Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования как основные начала мчп. Виды правовых режимов в международном частном праве Режимы в мчп

Законодательством и международными договорами предусматри-

ваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим

Режим наибольшего благоприятствования

Специальный режим

Режим взаимности

Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

доставляемой настоящей Конвенцией.

«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

ципа взаимности.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

жданства третьего государства.

ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

навливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

ционального режима федеральными законами могут быть установлены

изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

теле-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

сийской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметить

отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

вии с федеральными законами.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

праве аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

зывают режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

пой государств) другому государству (группе государств) определенного

режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

ской Федерации.

ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

ничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

венно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставление

иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

происхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

зательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

антиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

сударства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

знанными принципами и нормами международного права, международ-

ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

российских лиц.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством

Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

регулирования внешнеторговой деятельности»).

номических интересов Российской Федерации при осуществлении

внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

введения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

этого государства в Российскую Федерацию.

Обход закона в международном частном праве

Обход закона - применение к правоотношениям с иностранным элементом права другого, чем право, предусмотренное соответствующим законодательством.

Обход закона означает применение хотя бы одной из сторон правоотношений законодательства, более лояльно определяет определенные права и обязанности, правосубъектность физических или юридических лиц.

Пример. Получив отказ в бракосочетании с мусульманином в Украине (Украинка должна была стать второй женой), пара обручилась в Иране. В результате такой брак в Украине не будет признаваться, однако будет признаваться в Иране. Это так называемые "Хромая правоотношения".

Целью обхода закона является создание для участников соответствующих правоотношений более благоприятного правового режима (например, по государственной регистрации предприятия, налогообложения, заключения брака и т.п.) за счет подчинения правоотношений "удобном" правопорядка.

В ст. 10 Закона Украины "О международном частном праве" определено последствия обхода закона. Сделки и иные действия участников частноправовых отношений, направленные на подчинение этих отношений праву иному, чем то, что определяется в соответствии с настоящим Законом, в обход его положений, являются ничтожными. В таком случае применяется право, подлежащее применению в соответствии с нормами этого Закона.

Концепция обхода закона фактически сводится к такой формуле: если нет сомнений в добросовестности выбора сторонами применимого права, этот выбор принимается в целом. Если выбор сторон явно недобросовестным, то суд вправе отклонить такой выбор и определить применено право на основе коллизионной нормы.

Правовые режимы в международном частном праве

Правовой режим в международном частном праве - порядок и характер правового регулирования статуса иностранного лица (физического, юридического, государства) в государстве пребывания.

В международном частном праве различают следующие режимы: национальный, режим наибольшего благоприятствования, специальный (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Виды правовых режимов в международном частном праве

Согласно ст. 7 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", на территории Украины вводятся такие правовые режимы для иностранных субъектов хозяйственной деятельности:

- Национальный режим , который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав и обязанностей не меньше, чем субъекты хозяйственной деятельности Украины. Национальный режим применяется в отношении всех видов хозяйственной деятельности иностранных субъектов этой деятельности, связанной с их инвестициями на территории Украины, а также по экспортно-импортных операций иностранных субъектов хозяйственной деятельности тех стран, входящих вместе с Украиной в экономических союзов;

- Режим наибольшего благоприятствования , который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав, преференций и льгот по таможенным пошлинам, налогам и сборам, которыми пользуется и / или будет пользоваться иностранный субъект хозяйственной деятельности любой другого государства, которому предоставлен упомянутый режим, за исключением случаев, когда указанные пошлины, налоги, сборы и льготы по ним устанавливаются в рамках специального режима, определенного ниже. Режим наибольшего благоприятствования предоставляется на основе взаимного соглашения субъектам хозяйственной деятельности других государств согласно соответствующим договорам Украины и применяется в сфере внешней торговли;

- Специальный режим , который применяется к территориям специальных экономических зон, а также к территориям таможенных союзов, в которые входит Украина, и в случае установления любого специального режима согласно международным договорам с участием Украины.

В Украине вводятся такие правовые режимы для товаров, импортируемых из государств - членов Всемирной торговой организации (далее - ВТО): национальный режим , который означает, что в отношении импортируемых товаров происхождением из государств - членов ВТО предоставляется режим не менее благоприятный, чем для аналогичных товаров украинского происхождения по налогам, сборам, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами правил и требований к продаж, предложения к продаже, покупке, транспортировке, распределению или использования товаров, а также правил внутреннего количественного регулирования, смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или пропорциях; режим наибольшего благоприятствования , который касается пошлин, правил его взимания, правил и формальностей в связи с импортом и означает, что любое преимущество, содействие, привилегия или иммунитет, предоставляемые в отношении любого товара, происходящего из любого государства, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, который происходит с территории государств - членов ВТО или государств, с которыми заключены двусторонние или региональные соглашения о режиме наибольшего благоприятствования.

Для отечественных субъектов внешнеэкономической деятельности может применяться правовой режим уполномоченного экономического оператора.

Примеры.

Национальный режим. Согласно Конституции Украины, иностранцы и лица без гражданства, за некоторыми исключениями, пользуются в Украине теми же правами и имеют те же обязанности, что и граждане Украины. Это свидетельствует о том, что иностранцам предоставляется национальный правовой режим.

Режим наибольшего благоприятствования. Если два государства - члены ВТО установили более благоприятный режим налогообложения, то во всех государствах ВТО автоматически уменьшается уровень налогообложения до размера, установленного этими двумя государствами. В силу этого принципа создаются наиболее благоприятные условия для физических и юридических лиц отдельной страны или группы стран.

Специальный режим применяется при создании свободных экономических зон.

  • Международное частное право. Научно-практический комментарий Закона / под ред. А. Довгерта. - X .: Одиссей, 2008. - С. 48.
  • Международное частное право. Научно-практический комментарий Закона / под ред. А. Довгерта. - X .: Одиссей, 2008. - С. 48-49.

В Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из этого положения можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует национальный режим, суть которого в приравнивании иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, в том, что касается прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам.

Помимо Конституции Российской Федерации, национальный режим закреплен и в ряде других нормативно-правовых актов, таких как Гражданский кодекс, Закон «Об инвестиционной деятельности в России», Минская конвенция и т. д.

Следовательно, данный режим может быть закреплен не только во внутреннем законодательстве, но и в международном договоре.

Так, Гражданским кодексом предусмотрено, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

На основе национального режима предоставляются судебная защита, трудовые и иные права. Однако что касается международных торговых договоров, то национальный режим предоставляется в ограниченном числе случаев. В тех случаях, когда он все-таки предоставляется, то предусматривается свободный доступ иностранных граждан и юридических лиц в суды.

В рамках международного частного права действует такой режим, как режим наибольшего благоприятствования. Этот режим необходимо отличать от национального режима. Суть данного режима заключается в том, что в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане не относительно отечественных граждан и юридических лиц, а между собой. Данный принцип может быть предусмотрен только в международном договоре.

Таким образом, режим, оговоренный в международном договоре, в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый согласно международному договору о торговле к одному из государств, будет применяться к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор.

Из смысла данного режима можно сделать вывод о том, что в силу режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для государств, заключивших договоры в одной и той же области международных отношений.

Режим наибольшего благоприятствования установлен между Россией и США на основании соглашения о торговых отношениях. Так, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой страны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из или экспортируемым на территорию любой третьей страны...»

Комиссия международного права ООН разработала проект статей о клаузулах о более благоприятст-вуемой нации. Сущность данного проекта состоит в том, что государства обязаны предоставить другому государству режим не менее благоприятный, чем режим, распространяющийся на третье государство в определенной сфере правоотношений.

20. Взаимность: понятие и виды. Реторсии в МЧП

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

1) данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;

2) должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Коллизионные вопросы право- и дееспособности физических лиц в МЧП. Личный закон физического лица

Это lex personalis. Два варианта его:

1) lex patriale-закон граждансва,прим-ся в странах романо-германскойсистемы права (франция,германия,швейцария). Личным законом физич-го лица явл-ся закон того гос-ва гр-ном кот-го он явл-ся

2)lex domicilii-закон местожитеьсва,прим-ся в странах англосаксонской системы права (сша,канада,новая зеландия, австралия).

lex personalis-личный закон физич лица, как колиз-ная привязка прим-ся:1)когда надо установить законод-во какой страны надо использовать для определения начального момента возникновени и окончания правоспособности физич-го лица 2)для определения объма правоспособности 3)для определения момента полной дееспособности физич-го лица (для рф -18лет, сша -21год, кубы-16лет, иран-14лет) 4)для определения условий, порядка и последствий признания лица недееспособным,ограниченно деесспособным. Напр. Дети до 7лет недееспособны,до14 лет-частично дееспособны, с 14ле-относительно дееспособны 5)для определения порядка признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим (в германии лицо признается умершим не ранее срока когда ему бы исполнилось 25 лет. Признание лиц старше 25 лет умершими осуществляется не ранее чем через 10лет, а лиц старше 70 лет –не ранее чем через 5 лет) 6)для опреледения порядка установления опеки и попечительства; для решения вопросов усыновления; для решения вопросов cвязанных с наследованием имущества.

Гражданская правоспособность физ лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев установленых законом. Личным законом физич-го лица считается право страны гражданство кот-й этой лицо имеет.Если лицо наряду с российк-м гр-вом имеет и иностранное гражданство его личным законом явл-ся российское право. Если иностр гр-н имеет место жительства в РФ то его личным законом явл-ся российское право. При наличии у лица нескольких иностр-х гражданств личным законом считается право страны в кот-й это лицо имеет местожительства. Личн зак беженца-право страны предоставившей убежище. Личн зак лица без гражд-ва –право страны в кот-й этой лицо имеет местожит-ва. Гражданская дееспособность физ лица определяется его личным законом.


Похожая информация.


Введение

1. Физические лица в Международном частном праве

1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве

2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве

2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России

3. Правовое положение государства в Международном частном праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.

Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.

Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;

2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;

3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;

4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;

5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;

6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;

7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.


1. Физические лица в Международном частном праве

1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран – одна из основных задач международного частного права .

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права .

Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания 9 .

Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности 8 . К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое 9 .

На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства .

Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях .

В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества .

Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам 6 .

В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки 10 .

Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства 7 . В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» .

На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права .

Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ .

Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации .

Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России) 11 .

Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах .

Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям» .


1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве

Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .

Законодательством и международными договорами предусматриваются следующие виды правовых режимов.

Национальный режим Режим наибольшего благоприятствования Специальный режим Режим взаимности Режим реторсий

Национальный режим означает наделение иностранных субъектов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданамилюбого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом Договаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией.

В соответствии со ст. 47 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне сюридическими и физическими лицами Российской Федерации в силумеждународных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.Принцип национального режима применяется и к публичным правоотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящихиз иностранных государств, применяется национальный режим. В соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,происходящим из иностранного государства, таким же образом, какимони применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преимуществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гражданства третьего государства.

В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляетсярежим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития

Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятияиз национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Обиностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа национального режима федеральными законами могут быть установленыизъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «Осредствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, аравно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителямителе-, видеопрограмм.

Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностраннымучастием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,зона уверенного приема передач которых охватывает половину и болееполовины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

ВФ качестве положений специального режима можно отметитьотсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государственной власти Российской Федерации, занимать определенные должности и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися наприграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г.N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капиталекоторых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только направе аренды, но не праве собственности.

Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима называют режим взаимности и режим реторсий.

Взаимность означает предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенногорежима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств)такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию вРоссийской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляетиностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации на основе принципа взаимности, за исключением отдельных ограничений.

Различают формальную и материальную взаимность. Под формальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицами лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуютсяграждане данного государства. Данное положение практически тождественно национальному режиму.

Под материальной взаимностью понимается предоставлениеиностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, которым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2п. 4 ст. 5 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском правеи смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срокдействия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в странепроисхождения произведения.

В некоторых случаях государство может устанавливать ограничения для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личныхнеимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, вкоторых имеются специальные ограничения имущественных и личныхнеимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Правительство Российской Федерации может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

1) не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации;

2) предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованнозакрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективнуюзащиту их законных интересов в этом государстве, например, защиту отантиконкурентной деятельности других лиц;

4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимыхдля эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований ироссийских лиц.Решение о введении ответных мер принимается ПравительствомРоссийской Федерации. До введения ответных мер Правительство Российской Федерации может принять решение о проведении переговоров ссоответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности»).

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлениивнешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, порядок их введения и применения. Так, если в результате расследования,проведенного федеральным органом исполнительной власти, установлено, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняетсущественный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применит специальные защитные меры в отношении такого товара посредствомвведения импортных квот или специальных пошлин.

Пример реторсии предусмотрен в постановлении ПравительстваРФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, в российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласнокоторому при введении иностранным государством порядка, в соответствии с которым обязательным условием въезда на его территорию граждан Российской Федерации является осуществление на время их пребывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопросо необходимости введения аналогичного условия при въезде гражданэтого государства в Российскую Федерацию.

Национальный режим. Установление национального режима в российских источниках международного частного права.Режим наибольшего благоприпятствования. Способ установления этого режима в отношениях между государствами.

Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал международного частного права. Под национальным режимом понимается приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в том, что касается их прав и обязанностей, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

В России этот принцип в отношении иностранных граждан закреплен в Конституции. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, принцип национального режима сформулирован в Конституции РФ более широко, чем в Законе, поскольку этот принцип подлежит применению не только к иностранным гражданам, но и к лицам без гражданства. Исключения из него допускаются лишь на основании федеральных законов, а не любых других законодательных актов. Из этого следует, что законодательство субъектов РФ не может вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

В области гражданского права применение национального режима наиболее широким образом предусмотрено ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, в которой говорится, что "правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом". О национальном режиме говорится в целом ряде других законодательных актов, в частности в ст. 5 Закона 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", в ст. 4 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., в ст. 5 Закона РФ 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах". Из международных соглашений сошлемся прежде всего на Минскую конвенцию 1993 г., Кишиневскую конвенцию 2002 г. и многочисленные двусторонние договоры о правовой помощи, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, а также на такие универсальные многосторонние соглашения, как Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (см. гл. 14).

Национальный режим применяется в международных торговых договорах в ограниченном числе случаев, например по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима).

Таким образом, в России национальный режим применяется в отношении прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.

От национального режима следует отличать режим наибольшего благоприятствования. На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение "наибольшее благоприятствование". В обычном (неюридическом) языке, применяя этот термин, имеют в виду создание для кого-то самых лучших, благоприятных условий. В действительности это не так, режим наибольшего благоприятствования отличается от национального режима тем, что в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами. Точно так же не должно вводить в заблуждение применение в законодательстве об иностранных инвестициях и в соглашениях о защите иностранных инвестиций указаний на то, что им должен предоставляться не менее благоприятный режим, чем правовой режим, предоставляемый отечественным инвесторам, поскольку в данных случаях имеется в виду предоставление национального режима. В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

Комиссией международного права ООН был разработан проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту, юридическая сущность клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации как договорного положения состоит в обязательстве государства предоставить другому государству режим наиболее благоприятствуемой нации в определенной сфере отношений. В тексте проекта в конечном итоге комиссия применила термин "не менее благоприятный, чем режим, распространенный на третье государство". Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г. стороны предусмотрели взаимный доступ на рынки на основе режима наибольшего благоприятствования (ст. 10). Об этом режиме говорится также в разделах о таможенных вопросах, о поощрении иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одной стороны на территорию другой и по другим вопросам.

В Соглашении предусматривалось, что Российская Федерация может предоставить странам СНГ большие преимущества, чем другим странам, тем самым речь шла об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим установлены в отношениях нашей страны с США благодаря заключенному 1 июня 1990 г. Соглашению о торговых отношениях. В соответствии со ст. 1 этого Соглашения каждая сторона "без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из/или экспортируемым на территорию любой третьей страны...".

Недискриминационный режим предоставляется в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.