По мнению автора связаны. Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание". Правопорядок и правоотношения
Главное противоречие, с которым столкнулся современный человек, это резкое несоответствие между биологическими и социальными возможностями человека и цивилизационными возможностями, которые даёт ему мир, построенный по последним достижениям науки и техники. В силу чего возникает проблема: к какому состоянию идёт мир? Первый вариант: это может быть более развитый, прогрессирующий в экономическом, политическом, нравственном и ином отношении мир. Но может быть и иной вариант: мир, деградирующий по некоторым из этих отношений или по всем сразу. Но пока ясно только одно: человечество... получило к началу XXI в. в своё распоряжение очень мощные средства влияния как на природу, так и на общество...
Человек как социально-биологическое существо функционирует на стыке двух противоположных типов необходимостей. Необходимости первого типа - это совокупность биологических, социальных и иных потребностей. Среди них ведущими являются потребности, идущие от человеческого тела. Человеку необходимо есть, пить, отдыхать, нужен какой-то минимальный уровень комфорта, какой-то личностный круг общения и т.п. Всё это в определённом контексте может послужить основой для эгоистических стратегий человеческого существования. Так, в центр таких стратегий может быть поставлено благополучие одной конкретной личности, одной семьи, (какого-то круга людей, связанных между собой кровнородственными или деловыми связями, и т.п. ...
Необходимости второго типа связаны с социально-духовным содержанием человеческого сознания и, в первую очередь, с морально-этическими нормами, среди которых на первое место выходит человеческая совесть, понимаемая различными философскими школами по-разному. Но все эти школы сходятся в одном: именно совесть является неотъемлемым компонентом таких переживаний, как сострадание, альтруизм, героизм и т.п. Совесть также является одним из компонентов духовности... Ситуация современной жизни такова, что... бездуховность начинает пронизывать всё общество, и одним из наиболее опасных его следствий является понижение чувства ответственности личности. Такое понижение ответственности личности может осуществляться в некоем «коридоре» - от невнимания к объекту общения или управления и т.п. до полного игнорирования его потребностей и интересов. Если же бездуховная личность окажется в жизненно важных точках государственного, экономического, политического и т.д. механизма, то её неадекватные действия могут привести к различного рода катаклизмам.
(Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев)
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы :
1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности является понижение чувства ответственности личности;
(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
2) суждение , раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.
Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании
Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?
👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!
Название документа в 1.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 1. 10 класс.
О том, как, в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
Что же придаёт совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу... главное состоит в том, какие из интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.
Общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека<...>
Но не всякая совокупность людей, объединённых общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес - но это не общество. <...> Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие.
Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одарённого волей и сознанием<...>
Человек - первичная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения (В.Н. Хропанюк).
С 1. Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, укажите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
С4.Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.
С 5. Назовите любые три характерные особенности научного познания.
С6 . Деятельность – присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
С7. Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Объясните, что имел в виду учёный, когда называл человека «желающим существом»? Сформулируйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности научного мышления». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 2.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 2. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы самого человека как личности, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты, поддерживающие отношения, - главные, хотя и не единственные, его элементы.
Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «государство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве и законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна. Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти понятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет нации, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим понятием является понятие общества.
Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основной субстанцией, способом существования людей в мире» (Б.И Каверин, И.В.Демидов).
С3. В тексте упоминаются социальные институты. Дайте определение понятия «социальный институт». Охарактеризуйте любые два социальных института.
С4. Автор утверждает, что совместная деятельность является «основной субстанцией существования людей». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие точку зрения автора.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «народная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о народной культуре.
С 5. Назовите любые три характерных признака религии.
С6 . С помощью трёх примеров проиллюстрируйте основные положения этики современного учёного. Сначала сформулируйте этическое правило, затем приведите пример.
С7. Отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка и взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Многовариантность общественного развития». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа в 3.doc
Контрольная работа по обществознанию «Человек и общество». Вариант 3. 10 класс.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
«Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
У одного языка - несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, - субкультуры; группы, говорящие на разных языках, - различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры - всего лишь варианты одной, господствующей культуры. Романские языки произошли от латинского благодаря изменению количества гласных и согласных. Они являются новыми языками, но не диалектами. Их носители выражают разные культуры, а не субкультуры.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё.
<...>У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир. Малолетние детишки, постоянно общающиеся во дворе, создают своеобразную субкультуру, понятную только им. Но шимпанзе и гориллы, сколько бы они не взаимодействовали в группах, не способны породить даже зачатков культуры. Причина в отсутствии языка - этой праматери культуры.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находиться в конфликте с господствующими ценностями.
<...>Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространённое. Доминирующая культура... не способна охватить всё многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры (А.И. Кравченко).
С 3. Дайте одно из определений термина «культура», известных вам из курса обществознания. Сформулируйте три тезиса о роли культуры для общества.
С4. Исходя из определения контркультуры, данного автором, приведите два примера контркультуры
и поясните, почему вы их отнесли к контркультуре, а не субкультуре.
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.
С5. Назовите любые три характерных признака морали.
С6. Сформулируйте две общие характеристики, которые могут быть свойственны элитарной и массовой культуре, и проиллюстрируйте их примерами.
С7. Обществоведам известны разные классифика ции наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе и человеке. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Образование и его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
‹ ›
Название документа отв. 1.doc
Ответы Вариант 1.
С1.
Какие основные элементы - признаки общества выделяет автор? Назовите не менее трёх из них.
1) совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей;
2) объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общих интересов;
3) общество создаётся на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов;
4) общество вырабатывает правила общеобязательного поведения.
С2.
«Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов».
Введение права частной собственности в российское законодательство легализовало начало развития рыночных отношений в России, при этом эта мера во многом соответствовала личным интересам россиян.
С3. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, ука жите, что понимается под вырабатываемыми обществом «правилами общеобязательного поведения». Что отличает эти нормы от моральных норм?
«Вырабатываемые обществом правила общеобязательного поведения представляют собой право (нормы права)».
Устанавливаются государством;
Носят общеобязательный характер;
Закреплены законодательно;
Их реализация гарантирована государством через государственное принуждение.
С4. Автор утверждает, что «общество не есть механический конгломерат индивидов». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
1) общество представляет собой систему взаимодействующих элементов;
2) основой любого общества является совместная деятельность;
3) многообразные связи, возникающие в обществе, представляют разные формы общественных отношений.
С5.1. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, которое находит отражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Примеры предложений:
1. Мировоззрение современного человека существенно отличается от мировоззрения средневекового человека.
2. Мировоззрение человека может сформироваться только в обществе.
С5.2. Могут быть приведены следующие характерные особенности научного познания:
1) принцип объективности;
2) рационалистическая обоснованность;
3) проверяемость;
4) системность.
С6. Сознательность.
Пример: зная об угрозе жизни, спасатели вели работу по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
2. Орудийный характер.
Пример: в Москве развернулось строительство жилья, в ходе которого используются новейшее оборудование и искусственные материалы.
3. Преобразующий характер.
Пример: в ходе неолитической революции человечество перешло от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, от присваивающего хозяйства и к производящему, которое изменило планету Земля.
С7. Объяснение: А. Маслоу называл человека «желающим существом », потому что в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворённые потребности (физиологические, социальные, духовные).
Отношение: с мнением Маслоу можно согласиться/ несогласиться.
Аргументы:
1. Схематически иерархию потребностей Маслоу часто изображают в виде пирамиды, основанием которой являются физиологические потребности, а вершиной - потребности в самоактуализации.
2. Потребности в самоактуализации безграничны, потому что нет пределов творческим силам человека.
3. Процесс самоактуализации требует от человека постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек и установленных правил. А это может увеличить тревогу и страх человека, что возвращает его к необходимости удовлетворения потребностей в безопасности и стабильности существования (экзистенциальных потребностей) и т.д.
4. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
С8. 1. Что такое наука? Признаки научного познания:
а) принцип объективности;
б) рационалистическая обоснованность;
в) системность знания;
г) принципиальная проверяемость;
д) прогностичность, предсказательная сила.
2. Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
3. Методы эмпирического познания:
а) наблюдение и эксперимент;
б) измерение и классификация;
в) систематизация и описание.
4. Методы теоретического познания:
а) восхождение от абстрактного к конкретному;
б) формализация;
в) моделирование.
5. Универсальные методы научного познания:
а) анализ и синтез;
б) индукция и дедукция;
в) аналогия и моделирование;
г) абстрагирование и идеализация.
6. Особенности мышления в области общественных наук:
а) субъект и объект познания совпадают;
б) социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
в) сложность объекта познания - общества;
г) вероятностный характер закономерностей;
д) ограниченность применения эксперимента как метода познания.
7. Отличительные характеристики социального и гуманитарного мышления:
а) изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса;
б) изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия;
в) понимание, обращение к текстам;
г) невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям.
‹ ›
Название документа отв. 2.doc
Ответы Вариант 2.
С1. Самодостаточность общества автор видит в том, что общество способно «своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности... это означает способность производить всё необходимое для совместной жизни людей».
С2. Автор считает, что понятие «государство» и понятие «общество» «пересекаются: нет государства вне общества». Понятие общества является всеохватывающим понятием. «Государство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна».
СЗ. Социальный институт - это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, регулируемая нормами, традициями, обычаями, и направленная на удовлетворение потребностей.
1. Социальным институтом является семья, форма совместной деятельности, которая регулируется как законодательно, так и традициями и направлена на потребность в продолжении рода.
2. Религия - социальный институт, направленный на удовлетворение духовных потребностей общества, поиск смысла жизни.
С4. Могут быть приведены следующие аргументы, подтверждающие точку зрения автора:
1. Человека делает человеком общение. Общение - это особый вид деятельности.
2. В процессе деятельности человек осознаёт цели, прогнозирует результат.
3. Только в процессе деятельности могут быть созданы условия для функционирования общества.
С5.1. Народная культура - особый вид культуры, создаваемый народом, пласт национальной культуры.
Примеры предложений:
1. Произведения народной культуры передаются «из уст в уста».
2. Народная культура живёт в фольклоре, народных танцах, музыке.
С5.2. Могут быть приведены следующие признаки религии:
1) форма мировоззрения;
2) основана на вере в сверхъестественные силы;
3) предписывает определённое поведение верующим;
4) содержит систему обрядов, ритуалов.
С6. 1. Правило: учёный должен быть честен и объективен, добросовестно проверяя результаты своего открытия.
2. Правило: учёный должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для учёного недопустим плагиат.
Пример: в статье учёного М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.
Правило: учёный должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: «не навреди».
Пример: академик А.Д. Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира.
Пример: учёные первые выразили тревогу за последствия НТП и включились в профессиональные и массовые экологические движения.
Пример: учёный Н. Бехтерева заявила о прекращении ряда экспериментов по расширению возможностей человеческого мозга из-за непредсказуемости последствий.
С7. Виды деятельности:
У ребёнка до поступления в школу ведущий вид деятельности - игра, познание мира.
У подростка - общение со сверстниками, учёба.
У взрослого человека - труд.
Черты личности, которые формируются у школьника:
1. Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).
2. Адекватная самооценка, образ себя, умение управлять собой (скромность - самовлюблённость, самокритичность - самоуверенность и т.д.).
3. Отношение к делу (ответственность, добросовестность, целеустремленность или лень, умение планировать перспективные цели и др.).
4. Отношение к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).
Следует отметить определённую условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных личностных черт.
С8. 1. Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система.
2. Пути общественного развития:
а) понятия «реформа» и «революция»:
б) понятия «инновация» и «модернизация».
3. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества:
а) ступени развития человеческого общества (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое);
б) характеристика аграрного, индустриального, постиндустриального обществ.
4. Сущность понятий «прогресс», «регресс», циклическое развитие.
5. Критерии прогрессивного развития общества:
а) средняя продолжительность жизни человека;
б) состояние здоровья;
в) уровень образования, развитие различных сфер культуры;
г) отношение к природе;
д) степень соблюдения прав человека и др.
6. Противоречивость общественного прогресса.
7. Взгляды мыслителей на направленность общественного развития:
С3. Может быть дано одно из определений культуры:
Культура - совокупность духовных и материальных ценностей общества.
Культура - вторая природа и т.д. Роль культуры для общества:
1. Культура позволяет общаться как отдельным людям, так и разным народам.
2. Культура делает общество духовно богатым.
С4. Могут быть названы такие примеры конткультуры:
1) религиозные секты;
2) скинхэды в современной России.
И религиозные секты и скинхеды, безусловно, обладают своей культурой. Но ценности, ими провозглашаемые, общество отторгает. Это отражено, например, в действующем законодательстве.
С5.1. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Примеры предложения:
1. Без образования невозможно ничего достичь в современном мире.
2. Образование тесно связано с наукой и научными достижениями.
С5.2. Могут быть приведены следующие характер ные признаки морали:
1) представляет совокупность общественных ценностей;
2) содержит образцы поведения в обществе;
3) подвержена изменениям;
4) в качестве санкции использует общественное порицание;
5) нормы морали могут существовать в устной и письменной формах.
С6. 1. Характеристика: обе культуры нуждаются в распространении и тиражировании.
Пример: стихи А. Пушкина, А. Блока и других классиков (элитарная культура) издаются массовыми тиражами.
2. Характеристика: произведения массовой и элитарной культуры могут приносить авторам существенный доход.
Пример: романы Дж. Джойса и М. Пруста, живопись М. Шагала и П. Пикассо, фильмы А. А. Тарковского и А. Куросавы имеют высокую коммерческую ценность.
3. Характеристика: могут содержать одинаковые идеи, общие ценности.
Пример: эстрадная певица А. Пугачёва исполняет песни, ставшие шлягерами массовой культуры, на стихи поэтов Б. Пастернака, М. Цветаевой, творчество которых относится к элитарной культуре.
С7. Отличия:
Социальное знание - это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, другими социальными группами (демографическими, профессиональными).
Гуманитарное знание рассматривает внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности.
Ответ на вопрос: философия относится к гуманитарным знаниям.
Аргументы:
1. Частью философии являются этика, аксиология, религоведение, а это науки, объектом которых являются духовные ценности человеке и человечества.
2. Философия формулирует так называемые «вечные вопросы», ответ на которые важен каждому человеку.
С8.
1. Образование как социальный институт общества.
2. Образование как основной фактор первичной социализации личности.
3. Общая структура системы образования РФ:
а) дошкольное образование;
б) среднее (школьное) образование;
в) среднее профессиональное образование;
г) высшее профессиональное образование.
4. Государственная общенациональная образовательная политика:
а) Закон РФ «Об образовании» о проблемах и направлениях развития российской системы образования;
б) принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
5. Функции непрерывного образования:
а) компенсирующая (восполняющая пробелы в образовании);
б) адаптивная (оперативная переподготовка в условиях быстро меняющейся экономической и социальной ситуации);
в) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста).
6. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.
7. Информационное образование и информационная культура личности как факторы развития информационного общества.
8. Почему образование является национальным богатством страны?
Необходимость фундаментально подготовленных людей:
а) для обеспечения потребностей модернизации;
б) для разработки и реализации принципов новой экономики;
в) для развития гражданского общества и правового государства;
г) для формирования духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.
‹ ›
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Прочитайте текст и выполните задания С1 ‑С4 .
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>
Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).
C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.
Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.
C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.
C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.
Раздел 5. Политика
МЫСЛИ МУДРЫХ
« Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».
Л. Н. Толстой (1828-1910). русский писатель
" 5. " Деятельность - способ существования людей
Может ли человек в своей жизни ничего не делать? Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне дeятельности?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человег живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу,одежду, жилье и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой , музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).
В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание тoгo, чего нет в природе. Деятельности человека присущи такие черты, как coзнательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.
Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. вo-втopыx, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно coвершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об opyдийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий eгo мир и caмoгo себя - свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей.
Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности .
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности. По-другому их мoгyт нaзывать врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе , воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По- другому их называют дyховными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.
Естественные социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.
Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960), говоря о «ненасыщаемости.) потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.
Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИЯ
Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нoвoгo здания - предвосхищаемый результат.
Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.
В ходе деятельности возникают определенные npoдукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения , знания caмoгo человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.
А почему человек выдвигает ту или иную цель? Eгo побуждают к этому мотивы. «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человeк»,- объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.
Мотив - это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет caмoyтвердиться. В то же время один и тот же мотив может вecти к разной деятельности. Например, стремясь caмoyтвepдиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.
Обычно деятельность человека определяется не одним каким- либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, кoмпозиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.
В мотивах деятельности человека проявляются eгo потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, про ведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.
Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что дeятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в peальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся peзультат деятельности оказывается беднее или богаче нaчального замысла.
Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.
Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те вpeмeна земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.
Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкpeтноисторическом характере.
МНОГООБРА3ИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.
Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества . Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, С общественным прогрессом, то выделяют npoepeccивную или реакционную направленность деятельности, а тaкже созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.
В зависимости от соответствия деятельности существующим обще культурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны цeлей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную. монотонную деятельность, которая выполняется cтpoгo по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще вceгo отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «твоpчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая дeятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Важно подчеркнуть, что элементы твоpчества мoгут найти место в любой деятельности. И чем мeнее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме тoгo, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны гoсударственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.
Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие ocновные виды деятельности людей. Во-первых, это иера: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры - ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
Вo-втopыx, это учение - деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.
В-третьих, это труд - вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве ocновнoгo вида деятельности людей выделяют общение - ycтановление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений , мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внyтренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, coздаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. она возникает на основе внешней и через нее реализуется. это важно учитывать при paccмoтрении связи деятельности и сознания.
СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сознание - присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
На протяжении веков проблема сознания является ареной острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях eгo формирования. Ecтественно-научный подход противостоит в этих спорах peлигиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники ecтecтвенно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной opгaнизацией человека. Сторонники религиозноидеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» - eгo производной.
Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры - результаты труда, произведения искусства и т. п.
Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании ycтойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется eгo индивидуальное сознание. Так, человек с caмoгo рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.
Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ eгo oтнoшения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они при водят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая ее результаты.
Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, eгo развитию. Сознанuе формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в coзнании, люди преображают природу, общество и самих ceбя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит eгo. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность .
Обосновывая единство. деятельности и сознания, отечественная наука выработала ученuе о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. во-втоpых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.
Например, у ребенка до поступления в школу вeдyщий вид деятельности - uгpa, хотя он уже нeмнoгo учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Вeдущий вид деятельности школьника - учение. Но, нecмoтря на то что в eгo жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в eгo жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность - труд,но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению.
Завершая наш разговор о деятельности и сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, coзнательная деятельность,- это активность человека, нaправленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением eгo потребностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определ ять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.
2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.
3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы .
4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.
Из работы coвpeмeннoгo отечественного психолога В. А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъектносты».
Вот мы,например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале - сознание, потом - деятельность. Кроме тoгo, мы не сомневаемся в том, что деятельность - это процесс и что ее можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами caмoгo человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчет продвижение человека к уже принятой цели... Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что все сказанное о ее строении теряет отчетливость... Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо... процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»... вместо тoгo чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности... И все это в силу тенденций собственного движения, саморазвития дeятельности.. .
Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь... Независимо от тoгo, окaзывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стpeмлением и эффектами осуществленных действий стиму лирует активность человека, движение eгo деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.
Вопросы и задания к документу
1. Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкpeтные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.
2. Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?
3. Как, по мнению автора, связаны деятельность и сознание?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое деятельность?
2. Какие черты присущи деятельности человека?
З. Как связаны деятельность и потребности?
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) дeятельности человека?
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
8. Как связаны деятельность и