Работник был временно нетрудоспособен. Временная нетрудоспособность работников. Несчастный случай на производстве и в быту

Лекция 6. Политическая система общества.

1. Понятия политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Виды политической системы общества.

4. Государство как субъект политической системы общества.

5. Негосударственные субъекты политической системы общества.

Определение . Политическая система общества - это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества . Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

1. объединяет, «скрепляет» общество;

2. показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

3. дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

4. легализует и легитимирует политическую власть.

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют:

Институциональную подсистему (институциональный подход);

Регулятивную подсистему (регулятивный подход);

Идеологическую подсистему (идеологический подход);

Коммуникативную подсистему (коммуникативный подход);

Функциональную подсистему (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система ) - это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1. государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2. политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3. средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4. церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни; положение института в политической системе; производность института и другие.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на следующие группы:

1. собственно - политические;

2. не собственно политические;

3. не значительно политические (М. Н. Марченко, С. А. Комаров).

Собственно политические организации характеризуются:

Прямой связью с политикой;

Своей задачей они ставят достижение определенной политической цели;

Эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно правовом документе. К этим организациям относятся государство, партии.

Не собственно политические организации:

Возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально - бытовой, культурной деятельностью;

Они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи, активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

Возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

Они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе в ней различают три уровня:

Высший уровень политической системы - к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, Парламент, Верховный Суд);

Средний уровень - его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

Нижний уровень - его составляют элементы массового уровня, политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и не политические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г. В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные - это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные производные субъекты политики - это институты создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А. Ф. Черданцев).

политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А. В. Малько); граждане /или граждане и поданные, или народ (В. В. Лазарев, С. В. Липень); политических лидеров; формы непосредственной демократии; преступные сообщества (В. М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема . Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности, и устойчивости, как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

Политические традиции;

Политические обычаи;

Принципы и нормы морали (нравственности) (М. Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играет наиболее важную роль в политической системе. Они:

Определяет, закрепляет пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

С их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

Право аккумулирует волевые устремления людей: право - это согласование воль различных слоев населения;

Право - стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуется в строгих процессуальных формах.

Политическая система - это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования - всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями . Другой вид входящих импульсов - поддержка . Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

“Политическая наука - это наука о функционировании и жизнедеятельности политических систем”.

Понятие политической системы общества

В современной политологии принципиальное место занимает системный анализ политики. Речь идет о том, чтоб представить политическую жизнь общества в качестве некоей целостной системы, со свойственными ей законами и чертами развития. Познание этих законов дает возможность глубочайшего понимания политики, создает нужную теоретическую базу для совершенствования управления обществом, прогнозирования его развития.

В чем сущность и значимость системного подхода к политике?

Во-первых, он дозволяет сформировать понимание политики как некоей целостности, системы, поля, открывает возможность анализа разных способов её взаимодействий с окружающей средой.

Во-вторых, он дает возможность представить политику, конкретно как систему поведения и деятельности людей, обусловленную властно-институциональными и социокультурными факторами, что представляется в особенности принципиальным при комплексном анализе политической системы общества.

Институционально-властной основой политической жизнедеятельности общества, её организующим и направляющим началом выступает политическая система. Эта категория дозволяет свести воедино главные понятия, характеризующие его политическую жизнь. Политическая система представляет собой конкретную историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы политическую деятельность.


Политическая система представляет собой сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, необыкновенную сферу, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.

Политическая система общества - это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Политическая система включает компанию политической власти, дела меж обществом и государством, характеризует протекание политических действий, включающих институализацию, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер роли в политике, неинституциональных политических отношений. Политическая система обеспечивает интеграцию всех частей общества и само существование его как одного, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет правительство.

Она взаимосвязывает политические университеты (правительство, политические партии, организации и движения) через систему законов, традиций и политической коммуникации с классами, социальными группами, национально-этническими и другими образованиями, контролирует главные направления политической деятельности людей, развитие политических действий.

В неких политологических и юридических изданиях понятия “политическая система общества” и “политическая организация общества” рассматриваются как сходные. Но меж ними есть и различия. Политическая организация общества - это совокупность политических институтов и политико-правовым норм. Категория “политическая система” шире понятия “политическая организация”, которая выступает в качестве ведущей, властно-организующей, но не единственной структуры в рамках политической системы общества, которая включает также и феномены политического сознания, культуры, коммуникации, роли в политике.

Политическая система общества - это особым образом организованная его политическая жизнедеятельность. Она представляет собой непосредственно-историческую форму, в которой осуществляется политическая деятельность. Содержание политической деятельности не исчерпывается только властной деятельностью страны. Она включает разнообразные формы политического роли субъектов, преследующих совпадающие или расходящиеся и противоречивые цели; политическую деятельность, которую составляют процессы целенаправленного политического властвования и политического роли, разные виды действий людей, направленные на обеспечение, преобразование и защиту системы воплощения власти в обществе либо противодействующие ей.

Узнаваемый западный политолог Д. Истон направлял внимание на то, что политика представляет собой систему взаимодействий в любом обществе, посредством которой осуществляется и закрепляется знатное либо связывающее распределение ценностей в обществе. Политика - это “жизнедеятельность политических систем”.

Политическая система общества как форма политической деятельности выступает организацией её содержания, возникающей в итоге взаимодействия субъектов политики. Данный итог, обусловленный соотношением социально-политических сил в поворотные моменты политической истории (революции, реформы), юридически фиксируется и конституируется в основополагающих структурах данной организации.

Категория “политическая система общества” выступает в качестве центрального, узлового понятия современной политической науки. Русский политолог М.Г. Анохин писал, что “категории: политическая система, её модернизация, трансформация, адаптация, конфигурации стали одними из распространенных в политической теории и практике”1.

Политическая система представляет собой целостную, динамическую, интегрированную совокупность политических субъектов, структур и отношений, выражающих интересы широкого диапазона социальных общностей и сил, посредством которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества, осуществляется его политическое управление; являет ту непосредственно-историческую форму взаимодействия субъектов политики, которая организует в определенную совокупность политические дела меж ними, властно упорядочивает, оформляет и заключает в определенные границы их деятельность.

Она обеспечивает интеграцию обществам эффективность его деятельности по реализации общих целей, представляет собой систему ценностей и общественных институтов, которые организуют внедрение общественной власти и связи людей в государстве.

Политическая система - это, с одной стороны, сложное образование, обеспечивающее существование общества как одного организма, централизованно управляемого политической властью, а с другой - та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством воплощения власти либо борьбы за её завоевание и внедрение.

Категория “политическая система” находится в Центре концептуального фокуса политической науки; она шире, чем понятие “государство”, значительно дополняет понятие “политическое управление”. Представление о системе предполагает плодотворные теоретические подходы, ибо им акцентируется взаимосвязанность разных частей политического процесса и соотнесенность политической системы с другими подсистемами общества.

Политическая система характеризуется рядом специфичных особенностей.

1. Верховенством политической системы по отношению к иным публичным сферам. Конкретно с её помощью осуществляется политическая власть в обществе. Принимаемые в её рамках решения обязательны для всего общества и каждой его подсистемы. Основная функция политической системы - мобилизация ресурсов для заслуги целей, которые выдвигают перед обществом его руководящие социально-классовые силы.

2. Обусловленностью либо зависимостью от характера публичной среды, социально-экономической структуры общества.

3. Относительной самостоятельностью. Она также в определенной степени формализована, так как дела в её рамках традиционно регулируются правовыми и политическими нормами.

Русские (М.Г. Анохин, Ф.М. Бурлацкий, Р.А. Матвеев) и забугорные (Г. Алмонд, Д. Истон, Т. Цурутани) исследователи употребляют различные подходы к исследованию политической системы общества.

При структурно-функциональном подходе внимание акцентируется на раскрытии главных функций политических систем, анализируется взаимодействие их частей и подсистем. При институциональном - политическая система рассматривается до этого всего как совокупность политических институтов и учреждений, организующих политические процессы, учитывается её социодинамика. При “элитарном” подходе обращается внимание на роли элит, концентрирующих власть над экономическими ресурсами, управлением и правовой системой. Более плодотворен к исследованию политической системы общества системный Подход, предполагающий всесторонний анализ этого парадокса.

Политическая система общества состоит из ряда структурных частей либо, точнее, главных подсистем: институциональной, нормативно-регулятивнои, коммуникативной, идеологической (политическое сознание), политико-культурной, подсистемы политического роли.

Структура политической системы общества:

1. Политические университеты образуют материальную базу, основа всего строения политической системы, её властно-управляющих структур;

2. Политические нормы регулируют политические дела в рамках имеющейся политической системы;

3. Политические дела представляют собой структурную базу вертикальных и горизонтальных связей меж элементами политической системы;

4. Политическое сознание опосредует процесс сотворения и воспроизводства всех других частей политической системы;

5. Политическая культура обусловливает ценностно-стилевые доминанты развития и требования к системе;

6. Политическая коммуникация структурирует распространение соответствующей информации;

7. Политическое роль выражает подобающую степень поддержки политической системы либо оппозиции к ней со стороны людей.

При рассмотрении политической системы в ином срезе можно выделить властно-управляющую подсистему и подсистему политического роли. Властно-управляющая подсистема осуществляет политическое управление и управление политической системой, всем обществом, а подсистема политического роли организует субъектов политики, не являющихся носителями власти, на политические деяния. Подсистема политического роли, в свою очередь, включает политическую деятельность по поддержке системы, а также деятельность политической оппозиции. Конечно, исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её общих особенностей и черт как системы.

В данной связи нужно отметить, что систему можно определять как “совокупность частей, находящихся во взаимодействии”. Неважно какая система владеет рядом параметров. Она состоит из частей, объединенных отношениями взаимозависимости, целостность, образуемая совокупностью частей, не может быть сведена к их сумме, дела взаимозависимости меж элементами и образуемая ими целостность подчиняются законам, которые могут быть описаны в определениях логики, система реагирует как единое целое на внешние раздражители и на изменение собственных внутренних частей.

Политическая система общества - это целостная, сложная, вероятностная и открытая система. Для нее типично следующее:

1. Адаптация. Она ориентирована на установление отношений меж системой деяния и её окружением. Суть её заключается в получении от окружения, из внешних систем, нужных для нее ресурсов, их усвоении, изменении в согласовании потребностям, в отдаче в обмен собственных собственных товаров. Система адаптируется к своему окружению и приспосабливает его к своим потребностям.

2. Преследование целей, состоящее в определении целей системы, а также путей и средств их заслуги.

3. Интеграция, которая состоит в координации частей системы, в обеспечении их согласованности, в защите системы от внезапных конфигураций и разрушения.

4. Латентность, призванная обеспечивать мотивацию субъектов системы, вдохновлять их на деяния в согласовании со своими нормами и ценностями.

Сущность политической системы более полно понимается и раскрывается при исследовании всех составляющих её компонентов и особенностей их функционирования.

Функции политических систем

Политическая система выступает как целостное образование, в единстве всех собственных компонентов и частей. Несмотря на наличие узлов противоречий, она характеризуется центросиловыми связями в процессе собственного функционирования.

Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на конфигурации её внутреннего состояния и наружной среды, на внутренние импульсы и внешние действия. Они представляют собой методы выявления и разрешения возникающих противоречий как меж политическими системами, так и внутри самой политической системы.

Политическая система решает следующие задачки:

Властно-политического опосредования социальных интересов и взаимодействий;

Выражения, определения и согласования интересов индивидов и их общностей, призванная выявлять противоречивые интересы, предупреждать посредством институтов власти и политического роли конфликтную форму их разрешения, угрожающую целостности политической системы;

Политического управления, осуществляемая на базе более либо менее рационального и справедливого сопоставления интересов, методом выработки целей и программ разбития общества;

Интегративная, нацеленная на объединение в целостную систему политических сил, представляющих разные интересы, на базе противодействия факторам среды, которые угрожают сохранности и целостности данного общества;

Социально-преобразующая, направленная на включение людей в целенаправленную деятельность и ориентирующая их на господствующие идеалы.

Главные функции политической системы общества:

Описывает Цели и задачки общества, производит программы его жизнедеятельности;

Мобилизует ресурсы общества на достижение поставленных целей;

Интегририрует все элементы общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и политической культуры;

Заведует политико-коммуникационными действиями;

Распределяет ценности в обществе в согласовании с интересами сохранения данной системы принадлежности и власти, осуществляет политическое развитие в согласовании с её интересами и его основными политико-культурными доминантами;

Контролирует выполнение законов и правил, пресекает деяния, нарушающие политические нормы.

Политическая система общества - это целостная, сложная, вероятностная и открытая система, характеризующаяся самоорганизацией, саморегуляцией, компетентностью и адаптивностью. Она владеет рядом параметров и возможностей.

Экстракционная возможность политической системы - это её способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных и публичных активистов, разные акции общественно-политического характера. Политическая система существует постольку, поскольку общество предоставляет ей нужные ресурсы.

Регулирующая возможность политической системы - это её способность управлять, регулировать, координировать поведение и деятельность индивидов, групп и политических институтов, воздействовать на гражданское общество. Осуществляется это не лишь мерами прямого принуждения, но и через косвенные механизмы действия: учет традиций, публичного представления, социокультурных доминант.

Дистрибутивная возможность политической системы - это её способность перераспределять произведенный государственный продукт и обеспечивать предоставление системой индивидумам и социальным группам разных социальных благ на определенных условиях, патронировать социальные и инновационные программы развития общества и т.п.

Реагирующая возможность политической системы - это её реактивная способность, благодаря которой система “отвечает” на действие окружения, до этого всего на требования, выдвигаемые индивидумами и группами.

В современной политической науке анализ функционирования политической системы осуществляется на базе аналитической модели. В согласовании с ней, у политической системы имеются: “вход” (то, что питает данную систему), механизмы и функции её адаптации и сохранения, а также “выход” (то, что она производит и как развивается).

Деятельность политической системы смотрится следующим образом:

Модель деятельности политической системы общества

К функциям “входа” можно отнести: выражение интересов (либо артикуляция интересов, посредством чего индивиды и социальные группы определяют свои требования к тем, кто воспринимает решения); агрегация интересов (суммирование и систематизация, размещение в иерархическом порядке).

Функции адаптации и сохранения системы включают: политическое рекрутирование - процесс, посредством которого избирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли; политиескую социализацию - усвоение индивидумом социокультурных частей среды; интериоризация культурных моделей; освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов.

К функциям “выхода” относятся: разработка норм; принятие правил; применение норм в судебном и ином порядке; политическая коммуникация (передача политической информации меж управляющими и управляемыми, как меж различными элементами системы).

Синтезируя все вышеуказанные функции политической системы, можно выделить общий круг задач, которые она обязана решать в обществе.

Во-первых, это задачки политического управления обществом. Конкретно на политическом уровне вырабатываются и определяются цели и программы развития общества, осуществляется более либо менее наилучшее согласование интересов разных социальных сил. Решение данной задачки (как в случае принятия программ на базе демократических процедур, так и в случае авторитарно-административного подхода) призвано обеспечить политическую стабильность и развитие общества посредством выявления, формулирования и защиты доминирующих представлений о равенстве, справедливости и свободе. И через воплощение функций принятия и внедрения правил (норм) политическая система устанавливает принципы распределения ценностей (публичных богатств), определяя направленность их движения методом нормативной фиксации господствующих представлений о справедливости.

Во-вторых, осуществляя решение задач политического управления обществом, политическая система обязана решать также задачки выражения, определения и согласования интересов индивидов и групп, предупреждения (методом выявления и согласования) с помощью институтов власти и политического роли конфликтных ситуаций и конфликтных форм их разрешения, угрожающих целостности социальной системы. Это, естественно, просит редукции, т.Е.

Приведения требований в соответствие с возможностями системы, учета и адекватного выражения социальных интересов в политических решениях. В решении этого комплекса задач принципиальная роль принадлежит интегративной функции, направленной на объединение в целостную систему социально-политических сил, представляющих разные социальные интересы, на базе противодействия окружению (факторам среды), которые угрожают сохранности и целостности данной системы. При этом интеграция может происходить как на базе принуждения (административное принуждение, политическое давление и т.П.), Так и на базе согласия (консенсус, компромисс, поддержка и др.).

В-третьих, вовлекая людей в социально-политическую деятельность и ориентируя их на господствующие идеалы и ценности, политическая система служит средством преобразования публичных отношений, выполняет социально-преобразующие задачки конкретно с помощью институтов власти и политического роли устраняются рутинные, устаревшие формы и дела и создаются благоприятные условия для прогресса общества.

В-четвертых, неважно какая политическая система выполняет большой размер информационно-коммуникативных задач. Она принимает и организует потоки наружной информации, позволяющие ей выполнить целенаправленное взаимодействие с окружением, своевременно правильно реагировать на происходящие в нем конфигурации.

исследование структуры и функций политической системы, её компонентов просит выявления её особенностей и черт как системы, имеющейся в соответствующей социокультурной и цивилизационной среде. При этом принципиально учесть, что неважно какая система представляет собой совокупность взаимозависимых частей, находящихся во содействии.

Политическая система различается от остальных систем общества следующими чертами: она является универсальной по охвату данного общества своим действием, распространяющимся на всех его членов; она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения; её право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного; её решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную возможность того, что им подчинятся.

Типология и социодинамика политических систем

Типы политических систем определяются сущностными методами их организации и функционирования, во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества. Типология политических систем общества может производиться на базе использования разных критериев.

Так, если взять за базу формационный, классовый (марксистский) подход, то можно выделить рабовладельческую, феодальную, “азиатскую” (деспотическое правительство и общинная собственность), буржуазную и государственно-социалистическую политические системы. С точки зрения эволюции целесообразно выделять традиционную и модернизированную системы. С учетом исторических особенностей развития политики и партий - англо-американскую, европейско-континентальную, развивающихся государств.

более распространена типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три главных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные меж ними.

Демократический тип политической системы характеризуется:

Широким вовлечением в политику людей, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, принципиальной ролью развитого среднего класса;

Ролью в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического роли и многопартийной формой управления;

Парламентским методом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.

Демократической политической культурой.

Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные способности монополии одних и ущемления прав остальных социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.

Концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;

Наибольшим расширением компетенции исполнительной власти;

Ограниченным политическим ролью неправительственных партий и движений, а также урезанными властными возможностями нижестоящих органов;

Неконтролируемым применением власти и твердым контролем за поведением всех слоев населения;

Твердой реализацией номенклатурного принципа, т.Е. Расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.

Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод людей и т.Д. Являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры - сущностная духовная черта и изюминка данного типа политической системы.

Тоталитарный тип политической системы характеризуется твердой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до вида жизни, поведения и мышления каждого человека.

Тоталитарный тип политической системы характеризует:

Сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного фаворита либо узенького круга лиц (хунта);

Механизм властных структур на однопартийной базе во главе с единоличным фаворитом, твердой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;

Подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и её фавориту;

Тоталитарное регулирование из одного центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-или автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь людей;

Навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, угнетение каких-или проявлений инакомыслия и критики управления, полный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;

Социально-политическая демагогия, рвение к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.

Тоталитарная политическая система общества невозможна без господства в нем тоталитарной политической культуры.

Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий диапазон вариаций внутри этих типов: к примеру, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими её формами; авторитарный тип может выступать в популистской либо президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (к примеру, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка.

В развивающихся странах наблюдается существование разных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда государств Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры смешиваются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах часто употребляют демократические процедуры. В неких развивающихся государствах работают монархические политические системы. Политическую систему в России одни политологи определяют как переходную - от авторитаризма к демократии, остальные - как авторитарную политическую систему с некоторыми элементами демократии.

Формирование, функционирование и эволюция политических систем различных типов, переход от одного типа к другому, их взаимодействие с окружением (либо со средой) стает как политический процесс. И особенности этого процесса требуют конкретного анализа состояния настоящих политических систем, политических режимов, форм политического управления и политического роли.

Политическая система движется через смену разных форм её бытия и социальных условий, во взаимодействие с которыми она включается. Ход этого взаимодействия детерминирует “цепь” её состояний, каждое из которых характеризуется определенной доминантой политической жизни. Под доминантой политической жизни в данном случае понимается главенствующая тенденция, которая формируется в итоге взаимодействия субъектов политики по поводу, к примеру, выработки политической полосы страны, нужной модели развития общества и организации политической системы, реформы её структуры власти, дела к социально значимым Событиям и проблемам Внутренней и наружной политики и т.Д.

В роли доминанты могут выступать в определенных условиях очаги напряженности, вызванные кризисом политического управления и власти в целом, кризисом господствующей идеологии и официальной модели политической культуры, обострением этнонациональных и религиозных заморочек и т.Д. Всякое состояние политической системы ограничено временными рамками, момент же перехода от одного состояния к другому может рассматриваться как особенное состояние, где новая доминанта выражена еще не верно.

Литература:

1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.

2. Теория политики. Учебное пособие. Под ред Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.

3. Шаран П. Сравнительная политология / Пер. с анг. М.,1992. Ч.1,2.

4. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общ. ред. А Н.Нысанбаева. -Алматы, 1998.

5. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 2004.

И иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Иначе, политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Понятие "политическая система общества" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Характерные черты политической системы:
    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.
Типы политических систем:
    • тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;
    • либерально-демократические политические системы как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;
    • конвергенционная политическая системы (смешанная) . Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Структура политической системы:
    1. государство,
    2. пар­тии,
    3. профсоюзы,
    4. молодежные организации,
    5. политические движе­ния и
    6. другие социальные институты.

Особая роль государства в политической системе общества:

    • именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;
    • государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех ;
    • государство обладает публичной властью и в необходимых слу­чаях может применять принуждение;
    • обладает моно­польным правом издания законов и установления правил поведе­ния;
    • обладает

Понятие политической системы

Определение 1

Политическая система - это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции - деятельность, связанную с работой государственной власти. Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно - властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых. Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Замечание 1

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы. По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга. При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Замечание 2

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.