Основными субъектами в предупреждении экономических преступлений являются. Основные понятия профилактики экономических преступлений. Основные причины и условия совершения преступлений

Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии и рассматривается на трех уровнях:

    • общесоциальном;
    • специально-криминологическом;
    • индивидуальном.

Предупреждение преступности - многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на:

    1. выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступ­ности , отдельных ее видов, а также способствующих им условий;
    2. выявление и устранение ситуаций на определенных территори­ях или в определенной среде , непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений;
    3. выявление в струк­туре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска;
    4. выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в слу­чае необходимости - и на их ближайшее окружение.

Цели предупредительной деятельности должны сообразовы­ваться с состоянием и возможностями общества:

    • противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе на всех уровнях - глобальном, локальном, индиви­дуальном;
    • сдерживание и сокращение преступности;
    • упреждающее устранение угроз , свободам и закон­ным интересам , интересам общества и государства в связи с возможностью перехода части членов общества на путь совершения преступлений;
    • коррекция жизненной позиции и поведения этих членов общества, условий их жизнедеятельности для обеспечения ;
    • способствование созданию и укреплению в об­ществе демократической, экономической, политической, соци­альной и психологической стабильности и безопасности.

Как любая система социального управления, предупреждение преступности опирается на совокупность принципов - руководя­щих идей, являющихся обязательным ориентиром для задач и содер­жания соответствующей деятельности.

Принципы предупреждения преступности :

    1. законности,
    2. демократизма,
    3. социальной справедливости и гуманизма,
    4. ком­плексности,
    5. дифференциации и индивидуализации,
    6. своевремен­ности и необходимой достаточности,
    7. научной обоснованности.

Подробнее о принципах

Законность деятельности по пре­дупреждению преступности означает предупреждение преступности осуществляется в строгом соот­ветствии с законодательством, с компетенцией субъектов преду­предительной деятельности, разграничением полномочий между Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. Меры воздействия на группы повышенного криминального рис­ка и на отдельных граждан применяются только при наличии дос­таточных данных, определяющих в соответствии с законом осно­вания предупредительного воздействия на таких лиц при неук­лонном соблюдении их прав и законных интересов.

Демократические начала предупреждения преступности про­являются в широком участии в профилактической деятельно­сти как общественных и религиозных объединений, так и насе­ления в целом; во включении в систему предупредительной деятельности мер по выработке солидарной позиции общест­венного мнения; в осуществлении органами законодательной власти и представительными органами местного самоуправле­ния, а также собраниями граждан контроля за предупредитель­ной деятельностью путем получения информации о ней, соот­ветствующей оценки и выдвижения требований по совершен­ствованию предупредительной деятельности и устранению нарушений. В рассматриваемой сфере достаточно широко ис­пользуется и конституционное право граждан обращаться лично, а также коллективно по вопросам борьбы с преступностью в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социальная справедливость и гуманизм деятельности по пре­дупреждению преступности проявляются в ее упреждающей за­щите ценностей общества, прав и законных интересов физиче­ских лиц, которым может быть причинен вред преступлениями; в устранении нарушений закона в деятельности различных ор­ганов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, которые (нарушения) служат питательной средой для пре­ступности; в выявлении, устранении условий для легализации и законном изъятии средств и иного имущества, нажитых неза­конным путем; в обеспечении соответствия мер предупреди­тельного воздействия их конкретным задачам, не допуская при этом физических страданий и унижения человеческого досто­инства лиц, к которым они применяются, нарушения других аспектов требования «не навреди».

Комплексность в деятельности по предупреждению преступ­ности проявляется в программно-целевом подходе, всесторон­нем анализе и прогнозе ситуации и использовании на этой ос­нове мер экономического, воспитательного, управленческого, правового характера для воздействия на всю совокупность при­чин и условий преступности, ее отдельных видов, а также воз­можного возникновения криминальных ситуаций и перехода членов общества на преступный путь. Комплексность предпо­лагает также координацию деятельности субъектов предупреж­дения преступности, сочетания воздействия на и сре­ду, разработку типовых моделей предупредительной деятельно­сти, для того чтобы обеспечить взаимодействие усилий всех субъектов профилактики.

Принцип дифференциации и индивидуализации предупреди­тельной деятельности означает соотнесение характера и интен­сивности намечаемых мер с конкретными задачами воздейст­вия, с учетом статуса и особенностей личностей, к которым применяются профилактические меры, условий их жизнедея­тельности и динамики поведения.

Своевременность и достаточность предупредительной дея­тельности означает ее ориентацию на возможно более ранний этап возникновения ситуаций, создающих угрозу совершения преступлений. При этом предупредительные меры должны применяться в объеме и с такой степенью интенсивности, ко­торые позволят реализовать в каждом случае весь комплекс предупредительных целей.


Меры предупреждения (профилактики) преступлений в сфере экономики принято дифференцировать на общие, т. е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы данного рода преступности, и специ­альные, т. е. целенаправленно воздействующие на такие фак­торы.

Экономические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

1. преодоление последствий экономического кризиса и из­держек быстрого экономического роста;

2.снижение уровня реальной инфляции до 2% в год;

3.снижение степени «поляризации» населения по уровню доходов;

4.ресурсное обеспечение прожиточного минимума населе­ния;

5.снижение уровня реальной безработицы до 5-6%.

Специальные:

1. адекватное ресурсное обеспечение подразделений право­охранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

2. создание экономической основы государственных вне­бюджетных фондов, предусматривающих обособленное финан­сирование программ компенсации ущерба жертвам преступле­ний в сфере экономики.

Политические меры борьбы с преступлениями в сфере эконо­мики.

Обеспечение стабильности ограниченного государственно­го управления имуществом и экономической деятельностью;

Поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

Снижение уровня коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой, до величины, не препятствующей экономическому росту.

Специальные:

Разработка государственной стратегии борьбы с теневой экономикой;

Включение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программные документы ведущих политических партий и движений;

Обеспечение государственной поддержки развитию инсти­тутов гражданского общества, ставящих перед собой цели борь­бы с преступлениями в сфере экономики и отдельными ее ви­дами.

Правовые меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

Устранение противоречий в правовом регулировании соб­ственности, экономической деятельности и службы в коммер­ческих и иных организациях;

Совершенствование правового регулирования отдельных видов экономических отношений (например, отношений соб­ственности на землю, на предприятие).

Специальные:

Внесение изменений и дополнений в уголовное законода­тельство (например, установление нормативных определений крупного ущерба и крупного размера применительно к тем пре­ступлениям в сфере экономической деятельности, для которых количественное содержание этих признаков не установлено);

Устранение терминологической несогласованности граж­данского, административного, таможенного, налогового, ва­лютного и уголовного законодательства;


Совершенствование судебной практики толкования норм об ответственности за преступления в сфере экономики;

Совершенствование правового регулирования деятельно­сти подразделений правоохранительных органов, осуществляю­щих борьбу с отдельными видами преступления в сфере эконо­мики;

Нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере эконо­мики.

Психологические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

1. воспитание критического отношения к стереотипам по­требительского образа жизни;

2. воспитание уважения к собственности и легальному пред­принимательству;

3. формирование доверия населения к государственной эко­номической политике;

4. воспитание негативного отношения к уклонению от упла­ты налогов.

Специальные:

1. информирование населения о состоянии правового регули­рования ответственности за преступления в сфере экономики;

2. воспитание солидарности населения с уголовно-правовы- ми запретами в отношении общественно опасного экономиче­ского поведения

3. информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов в сфере экономики;

4. информирование о мерах профилактики отдельных видов преступлений в сфере экономики;

5. информирование о способах легальной защиты прав, на­рушенных в результате совершения преступлений в сфере эко­номики;

6. демонстрация положительных результатов предупрежде­ния и пресечения отдельных видов преступлений в сфере эко­номики.

Организационные меры борьбы с преступностью в сфере эко­номики.

Общие: разработка и внедрение новых социальных техноло­гий, объективно препятствующих совершению преступлений в сфере экономики (обеспечение «прозрачности» бюджета всех уровней, объявление рейтингов свободных от коррупции сфер государственного управления отдельными секторами экономи­ки; отраслевая паспортизация субъектов экономической дея­тельности и др.).

Специальные:

1.криминологическая экспертиза экономического законо­дательства;

2.создание системы криминологического мониторинга всех отраслей экономики 1 ;

3.разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с отдельными вида­ми преступлений в сфере экономики;

4. оптимизация системы подразделений правоохранитель­ных органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

5. совершенствование механизма взаимодействия отечест­венных и зарубежных правоохранительных органов, осуществ­ляющих борьбу с преступлениями в сфере экономики трансна­ционального характера.

Технические меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

1. разработка и внедрение технических средств, обеспечи­вающих персонифицированный доступ к имуществу, производству, распределению и потреблению товаров (в том числе ус­луг);

2. использование в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания технологий, объективно препятствующих незаконному завладению, изъятию или использованию имуще­ства

Специальные:

1. создание компьютерного программного обеспечения под­держки и принятия управленческих решений в сфере борьбы с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

2. разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого и эффективного фиксирования следов неочевидных преступлений в сфере экономики;

3. совершенствование автоматизированных информаци- онно-поисковых систем применительно к решению задач ква­лификации отдельных видов преступлений в сфере экономики.

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах и может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций).

В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней. Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры.

2. Органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

3. Органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

4. Правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ);

5. Общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

Выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

Установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

Обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Необходимо разрабатывать комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры – это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

– внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

– техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

– оборудование подъездов кодовыми запорами;

– совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

– организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

– организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

– надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

– своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

– систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

– своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

– выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

– проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

– выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

– выявление и пресечение формирования преступных групп;

– организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

– трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения сво-боды;

– установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

– выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

– пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

– выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

– своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

– информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

– разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

– информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

– проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

– оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

– предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

– активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

– совершенствование системы управления экономикой;

– техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

– увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

– реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

К воспитательным мерам предупреждения преступлений в сфере экономики относятся:

– создание системы экономического обучения, направленного на возвышение в общественном сознании и в сознании каждого субъекта экономических отношений идеи консолидации, построения общества с высокоэффективной экономикой, способной создать людям достойные условия жизни и вызвать чувство гордости за принадлежность к такому обществу;

– формирование у субъектов экономических отношений мышления, проповедующего умеренность и воздержание, сознательное согласие на ограничение, когда это представляется целесообразным для достижения общего блага;

– пропаганда среди населения, особенно среди лиц, занимающихся коммерческой и иной экономической деятельностью, правовых знаний, необходимых для добросовестного и правомерного поведения в сфере экономических отношений;

– пропаганда успехов предпринимателей, предприятий, трудовых коллективов и других субъектов экономических отношений, добившихся их правомерным путем;

– пропаганда зарубежного опыта деловой этики в осуществлении экономических отношений;

Выделяются два комплекса проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. С одной стороны, бизнес сам нуждается в защите как от преступных посягательств, так и от неразумной (с правовой и экономической точек зрения) деятельности государственных институтов, с другой стороны, – государство, общество в целом и отдельные граждане нуждаются в защите от бизнеса как неэффективного, так и от криминализированного. Затягивание в решение этой ситуации приводит к тому, что само состояние экономической деятельности, ее эффективность, способы осуществления и правового регулирования начинают угрожать экономической и национальной безопасности Казахстана.

В общем комплексе этих мер ведущая роль принадлежит разработке и созданию экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, поскольку без решения этой проблемы невозможно обеспечить такой уровень экономических процессов, который гарантировал бы нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления, потерпевшему пока используется нечасто.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);

органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Еще по теме 7.2. Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности:

  1. 7. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ


Copyright © 2024 Информационно-справочная система.