Право в системе социальных норм кратко обществознание. Страницы истории. Понятие, признаки и функции права

Социальные нормы - это правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Виды социальных норм по механизмам регулирования:


-обычай
-мораль
-норма права
-нормы общественных организаций.Также социальные нормы можно поделить на:
правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

По строгости исполнения социальные нормы делят на:

  • обычаи (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство),
  • манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты),
  • этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах),
  • традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников),
  • привычки (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; может быть групповой, например, спать лёжа, и индивидуальной, например, пить кофе утром, Быть вредной, например, пьянство и курение и полезной (бегать по утрам)
  • нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин),
  • законы (о них позже)
  • табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, каннибализм).

Остановимся подробнее на некоторых из них:

Обычаи - унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов.

Этикет - принятая в особых кругах система правил поведения.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика - наука о морали)

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Признаки морали:

1. всеобщность
2. добровольность

Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:
моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
моральные ценности (ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.)

Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза - экономика
2. господство-политика
3. справедливость - социальная сфера
4. истина
5. красота
6. добро- духовная сфера
7. свобода - все сферы

Основные категории морали:

1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло.
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок.
1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) - поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Право, его признаки, функции

Право - это система общеобязательных, формально определённых, гарантированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные отношения.

Право - единственный государственный регулятор общественных отношений.
Право упорядочивает общественные отношения, устанавливая границы свободы и обязанности участников общественной жизни, запрещая определённые действия.
Право защищает (охраняет) существующие общественные отношения.
Право формирует у граждан уважительное отношение к законам, понимание необходимости их соблюдения.
Право устанавливает жёсткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности, а также меры юридической ответственности правонарушителей, механизм восстановления нарушенных прав.

Основные принципы права :

– справедливость;
– равенство всех граждан перед законом;
– гуманизм;
– законность.

Признаки права:
1.

Социальность - право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
2.
Нормативность (нормативный характер) Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несёт информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
3.
Общеобязательный характер Нормы права адресованы неопределённо большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
4.
Государственно-волевой характер - Право - это проявление воли государства, так как в нём определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоёв населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
5.
Системность - Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих её элементов
6.
Формальная определённость - Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные правовые акты, судебные решения ит.д.), выбор которой в итоге зависит от государства
7.
Обеспеченность государством - Государство как издаёт нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

Функции права

- регулятивная (способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений)
-
охранительная (способность охранять основы существующего строя при помощи различных средств)
-
гуманистическая (способность смягчать возникающие в обществе противоречия и конфликты, защищать права и свободы личности, ограждать её от давления государства и других лиц, создавать условия для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества)
-
идеологическая (способность права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения)
-
воспитательная (развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности)
-
культурно-историческая (вбирает в себя все духовные ценности и достижения народа, общества, передаёт их из одного поколения в другое)
-
социального контроля (определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения)

Источники права.

Формы (источники) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его деи

̆ ствие.

Основными источниками права являются:

правовои ̆ обычай ;
судебныи ̆ прецедент ;
нормативно-правовой акт ;
нормативно-правовои ̆ договор .

Также выделяется:
судебная практика (деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов)
правовая доктрина (изложение правовых принципов представителями власти, юридической науки и практики, которым придаётся общеобязательное значение)
священные книги (сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус (Коран, Библия)

Подробнее об источниках права:
Правовой обычай - Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой.

Юридический (судебный и административный) прецедент - решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при последующем рассмотрении аналогичных дел

Нормативный договор (соглашение, договорённость) - совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - официальныи ̆ письменный документ, в котором содержатся общеобязательные правовые нормы, установленные и обеспеченные государством.

Делится на:

  • Законы
  • Подзаконные акты
Закон – это нормативныи ̆ акт, принятыи ̆ в особом порядке органом законодательнои ̆ власти, обладающии ̆ высшеи ̆ юридическои ̆ силои ̆ и регулирующии ̆ наиболее важные общественные отношения.

По юридическои

̆ силе законы разделяются на:

1) Конституция – основнои

̆ закон государства, закрепляющии ̆ конституционныи ̆ строи ̆ , права и свободы человека и гражданина, определяющии ̆ форму правления и государ- ственного устрои ̆ ства.
2) Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, связанным с Конституциеи
̆ (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебнои ̆ системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
3) Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные раз- личным сторонам социально-экономическои
̆ , политическои ̆ и духовнои ̆ жизни общества (например, Гражданскии ̆ кодекс РФ, Уголовныи ̆ кодекс РФ, Семеи ̆ ныи ̆ кодекс РФ и пр.).
4) Законы субъектов Федерации – издаются представительными органами и распро- страняются только на соответствующую территорию (например, закон Калининградскои
̆ области о муниципальнои ̆ службе в Калининградскои ̆ области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты – это основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты.
Подзаконные акты обладают меньшеи

̆ юридическои ̆ силои ̆ , чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) Указы и распоряжения Президента РФ . Они обязательны для исполнения на всеи

̆ территории России ̆ скои ̆ Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главои ̆ государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ . Акты, имеющие особое значение, издаются в форме постановлении
̆ . Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжении ̆ . Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения в России ̆ скои ̆ Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов России ̆ скои ̆ Федерации, а также указов Президента России ̆ скои ̆ Федерации.
3) Приказы, инструкции, положения министерств . Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами России
̆ скои ̆ Федерации, указами и распоряжениями Президента России ̆ скои ̆ Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России ̆ скои ̆ Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции даннои ̆ исполнительнои ̆ структуры.

4) Решения и постановления местных органов государственнои

̆ власти .
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления .

Правоотношения, субъекты, объекты, содержание.

Правоотношение – отношения, урегулированные нормами права.
Структура правоотношения:
1) субъект
2) объект
3) содержание.
Субъекты правоотношения – это индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство.
Объектами правоотношений являются различные социальные блага (материальные, интеллектуальные, экономические и др.).
Содержание правоотношения составляют субъективные права (меры возможного поведения) и юридические обязанности (меры должного поведения субъекта правоотношения), объем, и пределы которых определяются нормои ̆ права.

Для возникновения правоотношения необходимо не только наличие нормы права, но и наступление определенных

юридических фактов.

Юридическии ̆ факт – это жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношении ̆ .

Делятся на:
  • События – это юридические факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения (например, рождение, смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).
  • Дей ствия – это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

Право в системе социальных норм.

Отличия правовых норм от других видов социальных норм.

1) Нормы права устанавливаются и охраняются от нарушений только государством, а другие виды норм могут создаваться социальными группами или организациями (например, корпоративные нормы), обществом в целом (например, моральные, эстетические нормы).
2) Нормы права закрепляются в официальных документах государства, а другие виды норм могут существовать только в сознании людей (например, моральные или эстетические нормы). Правовые нормы также являются наиболее конкретными, детализированными правилами поведения.
Норма права - общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах.

Взаимодействие социальных норм и права.

  1. Обычаи. Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
  2. Мораль. Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
  3. Религия . В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на неё никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
  4. Нормы общественных организаций: фондов, политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и др. (корпоративные нормы). По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые текстуально закреплены в уставах или других документах, принимаются по определённой процедуре (на общих собраниях, конференциях, съездах), систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предмет регулирования норм общественных организаций - отношения, не урегулированные юридически

Правосознание и правовая культура.

Правосознание – это совокупность взглядов на деи ̆ ствующее право, на существующие правовые нормы.

Виды правосознания:
– общественное (массовое);
– групповое;
– индивидуальное;
– профессиональное.

Функции правосознания:
– познавательная;
– оценочная;
– регулятивная.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также деи ̆ ствия в соответствии с ним.

Структура правовои

̆ культуры:
– деи ̆ ствующее законодательство;
– источники права;
– правооотношения;
– законность и правопорядок;
– реализация права;
– государственныи
̆ аппарат;
– правосознание.

Виды правовой

культуры:
– обыденная;
– профессионально-юридическая;
– доктринальная – научная.

Функции правовой

культуры:
– познавательно-преобразовательная;
– праворегулятивная;
– ценностно-нормативная;
– правосоциализаторскую;
– коммуникативная;
– прогностическая.

Правовая культура личности тесно связана с правосознанием , опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.1. Право в системе социальных норм

Все действующие в обществе нормы подразделяются на две основные группы – технические и социальные . Под техническими нормами понимаются те, которые регулируют отношения между людьми и природой (санитарно-гигиенические, экологические, биологические, физиологические и др.). Социальные нормы – это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений. Они содержат указания, информацию о желательном или нежелательном поведении людей.

Виды социальных норм:

1) обычаи – правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения; 2) религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих; 3) мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого; 4) политические нормы устанавливают правила поведения в политической сфере; 5) эстетические нормы определяют рамки вкусов, мнений, художественных и культурных предпочтений; 6) правовые нормы (нормы права) – установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Отличия права от других социальных норм: нормативность (четко определяет права и обязанности субъектов, а также ответственность за нарушение); отражает принципы справедливости, свободы, равенства людей; связано с государством, что делает его общеобязательным; для его реализации предусмотрены определенные процедуры.

Функции права

1. Внешние: экономическая (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2. Внутренние: регулятивная; охранительная; культурно-историческая; воспитательная; социального контроля.

Принципы права

А) Общеправовые принципы: равенство; гуманизм; законность; состязательность сторон; взаимность; принцип вины; неотвратимость ответственности; справедливость; неприменение силы; невмешательство в частные дела и другие.

Б) Межотраслевые принципы: принцип независимости судей, принцип гласности судопроизводства и другие.

В) Отраслевые принципы: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в трудовом праве – принцип свободы труда, в семейном праве – равноправие мужа и жены и другие.

Презумпции – предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное: презумпция невиновности (в уголовном праве); презумпция виновности (в гражданском праве); презумпция знания закона; презумпция долевой формы собственности; презумпция титульного владения.

Правовые аксиомы – утверждения, которые не требуют доказательств. Юридические фикции – положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, общеобязательных.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

1. Гипотеза структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие.

2. Диспозиция – структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов.

3. Санкция – структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции.

Классификация видов правовых норм

* По субъектам правотворчества: а) нормы, исходящие от государства; б) нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения.

* По социальному назначению: учредительные (нормы-принципы); регулятивные (нормы-правила поведения); охранительные (нормы-стражи порядка); обеспечительные (нормы-гарантии); декларативные (нормы-объявления); дефинитивные (нормы-определения); коллизионные (нормы-арбитры); оперативные (нормы-инструменты).

* По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения: обязывающие; управомочивающие; запрещающие.

* По функциональной роли: общие; специальные.

* По методу правового регулирования: а) императивные (имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении); б) диспозиционные (предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определять дальнейший ход их взаимоотношений); в) рекомендательные (устанавливают варианты желательного для государства поведения); г) поощрительные.

* По сфере и субъектам действия: общего действия; ограниченного действия; локального действия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

3.8. Виды социальных норм Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические (используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой); социальные.Социальная норма

автора Автор неизвестен

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

V Успешность социальных контактов А. Положение в коллективе (пользуется ли авторитетом, уважением, симпатией большинства одноклассников, только мальчиков, только девочек, большая часть учащихся равнодушна). Чем это определяется?Б. Отношения со сверстниками (имеет друзей

автора

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

автора Автор неизвестен

23. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ Социальные нормы – это правила поведения которые: 1) обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц и 2) регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями). Они обусловлены

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ 1. По отраслям права выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.2. По функциям: регулятивные нормы и

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

17. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Понимание существующих конфликтов должно учитывать их классификацию. В ее основу можно положить разные признаки: сфера, объект, субъект, результативность, содержание. Сферой развертывания конфликта может быть экономика, политика,

автора Автор неизвестен

22. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Шпаргалка по договорному праву автора Резепова Виктория Евгеньевна

автора Автор неизвестен

12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ) Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

23. ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО И КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ. ПРАВО ИЗГОТОВИТЕЛЯ БАЗЫ ДАННЫХ Организации эфирного и кабельного вещания обладают исключительным правом на сообщение радио– или телепередач, т. е. вправе использовать это сообщение любым не противоречащим закону

План

2. Право в системе социальных норм.

3. Право и государство.

Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996.

4. Копаев В.С. Мораль и ее влияние на современное российское право // Юрист. – 1998. - № 10.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для ВУЗов. – М., 1999.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

7. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1996.

11. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

13. Четвернин В.А. Понятия права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

14. Энциклопедический юридический словарь / Румянцев О.Г., Донов В.Н. – М., 1997.

1. Понятие и виды социальных норм. Социальные и технические нормы.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на социальные и технические.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, корпоративные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь сугубо социальный – общественные отношения;

2) «субъективный» состав связан только с людьми как представителями социальный сферы.

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. К ним относятся правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, ГОСТы, технические условия и др.

Особенности технических норм:

1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2) «субъективный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные и технические нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта.

2.1. Место права в системе нормативного регулирования общественных отношений

Система нормативного регулирования общественных отношений – это совокупность социальных норм, т.е. связанных с волей и сознанием людей общих правил регламентации поведения, форм их социального взаимодействия, возникающих в процессе исторического развития общества и соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальные нормы выполняют три основные функции:

1) регулятивную , т.е. установление правил поведения в обществе, регламентация социального взаимодействия;

2) оценочную , являясь критериями отношения к тем или иным действиям и поступкам;

3) трансляционную, т.е. передачу от поколения к поколению определенной культуры общественных отношений

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям.

По сферам действия различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. нормы.

По механизму, т.е. регулятивным особенностям, принято выделять мораль, право, обычаи, и корпоративные нормы.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Право и мораль . Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство проявляется в том, что они являются духовными ценностями, выработанными человечеством. Кроме того, они в конечном счете определяются уровнем экономического развития общества. В то же время они выражают различные стороны регулирования общественных отношений, поведения людей и различаются по способу существования (нормы права зафиксированы в нормативно-правовых актах, а нормы морали, в основном существуют в сознании людей, либо находят воплощение в произведениях искусства и религиозных канонах), по сфере действия (нормы морали охватывают более широкую область отношений), по способу привлечения к ответственности, по формам ответственности и т.д.

Право и обычаи. Обычай – это общие правила, возникающие в результате многократного повторения конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности существования вошедшие в привычку людей.

Обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период становления государств обычаям начали придавать общеобязательное значение. Записанные обычаи стали возводиться в ранг законов государства и превратились в первые источники права. Сегодня юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства. В то же время право может вытеснять вредные с точки зрения общества и государства обычаи, или занимать по отношению к некоторым из них нейтральные позиции.

Право и корпоративные нормы . Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных объединениях, распространяющиеся только на их членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного объединения. К таким нормам относятся нормы партий, профсоюзов, клубов и т.п.

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические (записаны в соответствующих документах, систематизированы, принимаются по определенной процедуре). Однако предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они не порождают права и обязанности, обеспеченные юридической защитой.

В условиях демократического общества и правового государства гармоническое взаимодействие права с другими социальными нормами является необходимым условием их эффективности.

2.2. Соотношение права и морали

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и поддерживаемая силой общественного мнения.

Мораль является синонимом понятия нравственность. Наукой о морали или нравственности является этика.

Единство между правом и моралью заключается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самым универсальным, распространяющимся на все общество, средством регулирования;

2) у них единый объект регулирования – общественные отношения;

3) они исходят в конечном счете от общества.

Различия между правом и моралью :

1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то объективное право – вместе с государством);

2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – с специальных актах, имеющих письменную форму);

3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);

5) по способу обеспечения (если нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);

6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных, например, не убий, не укради и др.

В то же время возможны и противоречия, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов.) Например, советское право запрещало калым, в то время как мораль среднеазиатских народов считала его общеобязательным и всячески поощряла.

2.3. Право и обычаи. Их единство, различие и взаимодействие

Обычаи – это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности. Это обусловливает многообразие обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Рознятся обычаи и в зависимости от регионов.

В отличие от права или морали обычаи предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах.

Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т.е. естественно.

Исторически обычаи относят к числу самых ранних социальных норм. В период образования государств им стали придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в систематизированные своды обычаи возводятся в ранг законов государства (Законы Хаммурапи, Законы Ману и др.) и становятся первыми источниками права.

Сегодня возможны три основных варианта взаимодействия права и обычаев:

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства и создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы способствуют вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям.

Обычаев, к которым юридические нормы безразличны, большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай, как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее санкционирования. Иначе говоря, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в нормативном акте. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания и ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота.

2.4. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером таких норм являются нормы общественных организаций – партий, профсоюзов, клубов и т.д.

По формальным признакам корпоративные норы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. В то же время корпоративные нормы не обладают общеобязательностью норм права, не обеспечиваются государственным принуждением.

Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних.

В связи с этим важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Последние, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Это означает, что в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Например, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

3. Соотношение государства и права

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом, это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Единство государства и права состоит в том, что они:

1) возникают и развиваются совместно;

2) выступают средствами управления, инструментами власти;

3) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

4) определяются одними и теми же социально-экономическими, политическими, культурными и другими факторами.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право является социальным регулятором;

2) если государство выражает силу, то право – волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимосвязь государства и права:

1) с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворчество), а также регулирует и охраняет его (правоприменение);

2) с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:

1) государство стоит над правом, выступая определяющим фактором, что характерно для антидемократических стран;

2) право стоит над государством, выступая его ограничителем, что характерно для правовых государств.

В.Ф. Мартынов*

К вопросу о месте норм права в системе социальных норм

Отношения между людьми в обществе носят упорядоченный характер и подчиняются определенным правилам (нормам). При помощи норм устанавливаются стандарты допустимого и недопустимого поведения, осуществляется оценка совершаемых людьми поступков, определяются процедуры разрешения спорных и конфликтных ситуации, а также определяются меры ответственности за несоблюдение и нарушение содержащихся в нормах предписаний. Учитывая неразрывную связь норм с поведением людей в обществе, их назвали социальными.

Все социальные нормы оценивают волевые действия людей с точки зрения их направленности (цели) и наступивших последствий (результата). При этом тот или иной вариант поведения может быть признан социальной нормой только в том случае, если закрепляет типичное (повторяющееся и признаваемое определенным числом людей) оценочное суждение: хорошо-плохо, приемлемонеприемлемо; возможно-невозможно и т.п. Из оценок вытекают соответствующие предписания, которые в свою очередь порождают определенные последствия. К примеру, убивать людей плохо -убивать людей нельзя - убийство одним человеком другого влечет наказание убийцы.

Система социальных норм складывается под воздействием различных факторов: исторического периода, уровня технического и культурного развития; геополитической обстановки и т.п. Как отмечает В.С. Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа1. Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.). При этом в каждом обществе система социальных норм содержала (и содержит) унаследованные от предшествующих поколений и развивающиеся под воздействием национальной традиции и «внешних факторов» оценки «добра» и «зла»2. Эти оценки, в свою очередь, лежат в основании выработки обществом вариантов (моделей, эталонов, образцов) возможного, должного, недопустимого поведения.

Таким образом, социальные нормы представляют собой сложившиеся в процессе общественного развития, устойчивые и признаваемые и поддерживаемые определенными социальными группами (классами, национально-этническими группами, религиозными конфессиями и т.п.) образцы, (стандарты, модели) поведения участников социального общения.

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

Социальность - социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта либо какое поведение является недопустимым с точки зрения интересов общества;

Нормативность - социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер - сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;

Сочетание объективности и субъективности - социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов. В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей. «Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения»3;

Культурная обусловленность - социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры. Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

* Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Теория права и государства

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

В качестве примера политических норм,вплоть до настоящего времени не получивших своего законодательного (правового) закрепления в современной России, могут быть названы нормы, регулирующие деятельность парламентского лобби. В соответствии с Конституцией российский парламент (Федеральное Собрание) принимает законы от имени всего народа. Вместе с тем основную роль в процессе непосредственного принятия закона (голосования по поводу законопроекта) играют депутатские фракции, представляющие в Государственной Думе Федерального Собрания корпоративные интересы отдельных политических партий. При этом именно политические нормы регулируют условия формирования лобби и определяют порядок его функционирования.

Экономические нормы регулируют отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Основным правилом (нормой) экономического развития является поддержание пропорционального баланса между производством и потреблением. Нарушение данного правила влечет за собой экономический кризис, обусловленный, в зависимости от обстоятельств, товарным дефицитом либо товарным перепроизводством.

Религиозные нормы регламентируют порядок организации и функционирования сферы культовых отношений, связанных с оформлением и осуществлением религиозных верований. К числу религиозных относятся правила устанавливающие религиозные праздники и памятные даты, регламентирующие отношения верующих в рамках собственной конфессии и по отношению к представителям иного вероисповедания, и т.п.

В зависимости от способа образования выделяют спонтанные (сложившиеся стихийно) и директивные (созданные в результате целенаправленной нормотворческой деятельности) нормы.

В качестве спонтанных следует рассматривать нормы обычаев, складывающиеся в результате многократного повторения социально-значимого явления, которое именно в силу своей повторяемости начинает рассматриваться в качестве закономерности.

К числу директивных норм относятся правила, устанавливаемые одними субъектами социальной деятельности в отношении других. Так, по мнению Ю. Лотмана: «“Регулярное” государство Петра I сознавало себя как систему указов и правил. При этом подразумевалось, что живое бытование культуры - лишь реализация этих норм. “Обычай” - жизнь не возведенная в ранг “грамматики”, - систематически разрушалась. Она отождествлялась с невежеством, отсталостью, “закостенелостью”. Разумное и прогрессивное мыслилось лишь как “регулярное”. Государственная деятельность осмыслялась как введение “регламентов” с последующим преобразованием жизни по их образцу»4.

По характеру воздействия на социальную среду - прогрессивные и регрессивные.

Прогрессивные нормы способствуют внесению в общественные отношения позитивных изменений. В частности, несмотря на неоднозначность оценок, большинство исследователей считают прогрессивными те преобразования которые были обусловлены реформами Петра I. При этом ре формационные процессы регламентировались не только правовыми, но и религиозными и моральными нормами, правилами этикета и т.п.

Регрессивные нормы оказывают на общественные отношения деструктивное воздействие. В качестве примера регрессивных норм могут быть приведены правила аккультурации местного населения, используемые в процессе колонизации Бразилии. Активное применение этих правил привело к тому, что с 1900 по 1950 г. в Бразилии вымерло 100 племен. Численность сохранившихся племен сократилось в среднем на 60-80%5.

Отмечая многообразие видов и форм социальных норм, можно констатировать, что в обществе на всех этапах его развития присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил ИЮ. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из регулятивных систем является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.»6.

Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе. В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право» «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий»7.

Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы складывающейся из общезначимых (правил) норм, принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:

Общезначимость;

Результативность.

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т.е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и в частности противоречие «право - государство - закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной8.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социального явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).

В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, наряду с правом в процессе социального регулирования участвуют и другие правила поведения, получившие свое формальное закрепление в нормах религии, обычаев, морали и т.п.

Соотношение правовых норм с иными социальными нормами будет рассмотрено нами в соответствующих разделах.

Соотношение права и нравственности

Проблема соотношения права и нравственности традиционно рассматривается в контексте выделения общих и отличительных черт названных явлений. При этом сами феномены «право» и «нравственность» воспринимаются как самостоятельные и обособленные. Подобный подход допустим только в том случае, если говорить о праве и нравственности как о метафизических (рассматриваемых вне реальных жизненных обстоятельств) категориях. Более логичным представляется рассмотрение проблемы соотношения права и нравственности в контексте сочетания нравственных и юридических начал в содержании правовых норм. Основным нравственным началом права является его справедливость, что же касается юридического начала, то на наш взгляд это, прежде всего общезначимость и результативность правового предписания.

Оценка права с точки зрения справедливости представляет собой субъективную характеристику, воспроизводимую на уровне индивидуального либо общественного правосознания. Так, реформы проводимые в эпоху царствования Петра I, воспринимаются большинством российских граждан как «справедливые (правильные)». В свою очередь, не менее масштабные государственноправовые и социокультурные преобразования, имевшие место в период властвования И.В. Сталина, зачастую оцениваются как «несправедливые (неправильные)» Причем субъективные оценки права с точки зрения его нравственности (безнравственности) зачастую носят полярный характер и определяются тем воздействием, которое право оказало на положение конкретного субъекта. Так, один и тот же судебный приговор может рассматриваться в качестве справедливого с точки зрения лица, пострадавшего от преступления, и несправедливого, неоправданно жестокого с точки зрения

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Теория права и государства

лица, признанного виновным в совершении этого преступления и осужденного по решению суда.

В отличие от нравственной характеристики права, которая в силу своего субъективного характера не подлежит формальному закреплению, юридические свойства правовых норм (общезначимость и результативность) обеспечиваются посредством законодательного закрепления нормативных установок, создания системы государственных гарантий их реализации, а также юридической ответственности за неисполнение и нарушение установленных при помощи права правил поведения. При этом право воспринимается как объективная регулятивно-охранительная система, существующая и действующая независимо от ее субъективной оценки в качестве справедливой либо несправедливой.

В процессе правового регулирования соотношение нравственных и юридических начал права наиболее отчетливо прослеживается в сфере правоприменительной деятельности. К примеру, деятельность судов присяжных построена на сочетании «суда по справедливости», осуществляемого присяжными, с юридической деятельностью профессионального судьи, производящего юридического оформление принятого решения, а также деятельностью сторон обвинения и защиты, принимающих участие в состязательном процессе. При этом позиции юристов, поддерживающих сторону обвинения либо защиты в процессе, должны строиться как с учетом юридической, так и нравственной оценок рассматриваемой ситуации.

Соотношение права и религии

Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)9.

Религиозные нормы, как уже отмечалось выше, регламентируют отношения среди верующих. При этом по аналогии с национальным и международным правом можно говорить о религиозных нормах, регулирующих и охраняющих отношения внутри одной конфессии (союза единоверцев) и упорядочивающих отношения между представителями различных конфессий.

Соотношение права и религии представляется целесообразным рассматривать в контексте двух основных подходов:

1. Право и религия выступают в качестве самостоятельных регулятивно-охранительных систем. В рамках подобного подхода церковь отделена от государства. Соответственно воспринимаются в качестве самостоятельных (обособленных) сферы государственно-правового (светского) и религиозного (духовного) регулирования. Государственно-правовое регулирование направлено на упорядочение и охрану публичных (общеобязательных) отношений. При этом государство, закрепляя в законах правила общеобязательного поведения, гарантирует их реализацию всеми представителями сообщества, на основании и в соответствии с правовыми нормами вершит правосудие и осуществляет меры юридической ответственности, в основу которых положены принципы конкретного наказания за конкретное правонарушение и адекватности наказания вреду, причиненному конкретным правонарушением.

Религия, в свою очередь, рассматривается в качестве регулятивно-охранительной системы корпоративного характера. Закрепление на законодательном уровне принципа свободы вероисповедания означает, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции России 1993 г.). Соответственно, религиозные нормы не являются общеобязательными и осуществляют воздействие лишь на представителей соответствующей конфессии.

2. Религия представляет основание и основную ценность права. В рамках данного подхода предполагается провозглашение единой государственной религии, обеспечиваемой при помощи государственного принуждения и направляющей свое регулятивное и охранительное воздействие на все важнейшие общественные отношения. Примером современного «религиозного права» является шариат10. В шариате с точки зрения исламской религии наряду с собственно духовными освещаются светские проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина «от колыбели до могилы»11 .

Соотношение права и технических норм

Наряду с нормами (правилами), регламентирующими человеческое поведение в социальной среде, существуют технические нормы, посредством которых устанавливают регламенты эксплуатации техники, правила проведения различных работ, режимы природопользования и т.п. Не

являясь социальными, технические нормы тем не менее непосредственным образом связаны с человеческой жизнью12. С их реализацией связывается общественное развитие и, соответственно, их несоблюдение и нарушение влечет наступление социально-вредных последствий.

Соотношение технических и правовых норм целесообразно рассматривать в рамках трех подходов.

1. Субъект действует в четком соответствии с предписанием технической нормы. В этом случае правовая норма бездействует либо используется в качестве поощрительной. К примеру, водитель, в течение длительного времени осуществляющий безаварийную езду, не допускающий поломок вверенного ему автотранспортного средства и таким образом исполняющий как правила эксплуатации технических средств, так и правила дорожного движения, в соответствии с нормами трудового законодательства может быть поощрен (премирован, представлен к государственной награде, почетному званию и т.п.).

2. Субъект нарушает требования технической нормы, причиняя при этом вред только себе. При этом интересы других людей данное нарушение не затрагивает. В сложившейся ситуации правовая норма бездействует. Считается, что вред, причиненный нарушителем самому себе, выступает в качестве наказания за совершенное нарушение. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, связанную с аварией автомобиля, наступившей по вине водителя, в результате которой вред был причинен только автомобилю и самому водителю. При этом дополнительной правовой ответственности к нарушителю, который одновременно является и пострадавшим, в законе не предусмотрено.

3. Нарушение технической нормы повлекло наступление социально-вредных последствий. В этом случае к нарушителю применяется мера юридической ответственности, предусмотренная санкцией соответствующей нормы права. К примеру, в Федеральном Законе «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ в ст. 1 определяется, что «требования пожарной безопасности - это специальные условия... технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности». Ст. 38 названного Закона содержит предписание, согласно которому нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей и нанесение материального ущерба, обусловливает привлечение нарушителей к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В заключение статьи представляется целесообразным сделать некоторые обобщения и выводы.

Прежде всего необходимо отметить, что отношения между людьми носят упорядоченный характер и регламентируются множеством поведенческих стереотипов - социальных норм.

Многообразие социальных норм предопределяет необходимость их дифференциации и иерархизации. Постепенно в системе социального регулирования выделяется специфическая нормативная система, объединяющая нормы общезначимого (публичного) характера. Такая система получает название права. От других социальных норм нормы права отличаются прежде всего тем, что только они признаются общезначимыми и общеобязательными. При этом правовой норма может считаться только в том случае, если оказывает результативное (регулятивно-охранительное воздействие) на общественные отношения.

Рассматривая проблему соотношения норм права с другими социальными нормами, целесообразно выделять три группы отношений: права и морали, права и религии, права и технических норм. При этом во всех случаях в основу соотношения названных норм положены принципы непротиворечия праву и окончательного разрешения возникающих коллизий в соответствии с правовыми нормами.

1 См.: Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С. 5.

2 См.: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 157.

3 Лейст. О.Э. Указ. соч. С. 157.

4 Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. С. 41.

5 См.: Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 33.

6 Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. № 3. С. 5.

7 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. С. 16.

8 См.: Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: Сборник избранных статей. СПб., 2004. С. 30-31.

9 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 675.

10 Термин «шариат» происходит от арабского «шараа» - «направлять», «издавать законы».

11 Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. С. 3.

12 Следует отметить, что дифференциация социальных и технических норм в ряде случаев носит достаточно условный характер, поскольку ряд технических норм (правила техники безопасности труда, безопасности движения транспорта, санитарные, ветеринарные нормы и др.) по сути являются социальными, а некоторые социальные нормы (нормы рентабельности и эффективности функциональной деятельности, языковые нормы и др.) близки к техническим. См. Лейст О.Э. Указ. соч. С. 153.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

1)Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. 2)Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

3)Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества.

4)Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить.

5)Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

6)Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Право в системе социальных норм

Социальные нормы – это правила поведения которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями).

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны).

Виды социальных норм:

Нормы права

устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали

складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, например врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи

складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета

складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций

складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Нормы ритуалов

могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы

устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятсятехнико-юридическими.

показать содержание

Право и мораль.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Мораль - это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания.

Общие черты : 1) право и мораль представляют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей; 3) право и мораль основываются на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

Различия: 1) по времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права и в определённом смысле является его прародителем. 2) По способу образования. Мораль формируется в недрах общества, основывается на его культурном уровне. Право же помимо этих установлений привлекает ещё и данные наук (например, экономики) и формулируется государством. 3) По степени детализации. Мораль по-прежнему является конкретной, носит казуальный характер, питается из конкретных примеров. Праву же свойственна, с одной стороны, абстракция, а с другой – чёткая квалификация конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков деяний. 4) по форме выражения. Право формализовано, строго документировано, носит системный характер. Мораль не имеет чёткой формы и является частью общественного сознания, мировоззрения. 5) По способу охраны от нарушений. Право охраняется государством, которое вправе применять за нарушение соразмерную санкцию, носящую характер ограничения или лишения определённых прав и свобод, а также возмещения причинённого ущерба. Мораль же ограничивается общественным осуждением, которое, несмотря на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

Право и мораль

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Взаимодействие права и морали

1. Общее в праве и морали:

1. относятся к надстройке над экономическим базисом общества, они меняются в связи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения.

2. Различия права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3. мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4. нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг, например, считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, например, организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.