1 ст 38 конституции рф. Семейное право и семейное законодательство в рф. В нашей стране семья, материнство, детство находится под защитой государства
Статья 38 Конституции РФ регламентирует фундаментальные основы семейного права РФ, устанавливая всеобъемлющую государственную защиту детства, материнства и семьи – как составляющую социального общества. Нужно понимать, что такая защита носит комплексно-правовой характер, реализуемый путем принятия существенного количества правовых мер как защиты, так и поощрения материнства, охраны интересов ребенка и матери, социальной поддержки и т.д.
Часть 2 статьи определяет равенство прав и обязанностей родителей ребенка по заботе за ним, попечении и его воспитании. Нужно понимать, что такая норма также является основой семейного законодательства, которое, в подробной форме конкретизирует и раскрывает такую норму. Отметим, что отечественное законодательство, позиционирует данную норму, скорее как обязанность, поскольку оно ОБЯЗЫВАЕТ родителей на заботу о нравственном, духовном и физическом развитии ребенка, до достижения им 18 лет, обязывает способствованию в получении среднего образования, обязывает на защиту прав и интересов ребенка путем его законного представительства и т.д.
В свою очередь, совершеннолетние трудоспособные дети, обязываются Конституцией на заботу о своих нетрудоспособных родителях. Аналогичная норма закреплена и в семейном законодательстве. Важно понимать, что поскольку это обязанность, а не право, граждане могут принуждаться к такой заботе. Важно понимать, что на защиту таких своих прав, могут рассчитывать только те родители, которые не уклонялись от своих обязанностей по воспитанию и заботе о ребенке.
Что делать, если к Вам пришли из органов опеки, социальных служб?
Следует знать, что в квартиру комиссия из органов опеки может пройти только в двух случаях: если Вы сами им разрешите или они предъявят решение прокурора. Также имеет право визита судебный пристав при наличии исполнительного листа. Постарайтесь не встречать визитеров в одиночестве, вызывайте подмогу (несколько человек – желательно родственников, доброжелательных соседей, юристов, адвокатов). Главное показать, что Вы во всеоружии и не одна (не один).
Какие принципы и законы могут быть нарушены вследствие того, что органы опеки настаивают на проникновение в ваше жилище:
1. Неприкосновенность частной жизни.
В соответствии со статьей 23 Конституции РФ каждый имеет право нанеприкосновенность частной жизни .
2. Неприкосновенность жилища.
В соответствии со статьей 25 Конституции РФ жилище является неприкосновенным. Против воли проживающих в помещении лиц доступ туда осуществляется только либо по решению суда, либо в случаях, установленных законом.
Единственный установленный законом случай, применимый к подобным ситуациям, - это право сотрудников полиции (но не опеки!) входить, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о полиции, в жилые помещения при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление (например, ребенок громко и надрывно кричит, просит о помощи). В любом случае родители имеют право выяснить у полицейских, какие именно основания для таких предположений у них имеются.
Неприкосновенность жилища закреплена также в статье 3 Жилищного кодекса РФ.
Лица, нарушившие неприкосновенность жилища, наказываются в соответствии со статьей 139 Уголовного кодекса РФ.
3. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
Не так давно вступил в силу Федеральный закон (Об основах социального обслуживания граждан в РФ № 442-ФЗ от 28.12.2013), который легализует регламенты межведомственного взаимодействия. Данные регламенты - это документы ПОДЗАКОННОГО уровня, т.е. они обладают меньшей юридической силой(!) чем кодексы РФ и тем более – Конституция РФ и не могут им противоречить! 1*
Но противоречие имеется:
Данный Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 узаконивает проводимую на основе этих регламентов систему вмешательства государства в частнуюжизнь семей с возможностью отбирания из них детей по усмотрению чиновников на основании широких, неопределенных критериев. Это нарушает принцип невмешательства кого - либо в дела семьи, установленный в статье 1 Семейного кодекса РФ.
Также нарушение этого принципа вступает в противоречие не только с семейным законодательством Российской Федерации, но и с конституционной нормой - пунктом 1 статьи 38 Конституции РФ о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства.
В тоже время статья 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004г. устанавливает основные обязанности гражданского служащего, в частности пункт 1 - Гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации , федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.
1* Нормативно-правовые акты по своей юридической силе делятся на законные и подзаконные акты.
Высшей юридической силой обладает Конституция РФ (!) как основной закон государства далее:
Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.
Федеральные законы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) в зависимости от отрасли права;
- текущее законодальство.
Подзаконные нормативные акты, конкретизирующие законы:
- указы президента;
- постановления правительства;
- акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
- акты органов местного самоуправления
локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.
Ниже приводятся выдержки из нормативно-правовых актов, на которые ссылаемся выше:
Конституция РФ
Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и...
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище...
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой...
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:
«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средств Постатейный комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2000. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.
Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.
Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39, ч. 1 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в»), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт «е»). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в настоящее время существует ФЗ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.
Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.
Целями государственной политики в интересах детей являются:
- - осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- - формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- - содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» (ред. от 21.12.2004). СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
Государство должно проявлять заботу и об инвалидах и пожилых гражданах. Данные правоотношения регулируются ФЗ от 2.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Государство обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.
Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 г.
З аконы Российской Федерации – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы.
К примеру:
Федеральный закон от 21.12.96 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" или
Федеральный закон от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Конституция РФ и семейное право
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают:
государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.
Основой семейного права в Российской Федерации служит ст. 38 Конституции РФ:
Статья 38 Конституции РФ
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Так в соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находится под защитой государства».
Конституция РФ, как уже отмечалось, устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что позволяет, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учитывать национальные особенности, местные условия и традиции.
Семейный кодекс РФ и семейное право
Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 года, является основным источником семейного права в Российской Федерации и охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Семейный кодекс РФ состоит из следующих основных разделов:
Заключение и прекращение брака,
Права и обязанности супругов,
Права и обязанности родителей и детей,
Алиментные обязательства членов семьи,
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Гражданский кодекс РФ и семейное право
Гражданский кодекс РФ также является источником семейного права. Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях:
непосредственно предусмотренных в Семейном кодексе РФ;
если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).
Законы субъектов РФ, которые регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным Семейным кодексом РФ к ведению субъектов РФ.
Например:
устанавливают порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет;
организуют деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;
решают вопросы, непосредственно не урегулированные Семейным кодексом РФ.
Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер.
Например:
- Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.
Указы Президента РФ не должны противоречить Семейному кодексу РФ и иным федеральным законам.
Постановления Правительства РФ, которые принимаются на основании и во исполнение Семейного кодекса РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер.
К компетенции Правительства РФ в соответствии с Семейным кодексом РФ, в частности, относятся:
определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ;
утверждение положения о приемной семье;
установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие Постановления.
Правительство РФ вправе принимать Постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ.
Например:
согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей;
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронажную семью.
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
Нормы международного семейного права
Включение норм международного права и международных договоров в правовую систему Российской Федерации означает, что первое место среди источников права занимают нормы международного права и международные договоры.
Вот почему, если международным договором, заключенным с участием Российской Федерации, установлены иные правила, чем предусмотрены, в частности, семейным законодательством РФ, применяются правила международного договора, о чем специально говорится в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В число международно-правовых актов в области семейного права входят:
нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН,
Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.
Основные принципы семейного права в Российской Федерации
Принципы семейного права – это закрепленные семейным законодательством основные начала и руководящие положения, в соответствии с которыми нормы семейного права осуществляют регулирование личных и имущественных семейных отношений граждан.
К основным началам (принципам) семейного права в Российской Федерации относятся (ст.1 Семейного кодекса РФ):
- Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния.
Актом государственной регистрации подтверждается, что данный союз получил общественное признание и защиту. После государственной регистрации брака органами ЗАГС между супругами возникают правовые отношения, урегулированные семейным законодательством.
- Добровольность брачного союза мужчины и женщины.
Брак признается добровольным, свободным и равноправным союзом мужчины и женщины. Добровольность означает право каждого мужчины и каждой женщины выбрать себе жену или мужа по собственному усмотрению и недопустимость какого-либо стороннего воздействия на их волю при решении вопроса о заключении брака. Данный принцип предполагает и свободу развода.
- Равенство супругов в семье.
Этот принцип основан на конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ) и выражается в том, что муж и жена имеют равные права при решении всех вопросов жизни семьи.
- Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
Это распространяется на решение любых вопросов жизни семьи (расходования общих средств супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; заключение брачного договора или соглашения об уплате алиментов на содержание детей и т. д.).
- Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов.
Этот принцип обеспечивается правами ребенка, предусмотренными Конвенцией ООН "О правах ребенка" 1989 г., участником которой является РФ, положениями Семейного кодекса (ст. 54–60, 61–68, 8 °CК). Особое значение имеет право ребенка жить и воспитываться в семье. СК, определяя формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдает приоритет семейному воспитанию.
- Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
Закон предоставляет право требования нетрудоспособным членам семьи возможности обеспечить себя необходимыми средствами существования.
- Единобрачие (моногамия).
Это означает, что мужчина или женщина может находиться одновременно в одном зарегистрированном браке. Регистрация брака с лицом, ранее состоявшим в зарегистрированном браке, возможно только при наличии документов о прекращении прежнего брака (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, решение суда о признании брака недействительным).
История развития семейного законодательства в России
Первоначально семейные отношения на Руси регулировались обычным правом, например, обряд сватовства, обручения, венчания определялись обычаями.
Первым подобием закона в сфере семейного права можно назвать Номокан (Кормчая книга) - собрание византийского семейного права, состоящее в основном из канонических правил и светских постановлений византийских императоров.
Кормчая книга (Номокан) стала применяться на Руси с принятием христианства. Кормчая книга давала определение брака:
- «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения».
Нормы семейного права содержались затем:
в Своде канонического права 1551 г.,
в Соборном Уложении 1648 г.,
семейное право времен Петра I основывалось на указах 1714, 1722 гг.
Свод законов Российской империи конца XIX - начала XX в. (кн. 1 т. X «О правах и обязанностях семейственных») регулировал семейные отношения вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
В советский период к основным нормативным правовым актам в сфере семейного права относятся:
Декрет о гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также другие декреты 1917, 1918 г.;
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве - первый кодифицированный семейно-правовой акт, принятый 22 октября 1918 г.;
Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г.;
указы Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» и от 14 мая 1945 г. «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»;
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г., который утратил юридическую силу с момента вступления в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ.
Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.
В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».
Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).
Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).
Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.
Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.
Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).
В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.
Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.
2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ
). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).
Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).
3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).
Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.
При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.