских островах петушиные поединки как вид развлекательных зрелищ запрещены, они продолжают существовать в этих странах частным образом. На Кубе петушиные поединки допускались и контролировались государством только до правления Фиделя Кастро, который запретил их, придя к власти в 1959 г. Данные бои пользовались большим спросом и успешно проводились на Гаити и в Мексике, а Пуэрто-Рико считался важным центром петушиных боев. Те, кто увлекается петушиными поединками, уверяют, что подобные мероприятия можно охарактеризовать как некий вид любительского спорта. Максимальный эффект от подобных боев состоит в том, что возможность заключения ставок осуществляется в любой момент как до, так и во время поединка. Возможности той или иной птицы все время меняются в ходе боя, и нередко в качестве ставок выступают огромные суммы денег.

Игровые автоматы («однорукий бандит»)

Правила всех азартных игр, основанных на непредсказуемом итоге, не представляют особых затруднений. Данная мотивация привлекает в основном непрофессиональных, но не менее решительных игроков. Одна из простейших азартных игр – автомат. Практически повсюду он получил меткое прозвище «однорукий бандит». Шансы игрока выбить необходимую комбинацию цифр, когда движение механизма приводит в ход диски автомата, совершенно не поддаются угадыванию и зависят от выпадения неизвестных ранее цифр. Максимальное число побед всегда устанавливается с помощью специальной программы. Сумма выигрышей в лучшем случае будет достигать 80-95% уже имевшихся в нем средств. На всех колесах изображено по 20 символов. Соответственно, общее количество возможных комбинаций достигает 8000. Но лишь 12 из них приносят выигрыш. Изобрел эту остроумную машину для изъятия у публики лишних денег американский механик Чарльз Фей. Талантливый инженер-конструктор, он, видимо, неплохо разбирался в особенностях человеческой натуры. Первый игровой автомат Ч. Фей сделал в 1895 г. в возрасте 29 лет и дал ему название «Колокол независимости».

Владельцы салона, где он был установлен, получали до половины выручки «однорукого бандита». Ч. Фей сумел выгодно использовать психологические мотивации любителей азартных игр, которые приводят личность к безвозмездной и добровольной отдаче собственных средств.

Доказано, что, даже не принимая во внимание теории сознательных и подсознательных стимулов индивидуального поведения, мы неизбежно придем к личности игрока, азартно скармливающего железному автомату рубль за рублем в ожидании призрачной удачи. Несмотря на то что любой игровой автомат приносит своему хозяину либо съемщику регулярный стабильный капитал, остаются люди, способные для увеличения собственной выгоды совершить элементарное надувательство клиентов и отрегулировать автомат таким образом, чтобы сумма выигрышей составляла менее 20% уже поступивших в него средств. Но и игроки, в свою очередь, не оставались непогрешимыми. В момент повального интереса, сконцентрированного на игровых автоматах, были зафиксированы некоторые случаи попыток, так сказать, надуть автомат. Это производилось несколькими способами. Например, через небольшую выбоину в конструкции автомата вводились своеобразные штыри, которые блокировали механизм на функции «оплачено», таким образом посредством специального инструмента приоткрывали заслонку, и вся выручка оказывалась в их кармане. Для того чтобы избежать подобного вмешательства, владельцы игровых автоматов придумывали новые способы защиты своих детищ от ретивых любителей легкой наживы. Но и ловкачи ухитрялись развить у себя необходимые для сложных операций навыки. Удивляться в данном случае не приходится. Люди всегда готовы проявить свою изобретательность как в самых сомнительных, так и в самых благородных начинаниях.

Одна из фирм-производителей игральных автоматов стала нести огромные убытки, прежде чем ее специалистам удалось обнаружить настоящую причину непонятного счастливого стечения обстоятельств для игроков в единоборстве с мертвым металлом. Но число энтузиастов, лелеющих надежду одержать верх над «одноруким бандитом», не сокращается, и один из способов (а именно засечка времени активизации диска) оказался для промышленников твердым орешком.

Его трудно было выявить, поскольку при даже внимательном осмотре невозможно было заметить, что что-то изменяет нормальную работу механизма. Идея была чрезвычайно проста, но трудноосуществима в реальности. Для начала игроку требовалось определить, сколько времени аппарат затрачивает на движения всех дисков по отдельности, начиная с момента запускания механизма. Затем игрок должен был выучить порядок нахождения каждого из специальных обозначений. Следующий шаг осуществлялся лишь при условии наличия математических способностей. Далее производился подсчет необходимого количества времени, уходящего на операцию попадания денег в отверстие и срабатывания основного механизма. Зная изначальное положение специальных знаков и их последующее расположение, игрок осуществлял движение дисков в нужный и выгодный для него момент, после того как монета запустила часовой механизм автомата. Тем, кто предпочитает игровые автоматы, изобретательность и сноровка нужны только для мошенничества.

«Что наша жизнь? Игра!»

Азартные игры всегда любили в нашей стране, их история богата и интересна, в этой статье мы расскажем о самых значимых вехах развития игорного дела в России, о различных запретах и ограничениях, формировавших этот вид развлечений.

«Зернь» и «бабки»

В Древней Руси была распространена такая игра, как «зернь». В нее играли люди любых социальных прослоек – от бояр до крестьян. Ее современным аналогом является известная «игра в кости». У этих игр есть одно отличие – на Руси на игральных костях не было точек, обозначающих очки, они были двухцветными. И победителя определяли по тому цвету, который выпадал. В успешных игроках ценили опыт и умение правильно бросить кости, чтобы выпала необходимая комбинация.

После «зерни» стала популярной игра «бабки». Инструменты для игры делали из подкопытных бычьих костей. Одну из них, называемую «биток», заливали свинцом. И этим «битком» разбивали другие приготовленные для игры кости. Игроки ставили на кон две-три пары «бабок», которые назывались «гнездо». Победитель получал все выбитые «гнезда». Эта игра была больше забавой, чем азартной игрой в классическом ее понимании, так как победитель получал в качестве приза только эти «бабки». Иногда на ярмарках призами были и деньги, и зрители делали ставки как в тотализаторах.

«Карты в руки»

В конце 16 века в России начали играть в карточные игры. Сначала в карты играли без каких-либо ограничений, но во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676) на карточные игры наложили разные запреты. При правлении Петра I в карты разрешили играть в армии и на флоте, но ввели ограничения на сумму, которую можно проиграть максимально.

При Анне Иоанновне игра в карты стала модной среди дворянства в столице. В 1761 году дочь Петра I Елизавета издала указ, разделивший карточные игры на коммерческие, которые были разрешены, и азартные, запрещенные во всех местах, кроме Императорского дворца. Послабление наступило во времена правления Екатерины II, тогда запрет на азартные игры был фактически снят. Вплоть до 1917 года в карты играли свободно – не выходило никаких строгих указов, запрещающих или ограничивающих азартные игры.

После Октябрьской революции карты оставались одной из самых популярных и любимых народом игр. Несмотря на задачу истребить в советских людях соблазны и замашки буржуазии, с азартными играми ничего не могли сделать, слишком уже они вошли в жизнь людей.

«Однорукие бандиты» в СССР

Впервые игровые автоматы появились во времена «перестройки» - в 1988 году. Сначала их устанавливали только в гостиницах «Интурист». Этим подчеркивалось, что «однорукие бандиты» предназначаются для иностранных туристов, жаждущих сомнительной наживы, а не для интеллигентных советских людей. К концу 1988 года в крупных городах Советского Союза работали уже более двухсот игровых слотов.

Первое казино в СССР открыло свои двери в 1989 году в Таллинне, тогда столице Эстонской ССР, так как Прибалтика считалась наиболее «европейской». Спустя несколько месяцев казино появилось и в Москве – в гостинице «Савой» для столичной богемы.

Игровые зоны в России

Знаковыми для азартных игр в России оказались два года – 2005-й и 2006-й, причем по своей значимости они абсолютно противоположны.

В 2005 году игорная индустрия была на пике своего развития. В стране работали более четырехсот тысяч «одноруких бандитов» и более пяти тысяч игровых столов. В Москве и Санкт-Петербурге были расположены больше половины игровых клубов.


Переломным стал 2006 год. Именно тогда был издан закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Он был призван «защитить нравственность, права и законные интересы граждан».

Закон внес существенные изменения в работу игровых заведений. Игровые автоматы были запрещены, карточные клубы и казино закрыты. Запретов удалось избежать только биржам и лотереям.

Вся игровая азартная деятельность должна была сосредоточиться в четырех игровых зонах, в которых можно было бы свободно вести игорный бизнес и играть в азартные игры. Но эти планы до сих пор в полной мере не реализовали, и игорный бизнес ушел в теневую деятельность.

Азартные игры появились на просторах России в шестнадцатом веке, по крайней мере так принято считать. Признания при появлении таковых не было, с любителями азартных игр расправлялись очень жестоко, могли даже руки отрубить. Было такое «Уложение» 1649 года, называлось оно “О разбойных и воровских делах”, что-то типа Уголовного Кодекса, в нем как раз и были упоминания о мерах пресечения игроков в азартные игры. Но при Петре I ситуация для любителей азартных игр изменилась, физическая расправа была отменена, и вступило в силу денежное наказание, проще говоря штрафы.

На фоне развития азартных игр, нельзя упускать из виду тот факт, что в Европе, в 1746 году произошел прорыв в феномене – появились первые казино, королевой в которых была рулетка. Факт появления казино, стало переворотом структуры азартных игр. Почему рулетка является популярной игрой, все просто, потому что именно она собирала вокруг себя полчища игроков. Это и сейчас так, достаточно заглянуть на площадку онлайн игр , и убедиться в этом самому. Именно повальное увлечение рулеткой сделало популярными азартные игры, по крайней мере одной из повлиявших игр.

А вот дальше происходит интересное изменения в истории связанные императрицей Елизаветой. В 1761 году, в Российской Империи, указом императрицы, азартные игры были разделены на коммерческие и азартные, отличие было в том, что коммерческие были законными, и соответственно азартные – в не закона. Разделение было обусловлено очень просто, к азартным играм были причислены те игры, в которых предметом для игр были ставка и банк, к ним относились игры типа “очко”, “тотализатор”, ну и конечно же “рулетка”. Ну а к коммерческим причислили те игры, в которых учитывалось именно мастерство играющих, ну и доля везения тоже была фактором, это были игры типа “преферанс”, “бридж” и так далее. Основной особенностью тех времен, были игры в знатных домах, в которых можно было играть делая только минимальные ставки, эти игры несли исключительно развлекательный характер, и были регламентированы все тем указом Императрицы Елизаветы.

Елизавета Петровна

Свой вклад в историю азартных игр России внесла и Екатерина II. Она создала такие условия для играющих в азартные игры, в каких было обязательным условием передачи части выигрыша от карточных игр в Казну. Таким образом, доход от азартных игр связанных с картами направлялся на содержание воспитательных домов. Это был действующий законодательный механизм который приносил пользу Российской Империи. Но революция 1917 года, отвлекла народ от азартных игр, правда двери игорных домов были открыты и во время революции, все таки определенные слои населения продолжали играть. Продолжали играть и и в периоды гражданской войны, таков азарт у людей на все времена.

Екатерина II Алексеевна Великая

Рано или поздно, запрет на все азартные игры должен был появиться вновь, и это случилось спустя некоторое время. Документом, запрещающим все азартные игры, стал уже Уголовный Кодекс. Однако, мне кажется это только подстегнуло настоящих игроков с азартом, они продолжали играть в незаконных заведениях, которые хранили в секрете.

Как уже можно было заметить, история азартных игр повторяется через определенный промежуток времени. Немного перепрыгну вперед, и опишу что же случилось с индустрией азартных игр во времена СССР. А произошло следующее, в 1989 году игорный бизнес перестал скрываться. Под воздействием западной вседозволенности, СССР доживает свои последние вздохи, и азартные игры полностью вступают в свои права. Казино становится законным, официально можно и вести игорный бизнес и играть. По мне, это было роковой ошибкой в развитии игорной индустрии в России, нельзя было допускать все без разбора, до столь заманчивого источника наживы. Но всем было не до этого, кому придет разбираться с этом в период разрухи, никому. Именно такая вседозволенность и привела к печальным последствиям в неблагополучных слоях населения. Мое мнение, азартные игры должны быть дозволены только тем, кто может себе это позволить, и я бы все таки ввел регламент на суммы ставок и выплат, как во времена Екатерины II. Хорошая практика которая не калечила бы бюджеты людей с их семьями.

Азартные игры появились еще на заре цивилизации. При раскопках в древнем Вавилоне, и Египте находили игровые кости. Само слово “азарт” пришло к нам с Востока (“альзар” - так называли игру в кости арабы). И на Востоке, и на Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто - ни власть, ни церковь, и ни тем более никакие доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.

Уже Мохаммед (570-632) предупреждал, что вино и азартные игры - "проделки дьявола". Имеются отдельные сведения о распространении азартных игр у древних греков, особенно среди коринфян. В Спарте азартные игры были запрещены. В Древнем Риме существовало постановление, согласно которому деньги, проигранные в азартных играх, могли быть возвращены по требованию человека, проигравшего их.

В античные времена из-за проблем, связанных с увлечением этими играми были введены специальные законы, ограничивающие участие в них.

В последнее время страсть к азартным играм приобретает характер эпидемии. Существует мнение, что если бы Паскаль, внесший в 17 веке большой вклад в изобретение рулетки, мог предвидеть конечный результат своей работы, он вряд ли решился бы на такой эксперимент...

Игорные дома впервые возникли в XII веке в Италии. Наибольшего распространения азартные игры получили в XIII-XIV веках в Германии. Это объясняется тем, что в большинстве мелких германских государств игорные заведения были поощряемы правительствами, так как способны были платить значительные налоги. Причем деятельность данных заведений совершенно не регулировалась государством. Так, например, если на оплату проигрыша имущества не хватало, то человек мог быть продан в рабство, а деньги, вырученные от сделки, шли на оплату долга. Национальное собрание во Франкфурте в 1849 году вынесло решение об ограничении расположения игровых казино. После этого азартные игры такие, как рулетка, находились только на курортах, где в неё могли играть исключительно отдыхающие. Вплоть до 1 июля 1868 года Германия пользовалась печальной известностью, благодаря своим игорным домам в Баден-Бадене, Висбадене, Гамбурге и других городах. Только после объединения Германии легальные игорные дома исчезли.

В обществе всегда было настороженное отношение к азартным играм, поэтому государство старалось следить за тем, чтобы азартные игры "не происходили публично, не привлекали обширного круга людей и не отражались, таким образом, тяжело на материальном благосостоянии массы населения" (из словаря Брокгауза и Эфрона).

Т.о. склонность к азартным играм не является "новым видом зависимости". В Европе в то время она занимала второе место среди известных тогда видов зависимостей. В конце XIX столетия их было всего четыре:



· Зависимость от алкоголя

· Зависимость от азартных игр

· Зависимость от морфия

· Зависимость от кокаина

В 1936 году немецкий врач Габриел написал в своей монографии, что влечение к азартным играм является редко встречаемой проблемой. До 1933 года игровые казино в Германии были полностью запрещены, и были разрешены лишь в немногих странах. Раньше участие в азартной игре ограничивалось финансовыми возможностями игрока.

После появления в 70-х годах современных психологически рафинированных монетных автоматов стало ясно, что относительно низкая стоимость игры способствовала развитию зависимости. В 80-х годах к врачам-психиатрам стало обращаться большое количество людей с одинаковыми проявлениями. Все эти пациенты были зависимы от игры на монетных автоматах. И уже в 1983 году врач-психиатр Майер сделал вывод, что речь идёт о типичной зависимости от азартных игр, такой же, как и давно забытая зависимость от рулетки.

В настоящее время клиническая реальность такова: в Германии алкоголизм, наркомания и игромания - это три ведущих проблемы среди зависимостей.

В России также издавна шла борьба с азартными играми. Из воеводских наказов XVII века видно, что игравших в азартные игры наказывали кнутом, а карты отбирались и сжигались. При Петре I первоначально военным было строго воспрещено играть в карты или кости на деньги, а потом данный запрет был распространен на всех. Это распоряжение было подтверждено при императрице Анне Иоанновне 23 января 1733 года: "Чтобы никто, съезжаясь в партикулярных и вольных домах, как на деньги, так на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру не играли". Треть взыскиваемого штрафа назначалась доносителю. Этими мерами надеялись противодействовать всё большему распространению азартных игр.

Более активные меры начали предприниматься во времена царствования Александра I. Петербургскому и московскому генерал-губернаторам повелевалось неослабно наблюдать, чтобы не было азартных игр, виновных - отдавать под суд, а имена их называть самому Императору. Полиция должна была при расследовании каждого случая выяснить вид азартной игры, место проведения, количество участников, имена, обстоятельства, при которых происходила игра. Такое отношение сохранялось вплоть до Октябрьской революции, после которой также был издан указ о запрещении азартных игр. И в течение почти 70 лет азартные игры, как и другие «социальные язвы, не свойственные социалистическому строю», официально не существовали в нашем государстве.

Если в древние времена азарт считался пороком, теперь медики называют его нормальным состоянием человека. По статистике примерно 10 % населения азартно. В былые времена русские дворяне проигрывали свои имения и крестьян в карты. Известным игроком был Достоевский и, по слухам, даже Владимир Ульянов-Ленин. Сейчас же стать рабом азартных игр может кто угодно: и успешный бизнесмен, и домохозяйка, и подросток, и пенсионер. На путь зависимости становятся и от недовольства собой, и просто от безделья. И хотя не все люди склонны к зависимостям, в последнее время их число стремительно растет. Такая тенденция проявляется особенно в крупных городах, где невротиков (в их число входят и наркоманы, и алкоголики, и курильщики, и игроманы) от 43 до 75% от работающего взрослого населения.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.