Правовые и организационные основы бжд. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в российской федерации Основные фз регулирующие отношения в бжд

Управление безопасностью жизнедеятельности в техносфере — это целенаправленная деятельность государственных, отраслевых органов и ведомств, а также отдельных объединений, организаций, коллективов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности людей, их защите от любых опасностей и вредных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий.

Основой управления является решение , которое определяет порядок и способы принимаемых действий и мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности в техносфере. Можно сказать, что обеспечение безопасности жизнедеятельности в техносфере в конечном счете определяется правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений, оформляемых в нормативно-правовые акты.

Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Законодательство РФ об основывается на и состоит из федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Среди них можно выделить федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” . Для реализации этих законов приняты Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

Управление охраной труда осуществляет блок федеральных органов исполнительной власти, руководимый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития). Оно осуществляет функции государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, социального страхования, условий и охраны труда и т. д.

Функции по контролю и надзору, которые ранее осуществлялись Санэпиднадзором Минздрава России, переданы Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) осуществляет функции по надзору и контролю в сфере труда, а также государственный надзор и контроль за соблюдением, в частности, трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) организует деятельность по установлению связи заболевания с профессией, государственной службы медико-социальной экспертизы и др.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет контроль за порядком организации осуществления медико-социальной экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; организует деятельность системы санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий составляет закон Российской Федерации “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (1994), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты ее граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В федеральном законе “О пожарной безопасности” (1994) определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России , дается регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, крестьянскими хозяйствами и иными юридическими лицами независимо от форм собственности. Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации последствий аварий.

Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Федеральный закон “О гражданской обороне” (1998) отражает задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления , полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления организаций независимо от форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (). В Москве принят закон города Москвы “О защите населения и территорий города от и ”, а также постановления, среди которых важнейшими являются: “Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды”, “О ставках платы и порядке исчисления платежей за загрязнение окружающей природной среды на территории Москвы”, “О ходе работ по созданию автоматизированной системы экомониторинга”, “О мерах по обеспечению взрывобезопасности на промышленных объектах Москвы”.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующими органами управления Московской городской системы чрезвычайных ситуаций МГСЧС являются:
  1. на городском уровне — Главное управление МЧС России по Москве;
  2. на уровне административных округов города Москвы — структурные подразделения Главного управления МЧС России по Москвы, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административных округов города Москвы;
  3. на уровне районов города Москвы — структурные подразделения управ районов, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  4. на объектовом уровне — структурные подразделения или работники, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Постоянно действующие органы управления МГСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления МГСЧС определяются соответствующими положениями о них и другими документами указанных органов управления.

Органами повседневного управления силами и средствами МГСЧС являются:
  • Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Москве, Центр управления силами Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Москве и специальное структурное подразделение Управления гражданской защиты Москвы для оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, объединяемые в Единый дежурно-диспетчерский центр реагирования на чрезвычайные ситуации города Москвы;
  • дежурно-диспетчерские службы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций, объединяемые в Единую систему оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы.

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Размещение органов повседневного управления МГСЧС в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
  • приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

  • «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • «О безопасности дорожного движения»;
  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • «О радиационной безопасности населения»;
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
  • «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

  • «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
  • «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
  • «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  • «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это прежде всего нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».


Опасности всегда были и остаются недружелюбными попутчиками человечества. Они, как тени, постоянно сопровождают людей, но в отличие от теней проявляют назойливость, часто перерастающую во враждебность, а то и в агрессию.

Для защиты от опасностей, преследующих современного человека, не достаточно простой индивидуальной осмотрительности, хотя, конечно, она должна иметь место; необходимо социально организованное противодействие опасностям. Обеспечение безопасности является государственно-значимой проблемой, оно должно осуществляться всеми, постоянно и повсеместно и под патронажем государственных институтов.
Проблема государственного обеспечения БЖД значительно шире излагаемой нами тематики учебной дисциплины. Однако интуитивно понятно, что нормы и правила БЖД, изучаемые в рамках учебных программ, являются продуктом государственного регулирования безопасности жизни и деятельности граждан. Поэтому представляется целесообразным кратко рассмотреть систему мер государственного регулирования безопасности и увидеть ту ее условно обособленную часть, которую здесь рассматриваем как учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельность».
Систему общегосударственных мер по обеспечению безопасность граждан в Российской Федерации можно условно представить в виде двух ее составляющих:
1) правовых нормативных актов;

2) институтов, практически обеспечивающих минимизацию рисков.
Соответствующие этому компоненты системы безопасности могут быть представлены схемой, показанной на рис. 1.25.
Конституция РФ провозглашает право каждого на безопасные условия жизни. Конечно, это право не абсолютно, оно ограничивается рамками возможностей государства, которые, кстати сказать, находят свое отражение в упоминавшейся выше концепции приемлемого риска.
Государственное видение проблемы безопасности жизнедеятельности содержится во многих общефедеральных нормативных актах. Обобщенно и конкретно на сегодняшний день эти взгляды изложены в Законе «О безопасности» № 4235-1 от 25.12.1992 и в Концепции национальной безопасности № 24 от 10.01.2000, утвержденной Президентом РФ.

Рис. 1.25

Исходным положением Закона «О безопасности» является декларирование обязательства государства обеспечить безопасность каждого гражданина, защиту интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Государство возлагает на себя функции прогнозирования угроз, поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в условиях
64

чрезвычайных ситуаций. Полномасштабное обеспечение безопасности возлагается на Совет безопасности РФ, возглавляемый Президентом РФ. Совет безопасности создает постоянно действующие, а в особых случаях - временные, комиссии, которые в непрерывном режиме исполняют свои руководящие полномочия. В поле зрения Закона «О безопасности» состоят, в основном, опасности и угрозы, имеющие статус чрезвычайных или общенациональных.
Концепция национальной безопасности содержит изложение взглядов и установок по конкретным внутренним и внешним угрозам. Акцент в ней также делается на угрозах, диктующих создание силовых структур. Некоторые из перечисляемых в Концепции угроз напрямую связаны с тематикой учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». К ним относятся угрозы военного характера, чрезвычайные техногенного и природного происхождения.
Законодательные акты по проблематике БЖД многочисленны, более того, любой государственный акт подвергается экспертизе по критерию безопасности жизнедеятельности в широком смысле этого термина. Приведем далеко неполный перечень законов, которые создают нормативную базу безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации. Закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996. Закон «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994. Закон «О радиационной безопасности населения» № 03-ФЗ от 09.01.1996. Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997. Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999. Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 (раздел «Охрана труда»). Закон «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25.07.1998.
Даже этот неполный список приведенных законов, судя по их названиям, свидетельствует об исключительно высокой значимости, которая придается в Российской Федерации проблеме БЖД. К отдельным законам еще вернемся при дальнейшем изложении нюансов конкретных опасностей и, соответственно, мер по защите от них.
Примером указов Президента РФ по проблеме безопасности могут служить Указы «Основы единой государственной политики в области обеспечения безопасности на период до 2010 года»: ядерной и радиационной - Пр - 2106 от 4.12.2003; химической и биологической - Пр - 2194 от 4.12.2003; в области гражданской обороны - Пр - 12 от 5.12.2004.
В качестве примера постановления Правительства РФ по проблеме БЖД назовем Постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 794 от 30.12.2003.
Далее обратим внимание на порядок соблюдения и исполнения правовых норм БЖД в РФ. На выполнение этих функций уполномочены практически все органы исполнительной власти РФ всех уровней, а также руководящие органы отраслей, ведомств, предприятий и прочих объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности. Обычно полномочия властных органов распространяются на соответствующие административнотерриториальные единицы, а руководящих органов производственных отраслей - на функциональные объекты хозяйственной деятельности. За повседневное проведение в жизнь законодательных норм по БЖД в РФ персонально ответственным является премьер- министр, который, кстати, в условиях военного времени становится начальником гражданской обороны. Общая координация деятельности структур государственной власти в области охраны труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти по труду.
Среди министерств РФ следует выделить группу таких, которые по функциональному предназначению нацелены исключительно на обеспечение безопасности жизнедеятельности на общегосударственном уровне. Такие министерства, как правило, являются силовыми, возглавляющие их министры подчиняются непосредственно Президенту РФ. К числу таких министерств относятся МВД, МЧС, МО, МИД, Минюст, ФСБ. Подчиненность силовых министров непосредственно Президенту РФ подчеркивает приоритетность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Силовые способы обеспечения безопасности не являются предметом нашего изложения. Обобщенно, в кратком изложении опишем принципы государственного обеспечения безопасности лишь для трех интересующих нас секторов проблематики БЖД. К ним относим: охрану труда; техногенные и экогенные чрезвычайные опасности; гражданскую оборону.
Государственное управление охраной труда в РФ провозглашается приоритетным принципом государственной политики в области БЖД. Государство через систему контролирующих органов ведет строгий надзор за соблюдением требований охраны труда, за соблюдением принятых правовых норм. Концентрированное изложение правовых основ охраны труда содержится в 10-й главе Трудового кодекса РФ. Конкретные обязательные общегосударственные правила обеспечения безопасности участников трудовой деятельности, сохранения их жизни и здоровья содержатся в системе стандартов по безопасности труда (ССБТ), в частности, в системе ГОСТов, относящихся к 12-й группе. Полное обозначение любого ГОСТа этой группы можно понять на примере: «ГОСТ 12.1.030 - 81», в нем цифрами обозначены: 1 - правила электробезопасности; 030 - стандарты защитного заземления; 81 - год утверждения стандарта.
С принятием в 2003 г. Закона «О техническом регулировании» государственная система стандартов в значительной мере утрачивает свою приоритетность. Этим законом вводится в практику новый нормирующий документ - «регламент», который, как и ГОСТы, подлежит государственной регистрации, становится обязательным для исполнения всех заявителей, декларирующих безопасность своей деятельности.
Все требования охраны труда государством объявляются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Обеспечение безопасности трудовой деятельности является обязанностью работодателя. Для практического исполнения этих полномочий в организациях с численностью работников более 100 должна создаваться служба охраны труда или должен назначаться ответственный специалист по охране труда. За неисполнение полномочий по охране труда законом предусматривается наказание виновных вплоть до уголовного.
Государственное управление защитой от чрезвычайных опасностей в РФ осуществляется в рамках созданной в 1992 г. «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» - РСЧС. Здесь нужно снять недоразумение, которое, возможно, возникнет у пользователя данным пособием. В приведенном названии системы участвует термин «ситуация» и нет термина «событие». Придерживаясь введенной нами терминологии, с учетом фактического предназначения, данную систему можно бы назвать семантически более точно: «... системой предупреждения чрезвычайно опасных ситуаций и ликвидации последствий чрезвычайно опасных событий».
По установившейся терминологии опасность относится к чрезвычайной, если она может привести или уже привела к гибели людей, большому материальному ущербу или нарушению условий жизнедеятельности значительного числа людей. Численные значения критериев отнесения опасностей к чрезвычайным, используемые разными ведомствами, могут различаться. Например, в рамках МЧС РФ пороговые значения трех названных критериев составляют: два человека, 1000 МРОТ или 100 чел. соответственно.
Изучаемые чрезвычайные опасности по традиции принято подразделять на две разновидности: происходящие в мирных условиях (техногенные и экогенные); обусловленные применением средств вооруженной борьбы (подразумевается опасность поражения населения).
В наши дни «Система...» функционирует в режиме мирного времени, с объявлением войны она переводится в режим гражданской обороны с приоритетом защиты населения от средств вооруженной борьбы. Особенности поражения и защиты людей и объектов в условиях чрезвычайных опасностей будут рассмотрены нами позже, пока ведем речь о проблеме в целом.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов власти (от федерального до местного самоуправления) и организаций, в полномочия которых входит защита населения в условиях чрезвычайных опасностей. Координирующим федеральным органом РСЧС является Правительственная комиссия, а головным правительственным подразделением, обеспечивающим ее функционирование, - МЧС РФ. Акцентируем факт: органы управления РСЧС замкнуты на МЧС, но по регламенту в «Системе...» могут быть задействованы силы и средства практически всех ведомств РФ, в первую очередь МВД, МО, МЗ и др.
Элементы РСЧС (штабы, центры управления, пункты постоянного дежурства, силы и средства спасения и т.д.) рассредоточены по всей территории РФ и способны оперативно реагировать на проявления опасностей. В зависимости от обстановки РСЧС может функционировать в одном из трех режимов: повседневный режим - в мирное время при нормальной обстановке; режим повышенной готовности - в условиях чрезвычайно опасной ситуации; чрезвычайный режим - в условиях чрезвычайно опасного события, а также с началом войны.
Понятно, что эффективность функционирования РСЧС в большой степени определяется оперативностью реагирования на опасные случаи. Отечественная «Система...» имеет высокие показатели оперативности и организованности действий в очагах опасностей. Нередко она участвует и в проведении спасательных работ в очагах опасных событий на территории других государств.
Задачи В некотором регионе с числом жителей равным N зарегистрированы все случаи гибели людей в ДТП на протяжении двухлетнего периода; данные по ним приведены в следующей таблице:
Требуется: определить индивидуальный риск гибели жителя региона в ДТП; рассчитать и построить график социального риска гибели в ДТП жителей региона.
Числом N задаться или принять равным 107. Доля автовладельцев среди жителей региона (см. условие задачи 1.1) составляет 25 %. Средняя стоимость одного транспортного средства составляет 8 у.е. Среднестатистические данные за тот же период по материальному ущербу в связи с порчей транспортных средств в ДТП приведены в следующей таблице:
Определить: индивидуальный риск автовладельца, проживающего в регионе, повредить свое транспортное средство в ДТП (по-иному - унитарный риск повреждения в ДТП автотранспортного средства); унитарный риск утраты денег, вложенных в приобретение автотранспортного средства в результате ДТП. За прошедший год на станции регионального мониторинга зарегистрировано 100 сейсмических событий. Какова вероятность того, что за предстоящий месяц число событий окажется не менее 10, но не более 12? Расчет произвести по двум моделям - биномиальной и пуассоновской; результаты сравнить. Можно ли утверждать, что поток событий является пуассоновским, если в нем для случайного числа событий за заданный промежуток времени математическое ожидание и дисперсия равны? В каком соотношении находятся математическое ожидание и дисперсия случайного времени между событиями пуассоновского потока? Плотность распределения случайного времени между событиями потока графически изображается треугольником, катет которого соответствует отрезку (0; 1) числовой оси, вдоль которой отсчитывается значение случайной величины. Определить порядок потока Эрланга, которым можно смоделировать такой поток. Индивидуальный риск гибели человека в ДТП в некотором населенном пункте с числом жителей 106 составляет 10-5 год-1. Определить: вероятность гибели в ДТП произвольно взятого жителя населенного пункта в течение 10 лет;
интенсивность потока событий гибели людей в городе; вероятность того, что в предстоящий год в ДТП погибнет: а) ровно 10 жителей, б) не менее 10 жителей. На территории некоторого региона за год произошло 100 опасных событий. Считая, что распределение событий соответствует модели пуассоновского поля, определить вероятность того, что за предстоящее полугодие произойдет такое же число событий, причем все они окажутся сосредоточены в выделенной половине территории региона. Постоянная распада атома материнского радионуклида равна Хм. Дочерний атом является также радиоактивным, постоянная распада для него равна Хд. Атом, образующийся при распаде дочернего атома, будем называть его внучатым, является стабильным. В исходном состоянии атом находится в состоянии материнского.
Методом теории марковских процессов для каждого из трех состояний найти формулы зависимости вероятности от времени.
Ответ:

Заметим, что если задаться исходным числом N0 атомов материнского радионуклида и умножить обе части каждого уравнения на это число, то получим уравнения, описывающие изменение числа атомов каждого продукта во времени. Это следует из того, что произведение XN0 имеет смысл среднего арифметического числа атомов, оно может быть принято за математическое ожидание и по закону больших чисел обладает пренебрежимо малой дисперсией. С целью обеспечения надежности некоторого функционального блока АЭС предусмотрено его дублирование. В рабочем режиме находится лишь один из блоков, и в этом режиме его надежность характеризуется интенсивностью потока отказов X. Выход из строя блока в режиме «холодного резерва» исключается. При отказе работающего блока автоматически в работу включается резервный, а отказавший подвергается восстановлению. Время
восстановления - величина случайная, равная тХ (интенсивность потока восстановлений равна ц = 1/т). Потоки отказов и восстановлений - пуассоновские. При отказе второго блока до восстановления первого АЭС останавливается.
Найти вероятность того, что АЭС будет находиться в выключенном состоянии по причине отказа обоих блоков. Решить задачу 1.10 при условии, что в нормальном режиме оба блока постоянно включены (состояние «горячего резерва») и интенсивности потоков отказов для каждого из них равны. Для оказания скорой медицинской помощи жителям в населенном пункте создано медицинское учреждение с числом выездных бригад, равным m. За одни сутки за медицинской помощью в пункт обращается в среднем k вызовов поток обращений - пуассоновский. Продолжительность задействования бригады на обслуживание одного обращения - величина случайная, ее среднее значение равно т, поток обслуживаний - пуассоновский.
Определить вероятность того, что на обращение нуждающегося в медицинской помощи будет немедленное реагирование пункта помощи (в момент обращения на пункте будут незадействованные бригады).
Возможные значения параметров задания:

  • 15. Основные подходы, способы и средства обеспечения безопасности врача.
  • 16. Характеристика угроз жизни и здоровья пациентов больницы.
  • 17. Права и обязанности медицинского работника по воинскому учету.
  • 18. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • 19. Индивидуальные медицинские средства защиты (табельное оснащение сандружинника (цы).
  • 20. Эвакуация населения (кто организует, привлекаемые силы и средства, способы и сигналы оповещения).
  • 21. Основные элементы оценки медико-санитарной обстановки чс.
  • 22. Силы и средства рсчс на объектах экономики, учреждениях, организациях.
  • 23. Цель, задачи радиационной разведки. Характеристика приборов дп-5-в, ид-1, дп-22-в, дп-70-м.
  • 24. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (ас и дыр).
  • 25. Классификация и характеристика средств защиты органов дыхания.
  • 26. Основные принципы и мероприятия по защите населения в чс.
  • 27. Фазы развития ч/с различного генеза.
  • 28. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при ч/с.
  • 29. Факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 30. Классификация отравляющих веществ.
  • 31. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на муниципальном уровне.
  • 31.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на муниципальном уровне.
  • 32. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на региональном уровне.
  • 32.Организация,задачи,силы и и средства рсчс на региональном уровне,
  • 33. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на окружном (межрегиональном) уровне.
  • 33.Организация,задачи,силы и средства рсчс на межрегиональном уровне.
  • 34. Организация, задачи, состав сил и средств (рсчс) на федеральном уровне.
  • 35. Организация и принципы построения (рсчс).
  • 36. Организация силы и средства ликвидации чс рсчс на объектовом уровне.
  • 37. Классификация чс по масштабам.
  • 38. Общая характеристика и классификация защитных средств.
  • 39. Предназначение, организация, база создания, состав сил и средств санитарной дружины.
  • 40. 3Адачи и организация медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 41. Постоянно действующие органы повседневного управления рсчс.
  • 42. Оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 43. Санитарная и специальная обработка (определение, задачи, мероприятия).
  • 44. Организация рсчс на объектовом уровне.
  • 45. Основы организации и мероприятия защиты население в мирное и военное время.
  • 46. Санитарная обработка пациентов.
  • 47. Силы и средства рсчс на объектовом уровне.
  • 48. Система го и основные направления ее деятельности.
  • 49. Эвакуация пациентов в чс.
  • 50. Режимы функционирования рсчс.
  • 51. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования учреждений
  • 52. Санитарные потери чс (величина, структура и от чего она зависит).
  • 53. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 54. Классификация и характеристика средств защиты кожи.
  • 55. Цели и задачи химического контроля. Характеристика приборов впхр, пхр-мв, мпхр.
  • 56. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан.
  • 57. Правила проведения полной санитарной обработки населения, персонала учреждений и больных.
  • 58. Органы управления в системе рсчс.
  • 59. Организация работы санитарной дружины.
  • 60. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга. Нормативные документы, задачи.
  • Задачи отдела социально-гигиенического мониторинга
  • 61. Принципы построения системы лечебно-эвакуационного обеспечения (ji-э-о) населения при чс.
  • 62. Принципы медицинской сортировки раненых и больных при лечебно-эвакуационном обеспечении (л-э-о) населения в чс.
  • 63. Особенности организации оказания медицинской помощи детям в чс.
  • 64. Особенности организации лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-м) в случае применения современных видов оружия.
  • 65. Режимы функционирования всмк.
  • 66. Задачи, принципы организации всмк.
  • 67. Органы управления в системе всмк.
  • 68. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий среди населения в чс.
  • 69. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чс химической природы
  • 70. Задачи и принципы снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений всмк.
  • 71. Задачи и организационная структура службы Роспотребнадзора в условиях чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс.
  • 72. Медико-санитарные последствия чс
  • 73. Медико-тактическая характеристика чс природного характера.
  • 74. Принципы организации противоэпидемических (профилактических) мероприятий в чс.
  • 75. Неотложные мероприятия 1-ой врачебной помощи.
  • 76. Объем медицинской помощи (определение, кто определяет его, и как меняется в зависимости от медико-тактической обстановки).
  • 77. Виды сортировок на этапах медицинской эвакуации.
  • 78. Схема развертывания этапа медицинской помощи.
  • 79. Первая врачебная помощь (цель, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 80. Принципы управления всмк.
  • 82. Организация противоэпидемических мероприятий в чс.
  • 83. Законодательные и нормативно-правовые основы управления всмк.
  • 84. Основные направления медицинского обеспечения населения в чс.
  • 85. Условия, определяющие современную систему лечебно-эвакуационного обеспечения (л-э-о).
  • 86. Критерии оценки санитарно-эпидемиологического состояния мероприятий чс.
  • 87. Правовые основы гигиенического воспитания и обучения.
  • 88. Медицинская характеристика радиационных поражений, ближайшие и отдаленные последствия облучения.
  • 89. Токсичные химические вещества раздражающего действия. Клиника, диагностика, принципы лечения.
  • 90. Средства профилактики и терапии радиационных поражений.
  • 91. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического отряда (с-эо).
  • 92. Организация, базы создания, состав сил и средств г-э-р (группы эпидемиологической разведки).
  • 93. Организация, задачи, состав сил и средств санитарно-эпидемиологического бригады (с-э-Бр).
  • 94. Задачи и база создания специализированных формирований Роспотребнадзора рф в чс.
  • 2.4. Задачи формирования в режиме повышенной готовности:
  • 2.5. Задачи формирования в режиме чрезвычайной ситуации:
  • 95. Организация, базы создания, состав сил и средств специализированной противоэпидемиологической бригады (с-п-э-Бр).
  • 96.0Рганизация, задачи, состав сил средств врачебной бригады службы «03»(скорой медицинской помощи).
  • 97. Организация, задачи, база создания, состав сил и средств радиологической бригады.
  • 98. Поражающие факторы, вызывающие поражение людей при ядерных взрывах и радиационных авариях.
  • 99. Медицинское оснащение санитарного дружинника (цы).
  • 100. Классификация аварийно-опасных химических веществ (аохв).
  • 101. Определение и виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
  • 102. Мероприятия первой врачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.
  • 103. Медицинское имущество: классификация и характеристики.
  • 104. Этап медицинской эвакуации (задачи, база создания, принципы сортировки раненых и больных).
  • 105. Медико-тактическая характеристика чс взрыво- и пожароопасного характера.
  • 106. Организация учета и отчетности по медицинскому имуществу.
  • 107. Организация всмк на региональном уровне.
  • 108. Доврачебная медицинская помощь (задачи, мероприятия, кто оказывает, время).
  • 108.Доврачебная медицинская помощь(задачи, мероприятия, кто оказывает, время)
  • 109. Медико-тактическая характеристика районов наводнения.
  • 110. Первая помощь (цель, кто оказывает, время, мероприятия).
  • 111. Виды медицинской помощи (сроки, кто оказывает, мероприятия, где оказывается).
  • 1. При катастрофах с преобладанием механических (динамических) поражающих факторов:
  • 2. В очагах с преобладанием термической травмы в дополнение к перечисленным мероприятиям проводят:
  • 3. При катастрофах с выходом в окружающую среду ахов дополнительно:
  • 4. При авариях с выбросом радиоактивных веществ:
  • 5. При массовых инфекционных заболеваниях в очагах бактериологического (биологического) заражения:
  • 112. Первая помощь пострадавшим при химических авариях (цель, мероприятия, кто оказывает).
  • 113. Особенности организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях эпидемий. Понятие о карантине и обсервации.
  • 114. Мероприятия первой врачебной помощи при химических происшествиях.
  • 115. Критерии оценки санитарно-гигиенического состояния территорий чс.
  • 116. Организация, база создания, задачи, состав сил и средств токсикологической бригады.
  • 117. Общие принципы оказания неотложной помощи, антидотная терапия.
  • 118. Органы управления в системе всмк.
  • 119. Ограничительные мероприятия (карантины). Кто устанавливает, показания к установлению.
  • 120. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор.
  • 1. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в рф.

    Безопасность жизнедеятельности человека состояние деятельности человека, характеризующееся отсутствием возможности воздействия неблагоприятных факторов, то есть отсутствием опасности возникновения патогенной ситуации.

    Статья 41

    1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

    Закон 323 Статья 19 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

    Статья 19 . Право на медицинскую помощь

    1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

    2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

    5. Пациент имеет право на:

    1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

    3) получение консультаций врачей-специалистов;

    4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

    5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

    6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

    7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

    8) отказ от медицинского вмешательства;

    9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

    10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

    11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

    Статья 32 . Медицинская помощь

    1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

    2. К видам медицинской помощи относятся:

    1) первичная медико-санитарная помощь;

    2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

    3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

    4) паллиативная медицинская помощь.

    3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой,) 2) амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    3) в дневном стационаре

    4) стационарно 4. Формами оказания медицинской помощи являются:

    1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

    2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

    3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    Статья 35 . Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь

    1. оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. оказывается гражданам бесплатно.

    2. оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

    4. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения

    5. Медицинская эвакуация включает в себя:

    1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами;

    2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

    6. Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

    8. Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан

    Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить.

    1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г. Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. 2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г. Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны. 3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г. Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством. Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

    Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. Эти задачи реализуются через три группы норм:

      нормативы качества окружающей среды) ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС)

      экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду

      механизм исполнения этих требований.

    Охрана труда . Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.. На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят: - государственные стандарты (ГОСТы); - система стандартов безопасности труда (ССБТ); - отраслевые стандарты ОСТ ССБТ; - санитарные правила СП; - гигиенические нормативы ГН; - правила безопасности ПБ; - инструкции по безопасности ИБ; - правила по охране труда отраслевые ПОТО; - типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ. Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов. ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов: - к производственному оборудованию; - к производственным процессам; - к средствам защиты работающих. Чрезвычайные ситуации . Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:

    "

    1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности

  • Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.
  • Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля. Так, например, в Конституции должны быть учтены такие статьи "Всеобщей декларации прав человека" как:
  • · статья N 3 "Каждый человек имеет право на жизнь...";
  • · статья N 23 "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия..." и т.п.
  • Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.
  • 1. Высший уровень иерархии представлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция РФ включает ряд статей, посвящённых охране труда, природы и здоровья человека.
  • 2. Кодексы законов и отдельные законы РФ. Так, например, 9 декабря 1971 года был принят кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), а 23 июня 1999 года принят федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
  • 3. Указы и распоряжения Президента РФ.
  • 4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • 5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.
  • 6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п. Высшая судебная власть в России осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Надзор за исполнением законности осуществляет институт прокуратуры РФ.
  • Безопасность жизнедеятельности

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере...

    Безопасность труда как условие повышения производительности в организации

    Понятие охраны труда содержится в ст.1 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г. №181-ФЗ и сформулировано следующим образом: «Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности...

    Законодательная и нормативно-правовая база безопасности условий труда в организациях различной формы собственности

    На территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР. Столь крупная нормативная база документов...

    Опасные и вредные факторы и их воздействие на человека

    В повседневной жизни человек постоянно обречен на неопределенность и неважно работает он или отдыхает, выступает в качестве клиента сервиса или его работника. Цель человека - чувствовать себя в любой среде в безопасности...

    Основные задачи физиологии труда

    Безопасность жизнедеятельности является комплексной дисциплиной, опирающейся на разработки и достижения разных наук. Одной из таких наук является эргономика. Термин "эргономика" впервые ввел польский естествоиспытатель В...

    Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности на автотранспортном предприятии. Надзор и контроль за состоянием охраны труда

    Общие нормы трудового законодательства изложены в Конституции Российской Федерации, а также Основах законодательства Российской Федерации о труде...

    Оценка эффективности обеспечения безопасности труда в современной организации на примере ООО "АвтоВектор"

    Правовое управление, надзор и контроль за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов...

    Правовое регулирование охраны труда в Республике Беларусь

    Правовой основой охраны труда является совокупность государственных мероприятий, закрепленных в правовых нормах (законах и подзаконных актах) и осуществляемых в целях улучшения условий труда и быта людей...

    Правовые и нормативные документы по охране труда, применяемые на предприятиях общественного питания

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопасностью и охраной труда формируется многообразной и развитой системой законодательных и нормативных правовых актов...

    Правовые основы безопасности жизнедеятельности

    Промышленная безопасность процесса гидроочистки тяжелых вакуумных газойлей

    1.1 Деятельность в области промышленной безопасности К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт...

    Стихийные явления и бедствия

    Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывается в последние десятилетия с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства...

    Управление безопасностью жизнедеятельности

    а) в области охраны труда Основными законодательными актами по охране труда являются: Конституция Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральные законы "О пожарной...

    Управление безопасностью труда

    Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас-ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си-стемой законодательных и нормативных правовых актов...

    В настоящее время в обществе все более укрепляется сознание остроты проблемы безопасности жизнедеятельности и ее правового обеспечения. Не так быстро, как требует ситуация, но все же постепенно в России формируется законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания, а именно в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

    Чтобы обеспечить безопасность человека в различных сферах его деятельности, государством должна быть создана система защиты от рисков природного, техногенного, социального и политического характера. Безопасность может быть достигнута проведением единой государственной политики в области защиты населения, системой мер экономического, политического, экологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности и государства.

    Правовую основу законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

    В марте 1992 г. в России был принят Закон «О безопасности», закрепивший правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определивший систему безопасности и ее функции, установивший порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

    Закон дает определение безопасности и ее объектов. Согласно закону, «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних или внешних угроз».

    Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» 2002 г. в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

    Задачи природоохранительного законодательства:

    • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
    • - предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;
    • - оздоровление окружающей природной среды и улучшение ее качества.

    Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при начислении налогов в случае внедрения экологически чистых технологий. Это прямые экологические стимулы по охране окружающей природной среды.

    Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Решение этих задач отражено в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» 1995 года № 174-ФЗ. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производятся только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов базируется на фундаментальном документе - на Законе «О промышленной безопасности». Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует с 1997 г. Он отражает основы обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий. Изменения в области обеспечения промышленной безопасности внесены Федеральным законом № 22-ФЗ от 4 марта 2013 г., где установлено деление опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности на четыре класса (чрезвычайно высокой, высокой, средней и низкой).

    Правовую основу охраны здоровья и обеспечения безопасности населения в России составляют следующие законодательные акты.

    • * Конституция РФ, которая в ст. 42 провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.
    • * Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ в ред. от 25.06.2012 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
    • * Гражданский кодекс, предусматривающий рассмотрение исковых споров о возмещении вреда, нанесенного здоровью, в судах.
    • * Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991), регулирующий санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. В Законе закрепляется право граждан на возмещение в полном объеме «ущерба от вреда здоровью, причиненного в результате нарушения санитарных норм и правил, повлекших за собой заболевания, отравления». * Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), определяющий общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели Закона - предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

    Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды выражается в полной или частичной потере жизнеобеспечивающих функций организма. Последствия такого вреда проявляются в утрате здоровья или жизни, в отрицательных изменениях в генетической программе человека.

    При возмещении вреда здоровью граждан компенсации подлежат следующие расходы:

    • - затраты на лечение и восстановление здоровья;
    • - расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности;
    • - вынужденный переезд на новое место жительства;
    • - преждевременный уход на пенсию;
    • - упущенные возможности профессиональной или иной деятельности и моральный вред, который по гражданскому законодательству подлежит возмещению.

    Основы законодательства РФ об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сфер хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

    Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности. Средством стимулирования работ по безопасности служит экономическая ответственность, которая состоит в предъявлении экономических санкций, в том числе в виде платы за риск (плата за загрязнение окружающей среды, дифференциация ставок налога на имущество в зависимости от степени износа и новизны применяемых видов техники и оборудования), а также лишение квот (норм, нормативов, требований, наложение штрафов вплоть до остановки производства). Одна из важнейших разновидностей указанных санкций - штрафные санкции, налагаемые за нарушение требований нормативных документов. Штрафные санкции реализуют необходимую обратную связь для эффективного функционирования системы управления риском. Одна из таких санкций - плата за загрязнение среды, осуществляемая в соответствии с принципом «загрязняющий платит», который широко используется в мировой экономике практически всеми странами.

    Перспективный и эффективный инструмент обеспечения промышленной безопасности - страхование техногенных рисков.

    По действию механизмы страхования близки к механизмам платы за риск, поскольку страховой взнос зависит от уровня риска. Страхование стимулирует снижение риска, так как предприятиям выгодно вложение средств в мероприятия по снижению риска.

    При страховании техногенных рисков для граждан объектами страхования могут быть их жизнь, здоровье, трудоспособность, сохранность имущества (личное и имущественное страхование). Для юридических лиц возможно имущественное страхование, предусматривающее возмещение ущерба, нанесенного в результате ЧС, и страхование, предусматривающее возмещение страхователем (виновником происшествия) причиненного им ущерба гражданам, другим юридическим лицам, природной среде (страхование ответственности).

    Обязательно страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», эксплуатирующая объект организация обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде в случае аварии на этом объекте.

    Вместе с тем возможности страхования не беспредельны. Страхование - не источник легких денег для финансирования каких-либо нужд и не благотворительный фонд, а сложная система экономических отношений. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что страховая отрасль не только чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры, правовых норм и др., но и сама оказывает значительное влияние на хозяйственные процессы.

    Меры юридической ответственности, рассматриваемые как гарантии обеспечения выполнения законодательства, регулирует дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

    Законодательство РФ устанавливает не только ответственность государственных органов, предприятий, организаций, учреждений за обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, но определяет права и ответственность каждого гражданина, что отражено в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

    В кодексе признано, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим концептуальным положением, последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность.

    К числу должностных лиц, несущих ответственность за нарушение законодательства по защите населения и обеспечение его жизнедеятельности, относятся собственники, руководители и заместители руководителей предприятий, учреждений и организаций, руководители структурных подразделений и другие лица, отвечающие за соблюдение нарушенных норм и правил.

    Дисциплинарная ответственность указанных лиц наступает на основании норм трудового законодательства. К таким лицам применяют меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение с работы.

    Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные административным законодательством, в частности Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», а также иными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность. Она заключается в применении к виновным лицам наказания в виде предупреждения или штрафа.

    Уголовная ответственность виновных должностных лиц может наступить, если нарушения повлекли за собой или могли повлечь тяжелые последствия, например гибель людей, массовые заболевания, несчастные случаи. Такие вопросы регулируются нормами уголовного законодательства.

    Взаимная ответственность каждого гражданина, общества и государства при выполнении требований законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения создает условия для формирования и развития безопасного общества, устойчивого развития современной цивилизации.

    Вопросы для самоконтроля

    ¦ Безопасность жизнедеятельности: определение и основные задачи.

    ¦ Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

    ¦ Среда обитания: определение и основные понятия.

    ¦ Характеристика основных видов безопасности жизнедеятельности.

    ¦ Характеристика экологической безопасности.

    ¦ Характеристика промышленной безопасности.

    ¦ Охрана труда: определение, основные направления государственной политики.

    ¦ Правовая основа безопасности жизнедеятельности: основные понятия.

    ¦ Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.

    ¦ Конституция РФ. Право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.

    

    Copyright © 2024 Информационно-справочная система.