Экологическое право относится к специальным отраслям права. Экологическое право как наука. Экологические отношения как предмет экологического права

Прежде чем поговорить о предмете и методе экологического права давайте этимологически разберём термин экология. Термин "экология" возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово "экология " было введено немецким
ученым-биологом Эрнстом Геккелем и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение). Сначала экология развивалась как часть биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового,

биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой.

В широком смысле экология (глобальная экология) -комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия. Но с введением в научный оборот понятие «экология» ещё рано говорить о формировании экологического права. Оно сформировалось значительно позже и является в сравнении с гражданским правом, уголовным правом более молодой отраслью.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяют две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды. М.М. Бринчук добавляет к этим двум группам ещё две группы общественных отношений: отношения по установлению права собственности на природные ресурсы и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц .

Метод экологического права

Исключительным, присущим лишь экологическому праву является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является её сохранение как основы жизни и деятельности человека. На основе использования данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды (экологизированные нормы).

2. Система экологического права

Первичным звеном любо правовой системы является норма права. Нормы экологического права делятся на:

Комплексные, принятые с целью охраны и использования окружающей среды в целом;

Отраслевые, посредством которых осуществляется правовое регулирование охраны и использования отдельных природных объектов (земли, вод, недр, лесов);


Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.

Следующим звеном является институт права. В экологическом праве выделяют следующие институты:

Принципы экологического права;

Экологические права и обязанности физических и
юридических лиц;

Основы государственного управления окружающей средой;

Экологический контроль;

Экологический мониторинг;

Экологическое нормирование;

Оценка воздействия на окружающую среду и
экологическая экспертиза;

Экономический механизм охраны окружающей среды;

Охрана особо охраняемых природных территорий;

Зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Подотрасли экологического права: природоресурсное право и природоохранное право.

3. Принципы экологического права

Принципы экологического права закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране об охране окружающей среды»

1. Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду .

Указанный принцип также закреплён в ст. 42 Конституции РФ. Понятие «окружающая среда» раскрывается в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы и т.д.), природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект - естественная экологическая система сохранившая свои природные свойства

Природно-антропогенный объект - природный объект, изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Ст. 1 указанного ФЗ даёт определение благоприятной окружающей среде.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно -территориальные границы и в которой живые и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

2. Научно обоснованное сочетание экологических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды.

3. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

4. Ответственность органов государственной власти РФ, субъектов РФ за благоприятную экологическую среду и экологическую безопасность

5. Платность природопользования.

6. Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

7. Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное влияние на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Остальные принципы закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» (всего 23 принципа).

4. Понятие экологического права

Экологическое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических нор, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере использования и охраны окружающей среды.

Как отрасли права экологическому праву присущи следующие черты:

1) самостоятельность;

2) комплексность;

3) молодость (начало формирования вторая половина 20 века);

4) интенсивность развития;

5) универсальность (максимальная унификация различных правовых систем в области экологии (Романо-германская семья , англо-саксонская , мусульманское право);

6) глобальность и значимость экологического права.

5. Эколого-правовой статус человека

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36 Конституции РФ), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. В частности статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет за гражданами следующие права:

Граждане имеют право :

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Граждане обязаны :

Сохранять природу и окружающую среду;

Бережно относиться к природе и природным богатствам;

Соблюдать иные требования законодательства.

Контрольные вопросы

1) Какие отношения регулируются экологическим правом?

2) Кто ввёл понятие «экология» в научный оборот?

3) Каковы основные принципы экологического права?

4) Что такое окружающая среда?

5) В чём отличие природного и природно-антропогенного объекта?

6) Назовите основные черты присущие экологическому праву?

7) В каких нормативных правовых актах закреплены экологические права и обязанности человека?

8) Что такое благоприятная окружающая среда?

9) В чьей собственности могут находится природные ресурсы в соответствии с Конституцией РФ?

10) Назовите основные источники экологического права?

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Экологическое право рассматривается как сложная комплексная отрасль права, складывающаяся из: природоохранного права, природоресурсного права, а также нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Предметом экологического права являются все те общественные отношения, которые складываются в связи с использованием и охраной окружающей среды.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды: – земли, недра, почвы; – поверхностные и подземные воды; – леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд; – атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Другая составная часть окружающей среды – это природный объект (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природно-антропогенный объект (природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение».

Субъектами экологических правоотношений являются:

– государство – в лице компетентного органа;

юридические лица;

физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

– хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Законодательство в области охраны окружающее среды основывается на Конституции РФ, состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов.

Основным источником экологического права является вышеупомянутый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д. Отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей среде. Предмет экологического права образуют отношения :

  • по охране окружающей среды от разных форм деградации
  • по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию.

Экологическое право делится на два раздела: международное и национальное. Международное экологическое право – совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями. Международное экологическое право делится на две категории: обязательное и рекомендательное. Национальное экологическое право устанавливается государствами самостоятельно и закрепляется в различных источниках, в первую очередь в законах. Экологическое право делится на Общую, Особенную и Специальную части.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право , которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права/

Принципы экологического права:

1. принцип народовластия.

2. принцип гуманизма – су четом интересов нынешнего и будущего поколений людей.

3. принцип социальной справедливости – равноправие перед судом и законом, право на благоприятную окружающую среду, гарантия судебной защиты.

4. принцип законности

5. принцип интернационализма

6. принцип строго целевого использования природных объектов

7. рационального и эффективного использования природных объектов. Минимальные затраты, наибольший эффект от хозяйственной деятельности, без экологического вреда.



Основные принципы охраны окружающей среды сформулированы в ст. 3 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которые представляют собой, как известно, основополагающие начала, положения, подходы к решению вопросов, к мероприятиям, содержанию, концепции, целям и задачам:

  • принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
  • принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
  • принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территория.
  • принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • Принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды.
  • Принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • Принцип обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • принцип сохранения биологического разнообразия;
  • Принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
  • Принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством,
  • принцип ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Принцип участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В системе источников экологического права ведущее место занимает Конституция РФ, в которой есть много норм общего характера, имеющие отношение к регулированию вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Ст.9 установила, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Положения ст. 56 указывают на то, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц. Граждане РФ обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ»). В соответствии с нормами ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии.

Основы экологического права заложены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Регулирование экологических правоотношений осуществляется актами субъектов РФ,

Орган местного самоуправления издают нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд и т.п.

Субъектами экологических правоотношений могут быть:

· граждане,

· юридические лица,

· публичные субъекты.

Граждане имею право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, требовать предоставления своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения природной среды и др. Граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства и др. Участие юридических лиц предусматривает выполнение ими целого ряда природоохранных мероприятий. Государство в лице его уполномоченных органов обеспечивает разработку экологической политики и экологических программ, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, выдает лицензии на комплексное природопользование и выполняет иные властные полномочия. Объектами экологических правоотношений являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля и ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность и др. объекты.

Что такое «экология» ?

Термин «экология» (от греческого oikos - дом, жилище, место пребывания и logos - наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1866 году. Им же было дано одно из первых определений экологии как науки, хотя те или иные элементы знаний, охватываемых этой наукой, содержатся в трудах многих ученых, начиная с мыслителей Древней Греции. Наибольшее развитие этот раздел человеческих знаний об окружающей природной среде получил в биологической науке, особенно в после-дарвинский период (вторая половина XIX века и последующее время). Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные основания, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества.

Таким образом, под экологией в настоящее время понимается система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы, живых организмов и среды их обитания, об охране окружающей природной среды.

Что такое экологическое право?

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Что является предметом экологического права как отрасли права?

Предмет экологического права - общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.

Более четко определить предмет экологического права позволяет сопоставление его с предметом смежных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако к предмету указанных отраслей права относятся главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап , который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а прежде всего охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т. п. Так, в 1913 году на первой международной конференции в Берне, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, в центре внимания была охрана дикой фауны от хищнического истребления в погоне за. максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной ее эксплуатации. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характеризуется значительным расширением понимания охраны природы, под которой в этот период подразумевается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно также условно, природно-ресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в РФ были приняты законы об охране природы. Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап - примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является непременным условием не только дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы гос-венной власти, другие гос-венные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане РФ иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответ-ти за их нарушения;

Гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном законе нашей страны - Конституции РФ - о чем подробнее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права.

Каковы методы правового регулирования экологических отношений?

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому едва ли оправданны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права.

Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений носит в известной мере вторичный характер, поскольку формы и сам характер правового воздействия определяются сущностью регулируемых отношений. Это, конечно, не отрицает классификационного значения метода правового регулирования. Однако по сравнению с предметом правового регулирования он носит второстепенный, вспомогательный характер.

Вопрос о методе правового регулирования и его роли в формировании и характеристике той или иной отрасли права является в настоящее время дискуссионным. Нередко в это понятие вкладывается совершенно различное содержание. Но преобладающим, по-видимому, можно считать мнение, что праву присущи три основных метода правового регулирования: запрет, предписание и дозволение, находящие выражение в таких приемах регулирования, как императивный и диспозитивный. Как отмечает проф. С.С. Алексеев, гос-во может регламентировать поведение участников общественных отношений либо непосредственно, сверху (императивное регулирование), либо опосредованно, с предоставлением субъектам так или иначе дозированной возможности самим определять условия своего поведения (диспозитивное регулирование). При этом, если для императивного способа (приема) регулирования характерно наличие отношений власти и подчинения, то диспозитивное регулирование отличается юридическим равенством субъектов.

Отсутствие у многих отраслей права, в том числе и экологического, своего метода вовсе не исключает существования определенных особенностей правового регулирования, присущих той или иной отрасли права. Такие особенности состоят, как правило, в специфическом сочетании различных методов, характерном именно для данной отрасли права. Такая «индивидуализация» способов правового воздействия на регулируемые отношения по отдельным отраслям права делает его столь непохожим, индивидуализированным, свойственным только данной отрасли права.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, свойственные гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими властными полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения. Это находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, т.к. бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, предоставлении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемой «замены» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

В современных условиях произошло коренное изменение методов правового регулирования экологических отношений: возросло значение частноправового регулирования экологических отношений. Если раньше, при господстве командно-административной системы, и теория и практика начисто отрицали частноправовое регулирование и деление нашего права на публичное и частное, руководствуясь известным тезисом В.И. Ленина: «мы ничего частного не признаем, для нас все области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» (ПСС. Т. 44. С. 387). С переходом к рыночной экономике, укреплением начал частной собственности, в том числе и в области экологических отношений, и отменой монополии гос-ва на землю, утверждением частной собственности в качестве одной из основных форм собственности, установлением платности пользования природными ресурсами, укреплением договорных начал в природопользовании и др. приобрели «права гражданства» и частноправовые начала в регулировании экологических отношений. Однако признание и утверждение частноправовых начал в регулировании экологических отношений вовсе не означает отмены или замены публично-правового регулировании этих отношений. В силу специфичности большой социально-экономической и иной значимости последних их публично-правовое регулирование остается и в современных условиях явным и определяющим.

Что такое экологическое право как наука и учебная дисциплина?

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, гос-венном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответ-ти за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Какова система экологического права?

Система экологического права как науки и система экологического права как учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы гос-венного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответ-ть за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

1. Понятие экологического права как отрасли права, научной отрасли и учебной дисциплины

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, гос-венном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответ-ти за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.


2. Экологическое право США и стран Европы

США являются одной из наиболее экономически благополучных стран мирового сообщества с высоким уровнем развития промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Экологическая угроза в этой стране нарастала незаметно и постепенно. Сначала безжалостно уничтожались природные богатства, сулившие быструю прибыль (например, уникальные ландшафты). Затем ярко и угрожающе проявилось загрязнение окружающей среды. К началу 70-тых годов стало очевидно, что нужно быстро принимать решительные меры по оздоровлению природы. Особенностью экологического права в США является то, что оно основывается главным образом на нормах общего права. До 70-тых годов в американском законодательстве практически отсутствовали нормативные акты, все было заложено в Конституции. Особую роль в экологическом законодательстве этой страны играют не столько сами нормы права, сколько судебное толкование конституционных положений. В 1970 г. по инициативе президента Р. Никсона было создано Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) и принят ряд важнейших экологических законов: о чистом воздухе, об охране исчезающих биологических видов, о чистой воде, о национальной политике в области охраны окружающей среды. Законодательная деятельность в США осуществляется Сенатом (верхней палатой Конгресса), и при разработке экологических законов Комитет Сената по окружающей среде имеет больший приоритет, чем военное и другие авторитетные ведомства США. В задачу ЕРА входит систематическое снижение уровня загрязнения воды, воздуха и ландшафта. Основные направления экологической политики США сосредоточены на: 1) охране от загрязнения внутренних вод; 2) охране морской среды (служба береговой охраны США имеет больше полномочий, чем ФБР); 3) строгом контроле над захоронением твердых отходов; 4) федеральном регулировании производства и использования токсичных веществ. Благодаря принятым жестким мерам в США удалось резко улучшить экологическую ситуацию. Описанная история развития и становления экологического права в США является типичной моделью для развитых стран Западной Европы.

В настоящее время Европейское экономическое сообщество может принимать обязывающие решения, связанные с охраной окружающей среды. Это вытекает из признания общего не только экономического, но и политического, экологического пространства, осознания того, что порой действовать сообща удобнее и эффективнее, чем поодиночке. Началось с коллективной охраны перелетных птиц; сейчас от комиссий ЕЭС зависит контроль и надзор за выполнением общих требований и нормативов, а суд в Люксембурге может рассматривать межгосударственные экологические споры. Обсуждены и приняты общеевропейские правила относительно квот и параметров питьевой воды, поверхностных, грунтовых, промышленных стоков, атмосферного воздуха, муниципальных (городских) загрязнений. Внутригосударственное проектирование требует в ряде случаев международного консультирования. Некоторые средства выделяются на общие беды – очищение вод Средиземного, Балтийского и Северного морей, обсуждаются проблемы облагораживания экологических систем рек Эльба и Одра.

3. Предмет и метод экологического права, система экологического права

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Система экологического права - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.

Система экологического права как науки и система экологического права как учебной дисциплины совпадают. Она состоит из общей, особенной и специальной частей.

В общей части содержатся институты и положения, имеющие значение для всего экологического права. Таковыми являются предмет и метод в экологическом праве, источники экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы гос-венного регулирования природопользования и охраны окружающей среды, экологическая экспертиза, экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды, юридическая ответ-ть за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права состоит из таких разделов, как правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды.

4. Общие закономерности формирования национального экологического права стран мира

Благодаря внедрению научно-технических достижений в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, других экономически развитых государствах создан система законодательства в области окружающей среды. Одновременно в них создавались государственные структуры, призванные обеспечивать соблюдение этого законодательства. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Законы в области охраны окружающей среды иногда принимаются как реакция на острую экологическую проблему.

Существенным импульсом развития в этих государствах законодательства об окружающей среде служило и служит общественное экологическое движение.

Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путем принятия актов органами местного самоуправления. Правда, в некоторых государствах на национальном уровне принимались законы уже в прошлом и начале нынешнего века. Их образцами могут служить Закон Великобритании о щелочном и других видах производства (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности (1917 г.). В нем, в частности, предписывалось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов явился Закон о зловредности (Nuisance Act) (1875 г.), который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.