Правила обращения граждан в орган местного самоуправления. Обращение граждан в органы местного самоуправления. Электронные обращения граждан

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

4.7. Обращения граждан и иные формы осуществления местного самоуправления

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону:

- обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

- предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

- заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

- жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

По общему правилу письменное обращение , поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение одного месяца со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Наряду с рассмотренными выше формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах , не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным законам.

В отечественной литературе по местному самоуправлению в числе таких форм называют митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. Однако вряд ли вообще возможно осуществлять публичную власть посредством проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п. Однако отдельные элементы этого права направлены и на участие в осуществлении местного самоуправления. В частности, посредством проведения публичного мероприятия граждане могут выразить свое отношение к деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления, а также к процессам, происходящим на территории муниципального образования.

Статья 31 Конституции Российской Федерации устанавливает право российских граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С конца 80-х гг. прошлого столетия по мере демократизации общества граждане использовали такую форму политического протеста самостоятельно, без властей и против властей. Законодательные рамки проведения публичных мероприятий очерчены в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Как следует и из названия Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в нем регулируется пять видов публичных мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников. Виды публичных мероприятий указаны в ст. 2 данного Федерального закона.

Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Как правило, на митинге принимается обращение с определенным требованием к властям или призывом к гражданам.

Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Демонстрация может начаться или завершиться митингом. Иногда демонстрация может быть сидячей - участники не движутся, а сидят массой в людном месте. В последнее время в некоторых странах стали проводиться стоячие демонстрации: демонстранты, держась за руки, образуют кольцо вокруг какого-либо объекта либо непрерывную линию, обычно вдоль шоссе, порой на десятки или сотни километров.

Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Разновидностью шествий являются марши - шествия через многие населенные пункты, через всю страну или несколько стран. В шествиях и маршах обычно участвуют заранее сорганизовавшиеся люди.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Особой разновидностью пикета является палаточный городок, существующий более или менее продолжительное время.

Собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Заметим, что такое законодательное определение собрания может рассматриваться в качестве родового понятия для всех мероприятий с количеством участников более трех человек. Но не все собрания носят публичный характер, что, на наш взгляд, неправомерно расширяет круг регулируемых Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» правоотношений, большинство из которых не являются предметом этого закона. Такие недостатки Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» нередко вводят в заблуждение граждан, желающих провести какое-либо собрание, в том числе и для осуществления местного самоуправления. Поэтому необходимо учитывать, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 29 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятие «собрание» в данных федеральных законах имеет различный правовой характер, как, собственно, и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.

Немаловажной для участия населения в осуществлении местного самоуправления является и информационная открытость для граждан органов местного самоуправления. Представляется, что в настоящее время это является одним из наиболее актуальных и действенных каналов взаимодействия граждан и органов местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 24) установлено, что каждому предоставляется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Таким образом, граждане, обращаясь за информацией о решениях органов публичной власти, реализуют свое конституционное право, а на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность предоставлять такую информацию. Поэтому обязанностью государства является установление правовых гарантий осуществления этого права. Предоставление информации о решениях органов местного самоуправления может осуществляться следующими основными способами:

Обнародование информации о принимаемых решениях органов местного самоуправления;

Обеспечение доступа граждан на заседания органов местного самоуправления;

Обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам в органах местного самоуправления;

Предоставление документов и материалов органов местного самоуправления на основании запроса.

Рассмотрим данные способы подробнее.

Обнародование информации о принимаемых решениях органов местного самоуправления. Основным способом обнародования информации о принимаемых решениях органов местного самоуправления является публикация этой информации в средствах массовой информации. Необходимо иметь в виду, что любые нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. В случае нарушения данного правила нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Информирование граждан органами местного самоуправления о принимаемых решениях может осуществляться посредством обнародования информации:

О вступлении в должность или об отставке руководителей органов местного самоуправления;

О принятии и исполнении местного бюджета, установлении и изменении ставок и порядка уплаты налогов и сборов, коммунальных и иных платежей в порядке, установленном соответственно бюджетным и налоговым законодательствами Российской Федерации;

О принятии правовых актов по управлению имущественными объектами, находящимися в собственности муниципального образования;

О заключении соглашений;

О мерах, предпринимаемых для ликвидации чрезвычайных происшествий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Также в целях представления информации о результатах работы органов местного самоуправления их руководителям целесообразно обеспечивать подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности возглавляемых ими органов.

Обеспечение доступа граждан на заседания органов местного самоуправления. Гражданам должно быть предоставлено реальное право знакомиться не только с конечным продуктом - решениями органов местного самоуправления, но и иметь всю необходимую информацию на этапах, связанных с выработкой какого-либо решения. Это может быть достигнуто путем непосредственного присутствия граждан на заседании соответствующего органа местного самоуправления. Такое непосредственное присутствие граждан также позволит осуществить на практике гласность, открытость проведения заседания соответствующего органа. При этом соответствующие органы местного самоуправления должны заблаговременно доводить до сведения граждан повестку и время своего заседания. Конечно же, доступ граждан на заседания органов власти по ряду причин не может быть абсолютно свободным. Иногда это просто связано с отсутствием возможности размещения значительного числа желающих. Следует также иметь в виду, что вряд ли смогут принять граждане участие и в закрытом заседании. Однако условия проведения таких заседаний не должны определяться произвольно. Они должны быть закреплены как минимум в регламенте соответствующего органа, а еще лучше - в уставе муниципального образования. В любом случае, решение о проведении заседания в закрытом режиме должно быть доступно для ознакомления и подробно мотивировано со ссылками на конкретные нормы законодательства, явившиеся основанием для ограничения доступа общественности к заседанию органа местного самоуправления.

Обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам в органах местного самоуправления. Непосредственный доступ к документам и материалам органов местного самоуправления может обеспечиваться через:

Фонды официальной информации органов местного самоуправления (сформированные на основе официальных документов и материалов органов местного самоуправления, собрания сведений, находящихся в соответствующем органе, библиотеке, архиве либо на сайте муниципального органа в сети Интернет);

Библиотечные и архивные фонды официальной информации;

Информационные ресурсы, функционирующие на основе технологий сети Интернет.

Особое внимание необходимо обратить на возможности максимального использования сети Интернет в работе органов местного самоуправления по информированию граждан о принимаемых ими решениях (естественно, при наличии у муниципального образования соответствующей технической возможности). В этих целях информация о решениях органов местного самоуправления должна быть размещена на сайте соответствующего органа или муниципального образования в сети Интернет для открытого доступа.

На сайтах представительных органов муниципальных образований для открытого доступа необходимо размещать проекты нормативных правовых актов, результаты голосования на заседаниях этого органа, за исключением тайного голосования. Кроме того, депутаты представительного органа должны обладать правом использования сайта соответствующего органа для размещения в сети Интернет в открытом доступе информации, касающейся вопросов своей деятельности, в том числе результатов голосования.

Предоставление документов и материалов органов местного самоуправления на основании запроса. Для того, чтобы информация была реально доступна, гражданин должен иметь возможность требовать предоставить ему информацию о решениях органов местного самоуправления в той форме, которая действительно существует и удобна лично для него. Во многом данное право перекликается с рассмотренным нами выше правом на обращение. Однако следует учитывать, что право на обращение вытекает из ст. 33 Конституции Российской Федерации, а обязанность органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, предусмотрена ч. 2 ст. 24 Конституции.

Запросы на получение информации могут быть адресованы органам местного самоуправления в форме:

Личного устного обращения, обращения по справочному телефону соответствующего органа;

Письменного запроса, доставляемого по почте или путем личной передачи;

Текстовых сообщений, передаваемых по каналам телекоммуникационной связи (электронная почта, факс).

Ответ на запрос целесообразно давать в той же форме, в которой был получен запрос или же в иной удобной для граждан форме. Так, при личном устном обращении заинтересованного лица за получением информации или обращении по телефону соответствующая информация должна предоставляться в устной форме. Необходимо отметить, что обязанности органа местного самоуправления, получившего запрос, должны исчерпываться поиском существующего документа. От него не требуется подбирать информацию, которой у него нет. Орган местного самоуправления не обязан также проводить исследовательскую или аналитическую работу для удовлетворения запроса. Лица, запрашивающие информацию, должны обращаться за существующими документами. Для того, чтобы получить требуемые сведения, запросы должны тщательно формулироваться. Им в помощь органам местного самоуправления необходимо разрабатывать примерные образцы запросов.

Предыдущая

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно данному Федеральному закону:

Обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;



5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

Обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

Запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

Дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Правовой основой организации работы с обращениями граждан в мун.обр-иях является КРФ, ФЗ от 2мая 2006г №59 –ФЗ, законодательство субъектов РФ, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан в омс, уставы мо и мпа, регламентирующие работу с обращениями граждан.ФЗ « о порядке обращения граждан РФ» определен общий порядок подачи обращений граждан в гос органы, омс, долж.лицам, порядок рассмотрения обращений граждан и принятия по ним необходимых решений, организация личного приема граждан, контроль за соблюдением порядка обращения граждан.

Также в законе содержится перечень обр-ий, которые не подлежат рассмотрению (анонимные обращения если не об угрозе гос или обществен.безопасности, о преступлениях, вопросы по которым вынесены судебные решения, обращения содержащие клевету, оскорбления угрозы в адрес гос.органов и омс, должн.лиц., повторные если не приводятся новые доводы или обстоятельства.

Закон устанавливает 4 основных срока при работе с обращениями граждан на различных этапах

В течение 3 дня – обращение должно быть зарегистрировано после поступления

В теч. 7дней после регистрации- обращение должно быть переадресовано по компетенции

В теч.30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено и гражданину дан ответ

30 дней –максимальный срок на который в исключительных случаях может быть продлено рассмотрение обращения с уведомлением об этом автора обращения.

В субъектах РФ свои законодат.акты. В Курганской области закон о «о порядке рассмотрения обращений граждан в Курган.обл.» от 06.12.06 № 203. На уровне мо вопросы реализации права граждан на обращения в омс закреплены в уставах мо.

Так в Половинском районе принято Распоряжение

От 31.08.2012 г. № 20-р

«О порядке предоставления информации в устной форме и во время приема в Администрации Половинского района и ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах» ОМС принимают свои распорядительные док-ты, касающиеся работы с обращениями граждан, которые не должны противоречить федерал. И регионал.зак-ву.

Обращения граждан имеют различные формы в зависимости от числа обратившихся, от содержания обращения, от способа подачи обращения.

По способу обращения: письменные, на приемах населения, на встречах с населением, по эл.почте, через интернет, по телефону.

По количеству гражан: индивидуальные и коллективные.

По существу (вид обращения) предложения, жалобы, заявления.
56 Организация работы органов местного самоуправления с письменными обращениями граждан.

Организация работы с письменными обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.33), Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», частично – Федеральным законом от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов».

Федеральный закон № 59-ФЗ, несмотря на свое название, распространяется на обращения всех физических лиц - не только граждан РФ, но и иностранцев, а также лиц без гражданства (статья 1). Основное предназначение данного Закона заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления.

Виды обращений граждан, согласно Федеральному закону от № 59-ФЗ (статья 4): 1. Предложение; 2.Заявление; 3. Жалоба.

Федеральный закон № 59-ФЗ предусматривает права гражданина при рассмотрении обращения и гарантии его безопасности (статьи 5, 6).

Основные требования к письменным обращениям граждан содержатся в статье 7 данного Закона. Как следует из положений указанной статьи, обращение гражданина обязательно должно содержать :

Наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо просто -должность соответствующего лица;

Фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес самого гражданина. Если этих данных гражданина не будет, то ответ на обращение не дается (в соответствии с частью 1 статьи 11 рассматриваемого Закона). Здесь необходимо отметить, что наличие подписи гражданина, направившего письменное обращение, не является обязательным требованием, соответственно отсутствие подписи не может являться основанием отказа рассмотрения обращения.

Рассмотрим сроки регистрации и рассмотрения письменных обращений (все сроки установлены едино во всех упоминаемых ранее нормативных актах). Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган или должностному лицу. Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых либо не входит в компетенцию органа или должностного лица, либо относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц (в этом случае направляются копии обращений) направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Также в течение семи дней со дня регистрации гражданину возвращается обращение, в котором обжалуется судебное решение, либо - если текст письменного обращения не поддается прочтению.

Рассмотрение письменного обращения происходит в течение 30 дней со дня его регистрации . В исключительных случаях руководитель органа, должностное лицо либо уполномоченное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив об этом гражданина, направившего обращение.

Хотелось бы обратить внимание на процедуру разрешения споров между гражданами и должностными лицами . К сожалению, в Федеральном законе №59 эта процедура должным образом не прописана - статья 14 одним предложением говорит о контроле соблюдения порядка обращений граждан, статья 15 – об ответственности за нарушение данного Федерального Закона. Следовательно, необходимо регламентировать данную процедуру в местных нормативных актах.

В качестве примера административного регламента можно привести Административный регламент государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. На рисунке изображена блок-схема рассмотрения обращений гражданина в исполнительных органах государственной власти ЯНАО.

Обращения граждан в гос. органы являются одной из форм участия граждан в управлении и источником информации, необходимой при решении вопросов гос., хоз. и социокультурного строительства.

В числе форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" называет и обращения граждан в органы местного самоуправления.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 32). В первоначальной редакции Закона говорилось, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца. С 1 декабря 2006 г. обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 2). Вместе с тем в ст. 32 Закона 2003 г. сохранена ч. 3: "За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Вопрос о роли обращений граждан как института непосредственной демократии в системе местного самоуправления не относится к числу достаточно разработанных. Как известно, такие обращения могут быть индивидуальными и касаться лично волнующих граждан вопросов, в том числе и получения каких-то благ. В таком случае сложно говорить об обращениях как об институте непосредственной демократии.

Скорее всего соответствующую роль могут играть коллективные обращения граждан, причем по общественно значимым вопросам. Если такие обращения связаны с представлением гражданами проектов муниципальных нормативных правовых актов, налицо правотворческая инициатива, о которой речь шла ранее. Если граждане коллективно предлагают муниципальному органу принять какое-то решение, но не прилагают своего проекта либо ставят какую-то проблему перед муниципальным органом и их обращение имеет определенное число подписей, установленное уставом муниципального образования, - налицо так называемая петиция. Именно при подаче коллективного обращения можно говорить об участии граждан в осуществлении местного самоуправления.

Итак, Федеральный закон 2003 г. в большей мере, чем специальный Федеральный закон от 2 мая 2006 г., сориентирован на коллективные формы участия граждан в местном самоуправлении, в том числе и на коллективные обращения. Именно коллективно граждане могут инициировать изменение границ и преобразование муниципальных единиц, проведение местного референдума, отзыв выборного лица местного самоуправления, внести проект нормативного правового акта и др. Закон 2006 г. хотя и говорит о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, все-таки регулирует процедуры рассмотрения индивидуальных обращений. Одним словом, этот Закон больше ориентируется на то, что право на обращение есть одно из конституционных прав граждан, оставляя его потенциал как института непосредственной демократии другим актам. В ч. 2 ст. 1 Закона 2006 г. говорится: "Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами".

Закон 2006 г. недостаточное внимание уделяет коллективным формам реализации права граждан на обращение. Между тем именно в этих формах чаще всего проявляются общественная активность граждан, их участие в демократических процессах. К тому же названный Закон 2006 г. формой реализации права гражданина на обращение называет и предложение - это "рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества" (ст. 4). Думается, целевой закон не может оставлять регулирование коллективных форм реализации права на обращение, особенно посредством внесения предложений, иным законам. Исходные требования должен закрепить именно такой, т.е. специальный закон.

Мы рассмотрели основные институты непосредственной демократии, используемые на уровне местного самоуправления и установленные Федеральным законом 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Необходимо ответить еще на два вопроса.

Первый вопрос уже затрагивался в предыдущей главе и касается территориального общественного самоуправления. Хотя в гл. 5 Закона 2003 г., именуемой "Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления", есть ст. 27 "Территориальное общественное самоуправление", это не дает оснований считать территориальное общественное самоуправление только институтом непосредственной демократии в местном самоуправлении. Территориальное общественное самоуправление - часть муниципальной организации, ее низовой уровень, ТОС скорее надо считать "мини-властью" местного самоуправления.

Второй вопрос обусловлен тем, что в Законе 2003 г. есть ст. 33 "Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении". В ч. 1 этой статьи говорится: "Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ".

Что означает "другие (иные) формы"? Думается, что Закон не подразумевает каких-то конкретных институтов. Скорее всего это правило "на всякий случай" - вдруг на местах существуют или появятся какие-либо еще формы привлечения населения к осуществлению задач местного самоуправления, причем не претендующие на повсеместное распространение. Например, в некоторых городах практикуются так называемые городские форумы - объединения представителей предприятий, коммерческих субъектов, общественных объединений, чаще при главе муниципального образования, для периодического обсуждения общегородских проблем и выработки путей их решения с участием всех заинтересованных сторон. Есть и иные советы общественности, советы заслуженных людей и т.д. После создания Общественной палаты Российской Федерации аналогичные палаты появились в субъектах РФ, они возможны и на муниципальном уровне, особенно в больших городах.

Институтом непосредственной демократии рекомендательного характера являются обращения граждан в органы местного самоуправления. Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание конституционного права на обращение граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя право гражданина Российской Федерации обратиться в указанные органы или к уполномоченным должностным лицам с предложением, заявлением или жалобой (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") и корреспондирующую данному праву обязанность данных органов или должностных лиц рассмотреть полученное обращение в установленные сроки в установленном законом порядке. Граждане и их объединения своими обращениями воздействуют на решение общественно значимых вопросов в процессе деятельности органов местного самоуправления, если эти обращения основаны на законе, в интересах субъектов волеизъявления.

Собственно субъектами права на обращение являются граждане Российской Федерации. Во всяком случае, формулировка ст. 33 Конституции говорит о возможности именно граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В то же время это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение лишь в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона. Однако в то же время они наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект.

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

  • 1) по форме выделяют письменные и устные обращения;
  • 2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;
  • 3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения.

Наиболее важной представляется классификация обращений по их целевому назначению. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации выделяет три вида обращений граждан:

  • 1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
  • 2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • 3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

86. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение в органы власти и к их должностным лицам. Правовое регулирование обращений граждан в органы местного самоуправления находит отражение в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам самоуправления. Существуют индивидуальные и коллективные обращения (петиции). Конституцией РФ установлено, что правом на индивидуальные и коллективные обращения обладают только граждане РФ, но возможно также обращение иностранцев в органы местного самоуправления в связи с необходимостью защиты нарушенного права.

Выделяют три формы обращений граждан в органы власти и управления, в том числе в органы местного самоуправления.

1. Предложение – обращение, содержащее определенные замечания, пожелания по поводу решения вопросов местного значения.

2. Заявление – обращение по поводу реализации права или законного интереса заявителя.

3. Жалоба – обращение, содержащее указание на нарушение права или законного интереса с просьбой пересмотреть конкретный вопрос.

Обращения граждан подаются в письменной форме, но это не исключает возможности устных выступлений. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы; принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Закон о милиции автора Законы РФ

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы автора Законы РФ

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Глава 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

Статья 34. Органы местного самоуправления 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 29 Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Земельные участки из государственной или муниципальной собственности могут предоставляться гражданам и юридическим лицам.

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

5.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: проблемы взаимодействия и перспективы В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие.

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8.1. Местное самоуправление: понятие и основыВ Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

46. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Органы местного самоуправления не входят в систему гос. власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении гос. функций и в этом качестве представляют собой государственно-властные

Из книги Права потребителей жилищно-коммунальных услуг автора Семенников Александр Григорьевич

Тема 6 Органы местного самоуправления Вопрос 1. Общие положения о местном самоуправленииСогласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении)

Из книги автора

41. Исполнительные органы местного самоуправления В уставе муниципального образования помимо представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного

Из книги автора

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Из книги автора

Органы местного самоуправления Орган местного самоуправления по требованию собственника помещения обязан предоставлять следующую информацию:- об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.