Не заплатили по госконтракту, что делать? Особенности исполнения государственных заказов: судебные споры Чисто юридические меры

Взять свое

Заказчики нашли новые способы не платить по тендерам. Что делать бизнесу?

Руководитель адвокатского кабинета Белик Г.П. Галина Белик

«В августе прошлого года мы выиграли тендер на поставку школе Волгоградской области котла за 350 тысяч рублей, оборудование привезли вовремя. Но нам до сих пор не заплатили! Мотивируют это тем, что бюджет якобы денег не выделил. Но как они тогда вообще объявляли тендер? - удивляется коммерческий директор «БорКотлоМаша» Александр Докучаев. - Мы же потеряли не только эти 350 тысяч. Из-за того что мы лишились в нашем обороте этих средств, мы не смогли поучаствовать в нескольких более крупных тендерах - на несколько миллионов рублей. Упущенная выгода составила еще сотни тысяч рублей. Но по госконтрактам ее возмещение даже не предполагается».

Задержки и неплатежи по госзаказу начались еще несколько лет назад. Но способы, которые находят заказчики, чтобы полностью или частично уйти от платежа, изменились. Как с этим бороться?

Какие способы находят заказчики, чтобы не платить бизнесу

DF уже поднимал тему неплатежей по госзаказам: издание предвидело тенденцию еще . Однако если тогда речь шла о вполне легальных действиях в этой сфере: оплате поставок частями, сокращении объемов госзаказа, уменьшении средних сумм оплаты, то сегодня бизнес столкнулся с новыми способами, которые изобретают заказчики, чтобы не заплатить за выполненный контракт. Только в моей практике за последнее время было 5 случаев. Рассмотрим наиболее показательные из них.

Кейс 1. Весь 2016 год работа клининговой компании Екатерины Сноповой была поставлена с ног на голову: контракт с одной из воронежских больниц на несколько миллионов грозил обернуться не прибылью, а убытками.

«Некоторые месяцы мы работали в ноль, - рассказывает Екатерина Снопова. - Администрация больницы собирала комиссию из своих же сотрудников, которая находила нашу уборку якобы неудовлетворительной. Либо мы убирали вечером снег на улице, утром он опять выпадал, а заказчик заявлял, что мы ничего не делали. И отказывался оплатить нам услуги на 250 тысяч рублей. Ситуация повторялась несколько месяцев подряд. Мне приходилось направлять своих сотрудниц на повторную уборку. Можете себе представить, сколько нервов и сил уходило с их стороны? То же самое с техникой - гоняли ее на уборку снега по несколько раз. Менеджеру все время приходилось держать ситуацию на контроле: она уже только и занималась тем, что вела переписку с больницей».

Созыв комиссии из своих же сотрудников (то есть лиц, заинтересованных в том, чтобы не оплатить работу поставщика) в последнее время стал порочной практикой. Согласно , в государственной и муниципальных сферах заказчик имеет право проконтролировать выполнение работ (или поставку товара) подрядчиком с помощью как внутренней комиссии, так и с привлечением внешних экспертов. Но зачем привлекать последних, если можно пригласить своего же завхоза, еще несколько человек и поручить им найти «огрехи» в работе подрядчика? И в итоге не оплатить ему работу.

Кейс 2. Компания «Росстрой» должна была выполнить ремонт внутри нового здания за 45 дней. Однако владельцы помещения 40 дней не допускали подрядчика на свою территорию (хотя официальный допуск они оформили). Разумеется, за оставшиеся 5 дней «Росстрой» не справился со всем объемом работ. Заказчик за просрочку надеялся уменьшить сумму оплаты более чем вдвое. В итоге удалось решить вопрос мировым соглашением, но нервы и время уже были потрачены.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (изменения вступили в силу с 08 апреля 2017 года).

Как подрядчику (поставщику) получить оплату в полном объеме

Рекомендация 1. Правильно организовать ведение документооборота при сдаче работы. В контракте чаще всего четко прописывается, после подписания какого именно документа (счета-фактуры, товарной накладной или акта сдачи-приемки) производится оплата. Если вы, как подрядчик (поставщик), даете на подпись заказчику свою типовую бумагу по сложившемуся у вас документообороту, а не по форме отчетного документа, определенного условиями контракта, заказчик ее может смело подписать и… не платить. Формально он будет прав: он «добросовестно» ждет от вас документ согласно контракту.

Как правило, в соответствии с условиями контракта датой поставки товара (выполнения работы) является именно дата подписания заказчиком товарной накладной или акта сдачи-приемки товара (работы).

Более подробно о заполнении этих и других документов см. .

Рекомендация 2. При поэтапных работах (поставках) подписывать акты приема после каждого этапа с обязательным перечислением выполненного (поставленного). Например, «Росстрой» проводил ремонт в здании больницы. Выполнив ремонт в одном кабинете, он перешел в другой, не подписывая никаких документов с заказчиком. Последний же быстро собрал комиссию из своих сотрудников, осмотрел еще не отремонтированный кабинет и заявил, что подрядчик в этом месяце не делал ничего. И поэтому оплату за этот период из общей стоимости контракта необходимо вычесть. Доказать, что вы тем временем добросовестно ремонтировали другой кабинет, будет очень трудно. Поэтому необходимо не только подписывать с заказчиком документы на каждом промежуточном этапе, но и указывать в них, что именно было сделано (в данном случае обязательно было указание номера отремонтированного помещения, перечисление видов работ).

Далее схема действий такая же, как и при подписании документов после завершения полного объема работ. Не имеет значения размер суммы: за каждое дробление цены контракта нужен такой же пакет документов, как и при оплате полной стоимости.

Рекомендация 3. Подписывать со своей стороны акт об оказанных услугах (поставленном товаре), даже если заказчик отказывается это сделать. Компании Сноповой заказчик в итоге выплатил всю сумму по контракту. Но это произошло только благодаря грамотному документообороту. В случае с уборкой (да и ряда других услуг) очень сложно по прошествии времени доказать, действительно ли вы их качественно выполнили. Если заказчик отказывается подписать акт выполненных работ, считая их некачественными или никак не объясняя свой отказ, вы, как подрядчик (или поставщик), обязательно подпишите акт со своей стороны и сделайте на нем отметку, что заказчик от подписания отказался. Продублируйте акт по почте, обязательно указав в письме, что такого-то числа мы уже приносили его вам на подпись, но вы его подписать отказались, поэтому направляем вам документ повторно. Число почтового отправления будет свидетельствовать о том, что вы свои обязательства выполнили в срок.

Если вы по требованию заказчика устранили какой-либо недочет - опять несите ему на подпись акт и дублируйте по почте с указанием, что работы были проведены повторно.

В случае если вас, как «Росстрой», не допускают к выполнению работ, также необходимо направить письмо с требованием о допуске к работам с указанием даты письма и предупреждением заказчика о том, что задержка может привести к срыву сроков выполнения работ по контракту по вине заказчика и переносу срока на период задержки.

Рекомендация 4. Будьте готовы привлечь независимых экспертов, чтобы доказать качественное выполнение вами работ (качество поставленного товара). Но если заказчик сможет доказать, что работы выполнены некачественно, подписанный только вами акт судом . На что будет ссылаться заказчик, доказывая, что вы что-то сделали не так? Как раз на заключение той самой комиссии, которую он вправе собрать из своих же сотрудников. Важно присутствовать при проведении этой экспертизы. И если вы не согласны с ее заключением, как можно быстрее привлечь независимую организацию. Делать это придется за свой счет. Но это выйдет дешевле, чем если вашу работу полностью не оплатят. Тем более если вы окажетесь правы, расходы можно будет взыскать в судебном порядке.

П. 4 ст. 753 Гражданского кодекса.

Как найти независимого эксперта? Он может быть из любой экспертной организации, имеющей лицензию на проведение работ в вашей сфере. Например, правом проведения экспертиз обладает Торгово-промышленная палата Воронежской области.

Желательный стаж - не менее 5 лет. Перед тем как заказать услугу, вы можете проконсультироваться с подрядной организацией и сделать предварительные выводы, стоит ли проводить экспертизу либо результат, скорее всего, будет не в вашу пользу. Вы также можете написать заявление о присутствии при проведении экспертизы. Увы, согласно п. 8 ст. 94 того же закона о контрактной системе «заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара..., в случае если выявленное несоответствие устранено исполнителем». То есть, если вашу работу сочтут некачественной и вы ее переделаете, вам могут все равно ее не оплатить: заказчик «вправе не отказывать», а вправе и отказать. Поэтому лучше приложить все усилия, чтобы выполнить условия контракта на должном уровне с первого раза. И если заказчик с этим не согласен - доказать, что работа выполнена добросовестно.

Рекомендация 5. Подстраховать риски в случае начала работ до завершения тендера. К сожалению, реальность ведения современного бизнеса такова, что многие подрядчики начинают работу де-факто, а потом оформляют ее де-юре. В этом случае вы можете заключить предварительное соглашение с физлицом о начале работ, а уже потом заменить его госконтрактом.

Поменять сложившиеся правила игры в госзаказе мы вряд ли сможем, а вот отстоять свои права в его рамках возможно, если следовать всем перечисленным рекомендациям.


Акт приема-передачи может быть исполнен в свободной форме. Однако недобросовестный заказчик может предъявить претензии, например, об отсутствии комплектующих или поставке иного товара, более дешевого, худшего качества (о некачественном выполнении работ или даже повреждении имущества заказчика во время выполнения работ). Поэтому подрядчику необходимо указать перечень работ, а поставщику конкретизировать характеристики товаров с их индивидуальными признаками (сведения могут быть получены из каталогов изготовителя, технического паспорта, инструкции по эксплуатации, гарантийной документации, сертификата соответствия и пр.). Степень конкретизации характеристик товара зависит от специфики товара.

Кроме подробной характеристики передаваемого товара (работы) необходимо указать в акте, что товар или результат работы осмотрен и принят, заказчик претензий к составу, внешнему виду и качеству не имеет и товар может быть применен по назначению. Если заказчику необходимо проверить работоспособность товара - лучше потратить время и проверить это вместе, но подписать необходимые документы в момент его принятия. Если у заказчика имеются какие-либо претензии, необходимо на месте все выяснить и в случае, если вы с ними согласны, зафиксировать в акте перечень исправлений, которые вы должны внести и которые будут учитываться при подписании нового акта. Если вы с претензиями не согласны, немедленно составляйте протокол разногласий и фотографируйте все «недостатки».

Товарная накладная. Форма товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12) и указания по ее заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Товарная накладная должна подписываться руководителем компании и главным бухгалтером либо уполномоченными ими лицами (в этом случае правомочие обязательно должно быть оформлено приказом или доверенностью, копию которой лучше приложить к подписанному акту). Доверенность допускается не нотариальная, а в свободной форме, с указанием того, кто доверяет, паспортных данных и полномочий того, кому доверяют, и образец его подписи.

Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.

— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.

Расскажу, что делать в такой ситуации.

Юлия Князь
Адвокат , осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально

Алгоритм работы с должником

Да, можно звонить своему должнику, встречаться. Пробовать договориться. Но часто это малоэффективно. Расскажу об основных действиях по взысканию долга. Разумеется, если вам вернут средства на первоначальных этапах, то последующие выполнять не надо:

1. Постараться подписать у должника акт сверки-расчета , который будет являться подтверждением задолженности.

Постараться подписать акт выполненных работ.

2. Направить письменную претензию с просьбой произвести расчет. Она составляется в свободной форме. В претензии необходимо:

  • Указать, что в случае неоплаты будут взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке, установленной законодательством (размер процентов определяется ставкой рефинансирования). Или — в размере, определенном вашим договором (обратите на это внимание при его составлении)
  • Отметить, что другие издержки по взысканию долга (расходы на оплату государственной пошлины, юридическую помощь) будут также взысканы с должника

Исполнительная надпись - это документ о взыскании долга, который выдает нотариус, и который подлежит исполнению — по аналогии постановлением суда. Это самый быстрый способ взыскания долга. Ее можно получить, обратившись к нотариусу, если у вас есть:

  • Подписанный двумя сторонами договор
  • Акт выполненных работ
  • Акт сверки расчетов
  • Ответ на претензию, в котором должник признает сумму долга

Если на руках есть не все документы, нужно обращаться в экономический суд и начинать возбуждение искового либо приказного производства.

4. Исковое или приказное производство: в чем разница

В случае приказного производства необходимо подавать заявление о возбуждении приказного производства, приложив документы, подтверждающие задолженность: копии договора, актов, а также почтовые квитанции, по которым видно, что должнику были отправлены претензии.


За взысканием долга в приказном производстве следует обращаться, если на руках: только договор, акт и направленная претензия без ответа. Либо ответ на претензию, в котором сумма долга признается частично.

Заявление рассматривается без проведения судебных заседаний и участия в них сторон. Срок рассмотрения дела: не более 20 дней.

В случае искового производства подается исковое заявление, и к нему прилагаются аналогичные документы. К нему следует обращаться, если должник:

  • Заявляет, что будет оспаривать суммы долга
  • Он не подписал акты
  • Его не устраивает качество выполненной работы (оказанной услуги)

Необходимо будет доказывать в суде, что должник обязан оплатить вашу работу (услугу). Проводятся судебные заседания, в которых принимают участие обе стороны.

Срок рассмотрения дела: не более 2 месяцев

За принятие заявления и иска к рассмотрению надо оплатить государственную пошлину.

Минимальная ставка пошлины в приказном производстве составляет 2 базовые величины (сейчас это 21 рубль), если сумма долга менее 100 базовых величин. Максимальная — 7 базовых величин.

В исковом производстве расчет госпошлины несколько сложнее и ее размер больше. Минимальная ставка в исковом производстве — 25 базовых величин, если сумма долга менее 100 базовых величин. Если выше, максимальная ставка определяется в соотношении 1% или 5% от суммы задолженности.

На что обратить внимание на этапе заключения договора

Если процедура взыскания долга дошла до суда, может выясниться, что в договоре на оказание услуг допущены нарушения.


Например:

  • Четко не определен его предмет — какая работа должна выполняться
  • Не указан точный срок выполнения работы
  • Не указана цена за работу или другие условия в зависимости от категории договора

В этом случае должник может воспользоваться ситуацией и оспорить заключение договора. Чтобы получить деньги за выполненные услуги, необходимо будет повторно обращаться в суд. И взыскивать долг не по договору — а как сумму неосновательного обогащения.

Приведу пример . На практике я столкнулась с ситуацией, когда между сторонами был подписан договор подряда. По его условиям, предприниматель выполнил оговоренный объем работ. Однако когда наступило время для расчетов, вторая сторона уклонилась от того, чтобы подписывать акты выполненных работ. На претензии не отвечала.

А поскольку актов выполненных работ не было, предприниматель был вынужден обращаться в исковом порядке в экономический суд. В ходе судебного спора должник указал, что условия договора подряда не согласованы: не были определены объемы и стоимость работ.

Так как документ был составлен некорректно, суд признал такой договор незаключенным и отказал во взыскании суммы.

После чего предпринимателю, который оказал услугу, пришлось повторно обращаться в суд с новыми требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения. И доказывать, какой объем работы он выполнил и что она была надлежащего качества. Это потребовало привлечения экспертов, т.е. дополнительных расходов.

Вывод: нужно помнить, что каждый шаг в бизнесе должен быть продуман, начиная с заключения договора и оформления документов по выполнению работы.

Поставщик исполнил свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с законом 44-ФЗ. Однако заказчик не подписывает документы о приемке и не торопится производить оплату. Какие механизмы доступны исполнителю контракта для того, чтобы повлиять на заказчика?

Заказчик не закрывает сделку

Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи . Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.

Пример. Исполнитель оказывал заказчику услуги по обработке помещений. По условиям контракта он должен был уведомлять заказчика по e-mail или в письменной форме о предстоящей обработке. Однако на одном из объектов поставщик провел обработку без такого уведомления. В результате заказчик посчитал, что работа не была произведена, и отказался ее принимать.

Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать - связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке . Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги. Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.

Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения . Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет. В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию . То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях. Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.

Если заказчик не идет на контакт

Самый лучший и безболезненный вариант - выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать . В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.

Заказчик не хочет платить

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней . За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме - пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ - структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию . Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки» ).

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

«Если хорошо поторговаться, то дважды два будет три»

На первый взгляд кажется, что участие в государственных/муниципальных торгах во всех отношениях выгодное мероприятие. Участник торгов, признанный победителем, получает доступ к бюджетным деньгам, на предложенных им самим условиях выполнения государственного (муниципального) заказа (далее по тексту - «государственный заказ», «государственный заказчик»).

Предполагается, что до момента принятия решения участия в тех или иных торгах, участник проанализировал и рассчитал все возможные расходы, связанные с выполнением заказа, риски, желаемую прибыль.

Но участнику государственного заказа необходимо быть готовым к тому, что в процессе исполнения заказа нередко возникают «непредвиденные» обстоятельства (например, неготовность помещений, в которых исполнитель по контракту должен осуществить установку оборудования; отказ получателя по контракту принимать товар, выполненные работы, оказанные услуги; непоступление средств из бюджета на оплату по контракту и пр.), которые в значительной степени ухудшают положение Исполнителя такого заказа и не только уменьшают размер прибыли по сравнению с той, на которую он рассчитывал, но и не позволяют исполнителю получить оплату по контракту продолжительный период времени.

Как в данном случае вести себя Исполнителю? Как быть, когда государственный заказчик не платит за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги из-за отсутствия бюджетного финансирования? Реально ли возместить дополнительные расходы, понесенные исполнителем в ходе исполнения контракта, которые не включены в цену по контракту?

Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы на основании последних судебных решений.

1.Заказчик должен осуществлять оплату в соответствии с условиями контракта

(п. 9. Ст.9 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" № 94-ФЗ)

Нередко по тексту государственного контракта можно встретить следующее положение: «Оплата государственного контракта будет осуществляться Государственным заказчиком на установленных настоящим государственным контрактом условиях, но по мере поступления целевого бюджетного финансирования» . Не зависимо от того, имеется ли по тексту контракта такое положение или нет, Заказчик довольно часто, отказывая в уплате неустойки за нарушение сроков оплаты по контракту, ссылается на отсутствие финансирования из бюджета, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии его вины в просрочке оплаты. Суд придерживается иного мнения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу N А56-72207/2011

Суть спора

Исполнитель исполнил свои обязательство по контракту в установленный срок, что подтверждается представленными в суде материалами дела. В то же время Госзаказчик переданные товары и оказанные услуги оплатил несвоевременно, в связи с чем Исполнитель по контракту начислил неустойку в размере 1 899 045 руб. 15 коп. и обратился в Арбитражный суд за ее взысканием.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования в полном объеме, признав их обоснованными по праву и по размеру.

Кассационная инстанция также не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В свою очередь, в кассационной жалобе Госзаказчик ссылается на то, что на оплату обязательств по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения федеральные средства поступили с опозданием. Поэтому просрочка оплаты обязательств произошла не по вине Госзаказчика. По его мнению, невыделение средств из бюджета Госзаказчику, которое по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а следовательно, лишено иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты оказанных услуг.

Суды установили, что оснований от освобождения Госзаказчика от уплаты законной неустойки применительно к положениям пункта 1 статьи 401 ГК РФ в данном случае не имеется. Так, Заказчиком не представлено доказательств того, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Кроме того, суды правильно указали на то, что не поступление Госзаказчику денежных средств из федерального бюджета не может являться основанием для освобождения Заказчика от ответственности за несвоевременное исполнение обязательств по Контракту.

2.Порядок возмещения Исполнителем по контракту убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением контракта на поставку товара для государственных или муниципальных нужд (ст. 527, ст.533 ГК РФ)

По общему правилу, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательств контрагентом, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между правонарушением контрагента и убытками. В то же время контрагент, нарушивший обязательство, вправе доказывать отсутствие своей вины в причинении убытков, если в соответствии со статьей 401 ГК РФ вина является условием ответственности.

Исполнитель заказа должен помнить о том, что:

Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. (ст. 527 ГК РФ)

Если иное не предусмотрено законом либо государственным или муниципальным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. (ст. 533 ГК РФ).

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.04.2009 N Ф03-1339/2009 по делу N А59-325/2008

Суть спора

Как было установлено судом, Исполнитель надлежащим образом исполнил свои обязательства по госконтракту и обеспечил своевременное прибытие судна в порт под погрузку. Несмотря на это, судно не было поставлено под загрузку в течение еще 20 дней. Причиной несвоевременной подачи Госзаказчиком груза явилось бездействие Заказчика, который не обеспечил своевременную подачу груза. Такая несвоевременная подача груза была обусловлена задолженностью Госзаказчика перед третьим лицом, которое осуществляет для гос.заказчика перевалку груза (выгрузка, хранение и погрузка на транспорт заказчика), и которое по условиям Договора с Госзаказчиком вправе не приступать к выдаче грузов в случае наличия просроченной задолженности по оплате услуг.

Решением арбитражного суда первой инстанции оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда, иск общества удовлетворен полностью.

Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.

Так как Заказчик не доказал отсутствие своей вины в ненадлежащем исполнении обязательств по госконтракту, а Исполнитель, в свою очередь, представил доказательства как факта простоя судна, так и размера причиненных убытков, то спорная сумма (5 481 829 руб. 20 коп) подлежит взысканию в пользу истца на основании статей 15, 401, 533 ГК РФ и статей 198 - 208 КТМ РФ.

Кроме того, как правильно указано в решении суда первой инстанции, ответчик не представил доказательств того, что, принимая на себя соответствующие обязательства по контракту, он удостоверился в наличии у него возможности исполнять их надлежащим образом и не выяснил причины, при наличии которых исполнение обязательств будет затруднено.

3.Расхождение между поставленным по контракту товаром и техническим заданием к контракту не всегда является основанием для расторжения контракта (ст. 450 ГК РФ)

Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2013 по делу N А40-87734/11-76-566

Суть спора

По результатам открытого аукциона между Агентством (государственный заказчик), ГОУ СПО Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова (выгодоприобретатель), ООО "Блютнер" (Исполнитель по госконтракту) заключен Государственный контракт N 13, по условиям которого Исполнитель обязался поставить выгодоприобретателю концертные рояли в соответствии с техническим заданием к государственному контракту.

В ходе осмотра поставленных по контракту роялей составлен акт и проведена экспертиза, в соответствии с которыми были установлены ряд расхождений технических характеристик поставленных роялей с характеристиками, предусмотренными тех.заданием к контракту.

Госзаказчик потребовал от Исполнителя уплатить неустойку за нарушение контракта в связи с не заменой роялей товаром надлежащего качества и расторгнуть государственный контракт.

В виду отказа Исполнителя от замены роялей, уплаты неустойки и расторжения контракта, Заказчик обратился с иском к Исполнителю о взыскании за нарушение обязательств по Госконтракту штрафа в размере 1 310 400 руб. и о расторжении данного контракта.

Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении требований истца отказал. Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции также не нашел оснований для отмены судебных актов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе при существенном нарушении договора другой стороной.

В качестве существенного нарушения договора Заказчик ссылается на неисполнение Исполнителем обязанности по поставке концертных роялей с характеристиками, указанными в тех.задании к контракту. При этом доказательств того, что 8 имеющихся отклонений значительно затрудняют использование поставленных роялей и причиняют Выгодоприобретателю значительный ущерб, в материалы дела не представлено.

Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что истцы не вправе рассчитывать на поставку роялей со всеми перечисленными в техническом задании характеристиками, поскольку на рынке изначально отсутствовал товар, полностью соответствующий техническому заданию. Поставленные ответчиком концертные рояли по большинству характеристик соответствуют техническому заданию, имеющиеся отклонения являются незначительными и не влияют на качественные, потребительские и функциональные свойства товара.

Нарушение условий договора поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, или неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Суды правомерно исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства поставки товара ненадлежащего качества и подтверждающие существенное нарушение ответчиком условий государственного контракта и технического задания к нему.

Таким образом, суд пришел к выводу, что истцы не доказали существенного нарушения условий Контракта со стороны поставщика, а наличие в поставленных товарах отклонений по 8 характеристикам само по себе не является основанием для расторжения государственного контракта.

4.В случае нарушения условий исполнения контракта, установленная контрактом неустойка может быть снижена (ст. 333 ГК РФ)

В заключении, хочется отметить, что суды «активно» применяют положения ст.333 ГК РФ и в значительной степени (в некоторых случаях - в десятки раз) снижают искомую сумму неустойки по ходатайству Исполнителя по контракту.

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 25.12.2012 по делу N А28-1925/2012: Договорная неустойка по контракту снижена по решению суда с заявленных гос.аказчиком 5 836 798 рублей 96 копеек до 800 000 (восьмисот тысяч) рублей.

Постановлением ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу N А40-36605/11-110-290: Договорная неустойка снижена по решению суда с заявленных гос.заказчиком 137 022 746 руб. до 2 152 320 руб. 80 коп.

________________________

Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что в отношениях «Гос.заказчик – исполнитель», последний занимает более слабую позицию и нередко вынужденно соглашается с невыгодными для себя условиями исполнения контракта.

Практика исполнения госзаказа показывает, что Госзаказчик не самый удобный, и совсем не гибкий контрагент для коммерческой организации.

Жесткие условия контракта, которые в соответствии с законом нельзя менять, жесткие требования к исполнителю и отсутствие заинтересованности, а часто и возможности у Госзаказчика исполнять свои собственные обязательства по контракту создают для Исполнителя препятствия в исполнении контракта и приводят к дополнительным расходам. В результате, «выиграть торги» - еще не означает получить большую прибыль.

При этом не стоит забывать, что в теории «государственный заказчик» – это всего лишь очередной контрагент, которой за нарушение своих обязательств должен отвечать в полном объеме. Остается лишь надеяться, что теоретические основы не будут идти в разрез с практикой их применения.

В свою очередь, надеемся, что приведенные судебные решения помогут Исполнителям по контрактам избежать ошибок и споров либо с успехом выиграть такие споры, воспользовавшись аргументами из уже сложившейся в их пользу судебной практики.

Все положения данного сообщения в равной степени относятся и к муниципальному заказу, муниципальному заказчику.

Статью подготовила:

Вера Шалыпина- юрисконсульт Alta-via

Оплата обязательств по госконтракту - это обязанность заказчика. Случается так, что госзаказчик не выполняет ее. Узнайте, что делать, оказавшись в такой ситуации, и в какие государственные органы и организации обращаться.

Нормы об оплате в 44 ФЗ

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки» , официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.