Международная торговля интеллектуальной собственностью. Возможность применения опыта регулирования торговли объектами интеллектуальной собственности в странах европейского союза для экономики российской федерации Современные тенденции развития мирового ры

Первый закон о регистрации товарных знаков в России был принят в 1896 г. - закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)» . Он регламентировал, какие названия, начертания, символы и знаки подлежали регистрации. Выдачей охранных свидетельств на товарные знаки в те годы ведал Департамент торговли и мануфактур.

После Октябрьской революции также выходили законодательные акты в этой области. Это Декрет Совнаркома от 15.08.1918 «О пошлине на товарные знаки», Постановление ВСНХ от 1919 г. «О товарных знаках государственных предприятий», Декрет Совнаркома от 10.11.1922 «О товарных знаках» и ряд других постановлений. Примечательно, что первым товарным знаком, зарегистрированным советским государством, был «Нарзан» (1932) - марка минеральной воды, которая ведет свою историю с 1864 г.

Либерализация коммерческой деятельности, вызванная реформами в российской экономике, развитие рыночных отношений, появление большого числа новых хозяйствующих субъектов и увеличение общего товарооборота кардинальным образом трансформировали рынок интеллектуальной собственности в России.

В последние годы отмечается значительный рост интереса бизнеса и предпринимательства к государственной регламентации прав интеллектуальной собственности и обеспечения правовой защиты своим брендам.

В частности, на конец 2015 г. Роспатент принял к рассмотрению 29 269 заявок на регистрацию изобретений от российских заявителей, преимущественно от московских предпринимателей - 12 681 заявку. Иностранные заявители подали 16 248 заявок, большая часть которых - 12 146 заявок - была удовлетворена. Наибольшую активность проявили представители США, Германии, Японии, Франции. Па регистрацию полезных моделей было подано 11 403 заявки, и по ним было выдано 8390 патентов российским заявителям и 618 - иностранным. Иностранным заявителям было выдано 2914 патентов на промышленные образцы. Из российских 34 304 заявки на правовую охрану товарных знаков были подтверждены свидетельствами 20 539.

На фоне активизации российских и иностранных компаний по защите прав интеллектуальной собственности наблюдается развитие и усложнение взаимоотношений хозяйствующих субъектов в этой области. Частое столкновение интересов владельцев товарных знаков способствовало развитию этого направления в приоритетное направление деятельности международных и национальных организаций, а также международному сотрудничеству.

В российской правоохранной практике в отношении товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в равной степени могут участвовать Федеральная антимонопольная служба, Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития, Министерство внутренних дел, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Министерство юстиции, Генеральная прокуратура и другие учреждения и организации. Особое место в этой системе отводится судебным органам, регламентирующим споры о нарушении исключительных прав на торговые марки.

Перечисленные организации обладают специальными компетенциями в области прав интеллектуальной собственности, которые направлены на обеспечение защиты прав владельцев брендов на принадлежащие им товарные знаки и пресечение проникновения фальсифицированной продукции на рынок России.

Правоприменительная практика в отношении элементов торговых марок как объектов интеллектуальной собственности реализуется в соответствии с международными договорами и определяется положениями уголовного, гражданского и административного права и укрепляется нормами ведомственного законодательства (табл. 8.3).

Международное законодательство имеет большое значение в регулировании правоохранной деятельности в отношении объектов интеллектуальной собственности на территории России. Базовыми международными документами являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение и Протокол к нему.

Таблица 83

Международная законодательная база по охране и защите объектов интеллектуальной собственности

Сфера действия

Международные соглашения

Общие вопросы

  • Всемирная декларация по интеллектуальной собственности;
  • Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС);

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

  • договоры по охране промышленной собственности;
  • Договор о патентном праве (PLT);
  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
  • Сингапурский договор о законах но товарным знакам;
  • Договор о законах по товарным знакам;
  • Найробский договор об охране олимпийского символа

Договоры о глобальной системе охраны

  • Договор о патентной кооперации;
  • Инструкция к Договору о патентной кооперации;
  • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
  • Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков;
  • Общая инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Протоколу к этому Соглашению;
  • Руководство по международной регистрации знаков;
  • Гаагское соглашение о международной регистрации программного обеспечения;
  • Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры;
  • Евразийская патентная конвенция

Окончание табл. 8.3

Сфера действия

Основные правовые законодательные акты

Соглашения о классификациях

  • Локарнское соглашение о Международной классификации промышленных образцов;
  • Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг;
  • Страсбургское соглашение о Международной патентной классификации Авторское право и смежные права
  • Договор ВОИС по авторскому праву;
  • Договор ВОИС по исполнителям и фонограммам;
  • женевская Всемирная конвенция об авторском праве; парижская Всемирная конвенция об авторском праве; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм;
  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;
  • Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций;
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники;
  • Московское соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права;
  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям

Международные соглашения со странами СНГ

Соглашения между правительством РФ и правительствами:

  • Республики Армения;
  • Азербайджанской Республики;
  • Республики Беларусь;
  • Грузии;
  • Киргизской Республики;
  • Республики Казахстан;
  • Украины;
  • Республики Узбекистан

Нормативные правовые акты РФ в сфере регулирования интеллектуальной собственности

С 1994 г. Россия участвует в Договоре о законах но товарным знакам, многие положения которого повлияли на формирование российской законодательной базы. Для этих целей большое значение имеет Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Несмотря на то что Россия не является участницей этого Соглашения, во многом на его принципах базируется российская практика регулирования и готовятся проекты Законов о поправках к действующим нормативным актам.

Вопросы защиты прав на товарные знаки в России регламентируются смежными законами и законодательными актами, включая Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и многие другие отраслевые и ведомственные законодательные акты.

Гражданское законодательство регламентирует общую часть правоотношений в связи с товарными знаками на основе Гражданского кодекса РФ. Он определяет товарные знаки как «средства индивидуализации» и закрепляет за их владельцами исключительные права. В случае посягательства на объекты интеллектуальной собственности - авторские права, товарные знаки и их элементы - способом защиты чаще всего избирается взыскание убытков с недобросовестных конкурентов.

Однако в силу своего статуса Гражданский кодекс приводит только общие принципы и не содержит детального правового регулирования отношений, связанных с товарными знаками. Такое регулирование осуществляется специальным законодательством.

Законодательство об интеллектуальной собственности регламентирует большую часть отношений, возникающих в связи с торговыми марками. Законодательство предполагает использование различных механизмов и средств правовой защиты владельцев торговых марок - от признания прав оригинального владельца до значительных денежных компенсаций за нанесенный ущерб.

Практически все вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности и авторского права, регламентируются ведомственными нормативными актами. К ним относятся нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных услуг Роспатента, приказы Роспатента, приказы Росстата, а также методические рекомендации по отдельным вопросам, в том числе определяют порядок регистрации договоров, связанных с товарными знаками, а также ряд других значимых направлений в правоохранной деятельности.

К категории ведомственного законодательства также относятся утвержденные приказом Роспатента от 03.03.2003 № 28 Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания, которое осуществляется решениями административных инстанций патентного ведомства Апелляционной палаты Роспатента и Высшей патентной палаты Роспатента.

В определенных случаях нарушения прав интеллектуальной собственности могут применяться нормы уголовного права. Наиболее типичные случаи уголовно-правовых посягательств на права владельца бренда является нарушение авторских и смежных прав, например копирование дизайна или упаковки, нарушение изобретательских и патентных прав в отношении упаковки, вида изделия, состава продукта и другие нарушения.

По нормам Уголовного кодекса преследуется незаконное использование товарного знака, обман потребителей, посягательство на здоровье населения по причине некачественной продукции, включая сокрытие информации об этом, а также использование поддельных акцизных марок и других товарных документов.

Санкции уголовного права предусматривают любые виды ответственности в соответствии с нормами УК РФ вплоть до лишения свободы.

Административное законодательство применяется в ряде случаев при меньшей тяжести правонарушения и устанавливает административную ответственность через наложение штрафа. К этой категории нарушений прав собственника относится, например, продажа товара ненадлежащего качества, нарушение правил торговли, обман потребителей, некоторые другие виды нарушений.

Согласно доктрине, устоявшейся в правоприменительной практике, посягательства на некоторые из прав владельца бренда (копирование логотипа, товарного знака, дизайна) можно характеризовать как недобросовестную конкуренцию.

Законодательство о правах потребителей и рекламе применяется в случаях осуществления ненадлежащей рекламы - недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной. Как правило, такая реклама в равной степени нарушает права потребителей и владельцев торговых марок, поэтому в отношении недобросовестных предпринимателей могут применяться как штрафные санкции, так и контрреклама.

Специальные нормы законодательных документов применяются в отношении отдельных прав, не обеспеченных разработанной законодательной базой. За отсутствием сформированной законодательной базы в отношении отдельных товарных категорий предпринимателям рекомендуется уделять большее внимание профилактическим мерам.

В отношении доменных имен в Интернете рекомендуется превентивная регистрация всех возможных вариаций соответствующего наименования во всех возможных уровнях. А при регистрации товарного знака рекомендуется блокировать смежные товарные группы, чтобы обезопасить свой товарный знак от риска регистрации другими предпринимателями в схожих товарных категориях.

Начальным этапом в процедуре регистрации товарного знака является оформление заявки на товарный знак. При оформлении заявки указывается перечень товаров и услуг, для которых заявляется товарный знак в соответствии с МКТиУ.

  • 5. Формы разделения международного труда специализация и кооперация.
  • 6. Природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства.
  • 7. Отраслевая структура мирового хоз-ва и основные тенденции ее изменения в последние 10-е
  • 8. Критерии группировки стран в мировой экономике:
  • 9. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.
  • 10. Экономика развитых стран. Особенности развития сша, Японии, ес.
  • 11. Экономика новых индустриальных и развивающихся государств и регионов; страны с переходной экономикой.
  • 12. Система современных международных экономических отношений. Сущность, субъекты, объекты и общая характеристика форм международных экономических отношений.
  • 13. Понятие экономической интеграции, этапы интеграционного процесса.
  • 14. Характеристика ес, рф и ес: проблемы и перспективы
  • 15. Интеграция в Северной Америке. Нафта
  • 16. Особенности интеграции снг, меркосур, асеан
  • 17. Понятие и основные формы международной торговли факторы и основные тенденции развития.
  • 18 Характеристика ценообразования на мировом рынке товаров.
  • 20.Международная торговля интеллектуальной собственностью
  • 21.Международный рынок технологий
  • 22. Понятие и сущность гос регулирования внешней торговли: цели, методы, инструменты.
  • 23. Характеристика тарифных методов регулирования внешней торговли.
  • 24. Характеристика нетарифных методов регул.Внешней торговли.
  • 25. Международный уровень регулирования международной торговли
  • 26. Роль вто в регулировании международной торговли
  • 27. Понятие и структура мирового рынка капитала. Формы и виды вывоза капитала: прямые, портфельные и прочие инвестиции.
  • 28.Международный кредит в мировом хозяйстве.
  • 29.Кризис внешней задолжности и пути его урегулирования.
  • 30. Инвестиционный климат и его параметры. Характеристика инвестиционного климата в России
  • 31.Свободное экономические зоны: причины создания,классификация, особенности функционирования в россии
  • 32. Сущность формы структура тнк
  • 33. Эволюция тнк и ее этапы, характерные черты 5-го поколения.
  • 34. Развитие и эволюция тнб
  • 35. Сущность и формы валютно-расчетных отношений
  • 37. Элементы мировой валютной системы и их характеристика.
  • 38. Валютные рынки и классификация валют.
  • 39. Валютный курс, методы его установления и регулирования. Валютная система России.
  • 40. Понятие, основные принципы формирования и структура платежного и расчетного баланса.
  • 41. Методы государственного регулирования платежного баланса.
  • 42. Структура и динамика развития мировых трудовых ресурсов. Международный рынок рабочей силы.
  • 43. Международная миграция рабочей силы: сущность, классификация и направление миграции.
  • 44. Причины, факторы и последствия миграции рабочей силы.
  • 45. Государственная миграционная политика: сущность виды инструменты
  • 46. Международные экономические организации: понятие и общая характеристика
  • 47. Характеристика и механизм деятельности мвф
  • 48. Характеристика и механизм деятельности группы вб
  • 49. Общая характеристика, цели и принципы деятельности оон
  • 50.Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
  • 51.Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в россии и их регулирование. Вывоз капитала из россии
  • 20.Международная торговля интеллектуальной собственностью

    Интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности.

    изобретение- тех. решение, представленное в документальной форме в виде модели/ образца, обладающий существенной и явной полезностью

    Патент –документ, устанавливающий право собственности.

    Ноу-хау - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности

    Товарная марка - это имя, знак или символ, которые идентифицируют продукцию и услуги продавца.

    21.Международный рынок технологий

    Международная торговля технологиями - это предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и прикладную практическую ценность.

    Объектами международной торговли технологиями являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной и неовеществленной форме.

    Неовеществленные формы:

    Техническая документация

    Знания и опыт

    Рецептура

    Лицензии.

    Овеществленные формы

    Промышленные образцы

    Отдельные агрегаты

    Технологические линии

    Субъекты международного рынка технологий

    Государство

    Высшие учебные заведения

    Исследовательские институты

    Фирмы и фонды

    Физические лица.

    22. Понятие и сущность гос регулирования внешней торговли: цели, методы, инструменты.

    Государственное регулирование внешней торговли – это система закрепленных нормативными актами методов государственного воздействия на внешне-торговые операции субъектов предпринимательской деятельности.

    Методы государственного регулирования международной торговли можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.

    1. Тарифные методы сводятся к использованию таможенных пошлин - особых налогов, которыми облагаются продукты международной торговли. Таможенное обложение предполагает использование импортных пошлин для затруднения ввоза в страну иностранных товаров, реже используются экспортные пошлины. Протекционистский характер тарифов выражается в увеличении размеров пошлин для роста национальных цен на импортируемый товар. По форме исчисления различают пошлины:

    а) адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара; б) специфические, взимаются в виде определенной денежной суммы с объема, массы или единицы товара. 2. Нетарифные методы многообразны и представляют собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий. К ним относятся:

    Кеопшроеание (контингентирование) - установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций.

    Лицензирование - выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений (лицензий) на проведение внешнеторговых операций эмбарго - запрет на проведение экспортно-импортных операций.

    Валютный контроль - ограничение в кредитно-денежной сфере

    Налоги на экспортно-импортные операции - налоги в качестве нетарифных мер, которые не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров

    Административные меры, которые связаны в основном с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке.

    Государственное регулирование внешней торговли может иметь два взаимосвязанных направления. С одной стороны – это регулирование импорта в целях защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от иностранных товаров. С другой стороны – поощрение экспорта, повышение конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке в целях экспортной экспансии, завоевании новых рынков. Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

    Гос.регулирование внешней торговли – система мер гос.воздействия на внешнеторговые операции субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемые в соответствии с задачами экономической политики.

    Методы гос.регулирования

    Тарифные (таможенные);

    Нетарифные.

    Инструменты:

    Там.пошлины;

    Лицензии;

    Ограничение экспорта;

    Административные и таможенные формальности;

    Стандарты;

    Субсидирование экспорта.

    Защита отечественного производителя;

    Создание благоприятных условий для иностранных и отечественных инвестиций;

    Приток капитала;

    Стимулирование международной торговли.

    Международная торговля объектами интеллектуальной собственности

    Быстрая активизация научно-технического обмена стала одной из заметных черт современного этапа развития международных экономических отношений. По некоторым оценкам, 80% мировой торговли приходится на товары, содержащие интеллектуальную собственность. На международную передачу технологий приходится около 7% прибыли, получаемой в мировом товарообороте.1 Суммарная стоимость создаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта.

    Не вызывает сомнения, что на современном этапе обладание передовыми технологиями и новейшими знаниями является основным условием достижения международной конкурентоспособности страны, а быстрый рост торговли результатами интеллектуальной деятельности становится важнейшим фактором современного этапа углубления международных экономических отношений.

    Интеллектуальная собственность (ИС) является важнейшим элементом инновационного развития страны, условием модернизации ее хозяйственной деятельности.

    Согласно классификации Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле. Интеллектуальная собственность подразделяется на две категории: промышленная собственность, которая включает изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы и географические указания источника происхождения; и авторское право, которое включает литературные и художественные произведения, такие как романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения; и произведения изобрази-

    Г.В. Кузнецова

    УДК 347.77 +339.5 ББК 65.428 К-891

    1 Фаминский И.П. Глобализация - новое качество мировой экономики. - М.: Магистр. 2012. - с.63.

    тельного искусства, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры, а также архитектурные сооружения. Смежные права включают права артистов-испол-нителей на их исполнения, права производителей фонограмм на их записи и права вещательных организаций на их радио и телевизионные программы.2

    Интеллектуальная собственность является одним из наиболее дорогостоящих активов в коммерческих операциях. Достаточно сказать, что стоимость брендов всемирно известных компаний оценивается в миллиарды долларов. Так, в 2011 г. наиболее высоко оцененными были бренды: Google - 44,3 млрд долл., Microsoft

    42,8 млрд долл., Wal-Mart - 36,2 млрд долл., IBM - 36,2 млрд долл., Vodafone -30,8 млрд долл.3

    Особенную роль научно-техническая деятельность и распространение ее результатов по всему миру приобретают в настоящее время. Объективной основой этой тенденции стала фрагментация производственного процесса и создание глобальных цепочек добавленной стоимости при активном участии ТНК. Практически любое технологически сложное изделие, а часто и обычный товар широкого потребления, включает в себя материальные и нематериальные элементы (научно-технические разработки, дизайн, программное обеспечение и др.), созданные в разных странах.

    Наглядной иллюстрацией этому процессу служит исследование ВТО под названием «Сделано в мире», где на примерах некоторых промышленных товаров (самолеты, автомобили, компьютеры) показывается взаимосвязь и взаимозависимость производителей из разных стран. «Фрагментация процесса производства способствует исчезновению границ и сокращению расстояний. Снижение транспортных расходов, информационная и технологическая революция, открытость экономической политики приводят к тому, что продукция уже не привязана к одной стране, а принадлежит всему миру» - заявляет Генеральный директор ВТО Паскаль Лами.4

    Ключевым техническим фактором быстрого распространения научно-технических достижений и знаний стал Интернет. По данным Международного союза электросвязи, в первом квартале 2013 г. в мире было зарегистрировано 2,7 млрд пользователей Интернета, что составляет 39% населения земного шара. 31% из этого числа проживает в развивающихся странах. При этом подключения к Инте-ренету через мобильную связь достигли 6,8 млрд, таким образом глубина проникновения мобильного Интернета в мире достигла практически 100%, при том, что в развитых странах этот показатель составил 128% и в развивающихся - 89%.5 На

    2 Все определения приводятся в соответствии с формулировками ВОИС, http://www. wipo.int/about-ip/ru/

    3 Пучков А. Крупнейшие ТНК в современном мире. http://stratcons.ru/2012/03/06/

    4 http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/flyer_miwi_e.pdf

    5 http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/facts/ICTFactsFigures2013.pdf

    конец 2012 г. в Китае было зарегистрировано 565 млн пользователей Интернета. больше, чем в любой другой стране мира, хотя доля населения, имеющего доступ к Интернету в этой стране, составила только 42,1%. В Северной Америке доступ к Интернету имели 78,6% населения, в Австралии и Океании - 67,6% населения, Европе 63,2%, в странах СНГ - 52%. Самый низкий уровень отмечен в Африке -15,6% населения. 6

    В целом мировая копилка знаний в последние годы наполняется достаточно быстро. Важными показателями уровня развития инновационного потенциала любой страны являются масштабы патентования. В 2012 г. число международных патентных заявок на изобретения, поданных в соответствии с Договором о патентной кооперации (РСТ), выросло на 6,6% по сравнению с 2011 г. При этом на долю Японии и США пришлось 48,8% всех заявок (см. таблицу 1). Однако лидером по количеству поданных заявок в системе РТС (3906) стала китайская телекоммуникационная компания «2ТБ».

    Таблица 1

    Международные заявки на патенты по системе РТС ведущих стран

    Страна 2G1G 2G11 2G12 (оценка)

    ВСЕГО 164338 182379 194400

    США 45029 49060 51207

    Япония 32150 38874 43660

    Германия 17568 18851 18855

    Китай 12296 16402 18627

    Республика Корея 9669 10447 11848

    Франция 7 246 7 438 7 739

    Великобритания 4 891 4 848 4 895

    Швейцария 3 728 4 009 4 194

    Нидерланды 4 063 3 503 3 992

    Россия 798 996 956

    Источник: WIPO IP Facts and Figures 2011. P. 10. http://www.wipo.int/export/sites/www/ pressroom/ru/documents/pr_2013_732_a.pdf#annex1

    Количество международных заявок на товарные знаки, поданные в рамках Мадридской системы, выросло в 2012 году на 4,1% до 44018 ед. На долю Франции, Германии и США пришлось 36,5%. Швейцарская фармацевтическая компания «Novartis» проявила наибольшую активность в 2012 г., подав 176 заявок.

    6 World in 2013. ICT. Facts and Figures. ITU. http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/ default.aspx

    Число международных заявок на промышленные образцы, поданные в рамках Гаагской системы, выросло в 2012 г. на 3,3% по сравнению с 2011 г. до 12454 ед. На долю Франции, Германии и Швейцарии пришлось 62,8% от общего числа заявленных образцов. Лидером в 2012 г. была швейцарская компания «Swatch AG» с Si заявкой.

    В последние годы на мировой рынок интеллектуальной собственности активно выходят развивающиеся страны, и их доля в патентовании ИС устойчиво растет. Национальная политика, направленная на стимулирование притока иностранного капитала в высоко технологичные отрасли, создание совместных предприятий и стратегических альянсов с международными лидерами в сфере инноваций, поддержка отечественных изобретателей со стороны государства позволили Сингапуру и Республике Корея добиться вполне ощутимых успехов в этой области. По такому же пути идут Китай, Индия, Бразилия, другие развивающиеся страны.

    В результате доля развитых стран (с высоким уровнем дохода) за период с 2004 г. по 201 i г. снизилась: по числу поданных патентных заявок - с 82,7% до 67%, по числу заявок на торговые марки - с 55,5% до 45,1%, по заявкам на промышленный дизайн - с 52,5% до 24,9%. В этот же период доля стран со средними доходами, к числу которых можно отнести быстро развивающиеся страны, выросла: по патентным заявкам на изобретения - с 14,9% до 29,8%, по заявкам на торговые марки - с 34,3% до 43,9%, по заявкам на дизайн - с 42,4% до 72%. Впечатляют показатели Китая. Эта страна увеличила свое участие: по патентным заявкам на изобретения

    С 8,3% до 24,6%, по заявкам на торговые марки - с 13,4% до 22,8%, по заявкам на дизайн - с 33,4% до 68,1%. 7

    В 201 i г. Китай вышел на первое место по количеству полученных заявок на все виды интеллектуальной собственности, обогнав США. Если в 1995-2009 гг. вклад Китая в рост числа патентных заявок составил 37,2%, при том, что вклад США был 28,6%, а ЕС - 9,3%, то в 2009-2011 гг. вклад Китая в общий рост увеличился до 72,1%, а США снизился до 16,2%, ЕС - до 2,8%. 8 Интересно, что наибольшее число патентных заявок в Китае получено от резидентов - 415,8 из 526,4 тыс. Из числа нерезидентов наиболее крупными заявителями были США - 10,5 тыс., Европейского патентного бюро (ЕПБ) - 2,5 тыс., Японии - 1,4 тыс. Из России поступило 303 патента.

    Отмечая безусловные успехи Китая в сфере патентования, следует отметить, что большая доля заявок от резидентов в этой стране была получена от крупнейших ТНК. Например, по данным за 201 i г. патентные заявки на промышленный дизайн были поданы: Panasonic - 3634 ед., Samsung - 3335, LG Electronic - 2844,

    7 World Intellectual Property Indicators: 2012. WIPO. 2012. P.25 http://www.wipo.int/export/ sites/www/freepublications/en/intproperty/941/wipo_pub_941_2012.pdf

    8 World Intellectual Property Indicators - 2012. WIPO. Р. 44. http://www.wipo.int/ freepublications/en/intproperty/941/wipo_pub_941_2012.pdf

    Honda Industrial - 2041, Toyota Automobile - 1695, Sony Corporation - 1549, Sanyo Electronic - 1494, Philips Electronic 1314. Исключение представляет Университет Цзян Нань (Jiangnan University), который подал в 2011 г. 2074 патентных заявок. Этот университет играет активную роль в развитии инноваций на региональном и национальном уровне, осуществляет коммерциализацию изобретений, научных и технологических достижений. Общепризнанны успехи университета в модернизации химической, легкой и пищевой промышленности, развитии биотехнологий и экономики окружающей среды.

    Таблица 2

    Географическое распределение заявок на интеллектуальную собственность (ИС) в 2009 г.

    Страны Торговые марки Патенты Промышленный дизайн Полезная модель

    Китай 808546 314604 351342 310771

    США 266845 456106 25806 n.a.

    Республика Корея 134211 163523 5793 17144

    Индия 141943 34287 6092 n.a.

    Япония 110622 348569 30875 9507

    Бразилия 112661 21944 5292 3122

    Франция 84213 16104 7007 413

    Мексика 75250 14281 2930 535

    Германия 74674 59583 8040 17306

    Австралия 56404 23681 5136 3120

    Россия 49189 38564 3740 11153

    Испания 46711 38о3 2935 2560

    Чили 39935 1717 397 97

    Таиланд 36087 5857 3873 1515

    Источник: WIPO IP Facts and Figures 2011. P. 10. http://www.wipo.int/freepublications/ en/statistics/943/wipo_pub_943_2011.pdf

    Научные и технические разработки развиваются по многим отраслевым направлениям. Статистика ВОИС выделяет такие сферы, как электроника, электрическое машиностроение, связь, оптиковолоконная связь, компьютерные технологии. Последние годы популярным направлением стала сфера возобновляемой электроэнергетики. Интересно, что из общего числа патентных заявок, сделанных

    в 2011 г. в области использования солнечной энергии, 29,2% приходится на Японию, 17,2% - Республику Корея, 14,3% - США, 10,2% - КНР, 6,5% - Германию, от 0,8 до 1,6% - на Великобританию, Францию, Нидерланды, Испанию. Что касается энергии ветра, что в этой области наибольшие число заявок подано в США

    17,2%, Германии - 14,9%, Японии - 9,4%, Китае - 11,0%, Дании - 7,2%.

    Одним из проявлений процессов глобализации сферы технологий и знаний является развитие научно-технического сотрудничества и кооперирования. Эксперты ВОИС отмечают, что растет международное взаимодействие в патентном деле: 26% заявок на изобретения имеют в числе авторов как минимум одного зарубежного исследователя. В числе швейцарских патентных заявок по данным за 2011 г. это участие составило 79,3%, нидерландских - 57,2%, бельгийских - 53,9%. В азиатских странах - Японии, Республике Корея, Китае и Индии степень участия зарубежных исследователей существенно ниже (соответственно - 4,6%, 6,5%, 6,8%, 8,6%).9

    Масштабы международного патентования свидетельствуют о важности этого вида деятельности в деле закрепления внешнеэкономических позиций стран и компаний на мировом рынке.

    Очевидно, что на современном этапе участие страны в международном технологическом обмене является важнейшей характеристикой ее положения в системе МЭО. Международный оборот торговли патентами и лицензиями оценивается размерами роялти, полученными от купли-продажи лицензий. Эти операции отражаются в платежном балансе страны на счете текущих невидимых операций в разделе коммерческие услуги. Согласно определению МВФ, к ним относятся «обмен выплатами и поступлениями между резидентами и нерезидентами за использование на основе договора нематериальных, непроизводственных, нефинансовых активов и прав интеллектуальной собственности (таких как патенты, товарные знаки, франшизы и т.п.), а также за использование на основе лицензионных соглашений объектов прав интеллектуальной собственности, содержащихся в материальной форме (аудиовизиальная продукция, печатные издания)».10

    По данным статистики ВТО за 2011 г., мировым лидером по размерам поступающих платежей за продажу прав ИС остаются США - 103,7 млрд долл. На страны ЕС приходится 93,8 млрд долл., Японию - 49,0 млрд долл. Вместе с тем, растет участие в международной торговле правами ИС развивающихся стран. В 2011 г. поступления Республики Корея составили 4,3 млрд долл., Сингапура - 2,2 млрд долл., Китая 830 млн долл. В целом долю общеизвестной «триады» (США-ЕС-Япония) пришлось 88% доходов от продаж лицензий (см. таблицу 3).

    9 World Intellectual Property Indicators: 2012. WIPO. 2012. P.67 http://www.wipo.int/export/ sites/www/freepublications/en/intproperty/941/wipo_pub_941_2012.pdf

    10 Цит. по Сумин А.В., Харламова В.Н., Абрамова А.В. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности. -М.: МГИМО. С.154

    Таблица 3

    Динамика лицензионных платежей и роялти (млрд долл.)

    2007 2009 2010 2011

    Всего 190 220 245

    США 82,6 89,8 92,0 103,8

    ЕС (27) 59,6 76,8 85,4 93,8

    Япония 23,2 21,7 26,7 29,0

    Швейцария 8,9 15,7 16,4

    Канада 3,5 3,4 3,8 3,9

    Республика Корея 1,7 3,2 3,1 4,3

    Сингапур 0,8 1,3 1,9 2,2

    Австралия 0,6 0,7 0,9 0,9

    Израиль 0,4 0,8 0,8 1,1

    Китай 0,3 0,5 0,8 0,8

    ЕС (27) 76,4 106,8 109,0 116,9

    США 25,0 25,2 31,8 34,8

    Япония 16,6 16,8 18,8 19,2

    Сингапур 11,7 15,7 15,9 19,4

    Швейцария 0,8 11,6 14,9 n.a.

    Китай 8,1 11,0 13,0 14,6

    Республика Корея 5,1 8,2 9,0 7,3

    Канада 8,2 7,2 8,7 9,2

    Россия 2,8 4,1 5,0 6,1

    Тайвань 2,5 3,4 4,9 5,8

    Источник: WTO. International Trade Statistics 2012. р. 177. International Trade Statistics

    2011. р.174. International Trade Statistics 2008. р. 188. www.wto.org/statistics

    Что касается импорта, то по размерам выплаченных роялти лидируют те же ЕС - 109,0 млрд долл., США - 60,9 млрд долл. и Япония - 34,8 млрд долл. Их доля в общемировом импорте - 80%. Крупными мировыми импортерами из числа развивающихся стран являются: Сингапур - 19,4 млрд долл. (6,9%), Китай - 14,6 млрд долл. (5,6%), Республика Корея - 7,3 млрд долл. (3,9%), Россия - 6,1 млрд долл. (2,2%).

    Таким образом, несмотря на заметный прогресс в научно-технической сфере в развивающихся странах, большая часть технологического обмена по-прежнему концентрируется в группе развитых стран. Так, в 2011 г. 37,7% всех роялти США получили из стран ЕС, 10,7% - из Японии, 8,9% - из Швейцарии, 7,6% - из Канады. В свою очередь 51% поступлений роялти ЕС был обеспечен платежами из стран Союза, 16,1% - поступлениями из США, 4,4% - из Швейцарии и 3,1% - из Японии. Значение развивающихся стран Азии вполне весомо в структуре роялти у Японии (Китай - 10,7%, Таиланд - 7,4%, Тайвань - 3,9%) и Республики Корея (Китай - 34,2%, Индия - 3,7%).п

    Что касается России, то ее участие на мировом рынке результатов интеллектуальной деятельности слабое, даже ниже, чем на рынке товаров и услуг. Ее доля составляет менее 1% мирового высокотехнологичного экспорта (в мировом товарном экспорте и импорте этот показатель находится на уровне 2,5%). Как известно, в СССР изобретательская активность развивалась опережающими темпами и соответствовала мировому уровню. В СССР ежегодно создавалось около 300 000 изобретений и регистрировалась почти треть всех значимых изобретений мира. В 90-е годы в этой области наблюдалась полнейшая деградация. Достаточно сказать, что в 1991 г. число заявок на изобретения упало в четыре раза и Россия оказалась в самом конце списка технологически развитых стран.12 И в настоящее время по Индексу инновационного потенциала страна стоит на 51 месте. Удельный вес предприятий, ориентированных на инновации, от общего числа предприятий составляет 10-11%, доля продаж инновационных товаров не превышает 1,9%.13

    Высокие темпы роста, которые Россия продемонстрировала в начале XXI века, побудившие экспертов отнести страну к категории быстро растущих рынков и пророчить весомые рейтинги в мировой иерархии, сменились спадом, еще раз подтвердившим уязвимость «сырьевой» модели. Некоторые аналитики даже стали настаивать на исключении России из БРИКС, аргументируя это тем, что «ее демографическая ситуация неблагоприятна, она чрезмерно зависима от сырьевого экспорта и имеет плохую репутацию в сфере государственного управления и судебной системы».14 Это побуждает руководство страны все активнее говорить о необходимости перехода на инновационный сценарий роста. Однако предприни-

    11 WTO. International Trade Statistics 2012. P. 177. www.wto.org/statistics

    12 Потери России от “утечки” мозгов. URL: http://www. contrtv. ru/information/arti-cles/3310.html

    13 The Global Innovation Index 2012. Stronger Innovation Linkage for Global Growth. WIPO. 2012, с. 123. www.globalinnovationindex.org

    14 Дж. О’Нил. Карта роста. Будущее стран БРИК и других развивающихся рынков. - М.: Альпина Бизнес Букс. С. 60.

    маемые шаги, по оценкам специалистов, часто носят ситуативный, бессистемный характер. 15

    Динамика и структура внешней торговли инновационной продукцией России, как и торговли традиционными товарами, определяются общим состоянием национальной экономики, и, в первую очередь, недофинансированием отраслей и слабым развитием соответствующей инфраструктуры. Эксперты отмечают, что финансирование науки с 1990 г. по 2010 г. сократилось на 54%. Ассигнования федерального бюджета на гражданскую науку в 2010 г. составили 237,6 млрд руб. (в 2012 г. согласно ФЗ о бюджете - 345,4 млрд руб.), что составляет 0,53% ВВП. При этом расходы на фундаментальную науку достигают лишь 0,17% ВВП, на прикладную науку - 0,40% ВВП, 2,35% расходной части бюджета.16 Интересны приводимые ВОИС следующие данные. В России число сотрудников патентных учреждений составляет 2700 человек, что значительно выше, чем в Японии (2500), Республике Корея (1002), Швеции (1000), Испании (600). Вместе с тем, число патентных заявок, сделанных в России, в разы меньше, чем в указанных странах (в 2011 г. в России - 58532, в Японии - 437375, в Республика Корея - 121750, Швеции - 149495, Испании 147889). Одной из причин такого несоответствия ВОИС считает недофинансирование патентных ведомств. В России на эти цели в 2011 г. было направлено 14,3 млн долл., в Японии 840 млн долл., в Республике Корея -120, Швеции - 69, Испании - 45,3 млн долл.17

    Однако, несмотря на эту слабую поддержку со стороны государства, в России в последние годы наблюдается рост активности заявителей (наибольшая активность в 2006 г. - 17 % к предыдущему). В 2012 г. общее число поступивших в Роспатент заявок на выдачу патента РФ на изобретения выросло по сравнению с 2011 г. на 6,7% и составило 44211 (в 2011 г. - 41414), в том числе заявителями из России было подано 28701 заявок, а иностранными заявителями - 15510. Решения были приняты по 32428 заявкам, в т.ч. о выдаче патентов российским заявителям

    21752 и иностранным - 10676.

    В 2012 г. было продано заявок на выдачу патента на полезную модель на 6,2% больше, чем в 2011 г. - 14069 (в 2011 г. - 13241), в т.ч. российскими заявителями

    13479 заявок (в 2011 г. - 12584) и иностранными - 590 (657). Выдан был 11671 патент на полезную модель, на 5,3% больше, чем в 2011 г., в т.ч. российским заявителям - 11152 и иностранным - 519.

    15 Платонова Е.И. Сравнительный анализ патентной активности в России и за рубежом в контексте перехода на инновационный путь развитию http://issek.hse.ru/press/20788235. Ы:т1

    16 Индикаторы науки: 2012 г. Статистический сборник. -М.: НИУ ВШЭ. 2012, с. 79.

    17 Интеллектуальная собственность: мощный инструмент экономического роста. ВОИС.2012.с.29.www.wipo.int./freepuЫications/ru/inproperty/888/wipo.pub_888_1.pdf

    На выдачу патента РФ на промышленный образец было подано в 2012 г. на 10,6% больше заявок, чем в 2011 г. - 4640 (4197), в т.ч. российскими заявителями

    1928 заявки и 2712 - иностранными заявителями. Был выдан 3381 патента, в т.ч. российским заявителям - 1390 и иностранным - 1991 патента.

    На регистрацию товарного знака и знака обслуживания РФ в 2012 г. было подано 61923 заявки на 3,7% больше, чем в 2011 г., в т.ч. российскими заявителями

    34851 и иностранными - 27072 (см. таблицу 4).18

    Таблица 4

    Динамика подачи в Роспатент заявок на объекты промышленной собственности в 2006-2011 гг.

    2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

    Изобретение 37691 39439 41849 38564 42500 41414 44211

    Полезная модель 9699 10075 10995 11153 12262 13241 14069

    Промышленный образец 4385 4823 4711 3740 3997 4197 4640

    Товарный знак и знак обслуживания 52984 57262 57112 50107 56848 59717 61923

    ВСЕГО 104759 111599 114667 103564 115607 118569 124843

    В современной стратегии развития государств ключевая роль отводится созданию интеллектуальной собственности (ИС) и управлению ею. Значимость ИС становится еще более очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией. И дело здесь не только в факторе роста торговли лицензиями (превышающем в несколько раз ежегодный рост международной торговли в целом), но и в вытекающих из международных нормативно-правовых актов возможностях, которые позволяют субъектам, располагающим значительным научно-техническим потенциалом, обеспечивать эффективную защиту прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, повышать конкурентоспособность своей продукции.

    К объектам интеллектуальной собственности в мировой практике относят:

    • - ноу-хау, патенты, конструкторскую и иную документацию;
    • - технологии, технологический комплекс или его отдельные составляющие;
    • - узлы и агрегаты, готовые изделия (по результатам опытного производства);
    • - техническую и технологическую документацию на создание объектов техники и производство промышленной продукции;
    • - методики, расчеты, рекомендации и другие текстовые материалы, представленные на бумажных, электронных и других носителях.

    Известно, что конкурентоспособность продукции на рынке в значительной мере определяется ее качественными составляющими, ключевыми из которых являются патентно-правовые характеристики того или иного товара. Поэтому большинство субъектов мировой экономики рассматривают патентно-лицензионную политику как исключительно важный фактор обеспечения экономического роста. Следует подчеркнуть, что стратегия развития всех преуспевающих компаний предусматривает их активную позицию в управлении ИС как у себя в стране, так и за рубежом.

    В конкуренции между государствами, корпорациями, предприятиями в настоящее время лидируют уже не те, кому удалось успешно реализовать отдельные инновации, а те, кто сумел выработать и реализовать соответствующую политику в области управления ИС, получить на основе патентной защиты и монопольного освоения наукоемкой продукции максимальную прибыль. Исходя из значимости ИС и управления ею в обеспечении конкурентоспособности продукции, индустриальные страны осуществляют сегодня не только государственную поддержку научно-исследовательского сектора экономики, но и применяют весь спектр стимулирования создания и использования в производственно-торговой деятельности объектов промышленной собственности.

    Оценить положение дел в области создания ИС, управления ею, а также в области патентно-лицензионного регулирования позволяет анализ соответствующего опыта зарубежных стран, его сопоставление с имеющейся национальной практикой.

    Международная статистика показывает, что в большинстве стран мира число зарегистрированных патентов, используемых нерезидентами, значительно превышает число патентов, используемых резидентами. Лишь в Японии, Южной Корее и США это соотношение в пользу резидентов, что, в частности, объясняет устойчивость экономического роста в этих странах.

    Второй вывод, который можно сделать на основе анализа международной статистики, заключается в том, что чем выше уровень экономического развития страны, тем выше суммарное число используемых в отраслях народного хозяйства патентов. В Австралии этот показатель превышает 43 тыс., для европейских стран - более 60 тыс., в Южной Корее - 114 тыс., в США - более 220 тыс. и в Японии - более 400 тыс.

    Особого внимания заслуживает патентно-лицензионная политика Японии, занимающей первое место в мире по числу используемых патентов. Успех ее экономического развития, экспортные возможности автомобилестроения, электронной отрасли предопределены, с одной стороны, мерами, направленными на ограничение деятельности на японском рынке международных корпораций. Это позволило избежать отвлечения национальных ресурсов на их обслуживание, обеспечить концентрацию внутренних ресурсов на приоритетных производствах. С другой стороны - эффективностью политики по закупке лицензий, стимулированию изобретательства. Так, в течение тридцати лет, начиная с 1950 г., Япония заключила более 32 тысяч лицензионных соглашений на закупку технологий, потратив на это около 9 млрд. долл. несмотря на то что большинство из приобретенных Японией у США лицензий предусматривали запрет экспорта произведенной с их использованием продукции в Северную Америку, это позволило избежать более значительных затрат на разработку соответствующих собственных технологий.

    Японская система защиты прав на ИС имеет ряд особенностей. Так, самая высокая в мире стоимость патентования (к примеру, рассмотрение заявки на изобретение, выдача охранной грамоты и поддерживание патента в силе в течение всего срока его действия составляют 70 - 80 тыс. долл. США), а также сроки, необходимые для регистрации патента, способствуют осуществлению японскими субъектами контроля за внутренним рынком. Следствием проводимой в Японии в области промышленной собственности политики является тот факт, что на иностранных заявителей приходится только около 4 % общего числа выдаваемых в Японии патентов.

    Соответствующий субъект Японии проводит активную политику в принудительном лицензировании, т. е. оказывает помощь местным компаниям в приобретении запатентованных разработок других, в том числе иностранных, фирм, а также содействует субъектам в выработке стратегии зарубежного патентования. Ее основные принципы определяются возможностями патентования и основаны на том, что патентование, обеспечивая правовую защиту того или иного объекта, позволяет патентообладателю монополизировать права на промышленную собственность и вследствие этого диктовать цены, влиять на состояние конкретного рынка. Т.е. наличие патента необходимо рассматривать и как барьер от проникновения на рынок товаров, который может сдерживать внедрение новшества, способствовать монопольному положению товара на конкретной территории, защищать от неконтролируемой конкуренции. Стратегия зарубежного патентования направлена на предотвращение «атаки» иностранных компаний при выходе японских фирм на внешние рынки. Все это делается на основе соответствующей патентно-лицензионной политики, обеспечения правовой охраны имеющихся в распоряжении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков. На Японию приходится наибольшая доля зарегистрированных в США патентов в таких областях, как вычислительная техника, средства связи, микроэлектроника, автомобилестроение, что при прочих факторах обеспечивает положительное сальдо внешней торговли. Наряду с этим активность японских фирм в зарубежном патентовании является неотъемлемой частью проводимой государственной политики по концентрации усилий на росте экспорта лицензий, что отражает имеющую место тенденцию превращения ИС в неотъемлемую часть международной торговли.

    В 1998 г. расходы на НИОКР в США составили около 150 млрд. долл., причем почти половина этой суммы - бюджетные средства. При этом торговля интеллектуальной собственностью является приоритетной частью внешней торговли США, а поступления в американскую казну от экспорта патентов и лицензий соизмеримы с долей текстильной или табачной отраслей промышленности в ВНП. Во внешнеторговых операциях с ИС в США преобладает внутрикорпоративная торговля - 80% экспорта и 74% импорта, что отражает стремление компаний сохранить и по возможности расширить на основе владения и управления ИС свои рынки сбыта. При этом следует иметь ввиду, что средний возраст технологий американских фирм на дату их первой передачи в филиал в развитой стране составляет около 6 лет, в развивающейся - около 10 лет, при лицензировании сторонним фирмам и совместным предприятиям - более 13 лет.

    Особая сила патентов проявляется в деятельности крупных фирм, когда взаимное использование патентов и лицензий становится основой создания многих международных альянсов, союзов, корпораций. В результате на долю транснациональных корпораций приходится основная часть объектов интеллектуальной промышленной собственности и операций с ними. Так, в последние годы вложения ряда фирм в научные исследования и конструкторские разработки достигают сумм, сопоставимых с валовым внутренним продуктом отдельных государств. Например, затраты на указанные цели «General Motors» составляют около 7 млрд. долл., «Ford Motor» - 5,2, «IBM» - 3,4 млрд. долл.

    Практика показывает, что изобретения, созданные в процессе исследовательских, конструкторских работ, патентуются, прежде всего, в государствах предполагаемого канала экспорта, сбыта продукции, в которой в той или иной форме используются объекты ИС, а также в странах, где уровень технологического развития соответствующей отрасли наиболее высок. Это не только обеспечивает устойчивое положение товаров на рынках сбыта, но и позволяет влиять на ведущие предприятия, производящие конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

    В США действует выверенный механизм продажи за рубежом наукоемкой продукции, согласно которому это становится возможным только после комплексного изучения всех аспектов предполагаемой сделки, обеспечения патентования, защиты использованной в экспортном товаре ИС в стране-импортере.

    В целях обеспечения эффективности своих инвестиций в фундаментальные и прикладные исследования, защиты создаваемой в результате их проведения ИС США применяют к партнерам торгово-экономические рычаги давления - увеличение размеров импортных пошлин, сокращение квот, создание нетарифных барьеров в торговле, сворачивание программ сотрудничества и помощи.

    Это касается стран, которые нарушают права американских субъектов на указанную собственность. Анализ патентно-лицензионной политики ряда ведущих стран позволяет говорить о многоплановом использовании патента как эффективного инструмента конкурентной борьбы. При этом роль его на том или ином рынке во многом предопределяется целью патентования. В одном случае патент обеспечивает пребывание на рынке определенного товара, в другом - охрану его монопольного положения. Наличие у одной компании блока патентов определенной направленности конкретного государства становится запретом для других предприятий на производство, реализацию на территории данной страны товара с использованием уже запатентованного объекта промышленной собственности. Такой запрет может быть устранен только в результате приобретения соответствующей лицензии, что по ряду причин не всегда представляется возможным, ибо монопольное положение на рынке того или иного товара гарантирует сверхприбыли от его реализации.

    Проводимая в Европейском Союзе соответствующая политика в значительной степени направлена на создание совместных разработок, единого европейского рынка. Во многом это обеспечивается затратами европейской промышленности на патентование, которые, к примеру, в 1994 г. составили около 5 млрд. немецких марок.

    Третье место Германии на мировом рынке наукоемкой продукции во многом объясняется выверенной инновационной политикой правительства этой страны, увеличением средств на нужды научно-исследовательского сектора и охрану объектов промышленной собственности. Следствием такого подхода является тот факт, что только в 1997 г. фирмами было продано следующее количество заявок на патенты с действием в Германии: «Siemens» 2573, «Bosch» - 1508, «BASF» - 1263, «Bayer» - 952.

    В производстве и экспорте оборудования, предназначенного для защиты окружающей среды, мировое лидерство принадлежит Германии: по состоянию на 1992 г. на долю немецких фирм приходилось 28 % мирового патентного фонда в этой области.

    Исходя из ключевой роли ИС в обеспечении конкурентоспособности национальной промышленности на мировом рынке, наиболее развитые страны наряду с государственным финансированием научно-исследовательских работ активно стимулируют создание и использование в производстве и торговле объектов промышленной собственности. Анализ имеющейся практики в области патентно-лицензионного регулирования позволяет утверждать, что указанный инструмент обеспечения качества, конкурентоспособности продукции активно используется ведущими развитыми странами для завоевания рынков и ограждения их от конкуренции со стороны других субъектов.

    В конечном счете, возможности регулирования, обеспечения конкурентоспособности на основе управления ИС, с одной стороны, а также имеющийся в распоряжении транснациональных корпораций в рассматриваемой области потенциал - с другой предопределили принятие наиболее развитыми странами одного из основополагающих документов ВТО - Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS).

    Накопленный развитыми странами, транснациональными корпорациями опыт в создании своим субъектам конкурентных преимуществ на основе патентно-лицензионного регулирования позволяет предположить следующее. Предприятия тех стран, которые из-за ограниченности необходимых ресурсов отстают в области создания и освоения новых технологий и не имеют значительного опыта по вовлечению в хозяйственный оборот объектов ИС, при приведении (без соответствующих оговорок) национального законодательства в соответствие с положениями указанного Соглашения будут все в большей степени вытесняться на периферию мирового экономического развития. Избежать таких последствий можно только при наличии в данной области должной государственной политики.

    В Беларуси в патентное ведомство от национальных заявителей поступило 3585 заявок на изобретения, от иностранных заявителей - 2857. За этот период зарегистрировано и выдано указанным субъектам соответственно 1362 и 805 патентов на изобретения.

    Из зарубежных заявителей наибольшую активность в подаче заявок на получение охранных грамот Республики Беларусь на изобретения проявляют субъекты Германии (845), США (471), Швейцарии (187), что в значительной мере отражает их стремление обеспечить защиту составных частей поставляемой на белорусский рынок продукции, не допустить в условиях жесткой конкуренции и вследствие патентования ее составляющих со стороны конкурентов значительных экономических издержек, утраты той или иной выгоды. Анализ отраслевой направленности подаваемых заявок указывает на тот факт, что зарубежные заявители в основном патентуют изобретения в области химии. 58% всех зарегистрированных, согласно Международной патентной классификации, патентов в области химии приходилось на иностранных заявителей. И если в области биохимии, генной инженерии, производства алкогольных напитков, металлургии железа соотношение патентов, выданных зарубежным и отечественным субъектам, было приблизительно равно, то в области органической химии около 90% патентов приходилось на иностранные субъекты.

    Подобную информацию следует учитывать и при определении приоритетных направлений научно-технического, производственного и внешнеэкономического развития. Ибо западные компании имеют возможность использовать патенты Республики Беларусь в качестве инструмента блокирования развития того или иного производства, сектора рынка, недопущения на него или вытеснения с него возможных конкурентов.

    В отличие от мировой практики одна треть выданных за пятилетний период субъектам Республики Беларусь патентов принадлежала физическим лицам. Последствия такого положения можно легко спрогнозировать. Ведь в данном случае у патентообладателя вряд ли хватит финансовых, организационно-управленческих, других ресурсов для должного использования ИС, к тому же налицо слабость соответствующих механизмов, институтов, содействующих эффективному ее использованию.

    Анализ зарегистрированных в республике за рассматриваемый период лицензионных договоров на изобретения, ноу-хау и соглашений о передаче права на патент на изобретение показывает, что основными продавцами являются частные юридические и физические лица (55%). При этом доля физических лиц среди лицензиаров составила 28%, а среди лицензиатов - 6%. Среди зарегистрированных договоров для соглашений, согласно которым лицензиаром является зарубежный субъект, а лицензиатом - представитель Республики Беларусь, ничтожна мала. Такое положение является следствием как недостаточных возможностей белорусских предприятий, что, кстати, находит свое отражение и в охране за рубежом отечественных объектов ИС, так и патентно-лицензионной политики иностранных государств, зарубежных компаний. Последние эффективно используют указанный инструмент регулирования, прежде всего с целью обеспечения выхода на тот или иной рынок и проведения на нем соответствующей конкурентной политики.

    Состояние лицензионной торговли в республике показывает, что при ее осуществлении национальными субъектами используются и учитываются далеко не все возможности патентно-лицензионного регулирования. При этом, исходя из ограниченности внутреннего рынка и необходимости усиления кооперационных связей с предприятиями России, наиболее тревожным является отсутствие со стороны субъектов Беларуси активности в «связывании» на основе патентно-лицензионного регулирования предприятий двух стран в единый технологический комплекс.

    Составной частью системы государственного регулирования является участие страны в работе международных организаций, занимающихся проблемами регулирования мирового рынка объектов интеллектуальной собственности. Республика Беларусь участвует в деятельности ВОИС с момента ратификации бывшим СССР Конвенции, учреждающей ВОИС в 1968 г. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г.). на настоящий момент сотрудничество выражается в совершенствовании законодательства республики в области промышленной собственности и авторских и смежных прав в соответствии с рекомендациями ВОИС и выработанными в рамках организаций соглашениями.

    Совершенствование изобретательского права включает в себя два направления:

    • 1) присоединение Республики Беларусь к международным конвенциям, действующим в данной области;
    • 2) разработка и принятие внутренних законов и подзаконных нормативных актов, направленных на реализацию тех общих принципов, которые содержатся в международных конвенциях.

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №141 от 11.03.1993 была утверждена Декларация о международных договорах Республики Беларусь в области промышленной собственности. Этой декларацией было оформлено правопреемственность республики в отношении трех важнейших многосторонних соглашений в этой области, участником которых был бывший СССР: Парижской конвенции об охране промышленной собственности, Договора о патентной кооперации и Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.

    В сфере авторских и смежных прав Беларусь присоединилась к Бернской конвенции 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г., Договору ВОИС по авторскому праву 1996 года, Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года и некоторым другим документам.

    На основании этого Республика Беларусь в настоящее время участвует в союзах системы ВОИС (Парижском, Мадридском, Бернском и др.).

    Сотрудничество Республики Беларусь с ВОИС заключается в совершенствовании национального законодательства по стандартам, выработанным данной организацией. Основным направлением сотрудничества в будущем должно стать создание организационных и институциональных предпосылок для реализации данного законодательства, чтобы белорусские субъекты хозяйствования и граждане республики имели возможность эффективно осуществлять принадлежащие им права интеллектуальной собственности, а также располагали эффективными средствами защиты таких прав, в том числе на международном уровне. В этой связи приведем некоторые примеры.

    Существенным вопросом при выходе предприятия на внешний рынок является зарубежная регистрация своего товарного знака, идентифицирующего товары данного предприятия и являющегося средством стимулирования сбыта. Однако регистрация товарных знаков в национальных регистрационных органах зарубежных стран связана с большими расходами и некоторыми техническими трудностями. Поэтому гораздо целесообразнее использовать возможности, предоставляемые Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, и обратиться в международное бюро ВОИС с тем, чтобы получить международное свидетельство о регистрации, действительное во всех странах-участницах Мадридского соглашения. Такая практика пока не распространена среди белорусских предприятий, что объясняется неразвитостью национального экспорта. В будущем белорусские экспортеры должны использовать эту возможность.

    Аналогичный пример можно привести в связи с регистрацией изобретений. Белорусское предприятие или отдельный изобретатель, желающий запатентовать свое изобретение в нескольких зарубежных государствах (например, с целью дальнейшей продажи лицензии за рубеж), может не подавать заявки непосредственно в национальные патентные ведомства этих государств, а воспользоваться услугами ВОИС на основе Договора патентной кооперации. В этом случае заявка подается в международное бюро ВОИС. Хотя договор и не предусматривает выдачи единого международного патента (заявитель получит в результате несколько самостоятельных национальных патентов), и плата за услуги по международному поиску и предварительной экспертизе заявки пропорциональна числу полученных национальных патентов, расходы на такую регистрацию будут меньше, а сама регистрация будет осуществлена быстрее.

    В случае возникновения споров между белорусскими гражданами или субъектами хозяйствования, с одной стороны, и их зарубежными контрагентами - с другой по вопросам использования принадлежащих им прав интеллектуальной собственности стороны могут обратиться за их разрешением в Арбитражный центр ВОИС (действует с 1994 г.). это дает сторонам все преимущества арбитражного разбирательства перед государственным судопроизводством - быстроту разбирательства, меньшие издержки, меньшую формальность процесса, конфиденциальность, возможность урегулировать спор к взаимному удовлетворению обеих сторон.

    Наличие большого научно-технического потенциала и ориентация на развитие наукоемких отраслей дает основание сделать вывод, что сотрудничество с ВОИС в будущем станет важным элементом международных отношений республики.

    Таким образом, стратегическое планирование, успешная конкурентная политика государства не могут осуществляться без учета всех аспектов создания, охраны и управления интеллектуальной собственностью. Решение задач в данной области видится успешным только при условии проведения выверенной патентно-лицензионной политики, прежде всего на наиболее перспективных, приоритетных направлениях. Именно на этих направлениях и должны быть сконцентрированы все внутренние ресурсы, созданы соответствующие условия, механизмы и инфраструктура для развития технического творчества, инновационной деятельности, эффективного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности.

    Источниками правового регулирования международной торговли интеллектуальной собственностью являются международные и национальные акты.

    Среди международных актов ключевая роль в области охраны интеллектуальной собственности и торговли ею принадлежит Всемирной организации интеллектуальной собственности и ВТО. Действуют

    и другие международные соглашения: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (в ред. 1967 г.), Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г. и др.

    Всемирная организация интеллектуальной собственности содействует разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области. В рамках названной организации заключены Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г., Договор о патентном праве от 1 июня 2000 г. и ряд других актов.

    В рамках ВТО действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPS), направленное на защиту коммерческих интересов лиц, чьи товары содержат «интеллектуальный» компонент и защищены патентами и охранными документами на средства индивидуализации произведенной продукции, а также на борьбу с контрафактной продукцией. Иначе говоря, объектом регулирования ВТО является не сама интеллектуальная собственность, а отношения международной торговли интеллектуальной собственностью .

    Примером национальных актов являются нормы российского законодательства об интеллектуальной собственности. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью осуществляется в соответствии с Законом о ВТД (ст. 36). Гражданский кодекс РФ определяет правила о применимом праве (ст. 1211): при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается по общему правилу право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Например, стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора коммерческой концессии, признается правообладатель, а для содержания лицензионного договора - лицензиар.

    Договорные формы международной торговли интеллектуальной собственностью представлены, в частности, международными лицензионными соглашениями и договорами международного франчайзинга.

    Международная торговля лицензиями способствует увеличению иностранных инвестиций и приобретению участия в создаваемых или уже действующих зарубежных предприятиях. Продавцы лицензий обычно ставят обязательным условием участие в капитале иностранной организации, которая будет осуществлять производство товаров по продаваемой лицензии.

    Отношения международной торговли лицензиями опосредуются лицензионными соглашениями, по которым передаются права на использование изобретений, полезных моделей или промышленных образцов иностранному пользователю. Различают исключительные и неисключительные (простые) лицензии. При исключительной лицензии лицензиар передает лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в пределах, оговоренных соглашением, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. При неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе на предоставление лицензий третьим лицам.

    Торговля лицензиями осложнена объективным противоречием, существующим между началами свободы международной торговли и конкуренции, с одной стороны, и монопольным характером интеллектуальной собственности - с другой. В Соглашении TRIPS содержатся нормы, направленные на смягчение этого противоречия. Так, страны - члены ВТО вправе принимать надлежащие меры, не противоречащие Соглашению, если они необходимы для предотвращения злоупотребления правами интеллектуальной собственности со стороны правообладателей или обращения к практике, которая ограничивает неоправданным образом торговлю или оказывает неблагоприятное влияние на международную передачу технологий (п. 2 ст. 8). Правила по осуществлению контроля за антиконкурентной практикой в договорных лицензиях содержатся в ст. 40 Соглашения.

    Российское законодательство, регулирующее отношения в области международной торговли лицензиями, представлено нормами части четвертой ГК РФ о предоставлении права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца на основе лицензионного соглашения.

    Международный франчайзинг способствует созданию устойчивой сбытовой сети товаров правообладателя посредством использования монополии при осуществлении деятельности на договорной территории. По договору международного франчайзинга одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи), являющейся иностранным лицом, право использовать в его предпринимательской деятельности на определенной территории комплекс исключительных прав, принадлежащих франчайзеру . Комплекс исключительных прав может включать право пользования товарным знаком (знаком обслуживания), конфиденциальной информацией технического и коммерческого характера (ноу-хау), деловой репутацией, иными правами, принадлежащими франчайзеру.

    Различают три типа франчайзинга: промышленный, сбытовой и сервисный. Предметом соглашения промышленного франчайзинга выступает комплекс исключительных прав на использование товарного знака, изобретения, дополняемый поставляемым франчайзером сырьем, материалами, технологией. Не исключается и передача ноу- хау. В рамках соглашения сбытового франчайзинга передается исключительное право на реализацию под товарным знаком франчайзера выпускаемой им продукции. В данном случае франчайзи осуществляет часть функций поставщика, специализируясь на определенной продукции. По соглашению о сервисном франчайзинге франчайзер передает франчайзи разработанную систему оказания услуг под его знаком обслуживания.

    В договоре международного франчайзинга помимо традиционных условий по использованию передаваемого комплекса прав могут содержаться оговорки об ограничении конкуренции, соблюдении конфиденциальности, обучении персонала франчайзи.

    Публичный порядок в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью обеспечивается международными актами и актами внутреннего законодательства.

    Так, Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности предусмотрено:

    • - сокращение препятствий на пути международной торговли;
    • - содействие эффективной охране интеллектуальной собственности;
    • - обеспечение режима, при котором меры по защите прав интеллектуальной собственности не становились бы препятствием при законной торговле ими.

    В основу Соглашения положен принцип национального режима, означающий, что государство-участник обязано предоставлять лицам других государств-участников права не меньшие, чем те, которые оно предоставляет собственным лицам в отношении охраны интеллектуальной собственности. В то же время предусмотрено действие принципа режима наибольшего благоприятствования, означающего, что любые преимущества в отношении охраны интеллектуальной собственности, предоставленные государством-участником лицам любой другой страны, должны быть незамедлительно распространены налип всех остальных государств-участников. Указанные принципы распространяются не только на сферу международной правовой охраны интеллектуальной собственности, но и на сферу международной торговли ею.

    Публичный порядок в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью обеспечивается также международными стандартами в отношении охраны и использования интеллектуальной собственности (разд. 2 Соглашения). Указанные стандарты сформулированы применительно к отдельным объектам: товарным знакам и знакам обслуживания, наименованиям мест происхождения товаров, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем, конфиденциальной информации (коммерческой тайне), контролю за недобросовестной конкуренцией при заключении лицензионных договоров.

    Национальный подход к обеспечению публичного порядка в сфере международной торговли интеллектуальной собственностью предусмотрен, в частности, ст. 36 Закона о ВТД, предусматривающей возможность введения ограничительных мер в этой сфере в целях обеспечения общественной морали, правопорядка, охраны жизни и здоровья граждан, животных и растений, окружающей среды, выполнения международных обязательств Российской Федерции, обеспечения обороны и безопасности. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью также осуществляется в соответствии с Законом о ВТД.

    Литература

    Городов О. Л. Правовое обеспечение инновационной деятельности. М., 2012.

    • 1 См., например, постановления Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 827, от
    • февраля 1994 г. № 65.
    • См.: Международное коммерческое право / под ред. В. Ф. Попондопуло. М., 2004.С. 310.
    • Российским аналогом договора франчайзинга является договор коммерческойконцессии, регламентированный нормами гл. 54 ГК РФ.
    

    Copyright © 2024 Информационно-справочная система.