Система финансового права, ее составляющие. Различие общей и особенной частей финансового права Институты особенной части финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, кᴏᴛᴏᴩые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Именно такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

Следовательно, система российского финансового права — ϶ᴛᴏ объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Материал опубликован на http://сайт

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В наибольшей степени крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к важным достижениям отечественной правовой науки. При этом работа в ϶ᴛᴏм направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

Общая часть финансового права

К Общей части ᴏᴛʜᴏϲᴙтся нормы финансового права, кᴏᴛᴏᴩые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в ϶ᴛᴏй области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с кᴏᴛᴏᴩыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Стоит заметить, что они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Особенная часть финансового права

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части .
Стоит отметить, что особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие финансово-правовые институты. Отметим, что каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по ϲʙᴏему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, ϲʙᴏйственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм данных подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что ϲʙᴏйственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве)

Подотрасли финансового права могут входить в раздел. К примеру, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. При этом в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует исключительно в теории. Сегодня вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в кᴏᴛᴏᴩых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхового дела;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • организации денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования;
  • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг)

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части демонстрирует состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих разделов финансового права.

В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования ϶ᴛᴏго звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некᴏᴛᴏᴩых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически ϶ᴛᴏ выразится в изменении предмета финансового права. Именно такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на кᴏᴛᴏᴩых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. При этом в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, ϲʙᴏйствен комплексный характер)

Научная обоснованность системы права, построение се на базе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

Финансовое право состоит из множества отдельных фи­нансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражает­ся в сложной целостной системе. Внутри этой единой систе­мы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Груп­пировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Однако право не может быть лишь зеркалом обще­ственных отношений, поскольку его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система финансового права - это объек­тивно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и рас­положение финансово-правовых норм в определенной пос­ледовательности.

В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения - Общую и Особенную часть.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, право­вые формы и методы финансовой деятельности государ­ства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизи­руются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответству­ющие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых от­ношений. Финансово-правовой институт объединяет пра­вовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В раздел по признаку однородности регулируемых от­ношений входит несколько финансово-правовых инсти­тутов. Всем этим отношениям свойственны общие отли­чительные черты (например, в раздел “Правовое регули­рование государственных доходов” входят институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отно­шения в области: а) государственной бюджетной систе­мы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финан­сов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственно­го страхования; ж) налогообложения; з) банковского кре­дитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валют­ного регулирования. Они имеют соответствующие наи­менования.

В системе финансового права находит отражение фи­нансовая система Российской Федерации как объектив­но существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отража­ет состав финансовой системы, выделение в ней несколь­ких звеньев. В результате государственный бюджет, го­сударственный и банковский кредит, государственное страхование и т. д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение на основе объективно существующих отношений дает воз­можность наиболее правильного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей ак­тивной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содер­жатся в большом числе разнообразных правовых норматив­ных актов, или источниках. К ним относятся акты предста­вительных и исполнительных органов государственной вла­сти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, об­ластные, местные и др.).

Итак, источники финансового права Российской Феде­рации - это правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и местного само­управления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права - Конституция Российской Федерации, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государ­ства в целом и по отдельным ее направлениям, соответствен­но используемым звеньям финансовой системы. Особое ме­сто в финансовом законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Рос­сийской Федерации.

Источники финансового права Российской Федерации имеют разную юридическую силу. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

Для последнего времени характерно расширение сфе­ры регулирования финансовых отношений законодатель­ными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге, о денежной системе и т. д. Ранее эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государ­ственного управления.

Нормы финансового права содержатся и в актах орга­нов исполнительной власти: указах Президента и поста­новлениях Правительства Российской Федерации (напри­мер, постановлением Правительства РФ устанавливают­ся ставки косвенных налогов - акцизов по отдельным видам товаров). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками фи­нансового права. То же относится и к актам местной ад­министрации.

Соответственно развитию методов финансово-правово­го регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности, со­глашения между ними. Соглашения по финансовым воп­росам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ве­домств и т. д., регулирующих вопросы финансов в преде­лах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми кол­лективами, администрацией предприятий, организаций (например, положение о порядке распределения прибыли).

В связи с тем, что идет активный процесс формирова­ния финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобре­ли высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Финансовое право представляет собой совокупность последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей и задач правового регулирования порядка функционирования финансовой системы государства.

Система финансового права делится на две части - общую и особенную .

Нормами общей части закрепляются общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства. В общую часть финансового права в литературе традиционно включаются нормы права, "обслуживающие" все или почти все институты особенной части, их действие, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. При этом содержание общей части финансового права конкретизируется применительно к порядку и особенностям функционирования финансовой системы Российской Федерации в соответствующем финансовом году в институтах ее особенной части. Как неоднократно указывалось в работах по общей теории права различных отечественных ученых, такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права. Таким образом, общая часть финансового права включает в себя нормы, определяющие принципы финансового права и регулирующие структуру и порядок функционирования финансовой системы Российской Федерации, состав финансового законодательства, устанавливающие порядок финансового контроля и особенности привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Особенная часть финансового права включает в себя нормы, регулирующие особенности функционирования финансовой системы и четырех ее составных элементов:

  • - бюджетной системы (подотрасль финансового права - бюджетное право);
  • - налоговой системы (налоговое право);
  • - кредитно-денежной;
  • - валютной системы (валютное право и право денежного обращения).

Считается, что нормы особенной части финансового права содержатся, например, в Налоговом и Бюджетном кодексах, в принимаемых ежегодно федеральных законах о бюджете, Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" и ряде других нормативно-правовых актов.

Система финансового права, Общая часть, Особенная часть, Бюджетное право, Налоговое право, Право денежного правообращения.

Общая и особенная части, являясь элементами системы финансового права, в свою очередь, объединяют обособленные совокупности однородных взаимосвязанных юридических норм соответственно:

  • - институты;
  • - субинституты;
  • - нормы финансового права.

При этом под институтами финансового права следует понимать взаимосвязанные группы норм, регулирующих однородные финансовые отношения. Так, к числу институтов особенной части налогового права относят институт налогов, институт государственного кредита и т.д.

Субинститутами финансового права выступают составные части (элементы) указанных институтов рассматриваемой отрасли права. Например, в рамках института финансового процесса могут быть выделены такие субинституты, как субинститут утверждения бюджета, субинститут исполнения бюджета и т.д. В свою очередь, в рамках, скажем института доходов бюджетов можно выделить субинститут доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и, наконец "первичной ячейкой" системы финансового права являются нормы .

В качестве таковых выступают установленные (санкционированные) государством общеобязательные правила должного (допустимого) поведения участников бюджетных правоотношений, охраняемые от нарушения силой государственного принуждения. Таким образом, структурные подразделения (институты, субинституты) особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права:

  • - бюджетное право;
  • - налоговое право;
  • - право денежного обращения;
  • - валютное право.

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхования;
  • государственных и муниципальных расходов;
  • банковского кредитования;
  • денежного и расчетов;
  • валютного регулирования.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому, регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.

Для того чтобы лучше понимать, что такое система финансового права, нужно разобраться в понятии «финансы», которое является ключевым в рамках данной темы. Итак, в экономической литературе, как и в правовой науке, понятие «финансы» может иметь два значения. Согласно первому, финансы - это совокупность определенных экономических отношений, которые обычно возникают при распределении и дальнейшем использовании различных денежных фондов. Второе значение определяет финансы как совокупность денежных фондов, мобилизованных государственной властью для осуществления ряда задач.

Таким образом, финансы рассматриваются в большей мере не как деньги, а как отношения между людьми при операциях с ними. Финансы - средство распределения национального дохода, контроля за распределением денежных средств страны, стимулирования развития страны.

Нормы права, которые регулируют финансовую деятельность, группируются в ряд правовых институтов, на которых, собственно, и основывается данная структура правовой системы. Институтами называют взаимосвязанные группы правовых норм, которые управляют общественными отношениями внутри вида права.

Так как финансовые устанавливаются государством, система финансового права состоит из 2 частей - общей части и особенной.

Общая часть включает в себя нормы, регулирующие и описывающие общие формы, принципы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, которые осуществляют эту деятельность, правовое положение органов и положение субъектов финансовых отношений. К общей части также имеют отношение вопросы управления финансовым контролем и те принципы, которые лежат в основе зарубежных институтов финансового права.

В особенной части описываются институты финансового права в четкой последовательности. Здесь установлено, что основным является институт Именно аккумулирует все главные государственные обеспечивающие деятельность власти. Существуют также внебюджетные денежные фонды, которые тоже относятся к централизованным финансам. Отметим, что правовые институты, которые регулируют отношения в данной сфере, считаются основными и выделяются на фоне остальных финансово-правовых институтов.

Так как система финансового права основана на бюджете, то есть доходах и расходах государства, в этой области существует свой институт - институт государственных доходов. Он располагает нормами, которые регулируют налоговые отношения физических и юридических лиц. Доходы государства включают в себя институты, которые объединяют правовые и финансовые нормы, регулируют децентрализованные денежные фонды, а также нормы, касающиеся государственного страхования и кредитования.

Чтобы финансовая система государства нормально функционировала, следует не только аккумулировать доходы в фонды денег, но и грамотно их расходовать. Так, следующий правовой институт - институт расходов государства, к которому относится банковское кредитование, бюджетное финансирование, и страхование.

Так как финансовая деятельность основывается на денежном обращении, огромное значение в системе финансового права имеет валютное законодательство.

Подводя итог, следует отметить, что система финансового права - своеобразное отражение существующей в государстве единой финансовой системы. В ее общей части закреплены основные явления и понятия государственной финансовой деятельности, особенности правовых норм в финансовых отношениях, финансово-правовые институты. Особенная часть характеризует эти институты в определенной последовательности. Принципы финансового права являются базой для изучения дисциплины и проведения финансовой деятельности в государстве.



Copyright © 2024 Информационно-справочная система.