Чем жалоба отличается от заявления: описание и отличия. Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция - цивилизованные способы решения проблем Чем отличается жалоба от иска в суд

Виктория Алешина, интернет ресурс "Права потребителя "

Несмотря на предпринимаемые государством усилия, злоупотребления со стороны организаций, управляющих жилым фондом, и низкое качество оказываемых услуг ведут к постоянному росту количества жалоб на них. Однако для того, чтобы чиновники отреагировали на ваше обращение необходимо уметь жаловаться. В этой статье - о том, как это делать.


Вместе с этим материалом еще читают:

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Потребители жилищно-коммунальных услуг с целью защиты своих прав могут обращаться в органы государственного жилищного надзора (жилищные инспекции), в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в органы местного самоуправления, в прокуратуру.

Не зависимо от того, в какое из упомянутых ведомств обращается гражданин, процедура рассмотрения обращения одинакова и регламентирована она Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Чем жалоба отличается от заявления

Все обращения граждан закон подразделяет на три разновидности: заявления, жалобы и предложения.

Если гражданин обращается с просьбой о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо направляет сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критикует деятельность указанных органов и должностных лиц, то свое обращение он должен назвать заявлением.

Документ, названный жалобой, должен содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Что обязательно должно быть в обращении (в жалобе)

В обращении гражданину необходимо указать свои Ф.И.О., точный адрес местожительства с почтовым индексом, контактный телефон и кратко изложить суть вопроса (обращения), при этом желательно, чтобы его объем не превышал одного листа.

Если граждане направляют коллективное обращение, то в нем необходимо указать, кому из подписавших обращение граждан следует направить ответ, сообщив его адрес и контактный телефон.

Обращение оформляется в письменной форме. Писать его текст желательно разборчивым почерком, а лучше напечатать на компьютере, чтобы чиновник не смог воспользоваться данным ему правом и отказать в рассмотрении обращения, которое «не поддается прочтению».

Как передать чиновнику обращение (жалобу)

Письменное обращение может быть отправлено почтой, в том числе электронной почтой, передано через канцелярию (экспедицию), вручено должностному лицу на личном приеме. Обращение должно быть обязательно зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления.

Сколько ждать ответа

Поступившее обращение должны рассмотреть обязательно и, конечно же, совершенно бесплатно. Закон дает на это 30 дней (со дня регистрации). В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. О продлении срока гражданина, направившего обращение, должны уведомить письменно.


В ходе рассмотрения обращения гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Когда могут отказать в рассмотрении обращения (жалобы)

К подготовке и составлению обращения необходимо подходить аккуратно и внимательно, потому что закон позволяет чиновникам не рассматривать обращения гражданина в ряде случаев:

Если в обращении гражданин не сообщил данные о себе (фамилию, имя, отчество) и о своем месте жительства - ответ на такое обращение гражданин не получит по вполне понятным причинам;

Если гражданин в своем обращении пытается обжаловать решение, вынесенное судом - такая жалоба будет возвращена с формальной отпиской, в которой ему сообщат о порядке и правилах обжалования судебного решения;

Если письменное обращение будет содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, - гражданину, направившему такое обращение, сообщат о недопустимости злоупотребления правом;

Если текст письменного обращения не поддается прочтению - о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения должны будут сообщить гражданину, но только в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

Если в письменном обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно один и тот же государственный орган (орган местного самоуправления или одно и то же должностное лицо), в ответ на ранее направленные гражданином обращения, давал письменные разъяснения - в таком случае чиновникам дано право считать такое обращение безосновательным и прекратить с ним переписку по данному вопросу. О данном решении гражданина должны уведомить письменно. К слову, этого можно избежать, если привести в обращении новые доводы или обстоятельства, на которые в предыдущих обращениях гражданин еще не ссылался;

Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица - гражданину обязаны письменно разъяснить, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

Пожалуйте на прием… к руководителю

Руководители любых государственных органов, органов местного самоуправления (и уполномоченные на это лица) обязаны проводить личный прием граждан. Дни и часы приема должны быть четко определены, а информация о них должна быть доступна для граждан.

Идя на прием не забудьте документ, удостоверяющий личность, без него на встречу с руководителем могут и не пропустить. В ходе беседы можно устно изложить причину обращения (которую должны занести в карточку личного приема), а можно передать и письменное обращение - этом случае его обязаны зарегистрировать.

Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) могут дать устно в ходе личного приема. В остальных случаях придется ждать письменный ответ. Причем чиновникам закон запрещает «лить воду» - ответ должен быть дан непременно по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.

Закон не приветствует многократность таких встреч. Если ранее гражданину уже направляли ответ по интересующему его вопросу, то в ходе личного приема могут отказать в дальнейшем рассмотрении обращения.

Куда пожаловаться

Если решение, принятое по обращению, не устраивает или чиновники направляют явные отписки, если не отвечают на ваши жалобы (заявления и т.п.), то на их действия (или, наоборот, бездействие) следует жаловаться в вышестоящую организацию (вышестоящему должностному лицу) или в прокуратуру. Закон позволяет гражданам обжаловать действие (бездействие) чиновников и в суде.

Еще на эту тему:

Иск — применительно к российскому законодательству — это требование, предъявляемое истцом в судебном или арбитражном порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе. Хотя следует обратить внимание на то, что само понятие иска в законодательстве не закреплено, что, в свою очередь, позволяет учёным вести дискуссии на эту тему. Так, существуют различные теории раскрытия сущности этого правового феномена - как материального понятия, процессуального, имеющего двойственную природу и двух раздельных понятий как для материального, так и для процессуального права. Иск — это средство защиты через суд (в том числе третейский суд и арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Претензия - требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. До предъявления иска, вытекающего из отношений между организациями, обязательно предъявление претензии.

Жалоба - обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов.

Заявление - официальное обращение гражданина (нескольких лиц) в государственный орган или орган местного самоуправления, администрацию учреждения, организации или к должностному лицу, не связанное, в отличие от жалобы, с нарушением его прав и законных интересов и не содержащее просьбы устранить такое нарушение, а направлено на реализацию прав и интересов заявителя или на устранение тех или иных недостатков в деятельности предприятий, учреждений, организаций. 3аявления могут быть поданы и в письменной и в устной форме. Порядок их рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения жалоб.

Здесь представлены различные образцы исков, заявлений, претензий, жалоб (самые распространенные), которые могут вам понадобиться.
Но, необходимо учитывать, что не существует универсальной формы указанных документов и каждый образец должен составляться, в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

Просим обратить внимание!
Представленые здесь бланки и образцы документов получены из открытых источников и могут быть не актуальны на текущий момент времени. Администрация сайта не несет никакой ответственности за неактуальность опубликованных образцов и бланков (подобные виды документов часто подлежат обновлению). Мы стремились представить Вам здесь максимально полезную информацию.

Если вы не нашли то, что искали или вам необходимо составить индивидуальный пакет документов - обращайтесь непосредственно к нам, используя контактную информацию. Звоните, поможем! Для Вашего удобства в разделе приведена схема проезда.

Право граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

В обстоятельствах и при конфликтах при использовании земельного участка:

  • когда невозможно зарегистрировать его границы
  • когда не получается офрмить на него правоустанавливающие документы
  • когда происходит нарушение прав собственности

любой человек задумывается:

  1. о том, отчего это произошло
  2. как решить проблему
  3. к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснени
  4. с чего начать
  5. каким должен быть план дальнейших действий

Понятны появляющиеся вопросы:

  • чего я хочу добиться?
  • справедливы ли мои требования и претензии?
  • есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • если я посоветуюсь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • кто из должностных лиц может помочь с решением проблемы?

После размышлений о сложившейся ситуации становится ясно, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти.

Нужно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти установлена законодательно:

  • Конституцией РФ (статья 33)
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (№ 59-ФЗ от 02.05.2006)

Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан называются обращениями. Они являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

Обратиться:

  • в любой орган власти
  • в государственное или муниципальное учреждение
  • к должностному лицу

имеют право как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие российского гражданства.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

Право на обращение - свободное и добровольное. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

Терминология и виды обращений

Должностное лицо

Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее:

  1. или обязанности представителя власти
  2. или организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности в государственном органе или органе местного самоуправления

Виды обращений гражданина (граждан)

  1. индивидуальное или коллективное предложение
  2. заявление
  3. жалоба
  4. ходатайство
  5. индивидуальное обращение

Подаются в государственный орган, иную организацию (должностному лицу).

Излагаются в устной, письменной или электронной форме.

Обращения

1. Обращение одного гражданина

2. Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным

это обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным

2. Коллективное обращение

это обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей

Заявление

Это просьба гражданина по вопросам:

  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц (например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении)
  2. нарушения законов и иных нормативных правовых актов,
  3. недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц
  4. критики деятельности органов и должностных лиц

Жалоба

Это обращение с изложением требования о восстановлении:

  • свобод
  • законных интересов

нарушенных действиями (бездействием):

  1. должностных лиц
  2. государственных органов
  3. иных организаций или граждан

Предложение

Это обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:

  1. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц)
  2. совершенствования правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни
  3. деятельности местного самоуправления
  4. решения проблем местного значения
  5. реализации прав и свобод граждан
  6. совершенствования экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества:
    • например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности
  7. деятельности на территории муниципального образования:
    • предприятий
    • учреждений
    • организаций

Ходатайство

Это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним:

  1. определённого статуса
  2. гарантий
  3. льгот

с предоставлением документов, их подтверждающих

Петиция

Это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства

Виды обращений по способу составления

По способу составления обращения могут быть:

  • письменными
  1. излагаются в письменной форме
  2. содержат:
    • подпись гражданина (граждан)
    • указание:
      • фамилии, имени, отчества
      • данных о месте жительства или работы (учебы)
  • устными:

обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме

  1. должностному лицу государственного органа
  2. иной организации
  • повторными :

обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу

  1. в один и тот же государственный орган
  2. в иную организацию (к должностному лицу)

Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств.

Заявление

Заявление (коллективное или от частного лица) - письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц:

  • к администрации
  • к должностному лицу

по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

Заявление адресуется конкретному должностному лицу:

  • руководителю администрации, организации
  • заместителю руководителя
  • руководителю структурного подразделения

Текст любого заявления начинается с обращения:

  • прошу разобраться в ситуации
  • прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы
  • прошу проверить состояние
  • прошу обратить внимание на следующую проблему (вопрос)

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом
  • при личной передаче в секретариат
  • по электронной почте

На 2 экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

Обязательные разделы заявления

В заявлении должны быть:

  • наименование документа (заявление)
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление
  • полное наименование должности лица, к которому обращено заявление
  • фамилия, имя, отчество заявителя
  • сведения о заявителе:
    • адрес
    • паспортные данные
    • контактный номер телефона

В правом верхнем углу нужно указать адресат (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

Другие обязательные сведения:

  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью
  • после слова «Приложения» и перед подписью заявителя
  • дата составления заявления
  • личная подпись заявителя с расшифровкой

Примечание:

  • заявление подаётся в 2 экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял
  • один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать полностью фамилию, имя, отчество всех заявителей
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются
  • анонимные заявления не рассматриваются

Жалоба

Жалобы - однин из способов борьбы с нарушениями прав граждан и юридических лиц.. Они, вместе с тем, являются средством предупреждения таких правонарушений.

Жалобой будут являться обращения:

  • о восстановлении прав и законных интересов
  • о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения
  • об обжаловании действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства

Содержание жалоб разнообразно. Люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Жалоба может быть подана в устной письменной форме:

  • в суд
  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • должностному лицу

Цель и жалоб одна - добиться восстановления или защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

Правом подачи жалоб обладают:

  • граждане РФ
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России

О сроке подачи жалобы

Жалобы подаются в случаях

  • права гражданина или граждан уже нарушены
  • требуется восстановление прав

Жалобу можно подать в течение определённого срока:

  1. не позднее 3 месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав
  2. не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении (к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба)

При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

Требования к составлению жалобы

В тексте жалобы не должно быть:

  • материалов клеветнического характера
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин

Как оформляется жалоба?

Документ должен содержать:

  • адресат получателя
  • данные отправителя
  • указание заинтересованных сторон (обычно для судебных документов)
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя:
    • со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа)
  • требования:
    • устранить нарушения
    • привлечь к ответственности
    • выполнить конкретные действия:
    • пересмотреть судебное дело
    • отстранить от работы сотрудника
  • подпись под текстом жалобы:
    • без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается
  • дату подачи жалобы
  • дополнительные документы, прилагаемые к жалобе:
    • их перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения»
    • разместить перечень документов под содержанием жалобы перед подписью

Нужно учитывать, что:

  1. просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в который подаётся жалоба
  2. требования, выставленные в жалобе, не должны быть взаимоисключающими

Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

Не будут рассматриваться жалобы, если невозможно установить автров приложенных к ним документов. Такие документы считаются анонимными.

Ходатайство

Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

  • в какую-либо общественную организацию
  • в государственный орган
  • в вышестоящую инстанцию

Ходатайство подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

  • действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику
  • руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия

Ходатайство - один из видов обращений в государственные органы. Подача ходатайства допускается лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ.

Например, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию

  • иностранным лицам
  • лицам без гражданства

получить которое можно на на сайте госуслуг .

В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

  • выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания
  • обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства
  • значимым для конкретного судебного процесса
  • иметь прямое отношение к делу

Отклонение от рассмотрения ходатайств, поданных по судебным разбирательствам, - нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

Петиция

Петиция - официальное прошение. Подаётся индивидуально или в коллективном виде:

в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

Петиции в странах, где разрешено выдвижение петиций, - один из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

Возможность выдвижения петиций в России

Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

Петиции подаются с помощью ресурса «Российская общественная инициатива».

Этот портал позволяет:

  • охватить немалую аудиторию
  • собрать большое число подписей

Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность - объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

Петиция - официальное изложение воли большого числа граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.

В нынешнее время решать проблем стало все сложнее и сложнее. Обычные слова могут не помочь, люди стали работать только тогда, когда на них официально приходит какая-либо бумага, хорош или плох такой процесс формализации непонятно, но данная тенденция становится все более популярной.

Сразу объясним, что обращения не всегда подаются на то, чтобы выяснить какие-то отношения (если имеется ввиду в негативном ключе), бывает и так, что допустим то же самое заявление подаются для того, чтобы начать какие-либо правоотношения, бывает даже и благоприятные (например, то же самое заявление на принятие на работу).

Возможно вы заметили, что в абзаце выше мы не говорили отдельно заявление и претензии, а говорили обращения. Знаете, почему? А потому, что обращения - это обобщенная категория, которая включает в себя, как заявление, так и претензии (причем там так же есть еще 2 категории – жалобы и предложения).

Разберемся сначала с заявлением.

Если сказать вообще проста, то заявление – это просьба, получается, что, если это просьба, другая сторона не имеет каких-либо обязанностей – захочет примет, захочет нет? Нет, это не так, вернее не всегда так. Заявление – очень обширное понятие, во-первых, оно может быть направлено на то, чтобы реализовать свои конституционные права и свободы (либо других лиц), во-вторых, сообщить о том, что где-то нарушаются закон и другие НПА, в-третьих, может указывать на недостатки государственных органов и должностных лиц, и органов МСУ, либо критиковать их деятельность.

Ну что, пойдем по порядку.

Как, уже сказано, оно может быть направлено на то, чтобы реализовать свои конституционные права и свободы (либо других лиц). Открываем Конституции и находим там главу права человека (есть и другие главы, где есть права, но тут там будет легче что-нибудь найти для примера).

Например, статья 37 про труд. Там говорится, что мы можем выбирать любой род деятельности и можем делать со своими способностями что захотим.

Что мы пишем, когда нас принимают на работу?

Мы хотим реализовать свое конституционное право, мы подаем просьбу работодателю о том, чтобы нас приняли на работу. Обязан ли работодатель принять вас? Да, но при определенных условиях. Допустим, для работы требуется высшее образования, работодатель вправе отказать вам, если у вас такого образования нет, либо у вас образования по другой сфере. Но, вот, допустим, вы подходите по всем критериям, то по идее работодатель обязан вас принять на работу (см. Трудовой Кодекс Российской Федерации). А что делать, если допустим, 2 работника примерно с одинаковыми данными. Например, вы знали, что возраст не должен влиять на прием на работу, а в законе даны четкие основания, когда можно отказать от принятия на работу.

Приведем еще пару примеров. Статья 25 Конституции говорит о том, что жилище неприкосновенно. Что мы будем делать, если в наш дом незаконно проникли? Конечно же, пойдем в правоохранительные органы. А там мы уже и будем составлять заявление. Там у нас его уже не просто могут или не могут принять, а обязаны. Но про данную сферу мы еще поговорим, когда перейдем ко второму пункту.

А пока, возьмем еще один пример для закрепления материала. Конституция говорит в статье 43, что каждый имеет право на образование. Но также не получается, что мы взяли и пришли в университет на пару, и значит мы студент этого университета? Конечно же, нет, сначала мы пишем заявление и если его одобряют, то мы становимся студентом.

Что еще сразу бы хотелось сказать, что не стоит думать, что везде необходимо заявление. Все права у нас и так есть, просто в определенных случаях нужно их реализовать через заявление, там, где это целесообразно. Например, никто не ограничивает ваше право на образование, когда вы читаете научную литературу дома, и заявления тоже от вас никто не требует. Но, когда мы поступаем в университет, логично подача заявления, ведь мы должны числиться в списках, нам проставляют оценки за сессии, потом выдают диплом и т.д. А то в университеты бы просто приходили люди и слушали, а потом не было бы подтверждения того, что данный специалист действительно разбирается в определенном материале. С другой стороны, он так же может прийти на семинар допустим на какие-либо курсы или семинары, которых в данный момент огромное количество и послушать.

Еще обозначим, что заявление может быть не только письменным, но и устным. Вообще это логично, так как к примеру, заявление, как мы помним – это просьба . И по идее, когда мы просим человека отойти, то есть не нарушать наше личное пространство, это тоже будет заявлением, пусть и без процедурным. А вот, например, когда мы обращаемся в правоохранительные органы, это уже будет устное заявление, которое имеют определенную процедуру и всегда несет юридические последствия.

Вот мы потихоньку и подходим ко второй части, где мы разбираем заявление по поводу какого-либо противозаконного действия. Предположим, что мы шли по улице и на нас кто-то напал, дабы забрать у нас какое-либо имущество. Ситуация сразу видно – противозаконная, куда мы пойдем – в полицию. И вот мы приходим и говорим, что нас ограбили, но нам, конечно же, пояснят, что не ограбили, а было разбойное нападение, так как грабеж, это просто открытое хищение, а разбой еще и сопряжен с насилием, либо угрозой такого насилия. Мы устно рассказываем о данном событии, а сотрудник записывает все с наших слов, потом мы это подписываем. Мы сделали заявление о том, что нарушается закон. Может ли в таком случае нам отказать сотрудник полиции, конечно же, нет, он должен как минимум проверить наше заявление и вынести решение – возбудить уголовное дело или нет.

Критика должностных лиц наверно тоже не должна оказывать больших затруднений. Например, нас незаконно остановили, мы написали заявление, где написали, что данный сотрудник незаконно нас остановил на улице.

Претензия – это все-таки категория, которая намного проще и является подкатегорией кучи других категорий.

Таким методом решаются обычно досудебные споры , вызванные нарушение гражданско-правового договора. Бывает и так, что подача такой претензии обязательно, прежде чем пойти в суд, но давайте по порядку.

Приведем пример, вы заключили договор аренды сроком на 2 года. Оформлено было все правильно в письменной форме, со всеми существенными условиями и т.д. Тут, нам арендатор не платит нам уже 3 месяц, нас это, конечно же, возмущает и мы пишем претензию в отношении нашего арендатора (кстати, по данному договору необязательно подавать претензию, а можно сразу пойти в суд). В данном случая данная претензия буде неким замечанием, чтобы напомнить, что уважаемый арендатор, вы вообще помните, что вы должны платить нам за помещение? Данная бумага схода примерно с устным замечанием, когда, вы, например, позвонили арендатору, но зато, если арендатор отказывается и дальше платить, вы лишь еще раз подтвердите свою правоту в суде, где эту претензию можно приобщить к делу.

В случае, когда такая претензия нужна обязательно, она носит уже формальный эффект, который имеет обязательные критерии. В данном случае, мы допустим заключили договор, но, если одна сторона не исполняет его, нам сначала требуется отправить ему претензию, а уж потом идти в суд, если претензия не произвела нужного результата.

Теоретически претензия может быть в устной форме, но не носит никакой юридической силы. Допустим, при той же аренде помещения, мы позвонили нашему арендатору и высказали свою претензию о том, что он не платит уже 3 месяца. В суде мы, конечно же, может уточнить, что мы звонили арендатору и даже можем рассказать, о чем вы говорили, если это влияет на процесс, но все суд будет оперировать фактами, а фактом в данном случае является то, что договор аренды есть, обязанности платить деньги вам есть, и то что обязанности не выполняются.

Поэтому претензия имеет только в одном юридический смысл, когда это предусмотрено законом или договором.

То есть, если договором вы предусмотрели, что, когда сторона не выполняет обязательства, необходимо сначала подать жалобу, а потом идти в суд, то так оно и будет, и тогда она носит юридический эффект. Причем интерес тот факт, что жалоба и претензии в данном случае будет иметь практически одинаковый смысл и скорее всего одинаково учтется при суде.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.