Цели, задачи и значение классификации. общие правила и методы классификации товаров. принципы классификации товаров. Общие правила и методы классификации

Развитие товароведения, рациональная организация торговых процессов невозможны без объединения товаров в классы, группы и другие категории. Таким образом, классификация является составной частью товароведения и имеет большое теоретическое и практическое значение для товароведения. В нем объектом классификации являются товары, их свойства, показатели качества, а также сырье и материалы для их производства, методы оценки качества, виды контроля качества и т.д.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Целью классификации товаров является разработка подходов к их получению, создание научной базы для управления качеством и ассортиментом.

К задачам классификации относят разработку общих принципов классификации и конкретных классификаций отдельных групп, а также гармонизацию отечественных товарных классификаций с международными.

Значение классификации заключается в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии;
  • позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров;
  • создает возможность изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;
  • облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;
  • является базой для совершенствования системы стандартизации товаров, необходимой при их сертификации;
  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
  • организует товароснабжение, способствует рациональному размещению товаров на складах и в торговых залах магазинов;
  • способствует изучению покупательского спроса;
  • используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т.п.

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации.

Общими правилами классификации являются:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

К основным принципам классификации относят:

  • 1. Деление множества следует начать с наиболее общих признаков.
  • 2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого типа.
  • 3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большого к меньшему, от общего к частному.
  • 4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступени и глубины.
  • объект классификации - элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар;
  • ступень классификации - это этап разделения множества на составляющие части по одному из признаков;
  • глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т.е. числом использованных признаков классификации;
  • признак классификации - это тот параметр, по которому выделяются классификационные группировки на определенных уровнях;
  • методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс, средними - группа и вид. К низшим ступеням классификации относятся разновидность и артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории - подраздел, подкласс, подгруппа, подвид и др. Структурно классификация представлена на рис. 11.

Рис. 11

Вид - одинаковые товары различного назначения (сапоги - женские, мужские, детские; мебель - для кухни, гостиной).

Вид является основной классификационной характеристикой товаров. Он характеризует конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность и внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида, но посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Вид, как категория классификации, стабилен и не изменяется в течение длительного времени. Однако под влиянием технического прогресса, моды появляются новые виды и разновидности товаров. Например, в группе бытовой техники появились такие виды товаров, как СВЧ-печи, посудомоечные машины, измельчители мусора, в группе швейных изделий - разновидности курток - анорак, куртка-кабан и др.

Вид может подразделяться на подвиды и разновидности в зависимости от особенностей назначения (стаканы для чая, вина, сока), конструкции (шкаф корпусной, стеллажный, встроенный), состава сырья (вареная колбаса Любительская, Столичная, Докторская) и др.

Каждая разновидность товара обозначается артикулом. Под одним артикулом могут значиться товары, одинаковые по основным признакам и отличающиеся лишь по некоторым (чаще второстепенным).

Количество признаков и ступеней классификации зависят от сложности и количества классифицируемых объектов, целей классификации.

Различают два метода классификации: фасетный и иерархический 13 .

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы - фасеты (от фр.facette - грань отшлифованного камня) (рис. 12).

Рис. 12.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же объекту классификации. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого объекта классификации. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных, независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Каждый из фасетов характеризует одну из особенностей распределяемого множества, например для товаров - назначение, содержание полезных веществ, состав исходного сырья или особенности конструкции и т.д.

Примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по назначению: бельевые, плательные, костюмные, пальтовые (рис. 13).

_Рис. 13. Пример фасетной классификации

Другим примером фасетной классификации может служить деление текстильных материалов по волокнистому составу (натуральные и химические), характеру отделки (отбельные, гладкокрашеные, пестротканые, набивные).

Число фасетов в зависимости от необходимости можно увеличить.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. Все образуемые по этому методу подразделения (подмножества) составляют единую систему классификации распределяемого множества с взаимосвязанными подразделениями, т.е. единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены (рис. 14).

Рис. 14. Структура иерархического метода классификации товаров 14

Каждая часть - подразделение этой классификационной системы (группа, подгруппа и т.д.) представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Но другие части данного этапа деления по этому признаку различны. Таким образом, классификационная система одновременно фиксирует сходство и различие между объектами.

Наиболее крупные подразделения, образующие «верхнюю» часть иерархической классификационной системы, принято называть высшими классификационными группировками товаров. К ним обычно относят классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. К низшим классификационным группировкам относят внутривидовые группировки, образующиеся при разделении изделий одного вида, а также по сортам, размерам и др.

Примером иерархической классификации может служить деление посуды по назначению: стаканы, тарелки, вазы и т.д. (рис. 15). Например, класс - посуда; виды - стакан, тарелка, вазы; подвиды стаканов - для чая, сока, вина; подвиды тарелок - глубокая (для первых блюд), мелкая (для вторых блюд), салатник; подвиды ваз - для конфет, фруктов, цветов.


Рис. 15. Пример иерархической классификации

Каждый метод классификации имеет определенные преимущества и недостатки (табл. 4). Поэтому при решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества фасетного и иерархического методов классификации. При сочетании данных методов создается система параллельно-последовательных группировок товаров. Однако в первую очередь необходимо использовать фасетный метод классификации, как более простой и удобный. Например, при изучении структуры ассортимента непродовольственных товаров в основном применяется фасетный метод классификации.

Таблица 4

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации 15

Достоинства

Недостатки

Иерархический

Последовательное деление множества на подчиненные подмножества с взаимосвязанным подчинением; точная подчиненность; каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов; фиксируются различия между объектами на различных ступенях классификации; хорошая приспособленность для ручной обработки информации

Недостаточная гибкость; трудность построения; фиксирован- ность признаков и установленный порядок их следования;трудность включения новых признаков деления

Фасетный

Каждый фасет характеризует одну особенность распределения множества; возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации; гибкость и приспособленность для компьютерной обработки

Группировки не подчинены друг другу; трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес. Фасетный метод позволяет не только изменять число признаков классификации, но и варьировать последовательность их использования. Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков. Однако построение иерархической системы классификации создает много трудностей и приводит к большим затратам, не всегда обоснованным.

  • Райкова Е.Ю., Додонкын Ю.В. Теория товароведения: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу

Задание 1.1

К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:

  1. территория
  2. вооружённые силы
  3. население
  4. правотворчество
  5. государственная символика
  6. налогообложение

Задание 1.2

К методам денежной реформы относятся:

  1. деноминация
  2. девальвация
  3. инфляция
  4. стагфляция
  5. нуллификация

Задание 1.3

К юридическим событиям относятся:

  1. рождение человека
  2. устройство на работу
  3. пожар от удара молнии
  4. истечение срока исковой давности
  5. научное открытие
  6. опоздание на работу

Задание 1.4

К признакам постиндустриального общества относятся:

  1. большинство населения занято в промышленном секторе
  2. высокая доля умственного высококвалифицированного и творческого труда в структуре трудовых ресурсов
  3. преобладание коллективистского сознания
  4. власть принадлежит меритократии
  5. основным фактором производства является капитал

Задание 1.5

К методам теоретического познания относятся:

  1. анализ
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. классификация
  6. формализация

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5
25 125 134 24 156

2 балла за полностью верный ответ 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Задание 2

Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.

Ответ : виды источников права.

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.

Ответ : прямые налоги.

2 балла за верный ответ.

Задание 4

Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм

Ответ : национальные религии. Лишнее ‒ буддизм (мировая религия).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.

Ответ : Общее – сословная принадлежность. Лишнее – буржуазия (классовая принадлежность).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.

Задание 6.2

Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.

Задание 6.3

Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.

Задание 6.4

Девальвация является противоположностью ревальвации.

Задание 6.5

В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.

Задание 6.6

Антропогенез предшествует социогенезу.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет нет да да нет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.

1. Налоги ‒ это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно ‒ покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Ответ : 2 – налоги в РФ устанавливаются федеральным законом; 5 – прямые налоги уплачиваются с собственности или дохода, при продаже товаров и услуг уплачиваются косвенные налоги; 8 – в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.

Ответ : Андрей – недостойный наследник. Он сможет вступить в наследство, только если будет доказано, что Большова знала о совершённом им покушении на жизнь Романа. Если бы Большова не оставила завещания, Андрей не смог бы вступить в наследство, т. к. недостойные наследники исключены как из наследования по закону, так и из наследования по завещанию.

Критерии оценивания

2 балла за верное указание категории недостойного наследника, 2 балла за верное указание условия вступления в наследство, 2 балла за верный ответ о невозможности вступления недостойного наследника в наследство без завещания, 2 балла за верное объяснение об исключении недостойных наследников из наследования.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 9

Решите экономическую задачу.

Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.

  1. Определите размер бухгалтерских (внешних) издержек.
  2. Определите размер внутренних издержек.
  3. Определите размер экономических издержек.
  4. Определите размер бухгалтерской и экономической прибыли аптеки за год и сделайте вывод о том, можно ли назвать аптеку «Ласточка» эффективным предприятием.

Ответ :

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) внешние (бухгалтерские) издержки: 2 млн руб. (зарплата) + 3 млн руб. (лекарства) + 1 млн руб. (выплаты по кредиту) + 0,2млн руб. (амортизация) + 0,42 млн руб. (налоги) = 6,62 млн руб.; 1
2) внутренние издержки: 20 тыс. * 12 = 240 тыс. руб. 50 тыс. * 12 = 600 тыс. руб. Итого: 840 тыс. руб. = 0,84 млн руб.; 1
3) экономические издержки = 6,62 млн руб. + 0,84 млн руб. = 7,46 млн руб.; 1
4) расчёт прибыли и вывод:

· – бухгалтерская прибыль (разность между выручкой и внешними издержками) = 7 – 6,62 = 0,38 млн руб.;

· – экономическая прибыль (разность между выручкой и экономическими издержками) = 7 – 6,62 – (0,84) = –0,46 млн руб.;

· – вывод: аптечный пункт «Ласточка» нельзя назвать эффективным предприятием, поскольку доход меньше, чем экономические издержки (или экономическая прибыль отрицательная).

· 2

Ответы без приведённых расчётов – 0 баллов.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами и факторами ценообразования, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
1 1 2 3 2

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между элементами содержания и разделами философии, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
2 4 5 3 1

1 балл за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 12

Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель.

Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины :

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ : прогресс, урбанизация, миграция, горизонтальная социальная мобильность, ассимиляция.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Схема «Права человека»

Понятия :

  1. cоциальные права,
  2. первое поколение,
  3. второе поколение,
  4. личные права,
  5. третье поколение,
  6. экономические права,
  7. коллективные права,
  8. культурные права,
  9. политические права.

Ответ :

Схема с ответами «Права человека»

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.

  1. распределите их на четыре группы (по два изображения в каждую). Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе на основании установленного Вами общего основания для классификации;
  2. определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Ответ :

Критерии оценивания

1 балл за каждое из четырёх обоснований, 1 балл за каждую правильную пару (с приведёнными пояснениями). 2 балла за общее основание для классификации.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Таким образом, вся продукция сельского хозяйства могла бы составить по меньшей мере четыре миллиарда, не считая лесоводства, рыболовства и т. д. Мы не учитываем также доходы от домовладений, ренты, рудников, от продукции ремёсел и художеств, судоходства и т. д., которые также будут увеличиваться по мере роста доходов населения. Но самое главное из этих преимуществ, обеспечиваемых земледелием, состоит в том, что оно доставляет сырьё для производства предметов первой необходимости, обеспечивает доходы государю и землевладельцам, десятину ‒ духовенству и прибыли ‒ земледельцам. Именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Но необходимо ещё очень много для того, чтобы Франция могла воспользоваться всеми этими миллиардами доходов, которые, как мы видели, могли бы быть созданы в ней самой. В настоящее время общая величина ежегодного потребления или ежегодного расхода нации составляет не больше двух миллиардов. Расходы примерно равны доходам, включая сюда оплату рабочей силы, обеспечивающей существование рабочих всех видов профессий. Источником для оплаты всех этих рабочих является продукция земли (за исключением рыболовства, добычи соли и судоходства). Однако доходы, получаемые от судоходства, являются сами по себе очень незначительными, и основным источником доходов от судоходства являются доходы от торговли продуктами нашего земледелия. Сельское хозяйство и торговля всегда рассматриваются как два источника наших богатств. Между тем торговля, так же как и промышленное производство, представляет собою не что иное, как ответвление сельского хозяйства; но промышленное производство является более обширным и более значительным, чем торговля. Обе эти отрасли существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырьё для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую. Торговля и промышленность возвращают полученные ими прибыли сельскому хозяйству, которое возобновляет богатства, ежегодно расходует их и потребляет. Действительно, без продукции наших земель, без доходов и затрат землевладельцев и земледельцев откуда могли бы возникнуть прибыль в торговле и заработная плата рабочих? Представление о том, что торговля имеет своё самостоятельное, отдельное от сельского хозяйства существование, является абстракцией, представляющей собою совершенно бесплодную идею. Доходы являются продуктом земли и человека. Без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности. Первоначальными благами, которыми располагает государство, являются люди, земли и скот. Без продукции сельского хозяйства нация не может иметь других источников существования, кроме промышленности и торговли. Но и промышленность и торговля могут существовать в этом случае, только если они поддерживаются иностранными богатствами. Однако такая поддержка является очень ненадёжной и имеет очень ограниченные возможности; она может быть достаточной для очень небольших государств…

  1. Какой экономической теории придерживался автор текста?
  2. Назовите любого представителя данной экономической теории.
  3. Какая сфера экономической деятельности, по мнению автора текста, является главным источником национального богатства?
  4. Приведите три объяснения автором ведущей роли этой сферы экономической деятельности.
  5. С каким экономическим учением фактически полемизирует автор данного текста?

Ответ :

1. Теория физиократов. 2 балла .

2. Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. 2 балла, достаточно указать одно имя .

3. Главным источником национального богатства, по мнению автора, является сельское хозяйство. 2 балла .

4.1. Сельское хозяйство обеспечивает продовольствие, необходимое для воспроизведения рабочей силы.

4.2 Сельское хозяйство обеспечивает сырьё для промышленности.

4.3 Большая часть предметов торговли – это либо непосредственно продукция сельского хозяйства, либо предметы, полученные путём переработки сельскохозяйственной продукции.

По 2 балла за каждое приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

5. С учением меркантилистов. 3 балла .

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 16

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность представлений и чувств людей относительно права и его реализации в общественных отношениях составляет понятие 1) ________________. В своей структуре 1) _____________ подразделяется на научное (правовую 2) ______________) и обыденное (правовую 3) ___________________). Правовая 2) _________________ включает в себя научные идеи и доктрины, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Что касается правовой 3) _____________________, то она представляет собой комплекс чувств, настроений, эмоций, стереотипов, в которых отражается отношение людей к праву. Таким образом, правовую 3) _________________ отличает от правовой 2) ______________________ отсутствие глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании. Развитое 1) _________________ является важным условием 4) __________________, который представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое осуществление требований законности. То есть 4) _________________ характеризуется тем, насколько полно и последовательно в данном обществе реализуются принципы законности. 4) _____________________ является составной частью более широкого общественного феномена – правовой 5) ________________. Правовая 5) _____________________ характеризует общее состояние всех общественных явлений, процессов, институтов, имеющих отношение к праву. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев определил правовую 5) ________________ как «состояние юридического хозяйства в обществе». Как известно, низкий уровень 1) __________________ влечёт за собой неверие в закон, неуважение к нему и часто, как закономерное следствие, – нарушение установленных им норм. Такое негативное восприятие права получило название правового 6) ______________. Правовой 6) _______________ создаёт благодатную почву как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия в закон такой произвол воспринимается, в том числе и самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ :

  1. правосознание
  2. идеология
  3. психология
  4. правопорядок
  5. культура
  6. нигилизм

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. История человечества в основном ‒ история идей. (Г. Уэллс )
  2. Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание. (И. Ильин )
  3. Самое главное при всяком государственном устройстве ‒ устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажиться». (Аристотель )
  4. Независимость и свободомыслие – вот суть творчества. (Ф. Миттеран )
  5. Бедняки платят дороже всего. (У. Зыбура )
  6. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С. Кон )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов.

Олимпиада по обществознанию школьный этап 10 класс 2016-2017

1. Какими из нижеперечисленных свойств обязательно обладает этнос?

а) самоназвание

б) общее государство

в) миф о происхождении

г) единство языка

д) общность территории

е) общность культуры

2. Что из нижеперечисленного относится к коммерческим организациям?

а) потребительский кооператив

б) производственный кооператив

в) товарищество собственников недвижимости

г) товарищество на вере

д) унитарное предприятие

3. Найдите в приведенном ниже списке положения, соответствующие идеологии либерализма:

а) необходимость прямого регулирования экономики

б) приоритет общественных интересов

в) абсолютная ценность личности человека

г) политическое равенство граждан

д) изменение общества при помощи реформ

4. Выберите из предложенного списка методы монетарной политики государства.

а) изменение процентных ставок по кредитам для населения

б) изменение ставок рефинансирования

в) изменение ставки налога

г) изменение государственных расходов

д) покупка или продажа государственных ценных бумаг

5. Выберите из предложенного списка типы легитимности по Максу Веберу :

а) рационально-легальная

б) тоталитарная

в) демократическая

г) харизматическая

д) традиционная

6. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

  1. ирригационная, психологическая, органическая, классовая
  2. эксперимент, измерение, описание, систематизация
  3. девальвация, ревальвация, деноминация
  4. неприсоединения, экологические, антирасистские, женские, молодежные
  5. консолидация, инкорпорация, кодификация, учет
  1. теории происхождения государства
  2. методы эмпирического уровня научного познания
  3. денежные реформы
  4. общественные движения
  5. систематизация нормативно-правовых актов

7. Найдите лишнее, объясните свое решение.

  1. плата за транспорт, амортизация станков и оборудования, сдельная зарплата работников, плата за сырье
  2. классовая культура, общенациональная культура, профессиональная культура, молодежная культура
  3. политический плюрализм, верховенство государства в жизни общества, приоритет общества и государства над правами человека
  4. маоизм, фашизм, неонацизм, расизм
  5. нарушение правил уличного движения, нарушение правил внутреннего распорядка, нарушение воинской дисциплины, нарушение правил техники безопасности
  1. лишнее — амортизация станков и оборудования, остальное — переменные издержки.
  2. лишнее — общенациональная культура, остальное — культуры социальных общностей.
  3. лишнее — политический плюрализм, остальное — признаки недемократического режима.
  4. лишнее — маоизм, остальное — правые идеологии.
  5. лишнее — нарушение правил уличного движения, остальное — дисциплинарные проступки.

8. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и соче­таний слов больше, чем пропусков в тексте!

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания ______(А). Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдение «основополагающих прав человека». Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году ______(Б), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году, Генеральной Ассамблеей была принята ______(В). В ее положениях, касающихся прав человека, признается, что дети являются ______(Г) особой защиты. Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году ______(Д), в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечила надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. И только через 30 лет, в 1989 году, появилась ______(Е), в которой права ребенка рассматривались на уровне ______(Ж) права. Ее незамедлительно подписали 61 государство, что дало основания для ее быстрой ______(З).

9. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет».

  1. Мировоззренческая функция науки состоит в частности объяснение различных процессов и явлений окружающего мира
  2. Рыночная экономика создает возможность расшире­ния границ демократических свобод в обществе
  3. Основанием выделения социальных групп может яв­ляться признак общности социального положения
  4. Российскую империю после преобразований Александра II можно считать светским государством
  5. Бездействие человека при любых обстоятельствах не может являться преступлением

10. Решите задачу.

В стра­не Z было вы­пу­ще­но новое пла­теж­ное сред­ство — иму­ще­ствен­ный чек на предъ­яви­те­ля. Чеки вы­да­ва­лись граж­да­нам, ко­то­рые могли их по­тра­тить на при­об­ре­те­ние акций го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, при со­хра­не­нии кон­троль­но­го па­ке­та в руках го­су­дар­ства.

Как на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ский про­цесс, опи­сан­ный в дан­ном при­ме­ре? Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы сфор­ми­ру­ет­ся в стра­не Z? На­зо­ви­те не менее 3-х по­след­ствий дан­но­го про­цес­са в эко­но­ми­ке.

  • Приватизация.
  • Рыночная экономическая система.
  • Сформирован широкий слой эффективных частных собственников; увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики; увеличение уровня конкуренции.

11. Заполните схему, используя предложенные термины.

идеологическое многообразие, характеристики государства, единство и разделение государственной власти, политические, органы публичной власти, социально-экономические, принципы гражданства, светский характер, свобода и равенство форм собственности, гуманистические.

12. Ознакомьтесь с представленными материалами и выполните предложенные задания. Определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Распределите предложенные изображения на четыре группы. Укажите цифирное обозначения изображений, составляющих каждую группу. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе, на основании установленного вами общего основания для классификации.

1 ряд — 2,6 — священные книги.

2 ряд — 1,7 — изображение правителей.

3 ряд — 4,8 — судебная власть.

4 ряд — 3,5 — обряды и верования.

13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлетворение определенных потребностей населения и общества.

2. Книга для регистрации деловых документов, имущества и т. п.

3. христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной патристики.

4. стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

5. сокращение производства и потребления, доходов, инвестиций, падение уровня ВВП.

6. противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

7. означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

8. (от лат. - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

9. редкая форма группового брака, при которой женщина имеет нескольких мужей, обычно братьев.

10. (от лат. - относительный), признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

Определение слова:

  1. услуга
  2. реестр
  3. Августин
  4. клерикализм
  5. рецессия
  6. антагонизм
  7. апартеид
  8. концепция
  9. полиандрия
  10. релятивизм

СЕГРЕГАЦИЯ — политика принудительного отделения или изоляция какой —либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории , преград для социального общения , раздельного обучения и воспитания , иных подобных мер.

14. ЭССЕ. Перед вами – высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными.

  1. «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д.И.Менделеев)
  2. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы». (И.И. Мечников)
  3. «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом». (Л.Н. Толстой)
  4. «Семья — эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». (В.М. Сухомлинский)
  5. «Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать с начала». (И.Гете)
  6. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
  7. «Эпоха демократии – эпоха экспериментов, новых идей и авантюр». (А. де Токвилль).
  8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов». (К. Победоносцев).
  9. «Привилегия – величайший враг права» (Н. Эшенбах).
  10. «Законы и установления должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души». (Джефферсон Томас)

Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое классы и подклассы;
- что такое основание для классификации;
- что такое наследование свойств;
- для чего нужна классификация;
- как проводить классификацию разнообразных объектов;
- как классифицируются компьютерные документы.

Классы и классификация

Человеку присуща способность обобщать и упорядочивать все многообразие объектов. Каждое имя существительное отражает представление человека об обширной группе объектов: дом, стол, книга. Объекты одной группы обладают общими для всей группы характеристиками, а также некоторыми чертами, позволяющими отличить их от других объектов.

Человеку свойственно отождествлять несколько объектов, родственных по какому-то признаку, рассматривая их как самостоятельный объект.

Например, про скрипку, виолончель, альт, контрабас, флейту, гобой, фагот, трубу мы говорим, что это «музыкальные инструменты». Видя на столе чашки, блюдца, сахарницу, чайник, называем это общим словом «посуда». У этих групп объектов существуют некоторые общие свойства, на них можно одинаково воздействовать для получения определенного результата. Обычно они существуют в одной среде. Такие группы объектов получили название «класс». 

Класс - группа объектов с одинаковым набором характеристик.

Объекты, входящие в класс, называются экземплярами класса. Необходимо понять, что объекты, которые вы по каким-то параметрам объединили в класс с общим названием, отличаются друг от друга конкретными значениями параметров. Например, мячи, сохраняя основные свойства данного класса объектов (легкость, упругость), могут различаться материалом (каучуковые, резиновые, кожаные), цветом, размером. Птицами называют орла и курицу, страуса и колибри. Даже внутри узкого класса экземпляры могут сильно различаться: среди крылатых насекомых под названием «пчелы» существует матки, трутни, рабочие пчелы. В этом проявляется важное свойство классов - многообразие экземпляров, входящих в класс. Эти различия позволяют выделять внутри классов более узкие группы - подклассы, то есть проводить классификацию объектов в окружающем мире.

Классификация - распределение объектов на классы и подклассы на основании общих признаков.

Результаты классификации принято отображать в виде иерархической (древовидной) схемы. Общий вид такой схемы изображен на рисунке 9.1.

Внешне схема классификации напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). Пунктирными линиями на схеме выделены уровни иерархии. Самый верхний уровень (корень дерева) задает основные признаки, позволяющие отличить объекты данного класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяет из вышестоящего группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов. 

Рис. 9.1. Общий вид иерархической схемы

В виде такой схемы часто изображают родословную . Ее принято называть генеалогическим древом.

Родословная - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Основание классификации

С известными примерами классификации вы уже знакомы. Например, в биологии это классификация растений и животных. С глубокой древности люди, знакомясь с многообразием форм жизни на Земле, стремились распределить это многообразие по группам. Так сложилась естественная классификация, основанная на наблюдении и группировке по некоторым признакам. Идеи, изложенные в книге К. Линнея «Виды растений», изданной в 1753 году, до сих пор служат исходной точкой йри класси- фикации растений. С того времени используется и двойное название растений: первая часть имени указывает на подкласс (семейство), а вторая - на конкретные особенности экземпляра этого подкласса. Например, название Citrus limon указывает, что речь идет о семействе цитрусовых, а конкретно - о лимонном дереве.

Классификации поддаются не только природные, но и искусственные объекты: в грамматике принято разделение слов по частям речи, в физике - классификация видов движения, в математике - классификация чисел. В их основе лежит группировка объектов по одному или нескольким намеренно выбранным признакам. В разных отраслях науки и техники классы и подклассы могут иметь свои специфические названия: виды, семейства, отделы, разряды, группы и т. п. При этом суть их не меняется.

Рассмотрим объект «книга». Под этим словом мы подразумеваем множество разнообразных книг: художественных и технических, разных авторов, разной стоимости, толстых и тонких, в подарочном издании и в мягкой обложке...

А теперь представьте, что вам необходимо разложить все это многообразие «по полочкам» в буквальном смысле слова, например упорядочить свою библиотеку.

Каждый подойдет к этому вопросу по-разному. Один человек расставит все книги в алфавитном порядке, по фамилии автора. Другой разделит их на жанры: детективы, фантастика, приключения, любовные или исторические романы. Третий поместит их на полки, руководствуясь цветом переплета и размером книг (наверняка вы сталкивались и с таким подходом). Несмотря на разницу в способах классификации, все эти примеры роднит нечто общее: подразделение объектов на «родственные» группы (классы), для которых существует один или несколько общих параметров.

Во всех приведенных примерах при группировке был выбран общий признак: в первом случае это автор, во втором - жанр, в третьем - цвет и размер. Именно по этим признакам затем производилось выделение из общей массы тех объектов, у которых его значение совпадает.

Таких общих признаков может быть несколько. Они являются основанием классификации. Выбрав основание, из класса с общим названием «книга» можно выделить подклассы: «книга определенного автора», «книга определенного жанра», «книга определенного размера».

Классификация - творческий процесс , поэтому у каждого человека может получиться своя схема. Один из возможных вариантов выделения подклассов из класса книг показан на рисунке 9.2.

Рис. 9.2. Классификация книг

На первом уровне за основу разбиения книг на две группы выбран признак «вымысел» (да, нет). По этому признаку произошло разделение на художественную и техническую литературу.

На втором уровне признак выделения подклассов можно было бы назвать «форма подачи информации» (художественная проза, поэзия, словари и т. д.). 

Третий уровень разбиения можно охарактеризовать признаком «стиль изложения».

Четвертый уровень классификации выделен только для романов, чтобы не загромождать схему. Признаком этого уровня выбран «жанр».

На самом нижнем уровне находятся конкретные экземпляры разнообразных книг.

Наследование свойств

Важнейшим свойством классов является наследование. Это слово вам хорошо знакомо. Дети наследуют от родителей черты характера и внешние признаки. Каждый подкласс, выделяющийся из класса, наследует свойства и действия, присущие этому классу. В приведенном на рисунке 9.2 примере и роман Д. С. Мережковского, и все другие изданные романы, и вся художественная литература вообще - наследуют от класса «книга» общие свойства и действия. Все они напечатаны на бумаге, переплетены и предназначены для чтения.

Из приведенной выше классификации видно, что образовалась иерархическая структура (дерево). Во главе ее класс-пра- родитель - «книга». В самом основании экземпляры подклассов - конкретные книги конкретных авторов.

Такая древовидная структура с общим корнем называется «иерархией наследования». Характеристики и поведение, связанные с экземплярами определенного класса, становятся доступны любому классу, расположенному ниже в иерархическом дереве.

Утверждая, что «книга - источник знаний», вы подразумеваете как все книги вообще, так и конкретную книгу, например «О вкусной и здоровой пище». В этом проявляется наследование.

Для чего же нужна классификация?

Классификация позволяет выделить из всего многообразия объектов группы с интересующими исследователя свойствами и сосредоточиться на их изучении . 

Предположим, что вы - неопытный огородник, но хотите, используя достижения науки, выращивать на своем участке хорошие урожаи помидоров. Вам незачем штудировать толстый том «Растениеводство», достаточно прочесть книги о семействе пасленовых, а еще лучше - об особенностях выращивания помидоров в вашей местности.

Классификация объектов проводится с целью установления наследственных связей между объектами. Свойство наследования позволяет изучать характеристики всех объектов класса, не привязываясь к конкретному экземпляру.

В геологии существует «теория единообразных изменений», которая гласит, что все природные факторы действуют повсюду одинаково. Не надо изучать, как действуют ветры на Уральские горы, так как механизм разрушения гор под воздействием ветров давно исследован, он един для всех случаев. То же относится к землетрясениям, вулканам, наводнениям, селям и т. п.

Классификация позволяет систематизировать знания об объектах любой природы и назначения.

Иллюстрацией этого утверждения служит то, что нет ни одной школьной дисциплины, в которой не использовалась бы классификация объектов изучения как средство обобщения информации, получаемой на уроках. Откройте любой учебник и убедитесь в этом.

Примеры классификации различных объектов

Исследуя один и тот же объект с разными целями, можно увидеть его различные грани. Например, врач, описывая конкретного человека, сделает акцент на симптомах возможной болезни.

Психолога заинтересуют черты характера и особенности психики. Социальные службы обратят внимание на возраст, наличие родственников, условия жизни. Поэтому одни и те же объекты можно классифицировать по-разному, выбрав те или иные основания. Вы уже столкнулись в учебнике с примерами различных классификаций. Например, изучая раздел 1, вы классифицируете информацию по разным признакам: по способу восприятия и по форме представления.

На рисунке 9.3 приведен еще один пример классификации информации - по содержанию.

Рис. 9.3. Классификация информации по содержанию

В этой классификации на основании признака «содержание» на первом уровне выделены следующие группы информации:

♦ статистическая - показатели развития производства и общества;
♦ коммерческая - наиболее важные сведения о производственных, торговых и финансовых операциях;
♦ экологическая - сведения о состоянии окружающей среды и влиянии деятельности человека на природу;
♦ политическая - информация о деятельности государственной власти, общественных движений и партий;
♦ другая (демографическая, медицинская и т. д.).

Все выделенные подклассы характеризуются теми же свойствами (ясность, полнота, актуальность и т. п.) и действиями (обмен, хранение, обработка), что и вышестоящий класс «информация».

Приведем еще один пример классификации, касающейся наиболее значимых систем (рисунок 9.4).

В качестве основания для классификации на первом уровне выбрано участие человека в создании системы (естественные и искусственные).

На втором уровне основанием для классификации был выбран признак «сфера жизнедеятельности человека». Здесь выделены такие подклассы систем:
♦ духовные у касающиеся духовной жизни человека;
♦ технологические у связанные с производственной деятельностью человека;
♦ организационные у обеспечивающие обслуживание всех видов деятельности.

Рис. 9.4. Классификация наиболее значимых систем

На схеме не показано дальнейшее разветвление дерева, так как это сделало бы рисунок громоздким. Но подразумевается, что дальнейшее выделение подклассов возможно. Например, рассматривая класс систем, называемых «Искусство», можно было выделить следующие подклассы по средствам воплощения замыслов авторов: Живопись, Скульптура, Архитектура, Литература, Театр, Музыка, Кино и т. д.

Наряду с устоявшимися и общепризнанными классификациями имеет право существовать любая классификация объектов, если за ее основу взят характерный признак и соблюдены правила выделения классов и подклассов. На рисунке 9.5 приведен пример классификации используемых в реальной жизни и встречающихся в сказках средств передвижения.

Здесь на нулевом уровне расположен класс объектов с общим названием «средства передвижения».

На первом уровне выделено два подкласса по признаку «реальность» (существуют в реальной жизни или в сказках, фантазиях). 

Рис. 9.5. Классификация средств передвижения

Второй уровень выделяет из реальных и сказочных средств передвижения новые подгруппы по признаку «среда передвижения».

Третий уровень делит реальные средства передвижения на подгруппы по признаку «вид транспортйого средства». На схеме не указано выделение подгрупп из реальных наземных средств передвижения, чтобы не загромождать ее. Но эти группы могли быть следующими: рельсовые, дорожные. Возможно и дальнейшее подразделение. Важно понять, что нижние уровни наследуют все характерные признаки, свойственные более высоким уровням: например, объект Ка-26, принадлежащий к подклассу вертолетов, наследует от вышестоящего уровня среду перемещения (воздух), а также является реальным средством передвижения со всеми сопутствующими признаками (существует в реальной жизни, осуществляет перевозки людей и грузов).

Классификация компьютерных документов

В самом общем смысле компьютер можно назвать инструментом для обработки информации. Для этого существует множество разнообразных программных сред. Разработчики постоянно совершенствуют программы, упрощая работу с ними и предусматривая в них новые возможности.

Чтобы не «утонуть» в море программных продуктов, пользователь очень хорошо должен представлять, с какой информацией ему предстоит работать. Каждая программная среда предназначена для создания документов определенного вида.

На практических занятиях вы уже познакомились со многими видами компьютерных документов, которые будут упоминаться при классификации документов.

Приведенная на рисунке 9.6 схема показывает классификацию, в которой в качестве основания выбран признак «назначение документа». Основным назначением компьютерных документов является представление информации в удобном для пользователя виде. В таблице 9.1 дана более конкретная характеристика каждого класса документов.

Рис. 9.6. Классификация компьютерных документов

Обратите внимание, что название среды, как правило, совпадает с видом документа и формой представленной в нем информации.

Приведенная классификация поможет вам выбрать среду в соответствии с предполагаемой формой представления информации.

В настоящее время документы, используемые в различных областях человеческой деятельности, создаются на компьютере. Рассмотрим примеры документов различного назначения и сферы применения.

Литературное произведение, газетная статья, приказ - примеры текстовых документов.

Рисунки, чертежи, схемы - это графические документы. 

Таблица 9.1. Виды компьютерных документов

Бухгалтер на предприятии представляет в табличном виде данные для расчета зарплаты сотрудников. Основная особенность электронных таблиц состоит в том, что они позволяют не только представлять информацию в табличной форме, но и производить автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы.

Один из видов компьютерных документов - база данных. Она представляет собой совокупность упорядоченных сведений об объектах. В обычной жизни вы не раз встречались с базами данных. Это и картотека с названиями книг в библиотеке, и телефонный справочник, и каталог товаров. В настоящее время вместо обычных «бумажных» баз данных повсеместно создаются компьютерные, представленные документами соответствующего вида. Диспетчер справочной службы имеет в своем распоряжении всеобъемлющую компьютерную базу данных, позволяющую ответить на любой ваш вопрос. Система управления базой данных обеспечивает быстрый поиск интересующей вас информации.

Текст, графика, таблица, база данных - это примеры документов, в которых представлена информация какого-то одного вида.

Однако наиболее часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация присутствует в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и формулы, и рисунки, и таблицы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты - это хорошо знакомые всем примеры составных документов.

Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представлять информацию в разных формах.

Развитие программного обеспечения привело к тому, что в настоящее время появились новые виды компьютерных документов. В частности, это презентации и гипертекстовые документы.

Презентация представляет собой совокупность компьютерных слайдов. Специальная программа обеспечивает не только подготовку информации, но и показ ее по заранее созданному сценарию.

Гипертекст - это документ, который содержит так называемые гиперссылки на другие части документа или другие файлы, где содержится дополнительная информация. 

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужно классифицировать объекты?

2. Что лежит в основе любой классификации?

3. Приведите пример классификации объектов по общим свойствам.

4. Приведите пример классификации объектов по общим действиям.

5. Может ли среда существования стать основанием классификации?

6. Произведите классификацию объектов с общим названием «велосипед».

7. Классифицируйте домашнюю посуду по следующим признакам: материал, назначение, долговечность.

8. Предложите несколько вариантов упорядочения (классификации) разнообразных объектов на вашем письменном столе.

9. Назовите основание, по которому в одну группу могли бы попасть следующие объекты:

■ кенгуру, утконос, кролик, броненосец;
■ роза, колесо, футбольные бутсы, кактус;
■ молоко, бензин, кислота, магма.

10. Назовите разнородные объекты окружающего мира, которые вошли бы в одну группу по основанию «одно вещество».

11. Какие классификации используют в вашей школьной среде?

12. Перечислите наиболее распространенные группы компьютерных документов.

13. Приведите примеры классов программных продуктов. Какое можно выбрать для этого основание классификации?

14. Какое основание классификации можно использовать для выделения групп аппаратной части компьютера?

15. Какие вы знаете классы памяти компьютера?

В реальном мире между предметами существуют объективные отношения, связи. И именно поэтому наряду с определением понятий исключительную роль играет их деление и классификация.

При изучении какого-то понятия, если мы рассматриваем его для того, чтобы исследовать реальность, мы всегда ориентируемся на распределение предметов, которые мыслятся в понятии, т.е. вольно или невольно раскрываем его объем. Деление понятий – это на самом деле деление объемов понятий.

Делением называется логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания. Одновременно, деление раскрывает объем понятия, путем выделения входящих в него возможных видов элементов.

В структуру деления входят три составные части:делимое понятие , в его объеме выделяются возможные виды;члены деления , представляют собой понятия видов, на которые делится объем делимого понятия;основание деления, признак, в соответствии с которым выделяются члены деления.

Например, объем понятия «война» может быть поделен по разным основаниям. Если взять за основание деления используемое оружие в войне, то в объеме понятия «война» можно выделить следующие виды войн: «война ядерная», «война, ведущаяся обычным оружием», «война химическая», «война бактериологическая» и т.д. Если основанием деления служит масштаб войны, то может быть такое деление: «война локальная», «война региональная», «война глобальная» и т.д. Если основание - сферы человеческой жизнедеятельности , то тогда понятие «война» делится на следующие виды войн: «космические войны» («звездные войны»), «войны на море» и т.д.

В логике выделяют два способа деления понятий: таксономический и мерологический.

Таксономическое (от лат. taxare - оценивать) деление – это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий.

В свою очередь оно подразделяется на дихотомическое деление и деление по видоизменению признака.

Дихотомическое (двучленное) деление предполагает, что объем понятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не – А».

Например, понятие «общество» делятся на два противоречащих понятия: «классовые общества» и «бесклассовые общества»; понятие «радиоактивность» делится на понятия «естественная радиоактивность» и «искусственная (неестественная) радиоактивность. Понятие «не – А» может делиться на два противоречащих: «В» и «не – В» а затем «не – В» может делиться на «С» и «не – С».

Можно продолжить деление понятия «радиоактивность». Например, «неестественная радиоактивность» (не - А) делится в свою очередь на «радиоактивность, возникшую в результате использования ядерного оружия» (В) и «радиоактивность, возникшую при взрыве атомного реактора» (не - В). Известно, что «радиоактивность, возникшая при взрыве атомного реактора» (не – В), может быть следствием «нарушения технологии остановки работы ядерного реактора» (С), а может быть и «не от нарушения технологии остановки ядерного реактора» (не - С). И так далее.

Дихотомия имеет ряд своих преимуществ: в ней не надо перечислять все виды делимого рода. Выделяется один вид, а затем образуются противоречащие понятия. Деление всегда соразмерно и всегда производится по одному основанию. Вместе с тем этот вид деления имеет недостатки. Во- первых, объем отрицательного понятия может оказаться неопределенным (например, при делении «радиоактивности» на «радиоактивность, возникшую от нарушения технологии» и на «радиоактивность не от нарушения технологии». Второе понятие содержит значимый параметр неопределенности. Во-вторых, четким и последовательным является по существу лишь деление на два первых противоречащих друг другу понятия. В связи с отмеченным, дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

При делении по видоизменению признака основанием деления выступает тот признак, по которому образуются видовые понятия.

Например, «ядерные взрывы» в зависимости от сферы их проведения делятся на соподчиненные виды: «воздушные», «наземные», «подводные», «подземные», «космические».

В качестве основания могут быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит от цели деления, от практических задач, решаемых судьей. Вместе с тем к основанию предъявляются определенные требования. Важнейшее из них - объективность основания.

Для правильного деления понятий необходимо соблюдать определенные правила. Их четыре . Они обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Соразмерность деления : объем делимого понятия должен быть равен сумме членов деления. Если это правило не соблюдать, то может быть:

- неполное деление , когда перечисляются не все виды данного родового понятия, известные современной теории и практике.

Например, деление понятия «система права». Известно, что составные части системы права – это отрасли права и институты. Если мы поделим понятие «система права» на такие составляющие как: конституционное право; административное право; международное право; гражданство; наследование, то в таком случае объем понятия остается не раскрытым.

- деление с лишними членами , когда в деление включаются виды, не относящиеся к данному роду.

В качестве примера можно привести деление понятия «отклоняющееся поведение личности» (ОПЛ), которое осуществляют некоторые ученые. Используя в качестве деления данного понятия «формы ОПЛ», они делят его объем на следующие члены: «алкоголизм»; «азартные игры»; «наркомания»; «проституция»; «суицид»; «преступления» и добавляют такие конкретные формы преступлений как «преступления против личности», «преступления в сфере экономики», «преступления против государственной власти» и т.д. В данном случае происходит деление с лишними членами, ибо конкретные формы преступлений не есть формы ОПЛ.

2. Деление должно производиться только по одному основанию . Если это правило будет нарушено, то произойдет перекрещивание объемов понятий. Наш последний пример тому свидетельство. Деление оказывается непоследовательным и нечетким.

3. Члены деления должны исключать друг друга . Они не должны иметь общих признаков, быть соподчиненными понятиями, объемы которых пересекаются. Например, при делении понятия«преступление против личности» , может возникнуть такая ошибка, если члены деления будут включать в себя общие признаки. Иногда данная ошибка встречается в ответах студентов, когда они делят данный вид преступлений на: «убийство»; «умышленное причинение вреда здоровью»; «умышленное убийство»; «неосторожное убийство»; «побои»; «истязание»; «клевета»; «изнасилование»; «нарушение равноправия граждан»; «вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления». Смыл ошибки состоит в том, что у отвечающего члены деления «не исключают» друг друга. Следует помнить, что убийства могут быть как умышленными, так и неосторожными.

4. Деление должно быть непрерывным . Нельзя делать скачки в делении. При делении родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.

Вид «В» понятия «А» называется ближайшим, если не существует такого понятия «С», которое было бы видом для «А» и родом для «В».

Так, понятие «армия» нужно разделить по типу, потом по виду, а затем по форме. Будет допущена ошибка, если, например, сделать так: «армии» делятся на «армии социалистические», «армии буржуазные», «армии империалистических государств», «армии развивающихся государств», «армии постоянного состава», «армии милиционные», «армии смешанного типа». Такое деление лишено последовательности. Это называется скачком в делении.

Мерологическое (гр. meros – часть) деление основано на отношении целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части.

Например, понятие «судебная система РФ» включает в себя: «Конституционный Суд РФ»; «конституционные суды республик»; «уставные суды областей и краев»; «Верховный Суд РФ»; «верховные суды республик»; «краевые и областные суды»; «суды городов федерального значения»; «суды автономной области и автономных округов»; «городские суды»; «районные суды»; «военные и специализированные суды»; «мировые судьи субъектов РФ»; «Высший Арбитражный Суд РФ»; «федеральные арбитражные суды округов»; «арбитражные суды субъектов РФ».

Деление понятий нельзя путать с классификацией понятий.

Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Классификация получается как результат предварительного последовательного многоступенчатого деления понятия. Это своеобразная система мереологических и таксономических делений понятий. Создавая классификацию, важно иметь ввиду их относительный характер, поскольку классификация часто является огрублением действительного положения дел.

Вместе с тем, она имеет научный и практический характер. Классификация может быть естественная и вспомогательная. Первая производится по существенным, а вторая по несущественным признакам. Каждая классификация относительна, приблизительна. Целью классификации является систематизация знаний. От деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время. Классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах и т.д.

Такова, например, классификация химических элементов (периодическая система Д.И. Менделеева), классификация животных в биологии и социально-экономических образований в общественных науках, классификация норм права, справочная классификация и др.

Классификация дает возможность рассмотреть все реальное многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды и типы и в огрубленной форме раскрыть связи между классифицируемыми предметами

Знание логических операций с понятиями крайне необходимо судье. Деление и классификация понятий помогает правильно распределить предметы по группам, изучать их, и, конечно, глубоко и всесторонне познать весь класс 12 в целом.

1 2 Мы всесторонне не рассматриваем операции с классами, так как они не распространены в практической деятельности судей. Следует помнить, что операций этих четыре: а) объединение (сложение) классов; б) пересечение (умножение) классов; в) вычитание классов; г) дополнение к какому - то классу «А».

Знание видов и правил деления и классификации понятий также имеет непреходящее значение и в практической деятельности юристов, особенно в работе с людьми, при анализе событий и процессов, рассматриваемых в юридической практике. Например, оценка версий и гипотез, представленных в суд, где происходит их обоснование и опровержение, не может быть полной и всесторонней, если не будет проведено деление аргументов по их истинности и достаточности, если не будут классифицированы все действия и поступки лица, представленного судебному разбирательству.

Умелое оперирование с понятиями - это не только основа формирования правильного мышления у студента, намерившегося стать юристом, но это условия и важнейший фактор определения эффективных мер воздействия на правонарушителей, это показатель квалификации юристов, а также критерий уважительного отношения граждан к правоохранительным органам страны в целом.

Структурно-логическая схема по теме (Понятие)

Структурно-логическая схема по теме (Отношения между понятиями)

Структурно-логическая схема по теме (Определение понятий)

Структурно-логическая схема по теме (Деление понятий)

Вопросы для повторения

1. Что такое понятие и каковы его виды?

2. Укажите виды отношений между понятиями.

3. Что такое определение понятия? Укажите виды определения.

4. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением.

5. Что такое деление понятий? Укажите виды деления.

6. Что такое классификация?

7. В чем состоит значение определения и деления понятий в судебной практике?

Задачи и упражнения

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, отработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждений, полемики и вообще мыслеречевой деятельности юриста.

Дать полную логическую характеристику понятию – значит определить, к какому из видов оно относится и как его следует употреблять.

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия, выделите собирательные понятия.

Образец : а) Военная академия Генерального штаба РФ - единичное понятие; б) "высшее военное учебное заведение" – общее понятие; в) «Балтийский флот» – единичное понятие (собирательное).

1.1. “Государственная Дума Федерального Собрания России".

1.2. "Противозаконное деяние".

1.3. “Депутат”.

1.4. "Бригада морской пехоты".

1.5. “Рабочий класс”.

1.6. "Организация Объединенных Наций".

1.7. "Радар".

1.8. "Участник обороны Одессы”.

Упражнение 2. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Образец: а) "Генеральный штаб ВС СНГ" - безотносительное понятие; б) “начало" - соотносительное понятие.

2.1. “Причина”.

2.2. "Офицер".

2.3. "Политика”.

2,4. “Верх".

2,5. "Опасность".

2.6. "Копия".

2.7."Эксперт".

2.8. “Устав”.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец: “Офицер” - понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное.

3.1. “Государство".

3.2. “Невиновность”.

3,3. "Бескорыстие”.

3.4. “Подвиг".

3.5. “Социальная справедливость”.

3.6. "Случайность".

3.7. "Мужество Р. Зорге".

3.8. “Кража”.

Упражнение 4. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера.

Образец : а) европейское государство (А); демократическое государство (В) - перекрещивание; б) «Н. Бор (A); Автор квантовой теории (В) – равнозначность»; в) «орган государственного управления» (А); министерство (В) - подчинение.

4.1. «Высшее военное учебное заведение, военная академия».

4.3. «Форма государственного правления, республика».

4.4. «Военный корабль, авианосец».

4.5. «Президент, Президент России, глава государства».

4.6. «Литератор, художник, поэт».

4.7. «Слушатель военной академии, москвич, спортсмен, коммунист».

Упражнение 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»

Образец: «Разведка» (A); «военная разведка» {В); «политическая разведка» (С) – соподчинение.

5.1. «Печать», «радио», «средство массовой информации».

5.2. «Известность», «неизвестность».

5.3. «Виновность», «невиновность».

5.4. «Феодализм», «капитализм», «классовое общество».

5.5. «Военнослужащий», «офицер», «генерал», «матрос».

5.6. «Общественные науки», «политология», «философия», «политэкономия».

5.7. «Честь», «бесчестие».

Упражнение 6. Обобщите и ограничьте понятия.

Образец: а) «Москва» – столица России; б) «Преступление» – клевета.

6.1. «Министр».

6.2. «Офицер».

6.3. «Халатность».

6.4. «Договор».

6.5. «Журнал».

6.6. «Европа».

6.7 «Война».

6.8. «Революция».

6.9. «Форма мышления».

6.10. «Политическая партия».

6.11. «Справедливая война».

6.12. «Старший офицер».

6.13. «Великая держава».

6.14. «Политическое уважение».

Упражнение 7. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Образец: «Слушатель военной академии» - учащийся. Неправильное определение. Ошибка - слишком широкое определение. Правильное определение: «Слушатель военной академии» - учащийся военной академии.

7.1. «Капитализм» - общественный строй, основанный на эксплуатации.

7.2. «Упрямство» - порок слабого ума.

7.3. «Национальность» - устойчивая историческая общность.

7.4. «Учение» – мать умения.

7.5. «Соната» - музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

7.6. «Политика» - искусство возможного.

Упражнение 8. Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении определите, какие правила нарушены .

Пример: «Воинское преступление» можно разделить на: «неисполнение приказа», «угрозу начальнику», «самовольное оставление части или места службы», «нарушение уставных правил караульной службы», «самовольную отлучку» и т.д. Деление правильное, непрерывное. Осуществляется переход от родового к ближайшим видам без пропуска их.

8.1. Науки делятся на: «естественные», «технические», «гуманитарные».

8.2. Государство может быть: «феодальным», «капиталистическим», «социалистическим».

8.3. Речь бывает: «устной», «письменной», «путаной» и «заумной».

8.4. Любое общество состоит из: «служащих», «членов партий», «рабочих», «крестьян», «интеллигенции».

8.5. Языки делятся на: «естественные», «искусственные», «технические», «гуманитарные».



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.