Государственный надзор и контроль не осуществляются органами. Надзорные органы РФ: права, полномочия. Прокуратура - надзорный орган. Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства

Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Государственная экспертиза условий труда, общественный контроль.

Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются:

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц, ущемляющих эти права;

разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда;

содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

Рострудинспекция дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие требованиям норм и правил по охране труда, участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить инспекции предприятий всех организационно-правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов, сырья и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям или иным должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу отдельных производственных подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и нормам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы у главного государственного инспектора труда РФ или в судебном порядке.

Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.

Госгортехнадзор на пищевых предприятиях общественного питания осуществляет надзор:

за эксплуатацией подъемных сооружений;

котельных установок;

сосудов, работающих под давлением;

трубопроводов для пара и горячей воды;

газового хозяйства.

На Госгортехнадзор РФ возложены следующие функции:

организация и осуществление государственного регулирования промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и работниками требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;

разработка и осуществление совместно с предприятиями, объединениями и организациями мер по профилактике аварий и производственного травматизма;

установление требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования;

осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ;

участие в разработке и контроль за реализацией научно-технических программ по приоритетным направлениям промышленных производств, персонала и населения.

Госгортехнадзору предоставлено право:

проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, их специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;

вносить в центральные органы федеральной исполнительной власти предложения и давать руководителям предприятий, объединений и подразделениям местных администраций, имеющих подконтрольные Госгортехнадзору РФ объекты, обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований (правил и норм) по безопасному ведению технологических процессов и эксплуатации оборудования;

утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора РФ, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ;

давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или при возникновении аварии, а в случае необходимости - непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ и оборудование;

приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные разрешения (лицензии) на право разрешенной деятельности в случае нарушения условий действия разрешений (лицензий), а также в случаях, когда возникает опасность аварий, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

Органы Госгортехнадзора РФ имеют также право:

проверять у должностных лиц и работников документы, дающие право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной опасностью;

участвовать в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций по оказанию технических, экспертных и других видов услуг по вопросам обеспечения безопасности производств;

в пределах своей компетенции издавать постановления и давать указания, обязательные для исполнения центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями, предприятиями и гражданами.

Госатомнадзор не осуществляет контроль на предприятиях общественного питания, так как он организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения; защиты окружающей среды и интересов безопасности Российской Федерации.

Госэнергонадзор осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и технической энергии, рациональным и эффективным использованием ее на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственные инспекторы органов Госэнергонадзора РФ имеют право:

давать обязательные для всех предприятий предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;

требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;

осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;

давать обязательные, для руководителей предприятий указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;

принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;

давать предприятиям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;

проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственными инспекциями субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда на предприятиях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать предприятия всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Общественный контроль за охраной труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные представительных органов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей или иных должностных лиц предприятий об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется согласно ТК РФ федеральной инспекцией труда, а также федеральными надзорами за соблюдением правил по безопасному ведению работ в определенных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют:

1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль:

федеральная инспекция труда;

федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности;

органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры);

2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль:

органы исполнительной власти на федеральном уровне;

органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации;

органы местного самоуправления.

3) Органы, осуществляющие общественный контроль:

профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года №78 «О Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление №78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях 353-365 ТК РФ.

В соответствии со статьей 357 ТК РФ государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

«в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

В статье 23.12 КоАП РФ определены полномочия Федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года №60 «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Государственные инспектора труда, являясь федеральными государственными служащими, несут, согласно статье 364 ТК РФ, ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

В ТК РФ выделены в статьях 366-369 следующие виды надзора:

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности – статья 366 ТК РФ;

Государственный энергетический надзор – статья 367 ТК РФ;

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – статья 368 ТК РФ;

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью – статья 369 ТК РФ.

В соответствии со статьей 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 366 ТК РФ Федеральный надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

В соответствии с частью 1 статьи 367 ТК РФ государственный надзор за проведением мероприятий, которые обеспечивают безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

В соответствии с частью 1 статьи 369 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Должностные лица, которые осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны информировать работников и работодателей о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются.

Работники всех вышеперечисленных органов по надзору независимы и подчиняются только требованиям закона.

Постановлением №401 регламентируется деятельность государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, государственного энергетического надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.

В соответствии с указанным Постановлением №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора;

органом государственного энергетического надзора.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет, в соответствии с пунктом 5.3.1. Постановления №401, контроль и надзор в установленной сфере деятельности:

«5.3.1.1. за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

5.3.1.2. за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

5.3.1.3. за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

5.3.1.4. за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

5.3.1.5. за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

5.3.1.6. за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

5.3.1.7. за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр (в пределах своей компетенции), по безопасному ведению работ, а также с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения;

5.3.1.8. за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

5.3.1.9. за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления;

5.3.1.10. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);

5.3.1.11. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

5.3.1.12. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

5.3.1.13. за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

5.3.1.14. за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений, военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года №303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» в пункте 17 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 368 ТК РФ государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Работники федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляя надзор за соблюдением организациями перечисленных норм и правил, независимы и подчиняются только закону.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года №569 «О положении, об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (далее - Постановление №569) Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

В соответствии с пунктом 9 Постановления №569 должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются:

«руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации;

заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации;

заместители главного государственного санитарного врача Российской Федерации - главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и их заместители;

руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители;

руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 4 настоящего Положения;

руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте и их заместители;

руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» .

В соответствии с пунктом 10 Постановления №569 должностные лица, которые осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, обладают полномочиями, установленными статьями 50-52 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Они несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда в подведомственных им организациях.

В соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» государственный надзор за точным единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере труда осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Кроме того, государственный надзор и контроль в сфере охраны труда регламентирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года №1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда».

Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы» .

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ » управление охраной труда осуществляется органами исполнительной и законодательной власти.

В настоящее время основным органом управления охраной труда является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития Россини), на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, социального страхования, условий и охраны труда, а также по ряду других направлений.

Минздравсоцразвитие России не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в области безопасности (охраны) труда, которые закреплены за другими службами.

Формирование государственной политики в области охраны труда возложено на отдел политики охраны труда Департамента социальных отношений Минздравсоцразвития России.

Подразделения по охране труда созданы в органах исполнительской власти субъектов федерации и в территориальных подразделениях Минздравсоцразвития России.

Местная администрация в соответствии с федеральным законом «О местном самоуправлении в РФ » обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Важнейшей функцией системы управления безопасностью труда является надзор и контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов. Надзор и контроль за охраной труда осуществляется через государственный надзор и ведомственный контроль.

В настоящее время основными органами, осуществляющими надзор и контроль в сфере безопасности (охраны) труда, являются следующие службы (федеральные надзоры) :

1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Минздравсоцразвития России;

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

3. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подведомственная Минздравсоцразвития России;

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющаяся непосредственно Правительству РФ;

5. Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор);

6. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Рассмотрим основные надзорные и контрольные функции указанных служб и органов.


Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также осуществляет проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и привлечение виновных к ответственности, анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике и ряд других функций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (гигиенических санитарных норм и правил) и организует ведение социально-гигиенического мониторинга и деятельность санитарно-эпидемиологической службы России.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком осуществления медико-социальной экспертизы и установлением степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является самой крупной надзорной службой, ее полномочия очень широки и в равной мере касаются охраны труда, окружающей среды и чрезвычайных ситуаций. Служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора, уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. Надзорные и контрольные функции Ростехнадзора весьма обширны.

В области безопасности труда Ростехнадзор осуществляет надзор и контроль за безопасностью эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, сосудов под давлением, безопасным ведением работ при разработке полезных ископаемых, за правильность устройства и безопасность эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, соблюдением правил эксплуатации установок, являющихся источником ионизирующих излучений.

В отличие от других надзорных служб Ростехнадзору предоставлено право принимать нормативно-правовые акты и осуществлять лицензирование работы предприятий и организаций в закрепленной за ним сфере деятельности.

Государственный пожарный надзор (Роспожнадзор) осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением пожарно-профилактических мероприятий.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией транспортных средств.

Перечисленные надзорные органы построены по территориальному признаку.

Представители указанных органов имеют право:

1) беспрепятственного доступа на подведомственные объекты;

2) на получение от органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий, организаций и учреждений всей необходимой для их работы информации;

3) выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для исполнения предписания: налагать на них в соответствии с установленным законодательством РФ об административных правонарушениях порядке штрафы;

4) приостанавливать работу отдельных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства и иных правовых актов, расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке может осуществлять Прокуратура Российской Федерации. Решение по результатам прокурорских расследований принимают органы судебной власти (суды).

Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) . Одним из органов государственного надзора и контроля является Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) при Роструде России. В подчинении Рострудинспекции находятся государственные инспекции труда субъектов РФ, местных органов исполнительной власти и Межрегиональные инспекции, которые создаются в составе территориальных органов по труду. Система инспекции труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности.

Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации работает во взаимодействии с перечисленными органами надзора. Она осуществляет контроль за опасными и вредными видами работ, определяет список производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии, предоставляются дополнительные отпуска, льготы и компенсации, осуществляет организационно-методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда и контроль за ее результатами, сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

Ведомственный контроль за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов.

На предприятиях, организациях и учреждениях этот контроль осуществляют службы охраны труда предприятий, а при их отсутствии (при небольшой численности работников) - инженеры по охране труда либо лица, на которых по приказу возложено исполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы, в частности профсоюзные комиссии. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) трудового коллектива, которые осуществляют общественный контроль.

Виды контроля условий и охраны труда могут быть выборочные, сплошные, аттестационные, плановые, внеплановые, целевые, комплексные.

Внеплановые проверки осуществляются службой охраны труда в связи с разными отказами, авариями, происшествиями.

Целевые проверки проводятся, как правило, в масштабах всего производства. При их проведении контролируется определенного вида производственное оборудование или средства коллективной защиты (например, вентиляция, освещение).

Комплексные проверки проводятся в масштабах отдельного производственного участка, при этом контролируются на соответствие требованиям безопасности все виды оборудования, технологических процессов, средств коллективной и индивидуальной защиты, а также состояние строительных конструкций помещения (цеха).

Вопрос 82. и правил охраны труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей - индивидуальных предпринимателей и физических лиц
Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.
Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
Основными задачами инспекции являются:
— обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
— обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;
— доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.
В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:
— в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей - физических лиц;
— осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;
— получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;
— давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
— направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
— расследовать несчастные случаи;
— запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;
— составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;
— выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.
Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.
Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их полномочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.
В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введена государственная экспертиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является важнейшим способом защиты трудовых прав и законных интересов работников. Кроме того, организация и осуществление государственного надзора и кон­троля за соблюдением требований охраны труда — это одна из гарантий реализации права работников на здоровые и безопас­ные условия труда.

Государственный надзор за точным и единообразным исполне­нием трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого законодательства и иных нормативно-правовых актов, со­держащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории России осуществляет федеральная инспекция тру­да . Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда выполняют соответствующие федеральные органы испол­нительной власти . осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (при Петре I — Берг-коллегия следила за работой на горных работах и рудниках). Внутриведомст­венный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, в подведомственных организа­циях осуществляют федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также ор­ганы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъек­тов Федерации (ст. 353 ТК РФ ).

Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведе­ние государственного надзора и контроля за соблюдением тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных ор­ганов (государственных инспекций труда).

В 2004 г. функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, были переданы от бывшего Минтруда России Федеральной службе по труду и заня­тости и её территориальным органам.

Федеральную инспекцию труда возглавляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти — главный государственный инспектор труда РФ . назначаемый на должность и освобождаемый от должности Прави­тельством России.

Деятельность федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

В соответствии со ст. 355 ТК РФ основными задачами феде­ральной инспекции труда являются:

— обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

Читайте также: Отпуск за свой счет сколько дней можно брать в год

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законо­дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового законодательства;

— доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на неё задачами федеральная инспекция труда реализует, в частности, следующие основные полномочия:

— осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязатель­ных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушени­ях в пределах полномочий, подготовки других материалов (до­кументов) о привлечении виновных к ответственности в соот­ветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— анализирует обстоятельства и причины выявленных наруше­ний, принимает меры по их устранению и восстановлению на­рушенных трудовых прав граждан;

— осуществляет в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации рассмотрение дел об административных пра­вонарушениях;

— направляет в установленном порядке соответствующую ин­формацию в органы исполнительной власти, органы исполни­тельной власти субъектов РФ и органы местного самоуправле­ния, правоохранительные органы и в суды;

— осуществляет надзор и контроль за соблюдением установ­ленного порядка расследования и учёта несчастных случаев на производстве;

— принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

— осуществляет информирование и консультирование работо­дателей и работников по вопросам соблюдения трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении тру­дового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В своей деятельности должностные лица федеральной ин­спекции труда не должны выходить за пределы предоставлен­ных им полномочий, иначе они будут либо препятствовать осу­ществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций (индивидуаль­ных предпринимателей).

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодатель­ства непосредственно осуществляют государственные инспекто­ры труда. В целях выполнения своих функций они имеют весь­ма широкие права, установленные ст. 357 ТК РФ.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или во­просов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудо­вого законодательства имеет право выдать работодателю пред­писание . подлежащее обязательному исполнению (данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодате­лем или его представителем).

В соответствии со ст. 359 ТК РФ при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Порядок проведения проверок работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифици­рованными Россией конвенциями МОТ по вопросам инспек­ции труда, Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, а также решениями Правительства РФ (ст. 360 ТК РФ ).

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя . если только не считает, что такое уведомле­ние может нанести ущерб эффективности контроля.

Организации Вооруженных Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и проч. подлежат инспекционным проверкам с особым по­рядком их проведения, который предусматривает:

— доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;

— проведение проверок в назначенное время ;

— ограничение на проведение проверок во время манёвров или учений, объявленных периодов напряжённости, боевых действий.

При организации и непосредственном проведении проверок государственные инспекторы труда обязательно должны руководствоваться требованиями гл. II Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при проведении государственного контроля (надзора)» .

Решения государственных инспекторов труда могут быть об­жалованы соответствующему руководителю по подчиненности . главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд (ст. 361 ТК РФ ). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность (дис­циплинарную, материальную, уголовную), установленную фе­деральными законами (ст. 364 ТК РФ ).

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятель­ность во взаимодействии с федеральными органами исполни­тельной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами местного самоуправле­ния, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими орга­низациями.

В соответствии с ч. 1 ст. 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в от­дельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере про­мышленной безопасности . Он вправе следить за соблюдением го­сударственных нормативных требований охраны труда на объ­ектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлур­гической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при уст­ройстве и эксплуатации подземных сооружений, котельных ус­тановок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ве­дении взрывных работ в промышленности.

Государственный надзор за соблюдением правил по безо­пасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности осуществляется в настоящее время Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами . Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401.

Государственный надзор за проведением мероприятий, обес­печивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности и при использовании атомной энергии. Также указанные виды надзора сейчас осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологичёского благополучия населения. С 2004 г. в качестве такого органа выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и её территориальные органы . Положение о службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322.

Работники специальных органов, ведающих вопросами горного и промышленного надзора, энергетического надзора, надзора за ядерной и радиационной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении надзорной деятельности независимы и подчиняются только закону.

Читайте также: Отпуск за отработанное время

Длительное время функции надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда осуществляли профес­сиональные союзы . а также состоящая в их ведении техниче­ская инспекция труда. В профсоюзах и сегодня есть техниче­ская и правовая инспекции . однако с созданием федеральной инспекции труда эти инспекции являются инструментамитолько общественного контроля и не наделены полномочиями по наложению на должностных лиц штрафов за нарушение нормативных актов по охране труда .

Как установлено ТК РФ (ст. 419 и 362 ), все лица (в том чис­ле руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица), виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих норм трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материаль­ной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, ад­министративной и уголовной ответственности в порядке, уста­новленном федеральными законами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по соблюдению трудового законодательства как работодателем, так и работником, влечёт дисциплинарную ответственность по правилам, предусмотренным ТК РФ.

Административная ответственность работодателей и их пред­ставителей за нарушение трудового законодательства регламен­тируется ст. 5.27 КоАП РФ.

КоАП РФ (ст. 5.28-5.34 ) также ус­тановлена административная ответственность за правонаруше­ния в области социально-партнёрских отношений, прежде всего для лиц, представляющих работодателей.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена ст. 143, 145, 145.1 УК РФ.

В качестве крайней меры ответственности организации за нарушение требований охраны труда допускается её ликвидация. Решение о ликвидации организации или прекращении деятель­ности её структурного подразделения принимается судом по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда при наличии заключения государственной экспертизы условий труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства это:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти по надзору и контролю в установленной сфере деятельности.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; является одним из основных способов защиты трудовых прав и законных интересов работников и осуществляется посредством проведения должностными лицами органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля в установленной сфере, проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности и т. д.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется:

во всех организациях на территории РФ - федеральной инспекцией труда ;

в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с федеральной инспекцией труда) - специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с ФЗ.

Общие принципы организации и осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, закреплены в главе 57 ТК РФ.

См. также Федеральная инспекция труда . Федеральные органы исполнительной власти по надзору .

Российская энциклопедия по охране труда. - М. НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007 .

Смотреть что такое «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства» в других словарях:

Надзор И Контроль За Соблюдением Законов И Иных Нормативных Правовых Актов О Труде И Охране Труда - функция, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами, а также общественными организациями в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда. В соответствии со ст.244 КЗоТ государственный надзор и контроль в… … Словарь бизнес-терминов

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА - функция, осуществляемая специально уполномоченными государственными органами, а также общественными организациями в целях предотвращения и пресечения правонарушений в сфере труда. В соответствии со ст.244 КЗоТ государственный надзор и контроль в… … Энциклопедия трудового права

Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состоящая из федерального… … Российская энциклопедия по охране труда

НПА:Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:Раздел III - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

Защита трудовых прав работников - гарантируемая государственная защита прав и свобод работников в сфере труда, направленная на предотвращение нарушения трудовых прав работников или незамедлительное восстановление нарушенных прав, а также предоставление работникам компенсаций в… … Российская энциклопедия по охране труда

Способы защиты трудовых прав работников - основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Управление безопасностью труда - Основной целью управления безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и… … Википедия

Государственная политика в области охраны труда - одно из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества. Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в… … Российская энциклопедия по охране труда

НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть пятая - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

  • Новое законодательство об охране труда. Н. Н. Шептулина. В пособии рассматриваются новые правовые нормы, закрепляющие право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также обязанность работодателя по… Подробнее Купить за 90 руб электронная книга
  • Основы трудового права. Радько Т.Н. В учебном пособии в краткой и удобной форме раскрыты основные темы, необходимые для получения базовых знаний по курсу «Трудовое право РФ». Рассмотрены такие вопросы как понятие и задачи… Подробнее Купить за 26 руб
  • Основы трудового права. Т. Н. Радько. В учебном пособии в краткой и удобной форме раскрыты основные темы, необходимые для получения базовых знаний по курсу «Трудовое право РФ». Рассмотрены такие вопросы, как понятие и задачи… Подробнее Купить за 23.4 руб

Основная цель контроля и надзора в строительстве - избежать брака, недоделок, замены и удешевления материалов, упрощения проектных решений, не допустить необоснованного завышения стоимости работ, а также обеспечить безопасность последующей эксплуатации построенного объекта.

Функции технического контроля за строительством могут исполнять представители Заказчика, подрядчика, госорганов, а также непосредственно авторы проекта.

Осуществление строительного контроля на крупных и технически сложных объектах проводит независимая специализированная инжиниринговая компания, имеющая соответствующий допуск саморегулируемой организации. Технический надзор за строительными работами и смонтированными инженерными системами чаще всего осуществляется от лица Заказчика.

Организация государственного контроля качества в строительстве – задача органов исполнительной власти. Подобный вид контроля осуществляется ими непосредственно на месте строительства с целью защиты прав потребителей.

Также работы по организации и осуществлению строительного контроля выполняют организации, специализирующиеся на осуществлении противопожарного, санитарно-эпидемиологического, промышленного, энергетического и других видов надзора. За основу архитектурно-строительного контроля данные организации берут нормативные документы, которые действуют на этапах проектирования, строительства объекта, а также его эксплуатации.

Основные надзорные органы

Для оказания услуг строительного контроля также привлекаются независимые специализированные службы (в том числе ИП), имеющие допуски СРО на проведение проверочных работ. В данном случае независимые эксперты выступают в качестве третьей стороны в процессе строительства наравне с Заказчиком и подрядчиком.

Как происходит осуществление строительного контроля?

Прежде всего, Заказчик должен получить разрешение на строительство. Данный документ выдают Органы ГАСК. После того, как Технический заказчик извещает о начале строительства, происходит назначение штатного инспектора технического надзора. В дальнейшем как представитель органа, осуществляющего строительный контроль и надзор, он будет принимать решение о соответствии построенного объекта утвержденной проектной и рабочей документации и готовности его к эксплуатации.

Перед выходом на строительную площадку генподрядной организации необходимо получить ордер на производство работ. По прибытии инспектора ГАСК на стройплощадку его должен сопровождать представитель Строительного надзора от Заказчика или подрядчика.

Госнадзорные структуры

Кто еще может осуществлять строительный контроль (технический надзор)?

  • ГУП «Мосводосток» – следит за строительством сетей ливневой канализации;
  • ГУП «Мосводоканал» – осуществляет контроль прокладки наружных сетей канализации и водопровода;
  • ОАО «МОЭСК» – ведет надзор строительства наружных сетей электроснабжения;
  • ГУ МЧС по г. Москве – выполняет технический надзор за работами на объектах ГО и ЧС;
  • ГУП «Мосгаз» – контролирует вынос или присоединение газовых сетей;
  • ОАО «МОЭК» и ОАО «Московская теплосетевая компания» – ведут технадзор за монтажом тепловых сетей.

Другие госорганизации, осуществляющие функции технического контроля за строительством

На начальном этапе строительства проверки и надзор за производством работ могут самостоятельно проводить следующие государственные органы:

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Почему строительный контроль и надзор лучше доверить независимому эксперту?

Как уже упоминалось, осуществление строительного контроля может быть возложено как на заказчика, так и на подрядчика. Однако специфика российского рынка диктует необходимость привлечения третьего, независимого лица, в качестве которого выступают специализированные организации.

Контроль и надзор в строительстве могут проводить Заказчик и подрядная организация, выполняющая функции строительного контроля.

Проблема заключается в том, что у заказчика и исполнителя цели зачастую не совпадают. Если первый желает получить качественный и возведенный в установленные сроки объект без превышения сметы и даже с ее экономией, то второй стремится получить от проекта максимальную выгоду. Нередко недобросовестные подрядчики, выполняющие функции технадзора , завышают объемы работ и расходных материалов в отчетных документах, причем умело обосновывают это с целью получить от заказчика возмещение. Изначальный бюджет таким образом увеличивается, порой раздуваясь до невероятных размеров.

Поэтому для осуществления строительного контроля желательно привлекать независимую надзорную организацию. Компетентная компания, не имеющая заинтересованности в искажении отчетов и не являющаяся представителем ни одной из сторон проекта, обеспечит соблюдение надлежащего качества строительства и не позволит подрядчику необоснованно выйти за пределы сметы. Если функции контроля возложены на заказчика, риск злоупотреблений со стороны подрядной организации сохраняется. Ведь не каждая управляющая строительством компания располагает кадрами, способными профессионально разбираться в тонкостях строительной сферы.

Таким образом, привлечение к проекту независимой контролирующей организации является оптимальным вариантом для обеспечения всех требований проектно-сметной документации. Обращаясь к SEVERIN DEVELOPMENT, вы получите качественный комплексный контроль на всех этапах строительства.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.