Незаконное хранение огнестрельного оружия. Теория всего. Наказание за незаконное хранение оружия

Правовая норма (или если точнее выразится, то норма права) - это обязательное правило поведения, которое регулируется отношениями в обществе, регуляция происходит, в первую очередь, со стороны государства.

Определение правовой нормы исходит от лат. norma - это правило, образец, предписание. Т.е. должное поведение в обществе.

В правовой норме содержится позволение (дозволение) или запрещение действий, а также юридическая ответственность лиц.

Признаки правовой нормы

Правовая норма всегда будет содержать следующие признаки:

Общеобязательность;

Установление государством;

Регулирование государством и наказание в случаях несоблюдения;

Предоставляет права и дозволения;

Налагает юридическую ответственность и определенные запреты;

Правовая норма регулирует особо значимые отношения в обществе;

Норма права обоснована с научной точки зрения;

Формулировка и закрепление в законе;

Системность и др.

Различают следующие правовые нормы

Существует две группы правовых норм:

1. Учредительные нормы (или отправные) - закреплены в законе в виде понятий и норм. Могут быть в виде полного определения (дефиниции), либо только в виде важнейших признаков(а).

2. Правила поведения - все нормы, которые не вошли в учредительные.

На что подразделяются правовые нормы

В состав любой правовой нормы входит:

а) гипотеза;

б) диспозиция;

в) санкция

Гипотеза - указывает условия, при которых задействуется данная норма, когда данную норму необходимо применять.

Диспозиция - это модель того, как правильно вести себя в соответствии с нормой (какие есть права, обязанности, варианты поведения).

Санкция - какие неприятные последствия ждут нарушителя правовой нормы. Хотя некоторые правовые нормы (регулятивные, нормы-дефиниции) не имеют санкций.

Формула правовой нормы

ЕСЛИ (здесь вписываем гипотезу) --- ТО (здесь вписываем диспозицию) --- ИНАЧЕ (здесь вписываем санкцию)

Санкции

Перечислим санкции за нарушение правовых норм (от самых мягких до самых суровых)

  • гражданско-правовые (например, пени)
  • административно-правовые санкции (например, лишение прав)
  • уголовно-правовые (например, лишение свободы)

Если взглянуть на уголовный кодекс, то в нем только диспозиции и санкции, т.е. гипотезу придется искать отдельно или рассуждать о ней самостоятельно.

Тема 11. НОРМЫ ПРАВА

Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.

Этим, в частности, норма права отличается от индивидуального распоряжения, отданному конкретному адресату в каждом отдельном случае и исчерпывающее себя однократным (разовым) применением.

- это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции.

Структура правовой нормы и формы ее изложения в текстах

, статьях нормативных правовых актов.

ЛИТЕРАТУРА

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. X, с. 159-173.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 11.3, с. 118-121.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. XI, 171-179.

Понятие правовой нормы, ее признаки

Право состоит из норм, представляющих собой своего рода «кирпичики», из которых построено все здание права. Право и правовая норма соотносятся между собой как целое и его часть.

Нормой права называется общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспечиваемое возможностью государственного принуждения и являющееся регулятором общественных отношений.

Каждая норма права характеризуется четкой структурой. Это связано с тем, что правовая норма может эффективно регулировать общественные отношения только в том случае, если в ней определяется и правило поведения, установленное государством в качестве общеобязательного, и условия воплощения данного правила в жизнь, и меры принуждения, применяемые за несоблюдение этого правила.

Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция

Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начинает действовать.

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на те неблагоприятные последствия, которые могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требований диспозиции. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санкции - это не просто общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.).

Возьмем простейшую норму права и рассмотрим ее по элементам: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Гипотезой является слово «каждый», т. е. данная норма распространяет свое действие абсолютно на всех. Диспозицией является часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в том числе не уничтожать различные места обитания животных. Наконец, последняя часть нормы - санкция - предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой правило поведения: он будет предупрежден или оштрафован на указанную в законе сумму.

Зачастую кажется, что во многих правовых нормах наличествуют только два элемента - гипотеза и диспозиция или же гипотеза и санкция. Так происходит потому, что норма права и статья закона часто не совпадают. Например, гипотеза и диспозиция рассмотренной выше нормы содержатся в Конституции РФ, а санкция - в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виды правовых норм

Все правовые нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:

  • 1. В зависимости от вида регулируемых общественных отношений нормы делятся на конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, семейно-правовые и т. п. Правовые нормы существуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходными нормами и в совокупности регулируют однородные общественные отношения.
  • 2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции (их иногда выделяют в отдельную группу).
  • 3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий). Примером обязывающей нормы является норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». К запрещающим нормам относятся все нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Управомочивающей нормой является норма, согласно которой «каждый имеет право на образование».
  • 4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций). Большинство правовых норм является нормами неопределенно-длительного времени действия. Временные нормы содержатся, а частности, в бюджете Российской Федерации, который принимается сроком на один год. Примером чрезвычайных норм являются нормы, устанавливающие комендантский час в той или иной местности на период действия там чрезвычайного положения.
  • 5. По кругу субъектов права нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права). Общей является норма, содержащаяся в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». На определенный круг субъектов права - военнослужащих - распространяет свое действие норма права, содержащаяся в ч. 1 ст. 337 Уголовного кодекса РФ: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года».

Исключительную норму содержит в себе ст. 113 Конституции РФ, гласящая: «Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу». Под действие данной нормы попадает только один субъект права - Председатель Правительства РФ.

  • 6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом). Нормами общего действия являются все нормы Конституции РФ, нормами местного действия - например, нормы, содержащиеся в Уставе г. Москвы.
  • 7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диспозитивные (предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей). Императивной является норма, закрепленная в ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». Диспозитивную норму содержит ст. 32 Семейного кодекса РФ: «Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга».
  • 8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, в них закрепляются права и обязанности участников правоотношений) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм). Часть 2 ст. 47 Конституции РФ, в которой обвиняемому в совершении преступления предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, устанавливает материальную норму. К процессуальным же нормам относится правило, содержащееся в ч. 4 ст. 217 Уголовно-процессуального кодекса РФ: «Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: 1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделить дело в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей».

Толкование права, его этапы, результаты, значение

Чтобы правильно применить правовую норму, ее сначала надо правильно истолковать. Иначе норму права можно применить ошибочно: наказать невиновного, освободить от ответственности преступника и т. д. В результате право как регулятор общественных отношений не достигнет своей цели, что будет отрицательно влиять на состояние общества.

Толкованием нормы права называется деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной реализации.

Необходимость толкования правовых норм существует объективно и предопределяется рядом причин:

  • 1. Нормы права имеют общий и абстрактный характер, но применяются к конкретным ситуациям; учесть и предвидеть все возможные ситуации законодатель не может (да и не должен).
  • 2. Краткость и лаконичность формулировок правовых норм, использование в них специальной терминологии (как юридической, так и терминологии иных сфер деятельности) требуют специальных пояснений. Например, технической терминологией изобилуют строительные нормы и правила (СНиПы), правила техники безопасности и дорожного движения, эксплуатации источников повышенной опасности. На практике применение этих норм связано с необходимостью привлекать к их толкованию не только юристов, но и специалистов с техническим образованием (экспертов).
  • 3. Несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неясными или противоречивыми. Так, в ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство определяется как «умышленное причинение смерти другому человеку». В соответствии с буквальной формулировкой нормы подданное понятие подпадает и смертная казнь, осуществленная в соответствии с законным приговором суда.

Процесс толкования состоит из двух этапов:

I этап - это уяснение смысла и содержания правовых норм «для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);

II этап - это разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правовой нормы (т. е. толкование «вовне»).

Разъяснение (т. е. толкование правовых норм) бывает официальным и неофициальным.

Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права. Конституция РФ наделяет правом толкования издаваемых нормативно-правовых актов Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство Российской Федерации, обязывает Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичные функции закреплены и за должностными лицами и государственными органами субъектов РФ. Право официально толковать нормативно-правовые акты закреплено и за иными государственными органами, которые издали соответствующий документ.

Неофициально толкуют правовые нормы ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. Примером такого толкования могут служить комментарии к отдельным законам, подготовленные различными научно-исследовательскими учреждениями, например, комментарий к Конституции РФ или комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Эти комментарии не являются обязательным при применении права, однако учет их желателен в силу авторитета мнения ученых и практиков, разъясняющих смысл правовых норм. Неофициально толковать нормы права может любой человек, не имеющий профессиональной юридической подготовки: смысл правовых норм он может разъяснять и на основе собственного жизненного опыта. Толкование норм права выражается в определенных результатах. Результатом толкования нормы права является вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста и смысла нормы права. Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения правовых норм к регулируемым ими отношениям. В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным. При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают. При ограничительном толковании точный смысл юридической нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, предусмотренная Конституцией РФ для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан мужчин. При расширительном толковании точный смысл юридической нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, закрепленное в Конституции право граждан Российской Федерации осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России. Расширительное толкование, в принципе, является нежелательным. Поэтому в нормативно-правовых актах часто специально указывают, что то или иное положение является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (например, такое указание имеется в ст. 63 УК РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, отягчающих наказание).

Норма права (от лат. norma - мера, правило, образец, стан­дарт) - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.

Отличительные особенности норм права

Нормы права, наряду с экономическими, политическими, моральными, религиозными, эстетическими нормами, традициями и обычаями, правилами этикета, принадлежат к социальным нормам, но имеют свои отличительные особенности:

1) закрепленность в законе (или в других нормативных актах);

2) общеобязательность: обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации;

3) обеспеченность силой государства.

Структуру нормы права составляют три элемента:

1. Гипотеза . Устанавливает, кто и при наличии каких условий должен исполнять норму права.

2. Диспозиция . Указывает на сами права и обязанности, в совокупности составляющие модель поведения.

3. Санкция . Указывает на последствия, наступающие при нарушении нормы права.

Система права имеет в своей основе нормы права, из которых складываются правовые институты (например, институт государственной службы, институт договора подряда). Из правовых институтов образуются отрасли, т. е. наиболее крупные подразделения права (например, уголовное право, трудовое право и т. д.). Совокупность всех отраслей и составляет право в целом, т. е. систему права страны.

Признаки правовой нормы

1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение индивидов и организаций в отношениях между собой.

2. Общий (неперсонифицированный) характер. Нормы права не имеют конкретного адресата.

3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством. Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства.

5. Формальная определённость. Нормы права обычно фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права, обязанности и запреты. Издаётся в письменной форме.

6. Системность.

Норма права - это первичная клеточка права, его исходный элемент → норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако это ещё не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право - это система, совокупность правовых норм.

По функциям нормы права подразделяют на регулятивные и охранительные:

Регулятивная норма определяет права и юридические обязанности субъекта права, условия их возникновения и действия.

Охранительная норма определяет условия применения к субъекту права мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Формы регулирования норм права - дозволение, предписание, запрет.

Управомочивающая норма - это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать.

Обязывающая норма - это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать.

Запрещающая норма - это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.

Формы реализации норм права - соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение - это воздержание от поступков, запрещённых действующим правом.

Исполнение - это совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания.

Использование - это осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению.

Применение - это активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно закрепляет ее в официальном письменном до­кументе - нормативном (или правовом) акте. Нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены.

ВОПРОС:

В приведенном списке указаны черты сходства права и морали и отличия права от морали. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем - порядковые номера черт отличия (2).

общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-, гражданско-, уголовно-правовые Н. п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМА ПРАВА

общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.

Среди важнейших черт и особенностей Н.п. следует особо указать следующие.

а) Общий характер Н.п. не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности Н.п. довольно часто бывает различна. В РФ, например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам плицам без гражданства.

6) Выраженность в Н.п. государственной воли. Воля господствующего слоя. группы или класса для того. чтобы воплотиться в Н.п., стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.

в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, Н.п. устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны Н.п. указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.

г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая Н.п. существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.

д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.

Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что Н.п. реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения.

Н.п. можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая Н.п. предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом Н.п. можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это Н.п., предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие Н.п. предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По форме предписания Н.п. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) Н.п. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

В зависимости от целевого назначения Н.п. делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные Н.п. - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные Н.п. регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (нормы процессуального права).

Н.п. можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н.п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования.

В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) Н.п. По времени действия Н.п. подразделяются на: постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).

По кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п., они делятся на общие и специальные. К первым относятся Н.п., распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

По степени определенности различают Н.п. бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п. представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие Н.п. как на условие своего действия.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.