Охраны труда на автотранспортном предприятии. Система охраны труда на автотранспортном предприятии. через совместный административно-общественный контроль
Охрана труда – система мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. К числу мероприятий относятся правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебные, профилактические, санитарные и другие мероприятия.
Составляющими охраны труда на АТП являются:
Техника безопасности (система мероприятий, которые предотвращают воздействие на работающих опасных производственных факторов);
Производственная санитария – система мероприятий, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов;
Пожарная безопасность – такое состояние объекта, когда исключается возможность возникновения пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара.
Охрана труда на проектируемом участке состоит из комплекса организационных и технических мероприятий.
К организационным мероприятиям по охране труда относится система инструктажей по технике безопасности, пожарной и электробезопасности.
Технические мероприятия по охране труда включают в себя комплекс мероприятий по его санитарному и технологическому оборудованию, вентиляции, теплозащите, освещению.
Ответственность за охрану труда на участке возлагается приказом руководителя автопредприятия на начальника участка.
Лицо, ответственное за охрану труда и технику безопасности, планирует все мероприятия в этой области, осуществляет контроль за их выполнением.
Одним из основных мероприятий по охране труда, технике безопасности и противопожарным мероприятиям является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников АТП. Инструктаж должен проводить главный инженер (технический руководитель). При проведении вводного инструктажа для вновь поступающего нужно знакомить его с общим законоположением и основными принципами организации охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, особенностями работы данного автотранспортного предприятия и его производственной обстановки, правилами внутреннего распорядка, обязанностями по соблюдению правил техники безопасности и личной санитарии, пользованию защитными средствами и спецодеждой, противопожарными правилами, порядком движения на автотранспортном предприятии и мерами по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Вводный инструктаж проводит инженер по ТБ. Во время вводного инструктажа рабочих знакомят:
С характерам предприятия;
С основными причинами несчастных случаев;
С обязанностями по соблюдению правил ТБ;
С разновидностями защитных средств и умением обращаться с ними;
Со способами оказания первой помощи при несчастных случаях.
Инструктаж фиксируется в личной карточке работника: изучаемые вопросы, правила внутреннего распорядка предприятия, особенности работы предприятия, правила пожарной безопасности, электробезопасности, получения спец. одежды и т.д.
Первичный – проводится мастером на рабочем месте перед допуском к работе (сопровождается показом безопасных приемов работы). Инструктаж фиксируется в журнале инструктажа с подписью инструктируемого и инструктирующего.
Повторный – проводится мастером на рабочем месте 1 раз в месяц с 1 по 10 число. Цель инструктажа восстановить в памяти требования инструкции по охране труда. Фиксируется в журнале инструктажа с подписью инструктируемого и инструктирующего.
Внеплановый – проводится мастером на рабочем месте в следующих случаях:
Изменений технологического процесса или ввода нового оборудования;
Нарушении правил ТБ;
При несчастных случаях на производстве;
При перерыве в работе более 30 дней.
Также фиксируется в журнале инструктажа.
Целевой (текущий) – проводится мастером на рабочем месте с работниками, которые вынуждены выполнять работу, не связанную с их должностной инструкцией (вспомогательная работа). Если работа выполняется на высоте свыше полутора метров, то дополнительно оформляется наряд-допуск, в котором указывается начало и окончание работы, выданные средства индивидуальной защиты, допускающей к работе, проведение инструктажа с подписями инструктируемых рабочих
В комплекс технических мер по охране труда на проектируемом участке входят следующие требования к участку.
Участок для слесарных работ должен иметь прочные несгораемые стены. Полы на участке должны иметь ровную (без порогов) гладкую, но не скользкую удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов; оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Не допускается скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями; для обеспечения электробезопасности производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены.
Запрещается ставить на техническое обслуживание и ремонт автомобили, не прошедшие мойку, так как обслуживание грязных автомобилей может привести к травмам (засорению глаз, повреждению рук вследствие срыва ключей и т.п.). Кроме того, затрудняется осмотр узлов и агрегатов автомобиля и ухудшается качество их обслуживания.
При техническом обслуживании механизмов автомобиля, расположенных на разной высоте, канава должна быть оснащена самотормозящими передвижными подставками. Крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах.
Все работники участка должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: комбинезон (халат), ботинки на твердой подошве с металлическими вставками в носках, перчатки х\б, очки и каска.
Любые работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении.
К техническим мероприятиям по охране труда на участке ТО и ТР относится требования: к освещению, теплозащите, вентиляции, пожарной и электробезопасности.
Освещение помещений может осуществляться естественным и искусственным светом.
Для принятого естественного освещения следует выполнить расчет количества окон, для принятого искусственного освещения – расчет количества и мощности светильников.
К искусственному освещению относят рабочее, аварийное, эвакуационное.
Требования к системе освещения, т.е. искусственному:
Освещенность рабочего места должна соответствовать отраслевым нормам искусственного освещения.
Освещенность должна быть равномерной по времени и по площади.
В поле зрения должны отсутствовать прямая и отраженная блесткость, а также тени.
Светильники – это источники света, заключенные в арматуру. С точки зрения перераспределения светового потока, различают светильники: прямого, отраженного и рассеянного. Светильники прямого света перераспределяют световой поток за счет внутренней отражающей поверхности, до 90 % света направляют вниз. Светильники отраженного света основную часть светового потока направляют вверх. Светильники рассеянного света – в обе полусферы (вниз и вверх). Светильники отраженного света на производстве встречаются редко, чаще в быту.
Вентиляция в зоне ТО и ТР устанавливается приточно-вытяжная, согласно требованиям, СНиП 41-01-2003. Вентиляция предусматривается для обеспечения в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях АТП параметров воздушной среды, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.
Система вентиляции представляет собой комплекс устройств, обеспечивающих воздухообмен в помещении, т, е. удаление из помещения загрязненного, нагретого, влажного воздуха и подача в помещение свежего, чистого воздуха.
Нормативные требования к температуре воздуха на рабочих местах установлены Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утв. постановлением Госсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21) должна составлять 23ºС.
Производственные, административные, вспомогательные и складские здания, сооружения и помещения, а также открытые производственные площадки и участки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (далее ПСП) в соответствии с нормами, устанавливаемыми Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390), а так же в деле «Правила пожарной безопасности» ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС от 18 июня 2003 г. № 3313.Там указаны общие требования. Например, нормы по обеспечению помещений огнетушителями и пожарными щитами и т.п. указаны в Приложение 3 к ППБ 01-03. Необходимость устройства пожарной сигнализации или автоматического пожаротушения в помещениях постов ТО и ТР, диагностирования и регулировочных работ определяется по разделу 6 ВСН (соответствующая ссылка на ВСН 01-89 имеется в п. 2.10 НПБ 110-03), в других производственных и складских помещений – по НПБ 110-03 в зависимости от их категории по пожарной опасности (рассчитывается по НПБ 105-03). А необходимость устройства автоматического пожаротушения или пожарной сигнализации в автостоянках для легковых автомобилей регламентируется СНиП 21-02-99 (п.п.6.28-6.32).
В системах пожарной безопасности на АТП применяются четыре основных типа пожарных сигнализаций:
дымовая (наиболее часто применяемые);
тепловая (бесполезны для СТО, большинство из недорогих систем срабатывает уже тогда, когда помещение выгорело);
линейные (эффективны в больших цехах)
пламени (очень дорогие, и используются в основном в помещениях с дорогим электронным оборудованием).
Также четыре вида и систем пожаротушения:
порошковые (например модульного типа, так называемые «грибы» с порошком; основной плюс этой системы – относительная дешевизна и возможность разделения помещения на зоны);
водяные и пенные (системы, рассчитанные на большие объёмы, но при срабатывании могут залить соседние не горевшие помещения);
газовые (дорогие системы, рассчитанные на помещения с дорогим оборудованием, например, требуются в серверных площадью более 24 м 2).
В рамках пожарной безопасности, на проектируемом участке имеется:
ответственный участка за пожарную безопасность назначенный приказом руководителя по предприятию,
Инструкция по пожарной безопасности, (утвержденная в установленном порядке) в которой указанны действия работников участка, в случае пожара или возгорания на участке (которая доводится им под роспись), средства пожаротушения, согласно приложению 3 ППБ 01- 03, и ГОСТ 12.1004-86 на каждые 50 м 2 должно приходится два огнетушителя, в боку поста имеются щит с пожарным оборудованием: ящик с песком, багор железный, 2 лопаты, бочка с водой в объеме 100 л, 4 ведра металлических, лом металлический, топор, ящик с песком. Для указания местонахождения пожарного щита на видных местах на высоте 2 м установлены указательные знаки, на которых изображен огнетушитель. На посту расположена схема эвакуации и инструкция по пожарной безопасности. Участки ТО и ТР должны быть оборудованы системой пожаротушения согласно ВСН 01-89 предприятия по обслуживанию автомобилей
Должностные лица, виновные в нарушении правил и норм охраны труда могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
За нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц предприятия.
Дисциплинарная ответственность предусматривает наложений взысканий на должностных лиц из числа руководящих, административно-технических и административно-хозяйственных работников АТП. К взысканиям относятся замечания, выговоры, строгие выговоры, переводы на нижеоплачиваемую работу на срок до 1 года, увольнения.
Административная ответственность выражается в наложении денежных штрафов за нарушения, не содержащие уголовного преступления. Штраф взыскивается из заработной платы должностного лица.
Материальная ответственность наступает в тех случаях, когда в результате нарушения причиняется вред личности или имуществу граждан. Выражается материальная ответственность в возмещении виновным полностью или частично денежных сумм. Возмещение ущерба потерпевшему определяется правилами возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем.
Уголовная ответственность возникает в результате грубого нарушения должностными лицами трудового законодательства, а также правил и норм охраны труда. Устанавливается уголовная ответственность уголовными кодексами (УК):
Ст. 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности».
Ст. 219 УК РФ «Нарушение правил пожарной безопасности». (Ответственность за пожарную безопасность несет руководитель и (или) лицо назначенное приказом ответственным за пожарную безопасность на предприятии, в цехе и т.д. и прошедшее инструктаж под роспись и имеющее соответствующие полномочия).
Ст. 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». Штраф на физическое и (или) юридическое лицо, административное приостановление деятельности объекта (через суд) на срок до 90 суток.
8.5.1 При выполнении работ по транспортированию грузов на автомобильном транспорте в строительстве, промышленности строительных материалов и строй индустрии наряду с требованиями настоящих норм и правил должны соблюдаться требования Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, а также межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.
8.5.2 Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.
8.5.3 При работе на автомобильном транспорте необходимо:
Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;
Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;
Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.
8.5.4 Стоянка автотранспортных средств в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается.
8.5.5 Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар.
Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.
8.5.6 Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
8.5.7 Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы.
Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя). Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.
На ледовой дороге запрещается:
Заправлять автомобили топливом и смазочными материалами во избежание ее разрушения;
Сливать горячую воду из системы охлаждения на лед;
Менять самовольно маршрут движения.
8.5.8 В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей.
Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.
8.5.9 Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.
8.5.10 Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.
8.5.11 При перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину платформы автомобиля, свесы должны быть одинаковы с обеих сторон.
8.5.12 При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:
Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;
Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;
Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.
8.5.13 Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:
а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;
б) поворотными кругами. Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад.
Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.
8.5.14 Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом,
8.5.15 При перевозках опасных грузов на руках у водителя или сопровождающего грузы лица должно иметься свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза конкретного класса и наименования, выдаваемое органами ГИБДД МВД России.
8.5.16 Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки.
В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.
8.5.17 Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.
8.5.18 Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.
8.5.19 Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина - заземлены.
8.5.20 Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.
Приветствую, друзья! Всем, у кого в организации есть автомобильный транспорт, данная заметка будет очень полезной и содержательной: охрана труда на автомобильном транспорте будет организована на должном уровне.
Для организации охраны труда водителей следует руководствоваться самым ключевым нормативным правовым актом на автотранспорте — Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утверждёнными приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н .
Данными правилами по охране труда предусмотрена определённая зона ответственности, о которой и пойдёт речь ниже. Кроме того, каждый желающий сможет скачать соответствующий локальный нормативный акт (шаблоны приказов).
Ответственность за охрану труда на автомобильном транспорте
Ответственность должна быть правильно распределена между должностными лицами организации. Достигается данное мероприятие двумя путями: первый путь — отразить данную ответственность и мероприятия в положении о системе управления охраной труда в организации, а именно в его разделе «Обеспечение функционирования СУОТ»; второй путь — отразить данную ответственность и мероприятия в приказах. Здесь и сейчас мы пойдём по второму пути. Бесплатно скачать шаблоны приказов о возложении ответственности в области охраны труда на автотранспорте можно ниже.
СКАЧАТЬ ПРИКАЗЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
С приказами по охране труда в рамках правил по охране труда на автомобильном транспорте всё. Если вам для организации охраны труда в организации нужно больше приказов, то зайдите ещё в эту заметку — комплект приказов по охране труда .
Понятно, что некоторые приведённые выше приказы можно объединить между собой и тем самым сделать документооборот по охране труда на автомобильном транспорте проще, но мы не ставим перед собой цель отработать за кого-то его заработную плату или сделать что-то универсальное для всех сразу. Практика показывает, что всем не угодить. Данный перечень приказов по охране труда ничто иное как хорошее подспорье для создания полноценных локальных нормативных актов в организации с автотранспортом на балансе.
Касательно охраны труда водителей вы можете найти дополнительный материал с помощью Поиска на Блоге . Как минимум пару содержательных заметок вы точно откроете для себя. Комплект программ обучения по охране труда для разных категорий водителей, например.
С нашей базы инструкций вы также можете бесплатно скачать инструкции по охране труда на автомобильном транспорте (сейчас их в базе 97 штук).
На этом у меня всё. Если материал вам понравился и более того, пригодился, не оставайтесь равнодушными и поддержите данную заметку рейтинговыми звёздочками, которые находятся чуть ниже, а также поделитесь ссылкой на эту заметку в своих социальных сетях, форумах и т.д. ;) Спасибо за вашу поддержку!
Продолжение следует …
16.1.1. При эксплуатации транспортных средств на линии могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:
– наезды проезжающих транспортных средств;
– наезды при сцепке, расцепке автомобилей с прицепом (полуприцепом), запуске двигателя, самопроизвольном движении транспортных средств;
– термические факторы (пожары, взрывы при подаче топлива в карбюратор двигателя самотеком, проверке наличия топлива в баке с применением открытого огня, утечке газа из газобаллонной установки; ожоги паром, водой из радиатора);
– преступные действия пассажиров и других лиц;
– падение поднятого кузова автомобиля-самосвала, опрокидывающейся кабины грузового автомобиля, вывешенных на домкрате частей автомобилей;
– повышенные уровни шума и вибрации;
– повышенная температура и скорость движения воздуха в теплый период года;
– наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (углерода и азота оксидов, акролеина, углеводородов алифатических предельных, формальдегида, метилмеркаптанов).
16.1.2. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.
16.1.3. Пуск двигателя должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.
При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо, кроме требований согласно п.16.1.2, дополнительно придерживаться следующих требований:
– установить упорные колодки с обеих сторон колеса;
– пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;
– не брать рукоятку в обхват;
– при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
– не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить зажигание;
– не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.
16.1.4. Запрещается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля и переключения цепи питания стартера.
16.1.5. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.
16.1.6. Управлять транспортными средствами на территории предприятия разрешается только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства.
16.1.7. Скорость движения транспортных средств по территории предприятия не должна превышать 10 км/час, а в помещениях – 5 км/час.
16.1.8. Для организации безопасного движения по территории предприятия составляется схематичный план (схема) движения транспортных средств и работников, с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, въездов и т.п. Этот план (схема) доводится до всех работающих и вывешивается при въезде на территорию предприятия.
16.1.9. Во время движения автомобиля по территории предприятия (при обкатке, испытании и т.п.) запрещается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.
16.1.10. Заправку автомобилей следует проводить в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций (раздел 2, п. 46 этих Правил).
16.1.11. При заправке автомобилей запрещается:
– проводить ремонтные и регулировочные работы;
– заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
– допускать перелив и разлив топлива;
– находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.
16.1.12. Собственник обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, укомплектованные согласно пп. 10.1.12, 10.1.13 этих Правил, что подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию и водителя.
16.1.13. Водитель может выезжать на линию только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.
16.1.14. Собственник перед выездом обязан проинформировать водителя об условиях работы на линии, местах погрузочно-разгрузочных работ и особенностях перевозимого груза.
16.1.15. Собственник не имеет права:
– заставлять водителя (водитель не имеет права) выезжать на автомобиле, если его техническое состояние и дополнительное оборудование не отвечает Правилам дорожного движения. Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта и этим Правилам;
– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными актами.
16.1.16. Направляя водителя в рейс продолжительностью более 1 суток, собственник обязан:
– проверить укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем в соответствии с п. 10.1.14 этих Правил и их исправность;
– сообщить водителю (водителям) режим работы и отдыха;
– записать в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного отдыха.
16.1.17. При направлении двух и более автомобилей в рейс для совместной работы на срок более двух суток собственник обязан приказом назначить лицо, отвечающее за охрану труда. Выполнение требований этого лица обязательно для всех водителей группы автомобилей.
16.1.18. При остановке на отдых за пределами населенных пунктов лицо, отвечающее за охрану труда, должно осуществлять контроль за соблюдением требований безопасности труда.
16.1.19. Запрещается водителям, грузчикам и другим лицам во время стоянки отдыхать или спать в кабине, салоне при работающем двигателе.
16.1.20. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещается.
Перевозка детей в кузове грузового автомобиля запрещается.
16.1.21. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разрешается только лицам, сопровождающим (получающим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
– перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей-самосвалов и специализированных автомобилей;
– перевозка в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем оборудовано мест для сидения или указано в паспорте завода-изготовителя;
– движение автомобиля с открытыми дверьми и при нахождении людей на подножках;
– выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля.
16.1.23. Лица, находящиеся в автомобиле обязаны выполнять требования водителя по вопросам безопасности.
16.1.24. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его движения: остановить двигатель, установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом.
Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно подставить под колеса упорные колодки.
На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движения, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.
16.1.25. Выходя из кабины автомобиля или салона автобуса, водитель должен предварительно убедиться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при выходе на проезжую часть дороги – еще и в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
16.1.26. На автомобили-таксомоторы в регионах (городах) с высокой криминогенной обстановкой необходимо устанавливать защитный экран, а также специальную сигнализацию.
16.1.27. Сцепка и расцепка автомобилей с прицепами и полуприцепами должна производиться только на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием.
16.1.28. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепа, должны производить три человека – водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель подает автомобиль. назад самым малым ходом, строго выполняя команды лица, координирующего проведение сцепки.
Координирующее лицо должно находиться на месте, с которого ему одновременно хорошо видны водитель и рабочий-сцепщик на протяжении всего периода проведения сцепки. Оказывать помощь сцепщику, а также покидать ему свое место до окончания сцепки запрещается.
В исключительных случаях (дальние рейсы, перевозка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:
– затормозить прицеп стояночным тормозом;
– проверить состояние буксирного оборудования;
– подложить упорные колодки под задние колеса прицепа;
– провести сцепку, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем автомобиля и прицепа, а также крепление страховочных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих автоматического оборудования.
Запрещается производить сцепку при неисправности дышла прицепа (отсутствие пружин дышла, упора, их неисправности и т.п.).
16.1.29. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.
16.1.30. Водитель перед сцепкой полуприцепа должен осмотреть его и убедиться в исправности.
16.1.31. При сцепке и расцепке продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны располагаться на одной прямой.
16.1.32. Борта полуприцепа при сцепке и расцепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельно-сцепное устройство, шкворень и их крепление исправны; полуприцеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте расположена так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на полозки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа.
Перед сцепкой необходимо установить упорные колодки под колеса полуприцепа.
Запрещается производить расцепку при неопущенных катках опорного устройства, а также неравномерной загрузке полуприцепа.
16.1.33. Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке, а после сцепки они должны быть присоединены.
16.1.34. Перед подачей автомобиля назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и вблизи нет людей или каких-либо преград.
Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требовать, а собственник обязан выделять работника для организации движения автомобиля.
16.1.35. Во время движения на повороте водитель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до такой, которая обеспечивала бы безопасность дорожного движения.
16.1.36. При перегреве двигателя пробку радиатора можно открывать только тогда, когда температура воды (жидкости) ниже 100 °С, иначе при открытии пробки произойдет выброс кипящей воды.
Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
16.1.37. Для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправностей зимой в дороге следует работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту руками без рукавиц.
16.1.38. Во избежание возникновения пожара на автомобиле запрещается:
– подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор из емкости самотеком при помощи шланга или другим способом;
– производить ремонт топливной системы при работающем или горячем двигателе, включенном зажигании;
– оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом или топливом использованные обтирочные материалы;
– подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем, а также пользоваться им в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в т.ч. от топливных баков);
– курить и пользоваться открытым огнем при определении наличия топлива в баке, а также при заправке автомобилей из дополнительных емкостей.
16.1.39. Для проверки наличия топлива в топливных баках следует применять специальные линейки, исключающие искрообразование в результате ударов, переносные светильники во взрывобезопасном исполнении и другие приспособления.
16.1.40. Буксирование неисправных автомобилей должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Украины.
16.1.41. При ремонте автомобиля на линии водитель обязан выполнять требования безопасности труда, установленные для ремонта и профилактического обслуживания транспортных средств на предприятии, согласно разделу 13 этих Правил. При отсутствии у водителя необходимых приспособлений и инструмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт запрещается.
Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).
16.1.42. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет” и установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунктах и 40 м – за их пределами.
16.1.43. Перед вывешиванием части автомобиля домкратом необходимо установить его на горизонтальную нескользкую площадку за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под колеса упорные колодки, вывести людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.
При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.
Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.
16.2. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей,
работающих на газовом топливе
16.2.1. При эксплуатации автомобилей, работающих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, должны выполняться требования Руководства (инструкции) по их эксплуатации заводов-изготовителей и этих Правил.
16.2.2. Запуск двигателя (карбюраторного) следует производить на топливе одного вида: на газе или бензине.
16.2.3. Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледовых образований и пробок разрешается применять только горячую воду, воздух или пар.
16.2.4. Перед включением зажигания, осветительных электрических приборов и запуском двигателя после межсменного отстоя или длительного хранения автомобилей необходимо не менее чем на 3 минуты открыть для проветривания капот, люки отсеков баллонов и двери (в автобусах), багажное отделение (в легковых автомобилях), после чего убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений системы питания.
16.2.5. Расходные и магистральные вентили необходимо открывать медленно, во избежание гидравлического удара, а закрывать – не прилагая больших усилий, чтобы не повредить уплотнители.
16.2.6: В процессе эксплуатации автомобили, работающие на газовом топливе, должны, ежедневно, при выпуске на линию и при возвращении их с линии, подлежать осмотру с целью проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры, а также надежности крепления газовых баллонов и кронштейнов.
Проверку герметичности соединений газового оборудования и определения мест утечки газа производят с помощью специальных приборов (газоиндикаторов, течеискателей) или мыльной эмульсии.
16.2.7. На легковых автомобилях (ГАЗ-24-07) и их модификациях необходимо проверить также состояние резинового уплотнителя и дренажного шланга заправочного устройства.
16.2.8. При обнаружении утечки газа из баллонов через вентили, предохранительный клапан или другую арматуру на линии и невозможности ее устранения необходимо выпустить газ из баллонов в атмосферу в безопасном месте вдалеке от людей и источников огня.
Выпуск газа должен производиться при неработающем двигателе и отключенной “массе”.
16.2.9. При обнаружении утечки газа во время движения водитель обязан немедленно остановить автомобиль, выключить двигатель, закрыть все вентили, выявить неисправности и принять меры к их устранению. При невозможности устранения неисправности необходимо прекратить работу и сообщить об этом на предприятие.
16.2.10. При эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:
– запускать двигатель и работать на автомобиле с неисправной газовой аппаратурой и при утечке газа из баллона или системы питания;
– работа двигателя на смеси двух топлив – бензина и газа;
– дозаправлять баллоны или выпускать (сливать) газ в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей;
– останавливать автомобиль ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;
– производить проверку герметичности системы питания открытым огнем;
– проверять или регулировать приборы электрооборудования, не убедившись в отсутствии газа под капотом двигателя и в других возможных местах его накопления;
– эксплуатировать автомобиль со снятым газовым фильтром;
– регулировать или ремонтировать газовую аппаратуру (кроме регулировки холостого хода) при работающем двигателе;
– ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;
– оставлять в промежуточном положении расходные вентили; они должны быть полностью открыты или закрыты;
– применять дополнительные рычаги для открывания или закрывания расходных или наполнительных вентилей;
– эксплуатировать автомобиль на бензине с открытым электромагнитным клапаном и расходными магистральными вентилями;
– запускать двигатель при давлении газа в баллонах менее 0,5 МПа (5 кг/см 2).
16.2.11. После постановки автомобиля на длительную стоянку необходимо закрыть расходные и магистральные вентили, выработать весь газ из системы питания, после чего выключить зажигание и отключить “массу”.
При остановке двигателя на короткое время (не более 10 мин) магистральный вентиль разрешается оставлять открытым.
16.2.12. Заправлять автомобили газом разрешается только на стационарных или передвижных газонаполнительных станциях.
16.2.13. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо: высадить пассажиров из кабины (кузова) или салона автомобиля, остановить двигатель, выключить зажигание; закрыть магистральный вентиль, расходные вентили при этом должны быть открыты.
16.2.14. При заправке газовым топливом запрещается:
– стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
– подтягивать гайки соединений топливной системы и стучать металлическими предметами;
– производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры;
– выполнять работы, вызывающие искрообразование;
– курить и пользоваться открытым огнем;
– работать без рукавиц;
– заправлять баллоны сжиженным нефтяным газом более чем на 90% полного объема;
– заправлять баллоны, если срок осмотра их истек, или в случае обнаружения разгерметизации системы питания.
16.2.15. Перед началом наполнения баллонов газом необходимо сначала открыть наполнительный вентиль на автомобиле, а потом – вентиль заправочной колонки, а после наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль заправочной колонки, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.
Отсоединять и присоединять газонаполнительные шланги можно только тогда, когда оба вентиля закрыты.
16.2.16. Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.
16.2.17. Эксплуатация баллонов для сжатого природного и сжиженного нефтяного газа должна осуществляться согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
16.2.18. В случае возникновения пожара на автомобиле, работающем на газе, необходимо выключить зажигание и закрыть расходные и магистральные вентили. Тушить пожар необходимо огнетушителями, кошмой, песком или струёй распыленной воды. Баллоны с газом необходимо обильно поливать холодной водой, чтобы избежать чрезмерного повышения давления в них.
16.3. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей
в отрыве от основной базы
16.3.1. Направление автомобилей для выполнения работ в отрыве от основной базы должно оформляться приказом по предприятию.
16.3.2. Приказом собственника предприятия назначается также старший группы, направляемой в командировку (при 2 и более автомобилей), из числа опытных водителей или бригадиров или начальник колонны (более 20 автомобилей) из специалистов предприятия, на которого возлагается ответственность за соблюдение требований безопасности труда.
Выполнение требований ответственного лица обязательно для всей группы, направляемой в командировку.
16.3.3. Перед направлением на работу необходимо выяснить на месте будущего расположения условия и особенности работы, организацию жилья и быта состава группы, хранения и профилактического обслуживания транспортных средств, медицинского осмотра водителей.
16.3.4. Совместно с собственником организации, в распоряжение которой направляется автотранспорт, уточнить необходимое материальное и техническое обеспечение, что должно быть осуществлено как непосредственно на предприятии, так и по месту командировки.
16.3.5. При подготовке к работе в отрыве от основной базы необходимо провести профилактическое обслуживание всех транспортных средств. При этом особое внимание необходимо обратить на узлы и агрегаты, обеспечивающие безопасность движения и труда, пожарную безопасность.
16.3.6. При эксплуатации, профилактическом обслуживании и ремонте транспортных средств в отрыве от основной базы необходимо соблюдать те же требования безопасности, что и в обычных условиях.
Требования безопасности
, предъявляемые к производственным процессам, регламентируются ГОСТ 12.3.002 ССБТ "Процессы производственные. Общие требования безопасности
".
Согласно указанному стандарту безопасность производственных процессов должна быть обеспечена:
– использованием производственных помещений, удовлетворяющих соответствующим требованиями комфортности работающих;
– оборудованием производственных площадок (для процессов, выполняемых вне производственных помещений);
– обустройством территории производственных предприятий;
– использованием исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий (узлов, элементов) и т.п., не оказывающих опасного и вредного воздействия на работающих. При невозможности выполнения этого требования должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность производственного процесса и защиту обслуживающего персонала;
– применением производственного оборудования, не являющегося источником травматизма и профессиональных заболеваний;
– применением надежно действующих и регулярно проверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, переработки и передачи информации;
– применением электронно-вычислительной техники и микропроцессоров для управления производственными процессами и системами противоаварийной защиты;
– применением быстродействующей отсекающей арматуры и средств локализации опасных и вредных производственных факторов;
– рациональным размещением производственного оборудования и организацией рабочих мест;
– распределением функций между человеком и машиной (оборудованием) в целях ограничения физических и нервнопсихических (особенно при контроле) перегрузок;
– применением безопасных способов хранения и транспортирования исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;
– профессиональным отбором, обучением работающих, проверкой их знаний и навыков безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004;
– применением средств защиты работающих, соответствующих характеру проявления возможных опасных и вредных производственных факторов;
– осуществлением технических и организационных мер по предотвращению пожара и (или) взрыва и противопожарной защите по ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010;
– обозначением опасных зон производства работ;
– включением требований безопасности в нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, соблюдением этих требований, а также требований соответствующих правил безопасности и других документов по охране труда;
– использованием методов и средств контроля измеряемых параметров опасных и вредных производственных факторов;
– соблюдением установленного порядка и организованности на каждом рабочем месте, высокой производственной, технологической и трудовой дисциплины.
Производственные процессы
должны быть пожаро- и взрывобезопасными в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010 и НПБ 5-2000, не сопровождаться загрязнением окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов) и распространением вредных факторов выше предельно допустимых норм.
Требования безопасности к конкретным производственным процессам разрабатывают на основе Законодательства о труде, санитарного законодательства, норм и правил и ГОСТ 12.3.002 с учетом анализа данных производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также прогнозирования возможности предупреждения возникновения опасных и вредных производственных факторов во вновь разрабатываемых или модернизируемых процессах, в том числе предусматривающих использование промышленных роботов, гибких производственных систем, роторных линий и т.п.
Требования безопасности
должны устанавливаться:
– в стандартах ССБТ, нормах технологического проектирования (НТП), в текстовой части технологических карт по ГОСТ 3.1120-83, правилах техники безопасности, инструкциях, памятках и других документах требований безопасности к технологическим процессам;
– в стандартах любых видов на конкретные производственные процессы или на совокупность процессов, обладающих общностью этих требований.
Все эти требования к производственным процессам (видам работ) закладываются при их проектировании и реализуются при организации и проведении технологических процессов. При этом они должны предусматривать следующее:
– устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, ком-плектующими изделиями (узлами, элементами), готовой продукцией и отходами производства, оказывающими опасное и вредное воздействие;
– замену технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых указанные факторы отсутствуют или не превышают предельно допустимых концентраций, уровней;
– комплексную механизацию, автоматизацию, применение дистанционного управления технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных производственных факторов;
– герметизацию оборудования или создание в оборудовании повышенного или пониженного давления;
– применение средств защиты работающих;
– разработку обеспечивающих безопасность систем управления и контроля производственного процесса, включая их автоматизацию внешней и внутренней диагностики на базе ЭВМ;
– применение мер, направленных на предотвращение проявления опасных и вредных производственных факторов в случае аварии;
– применение безотходных технологий замкнутого цикла производств, а если это невозможно, то своевременное удаление, обезвреживание и захоронение отходов, являющихся иcточником вредных производственных факторов;
– использование системы оборотного водоснабжения;
– использование сигнальных цветов и знаков безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026;
– применение рациональных режимов труда и отдыха с целью предотвращения монотонности, гиподинамии, чрезмерных физических и нервно-психических перегрузок;
– защиту от возможных отрицательных воздействий природного характера и погодных условий.
Требования безопасности к технологическому процессу
(виду работ) включают в нормативно-техническую и техноло-гическую документацию.
Кроме того, должны быть учтены и другие требования, в частности:
– требования к производственным помещениям, которые должны соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил, не превышать допустимых нормативных значений по уровням опасных и вредных производственных факторов в помещениях и на рабочих местах, обеспечивать эвакуацию людей при пожарах и авариях и соответствовать требованиям безопасности при устройстве инженерных сетей;
– требования к производственным площадкам на территории производственного предприятия. Производственные (рабочие, монтажные и др.) площадки, на которых выполняются работы вне производственных помещений, и территория производственного предприятия должны соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил, правил и норм, утвержденных органами государственного надзора; норм технологического проектирования. Технологические и транспортные коммуникации, проходы и проезды, расположенные на территории предприятия, должны соответствовать требованиям обеспечения безопасности людей, находящихся на этой территории. Предприятия должны быть обеспечены пожарной техникой для защиты объектов и пожарными водоемами. Размещение на территории производственного предприятия технологических установок, производственных и вспомогательных зданий административно-хозяйственного назначения должны обеспечивать максимально возможное снижение тяжести последствий при авариях (взрывах, пожарах) технологических установок;
– требования к исходным материалам. Исходные материалы, заготовки, полуфабрикаты не должны оказывать вредного действия на работающих. При использовании в технологическом процессе новых исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, а также при образовании промежуточных веществ, обладающих опасными и вредными производственными факторами, работающие должны быть заранее информированы о правилах безопасного поведения, обучены работе с этими веществами и обеспечены соответствующими средствами защиты. Использование новых веществ и материалов разрешается только после утверждения в установленном порядке соответствующих гигиенических нормативов.
Требования к размещению производственного оборудования и организации рабочих мест должно обеспечивать безопасность и удобство его эксплуатации, обслуживания и ремонта с учетом:
– снижения воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов до допустимых значений;
– безопасного передвижения работающих (а также посторонних лиц), быстрой их эвакуации в экстренных случаях, а также кратчайших подходов к рабочим местам, по возможности, не пересекающих транспортные пути;
– кратчайших путей движения предметов труда и производственных отходов с максимальным исключением встречных грузопотоков;
– безопасной эксплуатации транспортных средств, средств механизации и автоматизации производственных процессов;
– использования средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
– рабочих зон (рабочих мест), необходимых для свободного и безопасного выполнения трудовых операций при монтаже (демонтаже), обслуживании и ремонте оборудования с учетом размеров используемых инструментов и приспособлений, мест для установки, снятия и временного размещения исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, а также запасных и демонтируемых узлов и деталей;
– площадей для размещения запасов обрабатываемых заготовок, исходных материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов производства, нестационарных стеллажей, технологической тары и аналогичных вспомогательных зон;
– площадей для размещения стационарных площадок, лестниц, устройств для хранения и перемещения материалов, инструментальных столов, электрических шкафов, пожарного инвентаря и аналогичных зон стационарных устройств;
– площадей для размещения коммуникационных систем и вспомогательного оборудования, монтируемого на заданной высоте от уровня пола или площадки подпольных инженерных сооружений (коммуникаций) со съемными или открывающимися ограждениями и аналогичными зонами коммуникаций;
– разделения на роботизированных участках рабочих зон промышленных роботов и обслуживающего персонала.
Требования к хранению и транспортированию исходных материалов
, готовой продукции и отходов производства, которые предусматривают:
при хранении – применение способов, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов;
использование безопасных устройств для хранения;
механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ.
при транспортировании – использование безопасных транспортных коммуникаций;
применение средств транспортирования, исключающих возникновение опасных и вредных производственных факторов;
механизацию и автоматизацию транспортирования;
использование средств автоматического контроля и диагностики для предотвращения образования взрывоопасной среды.
Требования к профессиональному отбору
и проверке знаний работающих, к которым предъявляются требования соответствия их физиологических, психофизиологических, психологических и, в отдельных случаях, антропометрических особенностей характеру работ. Проверка состояния здоровья работающих должна проводиться как при допуске их к работе, так и периодически. Лица, допускаемые к участию в производственном процессе, должны иметь профессиональную подготовку (в том числе по безопасности труда), соответствующую характеру работ. Организация обучения и проверки знаний работающими требований безопасности труда должна проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.
Требования к применению средств защиты работающих
, которые должны обеспечивать:
удаление опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;
снижение уровня вредных факторов до допустимых величин:
защиту работающих от действия опасных и вредных производственных факторов, сопутствующих принятой технологии и условиям работы;
защиту работающих от действия опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нарушении технологического процесса.
Требования к обозначению опасных зон
. Опасные зоны на территории предприятия, транспортных путях, переходах, в производственных зданиях и сооружениях, на рабочих площадках, рабочих местах должно быть обозначены соответствующими знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026.
Специальные требования безопасности к отдельным производственным процессам устанавливаются соответствующими стандартами подсистемы 3 ССБТ. Например, ГОСТ 12.3.042 ССБТ "Деревообрабатывающие производства. Общие требования безопасности
", ГОСТ 12.3.011 ССБТ "Лесопиление. Требования безопасности
", ГОСТ 12.3.015 ССБТ "Работы лесозаготовительные. Требования безопасности
" и т.д.