Пожарный автомобиль для эвакуации и тушению пожара. Специальные пожарные автомобили. Пожарные автомобили общего применения

Общие сведения

Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета и специального аварийно-спасательного оборудования и инструмента , а так же для организации проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на месте пожара.

Они служат для:
Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входя в классификацию пожарных автомобилей , являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны , но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Особенности конструкции и комплектации

АСА легкого типа

Обычно АСА монтируется на шасси грузопассажирского автомобиля с кузовами фургонного типа. Для удобства использования большинство вывозимого оборудования размещено на специальной кассете, выдвигаемой по специальным роликам качения при боевом развертывании из кузова через заднюю дверь .

Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):
1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием; 5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный

Кран грузоподъемный модели АСО-20(4310):
1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы; 4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама; 9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга


АСА тяжелого типа укомплектовывается следующими видами оборудования:
  • генераторы переменного тока;
  • грузоподъемные краны;
  • лебедки;
  • осветительное оборудование;
  • оборудование специального назначения (дымососы , СИЗОД , мотопомпы , газосварочные и газорезательные аппараты и пр.);
  • аварийно-спасательное оборудование.

История возникновения

Понятие Аварийно-спасательный автомобиль появилось в обиходе отечественных пожарных служб и служб спасения в 90-х годах XX века, одновременно со становлением МЧС РФ. В эти годы, в связи с появлением специальных служб выполнявших задачи по проведению АСДНР , эти автомобили стали крайне востребованы, что привело к бурному их развитию и внедрению. На первых порах, применялись в основном западные образцы такой техники, однако, довольно быстро появились и отечественные модели на базе автомобилей Газель, КамАЗ, Урал и т.д..

Однако, потребность в проведении специальных работ по вскрытию конструкций на пожарах , существовала всегда. В период СССР, для решения указанных задач был создан специальный тип пожарных автомобилей – автомобили технической службы .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

Аварийный автомобиль.
Конец 20-х.
Ленинград.

История подобных автомобилей начинается в конце 20-х годов. И их создание было вызвано проведением аварийных работ на пожаре. И прежде всего, связанных с подъемом разного рода тяжестей и перетаскивании их (что запрещеается кстати на гражданке). Другой вид деятельности - вскрытие проемов, конструкций.

Ко дню юбилея Ленинградской пожарной команды был выпущен универсальный вспомогательно-технический ход, сконструированный и оборудованный в мастерских пожарной команды. Автомобиль снабжался следующими устройствами: электростанцией с осветительными приборами, подъемным краном и приборами для работ с грузами, приборами для борьбы с обвалами, приспособлениями для отвода воды и приборами для связи. Все эти приспособления размещены на пятитонном шасси германской марки Н. А. Г. с 4-цилиндровым двигателем в 26 лошадиных сил. В 30-е и 40-е годы создается масса всяког рода комбинированных автомобилей, которые зачастую сложно классифицировать. Компрессорно- осветительный ход - типичный пример. Можно считать его прообразом будущих АТСО (автомобилей технической службы и освещения). 5 пневматических молотков, 320 м погонной длины воздушных шлангов, компрессор, 3 прожектора - это все на 4-х членов экипажа. Машина эксплуатировалась в Московском гарнизоне.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТСО-12(131)
конец 60-х годов.


В 1960 году наступает эпоха ЗИЛ-157К, мощного (109 л.с) шасси повышенной проходимости. И Торжокского завода, который с начала выпуска автомобилей техслужбы так и не уступил никому пальму первенства, выпустив все советские модели такого типа. Модель АТ, прослужившая долгую и славную жизнь, имела полный вес в 7,5 т, вывозила на борту компрессор ЗИФ-55, подъемный кран-укосину грузоподъемностью 2 т, лебедку спереди. Все это могло преодалевать водные преграды глубиной до 85 см. Они выпускалсь на протяжении почти 10 лет большой партией и до сих пор в Твери можно встретить технически исправный АТ-2(157К) .

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

АТ-3(131) мод. Т2
1971г. Торжок

Ну как могли пройти конструктора мимо ЗИЛ-131? И в 1971 году на свет появляется АТ-3(131) модель Т2 . Как понятно из обозначения грузоподъемность крана возросла до 3 т, для его врашения использовался роликовый поворотный круг, аналогичный по конструкции поворотному основанию автолестниц АЛ-30(131). При работе крана в рабочее положение приводились задние аутригеры. Компрессор тот же ЗИФ-55, но теперь он может работать и на привод струйного дымососа.

На базе АТ-3(131) в начале 70-х годов создается Автомобиль технической службы, связи и освещеия АТСО-12(131) . Убрали конструкцию крана, установили генератор БСС-62-4, загрузили самым разным оборудованием: прожектора, УКВ радиостанции, усилитель, прожектора, дымосос, водозащитный брезент и три мешка с опилками, бензопила "Дружба"... Чего там только не было. И еще - трудно готовить экипаж такого автомобиля - бойцы должны были получать спец. удостоверения на право работы с таким разношерстным оборудованием. По-видимому автомобиль серийным не стал - в официальных каталогах его характеристики отсутствуют.

С 1978 года выпускается новый вариант АТСО, на шасси Урал-375, модель 114. Похожий по устройству на АТСО-12, но возвращается в добавок ко всему коленный стреловой кран и увеличивается мощность генератора.

Style="border: solid 1px #CCCCCC; display:inline-block; width:150px">

RW-2 на шассси
Iveco-Magirus
Конец 70-х

В конце 70-х, начале 80-х годов в гарнизонах отказываются от перегруженных оборудованием монстров, еще и потребляющих бензин АИ-93. И создается ряд простых по устройству автомобилей как компрессорные станции Московского, Воронежского и других гарнизонов или Тверской автомобиль АТАС. Тогда же в специализированные части (например в Горьковский гарнизон) начинает поступать немец RW-2 . По качественному оснащению конечно это был шок... Они служили долго - "Ивеко" надежное шасси.

В конце 20-го века подобную технику производили в г.Жуковский на машиностроительном заводе и фирма "Берег" (Павлово-посадский район), почему-то назвавшая его автомобиль тыла .

В это же время и начали в больших количествах появляться специализированные аварийно-спасательные автомобили, в которых идеи заложенные в пожарные автомобили технической службы были развиты и дополнены в соответствии с требованиями нового министерства. Был изучен и учтен опыт аналогичных зарубежных автомобилей. А аварийно-спасательное оборудование устанавливаемое на такие автомобили и по сей день часто имеет западное происхождение (например фирмы Holmatro).

Одновременно, развивались и аварийно-спасательные автомобили на базе легковых автомобилей. Изначально такие машины назывались – Автомобиль быстрого реагирования (АБР). Предприятиями в России был выпущен ряд подобных автомобилей. В середине первого десятилетия XXI века модельный ряд этих автомобилей распался на два направления – Пожарные автомобили первой помощи и АСА легкого типа .

Так же, на современном этапе в рамках реализации "Концепции совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе ГПС МЧС России" (Приложение 2 к приказу МЧС России от 31.12.2002 г. № 624) начато изготовление автомобилей нового типа – АПС (автомобилей пожарно-спасательных) 2 с более тесным совмещением функций по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Эти многофункциональные автомобили предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации пожарно-спасательного расчёта, запаса огнетушащих веществ, ПТВ , специального оборудования, снаряжения и инструмента, средств связи и освещения . На месте пожара или ЧС пожарно-спасательные расчёты этих автомобилей способны наряду с тушением пожаров производить аварийно-спасательные работы в жилых или административных зданиях любого назначения, на объектах промышленности, а также на транспорте

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.


Владельцы патента RU 2517008:

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к технике для доставки пожарных и средств тушения пожара, а также для эвакуации людей из зданий повышенной этажности.

Известна пожарная машина (см. проспект АГПС: академия государственной противопожарной службы МЧС России - 2012 г.) на базе автомобиля КАМАЗ с технологическим оборудованием для тушения пожара (выдвижная пожарная лестница, поворотная платформа, резервуар с огнетушащими веществами и пр.)

Известная машина имеет ряд недостатков, которые снижают эффективность ее использования при тушении пожара и эвакуации людей из высотных зданий. Например, при загорании рядом находящихся помещений, пожарная лестница подводится только к одному окну (балкону) и пожарные производят тушения пожара и эвакуацию людей только в этом помещении. К соседнему помещению, где такой же пожар, рядом разместить на земле другую пожарную машину со своей лестницей затруднительно. Кроме этого операция тушения пожара и эвакуации людей производятся последовательно, что повышает риск гибели людей. Это происходит потому, что разместить в одной люльке пожарных, спасателей и эвакуируемых людей практически невозможно. Опускать люльку нельзя, т.к. пожарные должны локализовать пожар.

Известно также устройство для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (патент RU 2198705 кл. А62В 1/00, 1/02), содержащее базовый автомобиль с пожарной емкостью и поворотную платформу, на которой размещены: кабина оператора с пультом управления и комплексом инженерно технических устройств, телескопический трап с канатным ограждением и колеей, на которой расположена лифтовая тележка. На конце трапа размещена полуоткрытая люлька, причем к люльке подведены кабеля, шланги, пожарные рукава.

К недостаткам известного устройства можно отнести следующее. Проведение аварийно-спасательных работ при тушении пожаров в высотных зданиях с его применением имеет низкую эффективность по причине большого угла (близкого к вертикальному положению) и небезопасного для передвижения людей по трапу и их перемещения в тележке. Кроме этого данное устройство позволяет проводить спасательные работы или тушить пожар только в одном месте, в том на которое наведен трап устройства, т.е. технологические возможности ограничены.

Известно также устройство для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях (патент RU 2079312, класс А62В 1/02), содержащее автомобильное шасси, на раме которого расположена опорно-поворотная платформа, на которой размещены телескопическая ступенчатая колонна с механизмом ее раздвижения и консолью, которая расположена перпендикулярно к вертикальной оси колонны, причем консоль снабжена механизмом ее удлинения. Для подъема пожарных, спасателей и спуска (эвакуации) терпящих бедствие людей на колонне смонтирована кабина, перемещающаяся в вертикальной плоскости на роликах и имеющая следящее устройство. В транспортном положении консоль складывается и прижимается к колонне, т.е. занимает горизонтальное положение.

Данное техническое решение имеет свои недостатки, влияющие на эффективность его применения, а именно конструкция имеет ограниченные технологические, возможности, т.е. спасательные работы и пожарные операции выполняются в конкретном одном помещении, куда подведена консоль. Сначала, например, производят тушение пожара, а потом выполняют спасательные работы. Или, если есть возможность, то производят эвакуацию людей (перемещают их в кабину по консоли и спускают вниз), а затем тушат пожар.

Спуск людей в кабине имеет циклический режим: необходимо время на спуск кабины и ее подъем, а если это высотное здание, то время значительное. За это время могут погибнуть люди.

Вертикальное расположение колонны в рабочем состоянии не позволяет приблизить (наклонить) ее с консолью к зданию и тем самым осуществлять эвакуацию людей из смежных помещений. Это также ограничивает технологические возможности устройства. Другими словами это решение имеет точечное назначение, т.е. пожар тушится только в одном помещении и эвакуация людей производится только из одного помещения - к которому подведена консоль колонны.

Наиболее близким к заявленному объекту является пожарная машина для проведения спасательных работ и тушения пожаров в высотных зданиях (патент RU 2236271 кл. А62С 27/00), содержащая автомобильное шасси с платформой, на которой размещено технологическое оборудование в составе опорно-поворотного устройства с телескопической стрелой и раздвижной лестницей. Причем телескопическая стрела состоит из секций, связанных между собой канатным полиспастом, при этом опорно-поворотное устройство имеет возможность поворота стрелы в вертикальной плоскости с помощью электрогидравлического подъемника.

Раздвижная лестница, которая также расположена на опорно-поворотном устройстве и смонтирована на нем параллельно секциям телескопической стрелы, состоит из секций U-образного сечения и снабжена складывающимся ограждением, при этом крайние секции раздвижной лестницы одним концом жестко соединены с секциями телескопической стрелы, а другим концом центрируются друг относительно друга.

Складывающееся ограждение лестницы выполнено в виде соосно размещенных одна над другой телескопических секций трубчатого сечения имеющих привод для поворота и шарнирно соединено с наружной поверхностью П-образного конура, прикрепленного основанием на секциях раздвижной лестницы.

Последняя ступень телескопической стрелы снабжена люлькой. Важным достоинством данной конструкции пожарной машины является синхронное раскладывание телескопической стрелы и раздвижной лестницы.

Данное техническое решение также имеет недостатки, влияющие на эффективность его применения, а именно ограниченные технологические возможности, т.е. спасательные работы и пожарные операции выполняются в конкретном одном помещении, куда подведена стрела с люлькой и лестницей. Одновременно производить эвакуацию людей и тушить пожар не представляется возможным, так как в люльке расположены пожарные с оборудованием и перемещаться в люльку и из люльки на лестницу затруднительно

Размещение людей в люльке и спуск люльки на землю в данном случае неоправдан, т.к. в люльке находятся и пожарные, и спасатели которые должны локализовать пожар в помещении и оказывать помощь пострадавшим людям. Другими словами данная машина позволяет тушить пожар только в одном помещении и эвакуация людей производится только из одного помещения и только путем перемещения людей по лестнице на землю.

Когда пожар локализован, то можно воспользоваться люлькой для спуска людей, но в ограниченном количестве (зависит от грузоподъемности стрелы и вместимости люльки).

Задачей нового технического решения является повышение эффективности проведения эвакуации людей и тушения пожаров за счет расширения технологических возможностей пожарно-спасательной машины.

Поставленная задача решается за счет конструктивных и технологических изменений прототипа, а именно: последняя секция пожарной лестницы снабжена откидывающимися (поворотными) трапами с регулируемой длиной, которые симметрично расположены относительно продольной оси телескопической стрелы.

Трапы расположены с противоположных сторон от люльки и имеют возможность занимать горизонтальное и наклонное положение, как с положительным значением угла, так и с отрицательным. Трапы имеют складывающееся ограждение и выдвижные секции. Дно трапа и дно выдвижной секции коробчатой формы, т.е. имеют борта и прорези, расположенные в шахматном порядке.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 указано рабочее положение машины при оказании помощи людям (эвакуации) стрех опасных зон и при тушении пожара;

На фиг.2 - рабочее положение машины при эвакуации людей с двух опасных зон и при тушении пожара в двух зонах;

На фиг.3 - рабочее положение машины при эвакуации людей из рядом стоящих зданий, а также при тушении пожара в рядом стоящих зданиях;

На фиг.4 - рабочее положение машины при эвакуации людей на крышу здания или в рядом расположенные балконы (помещения);

На фиг.5 - поворотный трап с выдвижной секцией;

На фиг.6 - сечение А-А фиг.5;

На фиг.7 - вид по стрелке Б фиг.5;

На фиг.8 - узел 1 фиг.5 (вариант привода выдвижения секции трапа);

На фиг.9 - транспортное положение заявленного объекта.

Пожарно-спасательная машина состоит из автомобильного шасси 1, на раме которого размещены емкости 2 для огнетушащих веществ, опорно-поворотная платформа 3, на которой установлена выдвижная лестница 4. Она (лестница), в свою очередь, состоит из нескольких секций, причем последняя секция 5 снабжена люлькой 6 и трапами 7. Трапы 7 шарнирно присоединены к последней секции 5 лестницы 4 и имеют возможность поворота в вертикальной плоскости при помощи гидроцилиндров 8. Трап 7 имеет дно 9 с прорезями 10, ограждение 11 и выдвижную секцию 12. Сечение дна трапа и выдвижной секции имеет коробчатую форму. Стойки 13 ограждения 11 шарнирно присоединены к бортам 14 дна 9 и к перилам 15 и складываются вдоль трапа 7 с помощью гидроцилиндра 14. Выдвижение секции 12 трапа 9 может, производится, например, гидроцилиндром или с помощью передачи зубчатого колеса - рейки 17, посредством ручки 18. Зубчатое колесо 19 имеет пружинный стопор 20.

Работа пожарно-спасательной машины заключается в следующем. Машина в транспортном положении (фиг.9) выезжает на объект, где произошла авария или другая чрезвычайная ситуация. После определения наиболее удобного места для выполнения спасательных работ или тушения пожара производится подготовка ее к работе.

Выставляются опоры (аутригеры), приводится в рабочее положение лестница (выдвигается к месту очага). Если ситуация такая как на фигуре 1, то лестница 4 с люлькой 6 поднимается к помещению, где очаг. Затем поднимаются гидроцилиндром 8 трапы 7, которые ориентируют к ближайшим окнам или балконам.

Для исключения образования зазоров между трапом и окном (балконом) производят выдвижение секции 12 трапа 7 впритык к зданию.

С помощью механизма 17 посредством поворота ручки 18, когда торец секции 12 коснулся здания, производят стопорение зубчатого колеса 19 пружинным фиксатором 20.

Трап 7 поднимается гидроцилиндром 8 до необходимой высоты. После этого гидроцилиндром 16 поднимается ограждение 11 до вертикального положения. Когда произошла установка трапов и ограждений, начинается процесс эвакуации людей из очага и если в помещении пожар, то одновременно производят его тушение. Люди переходят по трапам 7 влево и вправо в помещения, не подвергшиеся возгоранию. Или спускаются вниз по лестнице.

Наличие двух трапов 7 значительно сокращает время эвакуации людей, т.е. появляется возможность больше спасти людей. Спуск людей производится также и по основной лестнице 4. Такая конструкция повышает эффективность ее применения.

Если ситуация такая как показано на фиг.2, то с люльки 6 производят тушение пожара и эвакуируют людей по трапу 7 в соседнее помещение здания, а также люди могут спускаться вниз по лестнице 4.

Если ситуация такая как показано на фиг.3 (два рядом стоящих здания), то машина располагается между зданиями, устанавливается на аутригеры в горизонтальной плоскости. Затем поднимается лестница 4 с люлькой 6 до необходимой высоты, поднимаются трапы 7, и регулируется их длина посредством выдвижения секции 12. Из одного трапа производят тушение пожара, а эвакуацию людей производят по второму трапу в соседнее помещение. Люди могут также спускаться по лестнице 4 вниз.

Если ситуация такая как показано на фиг.4, то с люльки 6 производят тушение пожара, а по трапам эвакуируют людей на крышу здания или в соседнее помещение, расположенное ниже. Подъем людей на крышу производится по дну трапа путем зацепки ногами и руками за прорези 10. Спуск производится по дну 9 трапа 7 путем скольжения и придерживания руками за борта 14 дна трапов 7 или за прорези 10.

Благодаря предложенному техническому решению пожарно-спасательная машина имеет значительно расширенные технологические возможности по ликвидации очагов пожара и эвакуации людей из высотных зданий, что позволяет сокращать время на проведение аварийно-спасательных работ.

1. Пожарно-спасательная машина, содержащая автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающаяся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов.

2. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что дно каждого поворотного трапа и выдвижных секций выполнено коробчатого сечения и имеет прорези, расположенные в шахматном порядке.

3. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что каждый поворотный трап имеет свой привод, например гидравлический.

4. Пожарно-спасательная машина по п.1, отличающаяся тем, что стойки ограждения трапов и выдвижных секций шарнирно соединены с дном и перилами и имеют привод поворота.

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам пожаротушения с применением транспортных средств. Предложен способ пожаротушения с применением наземной пожарной машины с заборным и пожарным насосами и пожарного вертолета с эжекторным насосом и установленным на его оси брандспойтом, выполненными с возможностью соединения пожарного и эжекторного насосов между собой пожарным напорным рукавом, намотанным на барабане пожарной машины, включающий оснащение вертолета устройством «подъема-спуска» троса, а пожарной машины - накопительной емкостью с возможностью ее наполнения посредством соединения через водозаборный насос с водопроводной сетью и/или с естественными источниками воды, наполнение водой накопительной емкости, спуск троса устройством его «подъема-спуска», присоединение к нему напорного рукава, подъем троса с напорным рукавом на вертолет, стыковку напорного рукава с эжекторным насосом и через него - с установленным на его оси брандспойтом, включение пожарного и эжекторного насосов, направление воды от накопительной емкости через пожарные насос и напорный рукав, эжекторный насос и брандспойт на очаг пожара.

Изобретение относится к средствам пожаротушения и может быть использовано для тушения объектов, расположенных так, что проезд к ним для пожаротушения невозможен для крупногабаритных транспортных средств.

Заявляемое изобретение относится к области пожаротушения, а именно к установкам для генерирования инертной пены. Станция пожаротушения инертной пеной содержит компрессор (2), газоохладитель (3), систему очистки воздуха (4) и газоразделительный блок (12).

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для борьбы с лесными пожарами. Установка для пожаротушения содержит гусеничное шасси 1 манипуляторной машины с остовом, водяную помпу 15 и емкость для воды 10 с пенообразователем.

Изобретение относится к пожарно-спасательной технике, а именно к оборудованию пожарно-спасательных автомобилей. Автоматизированное устройство подачи пожарно-спасательной лестницы для автомобилей службы спасения и автолестниц включает в себя установленную на раму автомобиля автономную систему энергоснабжения, комплекс опорных домкратов с приводами, раздвижную спасательную лестницу, привод телескопирования, азимутальный привод, угломестный привод и устройство горизонтального выравнивания лестницы.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для тушения низовых пожаров грунтом, а также для прокладки защитных минерализованных полос, особенно в безводных массивах, и решает задачу создания пожарного грунтомета с высокой эффективностью работы в условиях грунтов, насыщенных корнями древесно-кустарниковой растительности и уплотненных связных почв, а также выполняющего функцию полосопрокладывателя.

Устройство относится к области спасательных средств на базе автомобиля с корзиной на стреле с рабочими телескопическими секциями с направляющими рамками на их конце, к которым сверху закреплены транспортные телескопические секции из замкнутого профиля с прорезью на верхней поверхности на всю длину, а снизу к ним закреплены упоры, внутри которых установлены подпружиненные фиксаторы для соединения рабочих секций между собой, по бокам же выполнены выступы для захвата секций при их подъеме-опускании и для фиксации секций на стреле.

Изобретение относится к средствам спасательной техники, применяемым для эвакуации группы людей одного за другим с высотных объектов при пожарах. Надувной спасательный рукав замкнутого сечения содержит наружную, среднюю и внутреннюю воздухонепроницаемые эластичные оболочки, разделенные воздухонепроницаемыми эластичными переборками на несколько отсеков (внутренние и наружные отсеки) с возможностью нагнетания под давлением в каждый из наружных отсеков отдельно нагретого негорючего газа или смеси тазов, а в каждый из внутренних отсеков отдельно воздуха, имеющего температуру человеческого комфорта, под более высоким давлением, но не большим, чем прочность материалов рукава.

Изобретение относится к тросовым спасательным средствам при пожаре в небоскребах. Карманное спасательное тросовое подъемно-спускное средство содержит шкив (3) с тросом (4), ось (2), корпус (1), ремень (10), рычаг (12), ручку (15) и рукоятку (17).

Изобретение относится к средствам спасения граждан при чрезвычайных ситуациях и может быть использовано для их экстренной эвакуации с затонувшего плавсредства. Способ состоит в том, что снабжают каждого пассажира и члена экипажа изолирующим дыхательным аппаратом кратковременного действия, которые располагаются в месте нахождения пассажира или члена экипажа, монтируют вдоль поручней палубы пневмосеть со сжатым воздухом; выполняют отводы пневмосети с пневмоклапанами у каждой выходной калитки; устанавливают у последних шкафы с коконами-комбинизонами; при внезапном затоплении плавсредства каждый гражданин, используя дыхательный аппарат, добирается до ближайшего шкафа с коконами-комбинизонами и надевает его на себя, а также на ребенка, в случае его наличия; открывает калитку; присоединяет хобот кокона-комбинизона к отводу пневмосети и включает пневмоклапан; кокон-комбинизон наполняется сжатым воздухом и при сравнивании давления в нем и в пневмосети разблокирует хобот кокона-комбинизона, и последний со спасающимся гражданином всплывает на поверхность водоема, где находится на плаву, пока его радиомаяк не будет услышан спасателями и кокон-комбинизон не будет обнаружен по яркому фосфорирующему цвету; гибель спасающемуся гражданину от холодной воды не грозит, так как он защищен со всех сторон слоем сжатого воздуха. Техническим результатом изобретения является повышение надежности применения средства спасения граждан с затонувшего плавсредства.

Изобретение относится к пожарно-спасательной машине, содержащей автомобильное шасси с опорно-поворотной платформой, на которой расположена телескопическая стрела, состоящая из секций, на конце последней из них установлена люлька, кроме этого расположена раздвижная лестница с ограждением, секции которой примыкают к последней секции стрелы, отличающейся тем, что к люльке симметрично продольной оси телескопической стрелы примыкают два поворотных трапа, шарнирно установленные на последней секции раздвижной лестницы, причем каждый трап имеет выдвижную секцию с механизмом выдвижения в виде пары «зубчатое колесо-рейка» и поворотного рычага, при этом зубчатое колесо снабжено пружинным фиксатором, а ограждение трапов и выдвижных секций выполнено из шарнирно установленных перил трубчатого сечения, поручни которых входят в поручни перил трапов. Технический результат заключается в обеспечении доставки пожарных и средств тушения пожара, а также в эвакуации людей из зданий повышенной этажности. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Пожарная техника как специальная техника, предназначенная для защиты людей и материальных ценностей от опасных факторов пожара. Общая характеристика основных этапов расчета сроков технических обслуживаний и ремонтов пожарных автомобилей, анализ проблем.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2014

    Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания пожарных автомобилей. Замена пожарного оборудования. Пост технического обслуживания подразделения ГПС. Порядок представления пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание.

    реферат , добавлен 24.02.2012

    Характеристика пожарно-спасательного гарнизона. Состояние и эксплуатация пожарных автомобилей ФГКУ "19 отряд ФПС по Приморскому краю". Анализ пожарной опасности района выезда. Расчет производственных участков зоны технического обслуживания и ремонта.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Аналитический обзор существующего парка пожарных аварийно-спасательных автомобилей Бобруйского ГРОЧС. Анализ водительского состава. Расчет производственной программы ремонтно-восстановительной части. Расчет и проектирование станции диагностирования.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2016

    Основное назначение пожарного судна - переоборудованного или специально построенного водного средства для тушения пожаров на судах и береговых объектах. Принципиальная схема защитной оросительной системы. Классификация и основные виды пожарных кораблей.

    презентация , добавлен 05.03.2015

    Изучение видов пожарных поездов и их роли в современной системе безопасности железнодорожного транспорта. Предназначения и состав пожарного поезда. Сигналы тревоги опасности на железной дороге. Современные пожарные поезда иностранного производства.

    реферат , добавлен 03.02.2016

    Технические характеристики автомобилей нового поколения MAN TGA. Особенности тормозной системы. Экономичность эксплуатации грузовиков. Архитектура электроники автомобиля. Секция безопасности кабин грузовиков MAN. Оборудование водительского салона.

    По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

    Виды специальной техники

    Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

    Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

    Специальные автомобили должны обеспечивать:

    • удаление продуктов горения;
    • работы на высоте;
    • освещение;
    • разборка строительных конструкций;
    • обеспечение доступа к очагам возгораний;
    • эвакуация людей;
    • первая помощь пострадавшим.

    Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

    Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

    Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

    АЛ

    — это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

    Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

    Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

    Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы . У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

    Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

    АПК

    По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на . Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

    На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

    Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

    Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

    АР

    Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

    За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

    Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км . В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

    Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

    ДУ

    Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

    В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

    Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

    ГДЗС

    Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

    Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

    В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

    Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

    Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

    АСА

    Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

    В зависимости от назначения и оснащения бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

    Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

    Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

    АШ

    Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.