Периодичность контроля воздуха на границе сзз. Санитарно-защитная зона (СЗЗ). Осуществление контроля воздуха на границе СЗЗ

Согласно СанПиН за номером 2.1.7.722-98, радиус санитарной зоны не должен быть менее 500 метров. На этой территории нельзя размещать жилые дома, бурить скважины для добычи воды с целью использования этой воды для орошения или употребления.

У Вашего предприятия имеет полигон твердых бытовых отходов или крупное производство? Не представляете, как грамотно организовать мониторинг санитарно-защитной зоны во избежание нарушений санитарных норм и загрязнения окружающей среды? Воспользуйтесь советом профессионалов компании «Сатурн»!

Мониторинг СЗЗ подразумевает постоянно наблюдение за следующими параметрами:

  • химический состав и объемы фильтрата,
  • изменения химических и физических параметров грунтовых вод на близлежащей территории,
  • качество воздуха, как внутри полигона, так и за его границей,
  • проверка указанного класса опасности поступающих отходов (повторное определение классов опасности отходов).

Отдельно может быть организован мониторинг СЗЗ по химическим факторам , а также мониторинг СЗЗ по физическим факторам . На основании полученных данных проводится общий анализ состояния окружающей среды и ее составляющих (воды, атмосферного воздуха и почвы), прогнозируются дальнейшие изменения экологического состояния, разрабатываются мероприятия для поддержания нужного уровня показателей.

Мониторинг санитарно-защитной зоны актуален для:

  • аэропортов,
  • производственных предприятий,
  • котельной,
  • кладбища,
  • ЛЭП, электроподстанций,
  • полигонов ТБО.

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются для предприятий I, II, III классов опасности и неклассифицированных объектов. Для предприятий IV и V классов опасности разработка проекта СЗЗ не требуется.

В Письме Роспотребнадзора от 22.07.2016 г. N 09-15453-16-16 "О контроле загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с изменениями N 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разъяснено, что производственный контроль нормативов на границе СЗЗ включает в себя:

  • натурные инструментальные исследования атмосферного воздуха,
  • измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух,
  • данные производственного контроля.

План производственного контроля утверждает руководитель предприятия.

План-график проведения замеров, перечень веществ, периодичность исследований, условия проведения натурных измерений при производственном контроле на границе СЗЗ устанавливает территориальный орган Роспотребнадзора.

Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", а также РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы".

Лаборатория «АЛЭМ» аккредитована, в том числе, на проведение натурных исследований атмосферного воздуха по широкому спектру веществ, физических факторов. Наши специалисты помогут грамотно провести процедуру установления окончательных размеров СЗЗ для Вашего предприятия.

Кроме того, Вы можете заказать у нас отчет по инвентаризации источников выбросов и разработку тома ПДВ .

Для определения стоимости исследований, пожалуйста, направьте нам по электронной почте заявку в произвольной форме с указанием перечня веществ, количества источников выбросов и периодичность проведения испытаний. Данную информацию Вы можете найти в документе «План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)», который входит в состав утвержденного тома ПДВ.

Если у Вас возникнут вопросы, мы постараемся Вам помочь. Все наши специалисты имеют профильное образование, профессиональный опыт и необходимые допуски для проведения работ.

Перечень документов для разработки проекта СЗЗ

1. Реквизиты предприятия
2. Сведения о наличии/отсутствии арендаторов
3. Ситуационная карта-схема расположения предприятия с указанием санитарно-защитной зоны, выданная Управлением информационного обеспечения градостроительной деятельности (УИОГД) Комитета по градостроительству и архитектуре.
4. Карта-схема предприятия
5. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
6. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ).
7. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования. Схема систем вентиляции с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки.
8. Технические характеристики котлов (при наличии котельной).
9. Данные по автотранспорту предприятия и автотранспорту сторонних организаций, въезжающему на территорию предприятия (количество и тип автотранспортных средств, количество и вместимость автостоянок, количество въездов/выездов автотранспорта).
10. Фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферу для района расположения предприятия (по данным ГУ «Санкт-Петербургский ЦГСМ-Р»).
11. Метеорологические характеристики района расположения предприятия (по данным ГУ «Санкт-Петербургский ЦГСМ-Р»).
12. Письмо о координатах привязки, выданное ФГУ «ЦЛАТИ по СЗ ФО»

Вам нужен проект СЗЗ? Напишите, и мы предложим лучший план для вашей ситуации, ответим на все вопросы

Скидка 5% при договоре до конца месяца

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это защитная территория вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размер СЗЗ должен обеспечивать уменьшение атмосферного загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Санзона предприятия устанавливается на основании требований Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Штраф за отсутствие Санитарно-защитной зоны СЗЗ

За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые массивы.

Размеры санитарно-защитных зон

Раздел 4 СанПиН СЗЗ классифицирует предприятия и пром.объекты по видам деятельности , которым соответствуют определенные размеры СЗЗ. Минимальные размеры СЗЗ зависят от особенностей технологического процесса, географии и классности предприятия.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выделяет 5 классов предприятий. Вот примерные размеры санитарной зоны в зависимости от класса опасности пром-объектов и производств:

Проект СЗЗ обязаны разработать предприятия, которые относятся к первым трем классам . К 1-3 классам опасности также относят промышленных изготовителей, имеющих источники вредных выбросов в атмосферный воздух, но для них нормативами не предусмотрена разработка СЗЗ.

Если на предприятии замкнутый цикл производства, и вредные выбросы в атмосферу отсутствуют, то размер СЗЗ вычисляется с учётом возможных аварий.

Бывает, что ветер дует с предприятия в сторону селитебной (жилой) застройки. Это может служить сигналом госорганам: этому предприятию нужно увеличить радиус зоны СЗЗ.

Этапы работы и трудности практической разработки проекта СЗЗ в 2018 году

Приводим нашу декабрьскую (2017) статью из журнала “Экология производства”:

Санитарно-защитная зона – ключевое понятие для вредных производств

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) - территории ограниченного использования, которые располагаются вдоль границ промышленных производств.

Санитарные зоны создаются с целью обезопасить среду пребывания человека от вредоносных отходов, шумов и выбросов в воздух.

Наличие СЗЗ выгодно для вредного предприятия, т.к. позволяет вести производственную деятельность/ эксплуатацию опасных объектов в штатном режиме, без излишних расходов на шумоподавители, воздухоочистители и т.д.

Раздел СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 про санитарно защитные зоны

СанПиН «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» определяет размеры санитарной зоны по количеству вреда, наносимого окружающей среде, а также служит руководством для разработки проекта СЗЗ при проектировании указанной зоны.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Кому требуется санитарная зона предприятия

Установление границ санитарно-защитной зоны требуется для строящихся или реконструируемых предприятий:

  • Юр. и физлицами, которые размещают, проектируют, строят и используют промышленные объекты с повышенным классом опасности
  • Для проекта обоснования сокращения СЗЗ (если территория включает непромышленные объекты)

Для действующих предприятий IV и V класса СЗЗ не требуется согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Довольно часто при проверке предприятий инспекторами Роспотребнадзора предъявляется избыточное требование об установлении границ СЗЗ для действующих объектов, мотивируя это тем, что в Федеральном законе N 96-ФЗ не сказано , что СЗЗ необходима только на этапе строительства/реконструкции.

Кроме того, Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 ноября 2010 г. № 01/16400-0-32 также указывало на необходимость разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ для действующих объектов в ряде случаев.

Однако по этому вопросу существует новое разъяснение Главного государственного санитарного врача РФ – письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», которое отменяет действие предыдущих разъяснений.

Объекты, которым требуется СЗЗ:

  • фермы
  • водопроводы
  • водозаборы
  • карьеры
  • свалки (полигоны)

Санитарная классификация предприятий и объектов

Класс опасности самого вредного отхода определяет, к какому классу опасности относится предприятие в целом.

Критерии опасности отхода по ГОСТу 12.1.007-76 Степень воздействия на ОС Присваиваемый класс опасности
Необратимые нарушения экосистемы. Нет периода восстановления. Очень высокая I класс
Период восстановления экосистемы от 30 лет при условии устранения источников вредного воздействия Высокая II класс
Нарушения, устранимые за период от 10 лет при условии устранения вредных источников Средняя II I класс
Слабонарушенная экосистема с периодом самовосстановления от 3 лет Низкая IV класс
Экосистема практически не нарушена Очень низкая V класс

Примеры предприятий промышленности по классам опасности

Проект (сокращения) санитарно защитной зоны

Проект СЗЗ нужен, чтобы спроектировать и разметить границы санитарно-защитной зоны. Существует юридическое основание для проекта СЗЗ.

Задачи, которые решает проект СЗЗ:

  1. Обоснование допустимости промышленного строительства на территориях населенных пунктов
  2. Служит аргументом инспектирующим службам, при обосновании отсутствия вредного воздействия на жилую зону.
  3. Избавление от штрафа до 100 000 рублей (статья 6.3 КоАП) и приостановки деятельности предприятия на 90 суток при выявлении негативного воздействия на окружающую среду.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

Если в границы проектируемой санитарной зоны входят непроизводственные объекты (жилые дома, общественные учреждения), то предприятию, вне зависимости от класса опасности, требуется .

Для многих предприятий со сложившимся географическим положением относительно жилой застройки, сокращение СЗЗ является единственным выходом.

Сократить радиус санитарной зоны возможно, если принимаются подобные меры:

  • Снижение объемов вредных выбросов и сбросов
  • Совершенствование технологической цепочки предприятия
  • Создание очистных сооружений на территории предприятия

Объекты, запрещенные к размещению в установленных СЗЗ:

  • жилые застройки
  • ландшафтные зоны
  • зоны курортов, пансионатов
  • территории садоводческих организаций
  • коттеджи
  • дачные индивидуальные и коллективные участки
  • спортивные сооружения
  • детские игровые площадки
  • детские учреждения
  • лечебно-профилактические учреждения, больницы

Этапы разработки проекта СЗЗ

1. Сбор сведений о выбросах ВВ

Первый этап разработки СЗЗ – сбор сведений об источниках выброса загрязняющих веществ на данном объекте и об источниках физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное поле, ионизирующее излучение, инфразвуковое воздействие и т.д.). Для расчета воздействия химических факторов (выбросов ЗВ) необходима инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация проводится согласно Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г. Можно воспользоваться данными инвентаризации, проведенной для разработки действующего тома , если с момента его разработки не было изменений в технологическом процессе. На основе количественных и качественных характеристик источников выбросов в атмосферный воздух производится оценка приземных концентраций веществ после рассеивания в воздухе.

Для расчета физического воздействия необходимо провести инвентаризацию источников шумового воздействия, вибрационного, электромагнитного и прочих видов воздействия. Инвентаризация включает данные об оборудовании, технике, об их шумовых и иных характеристиках и расположении их на территории предприятия, а также о расположении застройки, о высоте препятствий на пути физического воздействия, их материале, толщине и прочую информацию для расчета распространения физических факторов воздействия.

Приземные концентрации вредных веществ на территории рассчитываются согласно ОНД-86 (с 1 января 2018 г. действует новый документ – Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе) на выбранных контрольных точках на жилой зоне либо иных территориях с нормируемыми показателями качества атмосферного воздуха и на границе расчетной СЗЗ.

В проекте расчетной СЗЗ размер СЗЗ выбирается исходя из ориентировочного размера (для неклассифицированных предприятий размер СЗЗ выбирается на основании результатов расчета рассеивания и физического воздействия). Если в границах ориентировочной СЗЗ располагается жилая зона, иная нормируемая территория, то размеры СЗЗ можно обоснованно сократить до границ данных территорий, если согласно расчетам показатели ПДВ и ПДУ от данного предприятия при предложенном размере СЗЗ не превышают нормативных размеров.

Расчет рассеивания производится в двух вариантах: с учетом и без учета фонового загрязнения воздуха по выбранным ингредиентам. При рассеивании учитываются метеорологические и климатические характеристики местности.

На сегодняшний день нет утверждённого в установленном порядке методического пособия по разработке проекта СЗЗ. Многие разработчики все еще используют Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, Москва, 1998, однако данный документ потерял статус действующего в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 25.11.2003 N 991-ПП “Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве”, которое в свою очередь утратило силу с 23 ноября 2012 года в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 N 665-ПП “О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы”.

На практике сейчас разработка тома СЗЗ несколько упростилась, и в некоторых регионах для получения положительной экспертизы и СЭЗ достаточно разделов расчета рассеивания выбросов ЗВ и раздела учета воздействия физических факторов. Однако в других регионах все еще требуют включать раздел расчета образования отходов, разработку мероприятий по функциональному зонированию территории СЗЗ, режимы ее использования, планировочную организацию санитарно-защитной зоны и т.д.

Помимо этого, проект СЗЗ включает план-график проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха и физических факторов (программа наблюдений). Согласно данному плану-графику проводятся натурные измерения и наблюдения для установления окончательного размера СЗЗ.

В проект входит картографический материал, на котором отражены промплощадка предприятия с источниками выброса и физического воздействия, ситуационное расположение предприятия и окружающих объектов, ориентировочный и расчетный варианты границ СЗЗ в масштабе. Отдельно представлены карты рассеивания выбросов и распространения физических воздействий.

С недавнего времени в процесс разработки СЗЗ введено новшество. Роспотребнадзором было опубликовано письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 «О рассмотрении проектных материалов по обоснованию окончательных санитарно-защитных зон»:


Таким образом, теперь для разработки проекта предприятию необходимо заказывать в Росреестре (Федеральной кадастровой палате) кадастровый план территории или выписку, в которой содержатся координаты нужных земельных участков и конкретных точек, с помощью которых можно привязать карту предприятия к городской системе координат. Напомним, что ранее такие карты чаще всего привязывались к местной (локальной, заводской) системе координат, то есть к координатной сетке с произвольным началом координат. Этот новый подход позволяет после утверждения границ СЗЗ проинформировать Росреестр о расположении границ для внесения данных в генеральный план населённого пункта. В дальнейшем такая практика позволит предотвращать застройку СЗЗ жилыми домами и объектами с нормируемыми показателями выбросов. Сейчас такая практика повсеместна, так как ранее не существовало порядка передачи информации в ФКП и муниципалитеты об установленных окончательных границах СЗЗ.

В случае необходимости снижения воздействия предприятия на окружающую среду в проект вносятся рекомендуемые мероприятия: приобретение и установка газоочистного оборудования, перепланировка производственной территории, реконструкция дымовых труб, установка шумозащитных экранов и т.д.

2. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

Когда проект расчетной СЗЗ готов, он направляется для прохождения экспертизы в аккредитованный орган, чаще всего это местные центры гигиены и эпидемиологии. Экспертиза в таких организациях проводится санитарным врачом-экспертом на платной основе.

Проект проверяется на соответствие санитарно-гигиеническим нормам, в основном внимание уделяется проверке непревышения предельно допустимых концентрации и уровней воздействия на границах расчетной СЗЗ и селитебной территории. В случае подтверждения соответствия выдается экспертное заключение о соответствии. На данном этапе наблюдается очередной пробел в законодательстве.

В некоторых регионах сразу после получения экспертного заключения проект СЗЗ направляется в территориальное отделение Роспотребнадора для получения санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ), в других регионах СЭЗ выдается только после проведения натурных замеров и разработки проекта окончательной СЗЗ.

При этом в Роспотребнадзоре проект могут подвергнуть новой «экспертизе» и аннулировать действие экспертного заключения. В иных регионах СЭЗ выдается при наличии экспертного заключения безо всяких проволочек.

3. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

После экспертизы (и получения СЭЗ на проект расчетной СЗЗ) необходимо провести серию натурных исследований и измерений для подтверждения предлагаемых границ СЗЗ. Измерения проводятся согласно плану-графику в составе проекта по выбранным ингредиентам в контрольных точках аттестованной аккредитованной лабораторией с помощью утверждённых методик на платной основе.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в его последней редакции не содержит требований относительно количества замеров при установлении СЗЗ (ранее это было 30-50 замеров на каждый ингредиент в отдельной точке для I-II/III-V классов предприятий). Письмом № 01/9550-12-32 рекомендовано распределять измерения в течение года посезонно, однако согласно письму Роспотребнадзора от 12.08.2016 N 01/10943-16-31 фактор сезонности при осуществлении систематических лабораторных наблюдений санитарным законодательством не регулируется.

30-50 измерений в год согласно СанПиН необходимы теперь только в случае уменьшения размеров СЗЗ для действующих объектов. Однако чаще всего ориентировочные размеры СЗЗ не могут быть выдержаны, так как предприятия располагаются в черте населенных пунктов и окружены различными объектами, в том числе жилыми домами.

Таким образом, если размер СЗЗ относительно ориентировочного нужно сократить, то проводится серия натурных исследований и измерений. Если же нет, то для установления окончательной СЗЗ в границах ориентировочной СЗЗ после разработки проекта расчетной СЗЗ можно ограничиться замерами в рамках производственного экологического контроля на предприятии согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Измерения уровня шума, согласно МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», п. 4.7 рекомендуется проводить в зимнее и летнее время.

После проведения натурных исследований и измерений все материалы по СЗЗ вновь собираются и направляются на следующий этап.

4. Получение СЭЗ на проект окончательной (установленной) СЗЗ

Как мы сказали ранее, СЭЗ на проект расчетной СЗЗ могут выдавать, а могут и нет. Так или иначе, после измерений и исследований по программе наблюдений проект расчетной СЗЗ перерабатывается в проект окончательной (установленной) СЗЗ и вместе с результатами натурных исследований и измерений вновь подается на рассмотрение в Роспотребнадзор.

При условии соответствия санитарно-гигиеническим нормам на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение. После получения СЭЗ размер СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ для объектов I и II классов) или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (для III, IV и V классов при необходимости).

5. Внесение сведений о границах СЗЗ на генеральный план и в правила землепользования и застройки

Как мы уже сказали, данный этап не закреплен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Ранее после утверждения границ СЗЗ и ее обустройства работы считались завершенными. Ни одна сторона из участников процесса установления границ СЗЗ как ЗОУИТ (зоны с особыми условиями использования территории) не была обязана подавать сведения об установленных границах СЗЗ в муниципальные органы власти.

В результате данные земельные участки, находящиеся в пределах СЗЗ, свободно передавались и продавались под жилую застройку или под иные нормируемые объекты. Предприятие узнавало, что в пределах его СЗЗ строится жилой дом, уже де-факто. В результате стороны оказывались втянуты в длительные судебные тяжбы, так как новые жильцы-соседи промышленных предприятий оставляли жалобы в Роспотребнадзоре не низкое качество окружающей седы, в частности, выбросы вредных веществ и высокий уровень шума.

В итоге на практике предприятиям приходилось выбирать:

  1. расселить за свой счет недовольных жильцов за пределы своей СЗЗ,
  2. уменьшить интенсивность воздействия за счет природоохранных мероприятий и сократить размер СЗЗ до вновь построенных объектов, либо
  3. просто перенести свое производство на другое место.

Все три варианта экономически крайне невыгодны, при том, что на самом предприятии никакой вины нет, так же как и на чиновниках муниципалитета, которые просто не имели сведений о наличии на данном земельном участке СЗЗ.

Чтобы пресечь такую практику, были проведены изменения в федеральном законодательстве, а именно изданы:

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71 «О направлении сведений в ГКН»;

Федеральный закон от 13.07.2015 N 252-ФЗ, вносящий изменения в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Земельный кодекс РФ.

Кроме того, письмо от 18 июня 2015 года N 01/6968-15-32 и письмо от 30 мая 2016 года № 01/6719-16-32 расставили точки над «i», и теперь данные о расположении СЗЗ, ее границах, координатах узловых точек границ СЗЗ и самого предприятия передаются Роспотребнадзором в орган кадастрового учета, который вносит соответствующие изменения в правила землепользования.

6. Зонирование СЗЗ, режим территории СЗЗ

После установления границ территории СЗЗ предприятие должно определённым образом ее обустроить и поддерживать в надлежащем порядке. Для этих целей разрабатывается план организации территории СЗЗ. В СанПиН раздел 5 посвящен режиму территории СЗЗ.

Согласно требованиям раздела, в границах СЗЗ запрещено размещать жилую застройку и иные нормируемые территории, объекты других отраслей промышленности, объекты по производству лекарств, объекты пищевой промышленности, водопроводные сооружения.

Допускается размещать нежилые помещения для дежурного персонала предприятия, здания управления, конструкторские бюро, поликлиники и гостиницы, объекты торговли, объекты коммуникаций, АЗС и СТО и т.д. СЗЗ – это не резервная территория объекта или территория для возможного расширения селитебных зон.

Организация СЗЗ включает мероприятия по благоустройству СЗЗ, ее озеленению и предложения по функциональному, строительному, ландшафтному зонированию и планировке территории. При этом устанавливаются типы и конструкции зеленой зоны, выбираются породы деревьев, кустарников и трав, например, согласно ассортименту из Приложения 5 к Рекомендациям.

Существующие в границах СЗЗ зеленые зоны максимально сохраняются. Если территория не пригодна для озеленения, проводится ее инженерно-техническая подготовка. В границах СЗЗ могут проектироваться дороги и пешеходные дорожки. За зеленой зоной необходим уход и полив, для чего планируется поливочная система.

При проектировании зеленых насаждений используются растения, эффективные в санитарном отношении и устойчивые к загрязнению атмосферы и почвы. Посадки планируются в виде плотной структуры изолирующего типа для создания преграды воздуху и частичного поглощения и осаждения вредных веществ, либо ажурной структуры-фильтра.

На планировочном плане территории показываются границы расчетных зон воздействия, все существующие здания и сооружения, указывается градостроительное зонирование территории и т.д. Для цели озеленения составляется дендроплан с существующими зелеными насаждениями и планируемыми посадками. В сметах учитываются все затраты на строительные работы и озеленение, а также затраты на расселение жилых домов с территории СЗЗ при необходимости. Объекты и элементы, которые допускается размещать на территории СЗЗ, приводятся в Приложении 4 к Рекомендациям.

  • Припромышленное защитное озеленение;
  • Приселитебное защитное озеленение;
  • Планировочное использование, которое включает подзоны: призаводская, подзона промышленного озеленения, подзона санитарных ограничений планировочного использования, подзона сопутствующих предприятий, подзона коммунальных объектов, подзона приселитебного озеленения и общественного центра.

Для планировки озеленения используются рекомендации из Руководства по проектированию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, Москва Стройиздат 1984. Для свободного прохождения воздуха в СЗЗ организуются коридоры проветривания в направлении господствующих ветров. Это могут быть существующие трассы, железные дороги, водоемы.

В дальнейшем на территории СЗЗ проводится контроль за основными параметрами окружающей среды: уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем шума, качеством воды в водных объектах, загрязнением почв и т.д. в рамках производственного контроля. Контроль проводится инструментально с привлечением аттестованной аккредитованной лаборатории либо лаборатории самого предприятия с условием её аттестации и аккредитации.

К. Романова, инженер-эколог

В связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны (далее – СЗЗ), у природопользователей часто возникают вопросы: каким предприятиям необходима разработка СЗЗ, возможна ли СЗЗ для уже действующих предприятий, а также каким образом устанавливать СЗЗ для группы предприятий, расположенных на одной производственной территории.

Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Рис. Примеры ситуационных планов с нанесением границы СЗЗ

По своему функциональному назначению сан.-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др. , являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

С одной стороны, новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяется на действующие промышленные объекты. С другой стороны, если проанализировать законодательство РФ по данному вопросу, им определено обязательное наличие СЗЗ у предприятий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения.

Сан.-защитная зона - обязательный элемент любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяет проект санитарно-защитной зоны предприятия. Для объектов I - III классов опасности разработка проекта является обязательной.

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект СЗЗ предприятия разрабатывать не нужно.

Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты, то обоснование размеров необходимо.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Обратите внимание!

Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:
  • предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения за пределами промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  • предприятие относится к IV-V классам опасности и гл.VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер сан.зоны;
  • предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
  • это микропредприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.
Тем не менее, в 2010 году Роспортебнадзор выпустил документ «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03″, в котором уточняется группа предприятий, которые всё-таки обязаны устанавливать СЗЗ.
  • вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  • действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  • действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
  • размер сан.-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.
Размер СЗЗ для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).

Для групп промышленных объектов устанавливается единая расчетная СЗЗ, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер сан.-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Обратите внимание!

В прежней редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 возможность разработки индивидуального проекта СЗЗ для предприятия в составе группы предприятий (промузла) вообще не предусматривалась. Согласно новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), проект санитарно-защитной зоны предприятия разрабатывается, а следовательно, СЗЗ может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

Таким образом, у предприятия есть выбор: разработать проект индивидуальной СЗЗ или включиться в разработку проекта единой СЗЗ. Нормативными актами не установлены условия или ограничения для реализации данного права.

Рис. Инженер-эколог Инга Шарапова с разработанным проектом СЗЗ

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены (п.3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03):

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
    Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
По проекту расчетной СЗЗ для предприятий I и II классов опасности выдается заключение заместителя Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Для предприятий III, IV и V классов опасности по проекту расчетной санитарно-защитной зоны выдаются решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

После разработки проекта СЗЗ предприятие получает лишь расчётную установленную СЗЗ, размер которой необходимо подтверждать натурными исследованиями в течение года. И только после этого, в случае соблюдения всех норм предприятию будет установлена окончательная граница СЗЗ.

Осторожно - штрафы!

За отсутствие проекта СЗЗ или неправильно разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 до 1 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Административный штраф за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (КоАП ст. 8.1) март 2015

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@сайт или по номеру 8-800-500-81-25.

Аттестат об аккредитации лаборатории "Охрана. Безопасность"

Лабораторный контроль самого промышленного объекта и окружающей его санитарно-защитной зоны является одним из важнейших мероприятий экологического контроля. Будучи своеобразным буфером, смягчающим последствия негативного воздействия промышленного предприятия на близлежащие жилые районы, санитарная зона является областью, к которой предъявляются особые требования.

В первую очередь, эти требования касаются атмосферного воздуха, как среды, наиболее часто подвергающейся загрязнению. Предприятия, опасные для воздушного пространства, обязаны организовать достаточно обширную СЗЗ, чтобы вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу в процессе деятельности объекта, успели рассеяться. Лабораторный контроль воздуха, взятого на границе между санитарно-защитной и жилой зонами, призван проверить чистоту и качество воздуха, а, следовательно, и подтвердить - или опровергнуть - тот факт, что СЗЗ выполняет свою основную функцию.

Цели исследования воздуха на границе СЗЗ:

  • Определение границы СЗЗ на стадии ее проектирования. Проходит с учетом объемов предполагаемых вредных выбросов в атмосферу.
  • Подтверждение границ СЗЗ. Предполагает взятие проб из определенных контрольных точек на границах зоны.
  • Сокращение границ СЗЗ. Для сокращения размера санитарно-защитной зоны предприятию необходимо представить обоснование: подтверждение безопасности и соблюдения нормативов на границе СЗЗ, подкрепленное инструментальными замерами качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и нормируемой территории.
  • Получение разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
  • Периодическое проведение производственного экологического контроля.

Нормативные документы

Эти мероприятия проводятся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

В этих постановлениях содержатся:

  1. Требования к ограничениям в работе промышленных предприятий, оказывающих негативное влияние на атмосферу;
  2. Нормативы атмосферного воздуха на границе СЗЗ;
  3. Правила организации СЗЗ;
  4. Методы проведения исследований лабораторного контроля атмосферного воздуха.
  5. Ими руководствуются компании, осуществляющие проверку проб атмосферного воздуха, взятых на границах СЗЗ.

Осуществление контроля воздуха на границе СЗЗ

Исследование воздуха является одной из составляющих комплекса мероприятий, призванных определить, насколько экологический контроль на объекте соответствует законодательным нормам. Пробы берутся при наличии определенных погодных условий, и время проведения исследования обычно согласовывается заранее.

При анализе воздуха на границах СЗЗ определяется процентное соотношение в нем вредных для здоровья химических веществ. В случае если их количество не превышает установленных норм, составляется положительное экспертное заключение.

Аккредитованная лаборатория «Охрана. Безопасность», входящие в состав компании «Аттэк», предлагает свои услуги по исследованию атмосферного воздуха на границах СЗЗ. Наши специалисты осуществляют полный спектр мероприятий - от взятия проб до оформления итогового заключения.

Лаборатория оборудована современными измерительными приборами, что, вкупе с опытом и квалификацией наших экспертов, позволяет гарантировать качество проводимых исследований.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.