Как правовое понятие. Понятие и признаки права. Право- система общеобязательных, формально определенных юридических норм. Административное право различных государств

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.

Право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (позитивное право). Во-вторых, – определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право). На практике субъекты имеют дело с позитивным правом, так как именно в нем государство посредством принятия законов и иных нормативно-правовых актов закрепляет нормы права естественного.

Принято выделять следующие признаки позитивного права :

1. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека . Суть данного признака состоит в том, что право выражает, во-первых , меру полноты (объема), доступности реальных прав , свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения; во-вторых, меру допустимых ограничений свобод человека .

2. Системность . Это одно из непременных требований и один из признаков, действующего права. Как система оно складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (норм права). Возникающие между нормами связи, направлены на достижение единых целей. В результате право становится системой нормативного регулирования, основанной на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах.

3. Нормативность . Это исходное и основополагающее свойство (признак) права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности людей. Нормативность выражается через систему регулятивных средств (правовых норм) различного уровня, установленных государством.

4. Общеобязательность . Она состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов и распространяется на всех субъектов права, в том числе и на государство.



5. Обеспеченность возможностью государственного принуждения . Последнее осуществляется специальными органами государства, в правовом государстве это принуждение носит правовой характер, оно осуществляется в рамках права. Это означает, во-первых, что принуждение осуществляется на основе, в соответствии с правовыми нормами, во-вторых, только уполномоченными на то органами согласно их компетенции, в-третьих, с соблюдением определенной процедуры, установленной правом. Любое другое принуждение со стороны государства рассматривается как нарушение законности, как узурпация государственной власти, превышение власти.

Государственное принуждение выражается в двух формах: физическом (физическое воздействие на правонарушителя) и психическом принуждении (страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены не случай неповиновения). Таким образом, государственное принуждение активно применяется при нарушении норм права, во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.

6. Формальная определённость . Она заключается в том, что нормы права, их содержание, формально точно определены. Точно указывается в нормах права круг отношений, на которые распространяется их действие, субъекты, юридические последствия. Формальная определенность находит свое выражение и во внешних формах существования норм права – нормативно-правовых актах.

7. Интеллектуально-волевой характер права . Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

8. Право не тождественно закону . Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, не является правом и может в установленном порядке признаваться недействительным.

На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках, общеобязательность и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих

общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от

нарушения с помощью мер государственного принуждения.

Признаки:

1. Нормативность - реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех

признаков, свойственных социальным нормам - правила поведения, обеспеченные средствами

социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные

к неопределенному кругу субъектов.

2. Системность - право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в

правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но

имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и

норами права. Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с

другом и упорядоченности в рамках всей системы права.

3. Общеобязательность - все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно

соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от

ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

4. Формальная определенность - два аспекта: а) внутренний - формулировка правового предписания

должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется

действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не

допускающим разнообразных толкований, все специальные понятие должны., быть раскрыты в

Определениях - правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в

законе, б) внешний - нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных

источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть

открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомится со своими правами и

обязанностями.

5. Связь с государством - два аспекта: а) нормы права исходят от государства - то есть принимаются и

вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо

институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти

при посредстве процедур делегирования государственных полномочий; б) нормы права охраняются от

нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

6. Регулятивность - право выступает средством регулирования общественных отношений по своему

социальному назначения и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает

специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном

обществе.

7. Предоставительно- обязывающий характер - право использует специфический, присущий только ему

метод нормативного регулирования - наделение одних субъектов правами, а других

корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью,

правовым отношениям, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право

другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав. В этом

состоит сущность юридического образа регулирования - высшего типа нормативного регулирования.

8. Интеллектуально-волевой характер. С одной стороны право имеет интеллектуальное содержание, так как

обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и

выбором оптимальной модели ПР, реализуется посредством формулировки правил поведения. С другой

стороны право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных

моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий

права, желание ввести его в действие.

9. В сущности своей содержание права оказывается обусловленной волей данного общества или волей

группы людей, осуществляющей управление данным обществом. В свою очередь содержание этой воли

основывается на культурном и материальном уровне развития данного общества, от конкретных

действующих в данном обществе факторов. В этом состоит его конкретно-исторический характер.

Таковы понятие и признаки права, разработанные в рамках так называемого нормативного подхода к праву

или нормативного правопонимания. В рамках других учений и концепций права ученые формулируют иные

определения права и систему его признаков.

68. Объективное и субъективное в праве.

Вместе с тем мы дали определение права в объективном смысле. Надо отличать право в объективном

смысле и субъективном.

В русском языке эти две разные вещи обозначаются одним термином, что ведет к смешению понятий.

Право в объективном смысле - это совокупность, система юридических норм, выраженных,

объективированных в соответствующих внешних актах государства (конституциях, законах, указах); это

объективное право, то что дано всем внешне, объективно, является общим для всех субъектов права.

Это право - веление.

Право в субъективном смысле - это система прав, свобод, обязанностей граждан, личности и иных

субъектов права, вытекающих из объективного права, от права внешнего, закрепленного в законах, которые

реализуются конкретными субъектами в конкретных правовых отношениях.

Это право - притязание.

Еще по теме 67. Понятие и признаки права.:

  1. 9.6. Профсоюз: понятие, основные черты, права и их гарантии
  2. 4. Исполнительная власть: понятие, признаки. Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 11. Понятие права. Правовая норма. Источники права

Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.

Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Таким образом, под системой права понимается внутренняя организация права, упорядоченная совокупность правовых норм, которая является результатом общественного развития. Строение системы права можно рассматривать по вертикали и по горизонтали.

В вертикальном строении права обычно выделяют три основных уровня: отрасль права, институт права, норма права.

Отрасль права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, бюджетное, уголовное, процессуальное (гражданский, уголовный, арбитражный процесс) и др.

Институты права – это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права; институт наследования, образованный нормами гражданского права.

Отрасли права

Правовая норма (норма права) – это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указываются круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – это само правило поведения, в котором устанавливаются права и обязанности лиц. В санкции приводятся меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям.

По видам нормы права подразделяются на управомочивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Горизонтальное строение права позволяет провести его классификацию по отраслям.

Признаками права являются:

Нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

Обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

Утверждение и гарантированность норм права государством;

Многократность применения.

Функции права разнообразны. Право:

Является регулятором общественных отношений;

Активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;

Закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Существуют определенные тонкости в употреблении понятия «право». Под правом понимают не только универсальный регулятор общественных отношений, но и обеспеченную законом возможность что-либо делать, иметь и т. п. В этом случае говорят о праве на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это субъективное право. Слово «право» часто используют в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение или о праве на внимание со стороны окружающих.

Не следует забывать еще об одном значении понятия «право». Право является одной из важных духовных ценностей, позитивный смысл которых очевиден, как очевиден смысл добра, отечества, совести и др. В основе права лежит справедливость как его изначальная, идеальная сущность. Поэтому право и закон не тождественны. Закон может быть несправедливым, а значит, неправовым (вспомните «закон о пяти колосках»).

Именно естественное правосознание, как предметное знание о «самом настоящем», едином праве, должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми, под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право», и руководимая им внешняя жизнь людей.

И. Ильин, российский философ и правовед

Право реализуется в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это – источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

В России источниками права являются законы, подзаконные акты и договоры. В Великобритании, США, других странах, на становление правовой системы которых большое влияние оказало английское право, большую роль играют прецеденты. В России их применяют крайне редко. В странах с прочными патриархальными традициями значительную роль играют обычаи.

Источники права

Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях государства, права и общества. Самое широкое явление здесь – общество. Общество на определенном этапе развития порождает государство. Государство формулирует право, но и право направляет и совершенствует государство. Под влиянием государства и права изменяется в ту или иную сторону общество. Право общеобязательно как для государства, так и для общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равнозначны. Государство не сводится к обществу, а общество к государству. Чем совершеннее социально-политические отношения в стране, тем четче разделены функции общества и государства. Велика, например, относительная независимость гражданского общества от правового государства. Многие проблемы социальной и экономической жизни общество решает без помощи и вмешательства государства. Правовое государство не испытывает потребности устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом и его отдельными членами. Гражданское общество самоуправляемо и способно оказывать решающее влияние на политику правового государства, на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в следующем параграфе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права?

3. Что представляют собой источники права?

4. Что такое правовая норма и какова ее структура?

5. Каких видов бывают правовые нормы?

Это интересно

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать (латинское изречение).

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В любом ЖЭКе тебе могут дать почитать инструкцию, подписанную начальником ЖЭКа, и сказать, что никаких других законов они знать не знают, а про Конституцию вообще не слышали. В этих случаях всегда надо помнить одно: каждый подзаконный акт – а все эти «указики» называются именно так, – так вот, каждый этот акт не может противоречить ни Конституции, ни законам России, ни указам Президента. А если противоречит, то он не имеет юридической силы и не должен применяться. Если уверен, что закон на твоей стороне, – стой на своем. Вплоть до суда, который защищает все же тебя и закон, а не инструкцию (Л. Семина, общественный деятель).

Исследуем документы

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и формы распределения труда и продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное, конституционное, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними (В. А. Туманов, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Право и закон: общее и особенное.

2. Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многозначности?

3. Особенности системы российского права.

4. Нормативно-правовой акт как источник права в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

Из книги Международное право автора Вирко Н А

9. Норма права. Структура нормы права Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.Признаки

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

Из книги Общая теория права. Том II автора Алексеев Сергей Сергеевич

Раздел 1 Понятие, принципы и источники коммерческого

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует путать с такими гражданско-правовыми

Из книги автора

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с

Из книги автора

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

Из книги автора

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

Из книги автора

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

Из книги автора

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение»,

Из книги автора

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции. В истории и теории П. есть две принципиально различные позиции в понимании специфики права и присущих ему особенностей, два разных подхода в трактовке сущности и понятия П., т.е. два типа правопонимания: юридический (от ш$ - право) и легистский (от 1ех - закон). Согласно легистскому подходу под П. имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): П. - приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только такой властный приказ есть П. То есть П. сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного П. (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), т.е. к закону (в собирательном смысле) - к тому, что официально наделено в данное время и в д а н н о м месте з а к о н н о й (властно-принудительной) силой. П., по легизму, не имеет собственной объективной (независимой от власти) природы, сущности и специфики, своего собственного принципа. П. про- изводно от государства, и его принципом (сущностным признаком и отличительной особенностью) является властная сила, обеспеченность властным принуждением. Такое легистское отождествление П. и закона (позитивного П.) присуще всем направлениям и вариантам так называемого юридического позитивизма (и неопозитивизма), который, по существу, является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание характерно для разного рода этатистских, авторитарных, деспотических, диктаторских, тоталитарных подходов к П. Легистское правопонимание (во всех его вариантах - от старого легизма и этатистского толкования П. до современных аналитических и нормати- вистских концепций неопозитивизма), отождествляя П. и закон (позитивное П.), отрывает закон как правовое явление от его правовой сущности, отрицает объективные правовые свойства, качества, характеристики закона, трактует его как продукт воли (и произвола) законоустанавливающей власти. Причем принудительность как отличительный признак П. трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований П., а как исходный правообразующий и правоопределяющий фактор, как силовой (и насильственный) первоисточник права. Сила власти здесь рождает насильственное, приказное П. Истина о П., согласно легизму, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, государства). Поэтому искомое истинное знание о П. носит характер мнения, хотя и официально-властного мнения. По логике такого правопонимания, одна только власть, создающая П., действительно знает, что такое П. и чем оно отличается от неправа. Наука же в лучшем случае может адекватно постигнуть и выразить это воплощенное в законе (действующем П.) властно-приказное мнение. Теоретико-познавательный интерес легизма полностью сосредоточен на действующем (позитивном) П. Все, что выходит за рамки эмпирически данного позитивного П., все рассуждения о сущности, идее, ценности права и т.д. позитивисты отвергают как нечто метафизическое, схоластическое и иллюзорное, не имеющее правового смысла и значения. Позитивистская гносеология тем самым, по существу, отвергает теорию П. и юриспруденцию (правоведение) и признает лишь учение о законе, законоведение, предметом которого является позитивное П., а целью и ориентиром - догма права, т.е. совокупность непреложных основных положений (устоявшихся авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем (позитивном) П., о способах, правилах и приемах его изучения, толкования, классификации, систематизации, комментирования и т.д. Конечно, изучение, комментирование, классификация и иерархизация источников позитивного П., выявление их нормативного содержания, систематизация этих норм, разработка вопросов юридической техники, приемов и методов юридического анализа и т.д., т.е. все то, что традиционно именуется юридической догматикой (догмой П.) и относится к особой сфере профессиональной компетентности, мастерства и «ремесла» юриста, представляют собой важную составную часть познания П. и знания о действующем П. Но позитивистское ограничение учения о П. разработкой догмы П., по существу, означает подмену собственно научного исследования П. его формально- техническим описательством. Позитивистская гносеология закона (действующего П.) при этом ориентирована не на познание сущности закона, не на получение какого-то нового (отсутствующего в самом фактически данном законе) знания о действующем П., а на описание его как собственно уже познанного и зна- емого объекта. Все знание о П., согласно такому пра- вопониманию, уже официально дано в самом позитивном П., в его тексте, и основная проблема позитивистского учения о П. состоит в правильном толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегося в этом тексте официально-правового знания, мнения и позиции законодателя. С этим связан и повышенный интерес позитивистов (особенно представителей аналитической юриспруденции) к лингвистическим и текстологическим трактовкам закона при явном игнорировании его правового смысла и содержания. При таком подходе юридическая гносеология подменяется легистской лингвистикой, согласно которой разного рода непозитивистские понятия, идеи и концепции (типа сущность П., идея П., естественное П., неотчуждаемые права человека и т.д.) - это лишь ложные слова, языковые иллюзии и софизмы, результат неверного словоупотребления. Для юридического типа правопонимания, напротив, характерна та или иная версия (вариант) различения П. и закона (позитивного П.). При этом под П. (в той или иной форме) имеется в виду нечто объективное, независящее от воли, усмотрения или произвола з а к о н о у с т а н а в л и в а ю щ е й (государственной) власти, т.е. определенное, отличное от других, социальное явление (особый социальный регулятор и т.д.) со своей объективной природой, своей сущностью и отличительными особенностями, словом - со своим особым принципом. В рамках самого юридического (антилегистского) типа правопонимания можно выделить два разных подхода: 1) естественно- правовой подход, исходящий из признания естественного П., которое противопоставляется позитивному П. (сам термин «позитивное П.» возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции); 2) ли- бертарно-юридический подход, который исходит из различения П. и закона (позитивного П.) и под П. (в его различении и соотношении с законом) имеет в виду не естественное П., а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа П.). При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается как единство трех основных компонентов правовой формы (П. как формы отношений) - абстрактно-всеобщего равенства (равной для всех нормы и меры), свободы и справедливости. Как составные моменты принципа формального равенства (а потому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства (равная мера, свобода и справедливость) в рамках либертарно-юри- дического правопонимания носят чисто и последовательно формальный характер, поскольку П. как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений. Названные элементы не только дополняют, но и предполагают, подразумевают друг друга, ибо являются лишь различными проявлениями (разными аспектами и формами проявления) единого правового начала - принципа формального равенства (а вместе с тем - и правовой формы отношений). Такой формально-юридический подход к П., последовательно отделяющий правовую форму (П. как форму) от опосредуемого этой формой фактического (эмпирического) содержания, является либер- тарным (либертарно-юридическим), поскольку П. (а вместе с ним и государство) здесь понимается и трактуется как всеобщая и необходимая форма свободы. Согласно либертарно-юридическому (формально- юридическому) правопониманию, П. - это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), там есть (действует) П., правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип П. и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак П. В П. нет ничего, кроме принципа формального равенства (и конкретизации этого принципа). Все выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему является неправовым или антиправовым. Для сторонников естественно-правовых идей естественное П. (в его религиозной или светской трактовке с позиций теологии, этики, юриспруденции или философии П.) - это единственное, исходно подлинное П., коренящееся в объективной природе - в природе бога или человека, в физической, социальной или духовной природе, в «природе вещей» и т.д. Оно воплощает собой начала разумности, нравственности и справедливости. В отличие от него позитивное П. рассматривается ими как отклонение (а зачастую - как отрицание) от естественного П., как искусственное, ошибочное или произвольное установление людей (официальных властей). Согласно такому подходу, собственно П. (П. по его смыслу, сущности и понятию) является именно и только естественное П. С точки зрения либертарной (формально- юридической) теории правопонимания (различения права и закона, юридического и легистского типов правопонимания и т.д.), естественно-правовому подходу присущи как достоинства (наличие некоторых моментов юридического правопонимания, правда, без должного теоретического осознания и выражения), так и недостатки (смешение П. с неправовыми явлениями - моралью, нравственностью, религией и т.д., отсутствие четкого критерия отличия П. от всего неправового, трактовка равенства, свободы и справедливости не как специфических формально- правовых понятий, свойств и характеристик, а как фактически-содержательных моральных феноменов или смешанных морально-правовых, нравственно- правовых, религиозно-правовых и т.д. явлений). В естественно-правовых концепциях основные теоретико- познавательные усилия направлены на утверждение той или иной версии естественного П. в его разрыве и противостоянии (в качестве «подлинного » П.) действующему позитивному П. При таком подходе вне поля внимания остаются сама идея правового закона и в целом аспекты взаимосвязи естественного и позитивного П., проблемы приведения действующего П. в соответствие с положениями и требованиями естественного П. и т д. Представителей юснатурализма интересует не столько действующее П. и его совершенствование в соответствии с требованиями естественного П., сколько само естественное П. и его утверждение в качестве исходно данного природой (божественной, космической, физической, человеческой и т.д.) «истинного права», которое, по такой логике, также и действует естественно. Отсюда и присущее юснатурализму представление о двух одновременно и параллельно дейстэующих и конкурирующих между собой системах П. - подлинного, истинного, естественного П. и неподлинного, неистинного, искусственного (позитивного) П. В аксиологическом, онтологическом и гносеологическом планах естественное П. (и традиционное, и «возрожденное») трактуется его сторонниками как воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего » П., как должный образец, цель и критерий для оценки позитивного П. и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом), для определения их естественно-правовой значимости, ценности. При этом естественное П. понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью. В понятие естественного П., таким образом, наряду с теми или иными объективными свойствами П. (принципом равенства людей, их свободы и т.д., которые, правда, трактуются не формально-юридически, а фактически-содержательно) включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения П. и морали (религии и т.д.) естественное П. предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий цен- ностно-содержательный, нравственно-правовой (или - морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, негативное) ценностное суждение о позитивном П. и позитивном законодателе (государственной власти). При естественно-правовом подходе позитивное П. и государство рассматриваются и оцениваются не столько с точки зрения собственно правового критерия (тех объективных правовых свойств, которые присутствуют в соответствующей концепции естественного права), сколько, по существу, с этических позиций, с точки зрения представлений автора данной концепции о нравственной (моральной, религиозной и т.д.) природе и нравственном содержании настоящего П. Для л и б е р т а р н о г о (ф о р м а л ь н о - ю р и д и ч е с к о го) подхода существенное значение имеет различение (несмешение) формального и фактического. Дело в том, что, по логике вещей, только формальное может быть всеобщим, обладать свойством всеобщности, тогда как никакая фактичность (фактическое содержание) не может быть всеобщностью, и всякое фактическое - это, по определению, нечто частное. Поэтому, будучи только формальным предметом (специфической формой, особой формальностью), П. может обладать качеством всеобщности, быть абстрактно- всеобщей формой отношений и т.д. Естественно-правовой юридичности (из-за смешения формального и фактического при трактовке естественного П.) как раз недостает надлежащей формальности (и всеобщности), а легистской формальности (и всеобщности) - необходимой юридичности (собственно правового начала, правовых свойств). В рамках либертарного (формально-юридического) подхода - благодаря последовательному различению формального и фактического (фактически-содержательного) - при трактовке П. (и правовой формы) преодолевается такой существенный недостаток естественно-правового подхода (который, кстати говоря, верно отмечают и легисты), как смешение П. и неправовых явлений, правовой формы и фактического содержания, формального и фактического, формально-правового и фактически-содержательного. Здесь вместе с тем - в отличие от легиз- ма - П. (правовая форма) трактуется не как пустая («чистая» в кельзеновском смысле) форма, годная для любого произвольного содержания (нормативного и фактического), а к а к специфическая форма, обладающая особыми формализованными (формально-содержательными) характеристиками и свойствами, отличающими П. от неправа, правовую форму от неправовых форм. Иначе говоря, либертарный формально- юридический подход - это содержательное понимание, определение и толкование права, но оно формально- содержательно (содержательно в плоскости формальных свойств и характеристик, формализованных смыслов и значений), а не фактически-содержательно, т.е. не смешивает правовую форму и фактическое (неправовое) содержание. П., согласно либер- тарной трактовке, обладает такими формально-содержательными (но не фактически-содержательными) свойствами и характеристиками, как формально- всеобщая равная мера, свобода, справедливость. Именно благодаря обладанию этими формально-содержательными характеристиками (компонентами), выражающими смысл принципа формального равенства, форма приобретает свое правовое свойство, свое специфическое качество именно правовой формы, отличной от всякой другой формы, от форм моральных, религиозных или принудительно-приказных (силовых, произвольных) отношений и т.д. Такая формально-юридически специализированная и квалифицированная форма выражает специфику и существо правового типа отношений и правового способа регуляции. Правовая форма (и П. в целом), таким образом, это не просто форма приказа и долженствования, не пустая и всеядная форма, допускающая любое (в т.ч. - и произвольное) фактическое содержание, как это имеет место у легистов (особенно последовательно - в неопозитивистском «чистом учении о праве» Г. Кельзена), а юридически определенная форма, включающая в себя и выражающая свойства и требования П. и тем самым отвергающая все антиправовое. Под «формальным» при этом имеется в виду формальность (формальные характеристики) П. в его различении с законом (позитивным П.), а не позитивистски трактуемая формальность произвольного закона (позитивного П.), когда полностью отрицаются объективные (независящие от официальной власти) свойства и отличительные особенности правовой формы. Под «юридическим» же имеются в виду не естественное или позитивное П., не «юридическое » в естественно-правовом или легистском толковании, а либертарно понимаемое П. в его различении или совпадении с законом (позитивным П.), т.е. «юридическое» - в смысле приведенной трактовки принципа формального равенства. В рамках либертарного (формально-юридического) подхода удержаны, учтены в преобразованном виде и развиты дальше (с позиций более абстрактной, более последовательной и в этом смысле более «чистой » юридической теории правопонимания) моменты (элементы) как естественно-правового юридизма, так и легистского формализма. Представители легистско- го правопонимания, односторонне (хотя зачастую и верно) критикуя недостатки естественно-правового подхода, отвергают в принципе неприемлемые для них положения и достижения естественно-правовой мысли в плане юридического (антилегистского) правопонимания. Сторонники естественно-правового подхода, в свою очередь, в силу противопоставления естественного и позитивного П. концентрируют внимание прежде всего на своей трактовке непозитивного и антипозитивного (естественного) П. и критике позитивистского правопонимания, во многом игнорируя его контрдоводы (в т.ч. и резонные) и достижения. Либертарно-юридическая теория различения и соотношения (расхождения, совпадения) П. и закона и соответствующего правопонимания свободна от антагонизма между легизмом и юснатурализмом и включает в себя (в качестве надлежащим образом трансформированных моментов формально-юридического право- понимания) релевантные достижения обоих подходов. Эта теория, отвергая как легистское сведение П. к закону, так и разделение П. на естественное и позитивное, вместе с тем признает и учитывает познавательно значимые положения и позитивистских, и естественно- правовых учений о П. и законе. По-своему преодолевая недостатки этих учений и удерживая их достижения, либертарная теория трактует различение П. и закона как необходимое основание для адекватного понимания смысла их соотношения и, в конечном счете, надлежащего синтеза свойств права и закона в искомой форме правового закона (т.е. позитивного П., соответствующего объективному смыслу и принципу П.). Такая формально-юридическая концепция правового закона, сформулированная с позиций либерта- ризма, недостижима с позиций легизма или юснатура- лизма, которые по своим исходным основаниям закрыты для подобного синтеза и соответствующего синтетического (юридически содержательного и вместе с тем - строго формального) правопонимания. В рамках юридико-либертарной концепции правопонимания внутреннее единство юридической онтологии, аксиологии и гносеологии обусловлено тем, что в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства, понимаемый и трактуемый нами как исходное начало юридической онтологии (что есть право?), аксиологии (в чем ценность права?) и гносеологии (как познается право?). При этом существенно то обстоятельство, что абстрактно-всеобщая равная мера, свобода и справедливость только в их формальном (формально-правовом) выражении и значении, т.е. только в качестве особых форм выражения и проявления общего смысла принципа формального равенства (и не противореча ему), могут войти в единое, внутренне согласованное и непротиворечивое понятие П. и быть составными компонентами, свойствами и характеристиками всеобщей правовой формы общественных отношений. Основанные на либертарном пра- вопонимании различные определения понятия П. представляют собой разные направления конкретизации смысла принципа правового равенства и выражают единую (и единственную) сущность П. Причем каждое из этих определений предполагает и другие определения в общесмысловом контексте принципа правового равенства. Отсюда и внутренняя смысловая равноценность таких внешне различных определений, как: 77. - это формальное равенство; П. - это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей; П. - это всеобщая справедливость. Эти определения П. через его объективные сущностные свойства выражают в целом природу, смысл и специфику П., фиксируют понимание П. как самостоятельной сущности, отличной от других сущностей. Как эти объективные свойства П., так и характеризуемая ими сущность П. относятся к определениям П. в его различении с законом, т.е. не зависят от воли законодателя. К этим исходным сущностным определениям П. (или к определениям сущности П.) в процессе так называемой позитивации П., его выражения в виде закона, добавляется новое определение - властная общеобязательность того, что официально признается и устанавливается как закон (позитивное П.) в определенное время и в определенном социальном пространстве. Но закон (то, что устанавливается как позитивное П.) может как соответствовать, так и противоречить П., быть (в целом или частично) формой официально- властного признания, нормативной конкретизации и защиты как П., так и иных (неправовых) требований, дозволений и запретов. Только как форма выражения П. закон (позитивное П.) представляет собой правовое явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность справедливости и равной меры свободы) получает государственно- властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь будучи формой выражения объективно обусловленных свойств П., закон становится правовым законом. Правовой закон это и есть П., получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом - законную силу, т.е. искомое позитивное П., обладающее объективными свойствами П. Правовой закон - это адекватное выражение П. в его официальной признанности, общеобязательности, определенности и конкретности, необходимых для действующего позитивного П. Реальный процесс «позитивации» П., его превращения в закон, наряду с необходимостью учета отмеченных объективных свойств и требований П., зависит от многих других объективных и субъективных факторов (социальных, экономических, политических, духовных, культурных, собственно законотворческих и т.д.). И несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции законодателя или разного рода его ошибок и промахов, низкой правовой и законотворческой культуры и т.д. В борьбе против правонарушающего закона в процессе исторического развития свободы, П. и государственности сформировались и утвердились специальные институты, процедуры и правила как самой законотворческой деятельности (ив целом процесса «позитивации» П.), так и авторитетного, эффективного контроля за соответствием закона праву (система сдержек и противовесов в отношениях между различными властями, общесудебный, конституционно- судебный, прокурорский контроль за правовым качеством закона и т.д.). Согласно либертарно-юридическому подходу общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общезначимости объективных свойств П., показателем социальной потребности и необходимости властного соблюдения, конкретизации и защиты принципа и требований П. в соответствующих официальных актах и установлениях. И именно потому, что, по логике вещей, не П. - следствие официально-властной общеобязательности, а, наоборот, эта обязательность - следствие П. (государственно- властная форма выражения общезначимого социального смысла П.), такая общеобязательность выступает как еще одно необходимое определение П. (а именно - П. в его совпадении с законом, П. в виде закона) - в дополнение к исходным определениям объективных свойств П. Смысл этого определения состоит не только в том, что правовой закон обязателен, но и в том, что общеобязателен только правовой закон. Даже самая краткая дефиниция общего понятия правового закона, т.е. позитивного П., соответствующего объективным требованиям П., должна включать в себя, как минимум, два определения, первое из которых содержало бы одну из характеристик П. в его различении с законом, а второе - характеристику П. в его совпадении с законом. С учетом этого можно сформулировать ряд соответствующих дефиниций. Так, позитивное П., соответствующее объективным требованиям П. (закон в его совпадении с П.) можно определить (т.е. дать краткую дефиницию его общего понятия) как общеобязательное формальное равенство; как равную меру (или масштаб, форму, норму, принцип) свободы, обладающую законной силой; как справедливость, имеющую силу закона. В более развернутом виде (с учетом всех субстанциальных характеристик П.) общее понятие такого позитивного П. (правового закона) можно определить как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости. То же самое либертарно-юридическое понятие П. на более привычном языке можно выразить как общеобязательную {т.е. обеспеченную государственной защитой) систему норм равенства, свободы и справедливости. В обобщенном виде можно сформулировать следующее общее определение: П. -это система норм, установленных (или санкционированных) государством и выражающих требования принципа анормального равенства. Или более кратко. П. - это общеобязательная система норм, соответствующих принципу формального равенства. Необходимость того, чтобы объективные требования и объективная общезначимость П. были признаны, нормативно конкретизированы и защищены государством, дополнены его официально-властной общеобязательностью, демонстрирует внутреннее сущностное единство и необходимую связь П. и государства. Государство, по смыслу юридкко-либертарного правопонимания, выступает как правовая форма организации суверенной публично-политической власти свободных людей, как публично-правовой институт, необходимый для возведения общезначимого П. в общеобязательный закон с надлежащей санкцией, для установления и защиты правового закона. Насилие, согласно такому подходу, правомерно лишь в форме государственной санкции правового закона. П. и государство, таким образом, - это взаимосвязанные всеобщие и необходимые формы соответственно нормативного и институционального (организационно- властного) бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически генезис свободы (и появление в мире свободных индивидов) связан с процессом разложения первобытного общества и его дифференциации на свободных и несвободных (рабов). П. и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой необходимую (и пока что до сих пор единственно возможную) форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности индивидов в частных и публично- властных делах и отношениях. Последующий всемирно- исторический прогресс свободы - это одновременно и прогресс необходимых правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Отмеченное сущностно-понятийное единство П. и государства в рамках либертарной концепции право- понимания и юриспруденции, помимо рассмотренных онтологических и гносеологических аспектов, охватывает и соответствующую аксиологическую проблематику. Согласно данной концепции ценность действующего (позитивного) П. и реально наличного (фактического, эмпирического) государства определяются по единому основанию и критерию, а именно с позиций правовых ценностей (П. как ценности). П. при этом выступает не как неформализованный (формально- фактический) носитель моральных (или смешанных морально-правовых) ценностей, что характерно для естественно-правового подхода, а как строго определенная форма именно правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм. Такое понимание ценностного смысла П. (П. как формы долженствования равенства, свободы и справедливости) принципиально отличается и от позитивистского подхода, поскольку речь идет о долженствовании не только в значении общеобязательности, властной императивности и т.д., но и в смысле объективной ценностной общезначимости П., в смысле ценностно-правового долженствования. П. здесь - цель и должное для закона (позитивного П.) и реального государства, а закон (позитивное П.) и государство должны быть ориентированы на воплощение и осуществление требований П., поскольку именно в этом состоят их цель, смысл, значение. Закон (позитивное П.) и государство ценны лишь как правовые явления. В этом ценностно-целевом определении и оценке закон (позитивное П.) и государство значимы лишь постольку и настолько, поскольку и насколько они причастны П., выражают и осуществляют цель П., ценны в правовом смысле, являются правовыми. Поэтому цель П. как ценностно-должного в отношении закона (позитивного П.) и эмпирического государства можно сформулировать в виде следующего ценностно- правового императива: закон (позитивное П.) и го- сударство должны быть правовыми. Правовой закон и правовое государство - это, следовательно, правовые цели - ценности для реального закона (позитивного П.) и государства. Эти правовые ценности нашли свое признание и закрепление в новой, постсоветской российской Конституции 1993, для которой характерен своеобразный естественно-правовой вариант юридического право- понимания. Своеобразие это состоит в том, что исходное правовое начало, согласно Конституции, представлено в правах и свободах человека. Причем в конституционном правопонимании сочетаются два компонента: юридико-аксиологический (права и свободы человека как высшая ценность) и естественно-правовой (прирожденный характер и неотчуждаемость основных прав и свобод человека). Оба компонента такого гуманистического правопонимания исходят именно из индивидуальных (а не коллективистских, классовых, групповых и тд.) прав и свобод. Принципиальная ориентация новой Конституции на права и свободы человека как на исходное правовое начало - это не просто прагматический учет уроков нашего прошлого и современных международно-правовых требований в данной области, но и по сути своей верная и обоснованная правовая позиция, поскольку права человека - необходимый компонент и критерий реальности всякого П. Разумеется, права и свободы человека как определенный правовой принцип и реальное правовое содержание - явление социально- историческое, общественное, а не непосредственно природное. Это, казалось бы, плохо согласуется с естественно- правовым положением Конституции о том, что основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Но данное положение вовсе не отрицает социально-исторический смысл и характер прав и свобод человека и П. в целом. С юридической точки зрения ясно, что с рождением человека как естественным явлением (событием) Конституция связывает момент принадлежности, а не происхождения прав и свобод человека. Использование в Конституции новой естественно-правовой конструкции прирожденных прав и свобод человека, по существу, направлено против ранее господствовавших в теории и практике представлений об октроированном (дарованном сверху официальными властями) характере прав людей. Определенная стилизация под естественное П. носит здесь подчеркнуто антиэтатистский характер и призвана продемонстрировать исходную и безусловную свободу, правомочность и правосубъектность любого человека (человека как человека) в его отношениях со всеми остальными - государством, обществом, другими людьми. Положения Конституции о правах и свободах человека, по логике и смыслу юридического типа правопонимания, имеют двоякое значение: эти положения значимы не только в плане проблем индивидуальной правоспособности и правосубъектности, н о о н и - в качестве исходных правовых начал - имеют одновременно и всеобщее регулятивное значение и выступают как общеобязательный правовой стандарт и конституционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов (т.е. позитивного П. в целом), к организации и деятельности всего государства, всех ветвей государственной власти и должностных лиц. В этом своем общерегулятивном значении конституционные положения о правах и свободах человека являются наиболее важным и, в конечном счете, единственным настоящим критерием наличия или отсутствия, соблюдения или отрицания П. вообще, критерием правового характера действующего законодательства (законов и всех других источников позитивного П.) и правового характера государства. Лит.: Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема / / Вопросы философии права. М., 1973; Его же. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983; Его же. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992; Его же. Право - математика свободы. М., 1996; Его же. Философия права. М., 1997; Его же. Общая теория права и государства. М., 1999; Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992; Кудрявцев В.Н., Керимов ДА. Право и государство (Опыт фи- лософско-правового анализа). М., 1993; Четвернин В А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993; Его же. Понятия права и государства. М., 1997; Топорнин Б.Н. Вступительная статья / / Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994; Теория права и государства. М, 1995; Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб., 1995; Общая теория права и государства. М., 1996; Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996; Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. М, 2000. В.С. Нерсесянц



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.