Государственной регистрации подлежат нормативные акты. Государственная регистрация нормативного правового акта. Государственная регистрация нормативных правовых актов

11. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

А) федеральные органы исполнительной власти (ми­нистерства РФ, государственные комитеты РФ, феде-

Службы, федеральные комиссии, российские агентства, органы федерального надзора);

6) иные органы и организации, нормативные право­вые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции РФ, (например, Центральный банк РФ).

12. Государственной регистрации подлежат норма­тивные правовые акты:

Гражданские, политические, социально-экономичес­кие и иные права, свободы и обязанности граждан

РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Кон­ституции РФ и иных законодательных актах РФ;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

Б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведом­ственных соответствующим федеральным органам ис­полнительной власти, а также устанавливающие пра­вовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;

В) имеющие межведомственный характер, т. е. со­держащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального орга­на исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направ­ляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат норматив­ные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на опре­деленный срок)), в т. ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

13. Федеральные органы исполнительной власти, иные органы и организации направляют на государ­ственную регистрацию названные в п. 12 настоящих

Разъяснений подписанные (утвержденные) норматив­ные правовые акты.

В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечислен­ным в п. 12 настоящих Разъяснений, такие акты также подлежат направлению на государственную регистра­цию в Министерство юстиции РФ. Окончательное ре­шение вопроса о необходимости государственной реги­страции принимает Министерство юстиции РФ после проведения юридической экспертизы.

Нормативные правовые акты, затрагивающие пра­ва, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, приня­тые федеральными органами исполнительной влас­ти после 14 мая 1992 г.;

Нормативные правовые акты, устанавливающие пра­вовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г. ;

Нормативные правовые акты Центрального банка РФ, непосредственно затрагивающие права, свобо­ды или обязанности граждан, принятые начиная с 4 мая 1995 г. ;

Нормативные правовые акты Федеральной комис­сии по рынку ценных бумаг, принятые начиная со 2 декабря 1998 г., т. е. с момента вступления в силу Федерального закона от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных Нормативные правовые акты, изданные до вступ­ления в силу постановления Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 "Об утверждении Правил подготовки

Нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регист­рации", которые не соответствуют перечню видов нор­мативных правовых актов, указанному в Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).

15. Не подлежат представлению на государствен­ную регистрацию:

А) индивидуальные правовые акты:

Персонального характера (о назначении или осво­бождении от должности, о поощрении или наложе­нии взыскания и т. п.);

Действие которых исчерпывается однократным при­менением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

Б) акты, которыми решения вышестоящих государ­ственных органов доводятся до сведения органов и орга­низаций системы федерального органа исполнительной власти;

В) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных реше­ний федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

Г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы ста­тистического наблюдения и т. п.), если они не содер­жат правовых норм;

16. Подлежащие государственной регистрации нор­мативные правовые акты представляются в Министер­ство юстиции РФ не позднее 10 дней со дня их подпи­сания (утверждения).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно не­сколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на федеральный орган исполнитель­ной власти, который указан первым в числе подписав­ших (утвердивших) акт.

В случае если нормативный правовой акт утверж­ден совместно федеральными органами исполнитель­ной власти и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Министер­стве юстиции РФ, и данные органы (организации) ука­заны первыми, нормативный правовой акт представля­ется на государственную регистрацию федеральным органом исполнительной власти, следующим за указан­ными органами (организациями).

17. Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Министерство юсти­ции РФ руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти в 6 экзем­плярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Норматив­ные правовые акты, содержащие сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиден­циального характера, представляются в двух экземп­лярах (подлинник и одна копия).

В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руко­водителя федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязаннос­тей прилагается к нормативному правовому акту.

Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, а также четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юри­дической службы федерального органа исполнительной власти.

18. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального орга­на исполнительной власти, иного органа (организации), представляющего нормативный правовой акт на регис­трацию.

Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной вла­сти, иных органов (организаций), подписывается ру­ководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (орга­низаций). В справке отражаются:

А) основания издания нормативного правового акта:

Сведения об актах законодательства РФ (наимено­вание, дата, номер, официальный источник опуб­ликования, номера статей, пунктов), на основе ко­торых федеральному органу исполнительной влас­ти (федеральным органам) поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента РФ или Правительства РФ (копия поручения прилагается к справке);

Сведения об актах законодательства РФ (наимено­вание, дата, номер, официальный источник опуб­ликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации) в случае изда­ния нормативного правового акта по инициативе фе­дерального органа исполнительной власти, иного органа (организации);

Б) сведения о всех действующих нормативных пра­вовых актах, изданных федеральным органом испол­нительной власти (федеральными органами исполни­тельной власти), иным органом (организацией) по дан­ному вопросу, в т. ч. о зарегистрированных в Мини­стерстве юстиции РФ с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В слу­чае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;

В) сведения о согласовании нормативного правово­го акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организаци­ями), если такое согласование является обязательным;

Г) перечень актов законодательства РФ, использо­ванных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).

При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в госу­дарственной регистрации, в справке указываются но­мер и дата письма Министерства юстиции РФ, кото­
рым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

В сопроводительном письме либо в справке необхо­димо указать телефон и фамилию специалиста и руко­водителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за про­хождение государственной регистрации акта в Мини­стерстве юстиции РФ.

В случае если нормативный правовой акт направ­ляется на государственную регистрацию повторно, а также, если он издан взамен акта, в регистрации кото­рого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции РФ об отказе в государственной регистрации либо возвращении нор­мативного правового акта без государственной регист­рации.

19. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нор­мативных правовых актах бывших министерств, ве­домств СССР, оформлять такое изменение следует пу­тем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на террито­рии РФ не применяются.

20. Государственная регистрация нормативных пра­вовых актов производится Министерством юстиции РФ в срок до 15 дней с даты получения акта. Если оконча­ние указанного срока приходится на нерабочий день, то срок государственной регистрации продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.

В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции РФ, но не бо­лее чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

21. Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них соответствующего штампа возвра­щаются Министерством юстиции РФ издавшему их федеральному органу исполнительной власти, иному органу (организации) с письменным указанием причин отказа.

В течение 10 дней с момента получения отказа в государственной регистрации руководитель федераль-

13 Деловые документы
ного органа исполнительной власти или лицо, испол­няющее его обязанности, издает соответствующий до­кумент об отмене нормативного правового акта, в реги­страции которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции РФ. Данный документ не дол­жен содержать правовых норм и нуждаться в государ­ственной регистрации.

В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необ­ходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции РФ об отказе в государственной регистрации.

22. Нормативный правовой акт может быть возвра­щен Министерством юстиции РФ без регистрации фе­деральному органу исполнительной власти, представив­шему этот акт на государственную регистрацию, по его просьбе. В этом случае федеральный орган исполни­тельной власти направляет в Министерство юстиции РФ соответствующее письмо, подписанное руководи­телем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти.

Нормативный правовой акт может быть также воз­вращен Министерством юстиции РФ федеральному органу исполнительной власти без регистрации, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила подго­товки нормативных правовых актов федеральных ор­ганов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правитель­ства РФ от 13.08.97 № 1009. В этом случае Министер­ство юстиции РФ возвращает нормативный правовой акт с указанием письменно конкретных причин. В слу­чае возвращения нормативного правового акта без ре­гистрации одна его копия остается в Министерстве юстиции РФ.

Нормативный правовой акт должен быть повторно представлен на государственную регистрацию в тече­ние месяца либо в Министерство юстиции РФ должна быть направлена копия документа об отмене норматив­ного правового акта. Данный документ не должен со­держать правовых норм и нуждаться в государствен­ной регистрации. В сопроводительном письме, с кото­рым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции РФ о возвращении без государственной регистрации.

23. В случае если представленный на государствен­ную регистрацию акт в результате проведения юриди­ческой экспертизы признается Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнитель­ной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) осно­ваний для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом одна копия акта остается в Министерстве юстиции РФ. Если в такой акт будут внесены изменения, он подле­жит представлению в Министерство юстиции РФ для проведения юридической экспертизы.

24. При принятии решения о государственной ре­гистрации нормативный правовой акт заносится в Го­сударственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присво­ением ему регистрационного номера.

Подлинник нормативного правового акта выдается сотруднику федерального органа исполнительной вла­сти под расписку после присвоения ему регистрацион­ного номера, занесения в Государственный реестр нор­мативных правовых актов федеральных органов испол­нительной власти и проставления соответствующего штампа. Если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он может быть на­правлен Министерством юстиции РФ по почте в феде­ральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

25. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат офи­циальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержа­щих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубли­кованию, в течение дня после государственной регист­рации направляются Министерством юстиции РФ в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издатель­ства "Юридическая литература" Администрации Пре­зидента РФ, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

В исключительных случаях приложения к норма­тивным правовым актам, содержащие таблицы, графи­ки, карты, схемы (носящие вспомогательный или до­полнительный характер), по согласованию федераль­ного органа исполнительной власти, иного органа (орга­низации) с Министерством юстиции РФ могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится.

Акт, признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подле­жит опубликованию в порядке, определяемом федераль­ным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу так­же определяется федеральным органом исполнитель­ной власти, издавшим акт.

После опубликования акта, признанного не нужда­ющимся в государственной регистрации, федеральный орган исполнительной власти информирует Министер­ство юстиции РФ об источнике опубликования (наиме­нование издания, его номер и дата). Один экземпляр данного издания направляется в Министерство юсти­ции РФ.

26. Изменения и дополнения в нормативные право­вые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (от­мене) подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами.

27. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, толь­ко после их регистрации и официального опубликова­ния.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и норматив­ных правовых актов федеральных органов исполнитель­ной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдель­ных их положений, содержащих сведения, составляю­щие государственную тайну, или сведения конфиден­циального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опуб­ликованные в установленном порядке, не влекут пра­вовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответ­ствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за не­выполнение содержащихся в них предписаний. На ука­занные акты нельзя ссылаться при разрешении спо­ров.

28. В случае обнаружения несоответствия действу­ющего нормативного правового акта, а также акта, со­держащего правовые нормы и не прошедшего государ­ственную регистрацию, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, ука­зам и распоряжениям Президента РФ, постановлени­ям и распоряжениям Правительства РФ Министерство юстиции РФ представляет в Правительство РФ пред­ложение об отмене такого акта с обоснованием и про­ектом соответствующего распоряжения.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституци­онного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ вправе от­менять акты федеральных органов исполнительной вла­сти или приостанавливать действие этих актов .

26. В соответствии с Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, и приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей.

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах, организациях, находящихся в ведении МЧС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции.

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему МЧС России, а также утвержденные двумя или более федеральными органами исполнительной власти.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

27. Представление в Минюст России подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта обеспечивается руководителем структурного подразделения центрального аппарата, организации МЧС России, являющимися его головным разработчиком, в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе) не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения). При этом Департамент управления делами выдает под роспись для представления в Минюст России сотруднику соответствующего структурного подразделения МЧС России подлинник нормативного правового акта и 5 его копий, заверенных гербовой печатью.

Отметка о заверении соответствия копии документа подлиннику проставляется ниже реквизита "Подпись" и состоит из заверительной надписи "Верно", наименования должности и личной подписи лица, заверившего копию, расшифровки подписи (инициалы, фамилия), даты заверения.

Каждый экземпляр копии нормативного правового акта должен быть прошнурован (или скреплен степлером). На месте скрепления проставляется надпись "пронумеровано и прошнуровано __ листов", подпись и печать с на именованием соответствующего структурного подразделения центрального аппарата МЧС России.

Копии нормативного правового акта должны быть четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России с сопроводительным письмом за подписью первого заместителя Министра или заместителя Министра, ответственного за разработку нормативного правового акта.

28. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:

подлинник нормативного правового акта и 5 его заверенных копий;

справка-обоснование, подписанная руководителем Департамента правового обеспечения;

в случае подписания нормативного правого акта лицом, замещающим Министра - копия приказа о возложении обязанностей Министра на лицо, выполняющее его обязанности;

сопроводительное письмо за подписью соответствующего заместителя Министра.

29. Представляемый на государственную регистрацию нормативный правовой акт визируется руководством Департамента правового обеспечения на обороте каждого листа оригинала с проставлением на них штампов правовой экспертизы.

30. В случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта МЧС России ответственный исполнитель представляет на утверждение не позднее 10 дней со дня получения этого отказа соответствующий документ об его отмене, копия которого направляется в Минюст России.

31. Возможен возврат нормативного правового акта в МЧС России без государственной регистрации по его запросу, подготовленному на основании ходатайства ответственного исполнителя перед руководством Министерства, а также если допущены отступления от установленного порядка представления акта на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

32. При возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации в случае нарушения установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации нарушения устраняются, а нормативный правовой акт повторно представляется на государственную регистрацию в течение месяца.

33. Нормативные правовые акты МЧС России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело". Опубликование этих актов в журналах "Гражданская защита" и "Пожарное дело" является официальной публикацией.

34. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:

а) индивидуальные правовые акты:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрениях или наложении взыскания и т.п.);

действия которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения).

б) акты, которыми решения вышестоящих органов государственной власти доводятся до сведения организаций системы МЧС России.

в) акты, направленные на организацию исполнения решений органов государственной власти или решений МЧС России и не содержащие новых правовых норм.

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.

35. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

36. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, направляются для исполнения только после их регистрации и официального опубликования.

Государственной регистрации подлежат:

  • а) нормативные правовые акты, принимаемые публичными органами . К таким актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, принимаемые федеральными министерствами, а также федеральными службами и федеральными агентствами, наделенными полномочиями в сфере нормативно-правового регулирования, содержащие предписания, регламентирующие порядок реализации прав и осуществления обязанностей, установленных федеральным законом, а в случаях, специально им предусмотренных, – указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
  • б) нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус публичной организации, подчиненной органу исполнительной власти (статутные акты). Такие акты принимаются в виде положений, устанавливающих права и обязанности публичной организации, ее структуру, утверждаемых постановлением или приказом соответствующего органа исполнительной власти. Статутные акты устанавливают содержание властных полномочий, осуществляемых органом в целом либо структурными подразделениями его центрального аппарата (департаментами и отделами – в министерствах, управлениями и отделами федеральных ведомств), территориальным органом федеральной службы , а также публичной организацией (учреждением), подчиненной федеральному министерству или федеральному ведомству (унитарным предприятием, лечебным и образовательным учреждением);
  • в) нормативные правовые акты, содержащие предписания, адресованные публичному органу, не входящему в систему министерства или ведомства, вынесшего такой акт (так называемые межведомственные акты).

Указанные нормативные правовые акты принимаются не только органами исполнительной власти, по и иными публичными федеральными органами : Банком России, Счетной палатой РФ, органами, создаваемых при министерстве, ведомстве, а также государственными внебюджетными фондами – ПФР, ФСС, ФОМС. В частности, Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций в форме нормативных правовых актов – указаний, положений или инструкций. Их государственная регистрация предусмотрена Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Таким образом, в отличие от федеральных органов исполнительной власти, Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций общеобязательные требования в форме указаний .

Государственная регистрация нормативных правовых актов публичных федеральных органов проводится Минюстом только в случаях, специально предусмотренных законодательством РФ;

г) соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, заключенные органами государственной власти субъектов РФ.

К особой разновидности статутного акта, подлежащего государственной регистрации, относятся уставы муниципальных образований.

Порядок осуществления государственной регистрации нормативных правовых актов устанавливается постановлениями Правительства РФ, приказами Минюста, принимаемыми в случаях, предусмотренных постановлениями Правительства РФ. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований определен федеральным законом .

  • Далее также – нормативные акты.
  • В некоторых случаях территориальные органы создаются в системах федеральных агентств и федеральных министерств.
  • Правовые критерии принятия нормативного правового акта в форме указания, положения или инструкции установлены Положением о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденным приказом Банка России от 15 сентября 1997 г. № 02-395.
  • См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"; Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

Введение.

«Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими государственную регистрацию, являются:

· Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

· Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.07.1999 N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с Постановлением № 1009 государственную регистрацию ведомственных нормативных правовых актов осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).

Определения нормативного правового акта и правовой нормы приводятся в Постановлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 11.11.1996 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации»:

Направленные в Минюст России нормативные акты проходят проверку на необходимость их регистрации и соответствие действующему законодательству.

Государственная регистрация нормативно-правовых актов.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Постановление N 1009 также устанавливает сроки регистрации указанных актов. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) направляются в Минюст России. Государственная регистрация возложена на Департамент регистрации и контроля за ведомственными актами, который в течение 15 дней с даты поступления акта производит его регистрацию. Минюст России, в случае необходимости, может продлить срок регистрации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.

включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением регистрационного номера. Государственный реестр зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов, а также справочный материал об отказе в регистрации и о возвращении без регистрации публикуются в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации.

Зарегистрированные нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы , за исключением тех нормативных правовых актов или их отдельных положений, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, т. е. имеющие гриф «совершенно секретно», «секретно», «не для печати», «для служебного пользования».

Официальными источниками опубликования для зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти ». При опубликовании и рассылке зарегистрированных Минюстом России нормативных правовых актов указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Основанием для отказа в государственной регистрации является противоречие нормативного правового акта действующему законодательству. Каковы последствия отказа в государственной регистрации? В случае если нормативный правовой акт признан противоречащим действующему законодательству, он не подлежит применению с момента подписания (утверждения). Указанный нормативный акт подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти, его издавшим.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию , а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий , как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативный правовой акт может быть признан не нуждающимся в государственной регистрации в результате проведения юридической экспертизы. Такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием в письменной форме оснований для принятия данного решения.

Такие акты, как правило, не содержат правовых норм (новых правовых норм) и носят организационно-технический характер. Указанные документы подлежат опубликованию и вступают в силу в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Минюстом России без государственной регистрации , если нарушены установленные порядки представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.