Водолазная подготовка. Подготовка и проверка водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков Специальная инженерная подготовка

Определялась учебными планами и программами (в соединениях она планировалась сразу на год, а непосредственно в частях ежемесячно до батальона; в ротах на одну неделю). Планирование и личное руководство осуществляли командиры соединений и частей . Многое из этого было перенесено затем и в Вооружённые Силы Российской Федерации .

Виды боевой подготовки

Независимо от принадлежности вооружённых сил к государству, боевая подготовка делится на 3 раздела:

  1. Общевоенная подготовка - комплекс занятий по обучению дисциплинам, обучение которым считается необходимым для всех военнослужащих независимо от рода войск и вида войск . Некоторые разновидности Общевоенной подготовки преподаются военнослужащим в зависимости от военно-учётной специальности только в ознакомительной поверхностной форме. К примеру Тактическая подготовка для военнослужащих специальных войск при прохождении Курсов молодого бойца . Курс молодого бойца является обобщённой начальной стадией Общевоенной подготовки
  2. Специальная подготовка - углубленный курс изучения дисциплин имеющей отношение к военно-учётной специальности .
  3. Оперативная подготовка - совокупность учебно-тренировочных мероприятий по боевой подготовке генералитета и высшего офицерского состава

Общевойсковая подготовка

Независимо от принадлежности Вооружённых сил к государству, общевойсковая подготовка делится на следующие разновидности (зависит от принятой в государстве военной терминологии):

Строевая подготовка

Строевая подготовка - первичная дисциплина обучения военнослужащих и подразделений умению составлять строй и передвижению в строю. Строевая подготовка является главной и первоначальной дисциплиной с которой начинается знакомство молодых военнослужащих с военной службой. Её целью является:

  • Приучение военнослужащих к соблюдению образцового внешнего вида, подтянутости, ловкости и выносливости;
  • Умение правильно и быстро выполнять команды;
  • Слаживание подразделений для походного строя в предбоевых порядках и в условиях боевой обстановки;
  • Закрепление у военнослужащих серьёзного отношения к поведению в строю, к взаимовыручке военнослужащих и к коллективной ответственности.

Методы проведения строевой подготовки:

  • Групповая подготовка военнослужащих по составлению строя различных порядков (в колонны, в шеренги);
  • Одиночная и групповая подготовка военнослужащих по выработке строевого шага и выполнению команд на месте и на ходу;
  • Выполнение строевых приёмов с оружием и без оружия;
  • Прохождение торжественным маршем и прохождение с исполнением строевой песни;

Все элементы и правила Строевой подготовки закреплены в Строевом Уставе. Занятия по данной дисциплине осуществляются на протяжении всего отчётного учебного периода.

Изучение уставов

Изучение уставов - занятия по изучению Воинских уставов . Задачей данного вида обучения является социально-правовая работа с военнослужащим по разъяснению ему его прав и обязанностей, выработке у него служебной ответственности и добросовестности в выполнении приказов и поручений.

В зависимости от принадлежности к государству терминология в названии воинских уставов может различаться. К примеру в ВС СССР существовало понятие Общевоинские уставы , изучение которых считалось обязательным для всех родов войск и которые имели следующие разновидности :

  • Устав внутренней службы - сборник нормативно-правовых актов описывающий общие права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними, обязанности должностных лиц, а также правила внутреннего порядка;
  • Дисциплинарный устав - сборник нормативно-правовых актов описывающий полномочия должностных лиц по наложению и снятию дисциплинарных взысканий, порядок производства взысканий и поощрений налагаемых на военнослужащих и их разновидности;
  • Строевой устав - сборник правил регламентирующих действия и движение военнослужащих находящихся в строю: управление строем, порядок построения военнослужащих, порядок отдания воинской чести, порядок передвижения на поле боя и в марше, порядок и последовательность действий в воинских церемониях, обязанности военнослужащего перед построением, правила проведения строевого смотра и т. д.;
  • Устав Гарнизонной и Караульной службы - сборник нормативно-правовых актов, определяющий порядок организации и несения гарнизонной и караульной службы .

Физическая подготовка

Физическая подготовка - дисциплина, направленная на укрепление здоровья военнослужащих, увеличения выносливости, силы и ловкости. Физическая подготовка состоит из следующих мероприятий:

  • выполнение ежедневного комплекса утренней зарядки. В комплекс входят бег на средние дистанции, выполнение физических упражнений на спортивных снарядах (турник, брусья, тренажёры и т. д.), общее выполнение комплекса вольных упражнений на плацу;
  • проведение специальных занятий по физической подготовке согласно учебному расписанию: бег в средствах индивидуальной защиты, занятия по рукопашному бою , преодоление полосы препятствий , марш-бросок в полной боевой выкладке;
  • проведение спортивных соревнований среди военнослужащих как по индивидуальным состязаниям (лёгкая атлетика , тяжёлая атлетика , единоборства и т. д.) так и по командным видам спорта (футбол , волейбол и т. д.).

Правила занятий и оценка результатов по Физической подготовке закреплены внутренними инструкциями Вооружённых сил государства. К примеру в ВС СССР подобным документом являлось Наставление по Физической Подготовке (последняя редакция - НФП-87) .

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка - дисциплина обучения военнослужащих умению вести бой. В данной дисциплине военнослужащих обучают как индивидуальным действиям, так и действиям в составе подразделений в условиях боя.

Мероприятия по Тактической подготовке:

  • тактико-строевые занятия с личным составом подразделений по совершению марша и развёртыванию в боевые порядки
  • отработка развёртывания боевых порядков в обороне и в наступлении по этапам
  • индивидуальное обучение военнослужащих по перемещению на поле боя
  • тактико-строевые занятия по Боевому слаживанию подразделений
  • проведение тактических учений различного уровня (БСО - боевые стрельбы отделений, БСВ - боевые стрельбы взводов в наступлении/обороне, РТУ - ротные тактические учения, БТУ - батальонные тактические учения и т. д.)

Огневая подготовка

Огневая подготовка - дисциплина обучения военнослужащих по обращению с оружием, вооружением и его боевому применению.

Мероприятия по Огневой подготовке:

  • занятия по изучению устройства и технических параметров материальной части (винтовки , пистолета , автомата , орудия , ПТУРС , гранатомёта и т. д.). Сборка и разборка оружия. Обучение техническому уходу за оружием;
  • занятия по изучению теории стрельбы, основам баллистики , изучению технических параметров боеприпасов;
  • стрельбы. Выезд на стрельбище (выход в тир) на практическое осуществление стрельб из штатного закреплённого оружия/вооружения по мишеням согласно условиям учебных упражнений стрельб;
  • учебное и боевое метание ручных гранат

В воинских частях имеющих на вооружении только индивидуальное стрелковое оружие - распространён термин Стрелковая подготовка.

Разведывательная подготовка

Разведывательная подготовка - обучение военнослужащих формам и способам ведения разведки , а также обеспечения рекогносцировочных мероприятий командования. Главная и основная дисциплина в программе подготовки разведывательных подразделений. Остальные военнослужащие проходят курс разведывательной подготовки в необходимом объёме, поскольку в соответствии с положениями боевых уставов ведение разведки является обязанностью каждого военнослужащего.

Инженерная подготовка

Инженерная подготовка - комплекс занятий по обучению личного состава обустройству оборонительных позиций и умению преодолевать инженерные заграждения противника в наступлении.

Инженерная подготовка состоит из следующих мероприятий:

  • занятия по возведению индивидуальных окопов для стрельбы лёжа/сидя/стоя;
  • занятия по возведению защищённых огневых точек;
  • занятия по возведению и обустройству соединительных траншей;
  • занятия по обустройству капониров для боевой и автомобильной техники;
  • занятия по маскировке оборонительных позиций и штатной техники;
  • занятия по наведению переправ через водные препятствия;
  • занятия по возведению инженерных заграждений (эскарп , противотанковый ров , минное поле , установка малозаметных препятствий и т. д.);
  • занятия по изучению штатного вооружения инженерных войск (миноискатель , мина , землеройная траншейная машина и т. д.)

Химическая подготовка

Химическая подготовка - комплекс занятий по обучению военнослужащих ведения боевых действий в условиях применения противником Оружия массового поражения . В данный комплекс входит обучение противодействию поражающих факторов ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия. В ВС СССР наряду с термином Химическая подготовка официально практиковался синоним ЗОМП (Защита от Оружия Массового Поражения).

Мероприятия по Химической подготовке:

  • занятия по изучению разновидностей и свойств Оружия массового поражения и теории по защите от него;
  • Практические занятия по использованию средств индивидуальной защиты (респиратор , противогаз , ОЗК и т. д.);
  • тактико-строевые занятия имитирующие походный марш , наступление или оборону в условиях применения противником Оружия массового поражения ;
  • изучение технических средств для ведения химической и радиационной разведки.

Медицинская подготовка

Медицинская подготовка - комплекс занятий по оказанию первой медицинской помощи военнослужащим в случае получения различных травм, термических ожогов, ранений, отравления боевыми отравляющими веществами или инфекционного заболевания.
В зависимости от принадлежности к государству в мероприятия Медицинской подготовки могут входить:

  • учебные занятия по приёмам оказания первой медицинской помощи;
  • учебные занятия по эвакуации раненых с поля боя и из боевой техники;
  • обучение по пользованию индивидуальными медицинскими средствами (солдатская аптчека, ИПП и т. д.);
  • занятия по правилам соблюдения личной гигиены и санитарной безопасности .

Морально-психологическая подготовка

Морально-психологическая подготовка - комплекс занятий по выработке у военнослужащих следующих качеств :

  • беспрекословное выполнение приказов командиров и начальников;
  • строгое соблюдение воинской дисциплины, воинских уставов и законодательства государства;
  • устойчивость к стрессам , которые могут возникнуть у военнослужащего в ходе боевых действий и привести к посттравматическому синдрому ;
  • идеологически необходимое понимание военнослужащим его статуса и постановка требуемого личного отношения к проводимой государством политике;
  • закрепление в сознании военнослужащего патриотизма ;
  • создание у военнослужащего боевого духа .

Данный вид подготовки является самым главным компонентом боевой подготовки, поскольку только она при должном уровне её осуществления, может в некоторой мере гарантировать достижение следующих целей:

  • успешное выполнение боевых приказов в условиях с риском для жизни;
  • идеологическую верность военнослужащего властям государства;
  • контролировать сознание военнослужащего в критические стрессовые моменты.

Иностранные армии

Отдельный подвид общевойсковой боевой подготовки составляют занятия по изучению организации, структуры, техники и вооружения иностранных армий и флотов (для краткости сами занятия и методические пособия к ним именуются просто «Иностранные армии»). Для каждого конкретного государства существует свой собственный круг вероятных и потенциальных противников , - для ВС СССР и России это были в первую очередь, США и блок НАТО , и наоборот.

Специальная подготовка

Специальная подготовка - общее название комплекса занятий по отдельным военно-учётным специальностям . В данном случае военнослужащие в подразделении разделяются на отдельные учебные группы по своим учётным специальностям (связисты, механики-водители, операторы башенного вооружения, операторы ПТУР , водолазы, электрики, операторы РЛС и т. д.), либо проходят обучение в полном составе учебного подразделения.

Некоторые разновидности Специальной подготовки встречаются только в определённых родах войск .

Тактико-специальная подготовка

Тактико-специальная подготовка (ТСП) - тактическая подготовка с учётом специфики конкретной военной специальности и применительно к конкретному роду войск, может иметь широкий спектр включённых дисциплин.

Специальная инженерная подготовка

Специальная инженерная подготовка включает в себя:

  • занятия по минно-подрывному делу (МПД) - для отдельных военных специальностей (напр., разведчик-пиротехник), а также личного состава разведывательных и линейных подразделений некоторых родов войск (десантники и специальная разведка), чья специфика боевого применения предполагает указанный способ ведения боевых действий (минирование и подрыв заданных объектов в тылу противника). Включает в себя общую часть, изучение теории взрыва и практической работы со взрывчатыми веществами в объёме, который даётся по универсальной программе подготовки мастера-взрывника в горных училищах и техникумах, и специальную часть, предназначенную только для военнослужащих указанных специальностей и родов войск.

Техническая подготовка

Техническая подготовка - комплекс занятий по углубленному изучению устройства закреплённой штатной техники (танк , БТР , БМП , ЗРК , тягач , РСЗО , РЛС , артиллерийское орудие и т. д.). Также на занятиях по Технической подготовке изучаются средства связи (радиостанции, полевые телефоны, радиоприёмники, радиомаяки и т. д.).
Техническая подготовка встречается во всех родах войск. В Сухопутных войсках к технической подготовке также относится учебные занятия по вождению боевой техники.

Воздушно-десантная подготовка

Воздушно-десантная подготовка - комплекс занятий по обучению совершения прыжков с парашютом , а также подготовке и воздушному десантированию снаряжения и боевой техники .

  • разведывательно-десантные формирования Сухопутных войск ;
  • парашютно-десантные формирования Морской пехоты .

В комплекс занятий входит:

  • изучение материальной базы: парашютные системы для десантирования людей и техники, грузовые контейнера, швартовочные приспособления;
  • приведение парашютных систем к готовности: поэтапная укладка и проверка;
  • упражнения на тренажёрах имитирующих выброску с самолётов и вертолётов и спуск на парашютах;
  • совершение прыжков в различных условиях (с оружием и без, в ночное время, приземление на воду и т. д.).

Лётная подготовка

Лётная подготовка - главный вид специальной подготовки в авиационных частях ВВС , ПВО , ВМФ , Сухопутных войск и иных военизированных ведомств Вооружённых сил, по совершенствованию навыков и умения лётного состава формирований, по управлению летательным аппаратом в различных условиях и действиям в особых случаях полёта.
Мероприятия по Лётной подготовке :

  • учебно-тренировочные полёты с инструктором;
  • полёты в составе группы по заданному маршруту;
  • выполнение воздушных учебных задач:
    • стрельба по воздушным мишеням;
    • учебное бомбометание ;
    • учебный воздушный бой ;
    • учебная штурмовка наземных целей;
    • и другие.

Топографическая подготовка

Топографическая подготовка - комплекс занятий по выработке у военнослужащих навыков работы с топографическими картами, умению ориентироваться на местности и произведении топографической привязки по местности.
Во многих государствах Топографическая подготовка входит в Общевоенную подготовку будущих офицеров . Но для следующих родов войск она является дисциплиной углубленного изучения, знание которой необходимо для большого круга военнослужащих состоящих на разных военно-учётных специальностях

  • Разведывательные и разведывательно-диверсионные формирования .

Мероприятия по Топографической подготовке :

  • изучение основ картографии и топографии ;
  • изучение природных ориентиров сторон света;
  • работа с учебными топографическими картами на местности;
  • работа с макетами местности;
  • изучение и работа с топографическими приборами (компас , гирокомпас , буссоль, дальномер , секстант , хронометр , GPS-приёмник) на местности для проведения топографической привязки наблюдателя, орудия , РЛС и т. д.;
  • проведение топографических расчётов (прокладка маршрута движения; определение дальности, площади и углов обстрела; совмещённая работа с артиллерийскими таблицами);
  • учебные занятия по разметке на картах позиций своих войск и противника, работа с условными обозначениями;
  • топографическая обработка аэрофотоснимков

В современную эпоху, в связи с развитием систем спутниковой навигации и наличием GPS-приёмников на нижнем армейском звене, выполнение ранее сложных математических задач по топографической привязке к местности за последние 25-30 лет сильно упростилась и не требует использования таких классических приборов как артиллерийская буссоль , дальномер и компас . Но не следует забывать о том что сама навигационная спутниковая система и её орбитальные составляющие компоненты, являются уязвимыми . Поэтому только классическая методика Топографической подготовки - гарантирует выполнение боевой задачи.

Водолазная подготовка

Водолазная подготовка - комплекс занятий по обучению совершения подводных погружений в индивидуальном снаряжении (акваланг , водолазный скафандр) для производства каких-либо работ под водой или по выполнению боевой задачи под водой .
Встречается в следующих родах войск:

Занятия по выживанию

Занятия по выживанию - комплекс занятий по обучению военнослужащих к поведению в экстремальных нештатных ситуациях. Заключается в обучении пользованию штатными спасательными средствами, закреплению навыков по выживанию в сложных климатических условиях, а также действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

К данному типу занятий относятся:

  • занятия по выживанию в Военно-морском флоте по тушению пожаров на кораблях, по устранению пробоин и течи в корпусах кораблей, по действиям при покидании тонущего корабля;
  • противопожарная подготовка во всех родах войск по обучению военнослужащих тушению пожаров на боевой технике и военных объектах;
  • занятия по автономному выживанию - обучение лётного состава ВВС и военнослужащих разведывательно-диверсионных формирований по выживанию в сложных климатических условиях, с минимумом провизии в условном нахождении на территории противника. Подобные занятия проводятся в глухой отдалённой местности, куда изолируют военнослужащих на длительный срок с минимальным запасом провизии, воды и всяких инструментов. Занятия с лётным составом проводятся в специализированных т. н. Центрах выживания ВВС, разыгрывается парашютное покидание или вынужденная посадка терпящего бедствие воздушного судна и отрабатываются практические навыки использования штатного аварийно-спасательного имущества и подручных средств в реальных условиях.

Горная подготовка

В связи с фактическим исчезновением кавалерии как рода войск - на современном этапе имеет значение только для некоторых ведомств в составе Вооружённых сил (пограничные войска , горнострелковые войска) в которых лошади продолжают использоваться в качестве индивидуального транспорта и вьючных животных в труднодоступной горной местности, а также для военных формирований, которые созданы для проведения торжественных церемоний. Подготовка последних весьма отличается от названной выше, таким образом, как таковую её следует подразделять на две разновидности.

Уже в X – XI веках водолазы древней Руси совершенствовали свое мастерство на рыболовных промыслах – об этом свидетельствуют исторические документы. Использовалось водолазное дело и для военных целей.

С начала XVIII века широко применяется русскими водолазами водолазный колокол для подъема затонувших кораблей, ценностей и при работах в портовых водах

При Петре I водолазное дело приобретает особое значение – этому способствовало развитие судостроения и судоходства, строительство фундаментальных портовых сооружений, судоходных каналов и мостов. Уже тогда было создано водолазное оборудование и снаряжение, близкое к современным образцам

Выдающееся значение в развитии водолазного дела в России сыграла открытая в 1882 году 5 мая в Кронштадте Водолазная школа, ставшая первым научным центром по водолазному делу. Школа выпускала водолазов с хорошей теоретической и практической подготовкой. Однако в школе не только проводилась подготовка водолазных кадров для флота, но и создавалось новое снаряжение и оборудование, на научной основе отрабатывалась система водолазного труда. Издавались учебники. Разработаны и изданы водолазные правила, пособия по спецфизиологии и водолазному делу. В короткий срок школа приобрела авторитет не только в России, но и за рубежом.

81. Подготовка к водолазным спускам включает подготовку оборудования водолазного поста (места спуска), подготовку и рабочую проверку водолазного снаряжения и средств обеспечения, распределение обязанностей между водолазами, а также лицами, обслуживающими спуски, и их инструктаж. Инструктаж проводится командиром спуска в соответствии со ст.138-140 Правил.

82. Перед спуском под воду водолазные снаряжения спускающегося и страхующего водолазов, средства обеспечения, а при необходимости дыхательные аппараты для кислородной декомпрессии подвергаются рабочей проверке.

Спуски водолазов без проверки водолазного снаряжения и средств обеспечения запрещаются .

83. Рабочая проверка водолазного снаряжения (дыхательных аппаратов) проводится в соответствии с их описаниями и инструкциями по эксплуатации.

Рабочую проверку своего снаряжения перед каждым спуском производит лично спускающийся и страхующий водолазы.

Результаты рабочей проверки докладываются командиру спуска, заносятся в журнал водолазных работ и подписываются лицом, проводившим проверку.

Если страхующий водолаз в течение дня не заменяется, рабочая проверка может быть проведена один раз в начале рабочего дня.

84. Неисправности водолазного снаряжения, обнаруженные во время рабочей проверки, должны быть устранены до начала водолазных спусков. Об обнаруженных неисправностях водолазного снаряжения и мерах, принятых по их устранению, делается запись в формуляре снаряжения (дыхательного аппарата). Спуски в снаряжении, имеющем неисправности, запрещаются .

85. До начала водолазных спусков должны быть подготовлены и проверены средства обеспечения водолазных спусков, инструмент, материалы, проверены запасы и качество воздуха, газов, дыхательных газовых смесей в баллонах и правильность их подключения. Баллоны с медицинским кислородом и гелием должны иметь заводской паспорт (сертификат) с результатами анализа.

При необходимости должны быть заведены спусковой, ходовой или подкильный водолазные концы.

86. Воздух, используемый для дыхания водолазов, не должен содержать вредных веществ выше предельно допустимых концентраций, приведенных в части II настоящих Правил.

Заключение о пригодности воздуха для дыхания водолазов дает врач-спецфизиолог (врач) корабля (организации ВМФ).

Заключение о пригодности регенеративных веществ, химического поглотителя и дыхательных газовых смесей дает лицо, осуществляющее медицинское обеспечение водолазных спусков.

Проведение анализов воздуха на содержание вредных веществ, проверка состава дыхательных газовых смесей по кислороду, проверка качества регенеративных веществ и химического поглотителя производятся в сроки и в объеме требований Инструкции по проведению анализов воздуха, дыхательных газовых смесей, регенеративных и поглотительных веществ (приложение 2 части II Правил).

87. Спуско-подъемные устройства (кран-балки, стрелы, фермы и спуско-подъемные лебедки) должны проверяться каждый раз в действии перед началом водолазных спусков и после перерыва в спусках более 8 часов - контрольным спуском (без водолазов) водолазных беседок, водолазного колокола, жестких водолазных устройств (НК, ШНК, РК) на глубину предстоящего спуска.

Водолазный колокол должен быть проверен на герметичность совместно с приемным отсеком барокамеры рабочим давлением, а также спущен без водолазов, на глубину планируемого спуска. При перерывах между спусками более 8 ч проводится повторный контрольный спуск ВК.

Исправность водолазных трапов, беседок, спусковых и ходовых концов проверяется внешним осмотром.

88. Подготовка и проверка водолазных барокамер проводится один раз в сутки перед спуском первого водолаза (первой пары, тройки водолазов).

Герметичность магистралей и клапанов на магистралях барокамер проверяется под давлением (равным рабочему давлению барокамеры) путем подачи в них воздуха и выдержки в течение 5 мин (при закрытом клапане баллонов и клапанов на барокамере). Магистрали и клапаны считаются герметичными, если падения давления за это время не происходит.

Качество резиновых уплотнений на крышках входных люков и шлюзов проверяется осмотром, а надежность закрытия и герметичность - путем их обжатия прижимными устройствами и созданием давления в барокамере (шлюзовом устройстве) воздухом до 0,02 МПа (0,2 кгс/см 2) в течение 5 мин. Входные люки и шлюзы считаются исправными, если падения давления в барокамере за это время не происходит.

При подготовке отсеков барокамер проверяют:

исправность манометров (правильное положение стрелки, срок ежегодной проверки, наличие пломб, наличие и исправность защитной сетки на стекле или предохранительного стекла, наличие и правильность нанесения (установки) ограничителя рабочего давления в виде отметки краской на циферблате или стрелки, прикрепленной к корпусу манометра);

работу средств связи, освещения, отопления;

исправность и готовность к использованию аппаратов ИДА-72Д2 или ИДА-72Д1, систем полузамкнутой вентиляции, стационарных дыхательных систем;

укомплектованность принадлежностями и приспособлениями, необходимыми для спуска и прохождения декомпрессии;

наличие, количество дыхательных газовых смесей в баллонах и правильность подключения баллонов к системе газоснабжения барокамер;

герметичность отсеков путем создания в них давления воздухом 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см 2) и выдержки в течение 5 мин. Отсеки считаются герметичными, если падения давления за это время не происходит.

Неснижаемый запас воздуха в баллонах-хранителях должен обеспечивать повышение давления в отсеках барокамеры для проведения лечения водолаза по режиму лечебной рекомпрессии с максимальным давлением (в пределах рабочего давления барокамеры).

Барокамеры проверяются обеспечивающим водолазом или водолазом, назначенным командиром спуска. Результаты проверки барокамеры докладываются командиру спуска, заносятся в журнал водолазных работ и подписываются лицом, проводившим проверку.

89. Начало водолазных работ объявляется по кораблю с записью в вахтенном журнале корабля. Командир (капитан) корабля (судна) должен дать приказание, запрещающее во время водолазных работ проворачивание гребных винтов; пользование оборудованием и устройствами, выдвигающимися за пределы обшивки корпуса; открытие кингстонов; включение водозаборных насосов; заполнение, продувание ЦГБ, баллонов гальюнов в районе работы водолазов; перешвартовывание корабля; выбирание или вытравливание якорных цепей; включение гидролокационных и гидроакустических станций (кроме водолазных); выбрасывание мусора и каких-либо предметов за борт и пр. Объявленное приказание записывается в вахтенный журнал корабля.

90. Спуски начинают по получении разрешения руководителя водолазных работ после доклада ему о готовности к проведению спусков. С этого момента все лица, назначенные на обеспечение спусков, приступают к исполнению обязанностей согласно плану проведения водолазных спусков и переходят в подчинение командира спуска.

Руководитель водолазных работ, дав разрешение на проведение водолазных спусков, занимает место на главном командном пункте или другом месте, удобном для руководства, и действует в соответствии с требованиями ст.67.

Проводится в объеме профессиональных знаний, отвечающих требованиям квалификационной характеристики водолазов 1-й, 2-й групп и 3-й группы специализации водолазных работ, за исключением строительных работ. При составлении программы учитывалась специфика выполнения спасательных работ. За основу при разработке программы взяты требования "Единых правил по безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90" и типовые программы подготовки водолазов.
Водолазная подготовка проводится в специализированных центрах (организациях) на договорной основе, а также в период проведения региональных сборов в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке. Особое внимание уделяется обучению спасателей технике безопасности при ведении водолазных работ.
Учебно-методические сборы спасателей-водолазов проводятся не реже одного раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводятся не реже одного раза в полгода.
В группы по подготовке спасателей-водолазов принимаются спасатели (аттестованные) не моложе 18 лет, признанные при медицинском освидетельствовании годными к водолазным спускам и работам.
Для обучения организуется группа из 8-12 человек. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются инженерно-технические работники, водолазные специалисты и врачи-физиологи, имеющие опыт работы по организации проведения водолазных спусков. Они же должны вести журнал учета теоретических и практических занятий.
Программа обучения предусматривает изучение новых видов работ, новой техники и технологии.
Все учебные спуски должны проводиться в присутствии врача-физиолога, водолазного специалиста и инструкторов-водолазов, при наличии подготовленной к действию рекомпрессионной камеры.
В программу могут быть внесены изменения и дополнения (сокращения), которые должны рассматриваться на учебно-методическом совете и утверждаться руководителем предприятия (отряда).
Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства. Для проведения практических занятий учебная группа делится на подгруппы, в каждой из которых создаются водолазные станции из 3-4 слушателей. Распределение слушателей по подгруппам и по водолазным станциям производится в начале обучения и сохраняется до конца подготовки. Состав подгрупп и водолазных станций может быть изменен только водолазным специалистом с обоснованием причин.
Темы программы подготовки спасателей-водолазов состоят из учебных вопросов, изучаемых на теоретических и практических занятиях. Общее время, отведенное программой на практические занятия, уменьшению не подлежит. После изучения теоретической части программы слушатели сдают зачеты по темам с оформлением допуска к выполнению учебных спусков под воду.
Окончившие полный курс обучения сдают квалификационные экзамены , которые предусматривают выполнение пробных практических работ и проверку теоретических знаний. Прием экзаменов в учебной группе проводится в два этапа. На первом этапе проверяются знания по теоретическим вопросам, на втором этапе проводятся квалификационные водолазные спуски . Слушателям, прошедшим полный курс обучения по программе 3, 2 и 1 классов и успешно сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца и личные книжки водолазов (при первичной подготовке водолаза 3 класса), присваивается соответствующая квалификация, кроме того спасатель-водолаз 3 класса к началу обучения должен иметь водолазной практики не менее 200 часов пребывания под водой, а спасатель-водолаз 2 класса - 600 часов пребывания под водой.

Тематический расчет часов по водолазной подготовке

Наименование темы

Количество часов для классов

Физические и физиологические особенности водолазного труда. Профессиональные заболева­ния водолазов, их профилактика

Водолазные работы

Спасательные средства и их применение

Основы законодательства

Гидрология, морская и речная системы

Устройство судна, общие данные, осмотр-обследование судов

Аварийные ситуации с водолазами

Подводные трубопроводы

Подводное бетонирование

Подводная электродуговая сварка и резка.

Аварийные судовые работы

Правила ведения водолазной документации

Квалификационные испытания

Итого

Правильная и четкая организация водолазных спусков является залогом их безопасности и определяется многими факторами, и прежде всего хорошей подготовкой, натренированностью водолазов и соблюдением Правил водолазной службы. Большую роль играют слаженность и дисциплина личного состава. Очень важно для взаимопонимания, чтобы все команды, обращения и ответы передавались четко и были краткими и однозначными. Недопустимо употребление созвучных слов , которые могут привести к искажению смысла команд.

Допуск к водолазным спускам. К водолазным спускам в водолазном снаряжении любого вида и типа допускаются только лица:

Прошедшие специальную водолазную подготовку и получившие личную книжку водолаза для спусков на установленную глубину;

Поддерживающие свою натренированность к спускам и ежегодно подтверждающие водолазной комиссии свои теоретические и практические навыки;

Не имеющие к началу спуска медицинских противопоказаний (болезнь, плохое самочувствие, отклонение от норм объективных показателей и т. п.);

Твердо знающие свои обязанности, особенности и объем предстоящих работ.

Ученики-водолазы допускаются к практическим спускам на учебных водолазных постах под руководством инструкторов-водолазов после экзаменационной проверки знаний в объеме учебной программы и оформления их допуска приказом.

Все без исключения водолазные спуски, в том числе учебные, тренировочные и спортивные, должны быть обеспечены необходимым исправным и комплектным водолазным имуществом, средствами оказания первой помощи и страхующим водолазом, готовым к немедленному спуску. Глубина водолазного спуска должна соответствовать техническим характеристикам применяемого водолазного снаряжения и средств обеспечения.

Руководство водолазными спусками. Водолазные спуски осуществляются под руководством командира спуска, который назначается из старшин станций, командиров (старшин) водолазных групп или водолазных специалистов, при общем руководстве начальников (руководителей) водолазных работ. Водолазные станции, которым предстоит проводить водолазные спуски, должны быть полностью укомплектованы личным составом (водолазами и обслуживающим персоналом), а также водолазным и медицинским имуществом.

Водолазная станция для спусков на глубины до 20 м комплектуется тремя водолазами. Два из них должны иметь допуск к руководству спусками: один назначается старшиной станции, другой при необходимости заменяет старшину.

Водолазная станция для спусков на глубины до 45 м комплектуется как минимум четырьмя, а на глубины до 60 м пятью водолазами и возглавляется старшиной группы (команды) водолазов. Спуски в снаряжении ВКС-57 допускаются при наличии не менее шести водолазов.

Глубоководная водолазная станция для спусков на глубины свыше 60 м комплектуется водолазами-глубоководниками в количестве, предусмотренном штатом судна. Глубоководные спуски производятся под руководством водолазного специалиста и врача-физиолога.

Командир спуска несет ответственность за безопасность спускающихся водолазов. Никто не имеет права помимо него давать какие-либо указания водолазному и обслуживающему спуск составу. При неправильных действиях командира спуска, которые могут привести к аварии, он может быть отстранен прямым или непосредственным начальником. При этом начальник принимает командование на себя, а если он не имеет допуска к руководству спусками, то назначает другого командира, имеющего такой допуск. Обратная передача командования спуском может быть осуществлена только после окончания спуска. О вступлении в командование и об обратной передаче командования спуском делается запись в журнале водолазных работ.

Подготовка водолазных спусков. Водолазные спуски являются составной частью тех или иных водолазных работ и проводятся по общему плану, в соответствии с которым следует: изучить характер работ и условия, в которых их предстоит выполнить; измерить глубину, скорость течения и температуру воды; ознакомиться с прогнозом погоды; составить план организационных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения и лиц, контролирующих исполнение; определить необходимый личный состав, установить состав водолазного снаряжения, средств обеспечения спуска и газоснабжения, необходимого инструмента, приспособлений и оборудования; рассчитать потребное количество воздуха (газов), химических веществ и других расходных материалов; подготовить и оборудовать место спуска; проверить исправность и комплектность основного и страхующего водолазного снаряжения, средств спуска, газоснабжения, медицинского имущества и декомпрессионной камеры.

Спуски на глубины более 20 м и учебные спуски в регенеративном снаряжении должны обеспечиваться декомпрессионной камерой, находящейся на месте спуска или в ближайшем районе к нему. В последнем случае необходимо знать место размещения камеры, маршрут следования к ней, установить с ней зрительную, телефонную или радиосвязь И иметь транспорт (автомашину, катер) для доставки пострадавшего водолаза. Если камера одноотсечная, то спуск очередного водолаза допускается только после выхода из нее предыдущего водолаза.

Весь личный состав водолазной станции должен быть заранее проинструктирован и четко представлять задачи, характер и условия предстоящих спусков и объем работ. При инструктаже необходимо широко использовать прототипы устройств или их макеты и модели, с которыми водолазам предстоит иметь дело под водой. Лица водолазного или обслуживающего состава, не знающие своих обязанностей, к спускам и обслуживанию спусков не допускаются.

Старшина станции должен перед каждым спуском распределить обязанности между водолазами: первый водолаз назначается для спуска (спускающийся или работающий водолаз), второй - на сигнальный конец (обеспечивающий спуск) и третий - на телефонную связь и подачу воздуха, он же является страхующим водолазом, готовым немедленно оказать помощь под водой работающему водолазу. Назначить ответственного за одевание спускающегося водолаза. Провести другие распределения обязанностей в зависимости от конкретных условий спуска. Уточнить круг обязанностей каждого и установить взаимозаменяемость.

При подаче воздуха от ручной водолазной помпы выделяются рабочие-качальщики: три качалыцика при спусках на глубины до 6 м, четыре -на глубины от 6 до 12 м, восемь- на глубины от 12 до 20 м с подачей воздуха- от двух спаренных помп, при спусках на глубины более 20 м воздух должен подаваться компрессором.

Подготовка места спуска на штатном водолазном посту сводится к проверке наличия и исправности всего водолазного и медицинского имущества, проведению необходимого ремонта и доукомплектования, пополнению запасов сжатого воздуха, дыхательных газов и расходных материалов до расчетного количества.

Спуски могут производиться с палубы самоходных и несамоходных плавсредств, а также с причальных стенок, берега, плавающих автомашин, со льда или с вертолетов. Во всех этих случаях место спуска водолаза должно быть оборудовано средствами для схода водолаза в воду и выхода из нее.

Наиболее удобным и надежным средством схода в воду служит водолазный трап. Он обеспечивает сход в воду до появления ощущения плавучести, а при выходе позволяет встать на его нижнюю ступеньку, не ощущая тяжести снаряжения.

Спуски с высокобортного судна, с пирсов или других сооружений высотой более 2 м от воды производят на беседке с помощью грузовых устройств (кран-балок). У места работ в этих случаях должна находиться шлюпка или катер.

Для спуска водолазов с берега должен быть изготовлен помост, возвышающийся над водой при наибольшем ее уровне (приливе). Спуски разрешаются без помоста только в легководолаэном снаряжении.

Спуск водолазов с вертолетов производится в специальной корзине или по шторм-трапу при надежном зависании вертолета над местом спуска, при этом применяется легководолазное снаряжение.

Все водолазное имущество станции должно быть доставлено к месту спуска, укрыто от непогоды и содержаться в состоянии, обеспечивающем надежность действия. У места спуска должно быть отапливаемое помещение для подготовки, проверки и просушки снаряжения, а также для одевания водолазов и их отдыха перед спуском и после него.

Подготовка снаряжения к спуску производится в день предстоящих спусков под воду. Обращается внимание на комплектность и исправность основного и страхующего водолазного снаряжения.

При подготовке к спускам в вентилируемом или инжекторно-регенеративном снаряжении на водолазных рубахах должны быть установлены травящие предохранительные клапаны, которые необходимо проверить на плотность соединения с рубахой, так как неплотное соединение может послужить причиной негермегичности водолазной рубахи. Размеры рубах подбирают в соответствии с ростом спускающихся водолазов. Водолазная рубаха должна позволять свободно приседать (проверяется при надевании), в противном случае при длительных водолазных работах могут появиться сильные потертости коленей.

В шлеме устанавливают телефонную гарнитуру, если она была снята на просушку, и проверяют ее. Тщательно проверяют резьбовые детали шлема и исправность уплотняющих прокладок.

Давление в баллонах системы подачи воздуха доводят до рабочего. Если предстоит подача воздуха водолазной помпой (ручной или с электроприводом), приводят ее в рабочее состояние (раскрепляют, смазывают, приоткрывают крышку и опробывают в действии).

При спусках в инжекторно-регенеративном снаряжении (ГКС-Зм, ВКС-57) в подготовку кроме указанного входят зарядка регенеративных коробок химическим веществом, а в ГКС-Зм и устройств переднего груза газовой смесью, а также проверка исправности действия инжекторного устройства. Регенеративные патроны заряжаемых коробок должны быть хорошо просушены, а регенеративные коробки после зарядки хорошо загерметизированы. Устройства переднего груза заряжаются гелиокислородной смесью, пригодной для дыхания на глубине предстоящих работ.

При спусках в регенеративных типах снаряжений подготовка в основном сводится к зарядке дыхательных аппаратов газовыми смесями и регенеративным веществом, а также к подбору гидрокомбинезонов. При зарядке аппаратов должно быть обращено внимание на точность соответствия выбранной смеси данным технического описания этого снаряжения и глубине предстоящих работ. Применение газовых смесей, не предусмотренных техническим описанием, недопустимо и опасно. Баллоны аппаратов должны заряжаться до рабочего давления с поправкой на охлаждение до температуры воды.

При спусках в снаряжении с открытой схемой дыхания в подготовку входят зарядка баллонов аппаратов сжатым воздухом, выбор размеров ласт и гидрокомбинезонов (гидрокостюмов), подгонка и регулировка грузового пояса, плечевых и поясного ремней аппарата, а при спусках в шланговом варианте проверка в действии средств воздухоснабжения. Зарядка баллонов аппаратов должна производиться чистым воздухом.

Проверка качества воздуха, подаваемого водолазам компрессорными установками, на отсутствие вредных примесей (допустимые нормы указаны в табл. 8.6) должна производиться через каждые три месяца в химлабораториях. Такая же проверка должна производиться и при введении в эксплуатацию вновь устанавливаемых или отремонтированных компрессоров. Использование воздуха для дыхания водолазов от компрессоров без указанных проверок запрещается. Результаты анализа воздуха заносятся в формуляр компрессора и в журнал водолазных работ.

Все манометры, установленные на воздушных и газовых магистралях, должны быть тщательно проверенными и исправными. Проверка и опломбирование манометров должны производиться не реже одного раза в год, а сверка рабочих манометров с контрольным - не реже одного раза в квартал с занесением результатов этих проверок в журнал водолазных работ.

Во время подготовки водолазного снаряжения проверяют в действии и средства связи с водолазами, средства подводного освещения и другие средства обеспечения водолазных работ.

Все изделия подготовленного для спусков снаряжения должны быть вынесены и уложены на водолазном посту в положение, удобное для производства рабочей проверки и одевания водолазов.

Рабочая проверка снаряжения. Перед спуском водолазное снаряжение и средства обеспечения спускающегося и страхующего водолазов, а также дыхательные аппараты для кислородной декомпрессии подвергаются рабочей проверке. Рабочую проверку снаряжения перед каждым спуском производит лично спускающийся и страхующий водолаз. Если страхующий водолаз в течение дня не заменяется, рабочая проверка его снаряжения может быть произведена один раз в начале рабочего дня.

Главное назначение рабочей проверки - убедиться в исправности действия всех частей снаряжения и в герметичности снаряжения в целом. При проверке все части снаряжения подвергаются внешнему осмотру для обнаружения видимых повреждений и недопустимого износа, а наиболее ответственные устройства - и проверкам в действии. Объем и способы проверок частей снаряжения изложены в инструкции по эксплуатации снаряжения.

Результаты рабочей проверки докладываются командиру спуска, заносятся в журнал водолазных работ и подписываются лицом, проверявшим снаряжение. Спуски водолазов без проверки снаряжения и средств обеспечения запрещаются.

При обнаружении каких-либо неисправностей снаряжения во время рабочей проверки они должны быть устранены до начала водолазных спусков. Об обнаруженных неисправностях снаряжения и мерах, принятых по их устранению, делается запись в формуляре снаряжения. Во время проверки снаряжения должны быть подготовлены и проверены средства обеспечения спусков, инструмент, материалы, проверены качество химпоглотителя или регенеративного вещества, наличие и состав газовых смесей в баллонах и правильность их подключения. Баллоны с медицинским кислородом и гелием должны иметь заводской паспорт с результатами лабораторного анализа.

Герметичность снаряжения и плотность соединений в целом проверяются на водолазе при погружении его в воду. При этом как сам водолаз, так и водолаз на сигнальном конце, обеспечивающий спуск, должны внимательно проследить за всеми соединениями снаряжения. При появлении пузырьков воздуха из мест негерметичности водолаза следует поднять и ликвидировать негерметичность. При негерметичности снаряжения спуск водолаза не допускается. При осмотре водолазных грузов, галош, ластов, масок, полумасок необходимо обращать внимание на исправность устройств, с помощью которых они крепятся на водолазе. Неисправность крепежных устройств может привести к возникновению аварийной ситуации.

Спусковые устройства (водолазные беседки, водолазный колокол, стрелы, фермы и спуско-подъемные лебедки) должны проверяться перед началом водолазных спусков каждого дня в действии - контрольным спуском (без водолазов) в соответствии с Правилами эксплуатации спускоподъемных устройств.

Проверка декомпрессионных камер производится один раз в сутки перед спуском первого водолаза (первой пары водолазов). При этом проверяют наличие достаточного запаса сжатого воздуха в баллонах, герметичность магистралей и клапанов на магистралях и камерах, качество резиновых уплотнителей на крышках входных люков и шлюзов (прижатие крышек люков воздухом изнутри должно наступать при давлений в камере, равном 0,2 кгс/см 2), исправность манометров на отсеках камер (положение стрелки, срок годности, наличие пломбы), действие телефонного устройства, освещения и отопления, отвечающих требованиям пожаробезопасности, укомплектованность отсеков камер принадлежностями и приспособлениями, необходимыми при спусках. Результаты проверки заносятся в журнал водолазных работ.

Одевание водолаза производится на водолазном посту под руководством ответственного за одевание водолаза с последующей тщательной проверкой готовности водолаза к спуску старшиной водолазной станции. В холодное время водолаза одевают в закрытом помещении, в теплое время - вне помещения под тентом, защищающим водолаза от солнца или дождя. Разрешение одеваться водолазу дается лишь после доклада о результатах рабочей проверки и записи об этом в журнале водолазных работ.

Порядок одевания определяется эксплуатационными инструкциями и Правилами водолазной службы в зависимости от типа применяемого снаряжения. При надевании нательного белья и теплозащитной одежды необходимо следить, чтобы не образовывались складки, которые могут быть причиной потертости тела. В теплой воде спуски могут производиться без теплозащитной одежды. В этом случае для предупреждения потертостей плеч при спусках в вентилируемом снаряжении применяют наплечные подушки. При спусках в легководолазном снаряжении водолазы могут надевать комбинезоны. Теплозащитная одежда и водолазная рубаха (гидрокомбинезон) во избежание загрязнения надеваются водолазом в чистом месте (в помещении).

Во избежание повреждения фланца при надевании 3-болтовой рубахи ладони рук надо опускать глубже и растягивать всю цилиндрическую часть фланца. Если производится надевание летней рубахи (гидрокомбинезона), их манжеты изнутри и руки водолаза смачивают мыльной водой. Дальнейшее одевание, чтобы не утомлять водолаза, производят при положении водолаза сидя на стуле или в водолазной беседке, а надетое на него снаряжение берется на подвес.

При хорошей теплой погоде водолазные грузы и котелок шлема можно надевать на водолазном трапе, при этом обязательно надежно удерживать водолаза сигнальным концом.

Во всех случаях, кроме спусков с применением спускоподъемного устройства СПУ, после надевания водолазной рубахи или гидрокомбинезона на водолазе обязательно закрепляют сигнальный конец (кабель-сигнал), который с этого момента и до окончания спуска и раздевания водолаза не должен выпускаться из рук водолазом, назначенным на сигнальный конец. При спусках легководолазов без гидрокомбинезона сигнальный конец (капроновый фал диаметром не менее 6 мм) должен закрепляться на водолазе до надевания на него снаряжения.

При плавании с большим удалением от места спуска вместо сигнального применяют контрольный конец с поплавком (плавучестью не менее 5 кгс) для указания местонахождения плавающего. Длина контрольного конца должна превышать глубину в районе плавания на 20%. Плавание с контрольным концом разрешается на глубинах до 15 м и должно обеспечиваться шлюпкой с гребцами и страхующим водолазом.

При надевании снаряжения для плавания под водой должен быть тщательно подогнан вес снаряжения с таким расчетом, чтобы водолаз в воде имел плавучесть, близкую к нулевой.

При надевании водолазного снаряжения необходимо проверять наличие прокладок в соединениях, плотное поджатией гаек соединений, подгонку и надежность крепления ремней и брасов, правильную постановку травяще-предохранительных клапанов, правильное положение сигнального конца (кабель-сигнала), надежное крепление телефонных устройств в шлемах и других частей снаряжения на водолазе.

Погружение водолаза, одетого в снаряжение, разрешается:

После подачи команды о начале водолазных спусков и подъема на видном месте предупредительного сигнала «У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом»;

После включения телефонной связи;

После подачи в снаряжение водолазу воздуха или другой газовой смеси и закрытия иллюминатора, а при автономном источнике газоснабжения - после включения на дыхание в аппарат снаряжения.

Применяются следующие виды предупредительных сигналов:

А) в территориальных водах иностранных государств, нейтральных водах, в территориальных водах СССР, где возможен проход иностранных судов и торговых судов СССР днем - три фигуры (знака), расположенные вертикально, причем верхний и нижний должны иметь шаровидную форму и быть красного цвета, а средний знак - форму ромба белого цвета. Кроме того, должен быть поднят флаг «Алфа» по международному своду сигналов (единица- по военно-морскому своду сигналов); ночью - три огня, верхний и нижний красного цвета, средний - белого. Одновременно с этим суда, приближающиеся к месту водолазных работ, заблаговременно предупреждаются световым сигналом «Алфа» (точка тире);

Б) в акваториях военно-морских баз и территориальных водах СССР, когда возможен проход только военных кораблей и судов днем, - один над другим два флага «Нуль», ночью - два зеленых огня;

В) в пределах внутренних судоходных путей (река, озеро, канал, водохранилище) днем - два зеленых квадратных флага, ночью - два зеленых огня, расположенные вертикально.

На судах эти сигналы поднимаются на ноке реи того борта, с которого спускают водолаза. На берегу или на плавсредствах, не имеющих штатных мачт для подъема сигналов, должна устанавливаться временная, хорошо видимая мачта.

Погрузившись в воду, водолаз обязан, не отходя от трапа или беседки, убедиться в исправности телефонной связи и в достаточной плавучести для легкого удержания у поверхности воды, затем проверить снаряжение на герметичность, убедиться в хорошем воздухогазоснабжении и только после этого начинать погружение на глубину. Погружаться в снаряжении с отрицательной плавучестью следует по спусковому концу, держась за него руками и пропустив его между ног, или в водолазной беседке (на платформе водолазного колокола).

Начальная скорость погружения водолаза до глубины 8-10 м должна быть не более 6-8 м/мин, а затем допускается до 20 м/мин в зависимости от натренированности и самочувствия водолаза.

Обеспечивающий водолаз должен потравливать сигнальный конец, не выпуская его из рук, и не давать ему слабины. Если сигнальный конец получит сильное натяжение, погружение следует прекратить и запросить водолаза о самочувствии.

Скорость погружения водолаза должна поддерживаться с учетом самочувствия водолаза.

В снаряжении для плавания, когда плавучесть водолаза близка к нулевой и с увеличением глубины она мало изменяется, разрешается погружаться без спускового конца. Спускать водолаза с борта судна в воду подвешенным на сигнальном конце или каком-либо другом конце, а также прыгать с борта (трапа) в воду водолазу запрещается. С достижением заданной глубины, грунта или объекта работ, прежде чем начитать работу, водолаз должен осмотреться, убедиться в исправном действии снаряжения и в своем хорошем самочувствии, доложить об этом на поверхность и после этого приступить к выполнению задания.

Пребывание водолаза под водой. Действия водолаза под водой должны быть неторопливы, осмотрительны и продуманно последовательны. Выполняя задание, необходимо постоянно контролировать свое самочувствие, действие снаряжения и изменение окружающей обстановки и не превышать допустимого времени пребывания под водой. Периодически следует проверять, свободен ли (чист) сигнальный конец и шланг.

Водолаз при работе под водой не должен испытывать затруднения и учащения дыхания, чувства жара, потливости и других недомоганий.

Во всех случаях появления неисправностей снаряжения или плохого самочувствия следует прекратить работу, доложить состояние командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями. Водолазы, работающие парой или группой, должны взаимно контролировать состояние снаряжения и самочувствия и при необходимости помогать друг другу.

Во время пребывания водолаза под водой обеспечивающий на сигнальном конце должен внимательно следить за перемещением водолаза и по его требованию своевременно травить или выбирать шланг и сигнальный конец, поддерживая при этом некоторую слабину их, чтобы не затруднять движений водолаза у места работы. Бросать сигнальный конец запрещается. Передавать сигнальный конец другим лицам можно только с разрешения командира спуска. При этом передающий должен сделать запрос условным сигналом по сигнальному концу о самочувствии водолаза и, дождавшись ответа, передать сигнальный конец в руки принимающего. Принимающий должен доложить командиру спуска о вступлении в обязанности. Обеспечивающий должен строго следить, чтобы не превышалось установленное время пребывания водолаза под водой.

Если от водолаза получен аварийный сигнал, а также если он не ответил на дважды поданный ему сигнал, обеспечивающий на сигнальном конце должен немедленно начать подъем водолаза на поверхность. В это время страхующий должен без промедления надеть снаряжение и приготовиться к оказанию помощи водолазу под водой. При зацеплении сигнального конца и невозможности поднять водолаза ему на помощь спускают страхующего. На сигнальном конце страхующего водолаза разрешается ставить матроса неводолазной специальности. Его действия контролирует обеспечивающий водолаз на сигнальном конце первого работающего водолаза. Спускать страхующего водолаза следует по сигнальному концу первого водолаза. При получении ответа от водолаза, что он чувствует себя хорошо, и после выяснения причин нарушения связи водолаза снова погружают до места для продолжения работы или поднимают на поверхность по соответствующему режиму. При невозможности восстановить связь с водолазом во время подъема его поднимают на поверхность без остановок и одновременно готовятся к оказанию медицинской помощи.

Подъем водолаза. По истечении времени пребывания водолаза под водой ему надлежит дать сигнал о выходе на поверхность. Приняв сигнал, водолаз должен ответить на него, прекратить работу, подойти к спусковому концу и начать подъем. Всплывать на поверхность произвольно запрещается.

Свободное всплытие разрешается лишь в аварийном случае. При этом водолаз должен перед началом всплытия выдернуть изо рта загубник и дышать в шлеме гидрокомбинезона, не задерживая выдоха. Всплыв на поверхность, водолаз должен переключить на атмосферное дыхание кран клапанной коробки, взять снова загубник в рот и дышать атмосферным воздухом.

Во время подъема водолаз, обеспечивающий спуск, выбирает слабину сигнального конца и шланга. При выходе водолаза на поверхность обеспечивающий подводит водолаза к трапу (месту выхода) и поддерживает его сигнальным концом, помогая подняться по трапу (выйти из воды). Открывать иллюминатор шлема разрешается после того, как водолаз опрется передним грузом на верхнюю ступеньку трапа. После открытия иллюминатора прекращают подачу воздуха в скафандр. Часть водолазного снаряжения (грузы и шлем) в тихую погоду разрешается снимать на трапе. В свежую погоду (при качке) водолаза полностью раздевают на палубе. Сигнальный конец во всех случаях снимается с водолаза, когда он находится на палубе (берегу) без грузов, шлема, ножа и галош, и только тогда обеспечивающему водолазу разрешается выпустить сигнальный конец из рук.

После подъема водолаза на поверхность и подачи команды об окончании водолазных спусков предупредительный сигнал с мачты спускается.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.